Кто может быть аукционистом по 44 фз. Виды торгов. Преимущества открытых аукционов

Проведение аукциона по 44-ФЗ обязательно, если товар, работа или услуга есть в перечне, определенном Правительством РФ. Далее расскажем об особенностях этого способа определения поставщика и представим пошаговую схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика.

Когда обязательно проведение электронного аукциона по 44-ФЗ

Для начала разберем, что это такое электронный аукцион по 44-ФЗ. Это процедура, которая проводится на торговой площадке. Участники подают две части заявки. В рамках аукциона по 44-ФЗ они снижают НМЦК на шаг. Побеждает тот, кто предложил наименьшую стоимость исполнения обязательств и соответствует всем требованиям заказчика.

Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, если товар, работа или услуга входят в перечень из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р или в дополнительный список, разработанный госорганом. Позиции включают в такие перечни при одновременном соблюдении двух условий:

  • критерии определения победителя имеют количественную и денежную оценку.

В перечень Правительства входят:

Заказчики имеют право на проведение электронного аукциона и в других случаях, не указанных в этом нормативно-правовом акте.

Электронный аукцион: какая статья по 44-ФЗ

Аукциону в электронной форме по 44-ФЗ посвящены сразу несколько статей Закона о контрактной системе. В 59 статье говорится о том, когда обязательно проведение электронного аукциона по 44-ФЗ. В 61 статье дается порядок аккредитации на торговой площадке . Обратите внимание, что с 2019 года она утратит силу.

Статья 62 44-ФЗ об электронном аукционе посвящена реестру участников закупок , аккредитованных на ЭТП. В 63-64 статьях рассматривается содержание извещения и другой аукционной документации. 65 статья рассказывает о порядке предоставления документации об электронном аукционе. Подаче заявок посвящена 66 статья. В 67 статье говорится о порядке рассмотрения их первых частей.

Подача заявок по 44-ФЗ на электронный аукцион

Рассмотрим порядок проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция включает несколько этапов. Вначале заказчик готовит аукционную документацию. После публикации извещения участники начинают подавать заявки. Они по-прежнему состоят из двух частей. В первой участник не раскрывает свое имя, а сообщает сведения о предлагаемом им товаре, работе, услуге и дает согласие на поставку, оказание услуг или выполнение работ. К ней можно приложить изображение товара.

Во второй части дается информация о самом участнике. Также вторая часть заявки содержит документы о соответствии товара требованиям, решение об одобрении крупной сделки и при необходимости декларацию о принадлежности к малым предприятиям и СОНКО .

Представьте ситуацию — вы проводите аукцион, принимаете заявки. И в общем числе заявок обнаруживается одна необычная. В ней все стандартно, кроме одного момента. Участник указал не одну, а несколько стран происхождения товара.
.

Срок подачи заявок зависит от НМЦК. Если она меньше 3 млн руб., у участников есть как минимум 7 дней, если больше — 15 дней. Заказчик вправе устанавливать и большие сроки. Даты проведения электронного аукциона по 44-ФЗ он определяет самостоятельно, руководствуясь планом-графиком.

Участники подают обе части заявки одновременно через функционал торговой площадки . Оператор в течение часа дает ответ: принято заявка или нет. Отклонить ее могут, если участник не предоставил обеспечение, нарушил срок направления предложений, подал две и более заявки, а также если подходит к концу срок его аккредитации на ЭТП или документы не подписаны цифровой подписью.

Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Представим пошаговую инструкцию того, как провести аукцион по 44-ФЗ. Стоит сказать о том, что во время периода подачи заявок у участников есть возможность запросить разъяснение аукционной документации. Сделать это они могут не позднее чем за три дня до конца срока направления предложений. Ответы заказчик размещает в ЕИС. После того как срок подачи заявок истек, комиссия приступает к рассмотрению их первых частей. В 2018 году он сократился. Этот временной промежуток привязали к НМЦК. Если она менее 3 млн руб., у комиссии есть всего один день на их оценку. Для остальных закупок срок остался прежним — 7 дней.

Половина ошибок, которые выявляют контролеры в конкурентных процедурах, связаны с нарушением сроков. Мы разработали инструмент, который не просто упростит вам работу, а поможет избежать штрафа. . А еще читайте, за какие четыре ошибки в сроках закупок чаще всего штрафуют заказчиков.

На первом этапе комиссия определяет, соответствует ли заявленная продукция требованиям заказчика. При этом наименований участников и какой-либо другой информации о них сотрудники госучреждения не знают. По результатам рассмотрения составляется протокол со списком тех, кто допущен до основной процедуры. Аукцион проводится в первый рабочий день по истечении двух суток с момента рассмотрения первых частей заявок. Участники делают свои ставки, снижая НМЦК на шаг. Побеждает тот, кто последним предложит самую низкую стоимость исполнения контракта.

Следующая стадия — оценка вторых частей заявок . Комиссия рассматривает не все предложения, а только первые 10, авторы которых предложили самую низкую цену контракта во время аукциона. Исключение установлено только для процедур, на которые изначально подано 10 или менее заявок. В порядке ранжирования заявки проверяют на соответствие требованиям аукционной документации. Задача комиссии — выявить 5 заявок, которые полностью отвечают условиям заказчика.

Следующий этап — выбор победителя и заключение контракта . В законе установлены следующие сроки:

  • после публикации протокола в ЕИС у заказчика есть пять дней на публикацию проекта контракта без своей подписи;
  • далее в течение пяти дней победитель либо подписывает контракт, либо направляет протокол разногласий ;
  • если претензий нет и контракт подписан, заказчик в течение трех дней должен поставить свою подпись в документе.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Вложенные файлы

  • Документация об электронном аукционе.docx

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 20 июля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 20.07.2019 г.).

1. Понятие электронного аукциона

Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

2. Площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

3. В каких случаях проводится электронный аукцион?

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
  • либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч.2 ст. 59 44-ФЗ).

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

4. Аккредитация участников электронного аукциона

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.

Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.

Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.

Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).

Важное дополнение! С 1 июля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данным изменениям операторы электронных площадок должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны такую информацию направлять операторам ЭП для дальнейшего её включения в реестр. А вот сделать это могут лишь те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС, т.е. получили аккредитацию на ЭП по новым правилам.

5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10 000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .

Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Получение электронной подписи

Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то заказать ее на выгодных условиях вы можете .

Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках

Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок

Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано . С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться .

Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .

Этап №4 — Анализ аукционной документации

На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке / предоставление банковской гарантии

Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке, либо предоставление банковской гарантии (Важно: Возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки появилась у участников закупки с 01.07.2019 г.). Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.

Примечание:

  • если НМЦК ЭА до 20 млн. руб., то размер составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
  • если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
  • если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.

Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.

В течение одного часа с момента получения от банка информации оператор электронной площадки направляет в банк сведения об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст.45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки.

Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора обязан заблокировать денежные средства на спецсчете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.

В случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется .


Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе

Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.

Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона

В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .

Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

11. Требования к участникам электронного аукциона

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .

12. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 3.1, 4 статьи 66 44-ФЗ.

Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.

б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.

Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

Для того, чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .

Согласно ч. 3.1 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Примечание: такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).

Важно:

  • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
  • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
  • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
  • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
  • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки;
  • Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника ЭА дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются Заказчику оператором ЭП с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);

5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком;

6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99) в соответствии с ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ (при осуществлении закупки, в отношении участников которой Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ).

13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: Днем проведения ЭА является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации проводится через 4-ре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном ЭА.).

Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное ранее поданному им же предложению;
  • большее чем ранее поданное предложение;
  • равное нулю;

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

В протоколе проведения ЭА указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата, время начала и окончания такого аукциона;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.

При проведении ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации оператор электронной площадки также направляет Заказчику предусмотренные ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ первые части заявок таких участников.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

14. Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

15. Как узнать участников электронного аукциона?

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .

16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

  1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
  3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
  4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
  5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).

17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).

В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.

С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.

Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.

Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

  1. если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
  2. если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

  • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.

На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

До встречи в новых статьях!


  • единый реестр участников закупок (c 01.01.2019),
  • система «Независимый регистратор»,
  • новые правила обеспечения заявок,
  • новый порядок работы с электронной подписью,
  • обеспечение заявки только деньгами,
  • изменены сроки всех конкурентных процедур.

С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 3 44-ФЗ: добавляется определение электронной площадки, оператора электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Электронная площадка - сайт в Интернете, соответствующий 44-ФЗ, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщика в электронной форме.

Специализированная электронная площадка - информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищённых каналов связи, и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков.

Изменения, которые коснутся правил участия в госзакупках:

С 01.07.2018 года заказчикам разрешат проводить электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений.

С 01.07.2018 г. по 01.01.2019 г. - Перевод всех видов госзакупок в электронную форму.

С 01.01.2019 г.: типовая форма заявки на участие в электронных процедурах, типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

Перевод всех закупок в электронный вид говорит о том, что государство взяло курс на элекронизацию закупочной деятельности.

Виды электронных закупок:

  • Аукцион (открытый, закрытый),
  • Запрос котировок,
  • Запрос предложений,
  • Конкурс (открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный).

С 1 июля 2018 года заказчики (федеральные), уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные формы процедур.

С 1 января 2019 года - обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя.

Особенности электронных процедур:

Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках (astgoz.ru).

Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.

Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки. Из 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.

Одно из обязательных требований электронной закупки - стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах.

Электронный конкурс

Заявка будет состоять из двух частей по аналогии с аукционом:

  • 1 часть будет содержать предложения по качеству без наименования участника (обезличенная заявка).
  • 2 часть будет содержать сведения об участнике, его квалификации и т.д.

Отдельно в составе заявке будут подаваться сведения о цене контракта.

На первом этапе заказчик будет рассматривать первые части заявок, по результатам рассмотрения будет сформирован протокол № 1, в соответствии с которым участники получат допуск к дальнейшему участию в конкурсе, а также смогут увидеть лучшую цену.

Электронный запрос котировок

Со стороны участников в составе заявки направляется: согласие на участие, конкретные показатели, товарный знак, предложения о цене контракта.

После окончания этапа подачи заявок, оператор электронной площадки направляет их на рассмотрение заказчику, по результатам рассмотрения формируется протокол № 1, который содержит сведения о допуске к участию.

Следующий этап - переторжка, который длится час. За это время участники смогут улучшить свое ценовое предложение.

По завершению переторжки заказчик подводит итоги, формирует финальный протокол, определяет победителя.

По результатам конкурса заказчик заключает электронный контракт с победителем конкурса на той же площадке.

Что останется в «бумаге»?

На бумаге останутся закупки у единственного поставщика и еще пять видов не самых распространенных закупок:

  1. запросы котировок на закупки продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива; а еще закупки после расторжения контракта по решению суда (речь идет лишь о таких расторгнутых контрактах, которые вы изначально заключили по результатам конкурсов или аукционов),
  2. предварительные отборы на запросы котировок по ликвидации последствий ЧС,
  3. закрытые процедуры, по которым нет специального решения Правительства провести их в электронной форме,
  4. отдельные закупки, по которым правительство выпускает специальный акт для отдельных заказчиков,
  5. закупки заказчиков за рубежом.

Единый реестр участников госзакупок

Ст. 24.2, 44-ФЗ

Регистрация участников закупок в ЕИС и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок.

Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.

Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в ЕИС, аккредитацию на электронной площадке.

Регистрация участника закупки в единой информационной системе и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

Ст. 112, 44-ФЗ

47. С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

48. С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в соответствии с требованиями статьи 24.2 настоящего Федерального закона (44-ФЗ).

Единый реестр участников закупок - это список зарегистрированных ИП, юридических и физических лиц, которые принимали, принимают или намерены принимать участие в госзакупках.

Перечень будет вести Казначейство на сайте Единой информационной системы. Формирование начнется с 1 января 2019 года.

Чтобы попасть в официальный список, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Сделать это можно с 1 января и до 31 декабря 2019 года. Всех зарегистрированных лиц автоматически внесут в реестр участников государственных закупок. Информация, включенная в этот перечень, будет доступна всем пользователям системы бесплатно. Регистрация в ЕИС будет проходить в электронной форме. Плату за это брать не собираются. После регистрации участника в ЕИС операторы ЭТП смогут аккредитовать его на своих площадках.

Регистрация в реестре участников закупки для лиц, получивших аккредитацию на электронной площадке, но не прошедших регистрацию в ЕИС, будет доступна только по 31 декабря 2019 года.

До января 2019 года, чтобы подать заявку на электронную процедуру, участник должен аккредитоваться на ЭТП. В свою очередь оператор площадки обязан будет внести информацию и документы об участнике в реестр. При подаче заявок на электронные процедуры до конца 2019 года от участников не будут требовать регистрации в ЕИС, достаточно будет действующей аккредитации и наличия информации в едином реестре.

На текущий момент порядок регистрации в реестре участников:

  • участник подает заявку на регистрацию в ЕИС,
  • участник получает бесплатную регистрацию в реестре на три года,
  • в течение одного рабочего дня поставщика аккредитуют операторы ЭТП.

В соответствии с п. 13 ст. 4 появится понятие «независимый регистратор» :

В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников КС в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система («независимый регистратор»), которая должна обеспечивать в том числе:

  1. мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
  2. фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
  3. хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Электронные площадки с 1 июля 2018 года получают право взымать плату за участие в электронной процедуре.

С 01.07.2018 допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт.

Утвержден предельный размер платы в размере 1 % НМЦК и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость.

В случае заключения контракта для СМП\СОНО предельный размер такой платы не может составлять более 1 % НМЦК и более чем 2 тыс. рублей.

Постановление Правительства от 10.05.2018 № 564

Изменится шаг аукциона

С 01.07.2018 г. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем 100 рублей.

Изменения в заявках на участие

Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений (ст. 65).

3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона.

Подача заявок через ЕИС: zakupki.gov.ru

Заявки на электронные закупки подаются через электронную площадку (п. 17. ст.3), а не через ЕИС.

Единая / типовая форма заявки на тендер: типовая форма заявки на участие в электронных процедурах, типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки,

Согласие подается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки,

Декларации предоставляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, в т.ч. для СМП.

Изменение единых требований к участникам

Часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 11:

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Автоматическое отклонение заявки

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае обнаружения участника в РНП.

Изменяются сроки на подачу заявок

Изменения в «обеспечении заявок» (ст. 44)

С 01.07.2018 Для малых закупок обеспечение заявки будет отменено

Требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах устанавливается при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 5 млн. рублей.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Для СМП и СОНКО льготный режим с обеспечением перестанет действовать.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

  1. от 1/2 до 1% НМЦ контракта, если размер НМЦ контракта составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей,
  2. от 1/2 до 5 % НМЦ контракта, если НМЦ контракта составляет более 20 млн. рублей.

Вводится понятие «Специальный счет»

Специальный счет участника закупки - денежные средства перечисляются на специальный счет участника закупки, указанный заказчиком в документации о закупке.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством РФ.

Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

  1. блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки;
  2. Перечисление денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
    1. а) на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику,
    2. б) в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

Специальный счет

Участник открывает спецсчет в банке. Открыть спецсчет вы можете в любом уполномоченном банке, например, в «Точке» .

Участник обязан отслеживать, достаточно ли средств на счете. Средства блокируют только после окончания подачи заявок. Если денег не хватает, вы не сможете их доплатить и снова подать заявку.

Оператор ЭТП принимает все заявки для участия в закупке. В течение одного часа с момента окончания подачи заявок в закупке оператор ЭТП направляет в банк информацию об участнике и размере обеспечения заявки, которое нужно потребовать.

Банк проверяет, есть ли у участника деньги. Хватит ли их, чтобы обеспечить заявку, не заблокированы ли эти деньги. Если все в порядке и денег хватает, их блокируют. Если денег мало или они заблокированы - информация об этом уходит оператору ЭТП. Оператор возвращает заявку участнику закупки. Взаимодействие оператора ЭТП и банка происходит в течение одного часа с момента окончания подачи заявок.

Взаимодействие участников процесса при работе с обеспечением заявок

Когда Ваше обеспечение удержат

  1. Когда участник попадает в реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае обеспечение заявки участнику закупки не возвращают. Если участник обеспечивал заявку деньгами, банк перечисляет заказчику деньги, которые заблокированы на спецсчете. Это происходит в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Когда участника электронного конкурса отклоняли по вторым частям. Обеспечение не вернут, если в течение одного квартала даты первого отклонения на одной электронной торговой площадке участника электронных конкурсов отклоняли по вторым частям. Например, за то, что истекли полномочия руководящего органа или по другим основаниям. (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7 № 44-ФЗ).
  3. Когда участника электронного аукциона отклоняли по вторым частям. Обеспечение заявки не вернут участнику, если в течение одного квартала с даты первого отклонения на одной электронной торговой площадке заявки такого участника электронных аукционов отклоняли по вторым частям. (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).

Изменения в порядке заключения контрактов

Пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы (c 01.01.2018).

Дополнили информацию, которую включают в контракт

В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.

Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта (ждем выхода соответствующего постановления).

С 01.07.2018 контракты будут заключаться по единым правилам (для электронных закупок).

Запрос котировок и предложений - не ранее 7 дней заключается контракт.

Конкурс и аукцион - не ранее 10 дней заключается контракт.

Протокол разногласий участник имеет право направить только один раз!

С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в закон № 44-ФЗ, меняющие правила обеспечения заявок на участие в государственных закупках.

В законе укажут точную дату, с которой новые порядки вступят в силу. Скорее всего, это будет 1 октября 2018 года.

С этого момента поставщикам будет необходимо открыть специальный счет в одном из банков, перечень которых будет установлен Правительством РФ.

А ещё участники должны поменять неквалифицированную электронную подпись на усиленную квалифицированную.

П. 3, ч. 1, ст. 4 № 44-ФЗ

Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемым документам с целью идентификации лица, подписавшего данный документ (п. 1 ст. 2 № 63-ФЗ).

Ст. 5 выделяет следующие виды: простая, усиленная, которая делится в свою очередь на квалифицированную и неквалифицированную.

Квалифицированная усиленная ЭП выдается только УЦ с аккредитацией Минсвязи и шифровальным программным обеспечением от ФСБ.

Получить квалифицированную подпись вы можете в удостоверяющем центре, например, вОТС. Предложение площадки ОТС:

Весь июль действует акция на получение (3000 руб. вместо 6700 руб.):

  • Сертификат ЭЦП,
  • Носитель ЭЦП,
  • Годовая лицензия СКЗИ КриптоПро CSP 4.0.

Открыть спецсчет вы можете в любом уполномоченном банке, например, в

Электронный аукцион по 44 фз пошаговая инструкция для заказчика 2019

Случаи проведения Заказчик имеет право проводить электронный аукцион по 44-ФЗ (далее - ЭА) на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономический деятельности (далее - ОКПД2). При этом они не должны попадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых процедур). Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязан провести электронную процедуру (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р). К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Как заказчику провести электронный аукцион: пошаговая инструкция

Таблица 2 Этап торгов Регламентированное время Обоснование Предоставление ценового предложения В течение 10 минут Статья 68 часть 11 Продление времени предоставления предложений 10 минут с момента подачи предыдущего предложения Статья 68 часть 11 Стадия закрытия торгов 10 минут с момента истечения десятиминутного периода после подачи последнего предложения Статья 68 часть 12 На этапе закрытия торгов участники получают возможность подавать предложения о стоимости договора выше победившего. Это дает возможность потенциальному поставщику подняться на второе место.


Если победитель торгов откажется от подписания контракта, то заказчик предложит заключить договор участнику, занявшему второе место. Ситуации признания аукциона несостоявшимся В некоторых случаях закупка признается несостоявшейся.

Статья 59. аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Такое возможно в следующих ситуациях:

  1. На момент завершения срока подачи заявок не подано ни одного предложения. Заказчик может объявить повторный аукцион или провести закупку у единственного поставщика.
  2. При рассмотрении первых частей заявок соответствующим требованиям признано только одно предложения.
    В этом случае контракт заключается с поставщиком по начальной цене.
  3. Если во время торгов не подано ни одного ценового предложения. После этого оператор торговой площадки передает заказчику вторые части поданных заявок.
    Победителем признается участник, предложение которого было подано ранее других, при условии, что оно соответствует заявленным требованиям.
  4. Аукционная комиссия отклоняет все вторые части заявок или признает соответствующей требованиям только одну.

Проведение электронного аукциона по 44-фз

Внимание

Покажем на примере (ЦП - ценовое предложение участника). Время начала ЭА: 12:00:00, НМЦК - 100 руб. ЦП 1 95 12:05:00 ЦП 2 90 12:10:00 (5 минут от последнего) ЦП 3 80 (снижение на 10% недопустимо) ЦП 1 85 12:19:00 (9 минут от последнего) 12:29:01 (более 10 минут от последнего) На этом завершается первая фаза.


Инфо

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой. НМЦК - 100 руб. ЦП 1 95 ЦП 2 90 ЦП 2 90 (цена, равна ранее поданному, недопустимо) ЦП 2 92 (цена, более ранее поданного, недопустимо) ЦП 1 0 (недопустимо, даже в пределах шага) Также участник не может сделать снижение вне шага аукциона, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.


НМЦК – 100 руб.

Сроки проведения электронного аукциона по 44-фз

  • Главная
  • Тендер

Важно

Это конкурентный способ определения поставщика, при котором информация о проводимой закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем публикации документации в Единой информационной системе. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям.


Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП. Главным критерием выбора победителя на аукционе в электронной форме по 44-ФЗ является наименьшее ценовое предложение на торгах.

Электронный аукцион по 44-фз

Он составляет не более 7 дней после окончания срока подачи. В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования, указанные в документации.

В этот же период отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС. 7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это третий рабочий день, после даты окончания рассмотрения первых частей заявок.

Точное время проведения назначает оператор ЭТП. 8. Затем необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после окончания закупки, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП. 9.

Электронный аукцион по 44 фз пошаговая инструкция 2018 г.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: (в ред.

Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см.

Извещение о проведении электронного аукциона

И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней, если цена контракта меньше 3 000 000 руб. 3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок. 4.

Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ ему обязаны предоставить в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, ему придется принять участие в торгах. 6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками.

Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. электронный аукцион

ЦП 1 95 ЦП 2 90 ЦП 3 80 (вне шага, недопустимо) Если текущее минимальное снижение принадлежит тому же участнику, то снизить его он не может. НМЦК – 100 руб. ЦП 1 95 ЦП 2 90 ЦП 2 85 (тот же участник, недопустимо) Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену.

Длится данный этап также в течение 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага аукциона, при этом она не может быть ниже минимального предложенной в первой фазе. Время начала ЭА: 12:00:00 НМЦК – 100 руб ЦП 1 95 12:05:00 ЦП 2 90 12:10:00 (5 минут от последнего) ЦП 1 85 12:19:00 (9 минут от последнего) 12:29:01 — 12:39:01 вторая фаза Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то такая процедура признается несостоявшимся.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить. 1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона - это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Тут срок аукциона по 44-ФЗ варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 3 млн. руб., то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок.

Если сумма меньше 3 млн. руб. - то за 7 дней (или более). 2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию.

На это у заказчика есть время, но не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

В соответствии с действующим законодательством, основным способом удовлетворения государственных нужд в области поставок требуемых товаров, работ, услуг, являются госзакупки. Заказ на госзакупки размещается двумя способами: конкурентным (путём проведения торгов) и неконкурентным (без проведения торгов).

Конкурентная форма размещения заказов сводится к отбору поставщиков по заранее выбранным критериям. Основным принципом госзакупок в данном случае является равноправное состязательное участие. Госконтракт заключается с победителем, удовлетворяющим требованиям документации заказчика, предложившим наиболее выгодные условия договора.

Виды торгов по 44 ФЗ

Закон № выделяет следующие формы торгов:

  • конкурс
  • аукцион
  • запрос
  • котировок
  • запрос предложений
  • двухэтапный конкурс

Конкурс

Конкурс, как способ госзакупок, применяется для определения поставщика в отношении сложных дорогостоящих поставок. Победитель конкурса определяется в совокупности по нескольким критериям, в том числе, таким как качество, цена, наличие успешного опыта аналогичных поставок.

Аукцион

Аукцион отличается от конкурса тем, что основным критерием выбора поставщика является цена. Госконтракт заключается с участником, который выставил наименьшую стоимость поставок.

Как в случае конкурса, так и в случае аукциона заказчик в соответствующих торговых системах размещает заявку на госзаказ с описанием требований к поставляемым товарам, работам, услугам, и в течение установленного срока принимает заявки участников. К торгам допускаются заявки, направленные в сроки и составленные с учётом изъявляемых требований. После наступления условленной даты прием заковок прекращается и начинается рассмотрение полученных предложений.

Электронный аукцион

Данные виды торгов могут проводиться так же в электронной форме через специализированные торговые площадки. Такой способ набирает все большую популярность, так как значительно упрощает процедуру госзакупок и является доступным для большого круга участников и прочих заинтересованных лиц. Для участия в электронных торгах поставщик должен иметь аккредитацию на соответствующей площадке и электронную цифровую подпись.

Запрос котировок

Особенностью такого способа торгов, как запрос котировок, является то, что заказчик посредством единой информационной системы и электронных каналов связи направляет заявку на заключение госконтракта неограниченному кругу лиц. Контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Запрос предложений

Запрос предложений – конкурентный способ осуществления госзакупок, при которых заказчик информирует потенциальных поставщиков об имеющихся потребностях и приглашает подавать соответствующие заявки.

Следует отметить, что последние два способа проведения торгов проводятся только в определенных случаях при соблюдении установленных ограничений на сумму контракта, виды закупаемых товаров, работ, услуг, и с учётом прочих условий.

Подвиды торговых процедур

В деловой практике приняты так же другие способы классификации торгов. Так, зависимости от способов привлечение участников выделяются открытые, закрытые торги и с ограниченным участием. Открытые торги, как правило, проводятся в электронной форме, и принять в них участие может любой желающий. Открытая процедура необходима для привлечения максимального количества участников.

В отдельных случаях заказчик может выставлять определённые требования к квалификации поставщика – наличию необходимого опыта, лицензий, допусков, членстве в специализированных саморегулируемых организациях. Такая форма определения поставщика является торгами с ограниченным участием и призвана не допустить участников, не удовлетворяющих заявленным критериям.

Закрытая форма торгов проводится преимущественно в отношении госзакупок, составляющих государственную тайну. К процедуре допускаются ограниченное количество компаний, получивших приглашение от заказчика.