Правовое регулирование рекламной. Правовое регулирование рекламной деятельности в рф

Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву.

В рамках гражданского права регулируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры. В структуру гражданского права входят также правовые нормы, определяющие отношения в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы, искусства, исполнений, фонограмм, товарных знаков и др.

  • 1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;
  • 2) принцип равенства правового режима субъектов;
  • 3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
  • 4) принцип неприкосновенности собственности;
  • 5) принцип свободы договора;
  • 6) принцип перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм конституционного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы. Комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм.

Согласно иной точке зрения, рекламное право является правовым институтом новой комплексной отрасли - информационного права, поскольку, исходя из определения, реклама является прежде всего информацией. Информационное право можно определить как отрасль, регулирующую информационные отношения в обществе. Формирование данной отрасли, определение предмета, методов, принципов правового регулирования еще не завершены.

Рекламное законодательство - это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), решением Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы).

Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

  • * Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • * Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • * Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • * Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
  • * Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Курс «Правовое регулирование рекламной деятельности» является важнейшей составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама». Он нацелен на изучение не только действующих норм рекламного права, соответствующих отраслей правовой системы России и правоприменения, но и лежащих в основе правового регулирования теорий, концепций, понятий, предмета, метода и принципов рекламного права, механизмов правового регулирования, закономерностей развития рекламно-правового законодательства. В предмет изучения также входят следующие вопросы:

  • * понятие и признаки рекламной информации;
  • * общие и специальные требования к рекламе;
  • * законодательство о защите конкуренции, защите прав потребителей и его роль в правовом регулировании рекламы;
  • * правовое регулирование отдельных видов рекламы: политической, социальной, наружной, рекламы отдельных товаров и услуг и др.;
  • * правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекла-мораспространителей;
  • * договоры в сфере рекламы;
  • * государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности;
  • * саморегулирование в сфере рекламы;
  • * авторское право и смежные права в рекламе;
  • * правовая охрана средств индивидуализации товаров, работ, услуг, участников экономических отношений;
  • * юридическая ответственность в сфере рекламы;
  • * правовое регулирование рекламы в зарубежных странах;
  • * рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы;
  • * налогообложение рекламной деятельности.

Формирование нового гражданского общества в России в течение последнего десятилетия непосредственно связано с изменением экономической и правовой системы государства. Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой заложены Гражданским кодексом РФ. С самого начала экономических реформ в Российской Федерации реклама как неотъемлемая часть рыночных преобразований стала активно внедряться в нашу жизнь.

Государственная политика в области рекламы направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, в том числе на предотвращение и пресечение рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц либо вред чести, достоинству и деловой репутации граждан.

Согласно статье 2 Федерального закона 1995 г. "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме с использованием любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать и поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей начинаний.

Реклама - это всегда информация, т.е. в соответствии с частью 1 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - сведения о лицах, фактах, событиях, процессах независимо от формы их представления.

Очевидно, что понятие рекламы является весьма близким к понятию информации, но вместе с тем имеет отличительные особенности. Так, Е.В. Павловец, исследовав соотношение данных понятий, указывает, что их отличия можно провести по следующим критериям:

  • - по сфере (области) применения (маркетинговые коммуникации применяются при рыночных отношениях);
  • - по характеру волеизъявления (добровольный характер рекламной информации);
  • - по направлению рекламного воздействия на неопределенный круг лиц (или, точнее, на неопределенный круг лиц - субъектов возможного рекламного правоотношения);
  • - по цели распространения рекламной информации (формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу и его товарам, способствовать реализации товаров) . В целом можно согласиться с предложенным подходами к отграничению данных понятий, но некоторые из них требуют дополнений, раскрытия, уточнения. Так, во-первых, действительно сфера применения рекламы - маркетинговые коммуникации. Сюда относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и предлагаемой продукции, ведение торговых переговоров и организация продаж. Иначе говоря, сообщения, используемые для информирования, убеждения или напоминания о товарах. К целям маркетинговых коммуникаций относят стимулирование спроса и улучшение образа хозяйствующего субъекта. Но в то же время указание на то, что маркетинговые коммуникации применяются при рыночных отношениях, является некорректным, поскольку непонятно, какие именно отношения имеются в виду, законодательное и научное определение такой разновидности отношений, как рыночные, отсутствует. А в исследуемом аспекте понятие "рыночные отношения" требует раскрытия, поскольку неясно, были ли рыночные отношения в советский период, когда реклама (с известными оговорками) также существовала.

Во-вторых, добровольный характер имеет не рекламная информация, а скорее деятельность по ее распространению, так как сведения не могут иметь добровольный характер.

К числу признаков рекламы относится ее направленность на неопределенный круг лиц. В свое время такая формулировка вызвала определенные нарекания, суть которых сводилась к тому, что понятие "неопределенный круг лиц" отождествлялось с понятием "все". Сторонники такого подхода в качестве аргумента указывали, что нельзя рекламировать в расчете на всех. По мнению Ю.В. Черячукина, рекламировать в расчете на всех "будет просто не очень разумно, так как большинство товаров предназначено для строго определенной категории потребителей и, следовательно, их реклама должна быть направлена на соответствующую аудиторию" . В то же время вопрос, на какой круг разумно рассчитывать при рекламировании, может интересовать рекламиста при проведении определенных рекламных кампаний, но не имеет значения в рамках общего определения. Тот или иной расчет такого рекламиста не ограничивает воздействие рекламы на их потребителей, круг которых неограничен. При этом все равно останется неизвестным, откликнется на предложение делать оферты лицо из того круга лиц, на который рассчитывал рекламодатель, или нет. Сегодня предприниматель занимается оптовой торговлей продуктов питания, а завтра в целях расширения бизнеса под воздействием рекламы решит заняться реализацией мебели.

Реклама мягких игрушек в принципе должна быть рассчитана на родителей и детей, однако это не исключает их приобретение и взрослыми для себя или в качестве подарка для своих сверстников. В связи с чем справедливым представляется позиция Ю.Я. Вольдмана, указывающего, что применяемое в рекламе персонифицированное обращение не является отходом от выделенного признака - направленность рекламы на неопределенный круг лиц . Иной позиции придерживается О.Б. Кузнецова. По ее мнению, "очень важно, чтобы в законодательном определении рекламы содержалось указание не только на неопределенный круг лиц в качестве адресатов рекламы, но иногда - и конкретное лицо" . Правда, неясно, каков перечень случаев, на которые распространяется это "иногда". Налицо противоречие: с одной стороны, автор признает важность направленности рекламы на большое количество людей, с другой - предлагает данный критерий свести к нулю, введя в законодательное определении фразу о ее направленности на конкретное лицо. Данный подход основан на неверном понимании содержания понятий "потребитель рекламы", "сторона возможного правоотношения" и механизма воздействия такого рода рекламирования.

Проведенный анализ позволяет признать справедливым мнение, что "неопределенный круг лиц" не понимается как "все", а лишь как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения.

Некоторые авторы, исходя из законодательно закрепленного определения рекламы, выделяют в качестве самостоятельного признака способ и форму распространения рекламных данных . Вместе с тем выделение данного признака излишне, так как информация сама по себе представляет распространение данных в любой форме и с помощью любых средств. Причем благодаря распространению рекламные данные станут доступными или известными неопределенному кругу лиц. Поэтому предложение О.А. Филатовой о замене в законодательном определении понятия рекламы слова "распространяемая" на слово "сообщаемая" не только лишено смысла , но и является необоснованным, так как сообщение представляет собой доведение до чьего-то сведения определенных данных. Другими словами, сообщение - это одна из разновидностей распространения рекламных данных.

Выделение такого признака ничего не привносит в определение рекламы, а лишь подтверждает, что реклама является таковой независимо от формы и средства распространения. В то же время нормативная неопределенность формы и средства распространения рекламы привносит дополнительные трудности в ее определение. Разночтения наблюдаются, например, в Постановлении правительства г. Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП "О перспективах развития и правилах размещения наружной рекламы, информации и оформления города" и Приказе Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения". Сомнительность выделения такого признака приводит его сторонников к очевидным противоречиям. Так, Ю.В. Черячукин сначала выделяет такой признак, потом указывает, что он не имеет правового значения, и все-таки включает его в определение рекламы .

Некоторые авторы в качестве признака рекламы выделяют то, что она "призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний". Данный признак характеризуется в литературе неоднозначно. Одни ученые полагают, что он определяет "характер информационного воздействия" , другие - что "цель распространения рекламной информации". Ключевым моментом для выделения такого признака является цель рекламы. Но если одни это указывают прямо, то другие делают акцент на способе ее достижения.

Как справедливо отмечено в литературе, цель - идеальный образ результата, к которому следует стремиться, в то время как функция выражает содержание явления .

По мнению Е.А. Павловца, цель рекламы в подавляющем большинстве случаев - совершение сделок. Представляется, что это промежуточная цель, так как сделка заключается с целью получения в результате ее совершения и исполнения товаров, работ, услуг, а также извлечения прибыли. В этом смысле справедливо мнение Я. Шарппа: "Тот, кто заключает сделку, желает... наступления правового результата, однако не ради него самого, а как средство для удовлетворения своих интересов" .

Выделение таких целей рекламы, как формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, установление правовых хозяйственных связей, побуждение вступить в правоотношение, продвижение продукта на рынок может быть признано правомерным, однако с определенными оговорками. Целевая мотивация имеет несколько уровней. В качестве низшего из приведенных можно рассматривать формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования. Далее идет такая цель, как установление правовых хозяйственных связей. Более высокая степень целевой направленности - побуждение к вступлению в конкретное правоотношение и совершение сделок. И конечная цель - получение прибыли. Выделение целей низшего звена приводит к ненужной детализации, что не позволяет полно охарактеризовать исследуемое понятие .

Анализ перечисленной информации позволяет классифицировать ее на следующие данные: о субъекте возможного правоотношения (физическом или юридическом лице); о его объекте (товаре); о деятельности субъекта (реализуемых идеях, начинаниях).

Однако следует отметить ряд недостатков такого определения. Сводить возможность распространения сведений только к данным о физических и юридических лицах неверно. Поскольку Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками, соответственно, и данные о них с этой позиции также могут распространяться.

Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер считают, что под рекламой следует понимать "...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)..." . Из данного определения неясно, каков же субъективный состав таких услугодателей. Сначала говорится о том, что товаропроизводители и рекламодатели являются "услугодателями", а ниже - только товаропроизводителями. Использование названными авторами терминов "услугодатель" по отношению к одной из сторон обязательства по оказанию рекламных услуг и "услугополучатель" по отношению к другой представляется недостаточно обоснованным. Глава 39 ГК РФ установила общие положения обязательств по возмездному оказанию услуг, определяя их стороны как "заказчик" и "исполнитель". Кроме того, вышеуказанный подход идет вразрез с общепринятым понятием исполнения обязательств по оказанию услуг, а именно о том, что услуги оказываются, а не даются и получаются. Из содержания рекламы в приведенном определении изъят такой объект возможного правоотношения, как работы. Недопустимо смешение специфичности содержания рекламы как признака с общими и специальными требованиями, предъявляемыми к рекламе законодателем. Такие требования предъявляются к рекламе, т.е. категории, уже соответствующей признакам рекламы и соответственно регулируемой Законом о рекламе. Если она таковой не является, то и требования, изложены в законе, к ней не применяются.

Реклама - связующее звено между хозяйственной деятельностью общества и общественным потреблением. Она "призвана быть по своему характеру убеждающей, чтобы привлечь новых поклонников к товару, услуге или идее" . В связи с этим некоторые авторы важным критерием рекламы видят популяризацию. Конечно, популяризация - характерный признак рекламы, но такая характеристика показывает ее особенность с позиции экономической, психологической. Она раскрывает механизм воздействия рекламы на потребителя, но не имеет правового значения.

Закон "О рекламе" 2006 г. устранил часть противоречий, указав, что реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему или его продвижению на рынке.

Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске, пари, призванные привлечь внимание).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для обмена, продажи или иного введения в оборот.

В Законе о рекламе сказано, что определение основных понятий дается только в целях данного Закона. Думается, это неправильно, так как ведет к тому, что на данном основании в некоторых нормативных правовых актах даются определения рекламы, отличные от содержащихся в соответствующем Законе. Это особо касается положений о местных налогах и сборах. В целях единообразного употребления слова "реклама" и других основных понятий, закрепленных в Законе, необходимо указать: данные определения обязательны для всех органов государственной власти и управления, издающих нормативные правовые акты. В связи с чем понятие "реклама" в иных нормативных актах должно быть изменено и приведено в соответствие с Законом о рекламе.

Статью 10 Закона, посвященную социальной рекламе, необходимо отменить, так как она не призвана формировать и поддерживать интерес к определенным лицам, товарам и способствовать их реализации. Социальная реклама представляет не интересы определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческую цель.

Было бы целесообразно принять соответствующие законы о политической, социальной рекламе, чтобы потребители лучше поняли суть каждой из них и отличали их от коммерческой рекламы.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. "О рекламе" устанавливает общие и специальные к ней требования.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться правила о государственном языке Российской Федерации. Согласно статье 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения.

Запрет на распространение рекламы на иностранных языках не следует понимать буквально. Не является нарушением этого запрета указание названия рекламируемой продукции на языке ее производителя (например, копировальный аппарат "Xerox"). Нельзя считать нарушением и название на иностранном языке зарубежных рекламодателей (например, SONY), а также название экспортируемой нами продукции как на русском, так и на иностранном языке (например, "Russian vodka").

В то же время рекламу "Вас ждет отличный шопинг" следует рассматривать как нарушение подп. 1 п. 5 ст. 5 Закона 2006 г., который закрепляет, что в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, способных привести к искажению смысла информации.

Реклама не должна содержать указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или местного самоуправления либо их должностными лицами; на то, что товар произведен с использование тканей эмбриона человека; демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции.

  • - использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, а также рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
  • - указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
  • - указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг.

Не допускается реклама товаров, производство или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" запрещается продажа на территории нашей страны продуктов питания без информации о них на русском языке.

Запрещается также реклама товаров и услуг, являющихся наказуемыми в уголовном или административном порядке: реклама покупки или продажи органов или тканей человека; наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); товаров, подлежащих государственной регистрации или обязательной сертификации (в случае отсутствия таковой); товаров, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений (в случае отсутствия таких разрешений).

Реклама не должна побуждать граждан к насилию и жестокости, совершению противоправных действий, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, или их осуждение, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного и иного транспорта.

Новеллой является положение о запрете на размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках.

В соответствии с пунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Законодательство выделяет следующие виды ненадлежащей рекламы.

  • - содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с другими товарами, находящимися в обороте;
  • - порочит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  • - представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте;
  • - является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • - преимуществ рекламируемого товара перед находящимися в обороте, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • - таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сроки годности и сроки службы товара;
  • - наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объемах, периоде времени и месте;
  • - стоимости или цены товара, порядка его оплаты, размера скидок и других условий приобретения товара;
  • - дополнительных условиях оплаты;
  • - гарантийных обязательств изготовителя или продавца товара;
  • - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица;
  • - ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц;
  • - фактической степени спроса на товар.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Эту рекламу можно назвать неэтичной.

Однако правильнее было бы сказать, что к неэтичной относится реклама, порочащая не только объекты культурного наследия, но и письменные произведения, составляющие национальное и мировое достояние, например Библию.

Во избежание споров следовало бы указать, кто и в каком порядке определяет, составляют ли объекты творчества национальное или мировое культурное наследие. Если государственные символы (флаг, герб, гимн) в Законе названы, то религиозные - нет. Тем более важно определить, кто решает вопрос, является ли опороченный в рекламе объект религиозным символом.

Скрытой признается реклама, оказывающая неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), а также иными способами. Она нередко присутствует в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной информации, формально распространяемой не в целях рекламы. Скрытая реклама запрещена.

Наибольшую общественную опасность представляет заведомо ложная реклама, вводящая потребителей в заблуждение в результате отсутствия в ней части существенной информации о рекламируемом товаре или способе его приобретения и использования. К ненадлежащей рекламе, исходя из закрепленного определения, можно отнести рекламу товаров эротического характера, если в ней допущены нарушения, установленные для эротических изданий (ст. 36) . К сожалению, Закон о рекламе не относит к ненадлежащей неэстетичную рекламу, так как в российском законодательстве ничего не сказано о красоте и художественности рекламы. А ведь плохо оформленная реклама из-за ненадлежащего качества полиграфического воспроизведения или реклама, лишенная красоты и художественности по вине рекламодателя или рекламопроизводителя, портит ландшафт, наносит вред эстетическому восприятию. Следовательно, неэстетичная реклама должна быть отнесена к ненадлежащей, а значит, к запрещенной.

Наиболее распространенным и доступным источником рекламы стали средства массовой информации, особенно радио- и телепередачи. Как показывают наблюдения, последние нередко вызывают серьезное недовольство потенциальных потребителей рекламы, в частности телезрителей: частое прерывание передач рекламными роликами, засорение основной телепередачи не имеющими ничего общего с ней бегущими на экране рекламными строками и т.д. Как следствие, в законодательство о рекламе вносятся коррективы, направленные на ужесточение порядка распространения рекламы.

Теперь в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки":

  • 1) религиозные передачи;
  • 2) передачи продолжительностью менее 15 минут. Указанные передачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких передач, продолжительность которой составляет 30 секунд;
  • 3) передачи, перечень которых установлен Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
  • 4) трансляции агитационных материалов, распространяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и о референдуме.

В детских и образовательных передачах допускается распространение рекламы непосредственно перед началом и окончанием таких передач.

Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания не превышала 4 минут.

Иные радиопередачи, продолжительность которых составляет более 15 минут, могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи.

Размер "бегущей строки" не должен превышать 7% площади кадра.

Сходные запреты действуют в кино- и видеообслуживании: не допускается прерывать рекламой демонстрацию фильма.

Существенны особенности наружной рекламы. Если размещение рекламы в средствах массовой информации регулируется федеральным законодательством, то порядок размещения наружной рекламы устанавливается местными органами власти в пределах их компетенции. Распространение наружной рекламы с использованием стендов, щитов электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламная конструкция), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог (за пределами территорий городских и сельских населенных пунктов); органами милиции - на территориях городских и сельских населенных пунктов; соответствующим органом управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения. В то же время заявитель вправе самостоятельно получить такое согласование от уполномоченного органа и представить его в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа).

Органы местного самоуправления не вправе взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление и выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество. Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого используются отдельные конструктивные элементы этого здания, не является договором аренды.

Рекламные щиты запрещено устанавливать на памятниках архитектуры и культуры, в национальных парках. Вывешивать рекламу в этих местах разрешается лишь на временных строительных ограждениях или лесах и защитных сетках реконструируемых сооружений.

Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договора с собственником транспортного средства или лицом, обладающим вещными правами на транспортное средство. Данная реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения.

Защита несовершеннолетних в рекламе. Жесткие запреты при производстве, размещении и распространении рекламы обусловлены целью защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием у них жизненного опыта. Прежде всего, запрещается использование образов несовершеннолетних (текстовое, визуальное или звуковое) в рекламе товаров, не относящихся к товарам для данной категории граждан (ст. 20 Закона о рекламе 1995 г.).

  • 1) дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  • 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  • 3) создавать у несовершеннолетнего впечатление доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, а также впечатление, что обладание данным товаром ставит его в преимущественное положение перед сверстниками;
  • 4) формирование у несовершеннолетнего комплекса неполноценности, связанного с внешней непривлекательностью или с отсутствием у него рекламируемого товара;
  • 5) показ несовершеннолетнего в опасных ситуациях;
  • 6) преуменьшение уровня необходимых навыков, необходимых для использования рекламируемых товаров.

Новый Закон о рекламе не содержит положение о запрете использования образов несовершеннолетних в рекламе, не относящихся к товарам, предназначенным для данной категории граждан. Думается, это нарушает права несовершеннолетних на защиту от информации, способной нанести вред их благополучию. Поэтому необходимо включить данное положение в статью, посвященную защите несовершеннолетних при производстве, распространении и размещении рекламы.

В целях защиты несовершеннолетних следует "отфильтровывать" в рекламе некоторых продуктов питания призывы к детям есть их на завтрак, обед и ужин, во сне и т.д.

Вместе с тем необходимо принять меры по сокращению рекламы на радио и телевидении. Исследования, проведенные профессором В. Завьяловым, свидетельствуют о развитии в психологии детей в возрасте от 7 до 14 лет в результате передозировки рекламы зависимости от вещей и денег. Тем самым, считает профессор, рекламой воспитывается личность потребителя, которая при соответствующих обстоятельствах может быстро попасть в зависимость от наркотиков, спиртного, никотина.

Таким образом, представляется целесообразным запретить прерывание детских и образовательных передач рекламой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2012

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Историко-правовой анализ регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Понятие, виды и основные требования к содержанию рекламы. Анализ соотношения между государственным контролем и саморегулированием участников рекламных отношений.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Основные направления государственного регулирования рекламы. Интернационализация средств массовой информации. Перечень наиболее важных законодательных актов регулирования рекламной деятельности в США.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2011

    Понятие рекламного права и рекламного законодательства. Основные функции этой отрасли права. Нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ, услуг. Ответственность участников данного процесса за ненадлежащую рекламу.

    доклад , добавлен 27.05.2015

    Исследование правового регулирования рекламной деятельности. Правила распространения рекламы через разные каналы коммуникации. Соотношение обязательств по оказанию услуг и выполнению работ в рекламной деятельности. Использование авторских произведений.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

Правовое регулирование рекламной деятельности. Правовое регулирование рекламной деятельности, как и любой иной частноправовой деятельности, осуществляется главным образом на двух уровнях: нормативном правовом и договорном. Можно выделить следующие основные особенности современного нормативного правового уровня регламентирования рекламной деятельности.

  • 1. Рассмотренные выше взаимосвязанные правовые режимы рекламной деятельности в их совокупности свидетельствуют о том, что область коммерческой рекламы, как и любая иная предпринимательская сфера, является комплексной, межотраслевой областью правового регулирования х. Соответствующим образом строится и ее правовое регламентирование.
  • 2. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность, как и любая область законодательного регулирования, носит системный характер, но имеет специфику строения. Центральным элементом структуры этого законодательства выступают три нормативных акта, содержащих основное количество норм действующего законодательства, посвященных рекламе. Это ГК, КоАП и Закон о рекламе.

правовое положение субъектов этой деятельности, оформляют общий режим ее договорного регулирования, регламентируют иные сопутствующие названной деятельности гражданские отношения. А специальные нормы ГК содержат предписания, напрямую касающиеся рекламы. Кроме определения в части первой ГК обозначенного выше гражданско-правового существа рекламы (ст. 437), нормы о рекламе содержатся в части второй (ст. 494 о публичной оферте товара в розничной купле-продаже), части третьей (ст. 1212 о праве, подлежащем применению к договору с участием потребителя) и в части четвертой этого акта (ст. 1299, 1474, 1484, 1515, 1519, 1539). По смыслу указанных норм части четвертой ГК реклама может быть связана с использованием различных результатов интеллектуальной деятельности. Так, согласно п. 1 ст. 1539 ГК правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение) и, в частности, путем указания коммерческого обозначения в рекламе. Соответственно можно заключить, что отмеченное указание есть одна из форм реализации обозначенного исключительного права. Таким образом, реклама в данном случае - это особая сфера использования результатов интеллектуальной деятельности. В этой области (области рекламы) реализуются соответствующие исключительные права, т.е. это сфера праворе- ализации исключительных прав и других интеллектуальных прав.

В отличие от ГК, КоАП, содержащий правила об административной ответственности за рекламные правонарушения, и Закон

0 рекламе в совокупности устанавливают систему специальных правовых ограничений в области рекламы. Эти два акта указывают на границы дозволенного в рекламной сфере, отграничивая в этой области правомерное поведение от неправомерного.

Наряду с тремя базовыми актами, различные отношения в рамках рекламной деятельности регулируются также и множеством иных, в основном, федеральных актов .

  • 3. Основным, наиболее распространенным приемом нормативного правового регулирования рекламной деятельности выступает установление в законодательстве о рекламе правовых запретов. Смысл такого запретительного регулирования - ограничение свободы усмотрения (правореализационных возможностей) рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей в целях охраны субъективных прав потребителей рекламы и публичных интересов.
  • 4. Анализ текущего состояния нормативного правового регулирования отношений в области рекламы позволяет указать на тенденцию развития законодательства о рекламе и тенденцию повышения роли договорного регулирования.

При этом практика свидетельствует и о том, что в этой области договоры зачастую носят смешанный характер, подчиняясь положениям ст. 421 ГК . В таком случае договор обычно оформляет осуществление всего комплекса рекламных мероприятий либо их существенной части, например это может быть договор на создание и размещение наружной рекламы.

Саморегулирование (гл. 4 Закона о рекламе) предполагает, что профессиональные участники рекламного рынка самостоятельно осуществляют нормирование своей деятельности. Институциональным инструментом такого саморегулирования выступает создание саморегулируемых организаций в сфере рекламы (ст. 31 Закона о рекламе).

Необходимость применения правил технического регулирования при осуществлении рекламной деятельности определена наличием соответствующих документов по техническому регулированию .

Правовые последствия нарушения законодательства о рекламе.

Специфическим нарушением в области рекламной деятельности, за которое предусматриваются специальные правовые последствия, выступает осуществление ненадлежащей рекламы. Согласно Закону о рекламе (ст. 3) ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Правовые последствия ненадлежащей рекламы определяются как межотраслевые в гл. 5 Закона о рекламе. Такие правовые последствия следует подразделить на гражданско-правовые и публично-правовые. В ст. 38 Закона о рекламе сформулированы правила о гражданско-правовых последствиях ненадлежащей рекламы. Согласно ч. 1 указанной статьи нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае, как установлено в ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе, потерпевшие (это лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы) вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о:

  • 1) возмещении убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
  • 2) возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
  • 3) компенсации морального вреда (ст. 151 ГК);
  • 4) публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

По существу, в указанной норме законодатель перечислил способы защиты гражданских прав, большинство которых одновременно является и мерами гражданско-правовой ответственности и которые могут быть использованы в рекламной сфере. Возможно не только раздельное, но и совместное применение названных способов защиты, например может быть заявлен иск о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью физических лиц, и о компенсации морального вреда.

Следует заметить, что с иском о контррекламе может обращаться не только потерпевший, но и антимонопольный орган. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе в случае установления названным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания он вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения. Таким образом, данный способ защиты гражданских прав может быть применен и по инициативе уполномоченного органа власти (а не потерпевшего).

Публично-правовые последствия представляют собой административно-правовые и уголовно-правовые последствия ненадлежащей рекламы. Например, административно-правовые последствия в данном случае - это применение ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Возможна и уголовно-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы .

Административная ответственность наступает согласно КоАП. В соответствии со ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа. Дела по ст. 14.3 КоАП рассматриваются федеральным антимонопольным органом, а также его территориальными органами (ч. 1 ст. 23.48 КоАП). Наряду с указанной специальной административной ответственностью в рекламной сфере отмеченные лица согласно КоАП могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.5 за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа, по ст. 19.8 за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган .

Иные правовые последствия ненадлежащей рекламы - это такие последствия, которые по своей правовой природе не являются мерами юридической ответственности. В частности, к таким последствиям нужно отнести выдачу предписаний антимонопольным органом о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе по правилам ст. 36 Закона о рекламе. Такое предписание выдается по результатам рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (см.: Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508// СЗ РФ. 2006. № 35. Ст. 3758).

Заметим, что правонарушения в рекламной сфере могут быть допущены не только рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, но и антимонопольным органом. На основании ст. 35, 37 Закона о рекламе возможны и правовые последствия за нарушения со стороны антимонопольного органа (например, возмещение убытков или административная ответственность за разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и т.п.).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современная реклама играет значительную роль в обществе, что обусловливает необходимость выработки этических и правовых норм , регулирующих рекламную деятельность. Ни одна реклама не может продать товар вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя. Недобросовестная реклама если и может создавать некоторый успех, то он будет лишь кажущимся и временным. Реклама должна быть: добропорядочной, достоверной, пристойной, доброжелательной. В рекламе недопустимы негативные высказывания в адрес предприятий конкурентов и их товаров. Во-первых, это не этично, причем во многих странах эта норма регламентирована законом. Во-вторых , это, как правило, играет в пользу конкурентов, может случиться так, что их товар запомниться лучше, чем собственный. В-третьи, чисто психологически такой метод вызывает сомнения в качестве рекламируемого товара. Рекламе должны быть присущи такие черты добросовестной и достоверной рекламы , как правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность.

Правдивость обязывает организатора рекламного мероприятия приводить сведения о товарах, их качестве, достоинствах и преимуществах, соответствующие действительности.

Конкретность выражается в убедительных аргументах и цифровых данных, используемых в тексте рекламного средства; в рекламной графике соблюдение этого принципа исключает неоправданный формализм и непонятные широкому зрителю приемы.

Целенаправленность рекламы означает, что ее отправным пунктом являются рекламируемые товары и рыночная конъюнктура, ее объектом – потребитель. Соблюдение в рекламе принципа целенаправленности предотвращает нерациональное расходование средств, позволяет оценивать эффективность применения того или иного средства рекламы, его влияние на увеличение оборота торгового предприятия, а также эмоциональное и психологическое воздействие.

В регулировании рекламной деятельности принимают участие различные социальные субъекты. Среди основных сил, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общественные организации и государство . Рассмотрим основные особенности участия указанных сил в регулировании рекламной деятельности.

Потребитель – адресат большинства рекламных обращений – играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов. Потребитель, если он стал жертвой недобросовестной рекламы, может отстаивать свои права или индивидуально, или в составе общественной группы (общества) по защите прав потребителей.

В первом случае он может обратиться с письмом к руководству фирмы-рекламодателя, в средство массовой информации, в органы местной власти, подать исковое заявление в суд. Сразу необходимо отметить, что в условиях недостаточно разработанной законодательной базы и соответствующем состоянии дел данный подход вряд ли принесет какой-либо эффект. Так как данная тенденция является универсальной и интернациональной, уже с середины прошлого века потребители объединяли свои усилия для отстаивания своих прав.

Общественные организации создаются не только потребителями, но и самими рекламистами. Их деятельность можно рассматривать как одну из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулирование является в настоящее время главным направлением деятельности общественных организаций рекламистов во всем мире. Целью деятельности многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. Таким образом, движение предпринимает шаги для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательства государства в проблемы отрасли. Зачастую общественные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти, «проталкивании» нужных всем рекламистам законов, подготовки их проектов.

В 1990-х годах в России были созданы первые общественные организации , объединившие peкламucmoв страны. В числе наиболее авторитетных организаций – Ассоциация коммуникационных агентств России – АКАР (до этого – Российская ассоциация рекламных агентств – РАРА), Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA), Фонд поддержки производителей рекламы, Национальная рекламная ассоциация (до1996 года – Ассоциация работников рекламы России), Рекламная федерация регионов (РФР), Московская рекламная гильдия, Лига рекламных агентств (ЛиРА) и др.

В феврале 1995 года был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 года был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). В состав правления Совета вошли руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза журналистов РФ, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Ассоциации рекламодателей, АКАР и др. Основными целями деятельности Совета являются: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В рамках обеспечения основ саморегулирования Общественным Советом по рекламе был разработан и предложен к добровольному исполнению российскими участниками рекламного процесса «Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации». В ноябре 2000 года Рекламный совет России обнародовал проект «Российского Рекламного Кодекса», который был принят весной 2001 года. В основу кодекса были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и уже упомянутого «Свода обычаев и правил». При этом были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

Свои общественные организации имеют профессионалы, работающие и в других областях маркетинговых коммуникаций. Так, в 1995 году была создана Российская ассоциация директ-маркетинга (РАДм). После периода относительно низкой активности в 2001 году эта организация была практически воссоздана. Первой российской профессиональной организацией фирм, работающих в паблик рилейшнз, стала ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС), созданная в 1999 году. Авторитетной в данной сфере организацией является Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Одним из направлений ее деятельности стала сертификация участников РR-процесса в России, целью которой является вытеснение с рынка агентств, не обладающих достаточной профессиональной компетентностью.

Саморегулирование участников коммуникационного процесса, формирование цивилизованного рынка ВТL-услуг, кодификация этических стандартов в области стимулирования сбыта являются основными целями деятельности Российской ассоциации стимулирования сбыта (РАСС). Одним из важнейших шагов этой организации стала разработка Российского кодекса практики стимулирования сбыта, соблюдение которого стало обязательным для членов ассоциации. Основные статьи кодекса посвящены защите интересов потребителей, соблюдению законности, защите интересов детской аудитории, формулированию общих условий проведения SР-кампаний.

Большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе играют международные неправительственные организации . Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата (МТП), Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование . Оно осуществляется путем создания широкой законодательной базы и формирование системы исполнительных органов, осуществляющих контроль.

Основными объектами государственного регулирования рекламы являются :

  • рекламная деятельность в целом;
  • реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для потребителей;
  • использование необоснованных утверждений;
  • охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
  • правовая защита товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности;
  • реклама, вводящая в заблуждение и содержащая «исчезающую приманку»;
  • сравнительная реклама;
  • реклама, направленная на детей, и др.

В Российской Федерации основным законодательным актом прямого действия, который регулирует рекламную деятельность, является закон «О рекламе» принятый 22 февраля 2006 г. В законе дается определение основным понятиям (реклама, объект рекламирования, рекламопроизводитель и т.д.); излагаются общие требования к рекламе и раскрываются понятия «недобросовестной» и «недостоверной рекламы». Федеральный закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы. Основными целями Закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов , непосредственно выполняющих эти функции. В России в соответствии с Законом РФ «О рекламе» 1995 г. государственный контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В момент принятия закона им был Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, трансформировавшийся позже в


Министерство антимонопольной политики и поддержки


предпринимательства РФ (МАП РФ), а затем – в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС РФ). Основным документом, на котором основывается регулирующая деятельность этого органа исполнительной власти, является разработанный им же «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». В соответствии с данным нормативным актом ФАС РФ и его территориальным органам предоставлено право возбуждать дела по фактам нарушения законодательства о рекламе, издавать предписания о прекращении нарушений законодательства, выносить решения об осуществлении контррекламы, налагать штрафы на нарушителей и т. д.

В деле государственного регулирования реклама важную роль играет и судебная ветвь власти . Причем судебная практика в данной сфере достаточно активна. Регулированием споров в сфере рекламы занимались и районные суды, и суды высших инстанций.

Учитывая, что основное предназначение рекламы – экономическое и реклама является одной из сфер бизнеса, очевидно активное участие в регулировании рекламной деятельности арбитражными судами. Причем количество дел, рассмотренных этими судами, была такой большой, что Президиум Высшего арбитражного суда РФ выступил 25 декабря 1998 года с информационным письмом, которое содержало официальный «Обзор практики рассмотрения споров, которые связаны с применением законодательства о рекламе».

Процесс совершенствования системы государственного и общественного регулирования рекламы в России продолжается