Коллективный проект "Труд - основа жизни". Структура и взаимосвязь наук о труде Проект на тему взаимосвязь труда и творчества

Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.

Творческий труд:

Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

Творчество - это сложный процесс создания нового.

Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Особенности творческой деятельности:

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.

Понятие «труд» и «творчество».

Труд – Это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Носит «тягостные усилия»

Труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (адм. Экон.), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Подчеркивание тягостной, принудительно стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества, трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и софиальных фатокров увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.

Понятие труд и творчество противопоставляются. Иноземцев пишет, что наиболее принципиальный мотив творческой деятельности – стремление индивида реализовать себя в свободной независимой от внешних материальных условий активности.

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне государства.

1. Регулирование занятости населения.

2. Регулирование общих условий и уровня оплаты труда

3. Регулирование взаимоотношений между работодателем и наемными работниками.

4. Повышение общего уровня и квалификации трудоспособного населения.

5. Разработка законодательных актов в сфере труда, занятости и социальных отношений. Гражданский кодекс РФ

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне предприятия

1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

2. Анализ рынка труда и управление занятостью.

3. Отбор и адаптация персонала.



4. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного персонала.

5. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

6. Организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

7. Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

8. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

9. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

10. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

11. Решение этических проблем труда.

12. Управление конфликтами.

13. Профилактика девиантного поведения.

Объем работ по каждой из этих функция зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.

Структура и взаимосвязь наук о труде.

Проблемы в науках о труде: производительность труда, человеческий капитал, условия труда, проектирование трудовых процессов, нормирование труда, планирование численности персонала, отбор обучение и аттестация, мотивация, формирование доходов и оплата труда, взаимоотношения в трудовых коллективах, рынки труда и управление занятостью, маркетинг персонала, контроллинг персонала, организация управления персоналом.

На основе этих проблем можно дать характеристку предметов этих наук.

Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности. Результаты: организация кол. работы, управление конфликтных ситуаций, разработка систем мотивации.

Эргономика является научной основой проектирования человеко-машинных систем, в том числе станков, пультов управления, инструментов, транспортных средств.

Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасности трудовой деятельности. Выводы этой науки особенно важны в химической и металлургических производствах, ядерной энергетике, при работе на большой высоте, при низких и высоких температурах.

Социология труда исследует взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Анализируют проблемы обусловленные различием людей по признакам: пол, возраст, национальность, раса, образование, воспитание, политическая ориентация, имущественное положение, отношение к религии, место иерархии предприятия.

Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решение им. проблем, управление конфликтами.

Наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов и рабочих мест. Общепризнанно, что важнейший проблемой организации труда является оптимизация взаимодействия и кооперации труда.

Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и з/п., планирования численности.

Нормирование труда как наука исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования.

К науке об управлении персоналом принято относить проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления и т.д. Наряду с этим существует широкое толкование управления персоналом. В этом случае объектами исследования становятся все рассмотренные выше проблемы труда и управления персоналом.

Понятие качества жизни

Ноосфера – это сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы, при котором биосфера целенаправленно преобразуется путем деятельности человека направленной на рациональное ее использование. Отсюда в концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены и ограничения на удовлетворение некоторых потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям можно отнести: охрану окружающей среды; меры по безопасности производства и продукции; сохранение ресурсного потенциала регионов и т.п.

Центральными задачами в концепции качества жизни часто провозглашают:

· обеспечение физического и морального здоровья общества;

· расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

· гармонизация условия труда и т.д.

Итоги этой Конференции явились первым, документально оформленным сигналом для человечества о том, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития мировой цивилизации и перехода на модель управляемой социально-природной эволюции. Такая постановка проблемы и заставляет обратиться к категории качества жизни, впервые введенной в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60-х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики.

В настоящее время под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными, социально-культурными, экологическими и демографическими компонентами жизни человека.

Качество жизни может характеризоваться степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам и/или традициям, а так же по отношению к уровню личного восприятия.

В презентации отражены вопросы: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Презентация разбита на 2 части из-за веса файла, их можно соединить или использовать автономно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

Трудовая деятельность человека. Чем труд челове -ка отличается от деятельности жи-вотных?

Ж ивотное выполняет всегда одни и те же дей-ствия. Это условные и безусловные рефлек-сы, данные природой. Подробнее о них ты уз-наешь на уроках биологии. Н и одно животное не создаёт чего-то нового. Н и одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско-лько времени на это понадобится. Т о есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.

Ч еловек учится трудиться. Ч еловек исполь-зует природные материалы, умеет созда-вать для своей деятельности различные ма -шины и ин- струменты. Л юди постоян -но изменяют то, что создано.

Мастер и ремесленник Ремесленником назы-вают человека, владе-ющего ремеслом. Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б ыть ремесленником – значит заниматься ка-ким-то ремеслом.

Г лавное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч -но ручной. С реди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер – человек достигший высокого мас-терства (искусства) в своём деле. Он вкла-дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

План урока: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Что такое творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове -ка, но и для других. В ыдумка, фантазия, воо-бражение неотделимы от творчества. Т ворчество отличает дея-тельность очень многих лю-дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.

Творчество в искусстве. У меешь ли ты не только смотреть, но и ви -деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос -кое? У меешь ли ты не только слушать, но и слы-шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П ро людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув-ства красоты».

У чись удивляться красоте и наслаждаться красотой. Е сли ты ещё не умеешь этого, не мешай другим наслаждаться произведениями ис-кусства. И скусство требует от человека умения тво-рить, создавать прекрасное.

З аполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ец Ш катулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ец С оздатель, автор. _ _ _ _ ец П остройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ец П охвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л а р Т в о р Д в о р М о л о д

Домашнее задание: § 10, сс. 81-89, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс. 51-53.

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

творчества.

Задачи :

1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

выяснить разницу между ремесленником и мастером;

2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

профессии;

3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Оборудование: компьютер, проектор

Эпиграф к уроку:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

II . Изучение нового материала

Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

Не ставят цель при работе; - нет цели

Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

Не умеют планировать работу; - не планируют

Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

Что же необходимо животным для жизни:

Пища (разыскивает);

Заготавливает корм;

Строит жилище (нору или гнездо).

Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

А что характерно для труда человека?

Планирование;

Создаёт новые машины и механизмы;

Совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

Как вы думаете, почему?

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

Каким образом человек может самореализоваться в работе?

Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

Что же такое творчество?

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта




Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.




Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.


Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.


Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.


Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».


З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д


Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс