Дизель электрической подводной лодкой проекта 877 палтус. Все о дизельной подводной лодке “Варшавянка”. Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

Типология государств - это их специфическая классификация,осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.

Следует отметить что типология: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т. к.в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий - типу государства.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками.

Формационный подход. В основе лежит учение об общественно-экономической формации .

Формация - это исторический тип общества, основанный наопределенном способе производства . В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки.

Экономический базис - это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.

Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка - это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.

Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Им соответствуют четыре исторических типа государства:

Рабовладельческий;

Феодальный;

Капиталистический;

Социалистический.

Первобытнообщинная экономическая формация, основанная на присваивающей экономике, государственности еще не знает. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство» (основанное на господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим).



Социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей сущности - считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это - исторически последний тип государства, который, по выражению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства типологии : исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят ГиП.

Слабые стороны : прямолинейность и запрограммированность смены типов. Эволюция государств была куда более многовариантной.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, У. Ростоу и другие). В основе выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества.

Цивилизация - это социокультурная система, включающаясоциально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации:

-древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие);

-особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие);

-современные цивилизации (всемирная цивилизация, основанная на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории).

По характеру организации государственнополитических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политикорелигиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Нет различия между светской и религиозной властью.

Государства вторичных цивилизаций , в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Отчетливое различие между светской властью государства религиозной властью церкви.

Достоинства типологии : внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Слабые стороны :

Недооценка социально-экономических факторов.

Существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление , согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор - У. Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

Традиционное общество;

Переходное общество;

Общество, переживающее процесс сдвига;

Созревающее общество;

Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

Политико-правовой (собственно юридический) подход. Критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. Выделяют три типа государства:

1.Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствуют рабовладельческое и феодальное право.

2.Современное представительное государство закрепляет формальное равноправие граждан. Соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

3.Цивилизованное государство , которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов др.

Весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии - социальноклассовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственноорганизованного общества и т. п., но и субъективный критерий - уровень человеческого в обществе.

В соответствии с личностным подходом можно выделить:

Деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект - сам деспот);

Античные государства (свободны некоторые - только граждане полисов);

Сословные государства (свободны немногие - представители привелигерованных сословий);

Социальные государства (свободны все).

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические (государственная власть принадлежит церкви), клерикальные (одна религия признана официальной и имеет привилегии по сравнению с другими конфессиями), светские (нет официальной религии) и атеистические (религия преследуется властями) государства.

Типология – это система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик. Классификация может проводится по разным основаниям, при этом подтипом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – не абстрактная, умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала, на выявлении объективных процессов и связей существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем (Л.А. Морозова).

Типология государств дает возможность исследовать исторический процесс развития государств и понять последовательность и закономерности перехода от одного типа государства к другому, изучить не только общие, но и частные особенности того или иного государства, спрогнозировать развитие государств.

Подходы в типологии государств: основных 2 (этой позиции придерживаются:Л.А.Морозова, Т.В.Власова)

1) Формационный – в основе лежит понятие «общественно- экономическая формация», т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Данный подход присущ марксистскому учению о государстве.

Согласно данному подходу выделяется 5 типов формаций. Каждой формации, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

- первобытно- общинная

- рабовладельческая – рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного слоя, его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

- феодальная – второй исторический тип государства, экономическую основу составляет феодальная собственность на землю. Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Власть в руках феодалов

- капиталистическая – появилось в результатебуржуазных революций. Экономическую основу оставляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы – буржуазия и пролетариат.

- социалистическая – государство возникло в результате социалистической революции. Экономическая основа – общественная собственность на орудия и средства производства, Частноая собственность ликвидируется.

Достоинства формационной типологии:

- продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

Показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

Во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

2) Цивилизационный подход. Основоположники (А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сущность заключается в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, которые в совокупности образуют понятие «культура», а в свою очредь родственные культуры образуют цивилизацию.

У.Ростоу – классифицировал государства по стадиям экономического развития. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

А. Тойнби – попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве критериев он называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и др. По эти критериям он выделил более 100 самостоятельных цивилизаций. , затем сократил до двухдесятков. Он полагал, что по типу цивилизации и можно выделить соответствующие типы государств, однако типологию по данному подходу он так и не разработал.

В юр. литературе отсутствует типология по цивилизационному подходу, однако выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации (шумерская, эгейская и др.)

- особенные цивилизации (китайская, исламская, западноевропейская, восточноевропейская и др)

- всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, основанная на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Кроме того выделяют:

а) социокультурное направление цивилизационной типологии:

- первичные цивилизации – играют ключевую роль в развитии социально- экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное функционирование общества (древнеегипетская, шумерская, японская и др)

- вторичные цивилизации – не составляют экономического базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно- религиозным комплексом (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др)

б) универсалистский вид цивилизационной типологии (суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. Данный вид различает 2 основные цивилизации:

- традиционалистскую (аграрную) – характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную (государства: Др. Египет, Китаю, Др. Индия, Вавилон, средневековые Запад и Восток)

- техногенную – непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения.

Достоинства цивилизационной типологии:

Определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

В связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

Недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В типологии государств выделяют государства переходного периода . Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Его можно назвать самостоятельным по следующим критериям:

Переходное состояние занимает длительны период

Перех состояние предполагает не только смену власти, формы государства, но и изменение ценностей общества, связей, отношений и др.

Перех. государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально – культурной ориентированностью и отражает накопленные конкретным народом духовные ценности.

Данный тип моет быть виделен как в формационном, так и в цивилизационном подходах

В литературе выделяют и иные классификации. Так например, классификация по отношению к религии:

- светские – государство не контролирует отношение своих граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает ни одной из кнфессий помощи, религиозные организации не выполняют юридических функций по просьбе государства. (Россия, Германия, государства СНГ и др.)

-клерикальные – государства, где та или иная религия имеет статус государственной, церковь получает от государства помощь, церковь вправе учавствовать в политической жизни страны, церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, церковь осуществляет контроль в области образования и др. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Япони)

-теократические – государственная власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют источник законодательства, глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия)

-атеистичские – религиозные организации и преследуются властями, церковь лишена собственности, религиозные организации запрещены либо находятся под жестким контролем, священнослужители и верующие репрессируются, свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма (Албания 1976г.)

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времениформационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО по догматизированной теории - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Полная собственность рабовладельцев на всё и на работников производства - рабов.

По своей сущности оно является машиной организованного насилия рабовладельцев, главным средством охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического базиса.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО стоит вторым по трактовке формационной теории. Это особая политическая организация класса феодалов. Основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. И опять же с точки зрения формационного подхода феодальное государство, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального базиса.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО - третий исторический тип государства. Закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои. На первый план теперь выходит экономическое принуждение, в отличие от рабовладельческого и феодального государства.

Последний тип - СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - утверждается якобы это последний и высший исторический тип государства. Это - организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Нет частной собственности.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в ре­зультате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство - пос­ледний тип эксплуататорского государства - подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно «засыпает», «отмирает».

Цивилизованный подход.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства являетсяцивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее высокого уровня народного по­требления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации «тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая ста­дия - это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в стадию «зрелости».

К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в со­временную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социаль­ной революции, который, неся все основные социальные преоб­разования, не затрагивает основы капитализма - частной собст­венности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский ис­торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общест­ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностя­ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби поня­тий общества и государства.

Цивилизации делятся на ПЕРВИЧНЫЕ и ВТОРИЧНЫЕ.

ПЕРВИЧНЫЕ - древнеегипетская, шумерская, иранская, бирманская, японскую, сиамскую и т. п. Основная особенность - соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство связано с духовным производством.

ВТОРИЧНЫЕ цивилизации. Заподно-европейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и т. п. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом, Власть не столь всемогущая сила.

Данные подходы нужно использовать вместе для более полного и подробного исследования типов государства.


Похожая информация.


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

Тема № 3: «Формационный и цивилизационный подходы

к типологии государств»

Выполнил:

Айкашева Е.А., ФПС ГИБДД, 1 Б курс, 105 уч. гр.

Научный руководитель:

к.ю.н. Выходов А.А.

Дата защиты «__» _________ 20 __ г.

Оценка:____________________________

(подпись научного руководителя)

План:

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Типология государств как разновидность научной классификации………..6

2. Характеристика формационного подхода к типологии государства….……11

3. Особенности цивилизационного подхода к типологии государства………18

Заключение…………………………………………………………………..…….27

Список использованной литературы………………………………………………….…30

Введение

Актуальность исследования типологии государства как разновидности научной классификации определяется несколькими аспектами. Во-первых, государство, в юридической науке, является одним из важнейших и сложных объектов исследования, в силу многосторонности его проявлений.

Во-вторых, ученые и прошлого и современности до сих пор ведут полемику относительно понятия, признаков, происхождения государства. В своих исследованиях ученые используют такие методы познания как сравнительно-правовой, исторический, логический и другие. Также стоит отметить использование метода типологии, значение которого заключается в том, что он выступает средством лучшего познания действительности. Типология высоко ценится учеными.

Среди всего многообразия подходов, направленных на систематизацию знаний о государстве, традиционным признается деление государств с использованием формационного и цивилизационного подходов.

В-третьих, актуальность исследования подтверждается тем, что современные ученые-юристы отмечают необходимость формирования подхода, который соединил бы в себе положительные стороны традиционных подходов к типологии государства.

Степень научной разработанности темы исследования. В научной литературе вопросы формационного и цивилизационного подходов к типологии государств разрабатывались такими учеными как Г.С. Бакаева, В. И. Бартон, И.В. Бестужев-Лада, B.C. Библер, В.А. Бочаров, Н.К. Вахтомин, Е.К. Войшвилло, A.Д. Гетманова, В.В. Дерюшев, Е.А. Иванов, А.А. Ивин, Б.М. Кедров, B.И. Кириллов, Н.И. Кондаков, В.П. Малахов, Н.К. Матросова, А.А. Старченко, С.И. Шапиро и др.

Проблематике формационного и цивилизационного подходов к типологии государств совместно с другими его проблемами (понятие, сущность) посвящены работы М.И. Абдулаева, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, В.С. Афанасьева, М.И. Байтина, А.Б. Венгерова, А.И. Денисова, В.Л. Иноземцева, А.В. Коренева, Б.А. Куркина, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Р.Х. Макуева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Г.В. Назаренко, В.С. Нерсесянца, В.Н. Хропанюка и др.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формационного и цивилизационного подходов к типологии государств. Предмет курсового исследования составляют основы типологизации государства, а так же традиционные подходы к типологизации – формационный и цивилизационный.

Цель курсовой работы – проанализировать формационный и цивилизационный подход к типологии государства.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть типологию государств как разновидность научной классификации;

Дать характеристику формационного подхода к типологии государства;

Определить особенности цивилизационного подхода к типологии государства.

Методологическая база исследования представлена различными методологическими приемами и средствами познания. Общей методологической основой курсового исследования стали общенаучные методы, частно-научные методы, специальные, в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

1. Типология государств как разновидность научной классификации

Термин «типология» определяется в литературе неоднозначно. Так, по мнению авторов Энциклопедического словаря, данный термин означает «научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа». Они полагают, что этот метод «используется в целях сравнительного изучения существенных признаков , связей, функций, отношений, уровней организации объектов» . К основным логическим формам типологии, авторы относят: тип , классификацию , систематику и таксономию .

Иного мнения авторы «Толкового словаря русского языка». На их взгляд «типология – классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом» .

Профессор А.В. Мицкевич, например, пишет о типологии известных фактов, явлений, которая представляет собой классификацию по единому критерию, деление на однородные группы. Задача типологии, – отмечает А.В. Мицкевич, – дать научную классификацию явлений с тем, чтобы фактический материал воспринимался в упорядоченном, системной виде .

Наряду с общим термином «типология» в литературе говорится и о термине «типология государства», который также определяется неоднозначно. Так, по мнению В.А. Четвернина, этот термин представляет собой классификацию всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства .Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. полагают, что типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность .Малько А.В. отмечает, что типология государства – это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного . Морозова Л.А. пишет, что типология государств представляет собой их группировку по типам .

Между тем и термин «тип государства» тоже определяется в литературе неоднозначно. Так, одни авторы, например, Л.А. Морозова, понимает под ним общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития .

Другие, – совокупность наиболее общих черт, служащих критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их свойств или различий с другими государственно организованными обществами (ОксамытныйВ.В.) .

Третьи определяют термин «тип государства» как совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию (Мицкевич А.В.) .

Четвертые под типом государства понимают взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками (Комаров С.А.) .

Ряд авторов определяет термин «исторический тип государства», который также не имеет единого смыслового значения. Так, Афанасьев В.С. данный термин определяет как совокупность основных важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное предназначение .

Примерно аналогичной точки зрения придерживается Черданцев А.Ф., полагающий, что исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации .Мицкевич А.В. считает, что исторический тип государства – это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой .

Сырых В.М. под историческим типом государства понимает совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации .

По мнению профессора Л.А. Морозовой, а также других авторов, в настоящее время в юридической науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Для познания сущности государства, создания его работающей теоретической модели важное значение имеет типология государства. Понятие «тип государства» выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства; оно позволяет определить характер государства в разные исторические эпохи. Всем государствам одной исторической эпохи присущи одни и те же сущностные черты, порожденные сходными внешними условиями.

Таким образом, исторический тип государства можно определить как совокупность наиболее существенных признаков, присущих государствам определенной исторической эпохи, общественно-экономической формации или цивилизации.

Вопросы типологии государства и права рассматриваются в двух аспектах – формационном и цивилизационном. На формационном подходе основывается марксистско-ленинская типология государства и права. В ее основе лежит категория «общественно-экономическая формация», которая определяется как исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Согласно формационной типологии, исторический тип государства определяется экономическим базисом, на котором основывается государство, т. е. интересами того класса, который является господствующим (эксплуататорским) в данной общественно-экономической формации.

2. Характеристика формационного подхода к типологии государства

До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода . Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения .

Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formationdelasociete»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох .

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации .

Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах. Однако, так как и азиатское общество, и земледельческая община являлись не только последними фазами первичной общественной формации, но и первыми элементами формации вторичной, можно утверждать, что началом переходного периода от первичной формации ко вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тогда, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, то есть тогда, когда община была разрушена, распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической .

Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характеристики «экономическая» .

Итак, формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующая определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой) .

Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые являются классовыми, соответствует свой исторический тип государства. При этом критериями классификации типов государств являются:

1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений;

2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);

3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

В соответствии с этими критериями различают следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический .

Рабовладельческий тип государств характеризуется следующими признаками:

1) в странах Древнего Востока (государства, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – территория современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – территория современного Ирака и др.) существовали :

Сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение);

Ирригационное земледелие;

Примитивные формы патриархального рабства;

Коллективное рабовладение;

Государственная собственность на ирригационные сооружения;

2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:

Частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;

Охрана и защита частной собственности рабовладельцев;

Разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.

Феодальный тип государств характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;

2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащему помещику);

3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;

4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты :

Отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;

Натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;

Денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;

5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);

6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;

7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными государствами были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.

Буржуазный (капиталистический) тип государства характеризуется следующими признаками :

1) многообразие форм собственности, но преобладает частная собственность на средства производства;

2) основными источником появление и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;

3) присвоение результатов чужого труда;

4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;

5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.

Социалистический тип государства характеризуется следующими признаками :

1) экономическая основа – государственная собственность на средства производства. По мнению профессора А.Б. Венгерова, экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства ;

2) плановое регулирование экономикой;

3) государственная эксплуатация трудящихся;

4) уравнительное распределение произведенного продукта;

5) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;

6) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции. «По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами . Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению» .

Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства» .

Итак, рассмотрев особенности формационного подхода к типологии государств можно заключить, что сущность рассмотренного подхода базируется на предпосылке того, что все государства, одни – быстрее, а другие – медленнее, развиваются по определенному сценарию, и, в итоге, должны прийти к одной единой форме общественно-политического устройства.

Формационный подход к типологии государства были предложен К. Марксом, где основным критерием для классификации государств выступают экономические отношения.

При этом, тип производственных отношений формирует тип государства.

Основными типами государств, при формационном подходе к их типологии, являются: первобытно – общинное общество, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство и коммунистическое государство.

3. Особенности цивилизационного подхода к типологии государства

Цивилизационный подход при определении типов государства базируется не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на духовно-культурных и иных факторах. К ним, в частности, можно отнести технологический, хронологический, географический, правовой, религиозный и многие другие факторы.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Однако данный термин в литературе определяется неоднозначно. Так, Протасов В.Н. под ним понимает своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека . Другие полагают, что этот термин означает уровень общественного развития, материальной и духовной культуры либо современную мировую культуру . Третьи определяют его как следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными .

Английский философ и историк А.Д. Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры .

Профессор Дубнов А.П. отмечает, что термин «цивилизация» используется в настоящее время в нескольких значениях: как противоположность дикости и варварству, как современное состояние западного общества, как синоним слову «культура» .

Нет среди исследователей единого мнения и по вопросу общего числа существовавших в истории цивилизаций. А. Тойнби выделял до 21 самостоятельной цивилизации . «В настоящее время, – пишет профессор Оксамытный В.В., – последователи цивилизационного подхода пришли к заключению о существовании «разумного согласия» относительно тех важнейших цивилизаций, которые уже исчезли (к ним относят месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (греко-римскую), византийскую, центрально-американскую и андскую). Число признаваемых современных цивилизаций, – продолжает далее автор, – колеблется от 5 (западная, исламская, китайская, индуистская и японская) и до 8 (добавляют также русскую (православную) как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской, латиноамериканскую и африканскую цивилизации)» .

По мнению профессора Оксамытного В.В., основу цивилизационного подхода впервые сформулировал Николай Я.Д. (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития.

«Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, – отмечает В.В. Оксамытный, – исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой». «Исторически перспективным» Н.Я. Данилевский считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада .

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны А.Д. Тойнби в двенадцати томном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается, прежде всего, в образе мышления. Что касается географического фактора и принадлежности населения к той или иной расе, то эти условия имеют меньшее значение, чем образ мышления. А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства. При этом автор полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государства. Однако такие типы государств А.Д. Тойнби так и не определил.

Профессор Морозова Л.А. считает, что в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию, а выделяют главным образом этапы цивилизации (локальные – шумерейская, эгейская, индская и др., особенные – китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др., всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и основанной на принципе глобального гуманизма). «В литературе, – пишет далее Л.А. Морозова, – выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли». В первичных цивилизациях государства являются не только надстройкой, но и частью базиса, поскольку они играют важную роль в развитии социально-экономической сферы, а также имеют «единый политико-религиозный комплекс» (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.).Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит «в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс» (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.

По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на демократические и недемократические, государства западной и восточной цивилизации, а по отношению государства к религии – на светские (отделение церкви от государства), клерикальные (государственно-религиозные), теократические (религиозные) и атеистические (запрещение деятельности религиозных организаций).

В современном мире существует более сорока государств, в которых церковь имеет государственный статус (англиканская церковь – в Великобритании, евангелическо-лютеранская – в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Аргентине, восточно-славянская – в Болгарии, Греции, иудейская – в Израиле, мусульманская – в Иране, Иордании, Египте, Пакистане). В этих странах церковь принимает участие в решении государственных вопросов, оказывает существенное влияние на проводимую политику, обладает правом законодательной инициативы, влияет на формирование правового статуса граждан. Церковь полностью или частично субсидируется государством. При участии священнослужителей государственной церковью проводится официальные государственные церемонии, освящаются религиозными обрядами некоторые государственно-правовые акты. Государственная церковь наделяется рядом функций государственных органов по судопроизводству, регистрации брачно-семейных отношений и др.

Клерикальное государство – государство, в котором формирование государственно-правовых институтов, деятельность государственных органов и должностных лиц, система государственного образования и другие сферы государственной жизни находятся под влиянием религии, зависимы от нее. В клерикальном государстве одна из религий обычно законодательно признается государственной (официальной, господствующей, национальной) или государственная власть создает такой религии фактическое привилегированное положение .

Характерной особенностью для клерикального государства является то, что в нем религиозные организации, священнослужители участвуют в деятельности органов государства, руководящие государственные должности могут занимать только лица, исповедующие определенную религию .

Конституции большинства стран, где государственной религией является ислам, содержат прямое указание на то, что лица, занимающие посты главы государства, членов государственного совета и других высших государственных органов, должны принадлежать к господствующей церкви. В этих странах религиозные каноны, догматы, правила и т.д. часто являются источниками права, формируют правовые системы (например мусульманское право, индусское право).

В современном мире к клерикальным государствам можно отнести Иран, Кувейт, ОАЭ, Иорданию, некоторые другие мусульманские страны, а также Израиль, отдельные страны Латинской Америки.

В некоторых странах, где официально не существует господствующей религии (церкви), многие государственные мероприятия сопровождаются религиозными церемониями, государственная власть создает привилегированное положение какой-либо церкви, оказывает ей моральную и материальную поддержку, а эта церковь участвует в политической жизни – имеется достаточно оснований констатировать клерикализацию государственной и общественной жизни в таких странах .

Государственная религия – религия, официально закрепленная в качестве государственного, господствующего, национального и т.п. вероисповедания в конституциях и других нормативных правовых актах того или иного государства. В таких государствах носителем государственной религии является государственная (господствующая) церковь. Идеология государственной религии оказывает значительное влияние на правосознание, воспитание и образование: например, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях в обязательном порядке преподаются основы вероучения государственной религии. В процессе взаимодействия государства и церкви государственная религия становится регулятором многих внецерковных отношений, зачастую – источником права. Так, ислам – религия, занимающая первое место в мире по распространенности в качестве государственной религии. Ряд институтов мусульманского права обладает силой государственно-правовых институтов, построенных на основе религиозной догматики. В ряде стран шариат – система религиозных норм, регулирующих различные стороны жизни общества – обладает высшей юридической силой, является источником законодательства (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия). В государствах с монархической формой правления монархи, как правило, должны исповедовать государственную религию, юридически они нередко возглавляют государственную церковь. В государствах, где существует государственная религия, правовой статус граждан может различаться в зависимости от того, исповедуют ли они государственную религию или другую религию .

В некоторых странах граждане, не являющиеся последователями государственной религии, не принимаются на государственную службу, не обладают другими субъективными правами или ограничиваются в них, не пользуются льготами, установленными для приверженцев государственной религии или даже открыто преследуются, в особенности за перемену веры. Установление государственной религии несовместимо с подлинной свободой вероисповеданий и свободой совести .

Между тем профессор Афанасьев В.С. полагает, что если основываться на различных подходах к понятию цивилизации, то можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

1) восточные, западные и смешанные (промежуточные);

2) древние, средневековые и современные;

3) крестьянские, промышленные и научно-технические;

4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

5) локальные, особенные и современные.

Однако в этом варианте типологии, как отмечает В.С. Афанасьев, не учитывается главный критерий – политическая власть.

В этой связи «более надежной, – пишет В.С. Афанасьев, – представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества» .

В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем .

Представляется, что одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе.

Представляется, что будущее государственности за общими идеями свободы в экономическом, политическом, социальном и культурном планах, за всем лучшим, что содержится в разных государствах в интересах обеспечения свободы личности, прав человека во всех социально-экономических системах.

Итак, рассмотрев особенности цивилизационного подхода к типологии государства, можно отметить, что рассматриваемый подход, предполагает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).

Полагаем, что типы государств в цивилизационном подходе могут быть классифицированы по различным основаниям. С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть аграрными, индустриальными, постиндустриальными, информационными.

С позиций истории развития государства, оно может быть древним, средневековым и современным. С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства европейского, американского, азиатского, африканского типа. Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть православными, католическими, мусульманскими, индусскими.

С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства романо-германской правовой системы, англо-американской правовой системы, традиционно-религиозной правовой системы. Приведенная классификация типов государства не является исчерпывающей и может быть осуществлена по многим иным основаниям.

Заключение

Рассмотрев сущность типологии государства как разновидность научного познания, можно отметить, что типология государств представляет собой определенную научную классификацию государств по типам (группам) на основании их общих признаков. Такая классификация отражает присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования, а так же содействует наиболее глубокому выявлению признаков и свойств сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, изменения, спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Рассмотрев особенности формационного подхода к типологии государств можно заключить, что сущность рассмотренного подхода базируется на предпосылке того, что все государства, одни – быстрее, а другие – медленнее, развиваются по определенному сценарию, и, в итоге, должны прийти к одной единой форме общественно-политического устройства.

Формационный подход к типологии государства были предложен К. Марксом, где основным критерием для классификации государств выступают экономические отношения. При этом, тип производственных отношений формирует тип государства.

Основными типами государств, при формационном подходе к их типологии, являются: первобытно-общинное общество, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство и коммунистическое государство.

Смена одного типа государств на другой происходит посредством совершения социальной революции, которая возникает в результате неразрешимого противоречия между производительными силами и производственными отношениями, когда эксплуатация народа настолько велика, что «низы» не хотят жить по старому, а «верхи» не могут управлять по новому.

рассмотрев особенности цивилизационного подхода к типологии государства, можно отметить, что рассматриваемый подход, предполагает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. При цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).

Полагаем, что типы государств в цивилизационном подходе могут быть классифицированы по различным основаниям. С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть аграрными, индустриальными, постиндустриальными, информационными. С позиций истории развития государства, оно может быть древним, средневековым и современным. С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства европейского, американского, азиатского, африканского типа.

Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть православными, католическими, мусульманскими, индусскими. С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства романо-германской правовой системы, англо-американской правовой системы, традиционно-религиозной правовой системы.

Приведенная классификация типов государства не является исчерпывающей и может быть осуществлена по многим иным основаниям.

В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем.

Представляется, что одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства.

Список использованнойлитературы:

1. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М. 2013. 558 с.

2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 2009. – 647 с.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2009. – 620 с.

4. Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение). Новосибирск. 2003. – 77 с.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2014. – 412 с.

6. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М. 2014. – 577 с.

7. Мицкевич А.В. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2013. – 399 с.

Типология государства: понятие и назначение. Тип государства.

Важнейшее значение в теории государства и права придаётся классификации государств на определенные типы, объединяющие государства со сходными признаками на основании тех или иных факторов.

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибийговорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.

Сама по себе «типология» – это учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в нашем случае таким сложным объектом является государство). Исходя из этого, можно дать определение непосредственно самой типологии государства

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основании их общих признаков, отражающая свойственные данному типу государств общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств необходима для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. В связи с большим количеством государств в многовековой истории человечества и в современном мире, огромное значение имеет проблема научной классификации государств. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, и называется типологией.

Центральным в типологии государства является понятие «типа государства». Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.

В отечественной науке понятие "тип государства" долгое время понималось как исторический тип государства. Исторический тип государства - это совокупность основных, важнейших черт государства определённой общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность государств, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность). При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

Категория "тип государства" в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое) и антиэксплуататорские (социалистическое или коммунистическое).

В настоящее время категория "тип государства" служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании их родственных черт. Основу типологии, в настоящее время, составляют два наиболее значимых и известных подхода - формационный и цивилизационный. Давайте рассмотрим каждый из этих подходов более подробно.

Глава 1. Формационный подход к типологии государства

§1.1 Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Смена формаций

Как известно марксистско-ленинская типология государства основывается на категории общественно-экономической формации. Именно понятие общественно-экономической формации является ключевым для данного подхода к типологии государства. Формация -это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. По-другому (более развёрнуто), понятие формации можно определить следующим образом: формация -это исторически определённый тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер и возникающий на основе определённого способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяются два основных элемента: экономический базис и надстройка. Экономический базис (или производственные отношения) - совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Согласно формационному подходу наиболее важными, определяющими сущность формации, являются отношения собственности на средства производства. Другим элементом формации является надстройка , под которой понимается совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Однако тип надстройки определяется характером базиса, что ограничивает её относительную самостоятельность.

Производственные отношения (т.е. экономический базис) и производительные силы составляют способ производства. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ (с их знаниями, умениями, трудовыми навыками) и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным и постоянно развивающимся элементом способа производства, в то время как производственные отношения относительно статичны и меняются крайне медленно на протяжении многих веков. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определённые политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит, когда производительные силы перестают развиваться в рамках тех или иных производственных отношений. Тогда на место прежних, отживших производственных отношений приходят новые, более совершенные, способные удовлетворить потребностям развивающихся производительных сил. Качественные изменения экономического базиса с необходимостью влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения, дал «твёрдое основание для представления развития общественных формаций естественно - историческим путём» .

Таким образом, понятие исторического типа в формационном подходе связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от развития экономических отношений господствующих в определённом обществе, в определённую историческую эпоху. Исторический тип государства в данном случае выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой (которой является тип собственности на средства производства). Кроме того единство экономического строя всех стран заключается не только в экономическом господстве одного типа собственности, но и в экономическом господстве определённого класса (обладателя этой собственности).

Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает классовую определённость, выступая в качестве организации диктатуры одного класса над другим.