Обязательным требованием применения конвенция мдп является. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки мдп. Система гарантии Конвенции МДП

Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.

История

На практике действие Конвенции может наблюдать любой путешествующий по дорогам Европы. Тысячи грузовиков и полуприцепов , использующих транзитную систему МДП, обозначены синей табличкой TIR , прикрепленной на кузове автомобиля. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.

С 1975 г. в Конвенцию МДП двадцать семь раз вносились изменения и дополнения. В г. рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, при поддержке нескольких специальных групп экспертов, начала работу по масштабному пересмотру системы МДП. После завершения в г. процесса пересмотра МДП с 17 февраля вступила в силу новая редакция Конвенции. Второй пакет поправок к Конвенции МДП, также разработанный Рабочей группой ЕЭК ООН (WP.30), вступил в силу 12 мая г. Эти поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую была дополнительно возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий. В г. началась работа над этапом III процесса пересмотра МДП. Среди его целей - внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных без изменения основных принципов и недавно обновленной юридической и административной структуры Конвенции. Последняя поправка, вступившая в силу 12 августа года, предусматривает создание международной системы контроля за использованием книжек МДП для хранения данных, передаваемых таможенными органами и доступных для объединений и таможенных администраций, о прекращении операций МДП в таможнях места назначения. Цель этой международной системы контроля – предоставить транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейший инструмент управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях и упростить процедуры розыска, применяемые таможенными органами после прекращения операций МДП.

Принципы Конвенции

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов:

  1. Грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах или контейнерах;
  2. Уплата таможенных пошлин и налогов , в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;
  3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами - участниками Конвенции таможенным документом (книжкой МДП), принятым к оформлению в государстве отправления и служащим документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения;
  4. Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны признаваться всеми странами транзита и назначения;
  5. Доступ к процедуре МДП для национальных объединений (разрешение на выдачу книжек МДП) и физических и юридических лиц (разрешение на использование книжек МДП) должен контролироваться уполномоченными национальными органами.

Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.

Книжка МДП

Книжка МДП (Carnet TIR) – международный таможенный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.

На сегодняшний день Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) - единственная международная организация, которая получила (под контролем Исполнительного совета МДП) право на централизованное изготовление и распространение книжек МДП среди национальных гарантийных объединений в соответствии с договорными обязательствами, утвержденными Административным комитетом МДП. В свою очередь, каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации - обязательстве перевозчика.

Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, сгруппированные по два, являются наиболее важной частью книжки МДП для таможенного контроля и действия гарантийной системы. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков используется в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП.

Предъявление должным образом заполненной перевозчиком именной книжки МДП, содержащей подписи и печати международной организации и выдавшего её гарантийного объединения, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантии. Книжка МДП действительна до завершения перевозки МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные выдавшим книжку МДП гарантийным объединением.

В 2006 г. было выдано более 3,5 млн. книжек МДП.

1. Введение

Международные автомобильные перевозки грузов предполагают пересечение территории одного или нескольких государств, при котором соответствующие таможенные органы применяют свои национальные системы контроля и таможенные процедуры. Эти системы различны в разных странах, однако, как правило, предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований с целью покрытия возможной суммы пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий. Это ведет к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В связи с увеличением объема международных перевозок возникла необходимость упрощения таможенных формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложными для перевозчиков.

2. Возникновение

Комитетом по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН в ноябре 1975 г. разработана Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением карнета TIR, которая вступила и силу с 1978 г. Предусмотренный Конвенцией TIR транзитный режим положен в основу многих региональных транзитных систем, что способствует непосредственно и косвенно облегчению международных автоперевозок не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в других регионах мира, например в Африке и Латинской Америке. Водителям и специалистам грузового автотранспорта, которые ездят по европейским дорогам, знакомы голубые таблички с белыми буквами TIR, позволяющие ускорить и повысить эффективность международных перевозок. Конвенция TIR охватывает более 50 стран, включая Европейское Экономическое Сообщество, и применяется в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Чили и Уругвае.

3. Назначение

Главная цель транзитных таможенных систем - облегчить в максимально возможной степени международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии. Конвенция TIR позволяет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и одновременно дает таможенным органам международную систему контроля, приемлемую для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами.

4. Принципы

Система TIR базируется на 4 основных принципах:

  • Надежные транспортные средства или контейнеры
  • Международная гарантия
  • Карнет TIR
  • Взаимное признание мер таможенного контроля
Из них вытекают следующие обязательные требования:
  • грузы перевозятся в надежных транспортных средствах или контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимого нарушения или повреждения таможенного обеспечения (пломб и печатей)
  • пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки
  • груз должен сопровождать международно признанный карнет TIR, выданный в стране отправления и действительный в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения
  • меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения

4.1. Надежные транспортные средства или контейнеры

В соответствии с Конвенцией TIR перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому, при наличии таможенных печатей и пломб и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу заметна. В Конвенции TIR установлены стандарты по конструкции и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением карнета TIR только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или требованиями таможенной конвенции, касающейся контейнеров. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения. На каждое закрытое таможенное помещение (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которые зарегистрированы в ГАИ как международный транспорт, выдается Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международным перевозкам грузов. Бланки свидетельств должны быть напечатаны на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. Свидетельство выдается сроком на два года и заполняется печатным способом. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства. Для грузового автомобиля, полуприцепа или прицепа с тентом - не менее четырех фотографий следующих видов:

  • вид спереди, правой стороны и передней части полуприцепа, грузового автомобиля
  • вид сзади, левой стороны и задней части полуприцепа, грузового автомобиля
  • вид сзади, задней двери или стенки - крупным планом. На фотографии должен быть четко виден государственный номер транспортного средства
  • крупным планом место пломбирования
Для рефрижераторов или фургонов, имеющих боковые двери, добавляется пятая фотография боковых дверей. Размер фото и цвет конвенцией не оговорены.

4.2 Международная гарантия

Международная система гарантий является вторым основным элементом транзитного режима TIR. Эта система предусматривает уплату национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, которые могут быть не уплачены в ходе транзитных операций, если перевозчик не в состоянии уплатить. Система гарантий TIR имеет простой принцип функционирования. Каждое национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны и признанное ее таможенными органами, гарантирует уплату в своей стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции с применением карнета TIR. Такое национальное объединение гарантирует уплату пошлин и сборов национальными и иностранными перевозчиками, осуществляющими операции с применением карнета TIR, выданного данным объединением или аналогичными объединениями другой страны. Следовательно, каждая страна пользуется гарантией, предоставляемой на ее территории в отношении всех транспортных операций с применением карнета TIR, Таким образом, можно сказать, что таможенные органы имеют дело с национальным партнером, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений. В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплаты от лица, несущего прямую ответственность. Если возникает необходимость применения гарантий (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы в любом случае предъявляют иск гарантийному объединению страны, в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее, данное гарантийное объединение может через посредство IRU потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. Поскольку неограниченных по размеру гарантий нет, денежные пределы гарантии устанавливаются для каждой страны в отдельности. Однако максимальная страховая сумма установлена IRU в размере $50 тыс. на один обычный карнет TIR и $200 тыс. на карнет TIR для перевозки алкогольных напитков и табачных изделий. В Конвенции TIR установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В этой связи в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили карнет TIR без оговорок, то они могут предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. В случае неоформления карнета TIR или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в течение года, считая с даты принятия карнета TIR для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате необходимых пошлин и сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях посчитать оплату ненужной. В Конвенции TIR предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявлять иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем.

4.3. Карнет TIR

Третьим и наиболее заметным элементом всей системы TIR. помимо таблички TIR на самих транспортных средствах, являются карнеты TIR, которые представляют собой основной административный элемент системы TIR. IRU выдает карнет TIR национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и IRU. Каждое национальное гарантийное объединение выдает карнет TIR перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков N 1 и N 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки N 1 и N 2 и корешки - на французском языке, Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (N 1 и N 2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (N 1 и N 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (N1 и N 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается один карнет TIR. Вместе с тем один карнет TIR может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.

4.4. Взаимное признание мер таможенного контроля

Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это принимается и даже указывается в Конвенции, такие досмотры должны производиться в порядке исключения. Эта процедура, будучи весьма привлекательной для перевозчика, по сути дела означает, что досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции TIR. Вследствие этого таможня места отправления играет решающую роль, поскольку от нее зависит то доверие, которое все соответствующие таможенные органы будут иметь к эффективному функционированию системы TIR. В этой связи крайне важно, чтобы в таможне места отправления проводился строгий и полный таможенный досмотр, поскольку от этого зависит функционирование всей системы TIR. Поэтому особенно недопустимы следующие нарушения:

  • ложная декларация о грузах, позволяющая заменить их другими грузами во время перевозки (например, загружаются сигареты, а заявляются обои)
  • перевозка грузов, не включенных в грузовой манифест карнета TIR (например, сигареты, алкогольные напитки, наркотики, оружие)
Таможня места отправления должна также до наложения печатей и пломб проверить состояние дорожного транспортного средства или контейнера, а в случае крытых брезентом транспортных средств или контейнеров - состояние брезента и его креплений.

5. Преимущества системы TIR

Система TIR имеет явные преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами национального транзита. В то же время она позволяет избежать больших затрат времени и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов. Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом - карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством таможенных органов, что позволяет увеличить скорость доставки и значительно сократить транспортные расходы.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была принята в 1975 г. МДП - это международные дорожные перевозки (Transports Internationarex Routiers - ТИR).

Целью создания конвенции МДП было:

Облегчения международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами;

Упрощение и гармонизация пограничных и импортных процедур, формальностей;

Создание международной системы таможенного контроля.

Зона действия конвенции МДП распространяется на всю Европу, Северную Америку, часть Северной Африки, Чили, Уругвай, Ближний и Средний Восток.

Положения Конвенции МДП касаются перевозок автомобильным и смешанным транспортом. В ней содержатся требования к средствам и технологии перевозки.

Элементы системы МДП

Система МДП основывается на следующих основных четырех принципах:

1. Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных засoбax или контейнерах.

2. Оплата таможенных пошлин и налогов, если существует риск их неоплаты, должна быть обеспечена международной гарантией.

3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми страна мы - участниками Конвенции книгой, которая используемой в стране отправления и выполняет роль контрольного документа в государствах отправления, транзита и назначения.

4. Меры таможенного контроля в стране отправки груза должны быть такими, чтобы были признаны достаточными в странах транзита и назначения.

Принцип действия системы МДП

Все необходимые таможенные процедуры (формальности), касающиеся вывоза грузов, выполняет таможня страны отправителя. Здесь осматриваются и оформляются грузы на основании информации, которая заявлена перевозчиком в книжке МДП, накладываются таможенные пломбы, о чем делается отметка в книге. После этого обосабливаются друг отрывной лист и заполняется соответствующий корешок в книге, которая возвращается перевозчику, может начинать транспортную операцию.

Когда перевозчик оказывается на таможенной границе, пограничная таможня страны отправления проверяет целостность таможенных пломб, отрывает второй лист книжки МДП и заполняет соответствующий корешок. После этого может быть дано разрешение на вывоз груза за границу. Оба корешки в книжке МДП подтверждают, что перевозки по территории страны отправления полностью завершена.

Пограничная таможня отсылает свой отрывной лист книжки МДП в таможню, оформляла отправления груза, где получен лист сравнивается с первым отрывным листом. Если пограничная таможня не заметила нарушений и не сделала любых пометок в своем отрывном листе, то он идентичен с первым отрывным листом, то книжка МДП считается оформленной без оговорок.

Если отрывной лист пограничной таможни содержит информацию о нарушениях таможенных правил или если этот лист не получен в таможне отправления груза, пограничная таможня делает запрос в национальное гарантийное объединение и информирует его, книжка МДП оформлена с оговорками или не оформлена совсем. Если таможенные органы не получат удовлетворительного объяснения, то они определяют размеры пошлин и налогов, подлежащих уплате. Если же такие платежи не удается получить непосредственно от нарушителя или лица, ответственного за нарушение, таможенные органы получают определенную сумму от национально го гарантийного объединения.

В каждой следующей государстве транзита происходит такая же Процедурa, как и в государстве отправления. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию транзита, проверяет целостность таможенных пломб и отрывает один лист в книжке МДП. Подобным образом действует таможня, через которую грузы вывозятся с территории страны транзита Эти два листа сверяются, и транспортная операция завершается Если замечены какие-либо нарушения, применяются упомянутые процедуры возмещения.

Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, к тому же, если она одновременно является и таможней назначения груза, отрывает в книжке МДП оба листа и несет ответственность за размещение этих грузов под другой таможенный режим, например, размещает груз в таможенном складе, выпускает его в свободное обращение, либо другое. В случае, когда получатель груза находится внутри страны, пограничная таможня действует по схеме действия пограничной таможне страны отправления.

Выписана схема предусматривает возможность применять право органов любой страны на досмотр груза, если есть основания полагать, что груз перевозится с нарушениями таможенных правил, например, использованы фальшивые печати, таможенные пломбы, несоответствие состава груза дорожным документам, поддельная книжка МДП.

Таможенные органы вправе определять сроки и маршрут следования груза. В этом случае перевозчик должен подать удовлетворительное объяснение, если он нарушил маршрут или изменил срок нахождения в пути.

Если на маршруте были испорчены таможенные пломбы, осуществлена перевалка груза, полное или частичное его уничтожение, перевозчик должен получить официальное подтверждение этого факта в любом официальном учреждении, находится как можно ближе к места совершения нарушения или преступления. На основании этой информации таможенные органы расследуют обстоятельства дела с целью подтверждения приведенных фактов.

Основные положения о порядке применения Конвенции МДП

1. Общие положения.

Конвенция МДП касается перевозки грузов без их промежуточной нагрузки на маршруте в дорожных транспортных средствах (контейнерах) от таможни одной из сторон, договаривается, до таможни назначения другой стороны при условии, что хотя бы какая-то часть операции МДП между ее началом и завершением выполняется автомобильным транспортом.

Согласно Конвенции МДП товары, перемещаемые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных транспортных средствах, освобождаются, как правило, от уплаты (или депозита) ввоз них или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях.

Платежи за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не осуществляется. Также эти грузы, перемещаемые в соответствии с требованиями правил МДП, освобождаются от таможенного досмотра в пунктах промежуточных таможен. Таможенный досмотр в промежуточных таможнях может осуществляться только в исключительных случаях, если есть веские основания считать, что в транспортных средствах под таможенными пломбами находятся товары, не указанные в манифесте книжки МДП.

Положения Конвенции МДП разрешают применение страна-ми-членами ограничений, продиктованные необходимостью соблюдения общественной морали, безопасности, охраны здоровья и гигиены населения, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

2. Условия применения процедуры МДП.

Процедура МДП применяется, если товары сопровождаются книжкой МДП оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и обеспечиваются гарантией объединения, которая гарантирует эти перевозки при условии, что эти товары перевозятся на транспортных средствах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами, кроме случаев перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, при транспортировке которых на обложке и всех листах книжки МДП должна быть сделана надпись «тяжеловесные или крупногабаритные товары» на английском или французском языках. На транспортных средствах обязательно должны быть прикреплены голубого цвета прямоугольные таблички с надписью «TIR». При этом одна табличка размещается спереди, а другая такая же табличка - сзади порожнего транспортного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо заметны (Эти таблички должны быть съемными).

Условия применения процедуры МДП предусматривают, что таможни отправления должны находиться только в одной стране, а таможни назначения могут находиться не более чем в двух странах. Общее количество таможен отправления и назначения не должна превышать четырех. Если часть маршрута транспортировки груза с применением книжки МДП проходит по территории страны, которая не подписывала Конвенцию МДП, или если процедура МДП прекращается через более льготные транзитные системы, то операция МДП приостанавливается на этой части маршрута. В данном случае перевозки с соблюдением процедуры МДП может возобновиться при условии, что таможенные печати и пломбы не повреждены, как и другие средства таможенной идентификации.

С Книжка МДП.

Книжка МДП состоит из четырех страниц, обложки,

неотрывного листа и его корешка (обе части одинакового размера желтого цвета), отрывных листа № 1 и корешка № 1 белого цвета (они предназначены для использования в таможнях отправления и ввоза), отрывных листа № 2 и корешка № 2 зеленого цвета (они предназначены для использования в таможнях вывоза и назначения) и протокола о дорожно-транспортные происшествия (желтого цвета).

О назначении обложек книжки МДП, то на странице 1 все пять граф заполняются гарантийным объединением, выдавшее книжку МДП (в графе 1 указывается дата, с которой эта книга может быть предъявлено таможни отправления). На странице 2 напечатаны на французском языке правила пользования книжкой МДП. На стр. 3 напечатаны те же правила, только на английском языке. И на странице четыре в правом верхнем углу находится отрывной купон с номером книжки МДП, который возвращается владельцу в случае изъятия книги с отметками таможенного органа, что сделал это:

Книги, которые используются в последнее время, состоят из 14 или 20 листов (листов) (Т.е., 7 или 14 комплектов предназначены соответственно для перевозки грузов по территории 7 или 10 стран).

Гарантийные объединения

Все перевозки имеют международную гарантию. Заинтересованные национальные гарантийные объединения создают четкую систему гарантий, которая управляется и финансируется Международным союзом по автомобильному транспорту (МСАТ), который размещается в Женеве (Швейцария). Когда возникает необходимость использовать гарантии, таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению страны, на территории которого произошло нарушения, чтобы урегулировать вопрос в рамках этой страны. Уже в будущем национальное гарантийное объединение может через посредство МСАТ вернуть свои потери из-за международного страхового фонда.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб. О совершении дорожно-транспортного происшествия необходимо сообщать письменное в пределах суток ввоза или отправления любыми к ступням оперативным каналам связи. Любые действия после ДТП должны проводиться только под контролем таможни, в случае повреждения отделений транспортного средства или средств идентификации в результате ДТП составляется протокол о нарушении таможенных правил, делается соответствующая запись в отрывных листах и их корешках книжки МДП.

Если перевозчик обратится к таможне, в зоне действия которой произошло ДТП, таможня обязана:

Получить от этого перевозчика письменное объяснение об обстоятельствах ДТП;

Принять решение о возможности дальнейшей перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП;

Заполнить протокол о ДТП или удостоверить протокол, составленный органами доржно-транспортных служб (инспекций).

После ДТП грузы могут быть перегружены на другое дорожно-транспортное средство и отправлены по назначению с соблюдением процедуры МДП.

В случае, когда процедура МДП невозможна, грузы могут быть отправлены в таможню назначения по процедуре доставки товаров под таможенным контролем.

Ответственность перевозчика и гарантийного объединения

Бывают случаи выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в таможню назначения грузов. В этой ситуации таможенный орган, в зоне действия которого совершено это правонарушение, оформляет в установленном порядке дело о нарушении таможенных правил и после его рассмотрения выносит постановление о наложении соответствующего взыскания.

Дело о нарушении вышеуказанных таможенных правил открывают, как правило, такие таможни:

Таможня назначения - при ввозе товара в страну при значения;

Таможня вывоза - при транзите товаров по территории других стран;

Таможня отправления - при вывозе товаров из стран отправления.

В любом случае, когда необходимо взыскать таможенные платежи и

налоги, состоит бесспорное взыскание с перевозчика таможенных платежей и пени. Если в течение одного месяца после требования платежей невозможно взыскать с перевозчика соответствующие средства, об этом заключается акт. Этот акт вместе с копиями протокола и постановление с отрывным листом книжки МДП направляется в

соответствующее управление организации таможенного контроля. В протоколе о нарушении таможенных правил и в постановлении о наложении взыскания указываются, что перевозки осуществлялось в процедуре МДП, и номер книжки МДП.

Какой перевозчик частично оплатил взыскание, в акте указывается уплаченная сумма и прилагается копия платежного документа.

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов (Конвенция МДП 1975 г.)

Работа над созданием транзитной системы МДП началась под эгидой Европейской экономической комиссии (БЭК) ООН вскоре после окончания второй мировой войны. Первое соглашение МДП было подписано несколькими европейскими государствами в 1949 г. Успех этого соглашения предопределил принятие Конвенции МДП Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН в 1959 г., которая вступила в действие в 1960 г. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 г. с учетом накопленного в процессе использования системы опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил. 17 февраля 1999 г. в Конвенцию МДП 1975 г. были внесены изменения, направленные на усиление контроля со стороны государств-участников (Договаривающихся сторон) Конвенции за системой МДП.

Система TIR базируется на 4 основных принципах:

  • 1. Надежные транспортные средства или контейнеры.
  • 2. Международная гарантия.
  • 3. Карнет TIR.
  • 4. Взаимное признание мер таможенного контроля.

В соответствии с Конвенцией TIR перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому, при наличии таможенных печатей и пломб и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу заметна. В Конвенции TIR установлены стандарты по конструкции и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением карнета TIR только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или требованиями таможенной конвенции, касающейся контейнеров. На каждое закрытое таможенное помещение (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которые зарегистрированы в ГАИ как международный транспорт, выдается Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международным перевозкам грузов. Бланки свидетельств должны быть напечатаны на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается на 2 года и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства.

Международная система гарантий является вторым основным элементом транзитного режима TIR. Система гарантий МДП построена по следующему принципу. Каждое гарантийное объединение, представляющее перевозчиков в государстве - участнике Конвенции МДП 1975 г. и признанное её таможенными органами, гарантирует уплату в той стране пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае нарушений национального таможенного законодательства но время перевозки с применением книжки МДП. Это объединение несет солидарную ответственность по уплате таможенных платежей как с национальными, так и с иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжки МДП, выданной национальным гарантийным объединением или аналогичным объединением другой страны. Таким образом, таможенные органы имеют дело с национальным гарантом, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений на основе национального законодательства.

Третьим и наиболее заметным элементом всей системы TIR являются карнеты TIR, которые представляют собой основной административный элемент системы TIR. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков № 1 и № 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (№ 1 и № 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки № 1 и № 2 и корешки на французском языке. Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (№ 1 и № 2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (№ 1 и № 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (№1 и № 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением.

Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в порядке исключения.

Система TIR имеет явные преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами национального транзита. В то же время она позволяет избежать больших затрат времени и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов. Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли.

Г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН . Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.

История

На практике действие Конвенции может наблюдать любой путешествующий по дорогам Европы. Тысячи грузовиков и полуприцепов , использующих транзитную систему МДП, обозначены синей табличкой TIR , прикрепленной на кузове автомобиля. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.

С 1975 г. в Конвенцию МДП двадцать семь раз вносились изменения и дополнения. В г. рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, при поддержке нескольких специальных групп экспертов, начала работу по масштабному пересмотру системы МДП. После завершения в г. процесса пересмотра МДП с 17 февраля вступила в силу новая редакция Конвенции. Второй пакет поправок к Конвенции МДП, также разработанный Рабочей группой ЕЭК ООН (WP.30), вступил в силу 12 мая г. Эти поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую была дополнительно возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий. В г. началась работа над этапом III процесса пересмотра МДП. Среди его целей - внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных без изменения основных принципов и недавно обновленной юридической и административной структуры Конвенции. Последняя поправка, вступившая в силу 12 августа года, предусматривает создание международной системы контроля за использованием книжек МДП для хранения данных, передаваемых таможенными органами и доступных для объединений и таможенных администраций, о прекращении операций МДП в таможнях места назначения. Цель этой международной системы контроля – предоставить транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейший инструмент управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях и упростить процедуры розыска, применяемые таможенными органами после прекращения операций МДП.

Принципы Конвенции

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов:

  1. Грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах или контейнерах;
  2. Уплата таможенных пошлин и налогов , в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;
  3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами - участниками Конвенции таможенным документом (книжкой МДП), принятым к оформлению в государстве отправления и служащим документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения;
  4. Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны признаваться всеми странами транзита и назначения;
  5. Доступ к процедуре МДП для национальных объединений (разрешение на выдачу книжек МДП) и физических и юридических лиц (разрешение на использование книжек МДП) должен контролироваться уполномоченными национальными органами.

Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.