Социальное характеризует различия. Социальное неравенство. основные подходы. исторические и современные формы. Решение проблемы социального неравенства

Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. На шкале неравенства на верхней позиции окажутся богатые, а на нижней бедные.

Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в денежном исчислении, представляет разновидность дохода.

По данному основанию можно выделить следующие группы населения: (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Единицы измерения экономического неравенства по группам населения

Из Рисунка 1.1 следует, что население делится на 4 группы:

1. Богатые

2. Средний класс

Дело в том, что наряду с широким пониманием дохода существует узкое. В статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду занятия) либо благодаря узаконенному распоряжению собственностью. Однако нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. А статистика учитывает лишь те источники дохода, которые связаны с оказанием ценных, общественно значимых услуг либо с производством товаров. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, т.е. буквально не класса, или слоя, стоящего ниже всех классов. Таким образом, нищие выпадают из официальной пирамиды доходов.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что узкий слой общества владеет большей частью национального богатства. Доходы большинства могут распределяться по-разному. Скажем, в США уровень доходов большинства позволяет говорить о наличии многочисленного среднего класса, тогда как в России уровень доходов большинства населения зачастую ниже прожиточного минимума. Соответственно пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами неравенство, можно изобразить в первом случае в виде ромба, а во втором - конуса. В итоге мы получим профиль стратификации, или профиль неравенства.

Сущность социального неравенства

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются занятыми экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Сущность социального неравенства, как мы уже сказали, заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения. Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы (как, впрочем, и наибольшие) получает меньшинство населения, а средние - большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы - относительно большая группа, а наивысшие - меньшинство населения.

Именно социально-экономическая неоднородность труда - не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих преимуществ в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опирается на них. Если представители таких групп размещаются по иерархическому принципу, то эти группы являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию и неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером: неравенство положения разных групп людей сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Представим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает «планку» содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а так же конкретных индивидов.

Т.Парсонс так определил социальную структуру - это система статусов в данном обществе. Статусы связаны с определенными правами и обязанностями, причем права и обязанности, предписанные разным статусам будут распределяться неравномерно, что создает неравное положение различных слоев, групп или отдельных индивидов в обществе. Относительно неравное положение отдельных индивидов, групп и слоев в обществе определяется как социальное неравенство. Итак, социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей, социальных слоев и групп и связано с положением, при котором люди не имеют равного доступа к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж в обществе. Упорядоченное и организованное неравенство получило название стратификации.

Социальная стратификация - это система социального неравенства. Социальная стратификация - это распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (то есть по возрастанию или убыванию какого либо признака). Основой стратификации могут выступать такие признаки, как богатство, престиж, власть, профессия, квалификационные навыки, образование, социальные нормы, модели поведения и т.п.

Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса. Объективный смысл этой идеи усиливался также и за счет повышенной социальной мобильности, что приводило к явному размыванию четких межклассовых границ.

Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и, прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и так далее. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.

Большинство буржуазных теорий стратификации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы. Теории стратификации тесно связаны с буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных социальных различиях в капиталистических странах.

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации. Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода он представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых, в свою очередь, делит на управляющих-собственников и управляющих несобственников или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую, или рабочую аристократию, и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими основными группами он помещает так называемый «новый средний класс».

Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по 6 показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи, идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий (развиваемых в теориях конфликта), которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности, прежде всего мобильности вертикального типа. Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Понятие социального слоя приобретает более конкретный смысл и значение. Суть не в том, сколько точно слоев, а в том, что они действительно фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам.

Социальные слои могут различаться по своей мощности. Одни из них могут быть более мощными, приближаясь по своему значению к понятию класса, другие более тонкими, представляя внутри - или межклассовые прослойки. К первым можно отнести буржуазию, делящуюся на крупную, среднюю и мелкую; рабочий класс, включающий в себя рабочую аристократию и пролетариат; крестьянство, также дифференцирующееся на различные слои и т.д.

Следовательно, социальная стратификация - это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. Понятие социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.

Рассматривая динамику социальной стратификации, соотношение факторов преемственности и развития, оценим наиболее общие проблемы трансформации социальной структуры российского общества. Одним из важных моментов социоструктурной динамики является изменение сравнительной роли и конкретного содержания критериев стратификации общества. Основными критериями этой стратификации принято считать:

  • - Политический потенциал общественных групп, выражающийся в объеме их властных и управленческих функций;
  • - Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их собственности;
  • - Социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации и культуры, особенности образа и качества жизни.

Названные критерии в известной степени связаны, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного пространства. Понятия политического, экономического и социокультурного потенциала общественных групп приложимы к большинству современных обществ, но и их конкретное социальное содержание, и относительный «вклад» в групповые социальные статусы в каждом обществе специфичны.

Тест по теме «Социальная сфера»

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда просто­людины становились генералами. В данном случае армия вы­ступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядо­ченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей - это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Возраст

Быть самым лучшим

Уважение окружающих

Материальная самостоятельность, независимость

Карьера

Семья, дети

14~18лет

24%

25%

26%

18%

18-25 лет

11%

19%

45%

28%

25-30 лет

10%

44%

32%

11%

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, незави­симость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает соз­дание крепкой семьи

3) быть самым лучшим - критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни явля­ется карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями - межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они дей­ствуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение нацио­нального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального ко­оперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими нацио­нальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографиче­ский характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его ха­рактер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) - распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст. Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контин­гента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образован­ные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» - это показатель, харак­теризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техни­ческая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального по­тенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный харак­тер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естест­венно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкрет­ные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (доля лиц с высшим образова­нием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспер­тов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного тру­дового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению мно­гих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн чело­век. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым суще­ственным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. На­пример, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нара­стающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых от­ношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социаль­ные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедре­нии новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматиз­ма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так неле­гальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографи­ческой ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать неле­гальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходи­мо, не откладывая, разработать новое миграционное законодатель­ство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходи­мы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управ­ленческие схемы и стремления должны быть направлены на опти­мизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоя­нии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показате­лем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

Ответы на задания:

Вариант 1.

Часть А

Часть В.

В 1. 1

В 2.

В 3.

Часть 3 (С).

С 1. Социальная мобильность - изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика государства.

Тест «Человек и общество» Профиль

Вариант № 1

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознаниеБ)общество

В) обыденное сознание Г) идеология

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

А) основной продукт производства - промышленные изделия

Б) основной фактор производства - знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Основа человеческого существования - это

А) дружба Б) любовь В) потребительство Г)деятельность

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А) низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б)глобализации В) демократизации Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 1

1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Каждый индивид (1) принадлежит к какой-нибудь общности людей. Участниками исторического процесса (2) являются социальные группы, под которыми понимаются устойчивые совокупности индивидов, объединенных общими интересами, ценностями и нормами поведения (3). Интересы могут разли­чаться по сфере направленности: могут быть определены областью экономики, социальной сферы (4), политики или культуры. Интересы могут быть как реальными, так и иллюзорными (мнимыми). Интересы могут быть направлены в область достижения прогресса (5), или иметь регрес­сивный характер. Но в любом случае они служат основой консолидации (6) людей, мобилизуют их на общие действия

Социальные общности людей образуют социальную структуру (1) об­щества. Обществоведы давно пытались найти и дать определение основной составляющей такой социальной группы (2). Многие такой единицей считали класс, выделяя лишь два класса - бедных и бога­тых. Появление классов они связывали с проявлением политичес­кого насилия (3) угнетателей над угнетенными. Марксистско-ленинская теория главным признаком деления общества на классы считает от­ношение людей к собственности (4). Тот, кто владеет собственностью, - класс буржуазии (5), те, кто не владеют, - класс наемных рабочих, а также кресть­янский класс. В современной западной социологии вместо классов предпочитают выделять страты(6) - слои, деля их по уровню дохода, социальному положению, образованию и другим характеристикам.

Понятие класса годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества. Но в современ­ном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в нем на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их менеджерами (5), отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или по­нятием «социальная группа», а на смену теории социально-классо­вого строения общества должны прийти теории социальной стра­тификации.



Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница неравенства (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем власти (3). Кроме того, в общественном мнении (4) та или иная профессия (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа(6).

Социальное неравенство характеризует соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп (1). Конкретные групповые или индивидуальные статусы (2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как стратификация (3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе профессия (4), гражданские права. Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем (5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием (6) социального статуса».