Дополнительное профессиональное образование: создание и продвижение образовательных продуктов. Образовательный продукт ученика на уроке. Программа научно-методического сопровождения Образовательный продукт

1

На основе изучения существующих понятий продукта в контексте современных тенденций, происходящих в системе образования, уточнено определение «образовательный продукт» для системы общего образования, с учетом особенности данного сектора отрасли российского образования как рынка социальных услуг. Выделены функции общего образования, согласно которым создается соответствующий продукт. Определено, что продукт системы общего образования не однороден, вследствие чего целесообразно выделять промежуточный и конечный продукты общего образования. Выявлены особенности функционирования образовательного кластера как инновационного элемента системы образования, повышающего конкурентоспособность как самой отрасли образования, как и формирующейся экономики знаний. Сделаны выводы о возможности влияния различных экономических агентов внутри образовательного кластера на качество конечного образовательного продукта путем воздействия на формирование промежуточного. Раскрываются информационные механизмы взаимодействия системы общего образования и общественных институтов, оказывающих на нее влияние.

промежуточный продукт

образовательный кластер

образовательный продукт

образование

1. Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2006.

2. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003.

3. Валиев, Ш. З. Концептуальные основы функциони­рования высшей школы в транзитивной экономической системе / Ш. З. Валиев. - СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, 2001.

4. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг. Актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. - М.: Маркет-ДС, 2003.

5. Портер, М. Э. Конкуренция / пер. с анг. под ред. Я. В.Заблоцкого. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Сухочев, И. В. Экономические категории в сфере образования: продукт, товар, услуга / И. В. Сухочем // Журнал экономической теории. - 2009. - № 2.

8. Толковый словарь русского языка / Под редакцией В. Д. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

9. Чекмарев, В. В. Система экономических отноше­ний в сфере образования: дисс... д-ра экон. наук / В. В. Чекмарев. - Кострома, 1997.

Введение

Рассматривая общее образование России как экономическую систему, необходимо определить, что понимается под категорией «образовательный продукт». Имея представление о том, что является образовательным продуктом, можно оценить специфику товара или услуги в системе общего образования, а это является актуальным в контексте понимания того, за что именно платит потребитель, и из чего складывается стоимость образовательной услуги.

Целью работы является исследование сущности категории «образовательный продукт» и особенностей его создания в условиях функционирования образовательного кластера.

В большинстве случаев в научной и учебно-методической литературе продукт рассматривается как результат человеческого труда или хозяйственной деятельности, выраженный либо в материальной, либо в нематериальной формах.

А. Б. Борисов понимает под экономическим продуктом результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме, в духовной, информационной форме либо в виде выполненных работ и услуг .

В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...» .

Общий вариант определения экономического продукта предлагает
А. Н. Азирилян: «вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея)» .

Что же касается определения «образовательный продукт», то среди ученых, исследовавших данную проблему, нет единства мнений. Так, доктор экономических наук Ш. З. Валиев предлагает понимать под образовательным продуктом сами знания, являющиеся специфическим товаром, на который есть соответствующий спрос на рынке образовательных услуг .

Отличная точка зрения по данному вопросу была представлена В. В. Чекмаревым. Он в свою очередь отождествляет понятия «образовательная услуга» и «образовательный продукт»: «образовательная услуга является продуктом образовательного производства, осуществляемого в различных типах и видах образовательных заведений» .

М. А. Лукашенко по аналогии с общеэкономическим разделением продукта на промежуточный и конечный выделяет промежуточный и конечный образовательный продукт. Конечный образова-тельный продукт - образованность индивида, промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образо-вательных товарах (образовательные программы, учебно-методологическое обеспечение, технологии управления образованием и т.д.) и услугах. .

Анализ функционирования сферы образования и, как следствие, продукта, который в ней создается, возможен с позиции функций, выполняемых системой образования:

  1. воспитательная;
  2. подготовительная;
  3. учебная;
  4. научная (познавательная);
  5. профориентационная;
  6. практическая.

Несмотря на то, что данные функции в разной степени проявляются на разных уровнях образовательной системы, только их комплексная реализация позволяет создать качественный образовательный продукт, отвечающий современным тенденциям.

Учитывая, что образование как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих как в процессе производства, реализации и потребления определенной суммы знаний, умений и навыков, так и в процессе воспитания индивидов, надо понимать, что для реализации этих знаний, умений и навыков на рынке образовательных услуг их сначала необходимо произвести, то есть обобщить, систематизировать и конкретизировать в рамках отдельных образовательных программ. Для этого учебное заведение на основе федерального государственного образовательного стандарта составляет рабочий учебный план. Преподаватели на основе рабочих учебных программ и имеющихся информационных источников разрабатывают занятия, то есть систематизируют, обобщают и конкретизируют определенный объем знаний, умений и навыков в рамках определенной образовательной программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конечным результатом деятельности первого этапа работы школы, то есть первым продуктом образовательного производства, является совокупность знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных школами в рамках образовательных программ по конкретным предметам.

Но открытым остается вопрос о том, являются ли эти программы так называемым промежуточным образовательным продуктом. С учетом того, что учебные программы в редких случаях изучаются самостоятельно и практически всегда передаются ученикам непосредственно учителем, данные программы не могут представлять серьезной ценности на рынке образовательных услуг для конечного потребителя (учащегося общеобразовательного учреждения). Определенную ценность учебные программы представляют для других учителей и школ, которые могут использовать их для улучшения своего учебного опыта.

Таким образом, субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого, на наш взгляд, невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования - образовательной услуги.

Образовательная услуга в данном случае определяется как непосредственная передача знаний от учителя к ученику на основе и в рамках образовательной программы. И только в таком виде образовательный продукт представляет интерес для конечного потребителя. Таким образом, налицо наличие дифференциации продукта общего образования, о котором говорит М. А. Лукашенко. Мы склонны соглашаться с ним по поводу промежуточного продукта, представляющего из себя образовательную программу, включающую в себя учебно-методическое обеспечение, способы и механизмы управления ею и т.д. Но под конечным продуктом общего образования, исходя из описанных выше принципов экономической теории, мы понимаем саму образовательную услугу, предоставляемую образовательным учреждением, но ни в коем случае не «выпускника» (индивида, получившего образование).

В связи с некоторыми особенностями высшего образования в нем практически невозможно провести дифференциацию образовательного продукта, в связи с чем интересна позиция И. В. Сухочева о том, что в учреждениях высшего образования существует большое разнообразие форм обучения (например, заочная или вечерняя), при которых для конечного потребителя (студента) сами образовательные программы являются ценностью, и он самостоятельно обучается по ним, то есть присутствие в самом учебном процессе источника образовательной услуги (преподавателя) необязательно .

Субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования.

По аналогии с непосредственной образовательной деятельностью заметим, что для проведения воспитательной работы, учебное заведение также составляет программу воспитания, схожую с образовательными программами. Воспитательные программы имеют те же свойства, что и образовательные, и также не представляют ценности для конечного потребителя. Ценность для учащихся воспитательные программы приобретают, когда их транслируют педагоги. Таким образом, в общеобразовательных учреждениях образовательная и воспитательная функции реализуются по одним и тем же принципам, и разделять их смысла не имеет.

Образовательный продукт - систематизированная и обобщенная в рамках одной учебной дисциплины сумма знаний, умений и практических навыков, получаемая человеком в результате комплексной реализации функции системы образования (воспитательной, подготовительной, учебной, научной, профориентационной, практической) в соответствии со стандартами, учебно-методическими рекомендациями и оригинальными образовательными программами (промежуточным продуктом).

Общеэкономическое определение товара подтверждает верность вышеуказанного утверждения. Мы будем подразумевать под товаром продукт, предлагаемый на рынке для обмена.

Исходя из этой общеэкономической рыночной сущности товара, необходимо рассмотреть определения образовательного товара и на основе выделенного нами ранее понимания образовательного продукта сформулировать авторское определение образовательного товара общего образования.

То есть в более общем виде образовательный товар - это образовательный продукт, предлагаемый на образовательном рынке.

Но выяснив, что в системе общего образования существует промежуточный и конечный образовательный продукт, возникает вопрос о том, являются ли оба этих продукта образовательным товаром, либо только один из них.

Как уже говорилось ранее, рынок общеобразовательных программ России практически не развит, в редких случаях программы выставляются на рынок. Чаще данные программы разрабатываются самим общеобразовательным учреждением для собственного использования, то есть здесь можно говорить скорее о натуральном способе хозяйствования.

Принимая этот факт во внимание, мы не можем говорить о том, что промежуточный продукт общего образования является товаром. В отличие от услуги, которая как раз выставляется общеобразовательными учреждениями на рынок образовательных услуг.

Таким образом, мы можем сформулировать определение товара общеобразовательного учреждения.

Товар общеобразовательного учреждения - это конечный продукт общеобразовательного учреждения, предлагаемый на рынке общеобразовательных услуг.

Учитывая, что образовательная услуга, предоставляемая общеобразовательным учреждением, является конечным образовательным продуктом, мы можем сделать вывод о тождественности категорий «конечный продукт», «образовательный товар» и «образовательная услуга» в системе общего образования.

Образовательный продукт является фундаментальным параметром, определяющим уровень человеческого капитала. При этом необходимо учитывать источники инвестиций в человеческий капитал и особенности его формирования в условиях взаимодействия институтов рынка и государства.

В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства.

При рассмотрении человеческого ресурса как объекта инвестирования следует отметить наличие как количественных, так и качественных характеристик. Количество людей, доля тех, кто занимается полезным трудом, количество отработанных часов - это количественные характеристики. Качественные параметры - это знания, опыт, мастерство, которые определяют способности человека и обеспечивают рост производительности труда. Расходы, направленные на развитие этих способностей, называются «человеческими инвестициями». При этом все затраты как количественные, так и качественные способствуют развитию не только отдельного человека и обеспечивают повышение производительности его труда, но и всего общества, тем самым являясь инвестициями в человеческий капитал.

Рассматривая процесс инвестирования в человеческий капитал в той или иной форме, следует учитывать ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестирования:

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Формирование человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

5. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Основными субъектами инвестирования в человеческий капитал в условиях социально-рыночной экономики являются фирмы и государство. При этом важным условием формирования человеческого капитала является степень совпадения интересов при осуществлении вложений с учетом ранее отмеченных особенностей. Положительный эффект от инвестирования будет определяться степенью согласованности интересов и интеграции институтов государства и бизнеса, что позволяет обеспечить социально-экономическую направленность формирования человеческого капитала, максимально удовлетворив потребности каждого субъекта и тем самым обеспечив стабильность и поступательное развитие общества в целом (табл. 1).

Таблица 1

Структура экономических интересов государства и бизнеса при осуществлении инвестиций в человеческий капитал

Особенности инвестирования в человеческий капитал.

Интересы государства.

Интересы бизнеса.

Характер совпадения интересов.

Отдача от инвестиций.

Государство заинтересовано в инвестировании, поскольку, чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу для всего общества.

Инвестирование осуществляется в период трудоспособного возраста с целью получения дохода от использования трудовых ресурсов.

Особенности износа и накапливания человеческого капитала.

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться посредством периодического обучения и накопления производственного опыта, что положительно сказывается как на отдельной фирме, так и на обществе в целом.

Полное совпадение интересов.

Период получения дохода от инвестирования.

Накопленные знания и опыт могут приносить пользу в течение всей жизни.

Доходность ограничивается продолжительностью работы человека на фирме.

Частичное совпадение интересов.

Целесообразность и экономическая необходимость инвестиций.

Необходимы с экономической и социальной точки зрения для государства и общества.

Фирмы делают инвестиции до тех пор, пока они приносят чистый доход.

Частичное совпадение интересов.

Степень положительного эффекта.

Инвестиции в человеческий капитал выгодны с точки зрения отдельного человека, фирмы, государства, поскольку предполагают наличие положительного эффекта.

Полное совпадение интересов.

С одной стороны, в условиях нестабильности экономики и высоких рисков представители российского бизнеса не всегда готовы брать на себя обязательства по развитию человеческого капитала, и в его формировании в большей степени участвуют либо государство, либо сам человек. С другой стороны, заинтересованность фирм в квалифицированной рабочей силе, соответствующей реалиям и потребностям рынка, требует их непосредственного участия в процессе образования.

Одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.

Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. . Кластер (в экономике) - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом . «Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» .

Обобщая представленные понятия кластера, предложим авторское определение образовательного кластера в соответствии со спецификой социальной сферы. Образовательный кластер - это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе.

Формирование образовательного кластера как фактора конкурентоспособности российской экономики и фундаментального элемента социального государства должно сопровождаться соответствующей формой взаимодействия образовательных структур и субъектов рынка, заинтересованных в предоставлении соответствующего реалиям образовательного продукта.

Как отмечалось ранее разработка промежуточного продукта (образовательных программ) является важным этапом процесса образования. Представители бизнеса, заинтересованные в компетентности будущих специалистов, могут принять непосредственное участие в этом процессе за счет эффективного взаимодействия с учреждениями разных уровней образования: дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского. Результатом данного взаимодействия является внедрение образовательных программ с учетом требований потенциальных работодателей и самих обучающихся.

Посредством информационных технологий рекомендации заинтересованных лиц, учтенные при формировании промежуточного образовательного продукта, позволят определить направления совершенствования образования на основе существующих учебно-методических рекомендаций и стандартов. Формирование подобного рода партнерства позволит построить оптимальную траекторию обучения учебных групп и отдельных обучающихся.

Таким образом, предоставление образовательного продукта в условиях функционирования образовательного кластера является инновационным направлением в сфере образования, поскольку заинтересованные лица могут вносить предложения и замечания по содержанию образовательных программ и по организации учебного процесса, что представляется важным при подготовке специалистов, чьи профессиональные возможности соответствуют современным реалиям рынка труда.

Рецензенты:

Арзамасцев А. Д., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Ларионова Н. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Фурин А.Г., Ахматов И.И. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8717 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Педагогический коллектив ГБОУ школы №639 представил на городской конкурс инновационных продуктов УМК программы внеурочной деятельности «Твой выбор».

ГБОУ школа № 639 с углубленным изучением... (www.school639.spb.ru/). См. Инновационная деятельность (http://www.school639.spb.ru/?innovion):

  1. Аннотация продукта;
  2. Программа внеурочной деятельности «Твой выбор» (5-9 классы);
  3. Книга наставника для 5, 8, 9-х классов:
  • V классы;
  • VIII классы;
  • IX классы;
  1. Технологические карты для обучающихся:;
  • V классы;
  • VIII классы;
  • IX классы;
  1. Фотографии.

Персоны и блоги. Для понимания проблем и тенденций современного образования полезно знакомиться с публикациями и блогами ведущих учителей и директоров. Абелюк Евгения Семеновна - ВШЭ, Каспржак Анатолий Георгиевич - ВШЭ, Радио ЭХО Москвы:: Блоги / Тамара Эйдельман, Леонид Кацва | ВКонтакте, Игорь Реморенко – Блог – Сноб и др.

Своеобразным индикатором человеческого «качества» преподавателя может быть его участие в осмысленных гражданских акциях. Так, открытое письмо «В защиту литературного образования» http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17275.html подписали: Евгения Абелюк Сергей Волков Mikhail Pavlovets Ямбург, Евгений Александрович Татьяна Ковалева Елена Пенская Игорь Реморенко Elena Romanicheva Римма Зандман Elena Hiltunen Мария Калужская Кронгауз, Максим Анисимович и др.

Учителя-легенды и «байки» .

Рахиль Израилевна Беккер, Вульфович, Тамара Львовна Bottom of Form

и др.

Benjamin Harshav, Literary Scholar and Translator, Dies at 86.

Глазарий языка. ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ. Никита Виссарионович Шебалин, филолог-классик, отличался глубокой образованностью и имел огромный педагогический опыт. Как-то молодые коллеги набрались смелости и подошли к Шебалину: «Никита Виссарионович, – попросили они, – расскажите, пожалуйста, как вы даете студентам греческий оптатив, – такая сложная тема». – «Знаете, – ответил Шебалин, – до оптатива я обычно не дохожу». Н. В. Шебалин (1938 –1995) – кандидат филологических наук, преподавал на кафедре классической филологии ЛГУ-СПбГУ в 1961 – 1995 гг.

00087. Интервью Г. Дашевского для «Совы Минервы» (РГГУ), 2012. 1-я часть. YOUTUBE.COM. О том, как Г. Дашевский сдавал научный атеизм: мемуар platonicus. Мемуары невидимки: grdash. Въ силу нѣкоторыхъ особенностей моего характера и біографіи я не былъ упомянутъ въ спискѣ дѣйствующихъ лицъ во многихъ пiэсахъ, гдѣ мнѣ привелось присутствовать. PLATONICUS.LIVEJOURNAL.COM

Top of Form

Top of Form

Сайты.

Открытый колледж. Профильное обучение в старшей школе. Интернет-школа «Просвещение.ru». Проект «Intel-обучение для будущего». Федеральный институт педагогических измерений. Главная | Московское образование. Фонд поддержки культурно-образовательных инициатив. Центр образования «Технологии обучения». Центр педагогического мастерства. Университет Дмитрия Пожарского. Институт Новых Технологий. MCCME: Moscow Center for Continuous Mathematical education. «Школа XXI век» (ОТР, программа об образовании, ведущий – А.В.Кузнецов).

АРХЭ | Культурно-Просветительский центр. Политех (Политехнический музей).Фестиваль Увлекательной Науки.Квантик – журнал для любознательных. МультиСтудия | Лаборатория интересной жизни.Журнал Помощи – HelpJournal.org. The Times Literary Supplement | TLS. Вакансии для хороших людей. Интересно о гениях и известных личностях.Эхо Москвы:: Передачи / Открывашка.Прочтение: Последние публикации.

Школа профессий будущего КрашПро | ВКонтакте (vk.com/crushpro).

Зеленая школа – Facebook (www.facebook.com › ... › Local Businesses › Educational Service).

Проекты. Фестиваль увлекательной науки в КЦ ЗИЛ - Отдых с детьми. Фестиваль мировой еды и путешествий Вокруг Света 2014.

«Локусы» образования. Школьным проектом может стать изучение практики (спецкурсов, методик) и природы успеха знаменитых гимназий и школ.

См. Школы по алфавиту. Рамблер ТОП100 / Гимназии, лицеи. Рейтинг московских школ за 2013-14 учебный год. И др.

Рейтинги и перечни лучших - Учительская газета (http://www.ug.ru/reitingi). ТОП 500: Лучшие школы России; ТОП 200 Лучших сельских школ России; ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников и т.д.

Интересны «сообщества» школ. Как Школы лиги | Школьная лига РОСНАНО.

Возможный метод описания, например, здесь: Самые интересные школы Москвы (ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6).

Пятьдесят седьмая школа. Методическая коллекция – книги, лекции, статьи учителей Пятьдесят седьмой школы. Проект «Задачи» – совместная разработка с Московским центром непрерывного математического образования.

Лицей «Вторая школа» - Главная страница. Темы докладов по математике, «Почему?»: Почему радуга круглая? Почему бассейны кажутся мелкими? Почему в пустыне бывают миражи? Почему прогноз погоды неточен? Почему придумали григорианский календарь? Почему географические карты врут? Почему реактивные самолеты не падают? Почему Колумбу не разрешили плыть в Индию? Почему Кеплер перепутал эллипс с окружностью? Почему галактики во Вселенной расположены неслучайно? Почему в экономике бывают кризисы?

Вторая школа о Якобсоне.

Гимназия 1567, официальный сайт. Интересный материал, достойные идеи, но определённая нехватка живого, онлайнового присутствия, – брожения ума.

Топалеровские чтения – ежегодная конференция исследовательских и проектных работ учащихся. Знакомство с разделом будет полезно для школ, развивающих проектную деятельность.

Разработки наших учителей. Переход к интегративным методам преподавания общественных дисциплин – важнейшее направление в сокращении нагрузки учащихся и обновлении содержания образования не только на современном этапе развития российского образования, но и в долгосрочной перспективе. В гимназии 1567 созданы и апробированы интегративные программы и учебно-методическое обеспечение по образовательной области «Обществознание». Авторы создали программу для единого курса Всемирной истории и обществознания с VIII по XI класс, в основу которого положен интеграционный принцип. См. Программа интегративного курса истории и обществознания для 8-11 классов гимназий и лицеев.

Предметные практики. Биология. Методические приемы работы с нитками и пластилином в теме «Газообмен у животных». Видеоролик http://youtu.be/-wxBtEAQrCk. Методические материалы по курсу «Новая биология» на http://www.n-bio.ru. Практикум по ботанике. Литература. Хрестоматия критических и исследовательских материалов по творчеству Фонвизина и Грибоедова для 9 класса. Естествознание.Фрагменты из лабораторного журнала. Иностранные языки. Языковые загадки к Рождеству и Новому году . Методическое пособие в помощь учителю при работе над романом Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» . Хотя большинство материалов скромны, они обладают приятным и редким качеством индивидуальности («ручной работы»).

Примеры проектов любопытны, но не подкреплены содержательным материалом.

Т. Эйдельман. Год реализованных утопий: школы, учителя и реформаторы образования в России 1990 года.

Московская Гимназия на Юго-Западе N1543. Возникает ощущение редчайшей для российских школ практики вовлечённости учащихся в «производство» смыслов. Театр и туризм – «коньки» школы. Образцовые полнокровные интервью с учителями гимназии. Но вот работ самих учителей хотелось бы больше.

ВидеоАрхив . ВЕЧЕРА ПАМЯТИ И ПОЭЗИИ.

Арт-Эксперимент – тексты учеников гимназии (и нынешних, и бывших).

Общешкольное состязание – Интеллектуальный марафон. Хороший материал для игры «по станциям» (изъян – отсутствие ответов).

Лекция 6.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

План лекции

6.1. Образовательный продукт: структура, особенности.

6.2. Образование: общественное или частное благо.

6.3. Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг.

Образовательный продукт: структура, особенности

В последние годы повышенный интерес вызывает проблема правового регулирования сфер деятельности, объединяющих разнородные по своей природе отношения. К ним, несомненно, относится и сфера образования, в рамках которой возникают разнообразные правоотношения, деятельность субъектов которых их права и обязанности регулируются нормами многих правовых отраслей.

Ключевое место среди указанных отношений занимают образовательные, которые являются формой социального взаимодействия лиц по удовлетворения общественных потребностей в образовании.

В современном мире стратегия правового регулирования образовательных и других смежных с ними отношений должна быть строго выверенной и построенной с учетом роста роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире. Под влиянием глобализации происходит капитализация знаний и формирование международного рынка высшего образования, где знания рассматриваются как основная экономическая составляющая конкуренции.

Рассматривая процесс предоставления образовательных услуг с экономической и юридической точек зрения, можно заметить различия в содержании и толковании определений (дефиниций) конечного результата обучения.

В преамбуле Закона Украины «Об образовании» закреплено понятие образования как основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития личности, общества и государства.

В то же время у экономистов для раскрытия содержания понятия образования существуют другие подходы, определяющие образование как вид хозяйственной деятельности, который предоставляет потребителю определенный результат (продукт): с одной стороны – диплом как товар, с другой – процесс обучения, т.е. образовательную услугу .

Однако с юридической точки зрения данный аспект может быть разный, так как эти процессы могут регулироваться различными нормами права.

Диплом в экономическом смысле является результатом образовательной деятельности и выступает одновременно и материальным благом (товаром ) и нематериальным, потому что олицетворяет результат развития человека как личности и профессионального работника.

При этом диплом как товар довольно специфический, поскольку, с одной стороны, практически лишен экономических характеристик товара: веса, размера, цвета, упаковки, способа применения, срока службы или годности, гарантий качества. С другой стороны, имея все экономические признаки товара, диплом способен приобретать потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности его получателя (приобретателя).

Однако в случае недобросовестного приобретения диплома и определение его в качестве товара, речь может идти о его «покупке». Хотя в этом случае нельзя говорить о соблюдении нормы Закона Украины «Об образовании» (п. 15), что касается качества образования, а также применять к этому процессу, например, нормы гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу. Речь в данном случае, скорее всего, может или должна идти о применении к таким «покупателей» норм-запретов, характерных для административного или уголовного права.

Поэтому очевидно, что образовательная деятельность регулируется нормами комплексной правовой отрасли – образовательного права, применяет к ним, кроме образовательных, гражданско-правовые нормы о договоре по оказанию услуг.

Экономисты же выделяют особенности, которые присущи всем продуктам человеческой деятельности, получаемым в результате взаимодействия услугодавателя и услугополучателя.

К ним относятся такие основные характеристики услуг:

Неосязаемость,

Неотчужденность от источника,

Непостоянство качества

Несохранения.

В полной мере их можно отнести и к образовательным услугам.

Процесс предоставления образовательных услуг может быть отнесен к сфере услуг условно за ряд присущих ему принципиальных различий.

Так, от традиционного классического понимания услуг образовательные услуги отличаются:

Сложностью структуры,

Межсубъектными взаимоотношениями,

Результативностью воздействия на общественные отношения;

Значительным разнесением во времени непосредственной деятельности по предоставлению образовательных услуг;

Результативным эффектом;

Направленностью результата преимущественно на удовлетворения потребностей третьих лиц относительно процесса – работодателей;

А благодаря этому, косвенно, направленностью на повышение цены труда носителя этого результата.

Качество этих услуг неразрывно связано с развитием общества: чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур.

Образовательные услуги заранее неощутимы , так как в момент начала предоставления их нельзя попробовать, увидеть и приобрести. Результат их приобретения не может быть известным заранее, и поэтому услугодаватель может только ожидать желаемый результат, но он не может быть уверенным в их качестве в дальнейшем.

Качество услуг может широко изменяться в зависимости от содержания деятельности самих субъектов образовательного процесса, от времени и места их оказания, поскольку образовательные услуги неотделимы от услугодавателя.

Услуги вообще, и образовательные в частности, не сохраняются , их невозможно заготовить и сложить, ожидая роста спроса, хотя в определенной степени учебная информация может или должна быть материализована еще до начала учебного процесса в виде учебников, пособий, видеоматериалов и других материальных носителей. Вместе с тем эта особенность образовательных услуг имеет свою специфику, которая связана с природными свойствами человека забывать полученную информацию. Кроме того, знания и информация в значительной степени подлежат старению, чему способствует научно-технический прогресс и другие социально-экономические изменения в обществе.

Результат предоставления образовательных услуг в большинстве случаев проявляется в долгосрочном периоде . Он может проявлять себя не прямо и не всегда ощущаться, и, кроме того, он в значительной степени зависит от условий будущей работы и жизни лица, получает образование.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание процесса по предоставлению образовательных услуг с экономической точки зрения представляется целесообразным использовать для него определение «образовательный продукт» , который можно представить в виде совокупности образовательных товаров – конечных знаний, специальной профессиональной информации, квалификации и т. п. И образовательных услуг – непосредственного процесса передачи знаний, умений, навыков.

Конечные нематериальные результаты функционирования института образовательной деятельности представляют собой систему знаний, информации, навыков, умений, усвоенных людьми в процессе обучения. Они могут быть обнаружены или с окончанием учебного заведения, или в течение всей жизни человека, в долгосрочном периоде.

Результаты усвоения знаний , которые даются образованием, становятся экономической основой для формирования конкурентных преимуществ на рынке труда. Совокупность знаний и умений, полученных субъектом института образования, является определяющим фактором при расширении возможности трудоустройства. В то же время потенциальная заработная плата напрямую зависит от способности субъекта применить и использовать полученные знания и навыки. Экономически они и дальше реализуются в определенных достижениях: повышении производительности труда, росте личного дохода и т. Д. Относительно общества в целом эти достижения могут быть выражены в росте совокупных показателей экономического и социального развития страны.

Меновая стоимость образовательных услуг заключается в способности или свойства образования обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях, чаще средства, которые студент платит за получение знаний или работодатель, оплачивает выполнение ряда функций работника в соответствии с полученными им знаний.

По своему характеру образование скорее относится к нерыночным, неприбыльным сферам деятельности. Вместе с тем механизм функционирования образовательной сферы и ее учреждений включает экономические категории :

Покрытие расходов доходами,

Экономия ресурсов,

Эффективное использование средств.

В политэкономическом аспекте при определении образования следует выделять вещественное содержание категории и общественную форму.

К вещественному содержанию необходимо отнести материальные средства – здания, оборудование для учебных аудиторий, учебно-методический инвентарь, информацию.

В сфере образовательного производства – это продолжительность учебного процесса, условия труда, продолжительность рабочего дня;

в сфере обмена – плата за получение образовательных услуг, заработная плата учителей;

в сфере финансирования и распределения – отношения собственности между государством и образовательными учреждениями по поводу получения бюджетных средств, кредитов распределения финансовых ресурсов на обеспечение функционирования образования;

«Проектирование образовательной деятельности» - Задачи Григория Остера. Задания на метапредметные умения. Результат. Математика. Площадь и периметр квадрата. Проверочные работы. Мартовский предметный мониторинг. Профиль учащегося. Математика и информатика. Особенности предметных проверочных работ. Выбор задний учащимися. Задания. Проектирование деятельности.

«Проектная деятельность учеников» - Способы и критерии оценки проекта. Один из важных вопросов - оценка проекта. Критерии оценки проекта. Проектная деятельность с учащимися. Метод проектов. Актуальность. Основные требования к использованию метода проектов по Е.С. Полат. Задачи. Проблемы. Дидактическая типология проектов. Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта.

«Проектная деятельность в образовании» - Формулировка гипотезы. Современная система образования. Паспорт проектной работы. Персональный проект. Историческая справка. Экологический проект. Прикладной проект. Алгоритм проектной деятельности. Идеи проектного обучения. Прикладные проекты. Ролевые, игровые проекты. Проекты. Исследовательские проекты.

«Проектная деятельность ФГОС» - Возрастные психолого-физиологические особенности. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Занятия до ФГОС НОО второго поколения. Основные требования к использованию метода проектов. Суть метода. Проектная деятельность является основной.

«Значение проектной деятельности» - Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся. Формирование групп для проведения исследований. Этапы проектной деятельности. Формы классно-урочной системы образования. Приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности.

«Проектная деятельность учащихся» - Система проектной деятельности в школе. Задачи исследования. Внеучебная деятельность. Причины. Ожидаемые результаты: Формирование системы специальных знаний и умений учащихся. Формирование ключевых компетентностей. Создать отдельную страницу школьного сайта в рамках проектной деятельности. Учебный процесс.

Всего в теме 13 презентаций

ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УЧЕНИКА НА УРОКЕ"

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКИМКУМА

  • Каковы типы и виды образовательных продуктов учеников?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был именно по изучаемой теме, а не стал «довеском» к ней? Как изучать тему, раздел, учебный предмет, чтобы через создание образовательных продуктов ученик осваивал тему, выполнял требования стандарта и реализовывал свой потенциал?
  • Как работать с материалом учебников, электронными ресурсами, чтобы они помогали создавать ученикам свой образовательный результат?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был уникальным? И одновременно относился к общему для всех предмету изучению?
  • Как работать с разными продуктами разных учеников? Чтобы не приводить их к одному единому результату, а сохранять многообразие индивидуальных траекторий учеников?
  • Как диагностировать и оценивать разные образовательные продукты учеников? Какой должна быть структура ученического портфолио, чтобы в нём отражались как формальные, так и содержательные результаты?

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

УЧАСТНИКИ

1. Физлица - учителя начальной школы общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений.

2. Юрлица, при оплате учреждениями в Программе участвует группа педагогов количеством от 3 человек .

ОБЪЕМ (для получения официального Свидетельства) - 72 ч (24 часа в месяц).

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКУМА

Дистанционное научно-методическое сопровождение очной деятельности участников программы. Участники ведут очный образовательный процесс с включением в него предлагаемых методик, сообщают результаты, получают экспертные комментарии, корректируют учебный процесс.

А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Научной школы человекосообразного образования.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ УЧАСТНИКИ:

  • Структурную основу плана своей практической работы по теме Практикума.
  • Организационно-методические рекомендации по освоению базовых инноваций программы.
  • Комментарии и консультации персонального куратора и привлекаемых специалистов.
  • Экспертизу текущих и итоговых результатов освоения программы.

А также, по отдельному заказу:

  • Удостоверение об освоении программы Практикума.
  • Сертификат учителя-экспериментатора.
  • Сертификат участника инновационной деятельности Научной школы.
  • Свидетельство автора педагогических разработок.
  • Методическую литературу.

ПРОГРАММА ПРАКТКУМА

В программу Практикума входят следующие темы и вопросы:

Тема 1. Регистрация. Предварительное целеполагание участников Практикума

1.1. Краткая характеристика проблем и ожиданий участников по отношению к теме Практикума.
1.2. Диагностика происходящей практики с позиций продуктивного обучения.
1.3. Предварительные цели в форме ожидаемых результатов учеников и педагога.

Тема 2. Виды и типы образовательных результатов учащихся. Диагностика практики.

2.1. Виды образовательных результатов ученика: внешние (созданные учеником образовательные продукты); внутренние (личностные качества ученика).
2.2. Типы комплексных образовательных продуктов ученика: предметный; метапредметный; методологический.
2.3. Диагностика образовательной практики: первичный срез. Пробные задания ученикам на создание продуктов. Выявление уровня владения учениками универсальными действиями (УУД) по созданию образовательных продуктов. Анализ результатов первичного среза (в конце практикума срез повторите, чтобы определить приращения).

Тема 3. Учебные задания по созданию учениками предметных образовательных продуктов

3.1. Типы учебных заданий на создание учениками предметных продуктов.
3.2. Формы предметного продукта ученика (идея, образ, рисунок, поделка, вопрос, текст, условие задачи и т.п.);
3.3. Подбор и разработка учебных заданий по созданию учениками предметных образовательных продуктов на уроках.
3.4. Применение предметных продуктивных заданий на уроках. Анализ результатов.

Тема 4. Проблемы реализации принципа продуктивности при разработке и проведении урока.

4.1. Продолжение разработки и применения учебных заданий разных типов на создание учениками предметных образовательных продуктов.
4.2. Рефлексия происходящей практики. Фиксация основных успехов и затруднений учеников и учителя. Поиск путей их решения.

Тема 5. Отражение принципа продуктивности в учебной программе по предмету.

5.1. Анализ предметного содержания образовательных продуктов учеников. Соответствие организуемой практики учебной программе по предмету.
5.2. Креативные УУД как условие создания образовательного продукта.
5.3. Модернизация учебной программы по предмету: фиксация в учебной программе вопросов и тем, которые будут изучены через продуктивную деятельность учеников. Планирование перечня типов и форм продуктов, которые будут созданы учениками в данный период.

Тема 6. Формы образовательных продуктов: элементарные и комплексные.

6.1. Составление оптимального списка элементарных образовательных продуктов учеников для создания на уроках по предмету. Реализация списка на уроках. Учёт ученических результатов.
6.2. Формы комплексных образовательных продуктов: Исследование (эксперимент, анализ, решение проблемы, доказательство теоремы); Проект (модель, макет, сайт, книга, мероприятие, акция); Произведение (литературное, художественное, техническое, педагогическое, методологическое).
6.3. Участие учеников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях ЦДО «Эйдос» с целью освоения форм образовательных продуктов (отдельная регистрация). Анализ образовательных результатов учеников. Корректировка программы занятий.

Тема 7. Типы уроков по созданию учениками предметных продуктов. Диагностика и оценка образовательных результатов ученика.

7.1. Виды учебной деятельности, приводящие к созданию учениками предметных продуктов.
7.2. Универсальные учебные действия, обеспечивающие создание учеником предметного продукта.
7.3. Разработка и проведение типов уроков, обеспечивающих наиболее продуктивные результаты учащихся.
7.4. Диагностика и оценка внешних образовательных продуктов. Диагностика и оценка действий, умений, компетентностей учащихся по созданию образовательных продуктов.

Тема 8. Рефлексивный анализ. Оформление и представление результатов.

8.1. Рефлексия учащихся и учителя по итогам экспериментальной работы. Оформление выполненных разработок (учебных заданий, уроков, их результатов) для представления на Педсовет ЦДО «Эйдос» (отдельная регистрация).
8.2. Обсуждение полученных результатов на дистанционном заседании Педсовета ЦДО «Эйдос». Получение рекомендаций Педсовета для последующей деятельности.
8.3. Подготовка индивидуальных педагогических разработок к публикации в журнале «Эйдос». Заказ и получение Удостоверений, Свидетельств, Сертификатов.