Как заказчику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция. Как заказчику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция Перечень единых поставщиков госзакупок

Уважаемые участники торгов! Напоминаем о необходимости регистрации поставщиков в ЕИС с целью создания Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ).

Напомним, 1 января 2019 года все реестры поставщиков, которые сейчас ведут торговые площадки (списки аккредитованных на них участников торгов), будут объединены в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и вести его будет Федеральное казначейство.

Единый реестр участников закупок это совокупность сведений о юридических лицах и ИП, участвующих в закупках в качестве поставщиков. Если сведения об участнике отсутствуют в реестре, он не сможет подать заявку на участие . При этом попасть в реестр можно только после прохождения регистрации в ЕИС. Соответственно, ЕИС напоминает участникам закупок о необходимости совершения действий по регистрации.

  • Зарегистрироваться в ЕИС;
  • Разместить информацию в ЕРУЗ (документы);
  • Аккредитоваться на ЭТП.

Стоит отметить, что аккредитоваться на площадке нужно в срок не позднее 1 рабочего дня с момента регистрации в ЕИС и ЕРУЗ. Кроме того, с 1 января можно будет только компаниям, разместившим информацию о себе в ЕРУЗ. Плюс ко всему в новогодние каникулы аккредитация на ЭТП будет доступна только с 9 января. Поэтому рекомендуется не откладывать регистрацию и аккредитацию в долгий ящик, чтобы новый год принес новые контракты, а не головную боль.

Однако! Компаниям, которые уже аккредитованы хотя бы на одной ЭТП, регистрацию в ЕИС нужно пройти не до 1 января 2019, а до 31 декабря 2019 , так как до этого времени участие в закупках будет возможно при включении в любой из реестров. Единственное, что нужно сделать - проверить актуальность информации и документов на ЭТП (проверить, нет ли устаревших данных, если что-то менялось - обновить выписки, проверить полномочия, проверить, не истекает ли срок аккредитации).

Компаниям, у которых нет аккредитации, регистрации и спецсчета желательно сделать всё это до конца года, чтобы в новый год вступить во всеоружии.

Но здесь возникает некая коллизия - в ЕИС пока нет функционала для регистрации. Служба поддержки не может сориентировать по срокам его появления, отмечая, что участнику необходимо следить за новостями. Выход здесь такой - не ждать появления модуля на ЕИС, а пройти аккредитацию на одной из ЭТП уже сейчас, чтобы сведения о компании попали в реестр поставщиков на этой ЭТП, а затем по общему правилу были переданы в ЕРУЗ. Таким образом, у фирмы будет целый год (до 31.12.2019) чтобы зарегистрироваться в ЕИС.

Еще одно решение - дождаться функционала регистрации в ЕИС и пройти все этапы по описанному выше алгоритму, но здесь нужно учесть, что в таком случае участие в торгах может быть отложено до завершения всех процедур.

Обращаем ваше внимание, что сейчас пока нет нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру регистрации в ЕИС. Как только появится дополнительная информация, мы обязательно актуализируем данные. Следите за новостями!

В целях информационного обеспечения организации госзакупок была создана специальная Единая информационная система (далее — ЕИС), размещаемая на официальном сайте госзакупок (пп. 1, 5 ст. 4 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).

Состав сведений ЕИС определен в п. 3 ст. 4 упомянутого закона. Помимо прочей информации, ЕИС содержит находящиеся в открытом доступе для всех пользователей реестры:

  • участников закупок;
  • оформленных госконтрактов;
  • недобросовестных поставщиков;
  • единственных поставщиков продукции, производство которой организуется или модернизируется и/или осваивается на территории РФ.

С 01.01.2019 новые участники госзакупок должны в обязательном порядке зарегистрироваться в ЕИС. Лица, имеющие аккредитацию на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию до конца 2019. Операторы площадок обязаны сделать подачу заявок на участие в торгах невозможным, если до конца действия аккредитации поставщика осталось менее 3-х месяцев. Правила регистрации участников госзакупок в ЕИС утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752.
Ведение реестра осуществляется Федеральным казначейством в электронном виде.

Реестр заключенных контрактов на госзакупки по закону № 44-ФЗ

Заключенные госконтракты в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в ЕИС (ст. 4.1 закона № 223-ФЗ, подп. 6 п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ).

Ознакомиться со списком уже заключенных госконтрактов можно на официальном сайте госзакупок. Для этого надлежит выполнить следующие действия:

  • выбрать на ресурсе, в рамках какого закона, № 44-ФЗ или 223-ФЗ, будут проверяться сведения о заключенных контрактах;
  • перейти к блоку «Информация о закупках»;
  • выбрать ссылку «Реестр договоров».

На открывшейся странице будет форма для поиска. Свод сведений о контракте содержит следующую информацию (п. 2 постановления Правительства РФ «О порядке ведения реестра контрактов…» от 28.11.2013 № 1084, далее Порядок № 1084):

  • название организации-заказчика;
  • источник поступления финансов;
  • метод выбора поставщика;
  • дату окончания закупки или подведения ее итогов;
  • реквизиты документации, подтверждающей основания подписания госконтракта;
  • дату подписания контракта;
  • объем, цену, срок госзакупки, стоимость единицы товара, название государства, из которого происходит товар;
  • сведения о выбранном поставщике (в т. ч. фирменное название, ИНН, местонахождение и др.);
  • сведения об изменениях в условиях госконтракта с перечнем таких изменений;
  • электронную копию контракта, подписанную электронной подписью заказчика;
  • копию документа о согласовании контрольным органом оформление госконтракта с единственным поставщиком;
  • сведения об исполнении контракта;
  • сведения о расторжении госконтракта с указанием причин;
  • идентификационный код госзакупки;
  • документ о приемке (в случае принятия соответствующего решения);
  • решение врачебной комиссии в установленных законом случаях;
  • иные сведения.

Реестр заключенных госконтрактов в рамках закона № 223-ФЗ

Алгоритм действий по поиску информации о госконтрактах, заключенных в рамках закона № 223-ФЗ, аналогичен описанному в предыдущем разделе нашей статьи (выбирается ссылка на закон № 223-ФЗ соответственно).

Список сведений, отображаемых в электронном реестре, регламентирован п. 2 Правил ведения реестра…, утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2-14 № 1132 (далее — правила № 1132), и включает в себя следующие данные:

  • название заказчика;
  • метод осуществления госзакупки;
  • сведения об осуществлении госзакупки в электронном формате;
  • сведения о проведении закупки, участвовать в которой могут только субъекты малого и среднего сегментов бизнеса;
  • дату определения результатов закупки;
  • реквизиты документации, подтверждающей основания подписания контракта;
  • реквизиты договора;
  • предмет и цену договора, сроки его исполнения;
  • информацию о поставщике;
  • сведения об изменении условий договора с перечислением таких изменений и приложением подтверждающих их документов;
  • документацию, содержащую сведения об исполнении договора;
  • сведения о субподрядчиках (о включении в договор условия о привлечении субподрядчиков и заключенных с ними соглашениях);
  • сведения о проведении закупки у субъектов малого бизнеса;
  • информацию о расторжении договора с указанием его причин и подтверждающими документами;
  • копию договора, подписанного электронной цифровой подписью заказчика (см. также статью «Порядок получения ЭЦП для госзакупок (нюансы) »;
  • реквизиты извещения о закупке (при необходимости).

Кто вносит сведения в реестр заключенных госконтрактов

Реестры договоров, заключенных заказчиками в рамках как закона № 44-ФЗ, так и № 223-ФЗ, ведется Федеральным казначейством (п. 1 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 5.24.1 Положения «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, п. 5 правил № 1132).

После получения необходимых сведений от заказчика Федеральное казначейство осуществляет проверку представленных данных, при ее положительных результатах формирует в ЕИС соответствующую реестровую запись и размещает информацию и документы в соответствии с регламентом (п. 4 ст. 103 закона № 44-ФЗ, пп. 12-13 правил № 1132). Срок, отведенный на проверку данных и их размещение, составляет 3 рабочих дня.

Перечень информации и сроки ее направления заказчиком в Федеральное казначейство обозначены в п. 10 правил № 1132 и п. 3 ст. 103 закона № 44-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков

Такой реестр — это еще один свод данных, доступных на бесплатной основе всем пользователям ЕИС (п. 5 ст. 5 закона № 223-ФЗ, п. 8 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Чтобы получить доступ к данной базе, пользователю ЕИС необходимо:

  • открыть официальную страницу госзакупок в сети интернет;
  • выбрать на ресурсе, в рамках какого закона будут проверяться сведения;
  • перейти в раздел «Реестры»;
  • выбрать ссылку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Органом, уполномоченным на ведение такого реестра, является Федеральная антимонопольная служба (п. 5.3.4 положения «О ФАС», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, п. 4 «Правил ведения реестра...», утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

Сведения о недобросовестных поставщиках направляются в наделенный полномочиями на ведение реестра госорган заказчиками.

К таким поставщикам относятся участники госзакупки (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонившиеся от заключения госконтракта;
  • госконтракт с которыми был расторгнут по решению судебного органа.

В рамках закона № 44-ФЗ предусмотрено еще одно основание для признания поставщика недобросовестным: заказчик в одностороннем порядке отказался от работы с данным поставщиком в связи с существенным нарушением последним условий контракта.

Итак, единый реестр участников закупок - это новый термин в законодательстве РФ. Данный реестр начал формироваться с 01.01.2019. В него входят потенциальные поставщики работ, товаров, услуг, прошедшие регистрацию в ЕИС. В данной системе также есть базы данных об уже заключенных госконтрактах и недобросовестных поставщиках. Все эти базы находятся в открытом доступе и предоставляются в информационных целях на бесплатной основе.

Система госзакупок создана для того, чтобы все организации имели право в условиях честной конкуренции соревноваться за контракты на поставки товаров и услуг, предлагаемые государственными и муниципальными структурами.

Помимо этого данный механизм дает возможность любым посторонним лицам контролировать процесс приобретения этими ведомствами того, что им необходимо. Таким образом открывается возможность общественного контроля над данной деятельностью.

Что такое ЕИС

ЕИС - это единая информационная система (аббревиатура сформировалась по первым буква именно трех предыдущих слов) в сфере закупок. Данный механизм представляет собой портал, располагающийся по адресу zakupki.gov.ru. На этом сетевом ресурсе размещаются все сведения, относящиеся к приобретению органами государственной власти и местного самоуправления разнообразных услуг и товаров.

Разработка этого сайта имела своей целью устранение злоупотреблений (коррупции) в процессе расходования государственных средств на такие товары и услуги. Помимо этого создатели были нацелены на то, чтобы сделать процесс закупки более прозрачным. Ставилась задача дать всем гражданам Российской Федерации доступ к данным, относящимся к этому виду деятельности.

Иначе говоря, в ЕИС могут узнать все необходимые данные заказчики (те, кто покупает) и поставщики (исполнители), то есть обе потенциальные стороны контракта, но также и все прочие желающие, которые не собираются вступать в сделки, а лишь желают контролировать процессы. Такие заинтересованные лица имеют доступ ко всем данным , при этом он им предоставляется совершенно бесплатно. Исключение составляет только данные из скрытой части ЕИС, и, кроме того, информация, которая составляет гостайну России.

Среди сведений, которые помещаются в ЕИС:

  • планы закупок, а также относящиеся к ним же план-графики, требуется, чтобы заказчики размещали эти материалы на портале в машиночитаемой форме;
  • сведения о реализации планов из предыдущего пункта;
  • список контрактов, которые оформлены согласно установленным правилам;
  • сообщения о производимых закупках и вся требуемая документация;
  • список поставщиков, нарушающих свои обязательства;
  • перечень стандартных договоров и контрактных условий, которые требуется применять заказчикам при заключении соглашений;
  • перечень видов гарантий банков;
  • реестр проверок, как осуществляемых по плану, так и внеочередных;
  • список жалоб;
  • результаты мониторинга заказов и их аудита;
  • отчеты, составленные заказчиками;
  • каталоги, охватывающие услуги и товары, которые признаны необходимыми для обеспечения нужд как государства, так и муниципальных;
  • информация относительно средней стоимости товаров и услуг согласно рынку;
  • иные данные относительно госзакупок.

Требования к поставщикам и исполнителям

Поставщики и исполнители должны отвечать ряду требований, чтобы их допустили к выдвижению собственных предложений по закупкам, адресованных заказчику. Такие требования установлены ст . 31 Федерального закона № 44 —ФЗ от 05 апреля 2013 года и включают:

  • прежде всего, соответствие данной организации критериям, которые выдвигаются в законодательстве для структур, осуществляющих выполнение данных работ и поставку данных товаров, в том числе наличие лицензий и присутствие в СРО;
  • отсутствие ликвидационных процедур в отношении данной организации (соответственно ее наличие является фактором, исключающим доступ к закупкам);
  • отсутствие решения арбитражного суда, в соответствии с которым данная компания признается банкротом и в ее отношении открывается конкурсное производство;
  • отсутствие факта приостановления деятельности претендента на участие в закупках в административном порядке;
  • отсутствие чрезмерной задолженности данного юридического лица по различным видам обязательных платежей в бюджет, включая налоги, сборы и иные, при этом исключающим обстоятельством становится наличие такой задолженности величиной 25% от совокупных активов компании (но при этом оговаривается, что не учитывается целый ряд видов задолженности, включая такие, по которым предприятие получило рассрочку или отсрочку, либо если они были реструктурированы, а также если сам должник с данной задолженностью не согласен и подал на обжалование, решения по которому пока нет);
  • отсутствие у руководителя организации, а также ее главного бухгалтера либо у осуществляющего закупку физического лица (индивидуального предпринимателя) ответственности по уголовной статье экономического профиля, включая дачу взятки или ее получение, посредничество при ее передаче, участие в предпринимательской деятельности, осуществлявшееся незаконным образом;
  • также в отношении всех лиц из предыдущего пункта к моменту проведения закупки не должно быть действующего уголовного наказания, связанного с невозможностью осуществлять определенную деятельность, которая связана с поставкой продукции или оказанием услуг, а также административной санкции в форме дисквалификации;
  • отсутствие у юридических лиц (это требование относится именно к ним) фактов привлечения к административной ответственности по статье КоАП РФ , предусматривающей наказание за получение незаконного вознаграждения от имени юрлица в продолжение двух предыдущих лет;
  • отсутствие конфликта интересов;
  • наконец, к закупкам не допускаются офшорные компании.

Нужна ли регистрация в ЕИС

Единая информационная система подразделяется на две основные части , а именно открытую и закрытую. Открытая включает основной объем сведений, доступ в нее возможен для всех. Иначе говоря, регистрация не требуется, любой человек, даже не осуществляющий никаких сделок, обладает правом ознакомиться с информацией из этой части. Именно посредством нее осуществляется контроль над закупками со стороны общественности.

Регистрация с созданием собственного личного кабинета безусловно требуется заказчикам.

В ее процессе им требуется внести в виртуальную форму все предусмотренные в ней реквизиты, а также заверить записанное электронной цифровой подписью. Только после этого они получают доступ к закрытой части системы, в которую включаются планы закупок и их план-графики.

Как зарегистрироваться на электронной площадке

Для регистрации на электронной площадке заказчику или иному лицу, у которого есть такая потребность, необходимо внести информацию о себе в Сводный реестр данной системы и написать, какие у него полномочия в сфере закупок (к примеру, заказчик).

Далее ЕИС возьмет информацию из этого Сводного реестра и создаст для данного лица его идентификационный код, который будет прислан ему на электронную почту. Такой код включает 22 разряда, первые двадцать представляют собой числа, служащие для идентификации, а последние два обозначают полномочия данного участника. Если у него несколько полномочий, то ему потребуется получить несколько кодов.

Вслед получением данного реквизита регистрация будет осуществлена автоматически.

  • зайти на сайт zakupki.gov.ru ;
  • на стартовой странице в верхнем правом углу отыскать кнопку «Личный кабинет» и кликнуть на нее;
  • ниже появится подменю из двух пунктов со ссылками на два личных кабинета, нужно кликнуть на нужный пункт;
  • далее на экране появятся два окошка, которые будут гласить:
    • вход для представителей организацией, регистрация которых была произведена по третьему разделу порядка, одобренного Приказом Казначейства России № 27н от 30 декабря 2015 года ;
    • вход для представителей организаций, регистрация которых осуществлялась по третьему разделу этого же порядка;
      заказчик выбирает один из вариантов и нажимает на кнопку «Войти» на окошке;
  • следом откроется личный кабинет, который относится к лицу, возглавляющему данную компанию, там будет форма его личной карточки, которую ему потребуется заполнить, внеся данные о:
    • фамилии, имени и отчестве;
    • должности;
    • свой контактный телефон и e-mail;
    • дату регистрации и последние изменения.

Поскольку руководитель компании в большинстве случаев непосредственно не производит действия внутри ЕИС, ему потребуется дать доступ к данному сервису другому лицу, которое станет администратором компании. Для этого в личном кабинете руководителя кликают на ссылку «Зарегистрировать пользователя».

Далее открывается форма, в которую глава компании вносит все сведения об этом лице. Они совпадают с перечнем, который ему нужно указать для себя, а именно ФИО, должность и телефон. Следует обратить внимание, что сервис просит указать два e-mail’а - собственный сотрудника и тот, на который ему станут поступать извещения, присылаемые единой информационной системой.

Также к этим данным требуется приложить сертификат, оформленный на это лицо, сформированный в виде файла. Наконец, форма утверждается электронной подписью самого руководителя. Система проверяет сертификат и подпись, и если обнаруживает, что они аутентичные, то присваивает администратору логин и в дальнейшем он имеет доступ к системе.

Как найти контракт на сайте госзакупок

Чтобы найти контракт в системе ЕИС, требуется знать регион его заключения, дату и заказчика. Эти параметры вводятся в форму поиска на портале данного сервиса, после чего система выдает результаты.

Также, можно осуществлять поиск по свободной фразе , внеся в строку поиска на главной страницы наименование товара или услуги, поиск контрактов по которым необходимо выполнить. Полученную выдачу можно уточнить с применением расширенного поиска, а также отсортировать ее в необходимом порядке.

Как добавить пользователя в ЕИС — смотрите в видео:

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о единой информационной системе в сфере закупок. Фигурально выражаясь, это один из “китов”, на котором держится система государственных закупок в нашей стране. Поэтому для успешной работы с госзакупками знать об этой системе, а тем более уметь ею пользоваться должен каждый специалист, чья деятельность так или иначе связана с госзаказом. Разбираться в деталях работы с данной системой мы в настоящей статье не будем, а рассмотрим лишь общие вопросы, а именно: что такое ЕИС, для чего она нужна, а также какие функции и задачи она выполняет? Материал статьи будет полезен как поставщикам, так и начинающим заказчикам. Предлагаю сильно не затягивать и приступить к изучению статьи. Поехали…

1. Что такое ЕИС?

Как уже было сказано в водной части статьи, ЕИС расшифровывается, как единая информационная система.

Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту 44-ФЗ) единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

2. Официальный сайт ЕИС

С 1 января 2016 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.

Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности госзакупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого такая информация должна быть полной и достоверной.

Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.

На начальном этапе создания единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:

  1. создание системы на базе существующего сайта госзакупок;
  2. создание системы с нуля.

В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним — www.zakupki.gov.ru .

Старая же версия ЕИС находится по адресу — //old.zakupki.gov.ru/ .

Согласно ч.7 ст.4 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет более чем достаточно.

3. Какая информация содержится в единой информационной системе?

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать:

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);

4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о закупках и об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) ;

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;

17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

4. Что обеспечивает ЕИС?

ЕИС обеспечивает:

  • формирование и размещение информации посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами без необходимости дополнительного входа в личный кабинет ЕИС;
  • осуществление контроля информации и документов, подлежащих размещению в ЕИС, во взаимодействии с иными информационными системами;
  • переход на использование ОКПД2 и ОКВЭД2;
  • реализацию функциональных возможностей для Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства;
  • реализацию расширенных функциональных возможностей для контрольных органов и органов аудита;
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа.

5. Преимущества ЕИС

Главным и принципиальным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта госзакупок является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. Все внесенные в систему данные обрабатываются автоматически, а на основе этих данных формируется требуемая отчетность. Вся система документооборота находится на сайте в открытом доступе.

ЕИС плотно связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.

Также несомненным плюсом является и тот факт, что все планы закупок, а также планы-графики будут размещаться в ЕИС (с 1 января 2017 года) только в структурированном (машиночитаемом) виде. Это нововведение значительно расширит возможность поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, как, например, в поисковой системе Яндекс или Google.

Отмечу, что на старом сайте госзакупок эти документы размещались в сканированном виде, что не позволяло поставщикам, да и другим заинтересованным лицам полноценно искать информацию. Теперь же такое нововведение позволит поставщикам заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на свои товары, работы или услуги и составить долгосрочный план по участию в закупках.

Помимо функциональных изменений разработчиками были выполнены и технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости ЕИС, улучшены функции поиска, появился конструктор параметров поиска, оптимизирован пользовательский интерфейс ее открытой части. Система приобрела более современный и красивый интерфейс. Однако полный набор возможностей станет доступен пользователям с 1 января 2017 года.

6. Законодательное регулирование работы ЕИС

Требования к созданию и курированию ЕИС описаны в Федеральном законе № 44-ФЗ а также в постановлениях Правительства от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития и Федеральным казначейством при создании ЕИС» и от 23 января 2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию ЕИС».

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


С 2019 года практически все закупки по контрактной системе, а также закупки госкомпаний для субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться только в электронной форме. Обе категории закупок будут проходить на электронных площадках из закрытого перечня, а для поставщиков начнет действовать единая аккредитация в ЕИС.

Правительство уже утвердило перечень операторов, на чьих площадках могут проходить электронные госзакупки и закупки госкомпаний с участием исключительно СМСП:

  1. «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. «Единая электронная торговая площадка».
  3. «Российский аукционный дом».
  4. «ТЭК — Торг».
  5. «Электронные торговые системы».
  6. «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
  7. «РТС — тендер».
  8. «Электронная торговая площадка ГПБ».

Специализированной площадкой для проведения закрытых закупок стала ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Закупки на площадках из закрытого перечня начнут проходить после того, как Минфин и ФАС подпишут соглашения с операторами. Ожидается, что это произойдет до 1 октября 2018 года — когда площадки пройдут проверку на соответствие требованиям Правительства РФ. Например, в их числе — способность площадки проводить не менее 10 000 электронных процедур в день, наличие двух серверов по 6 ядер каждый, ОЗУ 4 Гбайт, ЗУ 1000 Гбайт и др.

В свою очередь, указанные операторы в ходе работы должны будут выполнять ряд обязательств:

  • Обеспечивать круглосуточную поддержку участников контрактной системы по телефону и электронной почте. Ответить на вопрос по электронной почте нужно до конца следующего рабочего дня. Среднее время ожидания ответа на звонок не должно превышать 5 минут. Однако в требовании говорится сказано лишь про обращения участников контрактной системы, а не участников закупок по Закону № 223-ФЗ.
  • Оператор может взимать плату только за победу — она составляет 1% НМЦК, но не более 5 000 рублей. Для победителя закупки, участниками которой могли быть лишь малые предприятия, предельный абсолютный размер снижен до 2 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.05.2018 № 564).
  • При направлении заказчику информации и электронных документов, полученных от участника закупки, оператор обязан обеспечить их конфиденциальность до подведения итогов закупки. При этом оператор обеспечивает не менее 10 лет сохранность и достоверность информации, размещенной на электронной площадке и подписанной электронной подписью (п. 22 Единых требований). Необходимость соблюдать это требование отменяет общую норму Закона «О персональных данных», согласно которой персональные данные должны быть удалены оператором по требования субъекта этих самых данных.

Блокировка и разблокировка средств участника

По новым правилам участник электронной закупки, которая проходит на площадке из закрытого перечня, взаимодействует с банком напрямую. Он сам должен открыть в банке спецсчет и обеспечить на нем достаточную сумму для блокирования обеспечения поданной им заявки. Сделать это можно в банке, с которым площадка заключит соглашение. Перечень таких банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р.

Важно, что порядок и случаи блокирования и разблокирования банком денежных средств на спецсчете будет регулировать именно соглашение между банком и оператором площадки (Постановление Правительства РФ от 30 мая 2018 года № 626).

Дело в том, что сейчас этот порядок может вызывать вопросы. Например, в Законе № 223-ФЗ некоторые нормы сформулированы так, что их буквальное исполнение грозит нарушением (к примеру, из ч. 15 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ буквально следует, что 1+1=1). А дополнительные требования, утвержденные Постановлением № 657, лишь фрагментарно регулируют вопросы блокировки и разблокировки денежных средств субъектов МСП при участии в закупках по Закону № 223-ФЗ.

Аккредитация поставщика

До 1 января 2019 года аккредитация участников закупок по контрактной системе, а также закупок госкомпаний для субъектов малого и среднего предпринимательства, проводится в порядке ст. 61 Закона № 44-ФЗ на каждой электронной площадке в отдельности. Чтобы зарегистрироваться на площадке, будущий участник закупки предоставляет оператору:

  1. заявление об аккредитации;
  2. копию выписки из ЕГРЮЛ;
  3. копии учредительных документов;
  4. копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника;
  5. копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  6. адрес электронной почты для направления уведомлений и иной информации;
  7. решение об одобрении или о совершении по результатам электронных закупок сделок от имени этого участника закупки.

Однако с 1 января 2019 года вводится централизованная аккредитация с помощью ЕИС (ст. 24.2): поставщик проходит аккредитацию только в ЕИС, и если ЕИС его аккредитует, то на следующий день поставщик автоматически получает аккредитацию на всех отобранных площадках. Сам порядок аккредитации в ЕИС и перечень необходимых документов Правительство РФ должно определить к концу 2018 года.

По умолчанию аккредитация поставщика длится три года. Однако поставщик, который получит аккредитацию в декабре 2018 года, не сможет участвовать в электронных закупках до конца 2021 года, если до конца 2019 года не пройдет регистрацию в ЕИС (ч. 47 ст.112 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что правила регистрации для участия в обычной закупке по Закону № 223-ФЗ и после 2019 года определяются самой электронной площадкой, и такая регистрация осуществляется на каждой площадке в отдельности.

5 602 просмотра