Что такое научно популярное издание. Научный журнал Popular Science

Анализ современного российского научно-популярного издания «Знание-сила»

Литвякова Лариса Александровна

Иркутский государственный университет, кафедра журналистики и медиаменеджмента

Орлова А.Э., кандидат философских наук

Аннотация:

В статье рассматривается история развития журнала «Знание-сила», особое внимание уделено его рубрикам. Также проводится анализ деятельности издания на современном этапе.

The article discusses the history of the magazine "Knowledge is power", special attention is paid to its rubrics. Also, the analysis of publication activities at the present stage.

Ключевые слова:

научно-популярный журнал; тираж; рубрика; читательская аудитория.

popular science magazine; edition; heading; readership.

Введение. Журнал «Знание-сила» вышел в свет в 1926 году в СССР. Первоначально издание ориентировалось на юношескую и молодежную аудиторию. Например, нередко на страницах издания можно было заметить призыв: «Юные техники! Читайте журнал «Знание-сила»».

Таким образом, в начале своей деятельности журнал позиционировал себя как ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков. Со временем «Знание-сила» стало обращаться ко все более взрослой аудитории. В послевоенное время он стал журналом, адресованным рабочей молодежи.

Актуальность. На сегодня журнал ориентирован на широкую аудиторию. Так, издание видит своей задачей «разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между различными областями науки и мысли - выявления человеческого смысла знания» . Целью журнала является поднятие престижа отечественной науки среди российского общества. Основной задачей журнала является популяризация науки, просвещение за счет этого личности. Поэтому представляется актуальным рассмотрение функционирования журнала в исторической перспективе, а также его роли в процессе распространения научных знаний среди читательской аудитории.

В связи с этим, целью исследования является анализ журнала «Знание-сила», для чего необходимо рассмотреть основные содержательные характеристики данного издания, проследить развитие журнала в историческом отрезке и в современности.

Следовательно, научная новизна данной работы заключается в комплексном анализе наиболее важных сторон научно-популярного журнала «Знание-сила», что позволяет выявить тенденции функционирования научно-популярной прессы в современной России.

Соответственно, для решения вышестоящей проблемы целесообразным представляется применить аналитический, исторический методы исследования.

Основная часть. Изначально журнал был изданием ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса и ЦДТС. В 1930-х гг. на первых страницах издания публиковались помимо важнейших дат в том или ином месяце письма читателей о самом журнале, которые содержали благодарность редакции, критику, пожелания, рекомендации к улучшению. Кроме того, по отзыву одного из читателей можно узнать, для кого предназначался журнал: «Ваш журнал есть верный товарищ и помощник каждому рабочему подростку как в школе, в общественной работе, так и в домашнем быту...» .

В 1960-х гг. «Знание-сила» позиционировал себя как журнал рабочей молодежи и был органом государственного комитета Совета министров СССР по профессионально-техническому развитию. К тому времени журнал стал содержать материалы о гуманитарном знаний. Позже, вплоть до 1990-х гг. «Знание-сила» принадлежало ордену Всесоюзного общества «Знание». Однако, в течение 2016 г. журнал «Знание-сила» выпускается при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Более того, журнал является членом Российского исторического общества. Журнал также имеет свой научный совет, состоящий из членов Академии РАН.

Главные проблемы, раскрываемые в современных номерах журнала охватывают: научные сенсации и открытия; лица современной науки; прошлое в зеркале современности, будущее; интеллектуальная жизнь современного общества; приключения; история культурных форм; культурные смыслы науки; искусства и повседневности; связи между разными областями знания; между наукой обществом и повседневностью и т.д.

Журнал также содержит увлекательные рубрики. В 1930-м г. основные рубрики имели отношение к советской науке, советской идеологии, обществу (например, можно привести названия статей «Мировой красногалстучный слет», «Мы строим социализм», «Герои красной звезды», «Советские часы» и др.). В 1960-е гг. основные темы касались строительства новых городов, промышленности, космоса, изобретений советских ученых, также публиковались материалы о великих русских писателях, художниках. То, что журнал научно-популярный подтверждала рубрика «Веселая наука». Помимо этого, на последних страницах были помещены вопросы и задания для читателей.

В 1980-х гг. можно было увидеть такие, как «Природа, общество, человек», «Во всем мире», «Время и мы», «Курьер науки и техники», «Понемногу о многом», «Фотоокно «Знание-сила»», «Мыслители XX века», «Мозаика», «Страна фантазия» и др. В 1990-м г. журнал не раз открывался рубрикой «Лицом к лицу с катастрофой» . Тогда же журнал под рубрикой «Вести с противоракового фронта» поднимал проблему заболевания раком, его профилактике и лечения .

Со временем рубрики изменили свое название. Так, на первых страницах журнала в 2000-е гг. продолжали размещаться рубрики «Письма читателей», «Колонка редактора», но уже сегодня вначале публикуются «Заметки обозревателя», в которой редактор рассуждает о главной проблеме номера, «Новости науки», в которых представлены последние открытия и научные исследования в виде коротких заметок с небольшими иллюстрациями. Сам журнал открывается рубрикой «Главная тема», в которой объясняется выбор актуальной проблемы, охватывающей практически все материалы номера. Стоит отметить также, что тема космоса затрагивается в журнале довольно часто. Возможно это связано с возрастающим интересом к космологии, актуальностью данной отрасли знания в научной среде. Содержание новостей определяют последние исследования из области астрофизики, физики, современной географии, нейробиологии, нанонауки.

Сами статьи довольно небольшие по объему, содержат фактический материал. Кроме того, в журнале представлены ссылки на первоисточники - различные зарубежные научно-популярные журналы, сайты, данные научно-исследовательских институтов. Затем более подробно рассматриваются новейшие открытия. Есть в журнале и рубрика, которая посвящена материалам о будущем человечества, в которых прогнозируются последствия глобальных угроз, экологической катастрофы, идет размышление о гибели цивилизации. Внимание создателей журнала также обращено на социокультурные явления современной эпохи. Помимо этого журнал содержит проблемные материалы о микро- и макросреде.

Интерес представляет и рубрика «Чтение вчера, сегодня, завтра», в которой представлено интервью с современными отечественными деятелями науки, культуры и искусства. Помимо этого, в 2005 г. существовала рубрика «Беседы с учеными», а в 2010 г. «Беседы об экономике.

Немаловажно, что после больших текстов публикуются короткие занимательные заметки о здоровье, исторические заметки. В конце журнала размещен календарь важных дат в мире науки.

В целом, наиболее часто «Знании-силе» освещаются различные научные исследования, открытия. В достаточной мере представлены также темы, связанные с космосом. Немало материалов посвящено и проблемам будущего. Вместе с тем, нередко публикуются и исторические материалы.

Не менее важно и то, что журнал иногда посвящает номер какой-либо знаменательной дате или событию. Например, в 2005 г. существовала рубрика «200 сражению по Аустерлицем», в 2010 г. - рубрика «150 лет со дня рождения Антона Чехова».

Знаменательно, что в поддержку научной популяризации журнал осуществляет несколько проектов. Сами проекты представляют собой исследования, предпринимаемые журналом в отношении комплексов проблем, которые связаны с развитием науки, культуры и общества . Для рассмотрения проблем журнал привлекает специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Среди них проект «Культура: точки роста и инерции развития», который реализуется вместе с Автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры» и Союзом журналистов России. Этот проект направлен на рассмотрение проблем в области культуры, ее смысла (статья «Смысл культуры - самосоздание человека»), литературы (статьи «Об энтомологии смысла к литературе открытых возможностей», «Творить мир, которого до тебя не было», «Ад и рай Антона Чехова»), фольклора и т.д. Есть и проект ««Знание-сила» 90», посвященный 90-летию журнала и содержащий подборку статей, отражающих этапы жизни самого издания. Среди авторов статей замечены известные ученые такие, как К. Циолковский, Лев Ландау, М. Водопьянов, А. Чижевский и др. Также существует проект «Знание-сила: Фантастика», являющийся по своей сути литературным приложением к журналу.

Интерес представляет проект «Музеи мира», в котором авторы рассказывают о музеях, размышляют над музеем как особым способом памяти о человеке, его истории и его науке. Например, некоторые статьи посвящены Кунсткамере, музею Шагала, музею Богородицкого поля и т.д.

Существует и проект «Монументальная память России: двойное прочтение», статьи которого содержат взгляд авторов на историю отечества через призму российских памятников времен империи. Отдельно проект посвящен Отечественной войне 1812 г., в материалах которого пересматриваются различные события того времени с иной точки зрения.

Журналом также с 2013 г. совместно с Мемориальным музеем космонавтики проводился лектории «Знание-сила», в котором ученые рассказывают о собственных исследованиях, охватывающих проблемы звездообразования (статья «Звездная спектроскопия», медико-биологических аспектов, планет Солнечной системы (статьи «Жизнь Солнечной системы», «Экзопланеты: в поисках второй Земли»), астропалеонтологии (статья «В поисках истоков жизни во Вселенной») и т.д. .

Также, как и в других авторитетных научно-популярных изданиях, в текстах журнала «Знание-сила» соблюдается научно-популярный стиль изложения, установлены причинно-следственные связи между явлениями и проблемами, материал изложен доступным для широкого читателя языком, есть ссылка на авторитетные компетентные источники.

Очевидно, что материалы журнала в основном имеют познавательный характер. Тем не менее, многие материалы также являются информационными, поскольку несут функцию донесения новейшей информации из мира науки, культуры, техники до читателя. Кроме того, журнал содержит фактографическую и проблемную информацию.

Примечательно, что материалы в журнале дополнены различными иллюстрациями, фотографиями, что несомненно привлекает интерес читателя.

Сам журнал распространяется по подписке на печатную и электронную версию или продается по свободной цене. Подписная цена одного номера составляет 208-216 руб. Исходя из этого, журнал доступен читателям с достаточно высоким доходом. Однако, сам журнал рекомендует себя и для читателей старше 6-ти лет. В целом, подобное положение можно наблюдать и у других научно-популярных журналов. Например, «Наука и жизнь», «Химия и жизнь». Однако, эти журналы имеют, несмотря на высокую стоимость, стабильный тираж.

Помимо выпуска тиража, издание получает доход и с издательской и рекламной деятельности. В частности, журнал осуществляет услуги литературного редактирования, корректуры, оформления издания, верстки, создании макета периодического издания, создании макета книг, рекламы в самом журнале, создании рекламного блока издания, создании баннера издания, создании фильмов, рекламных видеороликов, видео-лекции, мультимедийных дисков по научно-популярной тематике. Подобно этому, издание «Наука и жизнь» также занимается не только изданием журнала, но и выпуском книг, дисков.

Заключение. Таким образом, на основе результатов анализа издания можно сделать вывод, что журнал «Знание-сила» является современным научно-популярным журналом, который имеет длинную историю развития. Сам журнал пытается соответствовать тенденциям времени, при этом в нем соблюдается традиционный стиль, сложившийся за долгое время существования. В частности, материалы журнала имеют информацию, подтвержденную авторитетным мнением. Также большинство статей достаточно подробно раскрывают ту или иную проблему. Помимо этого, журнал публикует после объемных материалов интересную информацию в виде коротких новостей, что делает чтение журнала увлекательным для многих его читателей.

Библиографический список:


1. Сайт «Знание-сила» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.znanie-sila.su/?issue=issues/contents_iss.php&id=143&razd=1 (дата обращения: 10.09.16).
2. Журнал Знание-Сила». – №12. – 1990. – С.4.
3. Журнал Знание-Сила». – №11. – 2016. – С.4.

Рецензии:

2.03.2017, 8:00 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия : Статья Литвяковой Ларисы Александровны "Анализ современного российского научно-популярного издания "Знание-сила" содержательна, актуальна, раскрывает значимость журнала в распространении научных знаний, популяризации науки. Автор показывает как меняются темы, рубрики данного журнала в зависимости от исторического развития страны. Каждое время выдвигает свои темы, и журнал в соответствии акцентирует свое внимание, освещение на актуальных отраслях знаний в научной среде. Л.А.Литвякова выявляет тенденции развития научно-популярной прессы в Советском Союзе, позже в современной России, анализирует рубрики советского периода (1930,1960, 1980-х годов), главные темы современного периода: открытия, выдающиеся личности науки,искусство, общество и др.Особое исследовательское внимание автора уделено современным тенденциям развития журнала "Знание-сила". Сам журнал осуществляет проекты, которые представляют собой исследования, автор приводит конкретные примеры.Несмотря на новые тенденции ХХ1 века, журнал сохранил традиционный стиль, который был заложен с 1926 года,т.е. свыше 90 лет. Я рекомендую данную интересную и актуальную статью Л.А.Литвяковой к изданию в журнале. Примечание -небольшое замечание: -3-й абзац снизу текста статьи, последняя строчка "....эти журналы, не смотря на.."(несмотря-пишется слитно) С уважением -проф.С.Х.Барлыбаева

Популяризация науки в России бурно развивается, и мне кажется, что нам всем повезло жить в такое время, когда действительно есть что почитать. Расскажу о разных СМИ - по профессии знаю, что их есть великое множество, и каждый обязательно выберет себе что-нибудь по душе. Всё зависит от того, кто вы и что вы ищете:)

Сама я работаю в молодом (но не менее прекрасном от этого) издании Indicator.ru , где мы пишем обо всяких разных науках и технологиях , стараемся делать это быстрее и качественнее всех, а ещё публикуем эксклюзивные интервью (также и с нобелевскими лауреатами), аналитические тексты по самым животрепещущим вопросам, красивые видео , милые тестики , завораживающие картинки дня, каждый день рассказываем об истории науки - и умеем шутить, что тоже немаловажно. Мы обожаем свою работу и хотим делиться этими замечательными вещами со всем миром. Вот тут мы есть ВК , если что.

Но это не значит, что я собираюсь от вас скрывать кучу других классных изданий и сайтов со своим характером и своими хорошими. Например, существует такой elementy.ru - отличный сайт, где тексты подробно пересказывают научные статьи, и пишут их чаще всего ученые, а не журналисты, но так, что и стиль не страдает. Среди них, например, обитает Александр Марков (если вы понимаете, о ком я).

Замечательный бумажный журнал с шершавой обложкой, который делает команда людей с горящими глазами - "Кот Шрёдингера ". Нацелен он больше на подростковую аудиторию, но почти в каждом взрослом живёт ребёнок, правда ведь?

Есть и тематические вещи. Так, серьёзно шарящим в биологии понравится biomolecula.ru (чаще всего там пишут сами учёные), а любящим при этом иронию - "Батрахоспермум " (водоросль такая, а вы что подумали?). Любители холиварить на тему эволюции Homo sapiens найдут много ценных аргументов на antropogenez.ru , а желающие лучше разобраться в работе мозга оценят "Нейроновости ", а интересующиеся медициной - www.fleming.pro .

Гуманитарии и искусствоведы найдут темы себе по душе на "Арзамасе "и на "Магистерии " (о печатных журналах для них, к сожалению, я осведомлена меньше).

Любителям завораживающих видов и историй со всех концов Земли (и не только) понравится старейший русский научно-популярный журнал "Вокруг света " и чем-то похожий National Geographic в его русскоязычной версии. Ещё один журнал с историей - "Наука и жизнь ". А вот "Химия и жизнь " в чём-то (например, в публикации на своих страницах также и рассказов) до сих пор сохранила черты типичного "толстого" журнала 19 столетия. И это совсем не плохо - кому-то нравится. А для тех, кто без ума от машинок, но хочет и о науке почитать, подойдёт "Популярная механика ", тоже имеющий бумажную версию.

Есть и огромная куча блогов и сайтов, которые ведёт фактически один человек - например, metkere.com Ильи Кабанова, или вот блог истории медицины . Тут просто глаза разбегаются - да и не знаю, ищете ли вы блоги.

дипломная работа

1.1 Специфика научно-популярных изданий

Исторически сложилось так, что под научно-популярным изданием обычно понимают популярное произведение о науке. С точки зрения современного издательского дела это не совсем так.

Согласно ГОСТ 7. 60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Более развернутое определение научно-популярному изданию дает А. Э. Мильчин: «научно-популярное издание - издание, социально-функциональное назначение которого - популяризировать научные знания, достижения науки, культуры, техники, искусства и т. д. среди неспециалистов или специалистов областей науки, культуры и т. д., смежных по сравнению с той областью, к которой относится научно-популярное издание» Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 64..

Таким образом, из этих определений следует, что научно-популярное издание содержит изложенные в доступной читателю-неспециалисту форме сведения в области науки, культуры, искусства и т. д. и имеет своей целью популяризацию научного знания. Именно ориентированность на читателя-неспециалиста отличает научно-популярные издания от собственно научных изданий, которые, как пишет С. Г. Антонова Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 47., содержат результаты теоретических и/или экспериментальных исследований и предназначены для подготовленного читателя.

Часто научно-популярные издания полагают разновидностью научных изданий. Как пишет С. М. Болховитинова, научно-популярную литературу «считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны» Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - С. 87.. Действительно, научно-популярная литература тесно связана с научной литературой, так как последняя является методологической базой для создания научно-популярных произведений. Однако научно-популярной литературе присуща своя специфика, отличающая ее от литературы научной.

Как отмечает В. Ю. Иваницкий, «научно-популярная литература сформировалась в недрах литературы научной, и ее развитие шло в очень тесном взаимодействии с научной литературой. Как и в научной, в научно-популярной литературе достаточно специфический текст, широко используются специальные термины, однотипные с научной книгой иллюстративные материалы - чертежи, схемы, карты, фотографии, таблицы, графики. У многих научно-популярных книг имеется вспомогательный аппарат - предисловие, примечания, указатели и т. д.

Однако научно-популярная литература, по сравнению с научной, не требует высокой строгости доказательства. В ней вполне допустимы упрощения, фрагментарность и неполнота, объяснение «на уровне идей». Если для научной книги важно, чтобы тот или иной вопрос был изложен не только доказательно, но и с исчерпывающей полнотой, то для научно-популярной литературы достаточно, если он изложен доходчиво и понятно» Иваницкий В. Ю. Научная популяризация как функция современной науки // Науковедение. - 2001. - № 2. - С. 27-28..

Внедрение в научно-популярный текст приемов художественной литературы также придает научно-популярным произведениям особую специфику и своеобразие, без которых эта литература сегодня не обходится.

Однако как бы научно-популярные издания ни были близки к научным и литературно-художественным, они остаются отдельным видом изданий, имеющим свои уникальные особенности.

Научно-популярные издания затрагивают все области науки и виды человеческой деятельности и имеют максимально широкий охват тем: наука и ее методы, результаты исследований, достижения, открытия, проблемы, гипотезы, направления научного поиска и т. д. Часто научно-популярные издания создаются в результате адаптации научных произведений для читателей-неспециалистов, поэтому тематика научно-популярных изданий дублирует тематику научных.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация, распространение научных сведений среди читателей, повышение их общекультурного и научно-технического уровня знаний, тогда как цель научных изданий - закрепление научной информации и передача ее от поколения к поколению. Разные цели этих видов изданий определяют их разные функциональные свойства.

Научные издания выполняют функцию носителей научной информации, вносят вклад в развитие научного сознания и стимулируют научное творчество - то есть способствуют переходу науки на более высокий уровень развития. Предназначение научно-популярных изданий - нести научную информацию в основном широким кругам читателей. Этим обусловлены выполняемые ими следующие функции. Научно-популярные издания:

приобщают читателя к научному знанию, способствуют повышению его уровня образованности;

формируют научное мировоззрение читателя, подводят его к пониманию сути науки;

духовно обогащают читателя, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес;

воспитывают читательский вкус и способствуют формированию читательских предпочтений;

внедряют научные знания в повседневную жизнь общества.

Научные и научно-популярные издания схожи в плане предмета содержания. В целом можно считать, что предметом содержания научных и научно-популярных изданий является наука как сфера человеческой деятельности, научные методы, исследования, гипотезы и т. д.

Читательский адрес, т. е. предназначенность издания читателю определенного уровня подготовленности, научных и научно-популярных изданий расходится. Научное издание адресуется, прежде всего, деятелям науки, тогда как читательский адрес научно-популярных изданий гораздо шире. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист - человек, который не является специалистом в той области знаний и сферы науки, которой посвящено издание, предлагаемое чтению. Таким образом, читательский адрес научно-популярного изданий предельно широк: он охватывает самых разных читателей, от школьника до специалиста смежной области, который, не имея специального образования в той области знаний, которой посвящено произведение, подчас оказывается в ранге массового читателя-неспециалиста.

Как отмечает С. Г. Антонова, сегодня научно-популярная литература очень востребована: «в ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника» Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 62.. Из этого следует, что научно-популярные издания нужны многим группам читателей. Однако чтобы обеспечить читателя нужной ему книгой, необходимо учитывать потребности и уровень подготовленности каждой из этих групп.

Аудиторию читателей научно-популярных изданий, как пишет С. М. Болховитинова Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 166 с., обычно дифференцируют по следующим признакам.

Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).

Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:

а) уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т. д.);

б) вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т. д.);

в) профессионального профиля.

На основании этих признаков можно выделить условные группы читателей научно-популярной литературы.

Учащиеся всех видов и форм обучения. Научно-популярные издания для этой категории читателей являются незаменимым источником достоверных научных сведений, изложенных в доступной форме. Как правило, читателей этой группы делят по возрастному признаку и уровню образования. С. Г. Антонова советует также учитывать психологический настрой и познавательный интерес читателей этой группы, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Ученые, специализирующиеся в смежных областях науки. Этой группе читателей научно-популярные издания помогают ориентироваться за пределами своей специализации и расширять область своих познаний.

Представители разных профессий. Благодаря научно-популярным изданиям читатели данной категории могут повысить уровень своей профессиональной квалификации, а специалисты в области промышленности - узнавать о последних достижениях науки, внедрять их в производство.

Таким образом, научно-популярные издания связаны с научными изданиями, что подтверждается их общей тематикой и предметом содержания. Однако научно-популярные издания являются самостоятельным видом изданий и имеют свою специфику в сравнении с научными изданиями, которая главным образом определяется ориентированностью на читателя-неспециалиста.

Видеоблоггинг в России

В современном российском видеоблоггинге сложилась такая тенденция, что доминируют в этой медиа-сфере развлекательные шоу и смешные видеоролики. Учитывая этот факт, сравнение многих видеоблогов с материалами журналистов некорректно. Однако...

Влияние Интернет-СМИ на формирование повестки дня

Информационная среда библиотеки

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и информационных организаций...

Медицинские периодические издания в России

Журнал «Здоровье» - один из наиболее успешных научно - популярных журналов на современном рынке периодической печати России. На сегодняшний день тираж одного номера составляет более 150 000 экземпляров...

Методика поиска и отбора зарубежных научно-популярных изданий по детской психологии (на примере материалов издательства "Рама Паблишинг")

Источниками информации о зарубежной литературе, которая может быть выпущена в России, являются сетевые ресурсы: книжные интернет-магазины и сайты издательств, а также каталоги, предоставляемые российскими литагентствами («Синопсис»...

Наркотизирующая дисфункция СМИ

Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся 10-11-х. классов (старшие подростки) в количестве 100 человек (поровну в экспериментальной и контрольной группах)...

Особенности музыкального канала "A-ONE", влияющего на формирование подростковой субкультуры в современном мире

MTV-Russia - начало своё вещание 25 сентября 1998 года, целевая аудитория канала -- молодежь в возрасте от 11 до 34 лет, доля российской музыки равна 60 %. Эфир канала открыл концерт Prodigy в Москве...

Русское географическое общество -- это общественная организация, направленная на глубокое и всестороннее изучение географического, экологического и культурного аспектов в истории России...

Публикации о проблемах языка Русского географического общества

Особое место среди журнальной периодики занимают научно-популярные издания. По мнению кандидата филологических наук Аркадия Эммануиловича Мильчина, «научно-популярное издание -- это издание...

Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми по договору авторского заказа

Редактирование иллюстративного материала

Важную роль выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций...

Современные детские журналы и их влияние на развитие ребенка

Специфика Интернет-версии региональных районных газет Амурской области (на примере сайта газеты "Зейские огни")

По своей сути все печатные издания делятся на офлайн - СМИ и онлайн - СМИ. В первом случае речь идет о традиционной периодике, распространяемой в виде газет и журналов. Текущий номер такого СМИ, как правило...

Экологическая проблематика в современной прессе Беларуси

Как тип издания - научно-популярные и узкоспециализированные издания были вызваны к жизни научно-техническим прогрессом, о котором еще недавно не говорил только ленивый. Тем не менее, этот прогресс был. Он состоялся...

Научно-популярным является издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки, культуры, техники и т.д. среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют научно-познавательную, воспитательно-образовательную, информационно-ознакомительную функции. Иллюстративный материал - важная составная часть отображения научного содержания.

Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.

В научно-популярных произведениях допустимо использование графиков. В отличие от табличной графическая форма представления результатов научных исследований более информативна, хотя конкретность числовых показателей, выражающих результаты измерений или расчетов, при расположении их в виде точек на графике заметно снижается. Всего должно быть в меру. За этим обязан следить редактор. Не нужно допускать, чтобы автор увлекался графиками. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.

Анализируя иллюстрации к научно-популярному сочинению, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора - напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.

Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.

Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. Характер ее аппарата, как и других изданий, всегда связан с содержанием произведения. Однако есть свои общие принципы и некоторые особенности, касающиеся подготовки аппарата для научно-популярных изданий.

В аппарат научно-популярного издания могут входить: предисловие, подстрочные примечания, указатели терминов, список литературы…

В подстрочных примечаниях сообщаются последние научные данные, объясняется происхождение некоторых слов, приводятся адреса научных учреждений, упоминаемых в тексте.

К каждой работе дается список литературы по теме, которой она посвящена. Обычно здесь встречаются источники двух видов. Вначале приводится список популярной и занимательной литературы, которая расширит представления читателя о неживой природе, познакомит его с материалом, которого нет в книге. Далее идет список более специальной литературы для углубления знаний читателя. В каждом разделе приведены работы, доступные читателю одной категории. Поэтому они расположены в алфавитном порядке.

В научно-популярной книге справочный аппарат как бы выполняет двойную функцию: он объясняет и систематизирует содержание книги и вместе с тем намечает путь дальнейшего изучения предмета.



В научно-популярных монографиях, темой которых является биография ученого, могут быть указаны его основные работы. Не для того, чтобы отослать читателя к первоисточникам научного творчества ученого, а для того, чтобы показать его вклад в науку.

Готовя научно-популярное издание, редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление книги. Последнее имеет отношение и к взаимодействию редактора с художником-оформителем. Редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.

13. Работа редактора над научно-популярным изданием

Научно-популярное издание – издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Важнейшие функции научно-популярной книги: -) популяризация и пропаганда научных знаний; -) формирование научного мировоззрения читателя; -) эстетического воспитания (воспитание у читателя восприимчивости, понимания сути науки, НТП); -) содействия решению читателем практических задач; -) профессиональной ориентации читателя; -) адаптации его к определенным условиям и др.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

При формировании концепции издания редактору следует обращать особое внимание на специфику читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во многом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ограничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой - читателем-специалистом.

В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Можно выделить следующие виды .

Научно-популярная монография . Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей.

-) монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной, конкретной, относительно узкой области науки;

-) монография, которая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, она имеет ретроспективно-аналитический характер;

-) научно-биографическая монография: творческая биография ученого, формирование его мировоззрения, характеристика его вклада в науку;

-) научно-биографическая монография, посвященная научному путешествию. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Примером может стать путешествие Миклухо-Маклая.

Сборники научно-популярных произведений составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.

Можно также выделить такие виды, как научно-популярные журналы , энциклопедии , справочники .

С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.

Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.

Существует 2 способа изложения материала, которые используются в НП издании: 1) описательно-повествовательный: читатель – пассивное звено, его информирую, ему что-то описывают, иллюстрируют; позволяет снять информацию); 2) проблемно-аналитический: рассчитан на активное восприятие читателем сообщаемой информации, автор представляет известное в такой форме, как будто знание рождается на глазах у читателя, т.о. читатель-соавтор, сотворец.

Условием популяризации является доступность изложения. Однако она не должна попадать под рубрику упрощенчества, которая искажает представление о природе предмета. Оценивается с учетом того, не перегружено ли изложение трудно воспринимаемым материалом. У любого изложения должен быть порог сложности: читатель должен идти от простого к сложному постепенно.

Эффективный способ обеспечения доступности – метафорическое подкрепление восприятия, сравнение с известным примером. Мысль подобна облаку, которое проливается дождем слов. Метафора может прояснить, а может увести от сути явления. Она должна не затемнять, а прояснять смысл понятия.

Основные приемы популяризации: 1) приемы изложения, которые ориентированы на читателя определенного возраста или обращены к его профессиональным интересам, учитывают его образовательный уровень; 2) отсутствие сложных формулировок; 3) образное моделирование дефиниций не в ущерб точности информации; 4) соблюдение принципа от известного к неизвестному, от простого к сложному; 5) конкретность и лаконичность изложения (маленькими главами – прием дробления инф. на блоки, что делает инф. более читаемой); 6) пояснение единичного факта на фоне общей картины.

Конкретные приемы популяризации: 1. Наличие авторских отступлений: оценки существующих позиций по вопросу и их комментарии. 2. Изложение в форме беседы с читателем, читатель вовлекается в диалог, создание проблемы, втягивание читателя. 3. Иногда автор предлагает точку зрения чит-лю только для того, чтобы потом ее опровергнуть, (провокация). 4. Познавательный интерес читателя стимулирует исторический материал: гипотезы, время их выдвижения, легенды, мифы, предания. 5. Приветствуются интригующие заглавия: «В своем ли мы имени?» . 6. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю (призыв, предупреждение). 7. Широко распространены заглавия в виде вопросов с воскл. Знаком, они часто усиливают парадокс: «Эйнштейн был неправ?» . 8. Прецедентные тексты (цитаты, высказывания политиков и т.д.): Хранит меня мой талисман? . 9. Эпиграфы (выполняют функцию подзаголовка). 9. Вводные эпизоды – вводят основное изложение, иногда представляют собой переложение рассказа, легенды, иллюстрацию научного факта.

Экспрессия и индивидуальность . Каждый автор научного текста (если он личность креативная и эмоциональная) сочетает те средства экспрессии, которые связаны с логикой научного изложения, обеспечивают его связность и те средства выражения авторской позиции, которые несут в себе элемент его субъективного стиля.

Языковые и стилистические средства создания экспрессии: 1. Образные, эмоционально-оценочные единицы, слова и фразеологизмы. 2. Использование перефраз – замена слова словосочетанием (СПб – город на Неве ), образным словосочетанием. 3. Олицетворение (рождение вселенной ). 4. Сравнение (один из самых распространенных). 5. Риторические вопросы (Куда смотрят прогнозисты? ). 6. Присоединительные конструкции, кот-е придают т-ту эмоциональную выразительность (несамостоятельные синтаксически, используется ассоциативная цепь). А как обстоит дело с экспериментами, которые якобы подтверждают теорию относительности? Кем проводились эти эксперименты? Когда? Где? . 7. Проявление юмора, иронии, каламбур (теория эволюции претерпевает существенную эволюцию; имена бед – это уже беда ). 8. Широкое использование элементов разговорного стиля: свободный порядок слов, много окказионализмов (прилетельцы вместо пришельцы ), разговорная лексика (зациклиться ), разговорная фразеология (худо-бедно ).

Характер использования терминологии в НП стиле . Не приветствуется использование узкоспециальных терминов. Если вводятся, то должны быть пояснены. Способы введения терминов: 1. Объяснение этимологии (факсИмиле (от лат. Fac simile – делай подобное) ). 2. Приведение известных читателю примеров после определения термина (отсечение окончания может быть способом образования нового слова. Этот способ называется дефлексацией. Например, лиса – лис ). 3. Полное определение термина не приводятся, но называются самые характерные признаки понятия, важные для автора (бериллий – легчайший металл Земли ). 4. Расшифровка понятия в скобках одним двумя словами, как бы мимоходом (прояснение мотивированности слова (или народная этимология) – излюбленный прием в языке детей ). 5. Рассматривая понятие или явления автор не сразу называет его, а как бы заставляет читателя самого вспомнить этот термин, и лишь потом называет его. 6. Раскрывая содержание понятия, автор может приводить все общепринятые его обозначения (пирит, железный колчедан, серный колчедан ).

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал . По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.