Профстандарты в образовании в году. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Внедрение новых профстандартов педагога

Реестр профстандартов Минтруда России 2017 года включает в себя порядка 966 документов, в которых перечислены основные квалификационные требования и трудовые функции работников. О том, где можно увидеть реестр профстандартов по профессиям 2017 года, что он включает и как его скачать, узнаете из статьи.

Реестр профстандартов Минтруда и перечень мероприятий по их разработке, утвержденный Правительством РФ

31.03.2014 распоряжением Правительства РФ № 487-р был утвержден комплексный план мероприятий, связанных с разработкой профстандартов, на 2014-2016 годы. В соответствии с этим документом Министерством труда РФ был издан приказ № 667н от 29.09. 2014 о ведении реестра профессиональных стандартов.

В документе обозначены ресурсы, на которых информация о принятых стандартах будет актуализироваться по мере их принятия, а также утверждена форма реестра стандартов. Кроме этого, законодатель обозначает сферы деятельности, для которых должны быть разработаны профстандарты. Всего таких сфер в приказе обозначено 40. В перечень утвержденных профстандарты включаются только после того, как в 10-дневный срок они будут получены из Минюста России со сведениями о государственной регистрации соответствующих приказов Минтруда РФ.

Где размещен перечень зарегистрированных Минюстом и утвержденных Минтрудом РФ профстандартов?

Как уже сказано выше, профессиональный стандарт разрабатывается и принимается соответствующим приказом Министерства труда РФ, после чего, чтобы документ вступил в силу, он должен пройти также процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Это обязательное правило, из которого нет исключений. Это означает, что перечень зарегистрированных в Минюсте профессиональных стандартов на сегодняшний день является официальным реестром профстандартов, принятых на территории РФ.

Для справки: проекты стандартов, которые Минтруд размещает в сети Интернет для ознакомления и внесения замечаний, юридической силы не имеют и необязательны для исполнения до тех пор, пока не будут приняты соответствующим приказом и зарегистрированы в Минюсте.

С 2016 года список профессиональных стандартов можно найти на официальном ресурсе этого министерства — profstandart.rosmintrud.ru. Список этот постоянно обновляется — реестр профессиональных стандартов Минтруда на 2017 год насчитывает уже около 966 документов, тогда как в 2016 года их количество равнялось 809.

Не знаете свои права?

С целью облегчения поиска нужных документов там используется программный комплекс, который так и называется — «Профессиональные стандарты» (работа с ним становится доступной после регистрации). Имеется на сайте программно-аппаратного комплекса и возможность подачи уведомления о разработке профстандарта (доступна также только зарегистрированным пользователям).

Кроме того, реестр профстандартов Минтруда России можно найти на сайте ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России — vet-bc.ru. Для ознакомления пользователю необходимо зайти в раздел «Профессиональные стандарты» и выбрать там пункт «База профессиональных стандартов».

По состоянию на середину 2017 года реестр профстандартов насчитывает около 966 документов. К концу года планируется принятие еще порядка 200-300 стандартов.

О перечне утвержденных профессиональных стандартов по профессиям

Национальный реестр профессиональных стандартов, который входит в состав упомянутого выше программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты, включает в себя 2 подреестра: реестр профессиональных стандартов и реестр советов по профессиональным квалификациям. При выборе первого открывается список принятых профстандартов с разбиением по видам профессиональной деятельности. Для просмотра интересующего документа нужно выбрать соответствующий вид деятельности из списка представленных, кликнуть пункт левой кнопкой мыши и в открывшемся перечне найти нужный профстандарт.

Где можно скачать перечень профстандартов на 2017 год?

Самый актуальный перечень профессиональных стандартов 2017 года на официальном ресурсе Минтруда — profstandart.rosmintrud.ru, для чего нужно в блоке «Полезные документы» (в левой части страницы) найти пункт «Реестр профессиональных стандартов» и кликнуть по нему левой клавишей мыши. Далее остается только выбрать место сохранения документа и нажать кнопку «Скачать» или «Сохранить файл» (в зависимости от используемого вами браузера).

Примечательно, что реестр утвержденных профстандартов можно скачать в двух форматах — XML или CSV . Причем система дает возможность загрузить на компьютер не только весь реестр, но и любой профстандарт отдельно.

Примечание: предложение скачать реестр профстандартов Минтруда России 2017 года можно встретить и на многих других сайтах, однако там можно столкнуться с тем, что представленная база не будет актуальна и содержащаяся в ней информация будет попросту устаревшей. На официальных же ресурсах реестр актуализируется и изменяется по мере появления новых стандартов.

Какие профстандарты входят в число обязательных к применению с 1 июля 2016 года?

Несмотря на то что первые профстандарты были утверждены еще в 2013-2015 годах, с 01.07.2016 законодатель ввел обязательность применения положений документов для некоторых категорий профессий.

Определиться, обязательны ли к применению стандарты для конкретной организации, помогут две статьи ТК РФ:

  • ст. 195.3, в которой сказано, что стандарт должен быть использован в работе при установлении к квалификации работника требований законодателем (как, например, в случае с должностями, связанными с подземными работами);
  • ст. 57, которая предусматривает обязательность применения профстандарта для профессий, работа на которых предполагает наличие комплекса льгот или ограничений, налагаемых на работника.

В остальных случаях применение положений профстандартов производится исключительно по желанию работодателя.

Таким образом, если федеральным законодательством (в т. ч. ТК РФ) будут определены требования к квалификации и образованию работника, которые необходимы ему для ведения трудовой деятельности, профстандарты-2018 - 2019 в этой части обязательны к применению работодателями-организациями бюджетной сферы. Если утвержденные профессиональные стандарты обязательны, их неприменение может повлечь для работодателя негативные последствия в форме административных санкций по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Где найти реестр утвержденных Министерством труда России профстандартов

Реестр профессиональных стандартов — 2018 - 2019 размещен на специальном сайте Роструда РФ .

Реестр профстандартов ведется в алфавитном порядке. Для каждого из них установлены наименование должности, профессии, а также конкретный вид поручаемой трудящемуся работы.

В настоящий момент законодательство не предусматривает специальных норм, согласно которым коммерческие организации обязаны применять реестр профессиональных стандартов Минтруда (см. письмо Минтруда России от 30.12.2015 № 14-0/В-1190).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О внесении изменений...» от 02.05.2015 № 122-ФЗ в отношении государственных органов и учреждений, юридических лиц, собственником долей/акций в которых на 50 и более процентов является государство, обязательность применения профстандартов вводится Правительством РФ с учетом мнения особого органа социального партнерства — Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в ее состав входят представители компетентных в сфере труда, соцобеспечения и законодательной техники госорганов, а также общероссийских объединений работодателей и профсоюзов).

ВАЖНО Любая организация обязана применять профессиональные стандарты в отношении должностей, пребывание на которых влечет получение льгот и компенсаций либо связано с определенными ограничениями. Данное требование установлено не напрямую, а через обязательство составлять на основе указанных стандартов трудовые договоры (ст. 57 ТК РФ).

Разработанные Минтрудом профстандарты, зарегистрированные Минюстом

Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.

Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:

  • функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
  • то, какую квалификацию он должен иметь;
  • требуемый уровень образования и опыт работы;
  • наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность.

Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов: что делать, если работник не соответствует установленным требованиям

Уволить сотрудника в связи с его несоответствием профессиональному стандарту невозможно, поскольку ТК РФ в принципе не предусматривает такого основания для прекращения трудовых отношений.

Не стоит путать это с ситуацией, когда работник не отвечает занимаемой должности или не справляется с поручаемой работой в связи с недостаточным уровнем квалификации. В этом случае, если работодатель считает возможным уволить сотрудника, необходимо официально подтвердить его несоответствие посредством проведения аттестации (см. абз. 4 ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель выявляет несоответствие уровня образования требованиям утвержденного профстандарта, он должен организовать для такого сотрудника соответствующее обучение. Работодатели, которые не провели для своих работников предусмотренное профстандартом обучение, могут быть привлечены к ответственности (см., например, постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

Итак, профессиональные стандарты в 2018 - 2019 годах обязательны к применению государственными органами и организациями с госучастием. Для юридических лиц с частной формой собственности применение данных правил носит рекомендательный характер, за исключением должностей, пребывание на которых дает работнику право на гарантии и компенсации или влечет некие ограничения.

Уволить сотрудника за несоответствие профессиональному стандарту работодатель не правомочен.

Профессиональный стандарт – понятие уже не новое, но все еще малоизвестное. О том, что такое профстандарты, какие изменения трудового законодательства вступят в силу в 2017 году и как HR-у работать с профстандартами, поделились эксперты портала в материале.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Все виды квалификации, которая необходима работнику для качественного выполнения его должностных инструкций, теперь можно охарактеризовать одним простым словом – профстандарт. Это понятие внесено в Трудовой кодекс нашей страны и уже является обязательным для многих профессий.

Профессиональные стандарты представляют собой комплексное описание требований к специалисту. Это сочетание требований к знаниям, профессиональным навыкам, умениям и опыту работы на аналогичных должностях. Списки требований к определенным профессиям утверждены на государственном уровне и постепенно становятся обязательными для многих профессий.

Какие профстандарты вступают в силу в 2017 году

Большая часть профстандартов была сформулирована еще несколько лет назад, когда законодатели только начинали продвигать идею стандартизации навыков, необходимых для представителей различных профессий. Основная часть из них вступила в силу до 2017 года, а некоторые из них станут обязательными с 1 января 2017 года. В первую очередь это касается педагогов , занятых работой в любых учебных или спортивных учреждениях (поскольку тренеры и фитнес-инструкторы также относятся к категории педагогов). Профстандарт для педагогов был разработан и утвержден еще в 2015 году, однако по ряду причин его введение было решено отложить до 2017 года.

Профессиональные стандарты требуют определенного набора знаний и умений:

  • от педагогов, занятых работой в дошкольных учреждениях;
  • от педагогов коррекционных школ;
  • от школьных учителей;
  • от преподавателей училищ, лицеев, колледжей и других средних профессиональных или специальных учебных заведений;
  • от преподавателей ВУЗов;
  • от спортивных тренеров и педагогов дополнительного образования.

Как HR-у работать с профстандартами в 2017 году

Профстандарты оказывают влияние практически на все сферы деятельности отдела кадровой политики. Их необходимо учитывать:

  • при подборе и найме новых сотрудников;
  • во время разработки должностных инструкций;
  • в процессах управления персоналом ;
  • при планировании обучения и профессионального развития специалистов;
  • во время разработки системы оплаты труда;
  • во время разработки системы материальной мотивации;
  • при присвоении тарифных разрядов работникам (если таковые приняты в организации);
  • при проведении оценочных мероприятий или профессиональной аттестации работников.

Если нормативные акты предусматривают наличие профессионального стандарта для работников определенной профессии, его применение становится обязательным для работодателя. Однако это касается только строго определенного круга профессий, в то время как основная часть профессиональных стандартов носит рекомендательных характер. Это означает, что применение профстандартов должно происходить с учетом специфики труда, т.е. работодатель должен включить в состав должностных инструкций основные характеристики, предусмотренные в профстандарте для представителей данной профессии.

Профессиональные стандарты обязательны к применению:

  • в случае, если с выполнением трудовых обязанностей по данным профессиям связаны определенные ограничения или предоставление льгот (компенсаций);
  • в случае, если требования к квалификации работников определенных профессий четко установлены законом и являются обязательными.

Для представителей всех остальных профессий применение профстандартов пока не является обязательным. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом необходимо осуществлять с использованием должностных инструкций, максимально приближенных к требованиям профессиональных стандартов, однако отступление от этих стандартов на сегодняшний день не может быть расценено как нарушение законодательства.

Читайте по теме в электронном журнале

Как оценивать квалификацию сотрудников на соответствие профстандартам

С 1 января 2017 года в силу вступает закон, регламентирующий порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Согласно этому закону, оценочные мероприятия смогут проводить только специальные организации, получившие государственную аккредитацию.

Оценка квалификации будет происходить на добровольной основе. Чтобы работодатель смог направить сотрудника на оценку, ему необходимо закрепить порядок направления сотрудников на оценочные мероприятия в коллективном или трудовом договоре, а также получить от работника письменное согласие. Кроме того, работодатель должен предоставить работнику оплачиваемый выходной в день проведения аттестации.

Оценка будет осуществляться на платной основе. Если инициатором оценки является сам работник, то после прохождения и оплаты аттестации он вправе воспользоваться дополнительным социальным налоговым вычетом (уменьшить сумму удерживаемого НДФЛ). Если инициатором аттестации будет работодатель, то расходы на оценку можно списать в качестве прочих расходов для целей налогообложения.

Пройти оценку квалификации на соответствие профстандартам сможет любой совершеннолетний гражданин РФ или иностранный рабочий.

Изменили лист оценки и Положение об аттестации так, чтобы учитывать профстандарты

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала «Балтийского завода – Судостроение» (Санкт-Петербург)

Раньше во время оценки мы измеряли, обладает ли сотрудник нужными знаниями, какие у него обязанности. В лист оценки мы заносили только эти пункты. Теперь, когда появились профстандарты, я и мои HR-ы включили в лист оценки строки «Образование» и «Практический опыт». Обязанности мы подправили так, чтобы они соответствовали стандарту. Также мы внесли изменения в Положение об аттестации. На это ушло три месяца – требовалось разъяснить, что такое профстандарты, утвердить правила оценки.

Можно ли увольнять сотрудников, которые не соответствуют профстандартам, в 2017 году

Даже если по результатам оценки работник не смог подтвердить уровень своей профессиональной квалификации и соответствие профстандарту, его нельзя законно уволить. Кроме того, работодатель не имеет права отказывать кандидату в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие у соискателя свидетельства о соответствии профессиональному стандарту.

В случае, если применение профессиональных стандартов является обязательным для работников предприятия, но игнорируется руководством компании, трудовая инспекция вправе выдать предписание об устранении нарушений и выписать штраф. Если применение профессиональных стандартов обязательным не является, то оснований для привлечения работодателя к ответственности также нет.

Полезные статьи:

Что такое профессиональный стандарт педагога? Какой действует профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года? Педагог – это одна из самых важных профессий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они не спасут людям жизнь как врачи или пожарные. При этом они могут повлиять на ее дальнейшее развитие. Школьный и студенческий период – это важные этапы формирования личности человека.

И в этом непосредственную роль играют педагоги. От их профессионализма зависит не только восприятие ребенком информации, но и формирование определенных сторон личности.

От профессионализма педагога зависит заинтересованность детей в учебе. А следовательно, и определение более интересных ему наук, выбор дальнейшего профессионального направления.

Но к сожалению, отправляясь в учебное заведение, они не всегда компетентны в своей профессии. В связи с этим государство разработало специальные стандарты.

Общие моменты

Новый профессиональный стандарт для педагогов был введен 1 января 2017 года. Указанные в нем нормы позволили дополнить и усовершенствовать предыдущий документ 2013 года.

Он действует на одинаковых условиях на всей территории Российской Федерации, при этом функция введения данного стандарта возложена на региональные органы, в связи с чем стандарт может быть дополнен региональными критериями.

Главной особенностью данного норматива является усовершенствование системы образования за счет обеспечения учреждений квалифицированными компетентными кадрами.

Причиной введения стандарта стало устранение принятых ранее норм и правил, применяемых в Российской Федерации.

Данный процесс обеспечивается рядом нормативных актов, изданных министерством образования, Минтруда , правительственными органами и утвержденных президентом Российской Федерации.

Стоит оговорить, что несоответствие данному стандарту может стать весомой причиной , но в случае, если это должно произойти, нужны весомые доказательства.

С этой целью проводится внешняя проверка преподавательской деятельности с привлечением представителей из районо и других инстанций.

Что это такое

Профессиональный стандарт педагога – это документально зафиксированный свод профессиональных характеристик, которыми должен владеть специалист, работающий в учебном заведении.

Профессиональный стандарт включает в себя решение таких спорных вопросов, возникающих при организации рабочего процесса, как:

В рамках введения стандарта в учебных заведения в обязательном порядке предусмотрено информирование работников о введении новых стандартов.

Какова его роль

Профессиональный стандарт применяется в следующих случаях:

Но помимо этого, со сводом правил стоило бы ознакомиться и самим специалистам. Это позволит наработать профессиональные качества и знать, какие изменения в выполнении своих обязанностей стоит предусмотреть.

Главным предназначением стандарта является повышение качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Новый свод правил соответствует особенностям современных социально общественных требования к педагогической деятельности.

Введены ли новые профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2017 года

Введение новых стандартов предусматривает работу с кадрами в учебных заведением, в связи с которыми в штате должны остаться только соответствующие своду правил специалисты.

В связи с этим вокруг документа и введения новых стандартов возникла масса дискуссий. Общество предполагает массовые в связи с несоответствием работников необходимым стандартам.

Но в интересах государства выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Поэтому сокращение предусмотрено только в отдельных случаях.

В остальном же с целью введения стандарта разработана масса мероприятий. Они включают в себя несколько основных этапов:

  • информирование о введении последних стандартов;
  • повышение квалификации, позволяющее достичь уровня данных стандартов;
  • аттестация преподавателей, которая может проводиться внутри учебного заведения или быть инициирована высшим руководством с целью определения соответствия специалиста установленным нормам.

Первый этап обеспечивается посредствам предоставления нормативов, указанных в стандарте, в качестве печатной продукции в учебные заведения, где, в свою очередь, руководители должны донести полученную информацию и ознакомить с ней весь педагогический коллектив.

Целесообразно в качестве следующего этапа проводить внутренний , что позволит выбрать специалистов, не соответствующих стандарту и нуждающихся в помощи.

По результатам данного аудита специалисты могут быть отправлены на бесплатные курсы повышения квалификации.

Данные мероприятия организовываются региональными властями при поддержке министерства образования.

Они позволяют донести до педагогов информацию о наличии новых методов работы с учащимися, как в плане обучения, так и воспитательных процессов. Полученные навыки педагоги должны использовать в своей дальнейшей практике.

По возвращению сотрудника с курсов в отношении него снова может быть проведена аутентичная оценка, по результатам которой определяется соответствие учителей установленным стандартам.

Существует несколько методик оценивания для преподавателей. Наиболее распространённой из них является проведение открытых уроков.

Они отличаются от обычных присутствием аудиторской комиссии. Она может состоять из представителей районо в случае внешней проверки и администрации школы, если оценивание проводится внутри заведения.

Но, как правило, о проведении данных уроков преподаватели и ученики проинформированы заранее. Они представляют собой мероприятие, проводимое не в стандартной форме, а имеющее четко разработанный сценарий.

Определить уровень качества воспитательных работ значительно сложнее, с этой целью может быть проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей.

Обратите внимание, что наиболее частой причиной для внешней оценки деятельности преподавателя становится сигнал от родителей его учащихся.

Видео: профессиональный стандарт будет обязателен


На основании этого может быть пересмотрен . Особенно это касается педагогов-дефектологов.

Структура документа

Профессиональный стандарт состоит из нескольких частей, он включает в себя следующее:

Существует несколько методов оценки выполнения профессиональных стандартов. Основным из них является результат обучения и воспитания учащихся, то есть работу преподавателя оценивают по уровню знаний и другим качествам его учащихся.

Новые задачи преподавателей

Согласно нововведениям, отмеченным в стандарте педагога, все без исключения преподаватели должны выполнять следующие требования:

  • работать в условиях реализации программы инклюзивного образования;
  • проводить уроки на государственном языке (русском), даже для тех лиц, для которых он не является родным;
  • заниматься образованием учащихся, у которых возникают проблемы в развитии.

Таким образом, стандарт распространяется не только на профессиональные качества специалиста, но и на особенности его личных качеств.

Как профессионал, педагог должен излагать информацию в рамках программы, но при этом способ ее донесения выбирается им самостоятельно.

Опытным путем доказано, что привлечение видеоматериалов и других наглядных пособий позволяют повысить заинтересованность учащихся.

В рамках применения новых стандартов основной задачей педагога является создать одинаковое комфортное условие для своих учащихся, не выделяя никого из них, независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, гражданства и т.д.

При этом ему необходимо разработать методику донесения информации таким образом, чтобы в получении знаний была заинтересована большая часть учеников. С этой целью применяется индивидуальный подход к детям.

Проблемы внедрения профстандартов

Новые стандарты предполагают повышение качества образования, но их введение имеет ряд проблем. Основные сложности возникают на этапе справедливого аудирования.

Как уже было сказано выше, большинство лиц, проверяемых в рамках введения данной программы, осведомлены о предстоящей проверке.

В связи с этим процесс превращается скорее в театрализованное представление, чем в настоящий . Не менее распространенной проблемой является нехватка специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

В отдельных случаях решить эту проблему позволяют курсы, но этого может быть недостаточно. Может потребоваться получение другого уровня образования для специалистов, работающих в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

Педагогический стандарт, введенный в Российской Федерации 1 января 2017 года, предполагает повышение качества образования путем найма на работу в образовательные учреждения квалифицированных специалистов.

Данный свод правил включает не только информацию о уровне квалификации для лиц, занимающих разные должности.

Также в нем указано, какими основными профессиональными качествами должен обладать педагог. Согласно этому его работа должна полагаться одновременно на индивидуальном подходе к каждому ученику и равному отношению ко всем учащимся.

Закон о профессиональных стандартах педагога с 1 января 2019 года поможет этой священной профессии встать на путь развития и становления. Многие проблемы нужно решить, но главное, чтобы всё новое начало работать и приносить плоды.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этой статье мы постараемся осветить следующие вопросы:

  1. Что такое профессиональные стандарты (далее П.С.)?
  2. Зачем он нужен учителю?

Цель стандарта для учителя:

  • структура;
  • требования к кандидату;
  • трудовые функции;
  • профессиональные стандарты: испытания;
  • адаптация к стандартам деятельности педагога;
  • проблемы реализации учителями.

Что это такое

С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также нормы оплаты труда.

Стандарт определяет необходимые знания и навыки, которыми педагоги должны обладать. Наши родители будут спокойнее за своих детей, т.к. согласно новым стандартам каждому ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход и защита.

Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.

Они используются:

  1. работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
  2. в организации обучения;
  3. при аттестации сотрудников;
  4. в разработке ДИ;
  5. при тарификации работ;
  6. в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
  7. организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
  8. в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.

Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от самообразования и его стремления познать мир.

Профстандарт 2019 — это документ, который охватывает невероятно широкую область образовательной деятельности и заключает в себе педагогическую работу в областях дошкольного и общего образования, в том числе его начальной, основной и средней ступени, также содержит чёткое описание знаний и навыков.

Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.

Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2019 года для учителя

Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:

  • определение уровня квалификации педагогов;
  • интеллектуальная подготовка будущих учителей;
  • повышения интеллектуального уровня учителей.

Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.

Учитель должен:

  • благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.

Какая же причина таких отношений с предметом?

Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда, в недостатке позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?

Естественно, не хотелось бы, чтобы введение профстандартов превратилось в формальность, и привело к очередному очковтирательству.

Видео: Компетенция педагогического работника

Структура

Новые требования к профессионализму педагога включают:

  • универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
  • знание (для повышения профуровня);
  • компетентность (осведомленность);
  • прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).

Очень важно, что внешний вид и стиль учителя должен вызывать уважение.

С 2019 года П.С. имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:

  • обучение;
  • образование;
  • развитие.

Наибольшее количество вопросов вызывает раздел «развитие», который ставит педагога в ситуацию, когда вместе с узкопрофильными специалистами - логопедом, школьным психологом, ему необходимо выявлять и решать возникающие проблемы учеников, круг которых довольно широк.

Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.

Требования к кандидату

Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:

  1. обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
  2. отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);

В то же время, данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту кандидата. Следовательно, на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.

Трудовые функции

Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.

Такой специалист может занимать должность учителя или воспитателя и осуществлять образовательную работу в организации, предоставляющей услуги дошкольникам или услуги общего образования.

В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:

  • обучение детей — воспитанников или учеников;
  • воспитательный труд с подопечными;
  • применение развивающих методик;
  • реализация образовательных программ должного уровня обучения.

Профстандарт учителя 2019г. дает точное представление о требованиях, которым должен соответствовать соискатель такой позиции. Перечень может быть дополнен при наличии интереса со стороны обучающихся.

Тестирование

При тестировании в сорока трёх субъектах федерации удалось добиться отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2019 г.

Не исключена возможность уточнения новых требований с учетом региональных, культурных и других особенностей, в зависимости от конкретного места их применения.

Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.

Адаптация

Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Компетентность дифференцируется на три уровня:

  1. обще пользовательская;
  2. общепедагогическая;
  3. предметно-педагогическая.

Особых трудностей для понимания и постепенной адаптации учителей к установленным требованиям не наблюдается. На самом деле, расширяются компетенции педагогического работника, который обладает навыками педагога, психолога, дефектолога, детского логопеда.

В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.

Проблемы реализации

Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:

  1. отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
  2. возросшие нагрузки;
  3. сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.

Насущные вопросы нужно решать большими усилиями, но ведь наши дети того стоят!