Forum зарегистрировать компанию за рубежом. Как открыть бизнес за границей. Процедура открытия компании

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3 .

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, ;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5 .

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля .

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

В чем преимущество компаний, пользующихся услугами внутреннего аудита?

Сегодняшние условия ведения бизнеса требуют максимально эффективного использования имеющихся у компании ресурсов. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит.
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных функций и подразделений. Внутренний аудит проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков. Внутренний аудит оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.
В условиях быстрых изменений конкурентной среды, роста размера компаний, повышения сложности процессов управления у руководства компании физически нет возможности получить и оценить информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Внутренний аудит является объективным источником информации, тем самым, помогая руководству компании в достижении целей и выполнении поставленных задач наиболее эффективным образом.
Наличие внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

свернуть

Зачем менеджменту компании нужен внутренний аудит, если менеджмент сам контролирует все процессы?

Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов: 1) обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений; 2) существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.
Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит, по сути своей работы, обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

свернуть

Зачем собственникам и менеджменту компании нужен внутренний аудит, если у компании есть внешний аудитор?

Следует отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться тем, есть ли у компании внешний аудитор, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции. Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей. (Заметим, однако, что последние изменения в законодательстве некоторых стран, прежде всего США, делают оценку надежности системы контроля за финансово-бухгалтерской отчетностью компаний задачей такой же значимой для внешнего аудита, как и собственно подтверждение достоверности отчетности.)Во-вторых, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон – потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров (комитетов по аудиту) и менеджеров компании. В-третьих, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, что обычно является одной из задач аудита внутреннего.
Сравнительные характеристики внутреннего и внешнего аудитов представлены в таблице.

Внешний аудит Внутренний аудит

Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании Повышение эффективности деятельности компании
Пользователи
(заказчики)
Внешние: потенциальные инвесторы, кредиторы и др.
Внутренние: собственники
Внутренние: совет директоров (комитет по аудиту), менеджмент всех уровней
Объект аудита Финансово-бухгалтерская отчетность компании Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления
Специфика Фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании
Не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений
Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей
Дает оценку экономической обоснованности управленческих решений

Подчеркнем, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не может отменить необходимость внешнего аудита для компании. Также, важно учесть, что не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора компании для проведения внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение запрещено (например, закон Сарбейнса-Оксли в США).

свернуть

Что можно и чего не следует ожидать от внутреннего аудита?

Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например: 1) внутренний аудит не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур; 2) внутренний аудит не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков; 3) внутренний аудит не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля предприятия.


свернуть

Зависит ли необходимость в функции внутреннего аудита от размера компании?

Необходимость в наличии функции внутреннего аудита определяют собственники и/или менеджмент компании, а также регулирующие органы (для финансово-кредитных организаций и для профессиональных участников фондового рынка). В тех случаях, когда собственники/менеджмент сами полностью контролируют все аспекты бизнеса, в наличии функции внутреннего аудита может не быть надобности. В общем случае, чем крупнее компания, тем более востребованной будет функция независимой и объективной оценки состояния контроля, которой и является внутренний аудит.

свернуть

Как определить оптимальную численность службы внутреннего аудита?

В общем случае, численность службы внутреннего аудита зависит от поставленных перед внутренним аудитом задач, и, что немаловажно, от зрелости контрольной среды предприятия и от степени подверженности предприятия разного рода рискам. Численность службы определяется, исходя из количества подразделений и бизнес-процессов, имеющихся в компании, и временными затратам на аудит каждого из них. В свою очередь, временные затраты рассчитываются, исходя из нескольких факторов, в том числе, сложности и обширности аудиторской программы и квалификации внутренних аудиторов. К сожалению, во многих случаях численность службы внутреннего аудита определяется величиной выделенного бюджета, при этом при составлении бюджета службы не учитываются основополагающие факторы, приведенные выше.

свернуть

Что такое внутренний контроль?

Внутренний контроль есть механизм, посредством которого собственники, совет директоров, исполнительное руководство компании получают разумную степень уверенности в том, что компания достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом. Цель внутреннего контроля - обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов. Финансовый контроль, в том числе контроль над полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и финансовой отчетности, является важным элементом внутреннего контроля.

свернуть

Что такое комплаенс-контроль?

Комплаенс-контроль - проверка соблюдения законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила, процедуры, целью которой является оценка качества и соответствия созданных систем обеспечения соблюдения требований законодательства и иных правовых актов и внутренних документов, а также разработка предложений по совершенствованию данных систем.

свернуть

Кто несет ответственность за систему внутреннего контроля компании?

Ответственность за состояние внутреннего контроля в компании несет совет директоров, который определяет общую политику в отношении внутреннего контроля. Совет директоров ежегодно проводит собственный анализ и оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля, которые могут основываться на данных отчетов о состоянии внутреннего контроля, регулярно получаемых от исполнительного руководства компании, отчетов внутреннего и внешнего аудитов, собственных наблюдениях совета директоров, информации из других источников. Эта оценка должна охватывать все аспекты внутреннего контроля, включая финансовый контроль, операционный контроль, комплаенс-контроль и систему управления рисками.
На исполнительное руководство компании возлагается ответственность перед советом директоров за создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля. На основании утвержденной советом директоров политики в области внутреннего контроля, руководство компании разрабатывает и внедряет процедуры и системы контроля и обеспечивает эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Руководство компании способствует созданию эффективной среды контроля в компании. Руководство компании своевременно информирует совет директоров обо всех значительных рисках, стоящих перед компанией, и существенных недостатках системы внутреннего контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.

свернуть

Какая разница между функциями, выполняемыми контрольно-ревизионным управлением и службой внутреннего аудита?


Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, контрольно-ревизионные управления (КРУ) фокусируются на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании мошенничеств. Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Однако, в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе, среды контроля), служба внутреннего аудита может иметь приоритетом выполнение задач, обычно стоящих перед КРУ. Например, если в компании отсутствует эффективная система внутреннего контроля, то внутренний аудит в меньшей степени будет заниматься оценкой системы внутреннего контроля и в большей степени вопросами сохранности активов компании и выявлением случаев мошенничества. В данном случае, по мере построения системы внутреннего контроля потребность во внутреннем аудите как в функции независимой оценки эффективности контроля будет со временем возрастать.

свернуть

Какая разница между службой внутреннего аудита и службой внутреннего контроля?


Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, задачей службы внутреннего контроля может являться построение системы внутреннего контроля компании (точнее – активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита – проведение оценки надежности и эффективности этой системы.

свернуть

Является ли одной из задач внутреннего аудита разработка и внедрение систем/процедур внутреннего контроля в компании?

Построение системы внутреннего контроля не является задачей внутреннего аудита. Это является прямой и непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур. Но решение что и как строить принимает менеджмент. Хотелось бы заметить, что в большинстве случаев высшее исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывали и внедряли.

свернуть

Обязательно ли создавать отдельную службу внутреннего аудита для осуществления функции внутреннего аудита в компании?

Функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами, и для того чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, не обязательно создавать отдельную службу/подразделение. Функцию внутреннего аудита с успехом может выполнять внешний консультант или специализированная компания. (За исключением случаев, когда наличие службы внутреннего аудита в компании обязательно по законодательству. Например, согласно соответствующим положениям ЦБ РФ, служба внутреннего аудита в российских финансово-кредитных организациях должна действовать на постоянной основе и состоять из служащих, входящих в штат организации.) При этом важно избежать конфликта интересов. Например, не рекомендуется, чтобы функцию внутреннего аудита выполнял внешний аудитор компании.
Можно выделить три основных подхода к построению функции внутреннего аудита:

  • создание службы внутреннего аудита - компания обладает необходимыми возможностями (в том числе, временны ми) для реализации функции внутреннего аудита в рамках самой компании,
  • аутсорсинг - выполнение функции внутреннего аудита полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту),
  • ко-сорсинг – служба внутреннего аудита создается в рамках компании; к выполнению аудиторских заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.

У каждого из вариантов есть свои преимущества. Вариант создания службы внутреннего аудита в компании обладает следующими преимуществами:

  • сотрудники компании знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса,
  • когда аудиторские задания выполняют сотрудники компании, полученные навыки и опыт остаются внутри компании,
  • руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:

  • возможность использовать услуги экспертов в различных областях,
  • доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам,
  • гибкость в вопросе использования/привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ресурсы СВА от выполнения других проектов),
  • доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.

Возможности аутсорсинга и ко-сорсинга используют как небольшие компании, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании, имеющие в своем штате службу внутреннего аудита. Последним такие услуги, как правило, нужны для проведения аудита какой-либо специфической области (например, такой как информационные технологии или капитальное строительство) или в пиковые периоды нагрузки на штатных внутренних аудиторов.

свернуть

Может ли компания пользоваться услугами своего внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов?


Не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение прямо запрещено.

свернуть

Какова роль внутреннего аудита в вопросе управления рисками?

Во-первых, внутренние аудиторы в ходе выполнения различных видов аудиторских заданий помогают организации в выявлении и оценке рисков и предоставляют рекомендации, позволяющие эффективно эти риски контролировать.
Во-вторых, внутренние аудиторы содействуют менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками организации. (Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что управлять рисками – это задача менеджмента.) В рамках этого направления внутренний аудит может:

  • инициировать создание системы управления рисками,
  • обучать руководство концепциям управления рисками организации,
  • участвовать в направляемых семинарах по выявлению рисков.

В-третьих, во многих компаниях внутренние аудиторы играют ключевую роль в обеспечении непрерывного функционирования процесса управления рисками, проводя объективный мониторинг его применения и эффективности.
Говоря об управлении рисками, следует иметь в виду, что есть целый ряд задач, за решение которых внутренний аудит не должен быть ответственным. К подобным задачам, например, относятся:

  • построение системы управления рисками,
  • определение риск-аппетита организации (что приемлемо для организации в целом с точки зрения рисков),
  • разработка стратегий/принятие решений в области управления рисками.

свернуть

Какими документами должна регулироваться деятельность службы внутреннего аудита в компании?

В общем случае, необходимо разработать и утвердить «Положение о службе внутреннего аудита», должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита, «Руководство службы внутреннего аудита». Положение определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия СВА. Руководство освещает вопросы организации работы внутреннего аудита и вопросы взаимодействия с другими функциями компании, а также содержит типовые формы и методики проведения аудитов и других аудиторских задач.

свернуть

Кому должен подчиняться руководитель службы внутреннего аудита?


Объективность внутреннего аудита в значительной степени определяется подчиненностью функции. Распространенной лучшей практикой является ситуация, когда руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется аудиторскому комитету совета директоров (совету директоров в случае отсутствия аудиторского комитета), а административно – генеральному директору компании. В случае невозможности подчинения совету директоров (аудиторскому комитету) рекомендуется функциональная подчиненность генеральному директору. Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему должностному лицу организации.
Заметим, однако, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа.
Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). В этой ситуации совет директоров (комитет по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны служба внутреннего аудита (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.).

свернуть

Что такое «комитет по аудиту»?

Для осуществления контроля за достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля, независимостью внутреннего и внешнего аудита совет директоров формирует из членов совета директоров комитет по аудиту (аудиторский комитет). Роль, цели и задачи, полномочия комитета по аудиту должны быть отражены в Положении о комитете по аудиту, которое утверждает совет директоров компании.
Рекомендуется, чтобы руководитель службы внутреннего аудита компании функционально подчинялся комитету по аудиту. Комитет по аудиту: а) утверждает Положение о службе внутреннего аудита и обеспечивает независимость службы внутреннего аудита от исполнительного руководства компании; б) принимает решение о назначении (прекращении полномочий) руководителя СВА, а также о размере его/ее вознаграждения; в) утверждает ежегодный план деятельности, структуру и бюджет СВА; г) анализирует периодические отчеты внутреннего аудита; д) проводит не реже одного раза в полгода встречи с руководителем службы внутреннего аудита без участия представителей менеджмента компании. Если в составе совета директоров не сформирован комитет по аудиту, совет директоров выполняет функции комитета по аудиту.

свернуть

Может ли внутренний аудит быть действительно независимым?

Следует учитывать, что независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку уровень организационной независимости отдела внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита определяют, что независимость внутреннего аудитора есть «свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности». Независимость достигается с помощью соответствующего организационного статуса отдела внутреннего аудита. Руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться лицу соответствующего уровня в компании, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.
Достижению независимости внутреннего аудита в наибольшей степени способствует выполнение следующих условий: руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется совету директоров (комитету по аудиту); решения о назначении (прекращении полномочий), уровне заработной платы, выплатах премий и т.п. принимаются/утверждаются советом директоров (комитетом по аудиту); совет директоров (комитет по аудиту) не допускает вмешательства со стороны исполнительного руководства в деятельность внутреннего аудита. Но это верно исключительно для случая, когда в состав совета директоров (комитета по аудиту) входят директора, добросовестно выполняющие свои обязанности и осознающие ответственность в обеспечении надлежащих условий работы для службы внутреннего аудита.

свернуть

Может ли внутренний аудитор быть объективным, не будучи независимым?

Внутренний аудитор может быть объективным, не будучи формально независимым, поскольку объективность является персональным качеством внутреннего аудитора. Однако существует риск того, что, не будучи независимым, аудитор не сможет высказывать объективные суждения в силу возможности неблагоприятных персональных последствий.

свернуть

Как действовать внутреннему аудитору в сложных ситуациях, затрагивающих этические принципы деятельности внутреннего аудита?


Универсальных рекомендаций не существует. В общем случае рекомендуется действовать по ситуации, принимая во внимание положения Кодекса этики внутреннего аудитора. Также в случае возникновения подобной ситуации необходимо незамедлительно сообщить информацию соответствующему лицу в организации (вплоть до генерального директора и/или председателя совета директоров).

свернуть

Какими качествами и навыками должен обладать внутренний аудитор?

Важнейшими качествами внутреннего аудитора являются профессиональный скептицизм и самостоятельность мышления, заключающиеся в том, что внутренний аудитор не принимает на веру различные утверждения, а старается найти им подтверждение, самостоятельно доходит до сути вещей и находит ответы на вопросы, прислушивается к своему внутреннему голосу. Внутренний аудитор должен обладать также следующими качествами и навыками, большинство из которых развивается со временем:

  • объективность,
  • умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях,
  • умение «слушать» и «слышать» аудируемых и воспринимать их точку зрения (даже, если эта точка зрения отличается от мнения аудитора),
  • умение подходить к отношению с аудируемыми исключительно с рабочих позиций (не проецируя личные аспекты взаимоотношений),
  • хорошие аналитические способности (от аудитора, как правило, не требуется принятия мгновенных решений, но аудит предполагает большой объем рутинной аналитической работы),
  • умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.

свернуть

Какими знаниями должен обладать внутренний аудитор?

В первую очередь, внутренний аудитор должен знать принципы управления, а также владеть базовыми знаниями в таких дисциплинах, как бухгалтерский учет, финансовый анализ, право, информационные технологии. Внутренний аудитор проводит аудиты в различных функциональных областях – снабжение, производство, логистика, маркетинг, сбыт и др. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным для внутреннего аудитора. Желательно, чтобы внутренний аудитор был специалистом в двух-трех отдельных областях, но при этом имел необходимые знания для выполнения на должном профессиональном уровне аудита в любой из областей.

свернуть

Является ли знание бухгалтерского учета обязательным требованием к внутреннему аудитору?

Знание бухгалтерского учета весьма желательно, но не является обязательным требованием. Однако внутренний аудитор должен обладать, по крайней мере, базовыми знаниями в области бухгалтерского учета. В меньшей степени это касается внутренних аудиторов, специализирующихся в отдельных областях внутреннего аудита, таких как, например, аудит информационных систем или социальный аудит.

свернуть

Какие критерии следует использовать при оценке эффективности службы внутреннего аудита компании?

Задача определения эффективности внутреннего аудита нетривиальна, поскольку: а) результат не всегда измерим количественно; б) эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в большой степени, от последующих действий заказчиков (клиентов) аудита; в) играет роль субъективизм оценок.

Для анализа эффективности следует использовать совокупность качественных и количественных показателей, которые позволяют определять качество проведения внутренних аудитов, продуктивность и результативность деятельности внутренних аудиторов. Каждая компания сама определяет для себя критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-пяти показателям. Руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:

  • выполнение утвержденного плана аудитов,
  • количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,
  • количество критически важных аудиторских рекомендаций,
  • процент выполненных аудиторских рекомендаций,
  • прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций аудита,
  • количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков (клиентов),
  • удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.

Наряду с процедурой периодической оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы, частью которой будет являться процедура контроля и оценки качества работы каждого сотрудника СВА.

свернуть

Какими законодательными нормами регулируется внутренний аудит?

С чего следует начинать формирование службы внутреннего аудита?

Формирование службы внутреннего аудита следует начинать с подбора кандидатуры руководителя службы. Эта фигура должна быть соответствующего масштаба, ведь руководителю службы внутреннего аудита предстоит заслужить доверие и уважение как совета директоров, так и исполнительного руководства компании. Вторым шагом должно стать определение ожиданий заказчиков и выработка целей и задач СВА. Третьим шагом является разработка модели внутреннего аудита, проведение оценки рисков и составление стратегического плана работы. Четвертый шаг – разработка структуры СВА и бюджета СВА. И, наконец, пятый шаг – формирование СВА (подбор сотрудников и обучение).

В силу сложившейся экономической обстановки в нашей стране, многие россияне предпочитают организовывать бизнес за ее пределами.

Это неудивительно, поскольку условия для развития своего дела в России нельзя назвать идеальными: длительные бюрократические процедуры при регистрации своего дела, нестабильная политическая обстановка, высокие процентные ставки по кредитам на развитие бизнеса, коррупция, фактическое отсутствие государственной поддержки начинающих предпринимателей. Поэтому многие наши соотечественники решают открыть бизнес за границей.

Последовательность шагов при открытии бизнеса за границей

Если вы уже приняли решение об открытии собственного дела за рубежом, дальше стоит действовать следующим образом.

  1. Нужно определиться со сферой деятельности и тем, будет ли она направлена на организацию услуг для местного населения. Это важный момент, поскольку в некоторых странах (например, в США) для бизнеса, имеющего иностранный адрес, создаются более легкие условия работы и уплаты налогов.
  2. Выберите страну, в которой вы хотели бы открыть свой бизнес. Для этого нужно изучить, насколько там развит рынок тех услуг, которые вы собираетесь предлагать. С одной стороны, если такие услуги в этой стране отсутствуют, вы можете стать новатором в этом деле и работать при полном отсутствии конкуренции. С другой - в случае наличия большого объема таких же услуг в этой стране, есть вероятность, что ваш бизнес будет неконкурентоспособным. Поэтому стоит тщательно спланировать рекламную кампанию.
  3. Окончательно определившись со страной (или хотя бы сократив список всех вариантов до трех), в которой вы будете развивать предпринимательскую деятельность, стоит позаботиться о наличии инвестиций в собственное дело либо найти партнера - гражданина этого государства.
  4. и страну, посетите юридическо-экономическую консультацию в своем городе. Посещение специалиста поможет сэкономить время на чтение законов интересующих вас стран. Кроме того, вам ответят на все вопросы, касающиеся оформления документов для открытия собственного дела.
  5. Внимательно изучите налоговое законодательство того государства, в котором вы планируете организовать свое дело.
  6. Окончательно определившись со страной и направлением в бизнесе, найдите грамотного адвоката, который поможет правильно оформить все документы и даст дополнительные консультации по поводу ведения бизнеса в выбранной стране.

Вернуться к оглавлению

Как правильно выбрать страну для открытия бизнеса

Выделим основные страны, которые, согласно исследованиям бизнес-аналитиков, больше всего подходят для организации собственного дела. Рассмотрим условия для развития собственного бизнеса в них более подробно.

  1. Дания.
  2. Канада.
  3. Сингапур.
  4. Новая Зеландия.

1. Законодательство Дании позволяет иностранным гражданам открывать собственный бизнес на территории этой страны. Сделать это будет проще, если у вас будет получен вид на жительство. Важно отметить, что в этой стране хорошо развита туристическая отрасль. Поэтому, открыв собственное небольшое кафе или закусочную в Дании, вы сделаете правильный выбор, и ваше заведение будет востребовано среди туристов.

На открытие подобного бизнеса вам понадобится сумма от 10 000 долларов. Кредиты в Дании выдаются иностранцам при наличии временного вида на жительство. Процент по кредиту составляет примерно 7-12% годовых.

Еще одна положительная сторона открытия бизнеса в Дании - помощь государства начинающим предпринимателям, проявляющаяся в уменьшении налогов в первый год ведения деятельности.

2. В США созданы прекрасные условия для открытия собственного дела: низкие проценты по кредитам, щадящее налоговое законодательство (отсутствие налога с оборота, НДС, множество льгот для развивающегося бизнеса), поддержка государства начинающих бизнесменов. Кроме того, в США нет требований по уставному капиталу, отсутствуют таможенные пошлины на вывоз продукции, а тарифы на ввоз умеренные.

3. Открытие бизнеса в Канаде имеет ряд преимуществ: в этой стране самая низкая стоимость электроэнергии в мире, благоприятные условия для привлечения инвестиций, низкая стоимость строительных работ, низкие цены на землю, большое количество федеральных и провинциальных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, официальные власти страны оказывают поддержку начинающим предпринимателям, позволяя им оценить свой бизнес-потенциал. Для этого нужно ответить на вопросы Национального Теста для Предпринимателей, который можно найти в сети интернет. По результатам тестирования вы получите перечень советов, а также общую оценку вашего делового потенциала в данной стране.

4. Сингапур по праву считается одним из главнейших финансовых центров мира. Нередко наши соотечественники задумываются об открытии бизнеса именно в этом государстве. Здесь созданы прекрасные условия для открытия собственного дела: высокий уровень жизни, стабильная экономическая обстановка, отсутствие преступности, развитая финансовая инфраструктура, льготная налоговая политика для малого бизнеса, привлекательный инвестиционный климат.

Наиболее популярным направлением в бизнесе является предоставление всевозможных услуг (туристических, финансовых, транспортных). Однако важно учесть, что в данном государстве существуют жесткие стандарты строительного, туристического, . Причины такого контроля предпринимателей заключаются в огромном количестве туристов, посещающих эту страну (6-7 млн. человек в год).

5. Новая Зеландия - страна, идеально подходящая для предпринимательства. Во-первых, системы налогообложения и отчетности в ней ясные и простые, особенно для малого бизнеса. Во-вторых, в данном государстве большинство направлений предпринимательской деятельности не требует никаких разрешений, за исключением некоторых (медицины, ресторанного сервиса, риэлторской деятельности, торговли алкогольными напитками), на осуществление которых требуется лицензия.

Вернуться к оглавлению

Наиболее популярные виды бизнеса за границей

Самые распространенные за границей - открытие гостиниц, отелей, баров, ресторанов, кафе, булочных, колл-центров, производство материалов для бань и саун, производство жидкой резины.

В каждой из зарубежных стран есть наиболее распространенные именно там виды бизнеса. Рассмотрим основные из них.

  1. По мнению бизнес-аналитиков, столицей колл-центров давно признаны Филиппины. Организовать бизнес в данной стране не слишком сложно, поскольку здесь нет жестких бюрократических препятствий и юридических ограничений. Однако важно обратить внимание на культуру этого государства, поскольку она отличается от традиций, принятых в странах Европы.
  2. В Эстонии больше всего распространен бизнес по производству материалов для саун и бань. Открытие своего дела в этой стране нельзя назвать сложной процедурой, главное - оформить все документы в соответствии с местными законами.
  3. Производство жидкой резины наиболее распространено в Канаде. Жидкая резина успешно применяется для защиты от коррозии железнодорожных вагонов и бассейнов, для покрытия крыш и монтажа бетонных конструкций. Грамотно организованный бизнес в этой стране может приносить хороший доход. При этом можно производить жидкую резину не только для Канады, но и для экспортных поставок в другие страны.
  4. Самый распространенный вид бизнеса в Турции - ресторанный. Открытие собственного дела в этой стране - несложная процедура, занимающая всего несколько часов. Основная проблема на этапе становления бизнеса - легализация русского персонала, но при правильном оформлении всех необходимых документов и она разрешима.

Вернуться к оглавлению

Многие россияне, задумываясь о собственном бизнесе, видят его зарубежом. В России, мол, бюрократия, инстанции, взятки – а там все по-честному, и малый бизнес активно поддерживается государствами.

Отчасти, это так – но где и какой бизнес выгоднее открыть или купить россиянину, стоит тщательно изучить заранее.

Не существует и не может существовать статистики: в какой стране мира лучше открывать свой бизнес иностранцу – в каждом конкретном случае это зависит от ваших способностей, мотивированности, специфики бизнеса, которым вы собираетесь заняться. Но можно выделить ряд факторов, анализ которых поможет вам более-менее сориентироваться перед самым началом.

Что надо прежде всего осознать человеку, который хочет открыть свой бизнес за рубежом? То, что, собственно, вы делаете: ваш предполагаемый бизнес. Речь идет не о ваших бизнес-планах и практических инвестиционных расчетах, а в принципе о самом действии: вы едите за границу открывать свое дело. Это значит, что вы едете туда не беженцем, не трудовым мигрантом и не нелегалом. Вы едете не брать, а давать – платить налоги, создавать рабочие места, развивать экономику выбранной страны. Все цивилизованные процветающие страны будут вам рады: в том же Евросоюзе доля малого бизнеса в ВВП ровна 57%, в некоторых отдельных странах – до 80%. Для сравнения, в России этот показатель держится на отметке 20%-25%.

На какие факторы надо прежде всего обратить внимание при выборе страны, где вы собираетесь открыть свой бизнес?

— стабильная политическая обстановка в стране. Вероятно, Европа и США долго еще будут лидировать по этому показателю. Однако здесь же стоит упомянуть Австралию, Новую Зеландию, Канаду – как тихие и миролюбивые страны, где вполне можно законно и безбоязненно открыть любой легальный бизнес.

— низкий уровень экономической преступности, в частности, прозрачные и комфортные методы ведения бизнеса и уважение права собственности. По информации, которая содержится во всемирном обзоре экономических преступлений компании PricewaterhouseCoopers, самый низкий уровень экономической преступности установлен в Японии, Гонконге и Нидерландах.

— отсутствие юридических препятствий для ведения бизнеса иностранцу. Евросоюз, уважая малый бизнес, поддерживает иностранных предпринимателей тем, что всячески облегчает бюрократические процессы регистрации бизнеса иностранцем. Прежде всего, среди стран, наиболее открытых для иностранных предпринимателей можно назвать Германию, Францию и Испанию. В той же Германии, к слову, малый бизнес обеспечивает до 80% рабочих мест, что говорит о высокой заинтересованности государства в индивидуальных предпринимателях. Опять же, совсем недавно стало известно о готовящемся пошаговом отмене виз между Россией и Евросоюзом, что во многом облегчит задачу российским предпринимателям на начальном этапе. С другой стороны, для открытия собственного бизнеса в США вообще не требуется ни визы, ни вида на жительство в этой стране: регистрация бизнеса происходит он-лайн, и предпринимателю нет необходимости находиться на территории США.

— благожелательное налоговое законодательство и банковские условия.
Налоги – крайне важный фактор и для вашего бизнеса за рубежом, и для отношения к вам государства, в которой вы планируете открывать свое дело. Решаясь на этот шаг, следует тщательно изучить налоговое законодательство выбранной страны и детали, касающиеся вашей сферы деятельности – уход от налогов в Европе, как в США, жестко контролируется. А вот кредиты на открытие малого бизнеса, наоборот, под хорошие проекты выдаются охотно.

— культурный фактор: знание языка, близость культурных традиций. Этот, на первый взгляд, не очень важный фактор может в итоге оказать существенное влияние на успех вашего предприятия за рубежом. К примеру, предпринимателю, который решит начинать свой бизнес в высокоразвитой Японии, надо быть готовым к тому, что японское общество традиционно очень изолировано и монолитно: европейцу, и в том числе русскому, там практически невозможно стать «своим». Другое дело с Европой, где на первый план выйдет сумма, которую вы внесете в экономику той или иной страны. А уж к иностранцам Европе точно не привыкать.

— наличие бывших соотечественников, к которым хотя бы гипотетически можно обратиться для оптимизации вашего бизнеса или в случае форс-мажорных обстоятельств. Здесь самое время вспомнить, что с 2003 по 2008 годы больше всего россиян эмигрировала в такие страны, как США (85,748 человек) Германия (53,338) Канада (20,015) Греция (9,940) Испания (7,080). Большие русские диаспоры (не считая постсоветских стран) существуют в США (более 3млн человек), Израиле (более 1 млн), Канаде (более 500тысяч), Бразилии (200 тысяч) и Германии (около 200 тысяч).

На первый взгляд, европейские страны лучше всего отвечают названным критериям. Но у Европы есть один существенный минус: она маленькая, а людей в ней живет много: совокупное население 27 стран-членов Евросоюза – более 500 млн человек, 3ье по величине в мире. И бизнес там широко развит: надо быть готовым к тому, что на Западе придется действовать в условиях жесткой конкуренции, высоких цен на энергию и труд, чего нет в других регионах мира.

К тому же, из-за кризиса евро и участившихся разговорах о распаде еврозоны, стоит все взвесить еще раз. То же самое справедливо и к США, о которых мировые финансовые аналитики и вовсе высказываются неоптимистично. Что остается? Австралийский и латиноамериканский регионы – далеко, неизведанно, страшно. Но если вы уже решились попытать счастья за рубежом, то, может быть, стоит попробовать – а об особенностях бизнеса в той или иной части света вам будет регулярно рассказывать Business Times в следующих материалах этой рубрики.

Открытие своего дела – это всегда подразумевает собой очень много работы, приложения всех сил и неимоверного старания. Во многом успешное открытие дела зависит от того, насколько Вы готовы ко всем предстоящим трудностям, а их, к сожалению, очень много...

Но половины из них можно избежать при грамотно составленном плане всех действий. Все бизнесмены начинают свою предпринимательскую деятельность с составления подробного и продуманного бизнес плана.

Бизнес план – это все те пункты, которые нужно соблюдать при движении к успеху.

Во внимание стоит брать все мелочи, и именно к мелочам стоит уделить особенное внимание. Бизнес – это очень своеобразная и хитрая вещь.

Успешность бизнеса может быть нарушены самой мелкой проблемой, которая ранее, казалось бы, не представляла никакой угрозы для благополучного процветания Вашего бизнеса.


Особенно много таких мелочных проблем в том, если Вы желаете открыть свое дело за рубежом. Гражданство у нас всего одно – Российское. А вот что делать, если хочется , например, в Германии, или Америке?

Гражданства и прописки у нас нет, но дело открыть все же можно. В данной статье мы рассмотрим, как открыть свое дело за границей, не являясь ее гражданином.

Открытие своего дела за границей в первую очередь подразумевает покупку коммерческой недвижимости. Стоит отметить, что во многих зарубежных странах недвижимость коммерческой направленности стоит гораздо дешевле, нежели в России. Российская недвижимость, конечно, приемлема для кошелька, но она постепенно растет.

Новые бизнес-идеи здесь: http://сайт/

Связано это с тем, что строительство идет в основном жилого помещения, а вот коммерческих помещений практически нет. Если мы взяли цель на Германию, то стоит договариваться уже с Германским правительством.

Разрешение на покупку недвижимости не требуется, а вот на организацию бизнеса – это все решается через администрацию города, где Вы желаете сделать бизнес. Нужна виза, загранпаспорт, и документы личности, то есть паспорт гражданина РФ, справки из банков, медицинские справки. Также нужен тщательно подготовленный бизнес план, который бы они смогли рассмотреть по требованию.

Предоставив данные документы, вероятней всего, будет собеседование. Нужно подготовиться к этому, вести себя уверенно, не волноваться, отвечать на все вопросы грамотно. Желательно знать язык той страны, в которой Вы находитесь.

Успех, конечно, гарантировать на сто процентов нельзя. Но сейчас очень поддерживаются инвестиции в иностранный бизнес, и молодые бизнесмены могут попробовать себя в столь тяжком деле...