Сообщение на тему "Может ли философия решить глобальные проблемы человечества?". Глобальные проблемы современности философия рассматривает комплексно Философия и глобальные проблемы современности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Глобальные проблемы современности»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008

Литература:

Основная

1. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.

2. Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.

3. Радугин А.А. Философия. – М., 1998. С.249-260.

Дополнительная


Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.


Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.


1. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М., 1996.

2. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. – М., 1992.

3. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. – 1992. – №8.

4. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. – 1984 – №7,8.

5. Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем ……..5

Глава 2. Глобальные проблемы современности…………………..8

Заключение………………………………………………………….15


Введение

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества».

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.


Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи.

Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступилав качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глава 2. Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

1) Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

2) Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

3) Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

2) возможность всемирной экологической катастрофы;

3) духовно-нравственный кризис человечества.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

На протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в., они носили локальный характер.

Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру.
Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Интересно, что о неминуемости ее возникновения говорил еще в XVIII веке английский экономист Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения». В ней была обрисована сложная ситуация, которая, по мнению автора, возникнет на планете в результате растущего несоответствия между приростом населения, происходящим, якобы, в геометрической прогрессии и количеством производимого продовольствия, которое увеличивается в арифметической прогрессии.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

Площадью почв, пригодных для земледелия,

Сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

Увеличивающимся темпом роста городов,

Предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

Непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

Значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Исторические традиции,

Географический фактор,

Религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

Качество медицинского обслуживания,

Структуру питания и его культуру,

Систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна очень актуальная как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения людей очень многообразны и поэтому изучаются целым рядом наук, в частности, криминологией, юридической психологией. В качестве глобальной проблема стала восприниматься с тех пор, как обрела характер организованной и вышла за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Философия. – М., 2004.

2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.

5. Философия / Ред. Калашников В.Л. – М., 2003.

6. Философия / Ред. Лавриненко В.Н. – М., 2004.


Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.

Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Каменск-Уральский педагогический колледж" (ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж")

Сообщение

«Может ли философия решить глобальные проблемы человечества?»

Предмет «Философия»

Преподаватель: Сухоручко Е.М.

студентки 46 группы

Специальности 44.02.05

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Халтуриной Екатерины

Каменск-Уральский

2016 г.

Одним из самых глобальных и актуальных вопросов на сегодня является решение глобальных проблем современности: философия рассматривает проблемы, которые, казалось бы, затрагивают почти каждую науку, в том числе экономику, географию, математику и много других. Над этими проблемами работают почти все сферы и отрасли наук, связанные с самим человеком и Землей. Почему тогда именно философия должна выдвигать решение проблем современности? Это будет более понятным, если рассмотреть, какие именно проблемы входят сегодня в этот список. И, казалось бы, выход можно найти, ведь сегодня у человечества столько планов, решений и технологий... почему тогда все до сих пор стоит на месте? Ответ в том, что все зависит от самого человека, и все же он стоит в центре этих вопросов: его настоящее, его будущее. С семидесятых годов двадцатого века возникло направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем современности.

Что касается решения глобальных проблем современности, философия рассматривает каждую из этих проблем, способы решения, выдвигает гипотезы относительно будущего, прогнозирует ситуацию, в центре которой человек и цивилизация. Сначала эти проблемы не были глобальными и касались только отдельных стран, но вскоре статус каждой из них менялся. Рассматривая решение каждой из них, мы, прежде всего, заботимся как о благополучном будущем нации, так и отдельных стран. Некоторые из проблем можно выделить для каждого человека непосредственно, в чем и заключается философия глобальных проблем.

На данный момент существуют разные их типирования. Мы рассмотрим основные из них: проблема мира и войны, экономическая, демографическая, производственная проблемы, проблема преодоления отсталости стран, что развиваются, проблема освоения мирового океана, снижения роста численности населения на Земле, как и уменьшения нравственности людей. Сложно определить решение каждой из них, ведь мало просто констатировать факт их существования согласно современности.

Рассмотрим детальнее, что подразумевает под собой каждая из них. Проблема мира и войны существовала всегда, когда существовало человечество. Его история наполнена войнами и мирными договорами, причины и последствия которых были самыми разными и непредсказуемыми. Но глобальной для всего населения эта проблема стала с появлением ядерного оружия, способов массового поражения. Для решения этой проблемы создаются мирные организации, мероприятия, как например в 1994 была создана программа НАТО «Партнерство ради мира», в которую вошли 24 государства. Содержание ядерного оружия контролируется, но все же существуют страны, которые находят способ удерживать оружие нелегально.

Экономичная проблема – это ухудшение окружающей среды, что включает накапливание ядовитых веществ в земле, загрязнение атмосферы и гидросферы, вырубку лесов, которые так нам нужны для полноценной жизни во многих аспектах, так и для воздуха, деградация грунтов, - все это следствие вмешательства человека в природу. С этими проблемами связаны сырьевая и энергетическая, которые появились в 70-х годах двадцатого века. Это включает в себя использование природных ресурсов, запасы которых не восстанавливаются, увеличение темпов производства. Ресурсы, которыми мы пользуемся, бывают исчерпываемые и не исчерпываемые, и сожалению, исчерпываемых намного больше. Что будет делать человечество, когда ресурсов почти не останется, или они исчезнут вовсе? Проблема стоит остро для всего мира, и сегодня разделяют два пути решения этой задачи: экстенсивный и интенсивный. Либо человечество сможет найти новые источники, заменить их, либо сократить использование тех, которые мы используем сегодня.

Демографическая проблема включает в себя голод, демографическое состояние стран сегодня. Дело в том, что в одних из них наблюдается демографический кризис, в других – демографический взрыв. Это угрожает тем, что некоторые нации, как, например, европейские, могут вскоре совсем исчезнуть, в итоге их заменят другие, например азиатские. Решением этой проблемы может быть демографическая политика, пропаганда среди верующих, подъем уровня образования. Среди причин голода в некоторых странах: бедность, нехватка денег на оборудование, экспорт технических культур и недостаток продовольственных, раздробленность земельных участков. В решении проблемы этой отрасли есть два пути: увеличение посевных участков или получение больше продукции на существующих.

Для того, чтобы преодолеть отсталость малоразвитых стран, предусмотрены такие решения: демографическая политика в этих странах, новые реформы, ликвидация монокультуры, устранение межэтнических конфликтов, уменьшение военных расходов, перестройка собственного хозяйства. Для того, чтобы помочь отстающим странам, также создают организации и мероприятия. Например, после 1945 года создана организация ООН-ФАО для решения вопросов продовольствия и сельского хозяйства.

Кроме материальных проблем существуют также психологические, духовные, к которым более причастна сама философия. Это падение нравственности, культуры народа. Решение этой проблемы уже зависит индивидуально от каждого из нас: какой путь мы выберем сегодня, в это время? Кого мы сможем научить мудрости и рассудительности? Говорят, для того, чтобы изменить нацию, нужно сначала начать с самого себя. Мы критикуем всех вокруг и теряем веру в лучшее, но каждый из нас чего-то ожидает, игнорирует себя и утопает в массовых стереотипах. Может следует для начала каждому из нас работать над самим собой? Если большинство людей прислушается к этому, мир станет намного лучше и это будет эффективней массовой пропаганды.

Решение глобальных, касающихся всего человечества, проблем современности лежит на плечах каждого отдельного человека, однако и философия здесь не на последнем месте. Нас затрагивают различные проблемы, для которых характерна причастность как всей нации, так и каждого индивидуально. Не стоит оставаться в стороне до того дня, когда будет слишком поздно. Время действовать на благо будущего своих родных, детей и внуков.

Источник информации:

Интернет-ресурс «Учебные материалы для студентов», Лекция 9 ( )

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Трехгорный технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ

« Философия и глобальные проблемы современности»

Выполнил: Брусова В. А.

Сулимова М. В.

студенты группы ТМ-3047

Проверил: Прохорова О. А.

г. Трехгорный 2010

Введение

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Борьба за права человека

Наука и её влияние на будущее человечества

Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

Введение

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему - сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

Глобальные проблемы современных цивилизаций

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

Эти и другие проблемы - глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.

Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.

Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле

Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает все предпосылки для научного и практического решения остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества.

Достаточно сказать, что гонка вооружений на конец 80-х годов XX в. поглощала триллион долларов ежегодно, не говоря уже о том, что в военных отраслях производства и науки было занято более 25 % высококвалифицированных специалистов и ученых; десятки миллионов людей отвлекались на службу в армию. Общая сумма военных расходов только за один год ныне сравнялась с внешней задолженностью всех развивающихся стран, накопленной за четверть века. И это в то время как в этих странах от голода и недоедания гибнет или страдает каждый второй ребенок. И одной десятой отчислений на военные расходы хватило бы для того, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в экономику развивающихся стран для ее модернизации.

Такая же доля вычета из военных расходов на экологические программы позволила бы резко приостановить и смягчить последствия загрязнения окружающей среды на нашей планете.

Можно продолжить сопоставление, но уже и из вышесказанного следует, что впервые в истории перед человечеством открылась возможность обеспечить самому себе достойные условия жизни, возможность, по своей сути, такая же реальная, как и ей противоположная, то есть самоуничтожение. Для ее достижения человечество имеет достаточно материальных средств, но для ее реализации необходимо и новое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и целей.

Проблемы, вызванные экологическим кризисом

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости для существования и развития рода человеческого - это экологическая проблема, которая означается как экологический кризис.

Никого сегодня не надо убеждать в том, что природа была, есть и будет не только причиной и естественным условием возникновения и существования человеческого общества, но и одним из решающих факторов его развития. То есть, в общественном развитии есть сферы и компоненты его развития (и экономические, и политические, и духовные), которые практически непосредственно определяются и зависят от природы, "географической среды". "Колыбель" наша и "обитель" в опасности. Как ни парадоксально, но социальный прогресс подвел человечество к тому, что его экологическая ниша испытывает состояние нарастающей нестабильности. Отношения в системе "общество - природа", "человек - природа" по своей значимости начинают перекрывать наши экономические и политические заботы и теоретические дебаты. Поэтому экология должна стать одной из главных парадигм политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания науки. Есть мудрая индийская пословица: "Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймете, что ни бумажными купюрами, ни золотыми монетами питаться нельзя".

В чем суть экологической угрозы? Она неотъемлемый элемент и результат той эпохи, которая называется эпохой научно-технической революции. Именно в условиях НТР, начавшейся в середине XX в., природные ресурсы перестали быть практически неисчерпаемыми по сравнению с колоссально возросшими материальными потребностями общества. Но тем не менее взаимодействие в системе "общество - природа" продолжает носить односторонний характер: оно больше направлено на эксплуатацию природы, чем на ее охрану и восстановление, хотя очевидно, что люди не могут и далее бесконтрольно, беспланово, безрассудно и бессовестно эксплуатировать природу. Маркс был абсолютно прав, предупреждая еще в условиях промышленной революции о том, что культура, если она развивается стихийно, а не сознательно, оставляет после себя пустыню.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Таким образом, сегодня можно утверждать, что технологическое развитие пошло "не туда, куда требовала природа". Человечество переступило порог возможностей биосферы. Одна из последних ресурсных моделей состояния Земли по пяти основным параметрам: население, ресурсы, промышленная продукция, питание, загрязнение среды обитания, - показывает, что, если темпы роста населения, экономики, истощения ресурсов будут такими, как последнее десятилетие, то Земля потерпит катастрофу, примерно, в 2040 году.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая главная причина - низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо сегодня помнить и говорить особо.

Исходя из такого подхода к человеку, к обществу, к цивилизации, нужно уяснить простую истину: защищать природу человек сможет лишь тогда, когда он сам останется человеком в духовном смысле, человеком не только разумным, но и совестливым, так как разум и совесть - единственное достоинство и достояние Человека, позволяющее знать и оценить, что он "творит".

Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские)

Известно, что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор, определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти связи не столь однозначны и прямолинейны. Опираясь на факты, можно согласиться и с Т.Р. Мальтусом, предупреждавшим еще в XVIII веке, что, если люди не ограничат свою греховную склонность, то они со временем ввергнут себя в ад, предопределенный для них силами природы и общества.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не снижался по всем параметрам жизненный уровень. Естественно, что при западных темпах роста населения, такие инвестиционные "вливания" в экономику не под силу ни самим этим странам, ни развитым странам, оказывающим ту или иную поддержку развивающимся странам. Следствие - голод, рост нищеты и материальной, и духовной. А не предъявят ли народы этого региона претензий к развитым странам и не потребуют ли от них компенсаций за свою нищету? В блестящем анализе "демографического взрыва", данном Ч. Дарвиным - внуком в книге "Следующий миллион лет", констатируется, что факты подобного рода есть. Следовательно, поставленный вопрос - не праздный, а то или иное его решение создаст дополнительные проблемы для мировой цивилизации.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия "демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых из них.

Однако было бы не корректно свести глобальную демографическую проблему современной цивилизации только к "демографическому взрыву". Человечество не может не быть обеспокоено минимальными темпами естественного прироста населения в развитых странах, действием тех причин, которые их вызывают, и теми последствиями, которыми этот процесс может "обернуться" для них.

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах современного человечества. Они возникли на пересечении демографического, экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье, которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

"В здоровом теле - здоровый дух" - утверждали древние греки. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Например, "достижения" генной инженерии открывают не только новые горизонты, но и зловещие возможности выхода из под контроля "мутанных генов", могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных ублюдков-мутантов. Не исключена опасность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личностных стрессов.

Кризис человеческой духовности

Практически все светские и религиозные, мировые и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Мечущаяся в вечном поиске истины человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы с минимумом точности предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее, определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все сферы человеческого существования.

Нет свежего взгляда на мир. Две великие идеи, - социалистическая и научно-технологическая, пришедшие в ХХ век из века XIX на сегодняшний день переживают глубочайший кризис.

В начале XX в. считалось, что, опираясь на эти идеи, люди Земли построят не только райское, но и справедливое, свободное, достойное человека общество.

Обе эти идеи, практически, лежат в руинах. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, равенства, братства об удовлетворении всех запросов - материальных и духовных. Это идея коммунизма. Увы, не говоря уже об ее уродливом искажении реальной практикой, она является внутренне уязвимой, ибо девиз "каждому по потребностям" не может опереться на реалии жизни. Доказательство тому - простой расчет. Если стандарт потребления населения развивающихся и бывших социалистических стран (примерно пять миллиардов) поднять до уровня жизни населения развитых капиталистических стран (примерно один миллиард), то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Не забывая при этом, что за эти 50 лет население увеличится, как минимум, в 1,5 раза. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого не выдержит.

То же относится и к технократическому оптимизму. Техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно, а порой и опасно. Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая - экономическую эффективность. Их объединение не состоялось. Но и новых объединяющих идей наш XX век не родил. Думается, не погрешим против истины, сказав - человечество ныне в идейном вакууме. Это касается как философско-социалистических идей, так и религий самых разных уровней и оттенков, которые не пошли далее зова "в мир иной".

философия глобальная человечество духовность

Борьба за права человека

Соблюдение прав человека и их неприкосновенность - одно из важнейших направлений деятельности Организации Объединенных Наций. Права человека закреплены в международных документах, призванных обеспечить их незыблемость и стабильность. В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, право на жизнь - это конституционный принцип, неотъемлемое право каждого человека, на основании которого никто не может быть произвольно лишен жизни.

Ни для кого не секрет, что вышеизложенные принципы нередко нарушаются, преступаются или же не исполняются вовсе. Особенно устрашают факты несоблюдения основных прав человека - на жизнь, свободу, безопасность существования и т.п. Терроризм - одно из тех явлений современной действительности, которое подрывает сами основы этих прав, ставит под угрозу безопасность каждого индивида и всего человечества в целом.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов - право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов - право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Наука и её влияние на будущее человечества

Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, нужно искоренять все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя самые современные достижения. Сейчас слишком много времени проходит, пока достижения отдельных лабораторий, исследований и открытий доходят до школ, ВУЗов, всего народа. Необходимы информационные отделы при школах с популярным изложением новейших достижений. Необходимо ускорение сообщений. Девяносто процентов крупных научных достижений принадлежит двадцатому веку. Можно наглядно показать, чем была наука и какой она стала теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза на возможности будущего. Нельзя ни запрещать, ни преследовать развитие науки. Но даже при быстром своем росте, наука все-таки не выполняет и десятой доли предназначенного ей в этот период. Основные причины лежат в косности человечества, в запретах и предрассудках. Ученые исследуют космическое пространство, новые энергии и токи, но все вращаются в заколдованном круге, так как не признают всеначальную энергию. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без нее не разглядеть межпространственных путей.

К сожалению, наука двигается слишком медленно. Наиболее значительные области остаются не затронутыми. Астрохимия, астрология почти не развиваются. Лишь недавно внимание ученых было обращено к Космическим лучам и токам и наиболее смелые ученые даже начали допускать влияние таких взрывов на психическую сторону человечества. Эволюция требует новых форм во всем. Пределы знания расширяются. Новые взаимоотношения складываются между различными областями науки. Многое, еще вчера казавшееся разделенным, теперь оказывается растущим из одного корня. Нужны новые сочетания сотрудничества. Прежние деления необходимо заменить более целесообразными. Это нужно во всех областях жизни - от философии и верований до самых практических наук. Действительность опережает механические представления жизни.

Для дальнейшей эволюции обновление нужно человечеству. В плотном состоянии на Земле можно познать лишь одну сторону явлений. Но не следует ограничиваться только физически зримым горизонтом. Чтобы обогатить жизнь средствами естественными, нужно допустить жизнь повсюду, расширить познания приобщением знаний Тонкого Мира, понять ценность взаимности, сотрудничества, утончения сознания. Это поможет усилить земную науку, сделав ее более выпуклой. Предстоит множество новых открытий, но познание Основ Бытия будет краеугольным условием. Пока даже передача мысли на расстояние продвигается слабо. Недостает ученым надземных чувствований и познания Основ Бытия. Любое открытие - лишь врата к ближайшей тайне. Полюбим путь трудный, иначе на чем же испытаем себя?

Философия о возможных путях будуще го развития мирового сообщества

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический объект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия -- его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование -- также вид познания, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект на -- том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не используются большой популярностью.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина -- футурология.

Футурология (от лат. Futurum - будущее) -- в широком смысле -- совокупность представлений о будущем человечества, в узком -- область несущих знаний охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем». В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название -- Римский клуб. В него вошли известные ученые, общественные деятели и бизнесмены. Его возглавил итальянский экономист П.Печчен. основными направлениями этой организации является стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Римский клуб стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.

К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г.Парсонс, Е.Ханке, И.Бестружев-Лада, Г.Шахназаров и другие.

Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе, среди них процессы в области:

· Производственных отношений;

· Науки и техники;

· Образования;

· Здравоохранения;

· Литературы, искусства, моды;

· Строительства;

· Освоения космоса;

· Международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Использованная литература

· Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - М., 1996.

· Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984.

· Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. - 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Глобализация как предмет социально-философского анализа. Теории Э. Гидденса и Л. Склэра. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Экологические императивы цивилизации. Философия и футурология о перспективах человечества.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2013

    Глобальные проблемы как совокупность проблем человечества, основные критерии их выделения. Моральное содержание глобальных проблем современности. Понятие толерантности, ее принципы и взаимосвязь с моральным сознанием, роль нравственности и обычаев.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Глобальные проблемы человечества: понятие, классификация, пути преодоления. Проблемы экологии и ресурсов. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия. Военные конфликты в современном мире. Концепции дальнейшей судьбы человечества.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие глобальных проблем, их особенности и классификация. Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества. Опасность экологической катастрофы. Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Классификация глобальных проблем современности. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем. Научное предвидение, социальное прогнозирование и уровни прогнозирования. Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Исследование понятия будущего и развития представлений о нем. Обзор теоретических аспектов сущности футурологии. Презентизм первобытного мышления. Кризис утопизма. Социальное прогнозирование в России и его представители. Глобальные проблемы человечества.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Понятие глобальных проблем человечества, их сущность и особенности, классификация и разновидности. Основные проблемы в системе "общество-природа" и "индивид-общество", их отличительные черты, возможные последствия и пути разрешения на данном этапе.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Социальное прогнозирование и научное предвидение как формы философского осмысления проблемы будущего. Анализ глобальных проблем современности, их взаимосвязь и иерархия. Концепции постиндустриального и информационного общества, феномен глобализации.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Глобальные проблемы общественного развития, их признаки, сущность и содержание. Философские основания информационного общества. Человечество перед историческим выбором, обострение экологических проблем. Идея единства, взаимной зависимости и взаимопомощи.

    реферат , добавлен 15.11.2009

    Гуманизм как философия. Социально-экономические основы и духовные истоки эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Эпоха Возрождения и реформация. Глобальные проблемы в системе "Общество - Природа". Классификация глобальных проблем.

Северо-западный Заочный Технический

университет

Контрольная работа по дисциплине: «Философия»

Тема: «Философия глобальных проблем»

Студентки 2 курса.

Факультета ИУП и ИП.

Специальность 08005.

Сериковой Е. А. 8702320003

Работа сдана: « » 2009 г.

Проверил: 2009г.

Выборг. 2010г

Введение

1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация

2. Проблемы экологии и концепции их преодоления

3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия

4. Проблема ресурсов в современном обществе

5. Военные конфликты в современном мире

6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем

7. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Заключение

Список литературы


Введение

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Глобалистический подход обнаруживается в концепциях "постиндустриального общества", "технотронной эры" социологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тофлера и ряда других ученых.

По Д.Беллу, одному из ведущих представителей социального прогнозирования, бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а "индустриальное общество", базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни - "постиндустриальное общество", которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе противоположные социальные системы. Отличительными признаками "постиндустриального общества" становятся: переход от производства товаров к экономике обслуживания, занятие господствующего положения в управлении обществом социальной группы профессионалов-технократов и "больших ученых", повсеместное распространение "интеллектуальной технологии" (информатики, теории игр, моделирования, компьютеризации) и возможность саморазвивающегося технологического роста при широком развитии теоретических знаний.

З. Бжезинский в работе "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно - техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно, с низшей стадии - аграрной - через промышленную и "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука.

В мире останется главное противоречие: между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, приблизившимся к "технотронной эре", для создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

А. Тоффлер, наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Тоффлер видел непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, ее ценностей - техника обусловливает тип общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер. Последняя, третья, волна, по Тоффлеру, вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что формирует новую цивилизацию - новые виды семьи, стиля работы, любви и жизни, новые формы экономики, политики и сознания. При этом новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму господства над природой.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем человечества": экологических, демографических, политических и ряда других. Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название "глобальных", стало характерной чертой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Конкретным анализом каждой из них занимаются специальные науки - социология, демография и проч. Философия рассматривает эти проблемы с позиций возможностей и перспектив выживания человечества.

Сегодня очевидна необходимость комплексного подхода к глобальной проблематике. В исследовании должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания - как общественно-гуманитарные науки, так и естественные и технические. Синтез различных подходов, объединение и осмысление полученного результата в настоящее время формируется в особой области знаний - теории глобальных проблем, или глобалистике. Она нацелена на поиск путей, направленных на выживание человечества; призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Ее выводы могут быть востребованы международными организациями, прежде всего, ООН, правительствами отдельных государств, деловыми кругами, общественностью. В связи с неравномерным развитием различных стран эффективные рекомендации должны включать множество социальных, экономических и политических факторов, применительно к конкретно рассматриваемой ситуации.

1. Основные глобальные проблемы человечества, их понятие и классификация

Актуальность глобальных проблем человечества обусловлена действием целого ряда факторов, к основным из которых относятся:

1. Резкое ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.

2. Рост численности населения Земли. Он поставил перед человечеством ряд проблем, прежде всего, проблему обеспечения продовольствием и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.

3. Проблема ядерного оружия и ядерной катастрофы.

Эти и некоторые другие проблемы затрагивают не только отдельно взятые регионы или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.

Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.

К региональным проблемам относится круг острых вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.

Понятие "локальный" относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.