Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. Возможно, вам будут интересны другие публикации

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского Социальные науки. Риск в социальном пространстве: историческая ретроспектива и современность 2008 г. А. М. Дорожкин, Н. Е. Григорьева Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Поступила в редакцию Аннотация статьи Статья посвящена анализу ключевых идей социальной рискологии. Рассматриваются генезис и эволюция категории «риск», а также взаимосвязь риск-неопределенностьрациональность. Дается представление о методологических основаниях данной категории в рамках социально-философского дискурса. 1

2 Текст статьи Внимание ученых к проблеме вероятности наступления возможного события негативного или позитивного содержания имеет длительную историю. Если обратиться только к истории европейского мышления, то уже в трудах античных мыслителей, начиная с Гесиода, проявляется желание сформулировать идеи закономерности, случайности и неопределенности. Однако, эти идеи увязывались с идеей цикличного развития космоса, общества, человека и культуры. Поэтому в мифологическом сознании причинно следственные связи между индивидуальными действиями субьектов и их последствиями либо не были сформулированы, либо полагались неизвестными. Основную роль в процессах конструирования риска при этом должны играть не сами действия, а «правила запрета». Немного позднее, в период эллинизма, это представление было дополнено идеями объективной случайности и неопределенности как характеристики знания. Все это и обусловило формирование общих представлений о судьбе, опасности и риске. Из таких представлений именно представление о риске подверглось в дальнейшем научнорациональной обработке. Это представление формировалось путем выявления и анализа понятий, базовых для понятия «риск». Таким понятиями явились прежде всего понятия «рациоанльность» и «неопределенность». Правда, для того, чтобы научно-рациональное представление о риске возникло, необходимо было сформировать собственно представление о рациональности. С точки зрения представления исторических типов рациональности, конечно, приоритетной, исторически проявившейся, является классическая рационалистическая традиция, идущая от Платона и Аристотеля, проходящая через эпоху Просвещения и Новое время, и далее к И.Канту и Р.Декарту, сформировавшим представление о гносеологической рациональности, Г.В.Ф. Гегелю, который предложил считать рациональность онтологической характеристикой реальности, и др. Рациональность в рамках этой традиции понимается как нечто связанное с разумом, с его тождественностью самому себе, с тем, что эта тождественность остается устойчивой безотносительно к той исторической эпохе, в границах которой происходит рассмотрение рациональности. Рационалистическая тенденция в рамках анализа ситуации, которая может быть охарактеризована как «ситуация неразумности разума» , подразумевала разумность космоса в целом, разумность человека, законов исторического развития. Подобные альтернативные представления о рациональности сводили ее к целесообразности мироустройства. Традиция развития классического рационализма показала, что 2

3 классическая рациональность имела серьезные проблемы в рамках попыток объяснения мироустройства с такими фундаментальными понятиями, как идеи времени и движения. Последние и сыграли фактически решающую роль в конце XIX в. при выявлении определенной ограниченности классической рациональности. Что же касается формирования не философского, а научного представления о взаимосвязи риска, неопределенности и рациональности, то одним из первоначальных научных подходов к проблематике рисков и возможностей стала классическая математическая теория вероятности. Затем были разработаны ее модификации на статистическом материале, взятом из разных областей природной и общественной жизни. Постепенно ученых стала привлекать идея установления конкретного уровня вероятности наступления того или иного, особенно неблагоприятного события для индивида, социальных групп данного общества. Это касается также исследований катастроф и опасностей для функционирования обществ и цивилизаций: они периодически вступают в полосу кризиса какие-то при этом получают новый импульс развития, а некоторые погибают вовсе. Причинами тому могут быть как планетарные и техногенные катастрофы, так и экономические, политические и социокультурные коллизии . Если говорить о современном состоянии проблемы риска в отечественных работах, то здесь отмечается что нынешние реформы российского общества в значительной степени базировались на постулатах западного неолиберализма, которые имеют апробированную, достаточно эффективную модель управления социальными рисками. Последняя, однако, трудно сочетается со сложившейся в России культурой социального управления, а также с иной ментальностью россиян. Кроме того, глобальные проблемы современности не могли не затронуть Россию. Их последствия проявляются в росте постоянного производства самых различных рисков: локальные войны, межэтнические конфликты, терроризм оборачиваются рисками для каждого жителя планеты. При этом неизбежно возникают все новые и новые социальные группы риска, образуемые людьми, пережившими те или иные катастрофические, военные, культурные и социальные травмы. Учитывая социокультурную природу риска, можно сделать вывод о том, что специфика социального риска в какой-либо исторический период обусловлена конкретной социокультурной средой и, будучи атрибутом общества, социальные риски подвержены определенной социальной и культурной динамике, задаваемой характером развития общества и цивилизации . Широкую известность получили представления о риске на социально-философском уровне, в частности, в рамках концепции «общества риска», разрабатываемой прежде 3

4 всего У. Беком и Э. Гидденсом. Рассуждения У. Бека базируются на теории модернизации. Он подчеркивает практическую беззащитность человечества перед техногенными угрозами, создаваемыми «вторичной природой», детищем индустриального общества, трактует переход к эпохе риска как объективную историческую закономерность, как результат действия механизмов модернизации. Этот переход осуществляется через первоначальное возникновение риска как «латентного побочного эффекта» к пониманию того, что риск составляет сущность современного общества . Общество «втягивается» в «общество риска» главным образом потому, что не рефлексирует ситуацию должным образом и вследствие этого производит все большее количество рисков. Нерефлексирующее общество на первое место по значимости продолжает ставить производство благ, а не минимизацию генерируемых в результате этого производства рисков и опасностей . У. Бек считает, что и саморефлексии недостаточно, чтобы и в «обществе риска» могли существовать эффективный социальный контроль и управление: необходим переход к самокритичному обществу, стремящемуся к самотрансформации. Исследователь подчеркивает, что политический потенциал общества риска должен быть проанализирован социологической теорией в терминах производства и распространения знаний о рисках, поскольку социально осознанный риск политически взрывоопасен, т. е. то, что до сих пор рассматривалось как неполитическое, становится политическим. Э. Гидденс, напротив, отмежевывается от теории модернизации и постмодернизма, считая риск одной из четырех атрибутивных черт «высокой современности» (или «поздней современности») . При этом атрибутивность риска в условиях «высокой современности» определяется принципиальной неуправляемостью целого ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельным индивидам и небольшим сообществам, а человечеству в целом. Атрибутами современной социальной действительности он считает универсализм, глобализацию, институциализацию риска, а также усиление риска в результате непреднамеренного побочного действия некоторых факторов, тех или иных человеческих действий. Э. Гидденс выражает большую надежду на минимизацию риска и предлагает свое видение перспектив риска. Его обсуждение риска изложено в рамках гипотезы относительно общих перспектив безопасности жизни. Ученый полагает, что будущее отнюдь не обязательно детерминировано какими-либо однозначными тенденциями, которые были бы связаны с катастрофами: «Мир не рассматривается как смена событий в 4

5 определенном направлении, но как образование, обладающее собственной формой» . «Общество риска» это фактически новая парадигма общественного развития. Ее суть состоит в том, что господствовавшая в индустриальном обществе «позитивная» логика общественного производства, заключавшаяся в накоплении и распределении богатства, все более перекрывается (вытесняется) «негативной» логикой производства и распространения рисков. В конечном счете расширяющееся производство рисков подрывает сам принцип рыночного хозяйства и частной собственности, поскольку систематически обесценивается и экспроприируется (превращается в отходы, загрязняется, омертвляется и т. д.) произведенное общественное богатство. Расширяющееся производство рисков угрожает также фундаментальным основам рационального поведения общества и индивида науке и демократии . В течение столетия социология проделала путь от изучения множества отдельных рисков и рискогенных ситуаций к пониманию того, что само общество является генератором рисков. К середине 1980-х годов изучение рисков становилось все более запутанным и хаотичным: риск-анализу явно недоставало центрального фокуса. Через разнообразие методов и подходов к анализу рисков красной нитью проходила заинтересованность социологов рискогенностью различных составляющих социальной ткани от межличностных процессов и сетей до социальных институтов и структур, от первичных групп и символических интеракций до социальных движений и крупномасштабных организаций и систем. Одной из важнейших составляющих социальной жизни является взаимодействие общества и власти. Немецкий социолог-теоретик Н. Луман, внесший значительный вклад в разработку функционального анализа в социологии, а также в социологию риска, рассматривает такой феномен современного общества как риски власти, отмечая, что власть сегодня опирается на владение прежде всего достоверной и всесторонней информацией. Однако и в этом случае имеет место относительность достоверности информации, т. к. само наличие дифференцированных средств коммуникации не позволяет «репрезентировать общую реальность» . Более того, всегда осуществляется селекция процессов, которые становятся объектами информации, результатом чего является утверждение в современных обществах селективного сознания. Результатом становится наслоение ошибок управления и контроля, усиливающее риски. По утверждению Н. Лумана, «современное рисковое поведение вообще не вписывается в схему рационального/иррационального» . Принимаемые решения всегда связаны с рисковыми последствиями, по поводу которых принимаются дальнейшие 5

6 решения, также порождающие риски. Возникает серия разветвленных решений, или «дерево решений», накапливающее риски. Исследователь подчеркивает, что в современном обществе нет поведения, свободного от риска. Для дихотомии риск/безопасность, это означает, что нет абсолютной надежности или безопасности, тогда как из дихотомии риск/опасность вытекает, что нельзя избежать риска, принимая какиелибо решения. Н. Луман придерживается точки зрения, что «современное рискориентированное общество это продукт не только осознания последствий научных и технологических достижений. Его семена содержатся в расширении исследовательских возможностей и самого знания» . Таким образом, чем более рациональными и детальными становятся наши вычисления в отношении риска, тем больше аспектов, включающих неопределенность по поводу будущего и, следовательно, риска, попадает в поле нашего зрения. Теории У. Бека, Э. Гидденса и Н. Лумана имеют значение в создании, по существу, принципиально новых методологических подходов для исследования риска, вносят существенные изменения, как в функционирование структур, так и в деятельность людей, которые обретают все большие возможности для воздействия на свою жизнь, ее содержание. В целом анализ различных пониманий риска подводит нас к необходимости учитывать активность субъекта в условиях неопределенности. Под субъектами риска мы будем понимать всех акторов социальной жизни. Таковыми могут быть индивиды, малые и большие группы, организации и социальные институты, общество в целом. Активность субъекта риска целесообразно выражать через категорию «поведение». Иными словами, в одних и тех же условиях (ситуациях) субъекты могут выбирать различные линии поведения, а значит и по-разному рисковать. Невозможность точно оценить ситуацию и последствия поведения связана с наличием неопределенности, которая не всегда обусловлена лишь состоянием социальной среды, спонтанностью природных процессов, ограниченностью ресурсов при принятии и реализации решений. Многие авторы разграничивают понятия риска и неопределенности. Они считают, что риск имеет место только тогда, когда известно распределение вероятностей наступления событий. Если же оно неизвестно, то налицо ситуация неопределенности. Другие полагают, что риск не существует без неопределенности. Чем же принятие решения в условиях неопределенности отличается от рискованного решения в смысле рациональности? И в том, и в другом случае возможна одинаковая ошибка. Субъект вынужден оценивать ситуацию и делать выбор, опираясь на 6

7 собственный опыт и интуицию, а значит рисковать. При этом не важно, на каком основании осуществляется выбор вектора поведения. Основания для оценки ситуации могут быть совершенно различными. Мы можем классифицировать их, например, в согласии с веберовскими идеальными типами социального действия на целерациональные (максимизация успеха, выгоды), ценностнорациональные (ориентация на социальные нормы) и аффективные (ориентация на достижение ситуативных потребностей). Кроме того, одна и та же ситуация различными субъектами может интерпретироваться поразному, а следовательно, предполагать различные решения. Таким образом, ситуация риска не является частным случаем ситуации неопределенности. Неопределенность выступает конституирующим признаком, т. е. средой появления риска, поэтому возрастание неопределенности может повлечь за собой еще больший риск. Величину риска можно рассматривать в системе трех координат: риск увеличивается с уменьшением вероятности достижения цели и с одновременным увеличением неопределенности (количества альтернатив) и цены ошибки. С нашей точки зрения, риск представляет собой социальное поведение субъекта, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов . Неопределенность порождается растущей проницаемостью современных обществ. Эпоха территориальных границ и иных размежеваний сменилась эпохой сетей и потоков (ресурсных, информационных и иных). Социальные, ресурсные и иные сети обладают выраженным ядром и чрезвычайно размытой периферией. Социальные события, особенно катастрофы, имеют фиксированную дату начала, но цепь их последствий теряется во времени. Исследуя проблему риска и неопределенности, Ч. Перроу ввел понятие «нормальный несчастный случай». Самые совершенные социотехнические системы время от времени отказывают, и приходится высчитывать вероятность наступления критических ситуаций (аварий) . Такой анализ следует начинать с социального и культурного контекстов опасностей и сопутствующих рисков, включая определение того, что подвержено риску, а это не может быть четко очерчено во времени и пространстве. Более того, люди конструируют сложнейшие технические системы, но не знают, как при необходимости от них избавиться. Глобализация социотехнических систем повышает вероятность сбоев и катастроф во много раз. Итак, социальная практика и ее социально-философская рефлексия убеждают, что единственной «правильной» теории нет и быть не может, каждая вносит свой вклад в углубление понимания того или иного явления, процесса . Науковедческий анализ фиксирует наличие проблемной области, основным интересом которой являются 7

8 эмпирические или четко ориентированные на практику управления исследования риска. За этой областью закрепилось название «рискология», в рамках которой успешно развиваются самые разнообразные исследовательские направления: анализ риска и безопасности, математические подходы к оценке различных типов риска, управление риском и рисковая коммуникация, социальные и психологические аспекты риска. Исследуя специфику процесса формирования классического концепт-риска на стадии перехода к обществам современного типа, рассматривая понятия риска в трудах Т. Гоббса, Д. Юма, П. Кардано, Б. Паскаля, П. Ферма, М. Кондорсе, П. Лапласа, Дж. Милля, Дж. Кейнса, Ф. Эвальда, Ф. Найта и других авторов, можно заключить, что классическая теория риска является ценностно-теоретической рефлексией рисков закрытой социальной системы, для которой в целом характерна линейная динамика, проявлявшаяся в том, что результат социального и культурного развития был практически пропорционален взаимодействию социальных акторов, что позволяло прогнозировать будущее, опираясь и на точные формализованные методы . Социальность в этих обществах конституируется целерациональной деятельностью, средствами легитимации социальности при этом выступают логически упорядоченные дискурсы научного знания. Это выражается в росте потенциала принятия решений, примате будущего по отношению к прошлому, формировании новой социокультурной матрицы, исторического сознания и нециклических моделей социального времени (М. Вебер, Ю.Н. Давыдов, В.Г. Федотова, Ю. Марковиц, Н. Луман, А. Нассеи). Причем изменяется не только содержание риска, но и теоретические горизонты его концептуализации. В конце XX века человечество оказалось перед лицом фундаментальных проблем экологической, демографической, идеологической, информационной, что свидетельствует, прежде всего, о кризисе ценностно-мировоззренческих оснований общества, обусловившем необходимость выхода на новые горизонты интерпретаций и управления риском. Классический мир гуманитарной науки сменяется неклассическим миром плюрализма и всеобщей изменчивости. Происходят существенные изменения в объекте гуманитарного познания. Все большую роль начинают играть процессы саморегуляции и самоорганизации, прямые и обратные связи объекта с социальнокультурным окружением, и потому риск уже не поддается однозначному моделированию и прогнозированию. Благодаря движению к открытости общества становятся иными социальные риски и опасности неустойчивости социума. Проявление рискогенных процессов имеет под собой определенную цивилизационно-технологическую основу, которая начинает рассматриваться в социологических теориях «цивилизации риска», а 8

9 затем «общества риска» . Всесторонний анализ сущностных определений риска наиболее успешно может быть осуществлен на основе реконструкции концепт-рисков в теориях классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Концепции риска демонстрируют сущностные смыслы социального бытия общества на различных стадиях социальной эволюции: традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. В современной социальной теории рисков дальнейшей разработки требуют вопросы, направленные на анализ стратегий управления риском в цивилизационном пространстве. Для более адекватного понимания методологического, аналитического и мировоззренческого значения категории «риск» требуется синтез имеющихся достижений для раскрытия всей полноты этого многоаспектного явления. Наконец, отметим, что,с нашей точки зрения, дальнейшее развитие теории рисков в социальном пространстве будет идти не только, а скорее не столько, по пути социологического анализа, сколько по пути философского осмысления сути и условий решений, называемых рискованными. Дело в том, что социологический анализ по таким ситуациям уже достаточен и качественно нового, так сказать, прорывного решения проблем риска не даст. Между тем, философское осмысление имеющихся ныне идей в данной области еще далеко не завершено. Взять хотя бы проблему обьективных и субьективных условий возникновения случайности. Случайность определенных событий, как известно, является одним из важнейших условий появления рисков. Однако, определение того или иного события как случайного имеет как обьективные так и субьективные корни. В последнем случае, событие, определяемое как случайное одним человеком, не является таковым для другого. Соответственно, один человек свое поведение как реакцию на данное событие будет считать риском а другой - нет. Это, разумеется, самый простой случай. Ситуация намного усложняется, если субьективные и обьективные причины событий, характеризуемых как случайные, переплетены. В этом случае и риск будет иметь довольно сложный характер. Оцениваться он в таком случае может только по шкале предпочтений, если даже совершенно четко могут быть выявлены доли обьективности и субьективности случая, обусловливающего риск. Ситуация еще более усложнится если вместо обьективных характеристик случайности мы выберем интерсубьективные. Еще одной несомненной трудностью решения проблемы анализа рисков является сегодняшнее понимание ситуации неопределенности. С нашей точки зрения, философское осмысление таких ситуаций совершенно недостаточно. Довольно длительное время ситуация неопределенности и соответствующее ей понятия имели в философии ярко выраженный субьективный акцент. Потом в связи с использованием этого понятия как характеристики физических параметров реальности, крен был сделан в сторону обьективного смысла неопределенности. Благодаря развитию кибернетики во второй половине ХХ века это понятие пытались использовать и для описания социальной реальности, однако значительных успехов при этом достигнуто не было. Прежде всего такое положение можно обьяснить тем, что философского осмысления мы так и не имеем. Аспекты субьективности и обьективности неопределенности мы так и не выяснили. Между тем, риск, как известно, обусловлен как раз неопределенностью как начальных условий деятельности так и алгоритма самой деятельности. Вполне возможно, что видов 9

10 неопределенности, создающих риск значительно больше, однако никаких полноценных исследований по этому поводу еще не проводилось. Список литературы: 1. Иванов А. В. Социосинергетическая динамика общества риска: методологический аспект. Автореферат на соискание ученой степени к. филос.н. Саратов, C Дорожкин А. М. Коммуникативная рациональность: ее основные особенности и перспективы развития// Комминукативистика: человек в современном информационном обществе. Н. Новгород, Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., с. 4. Кравченко С. А., Красиков С. А. Социология риска: полипарадигмальный подход. М., С Мозговая А. В. Риск как социологическая категория// Социология: 4М С Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, с. 7. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, C Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity, P Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи// Мир России T. XII. 1. С Луман Н. Власть. М.: Праксис, С Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., P Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа/ Теория и методология. М., С

11 2007 Alexander M. Dorozhkin, Natalia E. Grigoryeva Nizhniy Novgorod State University by name N.I. Lobachevsky (NNSU) Annotation This article is devoted to the most important ideas of the social risk-science. The authors examine genesis and evolution of the risk-category as well as interrelation risk-uncertaintyexpediency, give an insight of methodological grounds of the present category in the sociophilosophic context. Сведения об авторах статьи Дорожкин Александр Михайлович, д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории, методологии и философии науки факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Григорьева Наталья Евгеньевна, аспирант факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 11

12 г. Н. Новгород, ул. Ульянова, 2 тел.: (8-312)


Философия и методология науки ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ... 3 РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 8 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общ ества... 8 1.1. Философия, мировоззрение,

Тема 1.1 Общие проблемы философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Предмет, структура и функции философии науки В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс

87 м ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие «Hypoteses non flngo» «Неравновесностъ - это т о, что порождает порядок из хаоса» Р*"г "зх

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА С.В. Лапина, г. Минск, Беларусь Общественные трансформации, происходящие в глобальном масштабе, привели к осознанию того факта, что сформировавшееся

Первые вопросы к кандидатскому экзамену 1. Что такое философия как проблема в эпоху доминирования 2. Философия как любовь к мудрости в отличие от мудрости (о смысле древнегреческого слова philosophia)

Основные направления изучения культуры Мишина Т.В Современная методология представляет собой сложное и многомерное явление. «На передний план вышли проблемы социокультурной обусловленности научного познания,

Раздел 3. Отраслевая структура философского знания Тема 3.2. Учение о бытии и теория познания Тема занятия - Гносеология учение о познании. План 1. Познание как предмет философского анализа. Субъект и

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ I. Общие проблемы философии науки 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

АННОТАЦИЯ диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) по специальности «6D020100 Философия» Турганбекова Самат Кайратовича Модернизация национальной культуры в контексте пространства и времени:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОБЩЕСТВЕ Долгополова А.Г. Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного Федерального Университета Таганрог, Россия MODERN PROBLEMS

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки (по естественнонаучным отраслям) 1. Наука как предмет философского исследования 2. Социальные функции науки 3. Предмет и специфика

И.Н. Николаенко Деятельностная интерпретация культуры как один из важнейших аспектов рассмотрения культуры Интерес к культуре в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

«Философия образования и науки» Составитель аннотации: Щелина Т.Т., профессор, д.п.н. Кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования Цели изучения дисциплины формировать у магистрантов

3. Специфика научного познания. Наука как знание. Критерии научного знания. Наука форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н. И. АЛИЕВ, Р. Н. АЛИЕВ ПАРАДИГМА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ В современной научной литературе неоднократно отмечалась тенденция к абсолютизации аналитического подхода, характерного

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 131 УДК 101.5 К.А. Матвеева ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ Рассматриваются теоретические концепции риска в социологии. Ключевые слова: социология риска, риск,

Заключение Постфордистские концепции не складываются в единую более или менее стройную теоретическую систему, а скорее являются отдельной областью дискуссий, открытой исследовательской программой. Объединяющим

Шифр специальности: 09.00.01 Онтология и теория познания Формула специальности: Содержанием специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания» является разработка современного научно-философского миропонимания

Для подготовки к экзамену по дисциплине «История и философия науки» для адъюнктов первого года обучения Учебно-тематический план п/п Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Из них Семинары Самостоятел

В. А. ХРАПОВА ИНТЕРЕСНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ОБЩЕСТВО РИСКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В издательстве Саратовского государственного университета вышла книга В. Б. Устьянцева, И. А. Гобозова, К. С. Пигрова

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ и ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ» (Для слушателей магистратуры) 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт,

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 04.06.01 Химические науки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии 38.06.01 Экономика 40.06.01 Юриспруденция 41.06.01

УДК 130.2:316.42 О.А. Украинская Харківський національний університет радіоелектроніки, асист. каф. философии РИСКОЛОГИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ «ОБЩЕСТВА РИСКОВ» Статья посвящена

Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова еѐ роль в современном обществе? Обсуждение всех этих вопросов сопровождало

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК» Объект дисциплины - проблемное поле философии и методологии

Е. Д. Шетулова ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Цель данной работы заключается в сравнительном анализе подходов к отчуждению в советском и постсоветском марксизме и выявлении

^ЩЕРЖДАЮ>> Первый проректор Южного федерального университета Щп о! ессор «Se ^«ir»j5 > " г Л* Л) О ^ "-А ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРТАНИЗАЦИИ федерального государственного автономного образовательного учебного высшего

В Диссертационный совет Д 209.002.03 Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Отзыв официального оппонента на диссертационную работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

I. Аннотация 1. Наименование дисциплины (или модуля) в соответствии с учебным планом Педагогика и психология 2. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины способствовать формированию у студентов соответствующих

ЧТО ЖЕ ЕСТЬ ЗНАНИЕ? Сопоставления некоторых позиций СКНО - 2012 2003 год ЮНЕСКО определяет знание как умение человека эффективно использовать информацию и работает над созданием условий для диалога между

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АННОТАЦИИ РАБОЧИХ

Заключение. Подводя итоги того исследования, которое составило основу данной книги, я хотел бы высказать свои представления о полученных результатах, о том, что в ней было для меня наиболее важным и, возможно,

М.1.ДВ.2.2 Философия науки Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Философии, политологии и права 035700.68 Лингвистика

Социологические науки Российский университет дружбы народов Присваивается степень или квалификация: аспирантура Язык обучения: русский Форма обучения: Продолжительность: 3 года Возможность бесплатного

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

116 И.А. Румачик «Социальная безопасность» как категория современной политической науки Социальная безопасность в самых различных ее аспектах все чаще и чаще привлекает внимание ученых, в том числе российских

Неклассическая наука и ее особенности реферат знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности (место и

АО «УНИВЕРСИТЕТ НАРХОЗ» Научно- педагогическая магистратура Утвержден Протоколом заседания кафедры «Общеобразовательные дисциплины» от 18 октября 2016 г 3 зав.кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»,

Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых

Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Философии

Основные сферы современных исследований Одновременно с широким распространением во второй половине XX в. системных исследований в различных областях науки, техники, организации и управления производством

Учебно-методические материалы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» Общенаучные методы исследования социально-экономических и политических процессов Метод социальной

1 Раздел 1 Код и формулировка компетенции УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию научных идей при решении исследовательских и практических задач,

Лекция 1. Теоретические основы государственного управления СЭП В истории социальных наук представлено достаточно много концепций, которые уделяют большое внимание анализу социальных процессов, происходящих

Деленной системе. При этом, методически обосновано использование наглядных средств описания алгоритмов. Определенный эффект дает применение алгоритмов в роли вспомогательных средств обучения: схемы решения

Направление подготовки 51.06.01 Культурология Направленность (профиль) Теория и история культуры АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН Блок 1. Дисциплины (модули) Базовая часть Б1.Б.1 История и философия науки Цель курса:

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Дисциплины:История и философия науки п/п Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины Индекс контролируемой компетенции (или еѐ части) Наименование оценочного средства

А.В. Духавнева г. Новочеркасск, Новочеркасская государственная мелиоративная академия МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В ИСТОРИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. 2006. 1(43). 165 170 УДК 101.1: 316 К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК» Т.В. ЕЛИСТРАТОВА Анализируется содержание понятий «риск» и «социальный

О.Е. Столярова Онтологическое значение истории науки Помимо философии, унаследовавшей кантианскую критическую перспективу и исследующей априорные условия научного познания, философии, которая, как Нарцисс,

13 Щелкунов М.Д. ЛИЧНОСТЬ XXI ВЕКА: К НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ Конец XX века отмечен нарастанием кризисных симптомов в жизни человечества. Суть их состоит в том, что культивируемая индустриальной цивилизацией

Научная специальность 24.00.01 Теория и история культуры Отрасль науки 24.00.00 Культурология АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН Обязательные дисциплины ОД.А.01 История и философия науки Цель курса: формирование у аспирантов

Стабилизировать социальный климат в условиях мирового финансового кризиса. Перед СМИ в этой связи возникает вопрос, как должна освещаться массовая миграция полиэтничного населения, чтобы сформировать и

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА Философский факультет ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ Тезисы Третьей всероссийской научной конференции 27-28

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Кафедра Социально-экономических дисциплин Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

УДК 316.4.051.3 Человек и информационное общество: проблемы и решения Яресько А.А., студент кафедра «Лазерные и оптико-электронные системы» Россия, 105005, г. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана Научный руководитель:

Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы монография Киев - 2017 УДК 211.5 ББК 86.211 В 62 Рекомендовано к печати Ученым советом Украинского института стратегий

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Требования к экзамену по философии Целью освоения учебной дисциплины является осмысление истории и философии науки как отрасли знания, ее особенностях, основных школах и направлениях. Дисциплина вводит

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа 84» г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 24.06.2016 272 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история» (10-11 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Шабалина О. А., г. Курган ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ Т. ПАРСОНСА К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ Данная статья является отражением социологического исследования, нацеленного на анализ личного архива

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Говоруха Анастасия Михайловна студентка Шевченко Ольга Михайловна д-р филос. наук, доцент Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону,

Модель определения формы супружества: социально-демографические факторы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. No 3(47). –Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 154 с. C. 71-78.

Аннотация

На основании демографической статистики и данных Российского мониторинга экономического положе- ния и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) рассматриваются тенденции, определяющие формирова- ние новых стратегий выстраивания семейного/ брачного поведения, способствующие разнообразию форм супружества: зарегистрированного/незарегистрированного, первобрачного/повторного. Анализируются социаль- но-демографические характеристики супругов/партнеров, с помощью дискриминантного анализа выделяются наиболее значимые социальные, демографические, экономические факторы, определяющие принадлежность ин- дивида к той или иной семейной группе. Результаты дают основание говорить, что в числе сожителей проще ока- заться представителям низкостатусных групп: с низким уровнем образования, невысоким доходом, неработаю- щим и т.д. «Качественные» характеристики отношений (продолжительность проживания, число детей) также ста- ли важным дифференцирующим показателем состоящих в официальном браке и сожительствующих супругов. Длительный союз, большее число детей скорее является признаком брака, чем сожительства.

Ключевые слова:

формы супружества брак сожительство социально-демографические характеристики супругов/ партнеров forms of marriage cohabitation socio-demographic characteristics of spouses/partners

Рубрики:

Социология семьи
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
  • , Петрова О.Ю.
    Трансформация института брака в России // Проблемы брака и супружества в условиях полиэтничного общества: теоретико-эмпирический анализ: сборник статей Всероссйской научно-практической конференции с международным участием, [Казань, 15 мая 2012 г.] / [сост. и науч. ред. д.социол.н., проф. Л. В. Карцева]. - Казань: [Изд-во МОиН РТ], 2012. - С. 248-252.

  • Создание семьи в современных условиях // Семья и человеческое развитие в Республике Башкортостан / Под ред. Ф.Б. Бурхановой, Р.М. Валиахметова, Г.Ф. Хилажевой. – Уфа: Восточная печать, 2012. С. 8-24

журнала «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского»
Страница журнала в Интернете: http :// www.unn . ru / e - library / vestnik (сайт ННГУ им. Н.И. Лобачевского )

Электронный адрес редакции: [email protected]

Почтовый адрес редакции: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д.23, Редакция журнала «Вестник ННГУ »

Телефон редакции:

Вопросы по работе журнала: (831 ) 465-41-61

Время работы редакции: понедельник – пятница с 9 00 до 15 00 (по московскому времени )
Уважаемые авторы, прежде чем звонить в редакцию, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с правилами для авторов!
При наборе текста статьи и внесении правки просим придерживаться приведенных ниже правил. Статьи, оформленные без соблюдения этих правил, публиковаться не будут.
1. Общие положения

Журнал является научным многопрофильным рецензируемым безгонорарным периодическим изданием. Плата за публикацию статей с авторов не взимается.

Журнал публикует статьи, отражающие результаты оригинальных теоретических и/или экспериментальных исследований, а также обзоры и дискуссионные статьи по следующим направлениям (разделам):


  • Инновации в образовании (в т.ч. «Педагогика»)

  • Физика твёрдого тела

  • Радиофизика

  • Химия

  • Биология

  • Науки о Земле

  • Механика

  • Математика

  • Математическое моделирование и оптимальное управление

  • История

  • Экономика и финансы

  • Право

  • Международные отношения. Политология. Регионоведение

  • Филология. Искусствоведение

  • Социология. Психология. Философия

  • Научная жизнь (о научных мероприятиях всероссийского и международного уровней).

Журнал выходит шесть раз (шесть номеров) в год. Срок опубликования материала составляет не менее трёх месяцев. Статьи публикуются по мере их поступления в редакцию журнала. Единственным поводом для внеочередной публикации являются исключительная важность сообщения и необходимость закрепления приоритета. Решение об этом принимается редколлегией журнала.

Направление статьи одновременно для публикации ещё в какое-либо издание не допускается.

Статьи должны быть написаны на русском языке, в исключительных случаях по согласованию с редколлегией журнала – на английском языке.

При написании статьи рекомендуется придерживаться научной формы изложения материала, избегая газетного (публицистического, эмоционального) стиля. Недопустимы утверждения, которые могут задеть национальные и религиозные чувства, являются пропагандой политических убеждений авторов, явно или завуалировано призывают к дискриминации по тем или иным признакам.

Первичным сбором статей и рецензированием занимаются редакционные группы разделов журнала. Иногородние авторы могут направлять статьи также и на адрес редакции журнала.
В направляемом пакете должны содержаться следующие материалы:


  • статья – текст, рисунки и подписи к ним, таблицы (распечатка в 2-х экз.)

  • английский перевод (распечатка на отдельном листе (листах)) –

    • название статьи

    • Фамилии И.О. авторов

    • названия их организаций

    • аннотация статьи

    • ключевые слова и словосочетания (до десяти)

  • сведения об авторах статьи на русском и английском языке (всё полностью: Ф.И.О.; ученая степень; ученое звание; учёное звание государственной академии (РАН, РАМН и др.); должность с указанием подразделения и организации), а также почтовый адрес места работы, служебный телефон, адрес электронной почты с указанием ответственного от группы авторов (распечатка на отдельном листе) (согласно требованиям ВАК информация этого пункта будет публиковаться в номере и размещаться на странице журнала в системе Интернет); для оперативной связи желательно указать номер сотового телефона ответственного от группы авторов (он не будет опубликован)

  • письмо от организации, направляющей статью (если статью направляют только сотрудники ННГУ, то это письмо не нужно)

  • экспертное заключение организации, направляющей статью, о возможности опубликования материала в открытой печати (для гуманитарных направлений не нужно)

  • электронная версия всех перечисленных документов (кроме письма организации и экспертного заключения) на CD/DVD-диске.

После рецензирования в случае необходимости статьи направляются авторам на исправление и доработку. После исправления статьи авторы представляют её новую распечатку и обновлённую электронную версию.

Редакция журнала оставляет за собой право отклонить или отправить авторам на доработку материалы, оформленные с нарушением установленных требований, проводить редактирование текста, с последующим согласованием с авторами.
2. Правила Оформления статьи

Общий объем статьи, включая таблицы, подписи к рисункам, список литературы и рисунки (3 рисунка эквивалентны 1 странице), не должен превышать 12 страниц формата А4.

Все страницы должны быть пронумерованы.

Материал статьи должен быть скомпонован в следующем порядке:


  • Название раздела

  • УДК (для статей любого профиля) – определить УДК можно, используя интернет-ресурс http://udk-codes.net/part1.html

  • Название статьи

  • Символ копирайта, год направления статьи, авторы (И.О. Фамилия, …)

  • Названия организаций. Если их несколько, то они впереди нумеруются надстрочными арабскими цифрами. При этом после фамилий авторов соответствующими надстрочными арабскими цифрами указывается их принадлежность к той или иной организации

  • Один электронный адрес для переписки читателей с авторами статьи (если адреса нет или авторы не хотят его приводить, то будет указан официальный адрес редакции журнала vestnik @ unn . ru )

  • Фраза «Поступила в редакцию»

  • Аннотация статьи на русском языке

  • Ключевые слова и словосочетания (до десяти)

  • Текст статьи; в тексте следует указать места для таблиц и рисунков, сделав для этого ссылки на левом поле рукописи (например: табл. 1 → ххххххххххх).

  • Примечания (начать с нового листа)

  • Список литературы (начать с нового листа)

  • Таблицы (можно несколько на одной странице)

  • Подписи к рисункам и фотографиям (на отдельном листе)

  • Рисунки хорошего качества (каждый на отдельном листе) – в особых случаях допустимо использовать до 4-х цветных рисунков (в подписях к таким рисункам необходимо указать, что они должны быть цветными).
Пример оформления статьи

(поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;
шрифт
Times New Roman – размер 12 пт )

ХИМИЯ

КРИСТАЛЛОХИМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

© 2007 г. И.И. Иванов 1 , П.П. Петров 2 , С.С. Сидоров 1,2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

2 Европейская лаборатория молекулярной биологии, г. Гамбург, Германия

[email protected]

Поступила в редакцию
Аннотация должна кратко отражать содержание статьи (не более 50 слов; отделяется пустыми строками; выравнивание – по ширине; одинарный интервал; здесь и в тексте отступ («красная строка»), устанавливаемый с использованием опции «абзац» – 1.25 см).
Ключевые слова: (слова и словосочетания – не более 10 )

Текст статьи (в ыравнивание – по ширине; полуторный интервал)


Благодарности

Примечания

1. ………………

2. ………………
Список литературы

1. ……………….

2. ………………

Оформление текста статьи


  • При компоновке текста статьи авторы могут придерживаться традиций, сложившихся в их разделах наук.

  • Для больших по объему статей необходимо разбивать текст на озаглавленные разделы. Заголовки разделов набираются прописными буквами по центру статьи. В обзорах необходимо перед текстом привести содержание обзора с нумерацией разделов (введение и заключение не нумеруются).

  • Рекомендуется (можно) использовать следующую структуру (названия рубрик ставятся по центру, жирный шрифт, заглавные буквы): Введение, Экспериментальная часть, Результаты и их обсуждение, Выводы или Заключение, БЛАГОДАРНОСТИ, Примечания, Список Литературы.

  • Благодарности и упоминание источников финансирования приводятся после основного текста, т.е. перед примечаниями и списком литературы .

  • Недопустимо смешивать разделы «Примечания» и «Список литературы».

  • «Примечания» не должны дублировать «Список литературы» .

  • Примечания содержат:

    • смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему

    • перевод иноязычных слов, словосочетаний

    • определения терминов и объяснения устаревших слов

    • справки о лицах и событиях, произведениях, упоминаемых в основном тексте.

  • В примечаниях пишется текстовая часть с указанием литературного источника, продолжая их нумерацию таким же способом, как она шла в тексте статьи (оформление списка литературы см. ниже).

  • Примечания нумеруются надстрочными цифрами, обозначающими порядок упоминания сведений.

  • В тексте статьи ссылки на примечания нумеруются сквозным образом надстрочной цифрой.
Например: На наш взгляд, это было придумано им заранее 2 .

В разделе примечания каждый комментарий приводится с новой строки; оформление нумерации такое же, как и в списке литературы (см. пример оформления статьи ).


  • В тексте ссылки на литературные источники приводятся в квадратных скобках (например: , ). Они расставляются в порядке их упоминания в тексте .

  • Цитирование двух или более работ под одним номером не допускается.

  • В списке литературы источник упоминается только один раз, поэтому все ссылки на него в тексте статьи идут под одним и тем же номером. Если при этом используются разные страницы одной работы (например, при её цитировании) и авторы хотят указать в тексте номера этих страниц, то после номера работы указываются эти страницы. Т.е. такие ссылки в тексте статьи оформляются следующим образом:
ххх ххх

  • Если даётся ссылка сразу на несколько источников (например, ), которые до этого не упоминались, то в списке литературы они идут подряд в хронологическом порядке.

  • Список литературы приводится в конце статьи.

  • Следует избегать громоздких обозначений, многобуквенных символов величин (кроме устоявшихся символов, например в материаловедении). Пронумерованные формулы обязательно выключаются в красную строку, номер формулы ставится у правого края в круглых скобках. Желательно нумеровать лишь те формулы, на которые имеются ссылки.

  • Таблицы и рисунки нумеруются по порядку упоминания их в тексте арабскими цифрами (например, табл. 2 или рис. 3). Если таблица или рисунок в тексте один, то номер не ставится. После номера (например, Таблица 2 или Рисунок 3) должно следовать название таблицы (допускается отсутствие названия) или рисунка с прописной буквы. Все графы в таблицах должны иметь заголовки и быть разделены вертикальными линиями.

  • При графическом представлении материала однотипные данные следует размещать на одном графике в виде нескольких кривых.

  • При описании методики исследования следует ограничиваться оригинальной её частью (ранее никем не опубликованной). Если методика была опубликована ранее, рекомендуется дать ссылку на источник.

  • При элементном анализе химических веществ и аналогичных многократных измерениях следует приводить только усредненные данные.

  • Следует избегать повторения в тексте статьи данных таблиц или графиков, подписей к рисункам, а также представления численных результатов в виде таблиц и графиков одновременно.
Оформление списка литературы

  • Инициалы ставятся после фамилий авторов и редакторов и не разделяются пробелами между собой (Иванов А.А., Petrov B.B. ).

  • При ссылке на работы, опубликованные в периодических изданиях, коллективных трудах или сборниках статей и т.п., название работы отделяется от названия того издания, где она опубликована, двумя косыми чертами //. Для периодических изданий после названия сначала указывается год, потом том и/или номер издания, затем первая и последняя страницы; все эти позиции разделяются точками и отделяются от соответствующих цифр пробелами (1992. Т. 29. № 2. С. 213–222.; 2007. V. 35А. № 5. P. 103 –114.). Для обозначения тома, части, номера, выпуска используются принятые сокращения (Т.; Ч.; Вып.; №; в иностранных изданиях: V.; Bd.; T.; Ht.; Tl.; №).

  • В названиях журналов слово «Журнал» сокращается до Журн.

  • После названия издательства или города (если издательства нет) перед годом ставится запятая.

  • Место издания указывается с использованием принятых сокращений, например: М., СПб., Н. Новгород; L., P., B., N.Y. Если место издания содержит указание на несколько городов, то их следует отделять тире: М. – Л.; М. – Калуга; L. – N.Y.; B. – Leipzig.

  • При ссылке на страницы используются сокращения: С. – для изданий на кириллице; Р. – для работ на английском, французском, итальянском, испанском языках; S. – для работ на немецком языке или славянских языках, использующих латиницу. Между этой буквой и цифрой, обозначающей номер страницы, ставится пробел.

Пример оформления списка литературы

Список литературы


  1. Овчинников И.В., Петров Ю.Г., Иванов Г.И. и др. // Докл. АН СССР. 1984. Т. 276. С. 126–128.

  2. Williams D.Е., Houpt D.J. // Acta Cryst. В. 1986. V. 42. P. 286–288.

  3. Китайгородский А.И. Молекулярные кристаллы. М.: Наука, 1971. 201 с.

  4. Термические константы веществ / Под ред. В.П. Глушко. М.: Изд-во АН СССР. 1965–1981. Вып. I–X.

  5. Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл // В сб.: Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост. Н.Г. Мельников. М.: Независимая газета, 2002. С. 465–479.

  6. Стрежнёва М. Институциональные формы европейской интеграции // В кн.: Заглядывая в 21-й век: ЕС и СНГ. М.: Мир, 1998. С. 10–15.

  7. Сидоров И.И. Дис. ... д-ра физ.-мат. наук. М.: МГУ, 2000. 255 с.

  8. Сидоров И.И. Автореферат дис. ... д-ра физ.-мат. наук. М.: МГУ, 2000. 40 с.

  9. Субботин К.А., Лавриков С.В. // Тез. докл. II Всерос. симп. «Процессы теплопереноса», Обнинск, 2–24 сентября 1997 г. С. 155.

  10. А.с. 1007970 СССР, МКИ В 03 С7/12, А 22 С 17/04. Устройство для разделения смесей / Иванов В.Е. (СССР). - №3599260/28-13; заявлено 2.06.85; опубл. 30.10.85, Бюл. № 28. С. 2.

  11. ГОСТ 10749-1-80. Спирт этиловый технический. Методы анализа. М.: Изд-во стандартов, 1981. 4 с.
(под номерами 12–16 приведены примеры интернет-документов)

  1. Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос. нац. б ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

  2. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.
    asp?nomer= 366 (дата обращения: 17.04.07).

  3. http://www.nlr.ru/index.html (дата обращения: 20.02.2007)

  4. Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html

  5. Литчфорд Е. У. С Белой Армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт Армии Генерала А. В. Колчака: сайт. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения 23.08.2007).

  • По возможности используйте редактор Microsoft Word for Windows версий до 2003 г.

  • При наборе используйте стандартные Windows TrueType шрифты (например, Times New Roman, Courier New, Arial и т.п.). В названиях, именах, терминах, приводимых на языке оригинала, обязательна расстановка всех необходимых по правилам орфографии соответствующего языка надстрочных и подстрочных знаков (диакритиков). Для греческого языка следует использовать шрифт Hellenica; для древнерусского (церковнославянского) – шрифт Ижица.

  • Активно используйте возможности текстового редактора – автоматическое создание сносок, автоматический перенос или автоматический запрет переносов (ручной перенос недопустим), создание списков, автоматический отступ, создание макетов таблиц в MS Word (Таблица – Добавить таблицу) или в MS Excel (набор таблиц вручную, т.е. с помощью большого числа пробелов и табуляторов, не используя ячейки, недопустим).

  • Разделение строк в пределах абзаца символом возврата каретки (обычно клавиша Enter) недопустимо.

  • Десятичные цифры набираются через точку, а не через запятую (0.25 вместо 0,25).

  • Используются кавычки вида «слово».

  • Желательно не заменять букву «ё» буквой «е», особенно в фамилиях.

  • Все даты набиваются в виде «число.месяц.год г.», т.е. 02.05.1991 г.

  • Точка не ставится после: «УДК …», заглавия статьи, фамилий авторов, названий организаций, заголовков и подзаголовков, названий таблиц, размерностей (с – секунда, г – грамм, мин – минута, сут – сутки, град – градус), в подстрочных индексах (Т пл – температура плавления, Т фп – температура фазового перехода).

  • Точка ставится после: сносок (в том числе в таблицах), примечаний к таблице, краткой аннотации, сокращений (мес. – месяц, г. – год, млн. – миллион, т. пл. – температура плавления).

  • Символы физических и математических величин набираются курсивом, химические символы – прямым шрифтом. Желательно символы, обозначенные латиницей, набирать курсивом, греческим алфавитом – прямым шрифтом, все цифры в формулах – прямым шрифтом.

Сокращения и аббревиатуры


  • Сокращения из нескольких слов разделяются пробелами (760 мм рт. ст.; т. пл.; пр. гр.; «ч. д. а.»; «ос. ч.») за исключением самых общеупотребительных: и т.д.; и т.п.; т.е.

  • Географические сокращения: с.ш. (северной широты); в.д. (восточной долготы); ЮЗ (юго-западный), а не Ю-З и не ю-з.

  • Аббревиатуры и сокращения, за исключением общеупотребительных, следует разъяснять при первом их включении в текст.

  • Аббревиатуры или формулы химических соединений, употребляемые как прилагательные, пишутся через дефис: ИК-спектроскопия, ПЭ-пленка, ЖК-состояние, Na + -форма, ОН-группа, но группа ОН.

Размерности


  • Размерности отделяются от цифры пробелом (100 кПа, 77 К), кроме градусов, процентов, промилле: 90˚, 20˚C, 50%. Дробные размерности: 58 Дж/моль, 50 м/с 2 .

  • Для сложных размерностей допускается использование как отрицательных степеней (Джмоль –1 К –1), так и скобок {Дж/(мольК) или Дж(мольК) –1 }, если это облегчает их прочтение. Главное условие – соблюдение единообразия написания одинаковых размерностей во всей статье.

  • При перечислении, а также в числовых интервалах размерность приводится лишь для последнего числа (18–20 Дж/моль), за исключением угловых градусов.

  • Градусы Цельсия: 5˚C, а не 5˚. Градусы Кельвина: 5 К. Угловые градусы никогда не опускаются: 5˚–10˚, а не 5–10˚.

  • Размерности переменных пишутся через запятую (E , кДж/моль), подлогарифмических величин – в квадратных скобках, без запятой: ln λ [мин].

Расстановка пробелов


  • Старайтесь не использовать более одного пробела.

  • Между инициалами и фамилией ставится пробел (А.А. Иванов).

  • Ссылки в тексте на рисунки и таблицы набираются с пробелами (рис. 1, табл. 2).

  • Кавычки и скобки не отделяются пробелами от заключенных в них слов: (при 300 К), (а).

  • Между знаком номера и параграфа и числом ставится пробел: (№ 1; § 5.65).

  • Числа с буквами в обозначениях набирают без пробелов: (IVd; 1.3.14a; рис. 1д).

  • В географических координатах широты отделяются пробелами: 56.5˚ N; 85.0˚ E.

  • В географических названиях после точки ставится пробел: р. Енисей, г. Новосибирск.

  • Между цифрами при указании размеров, цен, дат, номеров страниц используется тире (–) без отбивки пробелов (С. 98–100, 1905–1907 гг., I–III вв. до н. э., 5–10 рублей).
Разметка текста (выполняется авторами в одном экземпляре распечатки по их желанию, если они не уверены в однозначности трактовки используемых шрифтов)

Графический материал

Рисункидолжны быть четкими, надписи размечены в соответствии с текстом. Все рисунки должны быть выполнены в формате, обеспечивающем возможность понимания всех деталей.

В электронном виде принимаются к обработке черно-белые иллюстрации, как сканированные, так и рисованные на компьютере.

При подготовке графических файлов для полутоновых фотографий и штриховых рисунков желательно использовать формат TIFF, JPEG и GIF. Разрешение: для сканированных штриховых рисунков – 600 dpi (точек на дюйм); для сканированных полутоновых рисунков и фотографий – не менее 200 dpi. Каждый файл должен содержать один рисунок.

Размеры распечатанных рисунков и фотографий должны быть не менее 5 x 6 см, не более 18 х 24 см.

На лицевой стороне каждого рисунка (обороте фотографии) необходимо указать фамилию первого автора и номер рисунка. Надписи на рисунке следует заменить буквенными обозначениями, которые обязательно должны быть разъяснены в тексте или в подписи к рисунку. При необходимости (особенно в случае фотографий) нужно указывать на обороте «верх» или «низ».

Фотографии (если нет электронной версии ) представляются на глянцевой бумаге. Наклеивать фотографии на бумагу не следует. На фотографиях в нижнем правом углу указывается масштаб изображения (а не увеличение ).
Электронная версия статьи

Файлы статей должны быть полностью идентичны напечатанному оригиналу, предоставленному редакции журнала, или содержать внесенную редакцией правку. Исправления, дополнения и т.п., внесенные без ведома редакции, учитываться не будут.

Формат названий и расширений файлов:


  • Текст статьи – «фамилия первого автора латиницей_text.расширение».
Например, ivanov_text.doc или ivanov_text.rtf

  • английский перевод … – «фамилия первого автора латиницей_eng.расширение».
Например, ivanov_eng.doc

  • Сведения об авторах – «фамилия первого автора латиницей_swed.расширение».
Например, ivanov_swed.doc

  • Рисунки – «фамилия первого автора латиницей_ris1.расширение».
Например, ivanov_ris1.jpg или ivanov_ris2.gif

Электронные версии рисунков представляются в виде графических файлов (TIFF, JPEG, GIF), а не вставляются в текстовые файлы Word.

Пример оформления экспертного заключения

Пример оформления письма от организации

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского

ПРАВИЛА НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ >>

1. В журнале печатаются статьи, ранее не опубликованные и не предназначенные к одновременной публикации в других изданиях.

2. Статьи направляются в редакцию по электронному адресу: с указанием раздела журнала.

3. Каждая рукопись, предоставленная в редакцию журнала, должна соответствовать предъявляемым требованиям к оформлению статей. Статьи, оформленные не в соответствии с этими требованиями, к рассмотрению не принимаются и не рецензируются.

4. Редакция организует одностороннее слепое рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Рецензирование осуществляется членами редакционной коллегии либо привлеченными экспертами. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов и имеют в течение последних 3 лет публикации по тематике рецензируемой статьи. Срок рецензирования составляет до 3 месяцев, а по статьям на иностранном языке - до 5 месяцев.

4.1. В случае поступления в редакцию большого числа статей для рецензирования, а равно в период отпусков членов редакционного совета и редакционной коллегии журнала, срок рецензирования статей на русском языке может быть продлен до 6 месяцев, а на иностранном языке - до 8 месяцев.

5. При рецензировании основное внимание уделяется следующим вопросам:

  • актуальности и уровню научной новизны статьи;
  • степени использования научных источников по данной тематике и корректности их цитирования;
  • использованию автором современных методов научных исследований;
  • корректности обсуждения научных проблем;
  • степени подготовленности статьи к печати в отношении языка и стиля;
  • качеству оформлению материала статьи.

5.1 Ответственные специалисты, закрепленные за каждым из разделов журнала, проводят проверку текста статьи на предмет наличия некорректных заимствований (плагиата) с использованием системы «Антиплагиат» после рецензирования статьи. Результаты проверки оформляются в виде отчета о её результатах, который прилагается к рецензии и вместе с рецензией направляется на рассмотрение редколлегии.

6. Окончательное решение о возможности публикации статьи или ее отклонении принимается на заседании редколлегии после обсуждения представленной статьи и рецензий.

7. Редакция высылает авторам на их электронные адреса копии рецензий на статьи или мотивированный отказ, а также направляет копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию соответствующего запроса.

Редакция не вступает в обсуждение достоинств и недостатков статьи и иную переписку по присланным материалам (как принятым, так и не принятым к публикации).

8. В случае отрицательной рецензии редакция может предложить автору доработать статью в соответствии с замечаниями рецензентов. Доработанный вариант статьи проходит повторное рецензирование.

9. Присланные материалы передаются в редакционный архив и автору не возвращаются. Оригиналы рецензий хранятся в редакции журнала в течение пяти лет.

10. Журнал плату за публикацию материалов не взимает. Гонорар авторам не выплачивается.