Реформа закупок государства и госкомпаний сдвинулась с мертвой точки. Путин выступил за реформу системы госзакупок в области культуры Реформа госзакупок

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев

Два направления реформы госзакупок
В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое - это переход на электронные аукционы, а второе - повышение качества государственного заказа. Надо отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать - ни у европейских стран, ни у США. Мы действительно сейчас идем впереди, и законодательное регулирование системы госзаказа в России было разработано именно с учетом специфики нашей страны.
Электронные аукционы
С 1 июля вступили в силу поправки в Федеральный закон №94-ФЗ, в частности, глава 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" (в редакции Закона № 93-ФЗ), о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. В соответствии с постановлением Правительства РФ №755 3 электронных площадки - Москва, Татарстан и Сбербанк - были определены как пилотные для проведения электронных аукционов.
Мы ставим перед собой простую задачу: в течение 1,5 - 2 лет вывести около 80% всех процедур по размещению заказов на электронные аукционы. Конечно, сразу не получится выйти на эту цифру, но она вполне достижима.
Ключевая задача реформы при переходе к электронным аукционам - это введение режима конфиденциальности и анонимности участия в аукционах, именно поэтому мы предъявляем очень высокие требования к площадкам. Это не только ответственность, которую они будут нести в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). В первую очередь, это те технологические требования, которые предъявляются к программному обеспечению, информационной безопасности, чтобы исключить возможность манипулирования аукционами, в т.ч. со стороны площадок, в связи с чем все происходящее на электронной площадке должно параллельно отражаться у третьего лица. Таким образом, рассмотрение жалоб на действия площадки будут основываться не только на информации от нее самой, но и так же от третьей стороны, которая будет фиксировать в постоянном режиме действия площадки и всех участников электронного аукциона. При этом крайне важно, чтобы площадки были надежными, а проводимые торги прозрачными. Именно это и лежит в основе определения требований к площадкам со стороны ФАС и Минэкономразвития.
На мой взгляд, электронные аукционы являются хорошим лекарством от сговора, они позволят уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивается анонимность участников на торгах. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того, как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит, соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. На обычных торгах большая редкость, когда удается доказать факт сговора. При обсуждении этой проблемы в ФАС мы пришли к выводу, что неэффективно бегать и ловить каждого за сговор, нужно изменить саму систему, чтобы сговор стал принципиально невозможен.
В соответствии с главой 3.1 Федерального закона №94-ФЗ введена новая процедура электронных аукционов. Конечно, когда разворачивается новая система размещения госзаказа по всей стране, понятно, что нужно время для отработки всех механизмов.
Также мы рассчитываем, что электронные аукционы приведут к существенному развитию конкуренции и к резкому, значительному росту экономии бюджетных средств. По итогам 2008 г. экономия бюджетных средств составила порядка 214 млрд руб., и мы планируем, что через 1,5-2 года мы будем получать экономию около 1 трлн руб ежегодно. И это не просто какая-то непонятная цифра, это конкретные деньги, которые останутся в бюджете, на которые можно реализовывать социальные программы, строить дороги, развивать инфраструктуру.
При этом неправильно было бы считать, что вся разница между 214 млрд и 1 трлн - это чисто коррупционная составляющая. Если не будет настоящих конкурентных процедур, то не будет конкурентной цены вне зависимости от того, есть злоупотребления или нет. Просто здоровая конкуренция дает серьезное снижение цены, при этом без потери качества. Наша задача - полностью уйти от человеческого фактора и сделать по-настоящему конкурентные торги. Если это удастся, то мы выйдем на качественно иную систему госзаказа.
Проблема качества в госзаказе
Второе важнейшее направление реформы - это повышение качества государственного заказа. 3 июля 2009 г. Госдумой был принят Федеральный закон №164-ФЗ, который вступил в силу с 23 августа 2009 года. Этот федеральный закон внес изменения в закон о размещении госзаказа, и теперь на электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения контракта применяться вообще не может.
Почему было исключено страхование ответственности? Данная форма страхования себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали на основании как собственных правил, так и на основе несовершенства действующего законодательства. Получается, что страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, что недопустимо. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов - конкурсов и аукционов, то с 23 августа у заказчика появилось право устанавливать в документации торгов норму о том, что они не принимают страхование ответственности по контракту.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб., и такие юридические лица смогут давать обеспечение по контрактам в размере не более 10% от стоимости собственных средств. Соответственно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право устанавливать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое представляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а на что оно распространяется, какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает). Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, в результате чего на госзаказе должны остаться только надежные компании, так как ни одно крупное юридическое лицо не будет давать финансовое обеспечение неизвестным компаниям.
И еще один из видов обеспечения контрактов - денежные средства компании, которые так же могут предоставляться в качестве обеспечения контракта.
При этом и у субъектов федерации, и у муниципальных образований есть возможность через отобранные банки, через специальные фонды поддержки, в том числе малого предпринимательства, предоставлять компаниям финансовое обеспечение для участия в госзаказе. Естественно, принимая за такую компанию все финансовые риски. Это дополнительная возможность увеличения доступа предпринимателей к госзаказу.
Также часто заказчиками поднимается проблема профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам, а также вопросы, связанные с приемкой. Это один из наиболее ключевых вопросов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем появятся типовые спецификации, которые будут разработаны федеральными ведомствами, а также на уровне регионов, с тем, чтобы заказчики не ломали голову, какие требования им предъявить по той или иной продукции или услугам, а чтобы были установлены определенные типовые стандарты качества. Это процесс непростой, но в любом случае мы к этому придем, так как другого пути просто нет. В то же время важно отметить необходимость централизации функции по размещению заказов на всех уровнях власти - только таким образом можно добиться сосредоточения профессиональных кадров как в товароведении, так и в законодательстве о размещении заказов. Не должна каждая школа, поликлиника или больница выступать самостоятельным заказчиком на суммы свыше 100 тысяч рублей. Надо поставить товар в 10 школ - проходят централизованные торги с указанием 10 мест поставки, и школа занимается лишь тем, что по доверенности принимает товар по качеству от имени заказчика.
Есть и проблема приемки по качеству - приемка товара должна происходить на серьезном уровне, чтобы в случае, если заказчик принял некачественный товар, то ему уже некого было бы винить, кроме себя самого. В данном случае многое зависит от квалификации должностных лиц заказчиков. Так же необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам в случае, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается.
Изменения в КОАП
Важно обратить внимание, что с 23 августа вступил в силу еще один закон - №160-ФЗ, это изменения в Кодекс об административных правонарушениях, по которому становятся более справедливыми прежние составы и вводятся дополнительные составы за нарушения в сфере госзаказа. Например, за несоблюдение заказчиком нормы по проведению специальных торгов для субъектов малого предпринимательства не менее 10 и не более 20% от годового объема госзаказа по номенклатуре для СМП установлен штраф в размере 50 тыс руб. для должностного лица, ответственного за размещение заказа. По итогам 2009 г. ФАС должна будет провести массовую проверку всех заказчиков, причем на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном - на предмет соблюдения данной нормы (проведения спецторгов для малого предпринимательства). По этой норме впервые будет проводиться такая массовая проверка.
Также введен штраф за несвоевременный возврат обеспечения предпринимателям - сейчас весьма распространены такие случаи, поэтому предусмотрен штраф до 15 тыс руб. для должностных лиц. Введены также специальные составы для электронных площадок - за несоблюдение режима конфиденциальности предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. для электронной площадки (юридического лица).
Также введены специальные штрафы для второй стороны контракта, юридических лиц - тех, кто выиграл торги, заключил контракт, а потом произошло незаконное изменение условий контракта. Например, было заключено дополнительное соглашение, и в результате цена стала выше. Так вот, штраф будет не только для должностного лица, которое подписало дополнительное соглашение, как это было ранее, но и для юридического лица, исполнителя по контракту. Причем в случае, если были дополнительно израсходованы бюджетные средства, штраф установлен в двойном размере от них. Например, первоначальная цена контракта была 100 млн руб., а в результате допсоглашения она увеличилась на 50 млн руб. Значит, штраф составит 50 млн руб. * 2 = 100 млн руб. Думаю, что это серьезно мотивирует поставщиков не провоцировать должностных лиц на заключение таких допсоглашений.
Многие штрафы стали более справедливыми, например, установлена процентная зависимость от стоимости контракта - по небольшим контрактам - небольшие штрафы, по большим - пропорционально большие, но не выше ранее установленных. Таким образом, мы провели своеобразную реформу Кодекса об административных правонарушениях в части госзаказа.
Наиболее распространенные нарушения
Надо сказать, что количество жалоб существенно растет. Если посмотреть в динамике, то в 2006 г. было зарегистрировано 2400 жалоб, в 2007 г. - 10 тыс., в 2008 г. - 14 тыс., в 2009 г. ожидаем, что будет около 25-30 тыс. При этом, количество обоснованных жалоб падает: если начинали мы с 58% обоснованных жалоб, то сегодня это 43%. Это значит, что повышается качество работы государственных заказчиков.
При этом количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, а потому, что предприниматели увидели - появился эффективный механизм защиты своих прав и стали им пользоваться.
Если говорить о нарушениях, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, это выставление дополнительных требований к участникам заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и проведение конкурса вместо аукциона. Есть специальное распоряжение Правительства № 236-р, где дан перечень тех товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. Мы планируем, что в течение года электронные аукционы вытеснят обычные аукционы. Сейчас выход на электронные торги является добровольным, но когда будут отработаны все механизмы проведения электронных торгов, мы сделаем проведение электронных торгов не добровольным, а обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. Предположительно - уже с 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики должны будут проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года.
Так же хотелось бы обратить внимание на разъяснения, разработанные совместно ФАС и Минэкономразвития, они опубликованы 20 августа на сайтах www.сайт (в левой колонке "контроль за размещением госзаказа") и www.zakupki.gov.ru, и направлены всем руководителям федеральных органов исполнительной власти, губернаторам, руководителям муниципальных органов власти. Приведу один пример. Очень часто случаются ситуации, когда заказчики не устанавливают в документации требования о необходимости декларирования, что компания не находится в состоянии ликвидации, банкротства и т.д. непосредственно в форме заявки. Предприниматели заполняют форму заявки, но не декларируют этот факт, поскольку форма этого не содержала, в результате происходит отказ в допуске, и количество жалоб от предпринимателей в этой связи очень большое. Чтобы четко урегулировать данную ситуацию, мы выпустили специальные разъяснения, а в будущем планируем, что это станет нормой Федерального закона №94-ФЗ.
Надеюсь, наступит такое время, когда не надо будет давать разъяснений, а все нормы будут четко прописаны в федеральном законе. Но пока это время не наступило, обращаю внимание, что обязательно в той форме, которую заказчик устанавливает для подачи заявки, должен быть пункт о необходимости декларирования, что компания не находится в стадии ликвидации, банкротства и т.д.
При этом есть свои особенности по декларированию крупной сделки - этой декларации требовать в принципе нельзя. Если участник подал заявку и не продекларировал, что сделка для него крупная, следовательно, она априори к таким не относится. Но лучше всего внимательно прочитать разъяснения на сайте.
Разъяснения также касаются того, что заказчик не имеет права разбираться в экономике предпринимателя - сколько и на чем он планирует сэкономить при реализации контракта, главное - чтобы данный контракт был исполнен качественно, в соответствии с требованиями, установленными документацией, в срок, установленный заказчиком. Мы надеемся, что данные разъяснения существенно облегчат жизнь и заказчикам, и предпринимателям.
Некоторое время назад широкую огласку получило явление, получившее название "использование латиницы", когда заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота. Эта проблема решается двумя путями: во-первых, на системном уровне - ведется доработка официального портала, чтобы на нем невозможно было разместить заказ с искажениями знаков в названии лота. В тех случаях, когда это все-таки произошло, эта информация автоматически поступает к нам, в контролирующий орган, и мы проводим специальные проверки. Второе направление - это уже работа непосредственно контролирующего органа. Было выявлено в общей сложности около 2 тыс. подобных фактов. В случае, когда контракт еще не был заключен, были отменены итоги торгов, применены административные санкции в виде штрафов, направлены письма руководителям органов власти, в ведении которых находились учреждения, с требованием привлечь к ответственности должностных лиц, в т.ч. рассмотреть вопрос о занимаемой должности, и во многих случаях это произошло. В тех ситуациях, когда это носило не разовый, а постоянный характер, мы передали дела в правоохранительные органы, в частности, в Генпрокуратуру, для рассмотрения вопроса о возбуждения уголовных дел. Мы считаем, что эти факты необходимо рассматривать как мошенничество, что уже подпадает не под административное правонарушение, а уголовное. Мы в постоянном режиме отслеживаем все подобные ситуации и надо отметить, что после проведения массовой проверки количество таких случаев резко снизилось.
Единые критерии оценки заявок
Еще одно важное новшество произошло в системе госзаказа совсем недавно. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах зачастую приводила к манипулированию критериями конкурсного отбора как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения госзаказа. 10 сентября 2009 года было принято постановление Правительства РФ №722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". Благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране.
В постановлении много новелл и защитных механизмов как для заказчиков, так и для предпринимателей. Даны единицы измерения для каждого критерия и формулы, по которым определяется победитель - это всегда прямая пропорция по отношению к начальной цене контракта, начальному объему гарантии и т.д. Введен защитный механизм для заказчика от предложений, не имеющих под собой экономической основы. Например, за срок гарантии 500 лет после определенного момента дополнительный балл будет получить невозможно. Установлена минимальная значимость критерия "цена контракта" на уровне 35%, введен механизм разрешения конфликтных ситуаций - если чего-либо из того, что должно быть установлено по критериям нет, данные критерии не применяются, а их значимость уходит к цене контракта. Таким образом, не надо думать, какое решение примет контролирующий орган - оно уже предопределено. В будущем, для унификации практики контролирующих органов, аналогичный подход будет разработан для всех видов нарушений.
На сегодняшний день в реформе госзаказа пройдена большая дорога, но еще и многое предстоит сделать. И это не только повышение качества госзаказа и переход на электронные аукционы - это и введение мотивации для заказчиков и членов комиссии стремиться к экономии бюджетных средств. Необходимо поощрять людей, работающих добросовестно, и получающих значимые результаты. Без этого система работать не будет.

Владимир Путин (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Президент Владимир Путин выступил за изменение действующей системы госзакупок для учреждений культуры. По его мнению, она годится только для хозяйственных нужд, а для творческих ее применение неуместно.

​«Открытые конкурсы по всем заданным пунктам, они, конечно, неуместны. Кроме таких общехозяйственных вещей, там, я не знаю, скрепки, шторы, стулья. Это можно вполне покупать на открытых конкурсах, и надо это делать», — цитирует «РИА ​Новости» слова главы государства, которые он произнес на совещании о поддержке талантливой молодежи и профессиональной подготовке кадров в сфере искусства в Санкт-Петербурге».

«Все, что связано с творчеством, конечно, вот это прокрустово ложе, которое не укладывается и уложить туда невозможно, поэтому здесь, точно совершенно, нужно вносить изменения», — заявил президент.

В октябре 2016 года глава МВД Владимир Колокольцев в числе наиболее коррумпированных сфер в области госзакупок. По его словам, «наиболее подвержены криминальным посягательствам сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство (в том числе жилищное), а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура».

Заявление прозвучало на фоне нескольких резонансных дел, связанных с расходованием бюджетных средств в сфере культуры, самым громким из которых стало дело режиссера Кирилла Серебренникова. Его обвиняют в организации хищения 68 млн руб., выделенных на проект «Платформа».

В сентябре Путин впервые этот процесс. Он указал, что Серебренников не единственный деятель культуры, который находится под следствием, и напомнил о делах против замдиректора Эрмитажа и замминистра культуры. «Ну и что теперь, всех нужно освободить в силу того, что они работают в сфере культуры, что ли?» — заявил Путин на пресс-конференции в рамках БРИКС.

Выделение на проекты Серебренникова бюджетных средств говорит о том, что «никакой цензуры или давления не было», уверен президент. Путин сказал, что следствие имеет только один вопрос к режиссеру — о законности расходования бюджетных средств. «Если вы посмотрите финансирование по линии правительства — это где-то 300 млн руб. А по линии правительства Москвы — где-то 700 млн за два-три года», — сказал он тогда.

В защиту режиссера выступили известные деятели культуры и искусства, в том числе зарубежные. Суд поместил Серебренникова под домашний арест, однако несколько фигурантов этого дела находятся под арестом в СИЗО.

Тревожная информация содержится в очередном мониторинге закупок госкомпаний, составленном ФАС, Федеральным казначейством и Минэкономики. Отчет о результатах деятельности государственных компаний за первые 6 месяцев 2016 года уже направлен Дмитрию Медведеву. Из документа следует, что за полгода 96% закупок госкомпаний проводились на неконкурентной основе, из них 51% — это заказы у единственного поставщика, 45% — "иные способы". Причем последних зафиксировано 3,8 тысячи, в том числе особенно экзотические — "неконкурентная закупка" и "наш любимый способ закупок" (такие названия в документации использовали сами заказчики). В общей сложности, за исследуемый период в ЕИС было размещено закупок на 8,7 трлн рублей, из них только 28% (более 2,4 трлн рублей) проводятся в электронной форме. Более половины заказов сконцентрированы на трех площадках: РЖД, Газпромбанк и B2B-Center. Последнее, на чем акцентируется внимание в представленном мониторинге - это формальное выполнение квот на закупки малого бизнеса и недостоверность информации в отчетных документах.

Как известно, реформа закупочной системы стартовала в апреле 2016 года, когда премьер-министр выдал соответствующие поручения. В мае Минэкономики внесло в Кабмин поправки, согласованные с ФАС, но в Государственную Думу они так и не поступили. Таким образом, в законе, распространяющем действие на закупочную деятельность ГУПов и МУПов, упоминания о фондах и автономных учреждениях нет.

Как рассказывают специалисты, наиболее радикальные правительственные поправки в закон о закупках (пункт о переводе на электронные торги и закупок госкомпаний, и госзакупок) так и не дошли до Государственной Думы из-за действий крупных заказчиков, особое недовольство которых вызвало предложение перевести крупные закупки по на универсальные площадки заказов по , передать расчетные центры банкам и уменьшить размер и сроки блокирования средств на счетах. Как известно, эти проекты и на данный момент находятся на этапе согласования в главном управлении президента.

Таким образом, именно непринятие поправок в остановило реформу закупок государственных компаний. Как известно, поправки обсуждались 23 июня на совещании в Комитете по экономической политике Государственной Думы. Слушали сенатора Николая Журавлева, который озвучил письмо Сбербанка с критикой проекта. Также, по предварительным данным, против некоторых пунктов проекта выступает и ВТБ. Стоит отметить, что официальных комментариев по этому поводу ни от Сбербанка, ни от ВТБ нет.

На этой неделе на сайте Минэкономразвития была опубликована новая редакция поправок к , содержащая существенные изменения. В этом варианте предлагается разрешить корпорации малого и среднего бизнеса подавать жалобы в ФАС при нарушениях на торгах. Также, если государственные компании не выполняют лимит закупок у МСБ или предоставляют неправдивые сведения, то до конца года их можно будет частично перевести под действие закона .

Итак, в новом проекте содержится ряд уступок госкомпаниям. В частности, предусматривается лишь частичное ограничение перечня закупочных процедур, разделив их на открытые и закрытые конкурентные закупки у единственного поставщика и "иные способы", причем применятся они будут только в отношении закупок стоимостью менее 5 млн рублей. Войдите в долевое строительство дома в городе Липецк.

На площадке "Сбербанк-АСТ" заявили, что считают этот вариант изменений сырым, непроработанным и таким, что не способствует конкуренции. А некоторые специалисты утверждают, что предлагаемые меры больше подходят под определение экспериментальных, которые помогут протестировать работоспособность новых норм. И только потом можно говорить о распространении их на другие сегменты рынка закупок.

Михаил ЕВРАЕВ, начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа

Два направления реформы госзакупок

В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое — это переход на электронные аукционы, второе - повышение качества государственного заказа. Надо отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире: ни у европейских стран, ни у США ее неоткуда скопировать. Мы действительно сейчас идем впереди, и законодательное регулирование системы госзаказа в России было разработано именно с учетом специфики нашей страны.

Электронные аукционы

С 1 июля 2009 года вступили в силу поправки к Федеральному закону № 94-ФЗ. В частности, закон дополнен главой 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» (в редакции Закона № 93-ФЗ), появилось положение о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 755-р три электронных площадки - Москвы, Татарстана и Сбербанка - были определены как пилотные для проведения электронных аукционов. Мы ставим перед собой задачу: в течение полутора-двух лет около 80 % всех процедур по размещению заказов вывести на электронные аукционы. Конечно, сразу не получится выйти на эту цифру, но она вполне достижима.
Ключевая задача реформы при переходе к электронным аукционам - это введение режима конфиденциальности и анонимности участия в аукционах, именно поэтому мы предъявляем очень высокие требования к площадкам. Это не только ответственность, которую они будут нести в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). В первую очередь это те технологические требования, которые предъявляются к программному обеспечению, информационной безопасности, чтобы исключить возможность манипулирования аукционами, в том числе со стороны площадок. Поэтому все происходящее на электронной площадке должно параллельно отражаться у третьего лица. Таким образом, рассмотрение жалоб на действия площадки будет основываться не только на информации, полученной от нее самой, но также и на сведениях, предоставленных третьей стороной, которая будет фиксировать в постоянном режиме действия площадки и всех участников электронного аукциона. При этом крайне важно, чтобы площадки были надежными, а проводимые торги прозрачными. Именно это и лежит в основе определения требований к площадкам со стороны ФАС и Минэкономразвития.
На мой взгляд, электронные аукционы являются хорошим «лекарством» от сговора, они позволят уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивается анонимность участников на торгах. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит, соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. На обычных торгах очень редко удается доказать факт сговора. При обсуждении этой проблемы в ФАС мы пришли к выводу, что неэффективно бегать и ловить каждого за сговор, нужно изменить саму систему, чтобы сговор стал принципиально невозможен.
Также мы рассчитываем, что электронные аукционы приведут к существенному развитию конкуренции и к резкому, значительному росту экономии бюджетных средств. По итогам 2008 года экономия бюджетных средств в системе госзаказа составила порядка 214 млрд руб., планируется, что через полтора-два года мы будем получать экономию около 1 трлн руб ежегодно. И это не просто какая-то непонятная цифра, это конкретные деньги, которые останутся в бюджете, на которые можно реализовывать социальные программы, строить дороги, развивать инфраструктуру.
При этом неправильно было бы считать, что вся разница между 214 млрд и 1 трлн - это чисто коррупционная составляющая. Если не будет настоящих конкурентных процедур, то не будет конкурентной цены вне зависимости от того, есть злоупотребления или нет. Здоровая конкуренция дает серьезное снижение цены без потери качества. Наша задача - полностью уйти от человеческого фактора и сделать торги по-настоящему конкурентными. Если это удастся, то мы выйдем на качественно иную систему госзаказа.

Проблема качества в госзаказе

Второе важнейшее направление реформы - это повышение качества государственного заказа. 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 164-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон о размещении госзаказа, и теперь на электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения контракта применяться не может вообще.
Почему было исключено страхование ответственности? Данная форма страхования себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали им в возмещении убытков на основании собственных правил, а также пользуясь несовершенством действующего законодательства. Получается, что страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, что недопустимо. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов - конкурсов и аукционов, - то с 23 августа у заказчика появилось право устанавливать в документации торгов норму о том, что страхование ответственности по контракту не применяется.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб. Такие юридические лица смогут давать обеспечение по контрактам в размере не более 10 % от стоимости собственных средств. Следовательно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право оговаривать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое предоставляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает). Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, и в результате на госзаказе должны остаться только надежные компании, так как ни одно крупное юридическое лицо не будет предоставлять финансовое обеспечение неизвестным компаниям.
Еще один вид обеспечения контрактов - денежные средства компании, которые также могут предоставляться в качестве обеспечения контракта. При этом и у субъектов Федерации, и у муниципальных образований есть возможность через отобранные банки, через специальные фонды поддержки, в том числе малого предпринимательства, предоставлять компаниям финансовое обеспечение для участия в госзаказе, естественно, принимая за такую компанию все финансовые риски. Это дополнительная возможность увеличения доступа предпринимателей к госзаказу.
Кроме того, часто заказчики поднимают проблему профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам, а также вопросы, связанные с приемкой. Это один из ключевых вопросов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем появятся типовые спецификации, разработанные федеральными и региональными ведомствами для того, чтобы заказчики не ломали голову над тем, какие требования им предъявить по той или иной продукции или услуге, а ориентировались на определенные типовые стандарты качества. Это процесс непростой, но в любом случае мы к этому придем, так как другого пути просто нет.
В то же время важно отметить необходимость централизации функции по размещению заказов на всех уровнях власти. Только таким образом можно добиться сосредоточения профессиональных кадров как в товароведении, так и при разработке законодательства о размещении заказов. Не должна каждая школа, поликлиника или больница выступать самостоятельным заказчиком на суммы свыше 100 тыс. руб. Надо поставить товар в 10 школ - проходят централизованные торги с указанием 10 мест поставки, а школа занимается лишь тем, что по доверенности принимает товар по качеству от имени заказчика.
Есть и проблема приемки по качеству. Прием товара должен осуществляться на серьезном уровне, чтобы заказчик, принявший некачественный товар, знал, что ему некого винить, кроме себя самого. В данном случае многое зависит от квалификации должностных лиц заказчиков. Также необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам в случае, если в результате исполнения контракта заявленное качество не соблюдается.

Изменения в КоАП

Важно обратить внимание на то, что 23 августа вступил в силу еще один закон - № 160-ФЗ, который внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прежние составы за нарушения в сфере госзаказа стали более справедливыми, также вводятся дополнительные составы. Например, за несоблюдение заказчиком нормы по проведению специальных торгов для субъектов малого предпринимательства (не менее 10 % и не более 20 % от годового объема госзаказа по номенклатуре для СМП) установлен штраф в размере 50 тыс. руб. для должностного лица, ответственного за размещение заказа. По итогам 2009 года ФАС должна будет провести массовую проверку всех заказчиков, причем на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном, - на предмет соблюдения данной нормы (проведение спецторгов для малого предпринимательства). По этой норме впервые будет проводиться такая массовая проверка.
Также введен штраф за несвоевременный возврат обеспечения предпринимателям: сейчас весьма распространены такие случаи, поэтому для должностных лиц был предусмотрен штраф до 15 тыс. руб. Введены также специальные составы для электронных площадок: за несоблюдение режима конфиденциальности предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. для электронной площадки - юридического лица.
Также введены специальные штрафы для второй стороны контракта - юридических лиц, которые выиграли торги, заключили контракты, а потом незаконно изменили условия контракта. Например, было заключено дополнительное соглашение, и в результате цена стала выше. В этих случаях штраф предусмотрен не только для должностного лица, которое подписало дополнительное соглашение, как это было ранее, но и для юридического лица - исполнителя по контракту. Причем в случае, если были дополнительно израсходованы бюджетные средства, штраф установлен в размере, равном двойной сумме превышения цены контракта. Например, первоначальная цена контракта составляла 100 млн руб., а в результате допсоглашения она увеличилась на 50 млн руб. Значит, штраф составит 50 млн руб. х 2 =
= 100 млн руб. Думаю, что это заставит поставщиков не провоцировать должностных лиц на заключение таких допсоглашений.
Многие штрафы стали более справедливыми. Например, установлена процентная зависимость от стоимости контракта: по небольшим контрактам - небольшие штрафы, по большим - пропорционально большие, но не выше ранее установленных. Таким образом, мы провели своеобразную реформу Кодекса об административных правонарушениях РФ в части госзаказа.

Наиболее распространенные нарушения

Количество жалоб в сфере госзаказа постоянно растет. Если посмотреть в динамике, то в 2006 году было зарегистрировано 2400 жалоб, в 2007 году - 10 тыс., в 2008 году - 14 тыс., в 2009 году их, по прогнозам, будет около 25-30 тыс. Но при этом количество обоснованных жалоб падает: если начинали мы с 58 % обоснованных жалоб, то сегодня это 43 %. То есть можно говорить о том, что качество работы государственных заказчиков повышается. А количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, просто предприниматели увидели, что у них появился эффективный механизм защиты своих прав, и стали им пользоваться.

Конкурсы вместо аукционов

Если говорить о нарушениях, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, то это выставление дополнительных требований к участникам заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и проведение конкурса вместо аукциона. Есть специальное распоряжение правительства № 236-р, где приведен перечень товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. Мы планируем, что в течение года электронные аукционы вытеснят обычные. Сейчас выход на электронные торги является добровольным, но когда будут отработаны все механизмы проведения электронных торгов, мы сделаем проведение электронных торгов не добровольным, а обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. Предположительно уже с 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики должны будут проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года.

Разъяснения ФАС и Минэкономразвития

Также хотелось бы обратить внимание на разъяснения, разработанные совместно ФАС и Минэкономразвития, они опубликованы 20 августа текущего года на сайтах www.fas.gov.ru (в левой колонке «контроль за размещением госзаказа») и www.zakupki.gov.ru и направлены всем руководителям федеральных органов исполнительной власти - губернаторам, руководителям муниципальных органов власти. Приведу один пример. Очень часто встречаются ситуации, когда заказчики не устанавливают в форме заявки требования о необходимости декларировать факт нахождения компании в состоянии ликвидации, банкротства и т. д. Предприниматели, заполняя заявку, не декларируют сей факт, поскольку форма этого не требовала. В результате происходит отказ в допуске и количество жалоб от предпринимателей в связи с этим очень большое. Чтобы четко урегулировать данную ситуацию, мы выпустили специальные разъяснения, а в будущем планируем, что это станет нормой Федерального закона № 94-ФЗ.
При этом есть свои особенности по декларированию крупной сделки: этой декларации требовать нельзя в принципе. Если участник подал заявку и не продекларировал, что сделка для него крупная, следовательно, она априори к таким не относится. Но лучше всего внимательно прочитать разъяснения на сайте www.fas.gov.ru .
Разъяснения также касаются того, что заказчик не имеет права разбираться в экономике предпринимателя: сколько и на чем он планирует сэкономить при реализации контракта, главное - чтобы данный контракт был исполнен качественно, в соответствии с требованиями, установленными документацией, в срок, установленный заказчиком. Мы надеемся, что данные разъяснения существенно облегчат жизнь и заказчикам, и предпринимателям.

«Использование латиницы»

Некоторое время назад широкую огласку получило явление, получившее название «использование латиницы», когда заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота. Эта проблема решается двумя путями: во-первых, на системном уровне ведется доработка официального портала, чтобы на нем невозможно было разместить заказ с искажениями знаков в названии лота. В тех случаях, когда это все-таки произошло, информация автоматически поступает к нам, в контролирующий орган, и мы проводим специальные проверки. Второе направление - это уже работа непосредственно контролирующего органа.
В общей сложности подобных фактов было выявлено около 2 тыс. В случае когда контракт еще не был заключен, были отменены итоги торгов, применены административные санкции в виде штрафов, направлены письма руководителям органов власти, в ведении которых находились учреждения, с требованием привлечь к ответственности должностных лиц, в том числе рассмотреть вопрос о занимаемой должности, и во многих случаях этот вопрос поднимался. В тех ситуациях, когда такие нарушения носили не разовый, а постоянный характер, мы передали дела в правоохранительные органы, в частности в Генпрокуратуру, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел. Мы считаем, что такого рода факты необходимо рассматривать как мошенничество, и это уже подпадает не под административное правонарушение, а под уголовное. Мы в постоянном режиме отслеживаем все подобные ситуации, и надо отметить, что после проведения массовой проверки количество таких нарушений резко снизилось.

Единые критерии оценки заявок

Еще одно важное новшество появилось в системе госзаказа совсем недавно. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах зачастую приводило к манипулированию критериями конкурсного отбора как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения госзаказа. 10 сентября 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране.
В постановлении много новых норм и защитных механизмов и для заказчиков, и для предпринимателей. Даны единицы измерения для каждого критерия и формулы, по которым определяется победитель, - это всегда прямая пропорция по отношению к начальной цене контракта, начальному объему гарантии и т. д. Введен защитный механизм для заказчика от предложений, не имеющих под собой экономической основы. Например, за срок гарантии 500 лет после определенного момента дополнительный балл будет получить невозможно. Установлена минимальная значимость критерия «цена контракта» на уровне 35 %, введен механизм разрешения конфликтных ситуаций. Если чего-либо из того, что должно быть установлено по критериям, нет, данные критерии не применяются, а их значимость уходит к «цене контракта». Таким образом, не надо думать, какое решение примет контролирующий орган, оно уже предопределено. В будущем, с целью унификации практики контролирующих органов, аналогичный подход будет разработан для всех видов нарушений.
На сегодняшний день в реформе госзаказа пройден большой путь, но еще и многое предстоит сделать. И это не только повышение качества госзаказа и переход на электронные аукционы, это и введение стимула для заказчиков и членов комиссии стремиться к экономии бюджетных средств. Необходимо поощрять людей, работающих добросовестно и получающих значимые результаты. Без этого система работать не будет.

Журнал "Бюджет", декабря 2009 г.

Для групп 4 человека 126400 - 99 500 рублей (включая удостоверение о повышении квалификации)

В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.


Участники могут получить удостоверение о повышении квалификации по 223-ФЗ (108 ак.ч.) , продолжив обучение в дистанционном модуле.
Дополнительная оплата — 4000 руб/чел.

223-ФЗ в новой редакции. Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков.
Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

09 апреля 2018 года
09:30-10:00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):

  • Обязанность проводить конкурентные закупки в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ;
  • Сроки обязательной корректировки Положения и пункты, подлежащие включению/изменению;
  • Установление ПРЕДЕЛЬНОГО минимального и максимальный срока заключения договора;
  • Ограничение способов конкурентных закупок;
  • ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
  • Сроки/Порядок/ Особенности применения 44-ФЗ Заказчиками, не выбравшими объем у СМСП;
  • Новые основания и порядок обжалования действий(бездействия) заказчика в Суде и ФАС;
  • Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
  • Требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентной закупки;
  • Требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки;
  • Новые сроки проведения конкурентных закупок;
  • Требования к обеспечению заявок - случаи и порядок предоставления, размер, порядок

возврата, основания удержания;

  • Право заключения договора с несколькими участниками закупки;
  • Проведение электронных закупок:
  • - возможность проведения только через операторов электронных площадок;
  • - аккредитация участника на электронной площадке;
  • - электронный документооборот между Заказчиком, Участником и Оператором.
  • Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
  • Операторы электронных площадок для проведения электронных закупок;
  • Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках;
  • Сроки, основания и порядок отмены закупки;
  • Требования к Форме заявки в запросе котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, изменения, отзыва заявки участником закупки;
  • Требования к сроку хранения заказчиком документов, относящихся к закупке (в том числе заявок);
  • Обязанность закрепить в Положении порядок закупки у единственного поставщика;
  • Обязанность указания НМЦД в Извещении и Документации;
  • Новые требования к содержанию ежемесячной отчетности;
  • Требования к корпоративным информационным системам в сфере закупок;
  • Ведомственный контроль;
  • Новые исключения определенных закупок из под регулирования 223-ФЗ;
  • Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
  • Новый порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
  • Типовые положения о закупках и основания обязательности их применения;
  • Изменение понятия «участник закупки»;
  • Возможные основания проведения закупок не в электронной форме;
  • Право Правительства обязать отдельных заказчиков проводить закупки у СМСП;
  • Установление Правительством особенностей проведения закрытых закупок;
  • CРОКИ и порядок вступления изменений в силу.

Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:

  • Расширение случаев закупок бюджетными учреждениями в рамках 223-ФЗ.
  • ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС.
  • Переход через «0» - право поставщика доплатить заказчику за право бесплатно поставить

товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора

при переходе через «0» в закупках по цене единицы.

  • Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг - закрытый набор

характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций

отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования

использования иных характеристик.

  • Поправки в КОАП - случаи инициирования ФАС расторжения договора.
  • Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ - организация и должностное лицо.
  • НДС в составе цены - как проводить оценку предложений и можно ли уменьшать цену при

победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).

  • Цессия - практика применения в 223-ФЗ.
  • В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд.
  • В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ».
  • Возможность поставщика отказаться от оказания услуг при условии возмещения убытков.
  • В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора - позиция

Минэкономразвития и Судов.

  • Аффилированность и конфликт интересов - понятия, практика, риски.
  • Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика и

о привлечении субподрядчиков для исполнения договора - позиция ФАС и судов.

  • Можно ли требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.
  • Расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен.
  • Регламентация в Положении и Документации порядка участия коллективного участника.
  • Право Заказчика требовать от участника налоговую декларацию.
  • Ограничение предельного размера авансов по всем закупкам.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.

Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.

  • Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов.
  • Порядок и особенности формирования лотов.
  • Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
  • - когда можно не указывать «или эквивалент» - примеры решений ФАС и судов;
  • - когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
  • - термин «новый товар»;
  • - указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонным показателям и др.;

Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.

  • Декларация о соответствии и сертификат соответствия :

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

  • Регистрация продукции- регистрационные удостоверения

Технические регламенты и национальные стандарты.

  • Требования к продукции - ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д..
  • Лицензирование деятельности участников.
  • Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
  • Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство.
  • Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.

Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:

  • в каких типах закупок можно выделять лоты;
  • порядок определения улучшенных характеристик товара;
  • возможность покупки товара бывшего в употреблении;
  • можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
  • можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
  • виды работ, услуг, которые должны быть предусмотрены в лицензии;
  • когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием.

Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:

  • установление положений ТЗ - ограничивающих количество участников закупки;
  • установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
  • перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
  • указание требований к химическому составу товара;
  • установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
  • избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
  • избыточные требования о наличии лицензий и допусков.

Особенности подготовки Технического задания на закупку.

  • Продуктов питания, организация питания/Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники, /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта и технического обслуживания)/Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.

Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!

Повышение эффективности подготовки Технических заданий:

  • разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
  • разработка типовых технических заданий;
  • эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
  • введение в КПЭ инициаторов показателя - «качество и своевременность подготовки ТЗ»;
  • схемы, примеры, образцы!

Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:

  • в каких случаях можно проводить;
  • тонкости при подготовке документации;
  • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
  • как правильно опубликовать и провести закупку;
  • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.

ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!

Стандарт закупочной деятельности от ФАС:

  • порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
  • порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • установление антидемпинговых мер;
  • порядок формирования требований к обеспечению заявок/договора/гарантий;
  • порядок формирования лотов при составлении технических заданий;
  • публикуемые и не публикуемые разделы положения о закупке.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Новая форма отчетности о закупках у СМСП.
  • Обязательность закупок у СМСП для новых категорий заказчиков.
  • Новые условия закупок у СМСП - реестр СМСП/новые объемы/новые критерии отнесения

к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.

  • Обязанность проводить закупки у СМПСП в электронном виде.
  • 30-дневный срок оплаты по всем договорам с малым бизнесом (ПП РФ от 14.12.2016 N 1355).

Договора и приемка товаров, работ, услуг.

  • Новый порядок внесения сведений в реестр Договоров;
  • Договора с пролонгацией - возможность продления без проведения новой закупки.
  • Обеспечение Гарантий.
  • Требования к порядку приемки.
  • Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий.
  • Неправомерные условия проектов договоров!
  • Обжалование в ФАС и суд действий организатора торгов по 223-ФЗ.
  • Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ - ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).
  • Обзор решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2017г.
  • Штрафные санкции по 223-ФЗ.

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».


« Реформа корпоративных закупок в 2018 году »

1. Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).

1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.

1.3. Изменения в целях регулирования 223-ФЗ.

1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.

1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.

1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.

1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.

1.9. О реестре заказчиков по 223-ФЗ.

1.10. О корпоративных информационных системах.

1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.

1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.

1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.

2. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)

2.1. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ.

3. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).

3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.

3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.

4. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.

4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.

4.2. Понятие «конкурентной закупки».

4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.

4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

4.5. Изменение в понятии «участник закупки».

4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.

4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.

4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

4.11. Порядок осуществления конкурентной закупки:

  • Порядок направления запроса на разъяснение положений документации о конкурентной закупке.
  • Порядок отмены конкурентной закупки заказчиком.
  • Об определении требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке в документации о закупке.
  • О сроках хранения документов по закупке.
  • О составе протоколов, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и по итогам конкурентной закупки.
  • О сроках заключения договора по результатам конкурентной закупки.

4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.

4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.

4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.

4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.

4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.

  • Новые термины в 223-ФЗ.
  • Условия участия в электронных закупках.
  • Порядок использования электронных документов при закупках в электронной форме.
  • Действия и обязанности оператора электронной площадки при проведении закупки в электронной форме.

4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

  • Сроки размещения извещений о проведении закупок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Этапы в электронном конкурсе и порядок их применения.
  • Этапы в электронном аукционе.
  • Порядок подачи участниками электронного аукциона предложений о цене договора.
  • Требования к составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
  • Особенности запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Об обеспечении заявок.
  • Порядок блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки, вносимых в качестве обеспечения заявки.
  • Порядок подачи заявок, в том числе состав первых и вторых частей.
  • Порядок проведения «переторжки» при проведении электронного конкурса.
  • Порядок взаимодействия заказчика и оператора при проведении закупок в электронной форме.
  • Последствия невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов.

4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом

  • Случаи проведения закрытых способов закупок.
  • Порядок направления приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.

4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.

4.21. Изменения в ежемесячной отчетности заказчиков.

- эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):

Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.
1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.
1.2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИС.
1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).
1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.
Нарушения в положении о закупке.
2.1. Формальные (технические) нарушения.
2.2. Содержательные нарушения.
2.2.1. Транспарентные содержательные нарушения.
2.2.2. Контроверзные содержательные нарушения.
Нарушения в практических действиях заказчиков.
3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.
3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.
3.3. Нарушения в документации о закупке.
3.4. Нарушения в действиях закупочной комиссии.
3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.
3.6. Неправильное применение Закона № 223-ФЗ.

2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.
2.2. Примеры изменения Положения о закупке.
2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.
2.4. Административная практика применения Постановления.
2.5. Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.

3. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.

4. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».

5. Иные возможные изменения законодательства.

  • Конфликт интересов и его профилактика.
  • Нормирование закупок.
  • Особенности заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Реестр банковских гарантий.
  • Участие в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций.

Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»
Одноместный/ двухместный номер -3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.