Проблемы престижа профессии социальной работы. Основные направления деятельности специалиста по социальной работе бюро медико-социальной экспертизы в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов Особенности профессиональной деятел

2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В БЮРО МСЭ

Введение должности специалиста по социальной работе в состав бюро МСЭ находится в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к учреждениям медико-социальной экспертизы.

Применения к должностным обязанностям специалиста по социальной работе в структуре деятельности по МСЭ относят следующие:

Участие в оценке тяжести заболевания;

Оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

Оценка социально-бытового статуса;

Определение мер социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости - коррекция мер;

Выявления лиц, нуждающихся в социально-медицинской помощи;

Выявления причин возникших медико-социальных проблем у инвалидов, проходящих экспертизу;

Содействие в решении этих проблем;

Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи инвалидам;

Содействие в устройстве инвалидов в лечебно-профилактические и учебно-воспитательные учреждения;

Содействие более широкому использованию каждым инвалидом собственных возможностей для социальной самозащиты нуждающихся в этом людей;

Специалист по социальной работе должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения, знать психологию, социологию, основы общей и семейной педагогики, формы и методы воспитательной работы и просвещения, права инвалидов, нормы жилищного законодательства, организацию санитарного просвещения, передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

В аспекте рассматриваемого вопроса приобретают значения и умения, которыми должен овладеть специалист по социальной работе.

Он должен уметь:

Выслушивать больного с пониманием;

Выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации;

Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими лицами, группами;

Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, инстанциях;

Активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

Специалист по социальной работе в структуре общей технологии экспертно-реабилитационной работе занимает как бы промежуточное место между экспертом-клиницистом и специалистом по реабилитации. Не имея медицинского образования, он пользуется клинической информацией для организации своей деятельности. Со специалистом по реабилитации специалист по социальной работе взаимодействует на этапе разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Одной из задач специалиста по социальной работе в составе бюро МСЭ является определение социального статуса инвалида, что должно быть осуществлено при социально-бытовой и социально-средовой диагностике. Принимаются во внимание образовательный уровень, профессия, состояние трудовой занятости, семейное положение.

Последнее обстоятельство особенно важно для суждения о возможностях социальной реабилитации, которая является прерогативой специалиста по социальной работе. Инвалид в семье - это человек, вызывающий сочувствие близких родственников и, вместе с тем, обременяющий членов семьи в связи с необходимостью осуществлять физическую и социально бытовую помощь инвалиду. Семья как один из инструментов социальной реабилитации, в зависимости от ее структуры и психологической направленности членов, может выполнять либо активизирующую, реабилитационную роль, либо тормозящую спонтанную деятельность, проявляя «гиперопеку» и «сверхзащиту» инвалида, прикрывая его от каких-либо попыток выполнения общественно полезной деятельности.

Задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы не только выявить состав семьи, определить ее установку по отношению к инвалиду. Но и сформировать установку этой семьи на реабилитацию инвалида с учетом социально-экономических возможностей и социальной культуры ее членов.

Анализ семейной ситуации инвалида важен еще и потому, что не редко она имеет экономический аспект, поскольку инвалид может оказаться основным источником финансового обеспечения семьи. В этом случае выявляется необходимость помощи инвалиду в трудоустройстве в соответствии с показаниями на основе оценке клинического и социального статусов.

При работе с семьей специалисту по социальной работе необходимо знание законодательных и нормативных документов, которые он должен использовать для реализации льгот по социальной защите инвалидов и их семей.

В рамках анализа микросоциальной среды специалист по социальной работе выявляет ближайшее окружения инвалида (друзья, сверстники, бывшие или настоящие сослуживцы), характер контактов (эмоциональный, формальный) и их изменения в связи с его инвалидизацией.

В ходе обследования инвалида выявляется состояние жилищных условий: отдельная квартира, собственный дом, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, снимаемая площадь, состояние санитарной жилищной норме.

Далее необходимо выявление таких вопросов, как наличие коммунальных удобств, телефона. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха важно выяснение вопроса о состоянии оборудование квартиры в соответствии с типом дефекта, о приспособлении кухни, о наличие вспомогательных устройств, сигнализаторов, облегчающие приготовления пищи, об оборудовании прихожей, ванной, туалета, о наличие специальных приспособлений, обеспечивающих бытовую независимость инвалида (надевание обуви, дистанционное управление отк5рывание форточек, дверей и т.д.).

В этом разделе рассказывается о должностных обязанностях, задачах, основных направлениях деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях бюро МСЭ.

В следующем разделе рассказывается об основных направлениях реабилитации инвалидов и направлениях реализации по реабилитации инвалидов.

Изучить показатели профессионализма личности и деятельности социального работника; - изучить методы диагностики профессионализма социального работника. Данная курсовая работа состоит из трёх глав...

Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе

Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)

Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по работе и клиента

Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в высшем учебном заведении Профессия специалиста по социальной работе известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года...

Основные направления деятельности специалиста по социальной работе бюро медико-социальной экспертизы в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов

Подходы к социальной работе

Не каждый человек пригоден для социальной работы, основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности...

Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб

Профессионализм -- это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности ...

Социальная работа на селе на примере Рязанской области

Практика показывает, что направления социальной работы в том или ином сельском территориальном объединении определяются проблемами его жителей. Однако выбранные приоритеты не остаются неизменными...

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

Специфика деятельности социального работника определяется конкретными условиями рабочего места. В основном, в обязанности специалиста входят: - осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита...

Сферы и методы работы с людьми, испытавшими насилие

Одну из важных ролей в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальной работы. В его непосредственные функции входит проведение просветительской работы среди населения, выявление неблагополучных семей...

Технологии работы по решению медико-социальных проблем детского населения

детский здоровье поликлиника социальный Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения...

Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками

Особенность социальной работы в наркологии состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения...

Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми

Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества. Умственно отсталые люди - это многочисленная группа социально не защищенных граждан. Особое место среди них занимают дети...

Рассмотрено на методическом совете ГАУ СО «ЦАРИ»

Протокол №3 от 20.10.2016 г.

Утверждено директором ГАУ СО «ЦАРИ»

Пяткиной Е.С. Приказ №67/0 от 21.10.2016 г.

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Форма обучения – очная

Саратов, 2016 г.

1 . Пояснительная записка

В любом обществе на разных этапах его развития существовал особый вид деятельности, который предполагал оказание помощи и поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Эту деятельность сначала называли социальной, а потом - социальной работой. В одних странах возникновение социальной работы как деятельности и профессии произошло раньше, в других - позже. Это зависело от совокупности социально-экономических и политических условий и факторов развития той или иной страны, наличия или отсутствия конфликтов, войн, восстаний, реформ и т. п. Роль социальной работы как вида деятельности и профессии приобретала особое значение в переходные периоды от одного политического строя к другому, смены политических режимов, возникновения плюрализма форм собственности, в послевоенное время, при реформировании экономики. Именно тогда закономерно возникали группы социально уязвимых граждан, росло число людей с ограниченными возможностями, принципиально менялись интересы населения, а у его отдельных представителей и групп появлялись новые потребности. Для восстановления своего полноценного функционирования в обществе эти группы людей (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты, безработные и др.) должны были получать квалифицированную помощь и поддержку профессиональных социальных работников. Так цивилизованное общество создавало им условия для нормальной социальной активности и полноценной жизнедеятельности. В статье 7 Конституции записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Более полная реализация этого положения возможна лишь при дальнейшем активном развитии социальной сферы, разработке и осуществлении новой модели социальной политики и приобретении профессией «социальная работа» более высокого статуса в современном российском обществе.

В России институционализация социальной деятельности начала осуществляться в конце 80-х гг. XX в., когда специалисты среднего звена - социальные работники - стали обслуживать пожилых людей и инвалидов на дому через систему социального обеспечения. Роль социальных работников значительно возросла в условиях реформирования политической и экономической систем, которые в значительной степени обострили социальные проблемы и вызвали острую необходимость создания эффективной системы социальной защиты населения в России. Это требовалось прежде всего наиболее социально незащищенным категориям граждан, которых негативное воздействие рыночной экономики поставило перед проблемой физического выживания. Именно это в значительной степени обусловило необходимость формирования социальной работы как профессионального института и создания системы подготовки профессиональных кадров для социальных служб. В связи с этим в 1991 г. в российский Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена новая специальность - «Специалист по социальной работе». Установленная для всех отраслей народного хозяйства, она стала эквивалентом принятой в мире специальности «социальный работник». С этого времени в России началось оформление системы обучения профессиональной социальной работе, состоящей в настоящее время из многоуровневой подготовки будущих социальных работников, владеющих специальными знаниями, умениями, навыками и компетенциями.

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации –

Основные задачи:

  • теоретическое освещение направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения;
  • развитие навыков реализации комплексного подхода к предоставлению социальных услуг населению;
  • формирование способности учитывать особенности социальной работы с разными лицами и группами населения в профессиональной деятельности

В целях совершенствования профессиональных компетенций специалиста по социальной работе, в результате освоения материала курса, необходимо сформировать следующие умения и навыки:

  • соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе;
  • уметь применять комплексный подход к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг;
  • иметь представления о принципах, современных технологиях и методах социальной работы.

В результате освоения материала курса, обучаемый должен:

  • знать социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности, основы социальной деятельности, основы первой медицинской помощи;
  • уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
  • владеть основными технологиями и методами эффективности социальной работы.

2.Учебный план.

программы «Основы деятельности специалиста по социальной работе».

К освоению дополнительной профессиональной программы допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36часов.

Форма обучения – очная.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма аттестации

лекции

Практическ ие и лабор.

Сущность и основные понятия социальной работы

тестирование

Роль и место социального работника в социальном учреждении

практикум

Психологические аспекты социального работника, восприятия и оценка личности

практикум

Основы профессионального взаимодействия

Оказание первой медицинской помощи

практикум

Итоговая аттестация

Всего часов

3.Календарный график учебного процесса.

№ п/п

Наименование дисциплины

Всего часов

1неделя

2неделя

Всего выполнено

Структура социальной работы

Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Итоговая аттестация

4.Рабочая программа дисциплин.

Раздел 1. Сущность и основные понятия социальной работы.

Определение социальной работы. Понятие клиентуры в социальной работе, группы клиентов. Пограничные кризисные ситуации в жизни ребёнка, взрослого, семьи, группы. Принципы социальной работы. Основные термины в семантике социальной практики.

Раздел 2. Роль и место социального работника в социальном учреждении.

Цель и основные функции социального работника. Миссия социальных работников и социальных служб в создании условий для реализации социальных прав. Принципы профессиональной деятельности социального работника. Уважение прав клиента, терпимость в социальной работе. Имидж социального работника.

Раздел3. Психологические аспекты социального работника, восприятия и оценка личности.

Понятие личности в психологии. Понятие «индивид», «индивидуальность» в психологии. Роль социализации в процессе развития личности. Психологические аспекты межличностного взаимодействия. Психология конфликтного взаимодействия. Сущность конфликта.

Раздел 4. Основы профессионального взаимодействия.

Особенности взаимодействия в диаде социальный работник-клиент и возможные профессиональные риски в различных сферах социальной работы. Профессионализация социальной работы. Направление деятельности служб социальной защиты для разных групп населения. Межведомственные взаимодействия специалистов социального учреждения.

Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи.

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Кровотечение, виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения.

Ушибы, вывихи, повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Принципы оказания первой помощи. Транспортная иммобилизация.

Тепловой и солнечный удар. Термические ожоги кожи. Химические ожоги. Обморожения. Общее переохлаждение. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Понятие терминальных состояний. Клиническая и биологическая смерть, признаки. Принципы и методы проведения простейших реанимационных мероприятий.

Учебно–тематический план программы повышения квалификации «Основы деятельности специалист по социальной работе»

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

лекции

практические и лабор.

Сущность и основные понятия социальной работы

Понятие и статус социальной работы

Социальная работа как профессиональная деятельность

Структура социальной работы

Роль и место социального работника в социальном учреждении

Цель профессиональной деятельности и основные функции социального работника

Принципы, определяющие профессиональную деятельность

Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника

Психологические аспекты социального работника, восприятия и оценка личности

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»

Психологические аспекты межличностного взаимодействия

Психология конфликта и конфликтного взаимодействия

Основы профессионального взаимодействия

Расширение пространства профессионального взаимодействия

Формирование профессиональных компетенций и коммуникативности

Основные характеристики социального взаимодействия

Оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Первая помощь при ушибах,вывихах, переломах

Первая помощь при ожогах и обморожениях

Принципы и методы проведения простейших реанимационных мероприятий

Проведение зачётного мероприятия

Итого

36часов

Перечень практических занятий

Номер раздела

Наименование практического занятия

Структура и уровни социальной работы (1 час)

Трудовые функции социального работника (2часа)

Диагностика и стратегия конфликтного взаимодействия, разработка рекомендаций.(1час)

Защита рефератов по предложенным темам(2часа)

Основные повреждения организма при несчастных случаях. Принцип оказания первой медицинской помощи пораженным (3часа)-практикум

Материально-технические условия реализации программы.

5.Организационно-педагогические условия реализации программы

Для реализации дополнительной профессиональной программы предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим кадрам и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

В процессе работы над курсом используются:

  • цикл лекций;
  • вопросы и задания для практических занятий;
  • самостоятельная проработка рекомендованных литературных и нормативно-правовых источников по социальной работе и основам социального образования.

Самостоятельная работа обучаемых реализуется в форме подготовки к аудиторным занятиям (лекциях, диспутах, практикумах) и участии в них, выполнении заданий на аудиторных практических занятиях (обсуждение вопросов, доклады, участие в диспуте, выполнение практических заданий на практикуме).

Организация учебного процесса

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации«Основы деятельности специалиста по социальной работе»совершенствование умений использования современных технологии и методов социальной работы, в соответствии с профессиональной деятельностью, в рамках профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Предметом изучения дисциплины являются научные представления о сущности деятельности специалиста по социальной работе, об особенностях и основах социальной работы, психологическое восприятие личности, особенности профессионального взаимодействия, оказание первой медицинской по помощи.

Учебной целью лекционных занятий является получение обучаемыми современных знаний, необходимых для работы в социальной сфере, усвоение основ психолого-педагогических взаимодействий между клиентами и обслуживающим персоналом. Учебной целью практических занятий является выработка навыков, позволяющих успешно решать профессиональные задачи в системе социальной работы.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Дополнительная профессиональная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам. По всем дисциплинам используется современная литература.

Основная литература:

  1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 534 с.: Режим доступа: http://library.sgy.ru
  2. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы [Электронный ресурс] : Учебное пособие / П. Д. Павленок. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 592 с.: Режим доступа: http://library.sgy.ru

3.Батурин, В. К. Социология образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 191 с.: Режим доступа: http://library.sgy.ru

4. Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально- реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: Учебное пособие. Гриф УМО / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова.- М.: Академия, 2010.

5. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст Монография / Джуринский А. Н. – М.: Прометей. МПГУ, 2011. - 152 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

6. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА- М, 2009.

7. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. Гриф УМО. – М.: ИНФРА-М, 2010.

8. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 568 с.

9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 455 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

10. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – 800 с.

11. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Дашков и К, 2011. – 660 с.

12. Яковлев И.Г. Социальное сиротство: профилактика и формы воспитания детей, оставшихся без родителей: монография / И.Г. Яковлев.- М.: МГУУ ПМ, 2010. Интернет-источники

13. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru

14. Журнал исследований социальной политики: http://www.jsps.ru

16. Социологические исследования: http://www.isras.ru/socis.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список учебно-лабораторного оборудования

1. Интерактивная доска;

2. Мультимедийная установка;

3. Компьютеры;

Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучаемых. Справочные информационно-правовые системы: «Консультант плюс», «Гарант»

6.Оценочные средства.

Оценка качества освоения программы осуществляется преподавателем в виде устного зачетного занятия по основным разделам программы. Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки по всем разделам программы.

Задания к промежуточной аттестации

1. Раздел «Сущность и основные понятия социальной работы»

Тест по следующим вопросам (выбрать правильный ответ из предложенных)

1.В современной России профессия социального работника, специалиста по социальной работе появилась в:

2.Практика показывает, что особая деятельность социальная работа требуется для:

Решения тех проблем, которые люди не могут решить

Оказание помощи одиноким старикам

Оказание помощи инвалидам

Поддержке малоимущих

3.К социальным проблемам человека и общества можно отнести:

Социальные и психологические конфликты

Повышение производительности в промышленности

Переход ко всеобщему среднему образованию

Повышению политической культуры.

4.К социальным проблемам человека и общества можно отнести:

Проблемы информатизации

Насилия и дискриминации

Повышения образовательного уровня

Повышение правовой культуры.

5.В законодательных и нормативных актах Р.Ф.сформулированы конкретные принципы социальной работы:

Соблюдение прав человека и гражданина

Непрерывность и компетентность

Модальность и доверие

Справедливость и альтруизм.

6.Социальная работа как практическая деятельность(в различных формах) возникла:

С возникновением человеческого общества

В новое время

В современном обществе

В новейшее время мировой истории

7.Способ профессионального воздействия, при котором социальный работник способствует установлению и налаживанию новых:

Фасилитация

Адаптация

Интервенция

8.В качестве объекта социальной работы в её широкой трактовке выступают:

Население

Все люди

Все население

9.Согласно Федеральному законодательству, ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, и из которой они не могут выйти самостоятельно, называется:

Трудная жизненная ситуация

Личностный кризис

Значимая ситуация

Личностно-значимая ситуация

10.Субъктами социальной работы в прямом смысле могут являться:

Сфера образования

Исследователи социальной работы

Силовые структуры общества

Сфера культуры.

2.Раздел «Роль и место социального работника в социальном учреждении»

Заполнить таблицу

Трудовая функция соц.работника

Трудовые действия соц.работника

Умения

Знания

Другие характеристики

3.Раздел «Психологические аспекты социального работника, восприятие и оценка личности»

Практикум.

Методика К.Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях».

Диагностика стратегии конфликтного поведения. Пройти тест

onlinetest pad . com >

4.Раздел «Основы профессионального взаимодействия»

Написание реферата по предложенным темам.

1. Благотворительность, ее сущность и значение в социальной работе.

2. Социальные проблемы современного общества и роль социальной работы в их разрешении.

3. Одиночество как социальная проблема.

4. Социальные отклонения как проблема социальной работы.

5. Взаимосвязь социальной работы с социальной политикой государства.

6. Социальная работа и проблемы бедности.

7. Роль международных и российских организаций в решении проблем инвалидов.

8. Роль социального работника в профилактике отклоняющегося поведения детей и взрослых.

9. Основные направления социальной защиты населения в современном мире.

10. Формы и виды социальных услуг в России.

11. Социальная работа по адаптации различных социальных групп.

5.Раздел «Оказание первой медицинской помощи»

Проведение практикума по оказанию первой медицинской помощи при различных видах травм.

Билеты к итоговой аттестации.

Билет№1

1.Сущность социальной работы, её объект и предмет.

2.Характеристика понятия «личность».

3.Характеристика первой медицинской помощи.

Билет№2

2.Психология конфликтного взаимодействия.

3.Первая помощь при кровотечениях.

Билет№3

1. Основные закономерности и принципы социальной работы.

2.Характеристика понятия «индивид».

3.Первая помощь при ушибах.

Билет№4

1. Становление теории социальной работы.

2. Характеристика понятия «индивидуальность».

3. Первая помощь при вывихах.

Билет №5

1.Структура социальной работы.

2.Психология конфликта.

Билет №6

1.Раскрыть содержание понятий «объект» и «субъект» социальной работы.

2.Какова роль медико-психологических методов оказании помощи клиенту.

3.Первая помощь при ожогах.

Билет№7

1.Основные функции социального работника.

3.Первая помощь при обморожениях.

Билет №8

1.Профессиональные требования к социальному работнику.

2.Основные характеристики психологического и социального взаимодействия.

3Первая помощь при остановке сердца.

Билет №9

1.Личностные черты социального работника.

2.Формирование профессиональных компетенций.

3.Первая помощь при обмороках.

Билет№ 10

1.Перечислите уровни социальной работы и дайте им характеристику.

2.Характеристика коммуникативного взаимодействия.

3.Принципы и методы простейших реанимационных мероприятий.

Билет№ 11

1.Рскройте взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными) системами.

2.Для каких целей используются психологические методы в социальной работе.

3.Назовите формы проведения санитарно- просветительской работы в учреждении социального обслуживания.

Билет№ 12

1.Понятие и статус социальной работы.

2.Психологические характеристика человека.

3.Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

Билет№13

1.Цель профессиональной деятельности социального работника.

2.Диагностика психологических взаимоотношений.

3.Первая помощь при ушибах.

Билет№14

1.Социальная работа по адаптации различных социальных групп.

2.Психологические аспекты межличностного взаимодействия.

3.Первая помощь при вывихах.

Билет №15

1.Российская социальная работа в общественном сознании.

2.Личностные черты социального работника.

3.Первая помощь при переломах.

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений обучаемых по данной дисциплине, полученных на лекциях, практических занятиях, семинаре и в процессе их самостоятельной работы. К сдаче зачета допускаются только те обучаемые, которые работали успешно, посетили необходимое количество лекций, практических и семинарских занятий, и овладели достаточно необходимым уровенем знаний и умений. Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, актуализацию информации, полученной в процессе лекций и практических занятий по дисциплине.

Итоговый зачет проводится в устной форме по вопросам. На зачет выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины. В аудитории, где проводится устный зачет, должно одновременно находиться не более пяти обучаемых на одного преподавателя, принимающего зачет. На подготовку ответов на вопросы на зачете отводится 20 минут. Результат устного зачета выражается оценками «зачтено», «незачтено». Оценка «зачтено» выставляется, если обучаемый показал глубокое и полное знание материала учебной дисциплины, усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины. Оценка «незачтено» выставляется, если при ответе, в котором обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, содержание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет, выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы. Зачет принимает преподаватель, читавший учебную дисциплину.

Профессиональные качества специалиста

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе обусловлена функциями:

· диагностической – специалист изучает особенности групп людей или отдельной личности, определяет влияние на них микросреды, ставит «социальный диагноз»;

· прогностический – специалист прогнозирует развитие процессов, в которых оказываются группы людей и личности, вырабатывает модели их социального поведения;

· правозащитной – специалист использует законы и правовые акты, которые направлены на оказание помощи населению, его защиту;

· организационной – специалист способствует организации социальных служб, привлекает к их работе общественных помощников;

· предупредительно-профилактической – специалист использует юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения негативных явлений в группах и обществе;

· социально-медицинской – специалист занимается профилактикой заболеваний, использует навыки оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, занимается трудотерапией;

· социально-педагогической – специалист выявляет интересы и потребности клиентов в разных видах деятельности (культурно-досуговой, художественного творчества, спортивно-оздоровительной) и привлекает к работе с ними соответствующих специалистов и учреждения;

· психологической – социальный – работник способствует социальной адаптации и социальной реабилитации нуждающимся, консультирует по вопросам межличностных отношений;

· социально-бытовой – специалист способствует в оказании помощи инвалидам, пожилым, молодым семьям и другим в улучшении условий быта, в решении жилищных проблем;

· коммуникативной – специалист устанавливает контакт с клиентами, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия всех участников в разрешении проблем нуждающихся.

Выполняя эти многообразные профессиональные функции, специалист по социальной работе использует определенные подходы при решении проблем клиентов:

ü воспитательный подход, когда специалист выступает в роли учителя или эксперта и дает советы, обучает умению своих клиентов;

ü фасилитатный подход, при использовании которого специалист играет роль помощника или посредника, интерпретирует поведение клиентов, обсуждает альтернативные направления в их деятельности;

ü адвокативный подход, когда специалист выполняет роль адвоката от имени конкретного клиента или группы людей и выдвигает усиленную аргументацию в пользу клиента.

В реализации этих подходов социальным работникам придают уверенность знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией.

Знания и опыт

Знания и опыт приобретаются в процессе учебы и жизненной практики специалиста. Знания и опыт применяются в межличностных отношениях. Умение интервьюировать, оказывать поддержку, устанавливать обратную связь, осуществлять посредничество позволяют специалисту добиваться перемен в поведении клиентов.

Знания и опыт оказываются необходимыми в дифференцированном подходе к клиентам, когда специалист определяет их способности и интересы на различных этапах жизненного пути, в различных кризисных состояниях. Умения и опыт специалистов используются в управлении деятельностью социальных служб, подборе кадров и выборе необходимых технологий.

Знания, умения и опыт специалистов востребованы в специализации:

· одни работают в направлении оказания помощи бедным;

· другие – в области профилактики правонарушений;

· третьи – в направлении поддержки инвалидов и престарелых;

· четвертые – в работе с детьми и семьями.

Необходимы знания и умения специалиста для его ориентации в проблемах моделирования и прогнозирования перспективы развития социальных систем, групп и общества. Для клиентов оказываются полезными знания специалиста источников и систем обеспечения социальными услугами населения, а также его знания специфики деятельности социальных учреждений (школ, больниц, государственных служб).

Узаконенные полномочия

Должность социального работника узаконена в России с 1991 года с введением соответствующей профессии. Его легитимные полномочия повышают авторитет и доверие клиентов.

Статус и репутация

Статус социального работника является отражением его положения в обществе. Он во многом зависит от политики государства.

Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Прежде всего, она зависит от самого специалиста, его личностных качеств и профессионализма. Чем больше людей убеждаются в глубоких знаниях, богатом жизненном опыте социального работника, его внимательности и благожелательности к людям, тем выше его репутация.

Харизматические данные и личная привлекательность

Репутация некоторых социальных работников значительно повышается благодаря их привлекательности для окружающих, обаянию и даже их харизматических особенностей. Личная привлекательность специалистов усиливает его положительное влияние на людей.

Харизматические особенности (редкая одаренность человека талантами от природы) способствуют выдвижению специалиста на более высокие позиции по служебной лестнице, приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией

Проблемы людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, усугубляются по причине отсутствия достоверной и полной информации о них. Поэтому высоко ценится информированность специалиста по социальной работе, которая располагает клиентов и вселяет уверенность в его компетентности.

Требования к профессиональным качествам специалиста

Итак, обобщая представление о профессиональных качествах специалиста, следует четко сформулировать требования к профессионалу.


Специалист должен:

ü иметь знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, медицины, законодательства, информатики и др., то есть иметь хорошую профессиональную подготовку;

ü обладать высокой общей культурой, что предполагает наличие знаний в области литературы, музыки, живописи и др.;

ü владеть информацией о политической и социально-экономической жизни современного общества, иметь осведомленность о состоянии социальных групп населения;

ü предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

ü иметь социальную приспособленность в работе с разными группами населения (подростками, женщинами, инвалидами, престарелыми и т.д.);

ü обладать профессиональным тактом, соблюдать профессиональную тайну, деликатность в вопросах личной жизни клиентов;

ü иметь эмоциональную устойчивость, быть готовым к психическим перегрузкам, уметь принимать верные решения в неожиданных ситуациях;

ü должен быть преданным своему делу, должен поддерживать высокие стандарты своего профессионального поведения.

Личностные качества специалиста

Социальная работа была и остается одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Пригоден лишь тот, у кого представление об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основа ценностей ориентации.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность человека к данному виду деятельности. Среди них те, которые отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психическое состояние (апатия, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Они должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника.

Ко второй группе относятся психологические качества, характеризующие социального работника как личность, среди них: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся психологические качества, от которых зависит эффект личного обаяния социального работника. Среди них: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, сопереживание их нуждам), аттрактивность (внешняя привлекательность), красноречие (умение убеждать словом) и др.

Основные направления подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом.

В открытии первых учебных заведений, осуществляющих подготовку социальных работников, большую роль сыграли благотворительные организации. Так, Обществом организации благотворительности в 1896 году в Англии были открыты курсы по подготовке таких специалистов. Практически в то же время открылись аналогичные курсы в Германии. Благотворительные организации, действовавшие в Нью-Йорке и Чикаго, стояли у истоков подготовки социальных работников в США. Здесь в 1898 году возникла Нью-Йоркская школа филантропии, ставшая в последствии Школой социальной работы Колумбийского университета.

Школы в Нью-Йорке, а затем в Чикаго осуществляли одногодичную подготовку социальных работников в сфере помощи нуждающимся.

Институт развития социального благосостояния в Амстердаме, открытый в 1899 году, был первым в мире институтом по подготовке социальных работников, обучение которых было рассчитано на два гола.

В ХХ веке количество профессиональных школ значительно выросло, особенно в 30-е годы. В 1928 году первая школа социальной работы была открыта в Италии, в 1930 году – в Бельгии, Норвегии, Чили.

В 30-е годы продолжался рост числа стран, осуществлявших подготовку социальных работников. К ним относилась Испания (1932 г.), Израиль (1934 г.), Ирландия (1934 г.), Люксембург (1935 г.), Португалия (1935 г.), Греция (1937 г.), Дания (1937 г.), Индия (1936 г.).

В настоящее время, например в США, более четырехсот университетов и колледжей осуществляют подготовку социальных работников на трех уровнях – бакалавры (4 года), магистры (6 лет), доктора (8 лет).

В Великобритании выпускники средних школ могут закончить четырехгодичные курсы и получить звание бакалавров социальной работы, выпускники высших учебных заведений – двухгодичные курсы и годичную аспирантуру, незакончившие высшие учебные заведения – двухгодичные и трехгодичные курсы.

В Германии подготовку социальных работников осуществляют университеты и колледжи, в которых обучаются выпускники средних школ по программам до четырех лет.

Как профессия, социальная работа в России существует с 1991 года, когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда в СССР были внесены дополнения. Введены пять новых должностей: социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, специалиста по социальной работе.

К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты была неэффективной. Возникла необходимость в замене ее на профессиональную помощь нуждающимся, которая показала свою действенность во многих странах мира.

Подготовку социальных работников осуществляют лицеи, колледжи, техникумы, училища, специалистов по социальной работе – университеты (бакалавры – 4 года, специалисты – 5 лет, магистры – 6 лет).

Введение должности специалиста по социальной работе в состав бюро МСЭ находится в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к учреждениям медико-социальной экспертизы.

Применения к должностным обязанностям специалиста по социальной работе в структуре деятельности по МСЭ относят следующие:

Участие в оценке тяжести заболевания;

Оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

Оценка социально-бытового статуса;

Определение мер социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости - коррекция мер;

Выявления лиц, нуждающихся в социально-медицинской помощи;

Выявления причин возникших медико-социальных проблем у инвалидов, проходящих экспертизу;

Содействие в решении этих проблем;

Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи инвалидам;

Содействие в устройстве инвалидов в лечебно-профилактические и учебно-воспитательные учреждения;

Содействие более широкому использованию каждым инвалидом собственных возможностей для социальной самозащиты нуждающихся в этом людей;

Специалист по социальной работе должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения, знать психологию, социологию, основы общей и семейной педагогики, формы и методы воспитательной работы и просвещения, права инвалидов, нормы жилищного законодательства, организацию санитарного просвещения, передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

В аспекте рассматриваемого вопроса приобретают значения и умения, которыми должен овладеть специалист по социальной работе.

Он должен уметь:

Выслушивать больного с пониманием;

Выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации;

Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими лицами, группами;

Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, инстанциях;

Активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

Специалист по социальной работе в структуре общей технологии экспертно-реабилитационной работе занимает как бы промежуточное место между экспертом-клиницистом и специалистом по реабилитации. Не имея медицинского образования, он пользуется клинической информацией для организации своей деятельности. Со специалистом по реабилитации специалист по социальной работе взаимодействует на этапе разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Одной из задач специалиста по социальной работе в составе бюро МСЭ является определение социального статуса инвалида, что должно быть осуществлено при социально-бытовой и социально-средовой диагностике. Принимаются во внимание образовательный уровень, профессия, состояние трудовой занятости, семейное положение.

Последнее обстоятельство особенно важно для суждения о возможностях социальной реабилитации, которая является прерогативой специалиста по социальной работе. Инвалид в семье - это человек, вызывающий сочувствие близких родственников и, вместе с тем, обременяющий членов семьи в связи с необходимостью осуществлять физическую и социально бытовую помощь инвалиду. Семья как один из инструментов социальной реабилитации, в зависимости от ее структуры и психологической направленности членов, может выполнять либо активизирующую, реабилитационную роль, либо тормозящую спонтанную деятельность, проявляя «гиперопеку» и «сверхзащиту» инвалида, прикрывая его от каких-либо попыток выполнения общественно полезной деятельности.

Задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы не только выявить состав семьи, определить ее установку по отношению к инвалиду. Но и сформировать установку этой семьи на реабилитацию инвалида с учетом социально-экономических возможностей и социальной культуры ее членов.

Анализ семейной ситуации инвалида важен еще и потому, что не редко она имеет экономический аспект, поскольку инвалид может оказаться основным источником финансового обеспечения семьи. В этом случае выявляется необходимость помощи инвалиду в трудоустройстве в соответствии с показаниями на основе оценке клинического и социального статусов.

При работе с семьей специалисту по социальной работе необходимо знание законодательных и нормативных документов, которые он должен использовать для реализации льгот по социальной защите инвалидов и их семей.

В рамках анализа микросоциальной среды специалист по социальной работе выявляет ближайшее окружения инвалида (друзья, сверстники, бывшие или настоящие сослуживцы), характер контактов (эмоциональный, формальный) и их изменения в связи с его инвалидизацией.

В ходе обследования инвалида выявляется состояние жилищных условий: отдельная квартира, собственный дом, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, снимаемая площадь, состояние санитарной жилищной норме.

Далее необходимо выявление таких вопросов, как наличие коммунальных удобств, телефона. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха важно выяснение вопроса о состоянии оборудование квартиры в соответствии с типом дефекта, о приспособлении кухни, о наличие вспомогательных устройств, сигнализаторов, облегчающие приготовления пищи, об оборудовании прихожей, ванной, туалета, о наличие специальных приспособлений, обеспечивающих бытовую независимость инвалида (надевание обуви, дистанционное управление отк5рывание форточек, дверей и т.д.).

В этом разделе рассказывается о должностных обязанностях, задачах, основных направлениях деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях бюро МСЭ.

В следующем разделе рассказывается об основных направлениях реабилитации инвалидов и направлениях реализации по реабилитации инвалидов.