Способ поведения при решении какой то проблемы. Решение проблем или принятие решений? Общая характеристика процесса принятия решений

Квадрат Декарта

Идеальный метод решения любых проблем, которые тебя пугают. Дело в том, что мы слишком часто зацикливаемся на одном-единственном вопросе: «Что будет, если это произойдет?» Это мешает найти решение, потому что ты смотришь на проблему только с одной стороны. Квадрат Декарта — простейшая техника, которая позволяет найти решение в считаные минуты. Итак, нарисуй на листе бумаги квадрат. Раздели его крестиком на четыре части. В каждой части напиши вопрос.

Что будет, если это произойдет?

Что будет, если это НЕ произойдет?

Чего НЕ будет, если это произойдет?

Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Ответь на все четыре вопроса, и решение проблем придет само. Просто потому, что ты рассмотришь ситуацию с четырех сторон.

Автоматическое письмо

Метод, который потребует от тебя времени и терпения, но результаты могут тебя ошеломить. Суть метода очень проста: тебе просто нужно взять ручку, бумагу(много бумаги!) и начать писать. Нет необходимости заранее формулировать вопросы, на которые нужно найти ответы. Суть автоматического письма в том, чтобы отключить сознание и позволить подсознанию выйти наружу. Итак, тебе нужно остаться в одиночестве в спокойной обстановке. Бери ручку, бумагу и начинай писать все, что придет тебе в голову. Не останавливайся. Тебе потребуется много времени — от 20 минут до часа. В какой-то момент ты действительно начнешь писать совершенно автоматически, то есть перестанешь думать о том, что именно ты пишешь. Потом тебе останется только перечитать написанное. Скорее всего, ты найдешь ответ на все свои вопросы. Но, правда, он может тебя удивить.

Смена фокуса

Невозможно объективно рассматривать проблему, находясь внутри. Просить совета у сторонних наблюдателей тоже бессмысленно, потому что они-то не бывали внутри проблемы и понятия не имеют, что она на самом деле собой представляет. Собственно, остается только один выход — тебе самой нужно стать« сторонним наблюдателем». Сделать это можно только одним способом, в буквальном смысле убежав от проблемы. Ногами. Следующий этап — отвлекайся! Дело в том, что, если ты просто уйдешь, ты не перестанешь думать о сложной ситуации. Тут может помочь время(которого у тебя, скорее всего, нет) или сильные впечатления — лучше позитивные, естественно. Тебе нужно вытеснить эмоции. После того как ты на какое-то время устранишься от проблемы и физически, и эмоционально, ты сможешь к ней вернуться в качестве« стороннего наблюдателя». Этот поможет взглянуть на ситуацию другими глазами и найти пути решения проблем.

Обращение к специалисту

Если ты совсем запуталась, близкие, скорее всего, предложат тебе обратиться к психологу. И ты, скорее всего, к нему не пойдешь. Потому что кто его знает, как искать хорошего специалиста. И потом, на это нужны время и деньги, которых тоже может не быть. На самом деле важно понять следующее: тебе необходимо взглянуть на проблему чужими глазами. Именно поэтому тебе не поможет подруга, которая знает о проблеме; не поможет мама, которая прекрасно знает тебя; и уж тем более не поможет тот человек, который находится внутри той же самой проблемы. Не надо бояться психологов. Не нужно искать самого лучшего в мире специалиста — вполне вероятно, что тебе понадобится всего пара сеансов. И нужно быть готовой к тому, что специалист не даст тебе никаких советов, но это и не нужно. Сама возможность изложить суть проблемы постороннему человеку помогает взглянуть на нее словно чужими глазами.

Мозговой штурм

Старый добрый способ решения проблем — ты наверняка не раз к нему обращалась. «Посоветоваться с подругой» — это оно. Но на самом деле, чем больше« мозгов» будет задействовано, тем лучше. Тебе нужна компания людей, готовых тебе помочь, место, в котором вы можете собраться, и время на то, чтобы перебрать все варианты. Для решения глубоко личных проблем этот способ не очень подходит. Но если это ситуация, в которой ты чувствуешь себя в тупике, коллективный мозговой штурм — идеальный метод. Потому что никто из твоих друзей не предложит тебе подходящее решение сразу. Оно родится само, в процессе.

Поедание мамонта

« Можно съесть даже мамонта, если есть его по частям» — вот, собственно, вся суть метода. Тебе даже не нужно этого« мамонта» разделывать, потому что ты погрязнешь в новой проблеме — как бы это лучше сделать. Представь, что ты — хищник, перед тобой добытая туша мамонта. Подходи и кусай. То есть не ищи какой-то единственно верный путь решения проблемы, пробуй подходить к ней с разных сторон и «откусывать» понемногу. То есть совершать небольшое усилие, то, которое тебя не слишком сильно напряжет и не испугает. Таким образом ты прощупаешь проблему со всех сторон — это во‑первых. А во-вторых, постепенно придет понимание, с какой стороны ее все-таки лучше решать.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Жизнь некоторых людей напоминает собой лабиринт: они перемещаются по нему наугад и никуда не приходят. Они не знают, приближаются ли к своим целям. Они упираются в тупики, но снова выбирают тот же путь. Последнее, кстати, вообще характерно многим людям. Сталкиваясь с проблемами, мы зачастую по несколько раз проделываем одно и то же для их решения. И хорошо если после очередной попытки не бросаем саму затею, а ищем другой путь.

В этой статье мы представим три метода решения проблем. Первый из них заключается в том, чтобы определить ваше привычное поведение. Он является самым важным. Под «решением проблем» стоит понимать все, с чем сталкивается человек на протяжении дня и что требует решения.

Существует три вида проблем:

  1. Основные проблемы.
  2. Обычные проблемы.
  3. Уникальные проблемы.

Вы должны научиться классифицировать проблемы, с которыми сталкиваетесь, разделяя их на эти три типа. Это повысит эффективность их решения.

Основные проблемы: 80% фокуса

Эти проблемы возникают периодически. Они, безусловно, являются наиболее распространенным и важным типом проблем. Вы решаете их, придумывая правило, описывающее, что вы будете делать, когда возникает конкретная проблема. Для начала нужно научиться извлекать ежедневные уроки.

Например:

  • Наблюдения
  • Закономерности
  • Шаблоны поведения

Причина, по которой появляется данный тип проблем, заключается в том, что мы не осознаем их. Или даже осознаем, но у нас нет мотивации или сил справиться с ними.

Когда вы начинаете извлекать уроки ежедневно, то преодолеваете себя, конкретизируете привычку и выясняете, какое влияние она оказывает на вашу жизнь. Например:

  • Вы обнаружили, что с трудом просыпаетесь по утрам
  • Обнаружили, что с самого утра не можете заставить себя работать
  • Или выяснили, что становитесь раздражительным в определенной ситуации каждый день

Основные проблемы проявляются каждый день - и это их главный признак. Когда вы заметили определенные закономерности и определили общие проблемы, нужно разработать правило, которому будете следовать, когда проблема повторится. Запишите это правило, держите постоянно перед глазами, внедряйте его как можно скорее. Так оно превратится в .

Обычные проблемы: 15% фокуса

Обычные проблемы случаются время от времени, но достаточно часто для того, чтобы быть замеченными. Хорошим решением будет использование анализа последствия худшего сценария. Он работает следующим образом:

  1. Что самое худшее может произойти? (событие)
  2. Насколько вероятно, что это случится? (оценочная вероятность)
  3. Могу ли я взять на себя этот риск? (воспринимаемый риск)

Событие, умноженное на оценочную вероятность, равняется воспринимаемому риску. Но этот метод имеет недостаток: он зависит от текущего настроения. В плохом настроении вы можете переоценить угрозу и откажитесь принимать решение. И наоборот.

Однако этот метод значительно лучше, чем не делать ничего, как обычно поступает большинство людей. У нас масса проблем, но мы их не решаем, потому что лень, потому что страшно, потому что лучше ничего не делать, само решится.

Уникальные проблемы: 5% фокуса

Уникальные проблемы редки и их тяжело предсказать. Они похожи на черных лебедей. Плохо то, что думаем мы о них 95% времени.

Расплачиваться за это приходится на двух уровнях:

  1. Мы волнуемся о вещах, которые вряд ли наступят. вызывает ненужный .
  2. Мы тратим время и ментальное пространство, которые могут быть более продуктивно использованы для других целей.

Люди под стрессом заразительны. Когда вы общаетесь с подобными людьми, то сами начинаете испытывать раздражительность.

Лучший способ противостоять уникальным проблемам - быть к ним готовым. Например, вы боитесь, что что-то случится с вашим компьютером:

  • Он сломается
  • Его украдут
  • Вы потеряете доступ к важной и нужной информации

Несмотря на то, что вероятность этого крайне мала, от этих волнений не уйти. Вы можете перебросить свои файлы в облачный сервис и даже в случае потери компьютера иметь к ним доступ. Суть в том, чтобы убирать мысли о таких проблемах из головы.

Желаем вам удачи!

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

Некоторые люди кажутся другим очень талантливыми, способными на разрешение самых сложных трудностей. Но этим выдающимся практикам зачастую присуща одна черта - неосознанная компетентность. Даже не зная ответов на вопросы, они знают, где их отыскать. У этих людей можно научиться правильному подходу к решению проблем. Ведь если волшебной палочки для разрешения трудностей пока не изобрели, то всевозможные методы и техники позволяют каждому человеку и отвечать на актуальные для себя вопросы.

Анализ трудностей

В основе многих методов решения проблем лежит процесс, содержащий в себе четыре основных этапа:

  • Для начала необходимо определить, в чем заключается проблема. Какова ее истинная причина? Как стало понятно, что она в принципе существует?
  • После этого подбирают возможные варианты разрешения данной трудности. Записывают любые идеи, которые приходят в голову.
  • Следующий этап - предварительная оценка вариантов, а затем и выбор наиболее подходящего. Какая стратегия лучше всего подходит именно для этой трудности? А какую осуществить наиболее просто? Возможно, для некоторых стратегий необходимы дополнительные ресурсы - финансы, здоровье или связи с людьми, которых пока нет. И поэтому стоит остановиться на тех способах, которые имеются в распоряжение.
  • Заключительный этап - это воплощение избранного варианта в жизнь. По завершении данного этапа следует ответить на вопрос о том, успешной ли была подобранная стратегия. Это поможет откорректировать действия при возникновении новых проблем, аналогичных предыдущей.

Данный метод анализа в решении проблем является основой для разрешения различных трудностей. На их основе можно составлять всевозможные вариации, адаптированные под индивидуальные особенности человека.

Социальные проблемы: способы разрешения

Под термином «социальная проблема» понимают такие сложности, как безработица, расслоение общества, высокий уровень заболеваемости и смертности среди населения. Методы решения социальных проблем, в первую очередь, заключаются в принятии правительством определенных решений. Выражаются они в законодательных актах правящих органов власти, проведении всевозможных мероприятий, направленных на решение трудности, а также и использование современных интернет-возможностей. Они позволяют заявить открыто о том, что существует определенная проблема. А пользователи интернета выражают свое мнение по определенному вопросу и предлагают различные альтернативные варианты их разрешения.

Управленческие проблемы

В процессе разработки и принятия организационной стратегии лицо, которое принимает решение, может использовать различные методы решения управленческих проблем. Рассмотрим некоторые из них.

  • Двухфазное анкетирование. Позволяет установить главные факторы, которые влияют на текущую ситуацию, посредством индивидуальной работы экспертов.
  • Позволяет получить данные об аналитической зависимости, которая отражает уровень влияния определенных факторов и их показателей на текущую ситуацию. Главным образом такие данные получают из статистического анализа.
  • Экономическая оценка. Позволяет сделать вывод о финансовом состоянии организации. Применяется в условиях доступности бухгалтерских отчетов. Типичная финансовая модель базируется на определении точки безубыточности работы предприятия.
  • Способ контрольных вопросов. Данный метод решения проблем в организации предполагает подведение к ответам с использованием наводящих вопросов. Они могут применяться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обсуждении имеющейся трудности.

Способы разрешения проблем в учебном процессе

Постановка проблемы - один из основных способов обучения. Такой подход позволяет учащимся включить мыслительный процесс, вспомнить предыдущий опыт и знания, связанные с актуальной на занятии трудностью.

Один из основных методов решения учебной проблемы заключается в побуждающем диалоге, который позволяет учащимся выдвинуть гипотезы. Как правило, побуждение осуществляется учителем при помощи стандартной фразы: «Какие есть гипотезы по данному поводу?» Данный вопрос провоцирует выдвижение совершенно любых предположений - как неверных, так и решающих, правильных.

В том случае, если класс молчит, или же учащиеся выдвигают одни лишь ошибочные гипотезы, преподаватель должен дать подсказку к решающей версии. Такая подсказка продумывается учителем заранее при подготовке к уроку. Для устной проверки используется еще одна стандартная фраза: «Согласны ли вы с данной гипотезой или нет? Почему?»

Актуализация сложности

Решение проблемы - метод обучения, позволяющий ученикам наиболее глубоко сконцентрироваться на теме урока. Еще один способ сделать это заключается в актуализации определенной трудности. Например, преподаватель просит класс дать определение термину «атмосферное давление». Затем задает и другие вопросы. Например, отчего над разными участками земной поверхности его показатели могут быть неодинаковыми. Ответ фиксируется мелом на доске. Во время проведения урока преподаватель также рисует различные схемы, которые позволяют еще больше заострить внимание учащихся на той или иной трудности.

Творческие принципы в разрешении трудностей

Процесс креативного мышления делает акцент на следующих основных моментах при разрешении трудностей:

  • Необходимость разделять формирование новых идей и их последующую оценку. Когда происходит мозговой штурм, следует уделить достаточное количество времени, чтобы зафиксировать все новые идеи. Возможных стратегий преодоления препятствий должно быть сформулировано как можно больше. Их не стоит оценивать до той поры, пока мозговой штурм не будет завершен.
  • Проблемы должны быть переформулированы в ясные и четкие вопросы. Побудить себя, другого человека или группу к поиску креативных решений будет намного проще в том случае, если трудность предстанет в форме конкретного вопроса, предполагающего необычный ответ.
  • Использование слов «да, и» существенно поможет развить новую идею. Одно из главных правил импровизации заключается в том, что каждую творческую идею можно быстро загубить словом «но…» («Этот вариант хорош, но…»). Этой коротенькой лексической единицы следует избегать любой ценой. Вместо этого стоит дополнить возможный вариант решения проблемы словами «да, и…».

Данные принципы могут применяться как при индивидуальном решении проблем, так и во время мозгового штурма. Генерацию новых идей лучше всего начать, задавая интересные вопросы и опираясь на те предпосылки, которые уже имеются. А к суждениям и оценкам можно будет приступить позднее - когда штурм будет завершен.

Сформулировать трудность наоборот

Один из наиболее популярных методов творческого решения проблем. В процессе применения данного подхода любое позитивное утверждение необходимо поменять на негативное. К примеру, если есть сложности с поиском новых идей в сфере работы с клиентами, можно представить себе самый худший вариант обслуживания покупателей. Это поможет отвлечься от стандартных подходов, и неожиданные повороты перспективы могут оказаться очень удачными. Техника позволяет автоматически отказаться от критики, помогает увидеть до этого времени не замечаемые комбинации идей.

Произвольный выбор слов

Если стандартные методы анализа и решения проблем не помогают, можно прибегнуть к самым необычным и креативным способам. Смысл данного метода заключается в совершенно случайном выборе комбинации слов. Легче всего сделать это, просто просматривая журнал, книгу или газету. Необходимо открыть любую страницу, а затем наугад водить пальцем до того момента, пока не возникнет желание остановиться. Если же палец остановится на картинке или фотографии, следует воспользоваться названием фрагмента. К примеру, на снимке изображен человек, и палец остановился на его шляпе. В таком случае используется слово «шляпа».

Данная методика подходит и для самостоятельной работы, и для поиска решений в группе. Он позволяет в течение нескольких минут выстроить совершенно новый ассоциативный ряд, который или приведет к новым идеям, или же покажет нестандартное направления для креативного процесса.

Психологические методы решения проблем: использование опыта

История разрешения трудностей в психологии предоставляет большое количество всевозможных идей, которые могут оказаться очень полезными и в теперешней практике.

Еще в далеком 1911 году Э. Торндайк наблюдал за тем, каким образом кошки пытались выкарабкаться из клетки, в которую исследователь их поместил. На основании проделанного эксперимента ученый сделал любопытный вывод: если успех при разрешении проблемы был достигнут способом проб и ошибок, то в следующий раз при возникновении аналогичной проблемы гораздо более велика вероятность использования именно той стратегии, которая оказалась успешной в предыдущий раз. Торндайк назвал этот феномен законом эффекта. вполне может быть использован в качестве эффективного метода решения проблемы. На основании исследований Торндайка можно сделать и такой вывод: опыт прошлого помогает пролить свет на теперешнюю трудность.

Идея гештальт-психологов: репродуктивное мышление

Идеи, выдвинутые Торндайком, были развиты его последователями. Многие из этих ученых были сторонниками гештальт-терапии. Они утверждали, что многие сложности могут быть решены при помощи такого метода как репродуктивное мышление. Смысл данного подхода заключается в том, что повторное воспроизведение опыта из прошлого оказывает существенную помощь в разрешении актуальной проблемы.

Препятствия продуктивности

Гештальт-психологи используют такой подход, который предполагает детальное рассмотрение помех для разрешения трудностей. Две главные помехи заключаются в следующем.

  • Зацикленность. Человек, который в прошлом застрял на определенной стратегии поведения, не может осознать: в актуальной ситуации сегодня этот метод совершенно не работает. Он настолько зацикливается на определенной стратегии, что не замечает отсутствия эффективности своих действий.
  • Неиспользование альтернативных методик. Это когнитивное искажение сходно с предыдущим. Психологи называют его функциональной фиксированностью. К примеру, у человека имеется линейка, но ему требуется отрезать ровный кусочек бумаги. Он фиксируется только на одном способе использования линейки, забывая о том, что ею можно не только измерять предметы, но и разглаживать поверхность бумаги. Тогда оторвать ровный листок будет гораздо проще.

Отсюда можно сделать следующий вывод: лучший метод решения проблем - это нестандартные решения. Под стандартом в данном случае понимается опыт, за который цепляется человек. А также это могут быть и предвзятые представления о своих возможностях, или же об использовании определенного инструмента.

Использование данных методов позволит решить самые сложные трудности в различных сферах. А способы, направленные на активизацию креативного мышления, подтолкнут к созданию собственных подходов для решения трудностей.