Мероприятия по совершенствованию правовой деятельности предприятия. Мероприятия по совершенствованию деятельности банка. Теоретические основы и особенности построения системы развития предприятия в современных условиях

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЖАСТФОЮ»

Разработка предложений по совершенствованию деятельности организации ООО «Джастфою»

Постоянного в этом мире ничего нет: все экономические процессы, интенсивно развиваются и изменяются под воздействием различных факторов. Все это оказывает влияние на эффективную деятельность предприятия и тогда приходится совершенствовать направления работы системы управления. Управление ресторанам ООО «Джастфою» вполне соответствует веяниям современного мира.

Желание добиться успеха характерно для многих предприятий, поэтому в обстановке последствий экономического кризиса, который отразился на товарообороте, затратах, путем уменьшения прибыли, необходимо усовершенствовать систему управления ресторана ООО «Джастфою». Чтобы быть успешным в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей предприятие должно быть как эффективным, так и результативным.

Для совершенствования общей системы управления предприятием, хочется предложить следующие мероприятия:

  • 1) Совершенствование организационной структуры ООО «Джастфою».
  • 2) Разработка и введение карты коллекционных вин.
  • 3) Внедрение технического анализа меню.
  • 4) Провести мероприятия направленные на улучшение качества сервиса в ресторане «Джастфою».
  • 5) Обучение поваров приемам карвинга.
  • 6) Разработать рекламную деятельность, например, реклама "Бегущая строка" в автобусе.

Мероприятие 1. Изменение организационной структуры ООО «Джастфою».

При более внимательном рассмотрении организационной структуры ООО «Джастфою» мне видится неукомплектованность штата ресторана, думаю, просто необходимо ввести в организационную структуру должность маркетолога.

Главной обязанностью маркетолога будет организация маркетинговой политики ресторана, сотрудничество с рекламными агентствами. Организация и проведение PR-акции и PR-компании, подготовка публикаций для СМИ, проведение пресс-конференций, составление пресс-релизов для создания имиджа предприятия в глазах потребителей, т.е. реализация связей с общественностью.

Измененная организационная структура изображена на рисунке 10.

Рисунок 3.1 Измененная организационная структура управления ресторана «Джастфою»

Чтобы узнать насколько эффективным окажется данное мероприятие, и получим ли мы от изменений прибыль, произведем следующие расчеты:

  • 1. Рассчитаем затраты на содержание должности маркетолога за год:
    • - Оклад (30000 рублей в месяц), за год - 360000 рублей.
    • - Затраты на оборудование рабочего места: стол- 10000 рублей, компьютер 30000 рублей; кресло - 3000 рублей; канцелярские принадлежности - 1000 рублей. Итого - 44000 рублей +360000= 404000 рублей.

Мероприятие 2. Разработка и введение карты коллекционных вин.

Карта вин - документ, содержащий перечень алкогольных напитков, предназначенный для информации о наименованиях напитков и цен на них. Разрабатывается для более эффективной продажи элитных коллекционных вин гостям, которые заказывают дорогостоящее вина и имеют большой денежный доход, разрабатывают карту коллекционных вин с указанием: региона; сорта винограда; его вкусовых качеств и с рекомендацией блюд к нему. Таким образом, повысится объем продаж дорогих блюд.

Рассчитаем затраты: информацию о вине можно взять у производителей или в винном справочнике, заказать карты вин стоит от 500 до 1000 рублей за один комплект, цена зависит от качества обложки наличия логотипа ресторана и т.д. возьмем на расходы 10000 тыс. рублей.

Мероприятие 3. Внедрение технического анализа меню.

Для эффективного управления меню, необходимо регулярное проведение анализа продаж, то есть технический анализ меню. Имея данные, полученные в результате таких анализов, можно вносить в меню небольшие поправления таким образом, чтобы последующие меню приносили значительные прибыли. Для этого предлагаю приобрести специальную программу, предназначенную для анализа продаж. Программа для технического анализа меню обойдется в 14450 тыс. рублей.

Мероприятие 4. Провести мероприятия направленные на улучшение качества сервиса в ресторане «Джастфою».

Разработать мероприятия, направленные на повышения качества обслуживания (учёба, тренинги, профессиональное тестирование, аттестация) возложить на менеджера. Для определения эффективности обучения, должна проводиться оценка на каждом уровне, иначе нельзя сделать вывод о влияния тренинга на конечный результат.

Например: Проводится тренинг по теме «Работа с жалобами клиентов». После его окончания оцениваем, насколько понравился сам тренинг, способ подачи материала. Далее проверяем, что запомнили сотрудники по результатам обучения (знают стандарты обслуживания, алгоритм работы с клиентом и т.д.). После этого проводим анализ, насколько сотрудники применяют полученные знания и навыки.

Повышенное внимание к качеству сервиса предполагает наличие у сотрудников ресторана навыков обслуживания посетителей, работе в команде. Но посетитель бывает разный и часто на официантов, барменов выплескивается психологическая давка со стороны гостей.

Необходимо один раз в год или чаще (если ресторан может себе позволить) устраивать психологические тренинги для персонала. Работа психологов поможет смягчить конфликтные ситуации на рабочем месте, между официантом и посетителем, между персоналом друг с другом.

Часть программы обучения должна быть посвящена дополнительным продажам, то есть обучение официантов способам, помогающим увеличить среднюю сумму чека, например, официант должен уметь предложить дополнительно к выбранному блюду соус или гарнир.

Рассчитаем затраты: один групповой тренинг на территории ресторана стоит 5000 тыс. рублей, думаю достаточно пяти занятий 5 х 5 = 25000 тыс. рублей.

Мероприятие 5. Обучение поваров приемам карвинга. Такой способ сервировки стола еще не очень развит на рынке ресторанных услуг города Москвы. В умелых руках мастера с применением специального ножа, обычный арбуз, дыня, тыква превратятся в букет цветов или же статую человека, птицы, животного. Любой фрукт или овощ можно использовать для художественной резьбы. Мастер по карвингу просто должен учитывать его структуру и правильно использовать цвет для имитации выбранной темы.

Но все же в искусстве карвинга первенство принадлежит арбузу, потому как поварам- резчикам легче всего придать этой ягоде просто волшебные очертания - фигурки людей, животных, птиц, разнообразные орнаменты и цветы. Пример техники карвинга представлен на рисунке 11.

Рассчитаем затраты: Обучение искусству карвинга цена одного группового занятия на территории ресторана стоит 5000 тыс. рублей. Думаю достаточно пяти занятий 5 * 5 = 25000 рублей.

Рисунок 3.2 Техника карвинга

  • - Оплата за 1 месяц = 2000 руб.
  • - Рейтинг: в день ~ 1000 человек
  • - Выход рекламы в день ~ 140 раз:
    • 1) Объем текста 120 знаков.
    • 2) 1 раз каждые 5 - 10 минут.
  • - Стоимость услуги за год - 12 * 2000 = 24000 рублей.
  • - Итого затраты на реализацию мероприятий составят 502450 тыс. рублей.

Исходя из вышеуказанных проблем можно предложить следующие мероприятия:

В реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, на перспективу необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуальных ресурсов в отраслях экономики, а также применения кластерного подхода к территориальному развитию.

В целях разработки и реализации стратегии развития необходимо институциональное проектирование, то есть создание новых связей между предприятиями, предпринимателями, местной и региональной властью, гражданским обществом в целях совместной работы для решения задач территориального развития. Обязательным условием участия в таких институтах является получение выгоды от изменений в ходе экономического развития всеми участниками кластера.

Исходя из этого предлагаются следующие проектные решения:

    обоснование корректировки специализации Марковского сельского поселения;

    формирование механизма реализации стратегии развития поселения;

    поддержка малого предпринимательства на территории сельского поселения;

    разработка плана развития отрасли сельского хозяйства.

Развитие деловой среды и предпринимательского потенциала сельского поселения связано с поддержкой малого бизнеса и предпринимательства.

Мероприятия по направлению развитие малого предпринимательства:

    оказание организационной и консультативной помощи начинающим предпринимателям;

    разработка мер по адресной поддержке предпринимателей и малых предприятий;

    снижение уровня административных барьеров;

    формирование конкурентной среды;

    расширение информационно консультационного поля в сфере предпринимательства.

В целях развития делового климата и экономического в качестве приоритетных направлений деятельности малого и среднего предпринимательства следует рассматривать:

    сфера досуга;

    торговли;

    организация предприятий малого бизнеса, направленных на развитие отрасли рекреации;

    поддержка и развитие малых сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий;

    развитие малого бизнеса в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и сервисных функций.

Малый бизнес решает экономические и социальные проблемы, создавая новые рабочие места, заполняя ниши рынка, предлагая товары и услуги.

Для создания инструмента развития инновационно-предпринимательского кластера рекомендуется создание свободной предпринимательской зоны, в том числе принятие следующих мер: льготный режим для предпринимателей в целях активизации экономической деятельности, уменьшения безработицы, увеличения доходов населения, либерализацию контроля над структурой деятельности, ценами, заработной платой, занятостью. Для предприятий, внедряющих инновации в сельскохозяйственное производство и инвестирующих в развитие системы сбора, утилизации и переработки органических отходов сельского хозяйства целесообразно предусмотреть дополнительные льготы – освобождение от местного налога на имущество предприятий, предоставление гарантий при кредитовании, разрешение ускоренной амортизации и т.д. При этом не следует применять статус экстерриториальности.

В качестве основного института территориального развития следует рассматривать создание групп стратегического планирования, включающих представителей местной власти и бизнеса, привлеченных специалистов, представителей общественных организаций и потенциальных инвесторов. Задачей группы стратегического планирования является методическое, организационное и техническое сопровождение и поддержка реализации стратегии на всех этапах. Этапы стратегии территориального развития предусматривают постепенный переход от тактики «ценовой конкуренции», предполагающей снижение операционных издержек на территории, к тактике создания собственной «конкурентной ниши».

I этап – краткосрочный – на период до 2016 г. На данном этапе, условно называемом «подготовительным», должна быть создана группа стратегического планирования, ответственная за общее развитие экономики поселения. Должны быть разработаны долгосрочные целевые программы, направленные на экологическое и природоохранное сохранение и оздоровление территории, программы социального развития территории, а также активное участие в различных региональных и федеральных программах строительства жилья и модернизации ЖКХ, развития сельского хозяйства. Основными направлениями реализации стратегии формирования кластеров должны стать развитие предпринимательства, укрепление партнерства органов местной власти с ведущими предприятиями, повышение интеграции экономических агентов в рамках решения экономических задач кластерного развития «поверх административных границ», внедрение управленческих, социальных и технических инноваций. Создание условий реализации стратегического рыночного планирования предполагает совершенствование транспортной и инженерной инфраструктуры.

На данном этапе предприятиям формирующихся кластеров необходимы низкие операционные издержки, в том числе за счет участия в различных целевых программах.

II этап, «маркетинговый», – на период до 2026 г. На маркетинговом этапе планируется развитие предпринимательства и создание рабочих мест в отраслях специализации. При модернизации материальной базы и росте производительности труда, несмотря на рост производства, произойдет высвобождение части работников с традиционных предприятий, что предопределяет необходимость развития смежных и дополнительных отраслей кластера. Такие производства должны дополнять производственный цикл до производства конечной продукции, осуществлять техническое обслуживание и предоставлять деловые услуги сельскохозяйственным предприятиям и в сфере туризма.

III этап, этап «совершенствования», – до 2036 г. Целью данного этапа является создание конкурентной ниши территории, развитие бизнеса и предпринимательства, создание новых рабочих мест в рамках экономических кластеров, в которых будет продолжаться экономический рост. Приоритетные направления экономического развития – создание рабочих мест в целевых отраслях за счет поощрения местной предпринимательской инициативы и инвестиций, избирательное привлечение предприятий из других мест, в том числе иностранных, более тесное партнерство государственного и частного секторов, развитие технологических ресурсов, совершенствование коммерческого и технического образования. На этом же этапе целесообразно распространение положительного опыта и достигнутых результатов в реализации направлений устойчивого развития, что способствует формированию репутации территории во мнении потенциальных инвесторов и «покупателей» территории.

Создание условий для снижения уровня зависимости от монопрофильного производства за счет реализации инвестиционного потенциала территории, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов местного бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства. 3

Таблица 7 – Предлагаемые мероприятия по улучшению социально-экономического положения Марковского сельского поселения

1. Развитие промышленного производства на территории поселения с учетом сложившейся отраслевой специализации за счет создания новых производств и вовлечения в производство земель запасов для изготовления строительных материалов из дерева.

1.1 Создание новых производств и вовлечения в производство земель запасов для изготовления строительных материалов из дерева.

Строительство предприятия по деревообработке и изготовлению строительных материалов из дерева.

Сущность меры : Строительство предприятия по изготовлению строительных материалов из дерева.

Оценка затрат и эффекта : Создание новых рабочих мест, градостроительное преобразование территории, вовлечение земли в хозяйственный оборот, увеличение поступлений в бюджеты.

: средства частных инвесторов.

Всего

Индикаторы выполнения : новые рабочие места, прибыль предприятия, дополнительные поступления в бюджет.

Сроки реализации : в соответствии с планом работы частных инвесторов

2. Формирование благоприятного инвестиционного климата и увеличение на основе этого объемов привлекаемых капиталов.

2.1 Совершенствование административного регулирования инвестиционной деятельности.

2.1.1 Разработка и утверждение четкой процедуры реализации инвестиционных проектов

Сущность меры : подготовка нормативного документа, предусматривающего четкий алгоритм действий инвестора, уменьшение сроков согласования документации, упрощение порядка согласования, основания для отказа в согласовании и др. аспекты.

Оценка затрат и эффекта : дополнительных затрат не потребуется (в пределах бюджетных ассигнований); улучшение инвестиционного климата муниципального образования, сокращение сроков согласования документов.

Источники и объемы финансирования

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения : сокращение сроков согласования проектов; привлечение дополнительных инвестиций в основной капитал.

Сроки реализации : 2015–2016 гг.

2.1.2 Осуществление инженерной подготовки земель запаса.

Сущность меры : земельные участки оборудуются необходимыми элементами инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета и выставляются на торги в целях строительства различных объектов.

Оценка затрат и эффекта : в пределах бюджетных ассигнований. Улучшение инвестиционного климата муниципального образования; инвесторы освобождаются от необходимости согласования вопросов, связанных с созданием объектов инженерной инфраструктуры; сроки реализации проектов сократятся.

Источники и объемы финансирования : в пределах бюджетных ассигнований.

Всего

Индикаторы выполнения : общая площадь инженерно подготовленных участков, реализованных на торгах; количество построенных на них объектов; объем инвестиций в основной капитал.

Сроки реализации : 2015-2023 гг.

2.2 Улучшение инвестицион-ного имиджа муниципального образования. Ознакомление потенциальных инвесторов с возможностями Марковского сельского поселения

2.2.1 Создание электронного инвестиционного паспорта муниципального образования с фотоснимками и иной информацией. Подготовка печатной информации

Сущность меры : формирование информационного блока с целью ознакомления потенциальных инвесторов с возможностями Марковского сельского поселения; размещение информации в сети Интернет, на компакт-дисках в буклетах и СМИ; направление информации об инвестиционных проектах в банки, фонды и иные инвестиционные учреждения.

Оценка затрат и эффекта : в пределах бюджетных ассигнований; улучшение инвестиционного климата

муниципального образования; рост известности муниципального образования в деловых кругах.

Источники и объемы финансирования : в пределах бюджетных ассигнований.

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

Проведение конкурсов по реализации готовых пакетов документации с инвестиционными проектами

Сущность меры : формирование информационного блока с целью ознакомления потенциальных инвесторов с возможностями Марковского сельского поселения; размещение информации в сети Интернет и на компакт-дисках.

Оценка затрат и эффекта : в пределах бюджетных ассигнований; улучшение инвестиционного климата муниципального образования; рост известности муниципального образования в деловых кругах.

Источники и объемы финансирования : в пределах бюджетных ассигнований.

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения : объем инвестиций в основной капитал.

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

2.2.2 Участие руководителей муниципального образования в форумах, конференциях, ярмарках, проводимых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Сущность меры : подготовка информационных стендов, буклетов, каталогов проектов, докладов (выступлений) об инвестиционных возможностях муниципального образования.

Оценка затрат и эффекта : в пределах бюджетных ассигнований и средств частных предприятий; улучшение инвестиционного климата муниципального образования.

Источники и объемы финансирования : в пределах бюджетных ассигнований и за счет заинтересованных предприятий.

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения : объем инвестиций в основной капитал.

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

2.3 Привлечение инвестиций из федерального и регионального бюджетов для финансирования наиболее важных объектов на территории муниципального образования

2.3.1 Обеспечение интересов муниципального образования в соответствующих федеральных, региональных и районных органах власти, принимающих решение о финансировании объектов Марковского сельского поселения, в т.ч. в рамках реализации национальных проектов, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ

Сущность меры : подготовка заявок, обосновывающих и прочих материалов, участие в согласовании заявок, контроль за целевым и эффективным использованием средств.

Оценка затрат и эффекта : в пределах бюджетных ассигнований. Создание новых и реконструкция существующих объектов.

Источники и объемы финансирования

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения : объем инвестиций, поступающих в муниципальное образование из федерального и регионального, муниципального бюджетов, а также из государственных внебюджетных фондов.

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

    Поддержка и формирование благоприятных условий для развития предпринимательства

3.1 Подготовка, принятие и выполнение специальных муниципальных программ, направленных на поддержку деятельности бизнеса

3.1.1 Разработка и реализация программ поддержки малого бизнеса

Сущность меры : оказание финансовой, информационно-консультационной и иной помощи предпринимателям.

Оценка затрат и эффекта : Создание новых рабочих мест; расширение масштабов предпринимательской деятельности; рост налогооблагаемой базы.

Источники и объемы финансирования : за счет бюджетных ассигнований.

Всего - в рамках текущего финансирования

Индикаторы выполнения : увеличение доли малого бизнеса в обеспечении занятости населения, в формировании доходов бюджета.

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

3.2 Развития малого и среднего бизнеса по приоритетным направлениям

3.2.1 Развитие потребительского рынка муниципального образования

Сущность меры : строительство новых предприятий розничной торговли.

Оценка затрат и эффекта : расширение спектра реализуемых товаров, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, удовлетворение потребностей населения муниципального образования в товарах.

Источники и объемы финансирования : частные инвестиции.

Всего - объем финансирования определяется после разработки проектно-сметной документации.

Индикаторы выполнения : удовлетворение потребностей жителей Марковского сельского поселения в товарах и услугах

Сроки реализации : 2015–2023 гг.

Выводы и предложения

Органы местного самоуправления на территории Гауфского сельского поселения созданы для решения вопросов местного значения, организационно - правовой статус местной администрации, главы местной администрации определены в муниципальных правовых актах.

Местная администрация сельского поселения - это низшее звено органов местного самоуправления, которое непосредственно взаимодействует и контактирует с жителями проживающих на территории поселения и напрямую связаны с проблемными вопросами, касающиеся жизнеобеспечения граждан.

Администрация поселения ежегодно отчитывается перед населением поселения о проделанной работе за год и, к сожалению, активность населения на собрания очень низкая. Ежегодно прослеживаются одни и те же вопросы: это ремонт внутри поселковых дорог и очистка их от снега в зимний период, ремонт водопроводных сетей и надлежащее водоснабжение жителей питьевой водой, борьба с бродячими собаками и другие жизненно важные вопросы.

Администрация не в состоянии решать эти вопросы из-за отсутствия денежных средств, так как своего бюджета в настоящее время крайне не хватает. Причём вопросы не решаются длительное время, отсюда недоверие жителей к органам власти, падение авторитета органов местного самоуправления, непосредственно сельской администрации, перед населением.

Моё предложение, которое я бы внесла в администрацию- это хранение всех документов и постановлений в электронном виде на главном сервере в свободном доступе для каждого сотрудника, я считаю, что это сильно облегчило бы работу с документами и их поиском.

Если говорить о собственно организационных структурах местной администрации, то нам кажется, что основные направления их реорганизации могут быть следующими:

Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки администрации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений. Федеральный закон 2003 г. предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее конечных целей. Такими блоками могут быть: блок экономики и финансов, блок управления муниципальной недвижимостью, блок социальной политики, блок общественной безопасности и т.п. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил задачам стратегического управления.

Создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами программно-целевого или программно-функционального типа.

Необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрение эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации. Требуется модель и организационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости в целесообразности реорганизации, некоторых специалистов - переучить. При этом реорганизация структур муниципального управления должна разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:

разработка модели и организационного проекта реорганизации;

разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного самоуправления;

разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципального деятельности;

описание организационных процедур и функциональных связей различных структур управления, основных мест, подготовка должностных инструкций;

переподготовка и повышение квалификации работников администрации;

подготовка резерва кадров для муниципального управления.

Заключение

За время прохождения практике в Администрации поселения, я ознакомилась со структурой и деятельностью организации, с правилами внутреннего трудового распорядка, с правилами техники безопасности. Полностью и своевременно выполняла задания, предусмотренные руководителем практики от предприятия, закрепила и расширила теоретические и практические знания, приобрела навыки ведения самостоятельной и практической работы.

Хочется отметить, что на протяжении всей практики работники администрации особое внимание уделяли мне, студентки. Знакомили с коллективом администрации, помогали адаптироваться в новых условиях, подробно всё объясняли и старались меня поддерживать. Поэтому от практики у меня остались только приятные впечатления, и каких-либо отрицательных её сторон я не определила.

Полученные мною практические и теоретические навыки во время прохождения практики помогли мне написать отчет.

Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Родионова Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Конева Олеся Владимировна – студентка Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье приведены основные теоретические и практические аспекты управления финансовыми результатами деятельности предприятия. Сформулированы основные направления их максимизации и оптимизации.

Ключевые слова: Прибыль, финансовые результаты, анализ, мероприятия по улучшению финансовых результатов, резервы роста прибыли, рентабельность деятельности.

Актуальность выбранной темы определена тем, что анализ финансовых показателей деятельности предприятия позволяет выявить узкие и слабые места, оказывающие отрицательное действие на рост прибыли и рентабельности предприятия. Что, в свою очередь, позволяет выработать необходимый комплекс мероприятий по их улучшению в процессе его дальнейшей деятельности.

Мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности для каждого конкретного предприятия уникальны и разрабатываются с учетом сложившегося его финансово-экономического состояния и динамики его развития за несколько предшествующих лет.

Так, анализ финансовой отчетности деятельности предприятия судостроительной отрасли АО «Окская судоверфь» за период 2015-2017 годы позволил выделить и сформулировать основные тенденции, отрицательно влияющие на оптимальное формирование финансовых результатов деятельности предприятия, а именно:

  1. опережающий рост себестоимости выпускаемой продукции;
  2. значительное увеличение суммы прочих расходов при одновременном снижении прочих доходов предприятия;
  3. снижение рентабельности продаж по основной деятельности.

Главная цель выявления основных причин, влекущих за собой снижение финансовых результатов деятельности предприятия – это разработка комплекса мероприятий, направленного на уменьшение их отрицательного воздействия на прибыль и рентабельность деятельности.

Как уже было сказано выше, что мероприятия по улучшению финансового результата уникальны для каждого предприятия и разрабатываются для каждого хозяйствующего субъекта индивидуально.

В данном случае был разработан следующий комплекс мероприятий по оптимизации финансового результата судостроительного предприятия. Остановлюсь на каждой тенденции поподробнее и сформулирую комплекс мероприятий по каждому направлению.

Первый недостаток – значительный рост себестоимости выпускаемой продукции (по итогам 2016 года затраты на рубль выручки выросли на 0,7% к уровню 2015 года) - предлагается урегулировать следующим комплексом мероприятий:

    ликвидацией потерь от брака путем:

    Осуществления контроля на всех этапах выполнения работ;

    Введения мотивационной составляющей в существующую систему оплаты труда работников, позволяющую стимулировать рублем при отсутствии брака;

    Повышения квалификации персонала;

    Создания комфортных условий труда работникам;

  1. снижением затрат на материалы, которые в структуре затрат на производство по итогам 2016 года составили 57,2%. Поиск новых поставщиков сырья и материалов, заключение долгосрочных контрактов по более гибким ценам – один из выходов из сложившейся ситуации;
  2. оптимизацией затрат на услуги контрагентов, которые в структуре себестоимости реализованной продукции составляют 15,5%;
  3. снижение затрат на энергоресурсы путем установки приборов учета, а также разработки и внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности производства;
  4. снижение доли накладных расходов, доля которых по итогам 2016 года составила более 20% .

Таким образом, можно сказать, что реализация мероприятий, направленных на снижение себестоимости выпускаемой продукции, является основной для увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности предприятия.

Следующий недостаток – значительная величина прочих расходов предприятия. По итогам 2016 года более 60% в прочих расходах предприятия занимают проценты к уплате по полученным кредитам. Проведенный анализ показал, что такая значительная доля данного вида прочих расходов связана не только с выплатой процентов по взятым кредитам согласно графику платежей, но и также с выплатой штрафных санкций из-за просрочек по кредиту. Соблюдение графика погашения существующих кредитов – основной резерв снижения прочих расходов предприятия.

Такую же политику можно рекомендовать и по соблюдению налоговой дисциплины, так как доля налоговых платежей в прочих расходах предприятия по итогам 2016 года составила 13,2% или 46,0 млн. руб. и штрафные санкции по налогам значительны.

Третий недостаток – снижение рентабельности продаж. Повысить рентабельность продаж в данном рассмотренном здесь случае, можно также путем:

  1. снижения себестоимости выпускаемой продукции;
  2. увеличения объема оказываемых услуг (менее затратных, менее материалоемких);
  3. повышения оборачиваемости активов (имущества) предприятия.

Анализируя данные финансовой отчетности предприятия ОА «Окская судоверфь» за 2015-2017 годы, в том числе фактические данные по стуктуре себестоимости продукции предприятия, динамику и структуру продаж, учитывая экономический эффект от внедрения представленных выше мероприятий, на основании прогноза развития предприятия на очередной финансовый год можно подсчитать предполагаемую сумму увеличения прибыли предприятия.

Таблица 1. Обобщенные резервы увеличения суммы прибыли.

Таким образом, итоговое увеличение прибыли от реализации предложенных мероприятий может составить 156719,7 тыс. руб., что в свою очередь позволит значительно улучшить все финансовые показатели деятельности предприятия в прогнозируемом периоде.

Таблица 2. Сравнение финансового результата деятельности предприятия АО «Окская судоверфь» от применения всех предложенных мероприятий.

Наименование показателя

Абсолютное отклонение, тыс.р.

Выручка, тыс.р.

Себестоимость продаж, тыс.р.

Валовая прибыль, тыс.р.

Прибыль от продаж, тыс.р.

Проценты к получению, тыс.р.

Проценты к уплате тыс.р.

Прочие доходы, тыс.р.

Прочие расходы, тыс.р.

Прибыль до налогообложения, тыс.р.

Изменение отложенных налоговых обязательств, тыс.р.

Изменение отложенных налоговых активов, тыс.р.

Прочее, тыс.р.

Чистая прибыль, тыс.р.

Рентабельность продукции, %

Доходность продаж, %

По прибыли от продаж

По прибыли до налогообложения

По чистой прибыли

Рентабельность активов, %

Анализ прогнозных показателей прибыли и рентабельности дает основание заключить, что при условии внедрения разработанных мероприятий уровень эффективности деятельности и отдача на вложенный капитал предприятия повысится. Следовательно, реализация указанных мероприятий является целесообразной.

Список литературы

  1. Абрютина Н. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2015. - 256 с.
  2. Ануфриев В. Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 4. - с. 45–52.
  3. Бороненкова С. А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 384 с.
  4. Бочаров В. В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2014. - 240 с.
  5. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014. - 398 с.
  6. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 14–720 с.
  7. Чернышева Ю. Г., Чернышев Э. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 100 экзаменационных вопросов. - М.: ИКЦ «МарТ», 2016–208 с.
  8. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 448 с.
  9. Толпегина О. А. Анализ прибыли: теория и практика исследования //Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 2. - с. 26–33

Проведенный в предыдущей главе анализ ассортимента реализуемой продукции, позволяет определить основные направления совершенствования ассортиментной политики ООО «Дионис».

Одной из слабых сторон организации является не достаточный опыт проведения маркетинговых исследований рынка и основных его сегментов. Видится необходимым создание системы планирования и управления ассортиментом и качеством товаров, которая бы входила в качестве органической части в комплексную систему управления коммерческой деятельностью ООО «Дионис».

Так, планирование ассортимента в ООО «Дионис» должно проводиться на основе выполнения следующих маркетинговых исследований:

  • - определения текущих и перспективных потребностей населения;
  • - изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;
  • - изучения мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;
  • - исследование сегментации рынка и типологии потребителей;
  • - изучения потребительских характеристик и конкурентоспособности товаров различных производителей;
  • - изучения стандартов качества;
  • - изучения товарных запасов;
  • - исследования дефектной продукции, отбракованной в процессе реализации;
  • - изучения реакции рынка на новый товар;
  • - анализа информации о качестве и ассортименте реализуемых товаров, полученной от потребителей по «обратной связи».

На сегодняшний день самый разнообразный ассортиментный ряд товаров ООО «Дионис» приходится на винно-водочную продукцию. Это объясняется тем, что категория товаров данной группы в настоящее время пользуется наибольшим спросом. Но, несмотря на это, не все виды данной группы одинаково реализовываются. Поэтому одним из способов найти максимально выгодное соотношение внутригруппового ассортимента по видам является осуществление тщательного анализа реализации товаров на основе анкетирования покупателей.

Использование системы дозаказов у фирм-поставщиков имеет ряд преимуществ, заключающихся в том, что это позволяет сторонам не рисковать, заказывая большое количество товаров в базовый ассортимент, а дозаказывать то, что стабильно реализовывается в ООО «Дионис».

ООО «Дионис» при реализации продукции через фирменные магазины следует проводить опросы покупателей с целью изучения спроса на товары и на основе этого выявления возможности расширения ассортимента. Опрос следует проводить в виде анкетирования.

В целях закрепления на рынке следует, прежде всего, стараться поддерживать цены на продукцию на конкурентном уровне, то есть немного ниже, чем у конкурентов, так как для большинства людей и фирм на данный момент это главный фактор принятия решения о совершении покупки.

Для ООО «Дионис» целесообразным было бы использовать стратегию выстраивания цен. Существуют так называемые ценовые линии, которые отражают диапазон цен, где каждая цена соответствует определенному уровню качества товара.

Диапазон цен может быть определен как низкий, средний и высокий. Затем устанавливается ограниченное число конкретных цен. Например, ООО «Дионис» может предложить разнообразный ассортимент алкогольной продукции. Однако потребители не будут реагировать на ряд незначительных ценовых различий. Вместо этого предпочтительнее установить несколько цен, которые позволяют дифференцировать товары в «линии», базирующиеся на таких признаках, как качество и престиж. Выстраивание цен упрощает для клиентов проблему выбора одного из множества предложенных однородных товаров. Потребители могут в этом случае самостоятельно решить, какой уровень качества или цены им подходит, и совершить покупку в пределах предлагаемой ценовой линии.

В целях более полного изучения потребности в отдельных видах товара на рынке, можно посоветовать фирме ежемесячно рассылать потребителям города информационные листки с указанием предлагаемых видов для получения заявок и запросов на них, с целью предоставления информации, стимулируя тем самым сбыт продукции. Также можно порекомендовать проводить данные исследование в торговых залах непосредственно продавцами-консультантами. Полученные данные дадут представление о спросе на продукты в ООО «Дионис», это даст возможность оптимизировать ассортимент товаров и сократить сроки реализации.

Также целесообразно проводить постоянный мониторинг за состоянием дел у основных конкурентов фирмы: проводить постоянный анализ предлагаемого конкурентами ассортимента, уровня цен, что позволит ООО «Дионис» правильно избрать ценовую политику относительно своей продукции.