Философское осмысление глобальных проблем современного мира. Глобальные проблемы. Фундаментальные задачи философии в обществе

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Каменск-Уральский педагогический колледж" (ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж")

Сообщение

«Может ли философия решить глобальные проблемы человечества?»

Предмет «Философия»

Преподаватель: Сухоручко Е.М.

студентки 46 группы

Специальности 44.02.05

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Халтуриной Екатерины

Каменск-Уральский

2016 г.

Одним из самых глобальных и актуальных вопросов на сегодня является решение глобальных проблем современности: философия рассматривает проблемы, которые, казалось бы, затрагивают почти каждую науку, в том числе экономику, географию, математику и много других. Над этими проблемами работают почти все сферы и отрасли наук, связанные с самим человеком и Землей. Почему тогда именно философия должна выдвигать решение проблем современности? Это будет более понятным, если рассмотреть, какие именно проблемы входят сегодня в этот список. И, казалось бы, выход можно найти, ведь сегодня у человечества столько планов, решений и технологий... почему тогда все до сих пор стоит на месте? Ответ в том, что все зависит от самого человека, и все же он стоит в центре этих вопросов: его настоящее, его будущее. С семидесятых годов двадцатого века возникло направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем современности.

Что касается решения глобальных проблем современности, философия рассматривает каждую из этих проблем, способы решения, выдвигает гипотезы относительно будущего, прогнозирует ситуацию, в центре которой человек и цивилизация. Сначала эти проблемы не были глобальными и касались только отдельных стран, но вскоре статус каждой из них менялся. Рассматривая решение каждой из них, мы, прежде всего, заботимся как о благополучном будущем нации, так и отдельных стран. Некоторые из проблем можно выделить для каждого человека непосредственно, в чем и заключается философия глобальных проблем.

На данный момент существуют разные их типирования. Мы рассмотрим основные из них: проблема мира и войны, экономическая, демографическая, производственная проблемы, проблема преодоления отсталости стран, что развиваются, проблема освоения мирового океана, снижения роста численности населения на Земле, как и уменьшения нравственности людей. Сложно определить решение каждой из них, ведь мало просто констатировать факт их существования согласно современности.

Рассмотрим детальнее, что подразумевает под собой каждая из них. Проблема мира и войны существовала всегда, когда существовало человечество. Его история наполнена войнами и мирными договорами, причины и последствия которых были самыми разными и непредсказуемыми. Но глобальной для всего населения эта проблема стала с появлением ядерного оружия, способов массового поражения. Для решения этой проблемы создаются мирные организации, мероприятия, как например в 1994 была создана программа НАТО «Партнерство ради мира», в которую вошли 24 государства. Содержание ядерного оружия контролируется, но все же существуют страны, которые находят способ удерживать оружие нелегально.

Экономичная проблема – это ухудшение окружающей среды, что включает накапливание ядовитых веществ в земле, загрязнение атмосферы и гидросферы, вырубку лесов, которые так нам нужны для полноценной жизни во многих аспектах, так и для воздуха, деградация грунтов, - все это следствие вмешательства человека в природу. С этими проблемами связаны сырьевая и энергетическая, которые появились в 70-х годах двадцатого века. Это включает в себя использование природных ресурсов, запасы которых не восстанавливаются, увеличение темпов производства. Ресурсы, которыми мы пользуемся, бывают исчерпываемые и не исчерпываемые, и сожалению, исчерпываемых намного больше. Что будет делать человечество, когда ресурсов почти не останется, или они исчезнут вовсе? Проблема стоит остро для всего мира, и сегодня разделяют два пути решения этой задачи: экстенсивный и интенсивный. Либо человечество сможет найти новые источники, заменить их, либо сократить использование тех, которые мы используем сегодня.

Демографическая проблема включает в себя голод, демографическое состояние стран сегодня. Дело в том, что в одних из них наблюдается демографический кризис, в других – демографический взрыв. Это угрожает тем, что некоторые нации, как, например, европейские, могут вскоре совсем исчезнуть, в итоге их заменят другие, например азиатские. Решением этой проблемы может быть демографическая политика, пропаганда среди верующих, подъем уровня образования. Среди причин голода в некоторых странах: бедность, нехватка денег на оборудование, экспорт технических культур и недостаток продовольственных, раздробленность земельных участков. В решении проблемы этой отрасли есть два пути: увеличение посевных участков или получение больше продукции на существующих.

Для того, чтобы преодолеть отсталость малоразвитых стран, предусмотрены такие решения: демографическая политика в этих странах, новые реформы, ликвидация монокультуры, устранение межэтнических конфликтов, уменьшение военных расходов, перестройка собственного хозяйства. Для того, чтобы помочь отстающим странам, также создают организации и мероприятия. Например, после 1945 года создана организация ООН-ФАО для решения вопросов продовольствия и сельского хозяйства.

Кроме материальных проблем существуют также психологические, духовные, к которым более причастна сама философия. Это падение нравственности, культуры народа. Решение этой проблемы уже зависит индивидуально от каждого из нас: какой путь мы выберем сегодня, в это время? Кого мы сможем научить мудрости и рассудительности? Говорят, для того, чтобы изменить нацию, нужно сначала начать с самого себя. Мы критикуем всех вокруг и теряем веру в лучшее, но каждый из нас чего-то ожидает, игнорирует себя и утопает в массовых стереотипах. Может следует для начала каждому из нас работать над самим собой? Если большинство людей прислушается к этому, мир станет намного лучше и это будет эффективней массовой пропаганды.

Решение глобальных, касающихся всего человечества, проблем современности лежит на плечах каждого отдельного человека, однако и философия здесь не на последнем месте. Нас затрагивают различные проблемы, для которых характерна причастность как всей нации, так и каждого индивидуально. Не стоит оставаться в стороне до того дня, когда будет слишком поздно. Время действовать на благо будущего своих родных, детей и внуков.

Источник информации:

Интернет-ресурс «Учебные материалы для студентов», Лекция 9 ( )

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности

Понятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран;

с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям - безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.

Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

Глобализация

Понятие «глобализация» имеет различные трактовки:

Глобализация - это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

Глобализация - это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

Глобализация - это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего:

Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям:

Первая версия - теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.

Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.

Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства.

Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями - единой планетарной цивилизации.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Выдвинутая на Второй Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), которая состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения:

В центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения.

Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества.

Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.

Футурология - это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.

Тема 14. Глобальные проблемы современного мира 1. Обратная сторона прогресса2. Истощение земных ресурсов3. загрязнение окружающей среды4. Рост радиационной опасности5. Увеличение численности населения6. Пути выхода из

Тема 17. Глобальные проблемы человечества. К. ЛОРЕНЦ Опустошение жизненного пространстваШироко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый вид животных, растений, грибов – поскольку великий механизм природы состоит из всех трех категорий живых

5.3. Глобальные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая

2. Философская антропология и глобальные проблемы Одним из последствий практической деятельности человека, преобразующего окружающий мир, общество и самого себя, являются глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом

5. Экология и глобальные проблемы современности В этой связи следует сказать о факторе, порожденном усиливающимся подчас непредсказуемо быстрыми темпами влиянием человека на природу как в масштабе региональных пространств, так и биосферы в целом. Речь идет о

34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ Задаваясь вопросом, какие страны будут доминировать в XXI в., мы затеваем волнующую игру. Но на деле это неправильный вопрос - или по крайней мере заданный в неверной форме, поскольку остается в стороне то, что может оказаться величайшим переворотом в

3.4. Глобальные проекты глобального мира Мир сегодня находится накануне великого поворота, связанного с исчерпанием прежних, пробужденных эпохой модерна, практик и с угрозой глобальной катастрофы. В этих условиях выносить поспешные вердикты богатейшим культурам Востока

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА НОВОГО БУДУЩЕГО Современный глобализм заслуживает парадоксального определения системы, призванной отвлечь от действительного решения глобальных проблем. Глобальные проблемы требуют нового интенсивного рывка - качественного

§ 149. Проблемы региональных онтологии, относящиеся к теории разума. Проблемы феноменологического конституирования После обсуждения проблем теории разума, поставляющих нам формальные дисциплины, можно осуществить переход к дисциплинам материальным, и прежде всего к

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Глобальные проблемы современностиПонятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин

Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса Престижный статус науки стимулирует развёртывание большого многообразия её развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности

Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты её оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур

Введение

Классификация глобальных проблем современности

Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена раскрытию вопроса глобальных проблем современности и роли философии в их разрешении.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

Цель данной работы - рассмотреть основные глобальные проблемы, а также выявить роль философии в их разрешении.

Задачи, для достижения поставленной цели:

) представить классификацию глобальных проблем;

) изучить основные глобальные проблемы человечества;

) выявить роль философии в разрешении глобальных проблем современности.

В работе была использована учебно-методическая литература, данные международных докладов конференций и съездов по глобальным проблемам.

1. Классификация глобальных проблем современности

Рассмотрим существующую классификацию глобальных проблем.

Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.

Причинами подобного явления стали :

быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;

бурно развивающаяся НТР;

вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;

возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;

катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;

развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;

глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:

взаимосвязаны между собой;

носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;

нуждаются в срочном неотложном решении.

Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем.

Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. При её разработке учёные исходили из подразделения всех проблем на три большие группы. Представим это на рис.1 .

Рис.1. Классификация глобальных проблем в 1980-е гг.

Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.

Они выделяют среди множества проблем главные :

проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;

проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;

проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).

Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:

наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;

проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;

проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;

малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.

Стоит отметить по данным классификациям, что у перечисленных учёных имеется общее мнение по поводу тесной взаимосвязи всех глобальных проблем. Например, энергетическая и сырьевая проблемы тесно переплетаются с экологической, экологическая - с демографической, демографическая - с продовольственной.

Однако, например, в классификации В.С. Стёпина и Л.Ф. Кузнецовой имеется проблема сохранения человеческой личности, что отличает её от прочих классификаций. Если посмотреть с позиций гуманизма, вся работа по преодолению глобальных проблем ведётся во имя сохранения жизни на Земле, то есть во имя человека. Человек же является центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем. Очень важно сделать всё, чтобы человек смог не только выжить в непростом современном мире, но и остаться при этом полноценной личностью .

Что касается самой приоритетной глобальной проблемы, то здесь единого мнения у учёных не имеется. Одни считают, что на первом месте в настоящее время встаёт экологическая проблема, другие же утверждают, что проблема демографическая и продовольственная - самая главная. Однако имеются и такое мнение, что проблема разрыва в развитии между странами - самая приоритетная. Все эти проблемы имеют первостепенное значение, и выделить среди них самую важную очень сложно.

Установление приоритетности глобальных проблем очень важно ещё и с финансово-экономической точки зрения. Затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долл., а весь мировой валовой продукт у различных стран, особенно у развивающихся - гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что такими средствами человечество не располагает. Это означает, что средства необходимо распределять в соответствии с приоритетностью проблем и решать их пошагово.

Во многих трудах учёных имеется ещё одна классификация глобальных проблем. Она выглядит следующим образом :

традиционные - это те проблемы, которые стали называться глобальными на момент появления этого термина, в 1970-х - 1980-х гг. (предотвращения ядерной войны, преодоление разрыва между высокоразвитыми и развивающимися странами, экологическая, демографическая, продовольственная, топливно-энергетическая и другие).

новые - это проблемы, которые получили статус глобальных сравнительно недавно, в последние 10 - 15 лет;

нарождающиеся - это проблемы, которые ещё не получили официального статуса глобальных проблем, но это не уменьшает их значимости и серьёзности (управление погодой и климатом, а также проблемы организованной преступности, международного терроризма, наркомании, незаконного оборота наркотиков, нарушение гражданских прав человека, гиперурбанизация, «социальные болезни» как СПИД и проч.).

В целом можно подвести итог, что любая классификация носит условный характер и зависит от того, с каких позиций подходить к решению этого вопроса. Абсолютно универсальной современной классификации на данный момент не существует. Каждый учёный может представить собственную классификацию, однако общность глобальных проблем в целом похожа.

Далее представим философское понимание будущего некоторыми учёными, чтобы понять их мнение на гармоничное развитие общества, а затем осмыслить стоящие перед обществом глобальные проблемы и пути их разрешения.

2. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.

Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечеству, которое познало законы развития природы и общества - удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.

К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно - около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же - на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.

Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее :

непосредственное;

обозримое;

отдаленное.

Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.

Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.

Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

в развитии политической ситуации в обществе;

в воздействии человека на окружающую среду и т.д.

Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы - это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.

Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века, то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи - из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.

Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества :

духовной;

экономической;

правовой;

политической;

социальной;

демографической и т.д.

Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:

экстраполяция;

историческая аналогия;

компьютерное моделирование;

экспертные оценки;

сценарии будущего.

Коротко охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.

Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.

Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.

Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов - это рост населения и продовольственный кризис. Ещё в 18 веке Томас Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» предостерёг современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана .

Можно сказать, что Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Он не учёл того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону.

Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным.

Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно. Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным. Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида -увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся всё более вероятными.

Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.

Некоторые из форм воздействия человека на природу - например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии - порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными, по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

Итак, как видим, из одной проблемы вытекает другая - экологическое загрязнение или техногенная катастрофа.

В настоящее время основными направлениями разработок путей решения всех учёных в области экологии являются :

обеспечение мер устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

Значительное место вопросам состояния окружающей среды уделяется следующим задачам:

оценке реального состояния всех загрязненных территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

разработка нормативов качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий;

решение вопросов охраны окружающей необходимо учесть в новых образовательных стандартах;

качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий.

Кроме того, сейчас следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Ещё одна серьёзная проблема - это проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. Широкий спектр угроз безопасности, причем как на национальном, так и на международном уровнях, сохраняется и в наши дни.

Ядерной войны пока не было. Однако, человечество уже испытало на себе реальную опасность военного и мирного атома. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв атомной бомбы на Урале в ходе войсковых учений, последствия испытания ядерного оружия, аварии на атомном кладбище в Кыштыме, на атомных станциях Тримайл-Айленд (США) и Чернобыльской показали, какую разрушительную мощь имеет атомная энергия. Поэтому важно знать, что произойдет с планетой, если глобальная ядерная катастрофа все же произойдет.

Ученые с помощью методов математического моделирования смогли продемонстрировать возможные последствия глобального ядерного конфликта. Если основные города и промышленные центры Земного шара подвергнутся ядерным ударам, то последствия будут трагическими для цивилизации и для биосферы в целом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что основных глобальных итогов ядерной войны будет два. Первый - в результате взрыва в атмосферу поднимутся миллионы тонн пылевых частиц. В результате сначала наступит ядерная ночь, потом - ядерная зима. Это произойдет в результате того, что частицы пыли резко сократят поступление солнечной энергии на поверхность Земного шара и освещенность будет меньше, чем при безлунной ночи, а средняя температура упадет на несколько десятков градусов. В течении двух - трех месяцев пыль будет оседать, и выпадение такого количества пыли само по себе приведет к разрушению природных комплексов, промышленных объектов, городов. Резкое снижение поступления солнечной энергии приведет к гибели многих биологических видов или резкому снижению их численности, разрушит устоявшиеся связи, поставит под вопрос существования человека разумного если не как биологического вида (какая-то часть людей выживет в любом случае), то как социального явления и как носителя культуры .

Второй итог мировой ядерной войны - попадание в биосферу огромного количества радиоактивных элементов. Среди них будут и компоненты зарядов самих бомб, и ядерное топливо атомных электростанций, которые в результате мировой войны будут разрушены. Часть биологических видов может погибнуть или резко сократиться в численности от облучения. Другие переродятся и приобретут новые свойства. Разрушатся устоявшиеся взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами. Это окончательно разрушит человеческую цивилизацию, сделает проблематичным выживания человека если не как биологического вида, то как социального существа. Полностью жизнь на Земле не исчезнет. В течении нескольких десятков лет все освободившиеся экологические ниши будут заполнены и общая масса биосферы в соответствии с законами глобальной экологии станет прежней. Однако, в новой биосфере места человеку разумному и человеку культурному уже не окажется.

Как решение проблемы учёные считают, что единственное - это здравомыслящее ведение политики на мировом уровне. Поэтому человеку не следует отказываться от своих социальных и гражданских функций - необходимо участвовать в выборах, в политической жизни общества.

Ещё одна важная проблема - экономическое развитие отсталых стран мира, подавление их экономик крупными странами.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансированная, соблюдающая внешние пределы роста. Для достижения этой сбалансированности философами мира предлагалось множество различных концепций.

Концепция «нулевого роста» Д. Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия устанавливается на уровне, который позволяет удовлетворить основные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала. Органический рост, предложенный в докладе «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, предполагал дифференцированное развитие: регионы мира, подобно органам в человеческом организме, различаются по структуре и функциям. Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, технология, экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части зависит от роста или не-роста других.

Авторы же «Первой глобальной революции» подчеркивают преждевременность призыва к «нулевому» или «органическому» росту для всех стран мира. Они заявляют, что убеждены в том, что необходимо способствовать экономическому развитию отсталых стран Юга. Но для промышленно развитых стран Севера, постепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным представляется рост качества жизни. Качество жизни предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для всех граждан, полную занятость, возможности самообразования, развития способностей человеческой личности, чистоту окружающей среды.

Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.

Некоторые глобальные проблемы становятся новыми и дают достаточное количество тем для размышлений философам всего мира.

Например, в развитых странах встала проблема переедания. По данным ФАО общее число переедающих на данный момент составляет 600 млн. чел, среди них - более ½ всех жителей США старше 20 лет.

Философы в настоящее время изучают взаимосвязь данной проблемы с социальным положением населения, с их образом жизни, с психологическим внушением внешних факторов. Некоторые считают, что причина данной проблемы - это всего лишь неправильный образ жизни, другие же - что это преднамеренное истребление нации с помощью модной еды, модных продуктов и т.д.

Ещё одна модная проблема, которая становится глобальной - Интернет и зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр населения уже не одного поколения. Также философы изучают причины возникновения данной проблемы, опасности её развития. Что касается разрешения данной проблемы в настоящий век сплошной компьютеризации и развития новых технологий - решение будет трудным. Необходимо менять образ мышления, восприятия, ведения жизни у населения.

К традиционным глобальным проблемам относятся и вредные привычки.

Проблема наркомании, например, в России связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» (фр. global – всеобщий) подчеркивает масштабность проблемы, ее все-общность и значимость для всей планеты в целом.

Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса.

Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики. Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления.

Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.

Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:

  • В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы.
  • Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.

К глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы:

  • угроза мировой термоядерной войны;
  • нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира";
  • истощение природных ресурсов;
  • "ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других);
  • загрязнение окружающей среды;
  • набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой";
  • проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.

Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:

  1. признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);
  2. планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;
  3. планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.

Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой. И теперь, перед лицом опаснейших глобальных проблем, философия может оказать людям незаменимую духовную поддержку, ведь с будущим люди связывают все свои чаяния и надежды.

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб - неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 - 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас - это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 - 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» - вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 - 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.