Специфика работы в творческих коллективах. Теоретико-методологические основы процесса самоуправления в творческом коллективе. Основные положения, выносимые на защиту

Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп)

Нехорошков Сергей Борисович,

кандидат экономических наук.

Кафедра налогообложения и учёта РАНХ и ГС,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сибирский институт.

Бибикова Анна Валерьевна,

аспирант кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Specification of the Creative (performancing) Group

S. B. Nechorocskov, A. V. Bibikova.

Данная работа раскрывает отличие коллектива творческого (исполнительского) от иных видов коллективов. Выделены признаки этих отличий:

Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива;

Двойственность (дуализм) творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует конформность;

Лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Специфика коллективов такого рода заключается в следующем:

Творческий коллектив завершает своим творчеством кем-то и когда-то, начатый творческий процесс;

Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого;

Участник творческого коллектива проявляет своё творческое начало, поскольку реализуется общий творческий замысел.

Ключевые слова: коллектив, творчество, лидер, двойственность, функция, интерпретация, реализация.

The present work chows the difference of creative (performancing) group. Several differences are as follows:

Creation of every group member is the condition of the whole group;

Dualism of the creative lies in the fact that the creation requires individualism while the group is cultivating the conformity;

The creative group leader combines both the formal leader functions and the informal ones.

The specification of such group is as follows:

The creative group completes the starting creative process by somebody‛s creation;

The creative group makes, its own interpretation of the performance;

The participant of creative group shows his creative start as the whole creative idea is realized.

Keywords: group, creation, leader, dualism, functions, interpretation, realization.

Существование «исполнительских коллективов» эмпирически зафиксировано со времён древнейших в Советском Союзе и, дальнейшем, - в России. Исполнительские коллективы, оставаясь таковыми, получили общее наименование – «творческих». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т.е. один и тот же коллектив может одновременно называться – симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. Е.П. Ильин в своей монографии «Психология творчества» специально отмечает данное обстоятельство: «в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов» . Но, тем не менее, предполагается, что все исполнительские коллективы творческие или, по крайней мере, пытаются решать творческие задачи. И по факту: творческий коллектив - это люди творческих профессий, собранные для решения творческих задач. Но проблема степени «творческости» остается, и она определяется опытным путём профессионалами и, в меньшей степени, знатоками. Причём, «творческость» есть прерогатива всего творческого коллектива и вклад каждого участника в полученный творческий результат сложно оценить. Он может быть минимален, но без него в принципе не будет получен ожидаемый эффект.

Хотя, конечно, нельзя не отметить может быть даже и существенных наблюдений на пути изучения специфики «исполнительского искусства». По мнению М.С. Кагана, исполнительство является: «полноценным видом художественного творчества наряду с деятельностью композитора, дирижёра» . Специфическим признаком исполнительности является наличие художественной интерпретации и поэтому Е.Г. Гуренко, полагает, что исполнительство есть: «вторичное, относительно самостоятельное творчество, заключающееся в процессе конкретизации первичной художественной деятельности» . Сами творческие коллективы, не зависимо от «вторичности» (с точки зрения Е.Г. Гуренко), обладают рядом лишь им присущих особенностей. Самая значительная из них, когда «процессы, происходящие внутри коллектива, характеризуются борьбой двух тенденций. Одна направлена на достижение максимума внутренней спаянности коллектива как определённой социальной группы, требующей от своих членов … конформизма, а вторая, постулируя творчество, требует для личности максимальной свободы и по своей природе противостоит конформизму». Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области) и восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества». Но под такое определение подпадает практически любой коллектив, поскольку, даже самая стандартная задача при изменении условий может потребовать нетривиального, следовательно, творческого решения. Коллектив, состоящий из людей творческих (по определению), может при отсутствии соответствующих условий не выполнить положенных ему творческих задач. Г.Л. Ержемский в своей работе «Психология дирижирования» определил для музыкального коллектива «не творческое» как: «слепое следование стандартным исполнительским эталонам (которое) превращает интерпретационную деятельность дирижёра в ремесленно-репродуктивную» . Но так же, вероятно, можно охарактеризовать и творчество музыканта. Если он способен лишь «воспроизводить», то он не «творец», а ремесленник. Но тот же автор, опытный профессионал-дирижёр, утверждает: «Творческий коллектив возникает в результате выработки единой системы художественно-целостной ориентации, принятой и осуществляемой в процессе своей деятельности» [Там же. С.47]. И лишь при исполнении соответствующих фрагментов, «функции творческих лидеров ложатся на солирующих музыкантов» [Там же. С.48]. Но каким образом исполнитель, не солист, способен проявить «творческость»? Он, как профессионал, обязан поддерживать стандарты, выработанные «всей системой» и лишь тогда быть частью единого целого. Как подчеркнул Шарль Мюнш: «Повсюду меня восхищали воодушевлённые и высокие идеалы лучших оркестров … музыканты всегда знают, что они – всего лишь клетки большого организма» [Цит. По 6, с.49].

Индивидуальную составляющую именно творческого акта в исполнении всего коллектива непросто выделить и описать. Чаще определяется негативный аспект «не творчества». Как то: ошибки, несогласованность с действиям и настроениями творческого коллектива заметны гораздо более, чем, предположим, ровная и, никак не выделяющаяся, игра музыканта.

Каковы отличия, и существуют ли они в структуре, организации, управления творческого коллектива от иных видов коллектива? Творческий коллектив (группа, в ряде случаев эти понятия синонимичны) существует как коллектив (группа) и имеет неоднозначную структуру. Участники, члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - «творец» и социальную - «гражданин». И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами государства и открыт действию неформальных законов группы. Сложилось исторически, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как коллектив «вообще», он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций творчество не учитывается. И подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. И лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

Существующая двойственность не мешает исследованию творческих коллективов методами социальной психологии, - науки, изучающей поведение групп и человека (индивида) в группах, не зависимо от степени оценки их «творческости».

Группы подразделяются на малые, средние и большие. Таковыми они считаются «по величине общностей». Понятию «группы», классификации групп, их изучению посвящено немалое количество исследований, в том числе и отечественных учёных. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. Алексеев В.А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка.1991. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – М. 1983. Коломинский А.Л. Психология общения. – М., 1984. Крысько В.Г. Социальная психология. М., - 2004. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М.,1995. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999. Психологическая теория коллектива. – М., 1979. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. – М., 1998.

Малой группой в социологии считается группа от 3 до 50 человек, объединённая «совместной целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время». Но эта верхняя граница может быть и большей, поскольку она определяется качественными характеристиками: «контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими её представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и взаимодействием». Малые группы включают в себя множество исследуемых признаков, важнейшие из которых есть:

«Условные группы – группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы – группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы – группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы – группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.».

Наивысшая стадия развития группы – коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность». По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров: «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» .

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива». Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния».

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции». Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид – человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. «Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой – изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства».

Отношения в творческих коллективах вполне совпадают со структурой иных (не обязательно творческих) коллективов и, следовательно, возможно предположить, что отношения и сами закономерности развития этих отношений совпадают. В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Такого рода феномены встречаются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы составляют определённые правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам. А это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. «Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы».

Наличие специфики творческого (исполнительского) коллектива подтверждается не только его заметным отличием от остальных, существующих в социуме, коллективов; оно в дуализме, противоречивой двойственности самых его основ. Как, собственно, «коллектив», он подвержен всем законам (формальным и не формальным), существующих в объединениях такого рода. Но как творческий, он зависит в значительной степени от творчества тех, кто так или иначе, участвуют в исполнении, реализации творческого замысла. И одновременно исполнители должны максимально реализовать свой творческий потенциал. Если воспользоваться термином А. Маслоу, «самоактуализироваться». А для этого требуется от каждого выдерживать максимальное творческое напряжение. И при этом не разрушить свод коллективного исполнения.

Лидер коллектива должен понимать и учитывать в своей работе эти две противоположные составляющие единого целого.

Таким образом, специфика «творческого (исполнительского) коллектива» заключается в следующем:

1. Творческий (исполнительский) коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.

2. Творческий (исполнительский) коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.

3. Лидер творческого (исполнительского) коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.

4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. – 304с.

2. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. – Л.: Искусство.1970. – 348 с.

3. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. – Новосибирск.: Наука, 1982. – 441с.

4. Матейко, А. Условия творческого труда. М.:1970. – 300с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб. Питер. 2009.- 304с.

6. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка. 1988. - 264с.

7. Там же. С.47

8. Там же. С.48

9. Там же. С.49

10. Современная психология. РАН. ИП РАН. Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра. М. –624 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004. - 508с.

13. Крысько В.Г. - 508с.

14. Современная психология. - 624с.

15. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980, - 160 с.

16. Крысько В.Г. – 508с.

17. Современная психология. - 624с.

18. Там же.

19. Ицхак Калдерон Адизес, Идеальный руководитель. М.: Альпина. 2011. - 428с.

20. Современная психология. - 624с.

С начала 20-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально - политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу [Общая педагогика, с. 101].

Любой коллектив и коллективная деятельность в жизни ребенка играют огромную роль в индивидуальном развитии личности, его общении с окружающим миром. Поэтому проблема воспитания, развития личности в настоящее время приобретает, как никогда, большую остроту и важность. Коллектив - группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива. Есть и такое определение коллектива - группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности. Детский коллектив - детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Творчество -- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество -- это:

  • - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • - создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • - процесс создания субъективных ценностей.

Коллектив - (от лат.collectivus - собирательный), социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения[пед.энц.словарь, с. 122].

Большое исследование по развитию детского творчества, в какой бы области оно ни проводилось, были направлены на установление связи между творческими процессами и развитием интеллектуальных способностей ребенка.

Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению. Творчество ребенка - это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Ценность детского творчества заключается не столько в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности[Урсегова, стр. 73]

«Условные группы - группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы - группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы - группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы - группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы - группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы - группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.»[Крысько В.Г, с.174].

Наивысшая стадия развития группы - коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность»[Современная психология, с.526]. По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров: «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» [Уманский Л.И, с.73-74].

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.[Крысько В.Г, с.183]. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива»[Современная психология, с.525]. Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы - это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния»[Современная психология, с.526].

«Структура - это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции»[Ицхак К.А, с.526]. Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

  • - психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;
  • - явления коммуникации и взаимодействия в парах;
  • - взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом. Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». Признаки коллективов самодеятельного творчества: добровольность деятельности субъекта; духовная мотивация; изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей; собственная активность и инициативность состава; совместная деятельность.

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.

Психолого-педагогическое руководство межличностным общением в художественных коллективах.

Использование современных средств и технологий в художественно-образовательной деятельности.

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.

Основной предмет деятельности коллектива художественной самодеятельности –искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей участников. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению исполнителей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Методы художественного обучения необходимо увязывать с особенностями занятий самодеятельного художественного коллектива. Научиться играть на музыкальном инструменте, правильно петь, интонировать партию, овладеть актерским мастерством трудно. В условиях самодеятельности процесс обучения усложняется тем, что он ограничен во времени. В самодеятельности нет так называемых «ученических» занятий. Здесь сразу же готовятся к выходу на сцену. Перед руководителем стоит задача в кратчайшие сроки научить, передать художественный опыт, обогатить эстетический и духовный кругозор. Один руководитель делает упор в первую очередь на развитие специальных исполнительских навыков и умений, другой – вначале знакомит с основами искусств, эстетических знаний, постепенно переходя к исполнительской практике. Но в любом случае основой художественного обучения является исполнительская подготовка, которая дополняется общекультурным развитием. Занятия с участниками подразделяются на практические и теоретические.

Единой методики проведения теоретических занятий не существует. В одном случае им отводятся специальные часы, в другом, они органично включаются в практические занятия, информация теоретического характера подается и усваивается в процессе разучивания партий, ролей, движений. Знания теоретического характера в коллективах связаны:

В оркестровых, хоровых – с изучением нотной грамоты, теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы, истории исполнительства;

В театральных – с изучением истории театра, культуры речи, музыкальной литературы и др.;

В хореографических – с изучением истории хореографического искусства, анатомии и физиологии человека, анализа музыкальных произведений, народного костюма.

При организации теоретических занятий используются методы:

Словесные – объяснение, беседа, рассказ-описание, информационный рассказ и др.;

Наглядные – иллюстрация – показ предметов, явлений, процессов в изображении, дидактического материала, карт и др.

Наиболее употребительными методами практического обучения являются:

Показ, демонстрация – показ реальный предметов, движений, процессов;

Повторение, упражнение – занятие для приобретения, усовершенствования навыков; этюд – разновидность упражнения, служащее для развития и совершенствования актерской техники, исполнительского мастерства. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем;

Самостоятельная работа – закрепление полученных знаний, умений без посторонней помощи, своими силами.

Фольклорные коллективы с целью формирования репертуара могут использовать в своей практической деятельности метод собирания.

Методы объяснения и описания используются также в случае, если участник не может «схватить» показанное движение, прием, не улавливает его сути. Прием или движение объясняется частями.

Овладение конкретными навыками, приемами игры, пения строится на их демонстрации перед участниками. Обучение ведется путем повторения, копирования действий руководителя. Затем приемы в процессе повторения, длительного упражнения становятся умениями. Умение – это способность выполнять определенные действия на основе ранее приобретенных знаний. В процессе обучения развиваются навыки игры на инструменте, пения, танца в коллективе. Навыки – это умения, развитые и закрепленные до автоматизма. Уровень развития исполнительских навыков является основным показателем для организации репетиционных занятий, перехода от индивидуальных, мелкогрупповых к коллективным занятиям.

Целесообразно использовать руководителю творческого коллектива в своей педагогической практике и обучающие игры, и методы стимулирования и релаксации, контроля и коррекции.

Квалифицированный руководитель должен уметь использовать при организации педагогического процесса в творческом коллективе все многообразие методов, предвидя их эффективность, продуктивность, учитывая целесообразность их применения.

Активное развитие рекламы, маркетинга, дизайна и других сфер, где ключевым звеном является творчество, ставит перед руководителями новые вопросы: что нужно знать об управлении творческим коллективом? Как вогнать этот яркий, подчас сумбурный, созидательный процесс в жесткие рамки рабочих графиков и заказов? Как правильно строить взаимоотношения с сотрудниками, которые зачастую противятся стандартным правилам и инструкциям, а результаты их работы нередко зависят от настроения или погоды?

Творческие люди - это отдельная категория работников. Представьте себе, что вам нужно руководить заводским цехом, где каждый станок обладает своим особенным характером, эмоциональным состоянием, собственным мнением о том, как должен производиться тот или иной механизм. Это сравнение поможет вам понять, в чем заключается разница между управлением творческим коллективом и традиционным. Практика показывает, что там, где есть креативность - стандартные методы руководства не работают. Кроме того, особенности творческой работы предполагают иное построение самой системы взаимодействия внутри коллектива.

Руководитель здесь должен уметь направлять исполнителей в нужное русло, сохраняя при этом атмосферу взаимопонимания и творчества; без жесткого давления контролировать график выполнения работ, уметь выстроить работу с заказчиками так, чтобы сотруднику не приходилось работать в режиме цейтнота, что всегда отражается на результатах. Кроме того, у творческих людей существует свой особый взгляд на мотивацию, о чем мы обязательно поговорим далее…


Об особенностях мотивации

Одной из важных составляющих мотивации людей творческих профессий, являются интересные задачи и возможность самореализации. Каждый человек считает себя в чем-то исключительным, но у креативных личностей это ощущение носит несколько гипертрофированный характер. Материальные стимулы имеют на них меньшее воздействие, нежели нематериальная оценка - восхищение, общественное признание, громкое имя…

«При этом творческим работникам важно чувствовать, что их талант ценят и достойно его оплачивают, а не банально привязывают выплачиваемое вознаграждение к каким-либо конкретным показателям , - отмечает Санджар Юлдашев. - Однако денежное вознаграждение таких людей невозможно привязать к выполнению плана, как, например, у сотрудников отдела продаж. Для большей мотивации следует заранее договориться с ними о начислении бонусной части дохода. Но бонусы не должны быть существенной частью заработной платы креативщиков. Эта категория сотрудников нередко испытывает творческие кризисы. И если в это время пострадает еще и их доход, то кризис примет затяжное течение и работник будет длительное время работать вполсилы.

Еще один важный момент мотивации - предоставление возможности творческим сотрудникам трудиться вместе с коллегами более высокого уровня. И начинающие, и даже опытные дизайнеры с радостью готовы работать в одной команде со «звездой». Этим пользуются многие популярные рекламные агентства, существенно снижая расходы на персонал».

Своим мнением об особенностях мотивации делится и Эльяр Калджанов : «Творческим людям для генерации и воплощения своих идей необходимо вдохновение. У каждого из них оно своё и приходит по-разному. Невозможно заставить насильно выполнить творческую работу и при этом получить 100%-ый результат. В связи с этим важно создание соответствующих условий для эффективной работы таких личностей. Это и дружный, сплоченный коллектив, и позитивная обстановка внутри компании. Творческим людям важно чувствовать себя раскованно и свободно, а не под натиском всяческих корпоративных правил.

Важно также, чтобы сотрудник понимал свою востребованность в коллективе, что его работа всегда будет по достоинству оценена его коллегами и руководством. Ведь признание - это самый значимый фактор для любого творческого человека».

Как эффективно организовать работу творческого коллектива

В системе управления творческим коллективом важнейшую роль играет авторитет его руководителя. Директору вовсе не обязательно уметь рисовать лучше дизайнера или писать тексты лучше копирайтера. Главное для него - иметь четкое представление о конечном результате работы и понимание того, что конкретно нужно представить заказчику. Это позволит направить процесс в нужное русло, постоянно контролировать соответствие выполняемой работы основной задаче и, в случае необходимости, своевременно вносить соответствующие корректировки, сохраняя общую слаженность рабочего темпа.

Руководитель должен уметь внятно, правильно, доступно и в полной мере предоставить сотруднику информацию о проекте, делая акцент не столько на объем информации, сколько на основную идею или суть, которую нужно донести до потребителя с помощью рекламного текста, логотипа, изображения и т.д. Это является одним из основных аспектов эффективного руководства творческим коллективом.

Важным моментом эффективной организации творческой работы является наличие эксперта-профессионала между сотрудником и руководителем. Если директор отвечает за соответствие работы требованиям рынка, то эксперт оценивает ее творческую составляющую: аккуратность, качество, чистоту исполнения, соответствие конечного результата поставленной задаче и т.д.

Значимым аспектом в управлении является умение руководителя составлять правильные творческие тандемы. В крупных рекламных агентствах дизайнеры, как правило, работают «в соавторстве» с копирайтерами. Эффективным также может быть тандем «дизайнер-дизайнер». Главное, чтобы сотрудники не подавляли потенциал друг друга, тогда такое соавторство будет отличным стимулом для обоих.

«Что касается графика работы, то творческие личности более комфортно чувствуют себя в свободном режиме. Не стоит заставлять сотрудников являться на работу в девять и уходить в шесть, или придерживаться строгого дре c с-кода в одежде. Соблюдение расписания рабочего дня и наличие делового костюма не имеют в творчестве абсолютно никакого значения. Ведь здесь важен результат, а не сам процесс. И если творческий работник загорится идеей, то и работать он может не то что часами, а целыми сутками. Поэтому загонять творческих людей в какие-либо официальные рамки просто бессмысленно», - считает Санджар Юлдашев.

Как добиться соблюдения сроков при выполнении заказов?

Для творчества необходимо вдохновение и новые идеи. И зачастую сотрудники не успевают уложиться в сроки. Важно понимать, что это не механическая рутинная работа, которую можно намеренно ускорить, поэтому в ней неизбежны задержки и простои. С учетом этого руководитель должен ставить реальные сроки для выполнения задач.

«Дедлайны нередко становятся камнем преткновения в творческой работе» , - говорит Эльяр Калджанов. - Ведь творческий процесс не всегда предсказуем. Отличная идея может прийти в голову уже через секунду после того, как была поставлена задача, а может занять и большее время. Но, тем не менее, сроки надо выполнять и для решения этой задачи существуют несколько часто применимых в нашей профессии способов:

  • Менеджер проекта, оценивая сложность работы, подстраховывается и оставляет про запас какое-то время на внесение возможных поправок, озвучивая творческой группе и клиенту разные сроки исполнения заказа.
  • Руководитель разделяет работу между несколькими сотрудниками. Дух соперничества, как правило, дает свои положительные результаты.
  • Помимо нематериальных способов, конечно же, немаловажным остается хорошо продуманная система бонусной мотивации за вовремя сданную и принятую клиентом работу.

Но ни один из этих способов не сработает, если у творческих работников не будет четкого понимания целей и задач, стоящих перед ними».

«Дедлайны действительно больная тема для творческих личностей» , - подтверждает Санджар Юлдашев. - В силу своих психологических особенностей, они быстро теряют интерес к одной и той же, повторяющейся работе, переключаясь на другую идею. Поэтому важно ограничивать время выполнения задач, чтобы сотрудник не «растекался», а был сосредоточенным и сделал именно то, что необходимо. Лишнее время, как правило, ухудшает результат.

Эффективным способом выполнения задачи в срок является создание условий, при которых с ней просто необходимо справиться. Хорошо стимулирует этот процесс творческое состязание. Если создать две команды, поставив пред ними одну задачу, выполнить которую нужно в ограниченные сроки - вы с большой вероятностью получите необходимый результат в нужное время».

Особенности в восприятии поручений

Творческим личностям необходима свобода, атмосфера открытости и взаимопонимания. Требования руководителя должны быть разумно обоснованными, переработки и доработки - оправданными и направленными на совершенствование конечного продукта.

«Что касается стиля постановки задач, он зависит от индивидуальности каждого сотрудника» , - подчеркивает Санджар Юлдашев. - Одним нужно предоставлять максимальную свободу действий, другим - подробно формулировать задачи и контролировать процесс работы над ними. Но есть одна особенность, общая для всех креативщиков. Если у них что-то не получилось и их просят это переделать, да еще и несколько раз, то уже на втором подходе энтузиазм работника заметно снижается, а на третьем или четвертом они не хотят работать вообще. В этом случае правильнее и проще будет поручить задачу кому-нибудь другому. Это своего рода негативная мотивация и возникает большая вероятность того, что в следующий раз этот сотрудник сделает все, чтобы такая ситуация не повторилась. Он будет больше задавать уточняющих вопросов, представлять промежуточные результаты работы и т.д. Ведь творческие личности амбициозны и каждый хочет, чтобы «лавры успеха» достались именно ему.

Не следует также уничижать труд работника и сводить, тем самым, его энтузиазм «на нет». В данном случае уместна критика, но только продуктивная. Нужно также давать возможность сотруднику высказывать свое мнение. При взаимодействии с творческими работниками следует исключить всевозможные методы давления - крики, угрозы лишения премии и т.д. - в данном случае это малоэффективно. Креатив следует всячески стимулировать и разжигать, а не угнетать, оказывая давление на психику».

По словам Эльяра Калджанова , «у каждой творческой личности существует иное, своё восприятие окружающего. И если изначально в постановке задачи не будут оговорены все нюансы о допустимых границах творчества, есть риск того, что вы не получите желаемого результата и падете жертвой излишне активной творческой деятельности ваших сотрудников. Вот почему очень важно грамотно и максимально подробно ставить задачи перед творческой группой. Самым подходящим для этого могут быть общие встречи, на которых можно озвучить желания клиента, его потребности и в формате мозгового штурма наметить цели и способы для успешной реализации проекта».

Говоря об эффективном управлении творческим коллективом, рекомендуется также обращать особое внимание на создание творческой атмосферы в офисе. Обстановка имеет значение, так как она способна стимулировать творческий процесс. Однако опираясь на мнение экспертов можно сделать вывод, что каким бы ни был интерьер, продуктивной и комфортной будет работа в том коллективе, где между сотрудниками всех уровней налажены хорошие взаимоотношения, а руководители и исполнители настроены на одну «волну». Тогда и результаты работы получаются профессиональными и успешными.

Материал подготовлен специалистом проекта UzJobs Юлией Абу-Шихада