Естественная дифференциация. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства. Философия учеб. пособие

Дифференцирование - выявление существенных отличительных особенностей предмета исследования, проводимые методом анализа признака (свойства, параметра) предмета. Понятие дифференциация происходит от латинского differentia - различие.

Дифференциация (дифференцирование ) в маркетинге - процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование - выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений иных производителей. Именно дифференцирование позволяет закрепиться в сознании потребителя, занять выгодную рыночную позицию и получить таким образом реальное конкурентное преимущество.

Товарное дифференцирование - создание схожих товаров, с небольшими различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, обусловленных применением иных технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями.

Успешная стратегия дифференцирования должна включать пять пунктов:

  1. Создание имени дифференцируемому объекту - создание уникального имени товара, продавца, понимаемого и запоминаемого, пригодно для использования в различных марочных коммуникациях и разнообразных иных контекстах использования.
  2. Идентификация - наклеивание лейблов на продукцию, создание системы знаков и символов, которые в своей совокупности общепонятным образом доносят идею бренда, стратегию до целевой аудитории.
  3. Персонификация - определение персоны, стоящей за брендом. Люди устроены таким образом, что хотят иметь дело и покупать у людей, которых знают и которым доверяют. Персонификация дает понять, что персоналия, стоящая за брендом, отвечает за качество товара или услуги. И наоборот, спрятавшись за логотипом и словами "компания" бренд создает дополнительные барьеры для недоверия и подозрения.
  4. Создание новых товаров, классов товаров - формирование идей новых товаров (групп товаров). Идеи новых товаров могут также выявляться в ходе анализа, как возможностей производства и сбыта, так и потенциальных потребностей рынка.
  5. Дифференциация предложения - это предложение иного, более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня, основанного на предоставлении дополнительных услуг, сервиса, больших выгод для покупателя, не связанных непосредственно с товаром.

Сервисное дифференцирование - составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующие продукту, по своему уровню отличающиеся от услуг конкурентов.

Процесс развития науки включает взаимодействие противоположных процессов - интеграции и дифференциации. Интеграция является объединением знаний. Дифференциация наук - это выделение новых дисциплин.

На каждом этапе развития преобладает тот или другой процесс. Дифференциация наук была более характерна для этапа формирования, зарождения знаний. Сегодня же преобладает процесс интеграции.

Дифференциация наук, являясь превращением некоторых "зачатков" знаний в самостоятельные, обособленные дисциплины, началась уже на рубеже 16 и 17 столетий. В ту эпоху философия, являвшаяся единым ранее знанием, начала разделяться на два направления. Таким образом, сформировались собственно При этом последняя представляла собой целостную систему знаний, социальный институт и духовное образование. Вместе с этим дифференциация наук происходила и в философии. Таким образом, сформировались диалектика, этика, онтология и прочие направления. расчленялись на обособленные науки, которые, в свою очередь, разделялись на дисциплины. Внутри этой системы приоритетное место занимала "ньютоновская" классическая механика, тесно взаимосвязанная с математикой с самого начала своего существования.

В последующем периоде дифференциация наук продолжала усиливаться. Этот процесс был вызван потребностями производства и внутренними потребностями формирования общественного знания. В результате стали активно развиваться пограничные науки.

После того как биологи, углубившись в изучение живого, поняли, что в клеточном превращении огромное значение имеют химические процессы, началось углубленное изучение этих процессов. Так возникла биохимия. Необходимость исследования физических процессов в организмах спровоцировала развитие биофизики. Аналогично сформировалась химическая физика, физическая химия, геохимия и прочие направления. Дисциплины возникали и на границе трех наук. Так, например, сформировалась биогеохимия.

Выделение новых дисциплин представляет собой закономерное следствие интенсивного усложнения и увеличения объема знаний. При этом неизбежно возникает разделение и дифференциация обучения. Следует отметить, что разделение имеет как позитивные, так и негативные черты. Положительным моментом является возможность более глубокого исследования явлений. Кроме того, повышается и ученых. Отрицательной же чертой является сужение кругозора научных деятелей.

Вместе с процессом выделения новых дисциплин происходило и взаимное проникновение, объединение направлений. В результате интеграции стерлись некоторые границы знаний, произошло объединение многих методов. Как уже отмечалось выше, процесс объединения более характерен для современной науки, в рамках которой активно развиваются различные общенаучные отрасли. К ним, в частности, относят синергетику, кибернетику и прочие.

Развитие науки, таким образом, являет собой процесс диалектический. В нем обособление одних дисциплин сопровождается интеграцией других, происходит взаимопроникновение различных направлений, взаимодействие разнообразных идей и методов познания мира.

Объединение наук сегодня получает все большее распространение. Это связано преимущественно с необходимостью решать различные характера, спровоцированные практическими нуждами. Например, достаточно сложная задача по исследованию космоса вызвала необходимость объединить усилия ученых самых разных специальностей. Для решения актуальных экологических проблем необходимо тесное взаимодействие гуманитарных, естественных наук, важен и синтез вырабатываемых ими методов и идей.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания поговорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого силой, третьего красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Красивая женщина всегда имеет преимущество по сравнению с остальными, ей многое прощается, а выполнение ее желаний становится для многих мужчин добровольной обязанностью. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющемся и у некоторых видов животных. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут и не пересекаться. Увы, нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Говоря о социальных различиях, мы как бы воспроизводим многоцветную картину социальной жизни, не отдавая предпочтения какому-либо цвету. Однако общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. "Что позволено Юпитеру - не позволено быку", - говорили древние, емко, афористично выражая иерархическую сущность общества.

Может ли существовать общество без социального неравенства? Этот вопрос занимал многих мыслителей. Слишком много несправедливостей в нашу жизнь вносило и вносит социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный, всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное к себе отношение. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем "золотом веке", когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.

Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.п. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с позиции этого организма, являются более важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалия как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т.Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Следует указать также на экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения, первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело, в значительной степени, К.Маркса и его ортодоксальных последователей к неоправданному выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становятся стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей заземленности на реальные действия, интересы, факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семьях, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества призвана теория стратификации.

Литература

Возьмитель А. Социальные типы фермеров и тенденции развития фермерского движения// Социс. - 1994. - № 10.

Возьмитель А., Карпов А. Становление образа жизни российского фермерства. - М., 1994.

Журавлев А., Поздняков В. Российские предприниматели в современной социальной структуре// Социс. - 1994. - № 5.

Заславская Т.И. Структура современного российского общества// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1995. - № 6; 1996. - № 1.

Наумова Т. Интеллигенция и пути развития российского общества// Социс. - 1995. - № 3.

Никитина Т. О понятии "гуманитарная интеллигенция": социологический подход// Социс. - 1993. - № 2.

Перепелкин О. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету// Социс. - 1995. - № 2.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1995. Гл.I.

Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыт "инвентаризации")// Полис. - 1994. - № 4.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. - М., 1996.

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

Лекция №4

Тема: «Возобновление леса и взаимоотношение деревьев при совместном произростании»

Способы возобновления леса

Лес как своеобразная группировка древесных и других растений способен к самовозобновлению. Старое поколение отмирает, оставляя вместо себя молодое. Изменение старого поколения леса новым называется возобновлениям леса.

Различают:

· естественное возобновление, которое происходит стихийно, но регулируется разными лесохозяйственными мероприятиями.

· искусственное возобновление, которое осуществляется севом семян или высаживанием молодых растений

Естественное возобновление имеет ряд преимуществ:

· Оно может сокращать срок лесовыращивания, если возникает под пологом материнского древостоя. Такое возобновление называют предыдущим.

· При естественном семенном возобновлении леса молодое поколение генетически и экологически лучше отвечает конкретным условиям выращивания: климату, почве. При благоприятных условиях успешное естественное возобновление требует меньших усилий и расходов средств.

Естественное возобновление лесов происходит двумя способами:

· семенным

· вегетативным.

Конкуренция, естественная дифференциация и отпад деревьев в лесу

Конкуренция приводит к дифференциации древостоя на господствующие деревья (с увеличивающимся приростом размеров), угнетенные (с уменьшающимся приро- стом) и индетерминантные (с неопределившейся тенденцией прироста). Угнетенные деревья элиминируются из древостоя.

Индетерминантные со временем определяются с тенденцией изменения прироста и переходят либо в класс господствующих, либо – угнетенных.

Конкуренция является биологически целесообразной. Если бы она отсутствовала, то при дефиците ресурсов среды и увеличении размеров деревьев и соответственно потребностей древостой неизбежно разрушался бы задолго до биологического старения деревьев. Господствующие деревья относительно независимы от окружающих деревьев, их ход роста определяется в основном средой. Ключевые слова: растительное сообщество, лес, древостой, конкуренция, дифференциая.Естественный отпад и дифференциация деревьев в лесу Совместное произрастание в лесу деревьев одного вида обусловливает и устойчивость в отношении сохранения занятой ими площади и во взаимодействии с неблагоприятными природными факторами, а также содействует сохранению вида. Межвидовые отношения могут содействовать продуктивности леса.

Но при межвидовых отношениях может происходить и процветание одного вида за счет другого, его исчезновение. В этом отношении хорошим примером является нежелательная смена ценных насаждений малоценными. Управление этими закономерностями является основной задачей при решении вопросов состава, густоты, роста, продуктивности насаждений, их свойств, полезных для хозяйства, с учетом природных и экономических условий.


Дифференциация деревьев в лесу давно отмечена лесоводами. Основываясь на этом свойстве леса, они расчленяли деревья на классы или группы (категории). Наиболее распространенной была классификация, предложенная в 80-х годах прошлого столетия немецким лесоводом Крафтом, разделявшим деревья в чистых по составу лесах на пять классов по «господству и угнетению». Теоретические основы классификации Крафта ошибочны, так как они социологизированы с учением развития человеческого общества, что недопустимо.

В 1949 г. В. Г. Нестеров предложил разделять деревья в лесу по росту на пять классов (категорий) с учетом практического -их значения:

I класс – деревья наиболее крупные по высоте и диаметру,с мощной кроной, выходящей вверх за общий полог древостоя.

II класс – деревья, несколько уступающие в росте, особенно в высоту. Крона этих деревьев развита, но уступает по величине кронам деревьев I класса.

III класс –деревья, отставшие в росте по сравнению с деревьями первых двух классов. Крона у этих деревьев хотя и развита, но сужена, сдавлена с боков, сквозистая, нередко имеет неправильное очертание. Стволы деревьев III класса роста более полнодревесны, чем деревья I и II классов.

V класс – деревья заглушенные, целиком вытесненные под главный лесной полог. Класс делится на два подкласса: Va – деревья с живой, но редкой однобокой кроной в виде флажка; Vб – деревья отмершие.

IV класс – деревья, сильно отстающие в росте. Они имеют сдавленную, неравномерно развитую крону. Класс делится на два подкласса: IVa – деревья, у которых кроны все еще входят в живую часть древесного полога; IV – деревья, кроны которых однобоки и только верхушка их входит в древесный полог; стволы этих деревьев тонкомерные.

Эта классификация простая и удобная. Однако она имеет ряд существенных недостатков, особенно в том отношении, что создана для чистых по составу насаждений и применяется в этих насаждениях, когда деревья отдифференцируются в порядке естественного отбора. Это происходит в хвойных насаждениях в возрасте старше 20 лет. Такая классификация основана на морфологических, внешних признаках и отмечает состояние деревьев в лесу по степени роста в определенный период времени и совершенно не оценивает степень их развития.