Илон Маск: «Быть мной не так уж интересно. «Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy Интервью с элоном маском на русском

Если существуют супер-разумные инопланетяне, вполне вероятно, что они за нами уже наблюдают. Но мы недостаточно разумны, чтоб это понять. Я могу провести некоторые предварительные подсчёты: продвинутая инопланетная цивилизация, которая заинтересована в заселении Галактики, даже без превышения скорости света, даже если она движется со скоростью в 10% или 20% от скорости света, смогла бы заселить всю Галактику, скажем, за 10 миллионов лет. Максимум за 20. Это ничто в масштабах всего проекта.

О желании умереть на Марсе

Я не заявляю, что хотел бы умереть на Марсе. Но мы же все когда-нибудь умрём. И если бы можно было выбрать место смерти, тогда почему бы не на Марсе? Ну и если это все-таки произойдет, то я не хочу, чтоб это случилось при столкновении.

О туннеле под Вашингтоном и Лос-Анджелесом

Я считаю, что решением перенаселённости городов может стать сеть . Я не имею в виду простые туннели с двумя направлениями. Я говорю о тех туннелях, которые имеют много уровней в глубину. Самые глубокие шахты выше, чем самые высокие здания. Вы можете создать туннели с 20, 30, 40 и даже 50 уровнями - ровно столько, сколько пожелаете. Таким образом можно будет справиться с загруженностью любого города мира.

Проблема в том, как построить туннели быстро и дешево и сделать их безопасными. Если это удастся, туннели избавят нас от проблем с заторами в больших городах. Именно поэтому я считаю это важной технологией.

О новой технологии, которая потрясёт мир

Последнее слово в технологии на данный момент – это , машины с полным самоуправлением. Они придут на дороги гораздо раньше, чем люди думают.

Но проблема в том, что работа многих людей как раз заключается в вождении машины. Нам нужно будет разобраться с тем, что эти люди будут делать, ведь это [переход на самоуправляемые автомобили] случится очень неожиданно и быстро.

Фото: J. Emilio Flores/Getty Images

Думаю, мне нужно рассказать, что я подразумеваю под словом «быстро». На данный момент в мире около двух миллиардов автомобилей, и эта цифра приближается почти к 2,5 млрд машин и грузовиков. Общая производительность нового машиностроения на данный момент составляет 100 млн. Это правильно, потому как средняя продолжительность работы автомобиля составляет 20-25 лет.

Наше видение полной автономии - это не массовый переворот в сфере автомобилестроения, поскольку потребуется много времени, чтобы создать достаточное количество машин для проведения революции в трудоустройстве. Этот переворот случится лет через 20. Но тем не менее, 20 лет - короткий период, для того чтобы 12-15% людей остались без работы.

Первое, что я бы хотел посоветовать, - обратить внимание на развитие . Нам нужно быть очень осторожными с тем, как мы используем ИИ, и убедиться, что исследователи контролируют то, что они делают. Потому что иногда ученые настолько увлечены, что могут даже не осознавать последствия созданного. Поэтому ради безопасности всего общества правительство должно внимательно наблюдать за развитием искусственного интеллекта и убедиться, что это не представляет угрозы обществу.

Второе: нам нужно подумать о транспорте в целом. И если это станет движением в сторону электромобилей как к стабильному транспорту, это будет критически важным по многим причинам. Но произойдёт это не раньше, чем на дороги выйдут самоуправляемые машины.

Скорее всего, переход на электромобили осуществится через 30 или 40 лет. Принимая это во внимание, спрос на электромобили вырастет значительно. На данный момент около 1/3 общего потребления энергии в мире составляет электричество, 1/3 - транспорт, 1/3 - отопление. Но со временем количество потребляемой электроэнергии утроится. Поэтому сейчас очень важно задуматься над тем, как мы будем производить много электроэнергии.

Но что же делать с массовой безработицей? Это станет глобальной проблемой всего общества. Я думаю, что выходом может стать что-то вроде общего всемирного дохода. Я не вижу другого выхода.

Всемирный базовый капитал станет просто необходимостью. Производство товаров будет необычайно высоким. И с автоматизацией производство только увеличится. Практически всё подешевеет.

Но гораздо большей проблемой для людей станет собственная значимость. Большинство видят свою значимость в работе. Если вы не чувствуете себя нужным, если в вашем труде нет потребности, тогда в чём смысл? Это более сложная проблема, над которой придётся работать.

На самом же деле я считаю, что есть возможный способ: нужно собрать ученых, которые будут заниматься слиянием биологического и машинного разума. В некоторой степени, мы уже киборги. Только подумайте о цифровых устройствах, которые у вас имеются, о вашем телефоне, компьютере и приложениях, которые вы используете. Вы можете задать вопрос и мгновенно можете получить ответ из Google. Это значит, что у нас уже есть цифровой третичный слой. (Первичный - лимбическая система, или животный мозг, вторичный - кора головного мозга, «планирующая» часть, и третий слой - цифровая среда).

Я полагаю, что со временем мы увидим более глубокое слияние биологического разума с цифровым. Всё дело, в основном, в трафике, в скорости связи между мозгом и вашим цифровым расширением. В частности, в пропускной способности, в случае если что-то пойдёт не так. Ведь ранее мы использовали клавиатуры, а сейчас мы вводим практически всю информацию на телефон при помощи больших пальцев. Но это очень медленно.

Компьютер может обмениваться информацией со скоростью триллион бит в секунду. Но ваши большие пальцы могут передать всего 10 или максимум 100 бит в секунду, при условии что вы делаете это очень интенсивно. Поэтому я считаю, что высокоскоростной интерфейс для мозга поможет добиться симбиоза между машинным и человеческим интеллектом. И, возможно, разрешит проблему с контролем и пользой.

О том, как ему в голову приходят безумные космические идеи

Когда я задумываюсь над тем, какое технологическое решение необходимо для достижения определённой цели, я стараюсь в том направлении достичь максимального прогресса. В случае с космическими полётами критическим прорывом, который был просто необходим, стали скоростные ракеты с возможностью их повторного использования - такие, какими мы создаём самолёты.

Только представьте: если бы самолёты были одноразовыми, практически никто бы не летал. Вы можете купить, скажем, Боинг 747 за 250 миллионов долларов или даже 300 миллионов долларов, и вам понадобится их два для полёта туда и обратно. Но никто не станет платить миллионы долларов за билет. Учитывая, что мы можем использовать самолёт десятки тысяч раз, путешествие по небу становится гораздо доступнее. То же самое и с ракетами. Поэтому наши ракеты стоят приблизительно 60 миллионов долларов. Следовательно, если ракета может быть использована всего раз, то её капитальная стоимость составляет 60 миллионов долларов. Но если ракета может быть использована тысячу раз, то её капитальная стоимость составит 60 тысяч долларов. Если вы можете взять большое количество людей, тогда полёт в космос по цене можно будет приравнять с полётом на самолёте.

Фото: Ariel Zambelich / Wired

Это особенно важно. Гравитация Земли достаточно глубока, у Земли очень высокое притяжение. Сложность в создании ракет многоразового использования гораздо выше, чем сложность в создании самолётов. Именно по этой причине на данный момент не было создано ракеты, которую можно было бы использовать повторно полностью. Но если использовать передовые материалы, передовую технику, и сделать всё правильно, я уверен, что можно будет это решить. Если бы притяжение Земли было хотя бы на 10% сильнее, это было бы невозможно.

О выборе команды

Когда я собеседую соискателя, главный вопрос у меня всегда один и тот же. «Опишите мне вашу жизнь. Расскажите о ваших долгосрочных решениях, и почему вы их приняли. Расскажите о самых сложных ситуациях, из которых вы вышли, и как». Я считаю, что этот вопрос крайне важен. Люди, которые решили какие-либо проблемы, действительно знают, как это сделали, до малейших подробностей. А тот, кто только делает вид, что решал, начинает рассказывать, доходит до первого уровня и потом застревает.

Я думаю, что вам не стоит быть мной. Это звучит лучше, чем есть на самом деле. Быть мной не так уж и интересно. Это, может быть, даже хуже. Я даже не уверен, что хочу быть собой.

В том смысле, что если вы хотите добиться прогресса в бизнесе, нужно заниматься физикой. Ближайшее будущее – за ней. Я бы рекомендовал изучение мыслительного процесса, связанного с этой дисциплиной. Я не имею в виду уравнения. Но сам процесс мышления в физике – это основа для того, чтоб понимать нелогичные вещи.

Всегда придерживайтесь той позиции, что вы в некоторой степени ошибаетесь. Ваша цель – меньше ошибаться со временем.

Одна из самых распространённых ошибок, которую допускает человечество (и я тоже этим грешу), это принятие желаемого за действительное. Это та ловушка, в которую очень сложно не попасть. Как я уже сказал, у меня есть с этим проблемы. Но важно научиться понимать, что ваш голос может ошибаться, а ваша цель – ошибаться меньше. Добивайтесь критичных отзывов, в особенности от ваших друзей. Потому что если кто-то вас любит, он желает вам только наилучшего и не станет говорить плохие вещи.

Видео разговора целиком:

Взгляните на главные эпизоды биографии Илона Маска:

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в городе Претория в ЮАР.

«Илон всегда был интровертом. Там где большинство людей пойдет на отличную вечеринку, Илон будет проводить скорее время в библиотеке за прочтением . Для него они и были развлечением. Как-то в возрасте 3-4 лет он задал вопрос: «Где начинается и заканчивается весь мир? «. Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», — в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона Эррол Маск.


Мать Илона — Майе Маск — канадка по национальности, профессиональный и модель, лицо которой появлялось на упаковках хлопьев Special K и обложке журнала Time.


В 1979 году родители Эррол и Майе Маск развелись. 9-ти летний Илон и его младший брат Кимбал приняли решение остаться с отцом.


В 1983 году в возрасте 12 лет Илон продал компьютерному журналу свою первую написанную игру под названием «Blastar» за 500 долларов. Ту игру сам Маск считал тривиальной.


Школьные годы молодого исследователя были не самыми лучшими. В книге Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и квест в фантастическое будущее» рассказывается история о том, как Маск был госпитализирован, когда группа задир в школе спустила его с лестницы и избила до потери сознания.


После школьного выпуска Илон вместе со своей матерью Майе, сестрой Тоска и братом Кимбалом переехали в . Следующие 2 года он провел обучаясь в Университете Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио.


Однако продолжать свое обучение Илон принялся в , где и получил степени по физике и экономике.


Во время обучения в Пенсильвании Илон со своим другом из университета Адео Ресси (Adeo Ressi) снимали 10-комнатный дом, который, порой, превращали в настоящий ночной клуб. Это был ранний предпринимательский эксперимент для обоих студентов.


После выпуска из университета Илон принял решение продолжить обучение для получение ученой степени PhD (кандидат наук) в , но в конечном итоге бросил эту затею и решил проверить свою удачу в начинающейся интернет-лихорадке. Об учебе в Стенфорде Илон Маск больше никогда не вспомнит.


Илон и его брат Кимбал (на фото ниже) взяли 28 000$ из бюджета своего отца для основания компании Zip2 — веб-стартапа, который предоставлял городские тревел-гиды таким газетам как New York Times и Chicago Tribune .


По словам Маска, пока компания Zip2 вставала на ноги, он буквально жил в офисе и принимал душ в местном отделении молодежной волонтерской организации YMCA . Все эти усилия будут щедро вознаграждены в момент, когда компания Compaq приобретёт Zip2 за $ 341 000 000 .


Фото: Noah Berger | REUTERS

Собственный бюджет Илона Маска после сделки составит 22 миллиона долларов, половину из которых в 1999 году молодой предприниматель потратит на основание очередной компании в области онлайн-банкинга — X.com . Через год проект сольется со стартапом Confinity, который к тому времени основал Питер Тиль. Это объединение создаст новую компанию, которую назовут PayPal .


Илон Маск был назначен на пост CEO новосозданной компании PayPal . Но спустя некоторое время внутри проекта возникнут серьезные ссоры: Илон настаивал на том, чтобы перевести сервера компании с бесплатной операционной системы Unix на продукт, с чем был не согласен главный технический директор PayPal Макс Левчин (на фото).


Фото: Getty | Drew Angerer

В 2000 году Маск взял свой первый за долгое время отпуск. Пока Илон находился , совет директоров PayPal принял решение уволить его и сделал новым CEO Питера Тиля.


«В этом и заключается проблема отпусков» , — в одном из своих интервью позже пошутит Илон.

Однако Маск так и останется одним из крупнейших акционеров PayPal , что принесет ему 165 миллионов долларов из $1,5-миллиардной суммы, которую в 2002 году заплатит за PayPal компания eBay .


Еще до продажи PayPal любитель научной фантастики Маск уже вынашивал идею по отправке мышей или растений на Марс. Он даже пытался приобрести списанные советские ракеты для этих целей. Но продавец из России хотел получить более 8 миллионов долларов за ракету, что заставило Маска задуматься о постройке собственной более дешевой версии.


В 2002 году Илон Маск основывает компанию, известную под названием Space Exploration Technologies или просто SpaceX . Целью Маска станет разработка процессов, которые помогут сделать полёты в космос более доступными.


Фото: Mario Anzuoni | Reuters

Первыми аппаратами SpaceX станут Falcon 1 , названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars) ..


..и корабль SpaceX Dragon , названный в честь песни «Puff the Magic Dragon» . Этим названием Илон Маск хотел ответить всем скептикам, которые утверждали, что SpaceX никогда не сможет запустить космический аппарат.


В долгосрочной перспективе целью SpaceX является колонизация Марса. В одном из интервью Маск отметил, что не выведет акции SpaceX на IPO (первичное публичное размещение) до тех пор, пока «колониальный траспортер на Марс» не будет совершать регулярные полёты.


В то же время довольно много задач у Илона Маска остается и на Земле. В 2004 году он совершает первое инвестирование в размере 70 миллионов долларов в Tesla Motors — компанию по производству , которую он соосновал вместе с одним из опытнейших исполнительных менеджеров — Мартином Эберхардом.


Илон Маск принял активную роль в работе над продуктами компании, а также занял пост председателя. Он также помог в разработке первого электрокара — Tesla Roadster , выпуск первой версии которого начался в 2006 году.


Фото: Scott Olson | Getty Images

Так как и этого было недостаточно, в 2006 году Маск реализовал идею SolarCity — компании по производству , продукты которой должны были помочь в борьбе с . Для развития компании Илон Маск привлек своих кузенов Питера и Линдона Райве.


Возвращаясь к делам Tesla , всё шло не совсем так, как того ожидал сам Илон. Под руководством Эберхарда Tesla сжигала больше финансовых ресурсов, чем ей удавалось приносить. В 2007 году по инициативе Маска на одном из заседаний членов правления Эберхард был отстранен от дальнейшей работы.


В 2008 году с приходом глобального финансового кризиса Маску пришлось инвестировать $40 миллионов в Tesla и одолжить еще $40 миллионов для избежания банкротства компании. В этом же году Маск становится СЕО Tesla , что, конечно, не случайно.


В тот год компании SpaceX , Tesla и SolarCity окончательно разорили Маска. Он описывает 2008-й год как худший год своей жизни, так как Tesla по-прежнему продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулся с проблемами по запуску ракеты Falcon 1 . К 2009 году Илон выживал лишь за счет личных займов.


Фото: Bobby Yip | REUTERS

Приблизительно в то же время Илон Маск проходит через развод со своей первой женой Джастин Маск — канадской писательницей, которая подарила ему 6 сыновей.


2008 года приносит Илону две хорошие новости: SpaceX получает $1,5 миллиардный контракт с NASA на полёты в космос, а для бизнеса Tesla наконец-то находятся внешние инвесторы.


К 2010 году ситуация вновь серьёзно меняется: в июне того года Tesla оценивается в $226 миллионов на IPO и становится первой публичной со времен Ford в 1956 году. В этот момент Илон продает акции компании на сумму $15 миллионов, чтобы вернуть свое финансовое состояние в привычное русло.


Фото: Brendan McDermid | REUTERS

Экстраординарная карьера Илона Маска стала заметна также и в других кругах. Образ Тони Старка из «Железный человек» был частично основан на реальной жизни Илона. Более того, во второй части фильма Маск сам появляется в кадре.


Все это время личная жизнь Илона была наполнена чередой различных событий. В 2008 году он начинает встречаться с актрисой Талула Райли. В 2010 году они поженятся, а в 2012 уже разведутся. К июлю 2013 года они поженятся вновь, однако в декабре 2014 года Илон Маск снова подаст на развод, хоть и после заберет обратно документы. В марте 2016 года на развод уже подаст Райли.


Фото: Pascal Le Segretain | Getty Images

Дела с работой в тот период будут идти неплохо. К концу 2015 года SpaceX совершит 24 успешных запуска к Международной Космической Станции, совершая множество исследований в процессе. Спустя некоторое время Falcon 9 совершит первое успешное приземление многоразовой орбитальной ракеты на водную платформу.


Идеи по-прежнему не прекращают посещать Илона Маска. Несмотря движение в сторону развития солнечной энергии, электрических транспортных средств и колонизации Марса, Маск принялся за разработку нового проекта под названием Hyperloop — транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/ч.


Илон Маск убежден, что в скором будущем человечество может столкнуться с угрозой потери управления над искусственным интеллектом, в связи с чем в конце 2015 года предприниматель представил очередной — OpenAI , целью которого станет наблюдение за развитием .


Фото: jurvetson | Flickr

В начале 2016 года стало известно об очередном невероятном проекте Илона Маска — по производству литий-ионных батарей, площадь которой будет составлять более 300 000 квадратных метров. Ожидается, что Гигафабрика сможет производить больше батарей, чем все аналогичные фабрики по всему миру вместе взятые. Запуск проекта намечен на 2020 год.


В июне 2016 года Илон Маск представил свой , с целью объединить два самых крупных своих энергетических проекта «под одной крышей». Позднее в августе сделка на сумму 2,6 миллиарда долларов была подтверждена окончательно.


В декабре 2016 года Илон Маск основывает очередной бизнес — THE BORING COMPANY — бурильно-строительную компанию, задачами которой станут создание подземной инфраструктуры в оживленных мегаполисах, благодаря которой жители и автомобилисты смогут избегать дорожных пробок, а также помощь в развитии проектов сверхскоростных поездов Hyperloop .

22 ноября 2013 в 00:13

Интервью с Элоном Маском. Часть 1 - о том, как он хотел стать физиком, но стал предпринимателем

  • Биографии гиков
  • Перевод

Элон Маск, основатель и сооснователь таких компаний как PayPal, SpaceX, Tesla Motors, изучал физику в Пенсильванском университете. В первой части интервью, которое Маск дал Элене Левин, колумнистке издания Американского физического общества APT News, он рассказывает о том, как он использует мышление, основанное на принципах, какие преимущества ему дало изучение физики, и о том, почему он с гордостью называет себя нердом.

Левин : Недавно в одном интервью вы посоветовали людям, которые хотят заниматься инновационным бизнесом, «изучать физику и учиться думать, руководствуясь принципами, а не аналогиями». Можете подробнее рассказать, что вы имели в виду?

Маск : Физики были вынуждены разработать способ мышления, который позволяет понимать контринтуитивные элементы реальности. Вещи вроде квантовой физики не слишком интуитивны, и чтобы продвигаться в их изучении физики создали методику мышления, которая позволяет получать правильные ответы, даже если они совершенно неочевидны. А это требует огромного умственного напряжения. В повседневной жизни нельзя всё время руководствоваться принципами, это потребует слишком большого расхода умственной энергии. Так что большую часть жизни приходится действовать по аналогии, попросту копируя поведение других людей с минимальными вариациями. Но если вы пытаетесь стать первооткрывателем, изобрести что-то действительно новое, то вам придется перейти к мышлению, основанному на принципах, выявить самые фундаментальные истины в вашей отрасли, и выводить свою мысль из них. Это требует напрячь голову, и я могу привести пару примеров того, как это помогает в ракетостроении.

Левин : Давайте.

Маск : Любая технология в ракетостроении оценивается по тому, насколько она уменьшает стоимость космических перевозок. Но, если вы изучите историю запусков ракет, то увидите, что эта стоимость практически неизменна, а в США она даже повышается со временем. Если вы будете думать шаблонно, по аналогии, вам ничего не останется, кроме как признать, что такова жизнь. Но это не так. Если думать, опираясь на принципы, то первым делом надо узнать, из чего делают ракеты, и сколько стоят эти материалы. Когда мы сделали это, мы очень удивились - материалы составляют всего несколько процентов от стоимости ракеты. В этом определённо что-то не так, и мы делаем что-то очень глупое. Если бы мы были умнее, мы могли бы сделать ракеты намного дешевле.

Левин : Как проходит ваш день? Вы постоянно применяете этот метод мышления, или в какой-то момент вам приходится остановиться, так как это требует слишком большого напряжения?

Маск : Я рад бы был сказать, что постоянно думаю, опираясь на принципы, но, к сожалению, у меня слишком много дел, и я приберегаю умственную энергию только для самых важных из них, например, для достижения какого-нибудь технологического прорыва, или при каком-то серьёзном затыке в бизнесе, который требует творческого решения. Иногда это выходит само собой - я просыпаюсь и ко мне внезапно приходит озарение в душе (смеется). Это звучит шаблонно, но так бывает часто. Думаю, мой мозг работает над проблемой на подсознательном уровне, и наутро решение выскакивает в сознание.

Левин : Почему вы решили изучать физику?

Маск : Мне было очень интересно понять, как работает Вселенная. А физика занимается именно этим - пытается понять, как устроен мир на самом фундаментальном уровне. В какой-то момент я серьёзно задумывался над карьерой физика, думал над некоторыми физическими проблемами, но глядя в будущее, я начал опасаться того, что погрязну в бюрократических проволочках с каким-нибудь коллайдером, а потом проект могут вообще закрыть, как это было со Сврехпроводящим Суперколлайдером , и это будет полный отстой. От этого просто руки опускаются.

Левин : То есть вы решили заранее, что вы любите физику, хотите изучать её, чтобы знать как устроена Вселенная, но не собираетесь работать физиком?

Маск : Некоторое время я хотел им быть. Где-то между 12 и 13 у меня был экзистенциальный кризис, я пытался понять, к чему это всё, зачем мы здесь, есть ли в жизни смысл и всё такое прочее. Я пришёл к выводу, что лучшее, что можно сделать - это улучшать охват и масштаб сознания и добиваться более высокого прозрения, что, в свою очередь, позволит нам задавать всё более и более хорошие вопросы, так как очевидно, что Вселенная - это ответ, главное задать правильный вопрос. Всё дело в вопросах.

Левин : Интересно получается - вы решили изучать физику, чтобы понять, как устроена Вселенная, но в то же время стали изучать и экономику, то есть вы с самого начала думали и о бизнес-образовании?

Маск : Когда я пытался определиться, чем хочу заниматься в жизни, я был убеждён, что если не изучу экономику, мне придётся работать на кого-то, кто её изучил (смеётся), и они будут знать всякие особенные вещи, которых я не знаю. Это выглядело не очень приятно, так что я хотел быть уверен, что тоже буду знать всё это (смеется). Откровенно говоря, не могу сказать, что я чувствовал себя своим среди студентов-экономистов. Я больше любил зависать с однокурсниками-физиками. Мне больше нравились люди с отделений искусств и науки. Не знаю, может не стоит это публиковать? (смеется) Да, я был не в восторге от компании студентов бизнес-специальностей, я предпочитал художников и учёных.

Левин : Вы считаете себя «нердом»?

Маск : Определённо, я был нердом, и во многом остаюсь им до сих пор. Если бы кто-то составил список всего, что полагается делать настоящим ботаникам, то оказалось бы, что я прямо по нему всё и делал. Я много часов провёл, бросая дайсы в D&D.

Левин : И в костюмы персонажей наряжались?

Маск : (смеется) Да, было дело пару раз, но не дома, а на турнирах по D&D. Это было круто. Я обожал всё это. Я рос в Южной Африке и там было очень маленькое сообщество, у меня было мало возможностей разделять с кем-то мои увлечения… Среди моих сверстников программированием вообще никто не увлекался. Мне приходилось чуть ли не силой заставлять их играть в D&D. Некоторым нравилось, но остальных приходилось долго уговаривать, ведь для участия в турнирах нужна была команда из четырёх человек. Я играл в компьютерные игры, писал софт, и у меня были штаны с завязками. (смеется) Вообще мне жилось нелегко. Девчонки не хотели ходить со мной на свидания… А я ещё много чем занимался - собирал радио, делал ракеты. В ЮАР они не продавались в магазинах, так что мне приходилось самому выяснять состав ракетного топлива, толочь ингредиенты в ступке, заправлять ракету и запускать её - с непредсказуемым результатом.

Левин : Да, пожалуй и правда - всё по списку настоящего нерда.

Маск : (смеется) Ботан 80-го уровня.

Время крутых переводов. В этот раз того, что Илон Маск рассказал на WGS 2017.

Во время визита на World Government Summit в Дубае Илон Маск дал подробное интервью о своих планах, воззрениях и чаяниях. Удивительно, но его до сих пор так и не перевели на русский. Благодарим Hello Robots, которые исправили это недоразумение и дали нам разрешение на публикацию.

Как вы пришли к тому, чем вы занимаетесь сегодня? Какова ваша жизненная миссия?

Я отвечу. Но сначала позвольте поблагодарить вас за приглашение на этот саммит. Быть здесь — большая честь для меня. И мы с детьми отлично провели время в Дубае. Я советую всем побывать в этом замечательном городе, если вы ещё здесь не были.

Если говорить о мотивации… В двух словах этого не объяснить. Если по сути: когда я был ребёнком, то задавался вопросом — в чем смысл жизни, почему мы здесь, зачем это все? Потом я пришёл к выводу, что главное — это задавать правильные вопросы. И чем выше будет сознательность человечества, тем более правильными будут вопросы.

Как по мне, есть несколько ключевых вещей, необходимых для того, чтобы наше будущее было светлым. В долгосрочной перспективе примерами таких вещей могут послужить зелёный транспорт и зелёная энергетика. А также возможность стать космической цивилизацией, выйти к звёздам и быть межпланетным видом. Это стратегически важно для выживания человечества. Это первая причина. Защитный аргумент, страхование. Сохранение жизни, какой мы её знаем.

Но что для меня даже большая мотивация — так это создать чувство приключения. Позволить людям ощутить интерес к жизни. Если говорить о двух вариантах будущего, один вариант — оставаться на земле, пока не произойдёт какая-то катастрофа, а второй вариант — это когда человечество освоит разные планеты, возможно даже выйдет за пределы Солнечной системы. Я думаю, что второй вариант гораздо более интересный и вдохновляющий. Вы должны с нетерпением просыпаться по утрам. Жизнь не может состоять из одного лишь решения проблем. Иначе зачем все это? Должно быть что-то, к чему вы испытываете страсть, ради чего стоит жить.

Так что же для вас жизнь? Мы с вами уже говорили раньше. Жизнь — это иллюзия или реальность? Возможно это какой-то кинотеатр в формате миллион -D ? Что такое жизнь в понимании Илона Маска?

С возрастом я нахожу ответ на этот вопрос всё более трудным, запутанным и неочевидным… Если, в частности, рассмотреть, как развивались видеоигры за последние сорок лет… В то время самой крутой игрой был «Арканоид» или «Понг», когда у вас было два прямоугольника на экране и точка, символизирующая мячик…

Я играл в эту игру…

Да, я тоже! Именно. Все в неё играли. И на то время это было «вау!», это была довольно интересная игрушка. Но сегодня видеоигры практически фотореалистичны, в них играют одновременно миллионы. Вы видите, как развивается сегодня виртуальная реальность и дополненная реальность. И если экстраполировать эту тенденцию в будущее, неважно с каким приростом, пусть даже это будет одна десятая доля процента в год, то, в конце концов, такие игры будет невозможно отличить от реальности. Они будут настолько реалистичными, что вы не сможете увидеть разницу между такой игрой и реальностью, как мы её знаем.

Откуда нам знать, что это уже не произошло когда-то в прошлом? И что мы уже не находимся в такой игре?

Интересно…

Ну, то есть, это возможно…

Да, все возможно в этой жизни…

Ведь вещи по своей сути развиваются и стремятся к чему-то.

Если посмотреть на развитие цивилизации в последние 100 лет, то мы увидим, что прогресс движется очень быстро. А за последние 20 лет эти темпы стали просто «мозговыносящими». Так чего же нам стоит ожидать по прошествии еще 20, 30 или 100 лет? Каким будет образование? Каким будет транспорт? Каково ваше видение?

Думаю, это тот случай, когда очень сложно давать прогнозы. Взять хотя бы первый управляемый полёт самолета с тягой. 1903 год, братья Райт. И по прошествии всего 66 лет мы отправили людей на Луну. То есть, я хочу сказать, что если бы в 1900 году вы спросили у людей, каковы шансы слетать на Луну, то вас бы приняли за сумасшедшего.

Если бы вы попытались поговорить с кем-то об интернете, вас бы вообще не поняли. Это звучало бы как полное безумие.

Но сегодня с устройством за 100 долларов вы можете устроить видеоконференцию с кем угодно, даже на другом конце земного шара. Имея Wi-Fi-соединение, вы можете, по сути, сделать это бесплатно. Вы можете бесплатно установить мгновенную визуальную коммуникацию с кем угодно, даже с группой людей. Даже с миллионами людей, если говорить о соцсетях. Вы можете ввести любой вопрос в поисковик. Это как оракул всезнания, которому вы можете задать практически любой вопрос и мгновенно получить ответ на него. Эти вещи было бы крайне тяжело предсказать заранее, даже совсем в недалёком прошлом. То есть, по сути, единственное, в чём можно быть уверенным, так это в том, что какой бы прогноз мы сегодня ни сделали, мы наверняка ошибёмся.

Я думаю, что можно попробовать лишь очертить направление того, чего я бы хотел, но не того, что будет на самом деле. Но, возможно, я просто принимаю желаемое за действительное.

Я надеюсь, что мы окажемся на Марсе, и возможно дальше — на спутниках Юпитера. Возможно, мы будем совершать регулярные перелеты в пределах Солнечной системы, даже готовиться к полёту в соседние звёздные системы. Я думаю, эти вещи возможны в ближайшие 50 лет. Это будет очень увлекательно. Думаю, мы станем свидетелями колоссального прогресса в области автономности и искусственного интеллекта. И кстати, последнее произойдёт гораздо раньше.

Я ожидаю, что через десять лет новые машины, не оснащённые автопилотом, будут редкостью. Десять лет.

Уже через десять лет?

Да, думаю, что практически все машины, сходящие с конвейера через десять лет, будут иметь автопилот. Сегодня все производимые машины «Тесла» имеют необходимые для этого датчики, а их вычислительной мощности достаточно, чтобы пилотировать автомобиль безопаснее, чем человек. По сути, всё сводится к разработке и прошивке необходимого ПО. Но даже если вычислительной мощности окажется недостаточно, мы можем легко модернизировать аппаратную часть. И это касается всех автомобилей «Тесла», выпущенных начиная с октября 2016 года. И остальные производители последуют за нами. Ездить на машине будет как ездить на лифте. Вы просто говорите, куда вам надо, и машина транспортирует вас в точку назначения с самой высокой безопасностью. И это будет в порядке вещей.

Это как с лифтами. Когда-то лифтами управляли лифтёры. Был специальный человек, который манипулировал рычагом. Но сегодня мы просто заходим в лифт, нажимаем кнопку — и это воспринимается как должное.

Автономия будет массовым явлением. Думаю, один из самых беспокоящих вопросов будущего — это искусственный интеллект. Я говорю не об ограниченном ИИ, к которому, например, отношу автомобильный автопилот. Он ограничен выполнением определенной функции. Я говорю о глубоком, общем искусственном интеллекте — это когда у вас есть ИИ, который значительно умнее, чем самый умный человек на земле. И я думаю, что это опасная ситуация.

Но почему, в чем опасность? Есть два мнения. Некоторые считают, что искусственный интеллект будет помощником человечества, но другие утверждают, что он станет угрозой. Почему это так?

Я думаю, что правы обе теории. С одной стороны, если бы мы представили… Представьте, что нам предстоит встретиться с чужепланетным видом жизни, с высокоинтеллектуальной инопланетной формой жизни, скажем, через десять или максимум двадцать лет. Сверхразумной!

То есть вы думаете, что через двадцать лет нам стоит ожидать визита инопланетян?

Ну, я хочу сказать, что цифровой сверхразум будет похож на инопланетную форму жизни.

Будет похож на инопланетянина?

Ну, а если я спрошу, считаете ли вы, что есть разумная жизнь за пределами Земли?

Это представляется вероятным. Думаю, это один из величайших вопросов физики и науки в целом — почему мы не знаем о существовании инопланетян? Возможно, они среди нас, как знать? Некоторые думаю, что я инопланетянин. Неправда. Неправда…

Но что, если мы сами инопланетяне? Все люди? Я имею в виду, что если взять восточную цивилизацию, то люди считают, что они пришли не с Земли, а откуда-то извне. Что Адам и Ева пришли на землю из иного мира. То есть все мы, все люди являемся, по сути, инопланетянами. Как вы думаете, мы вступим в контакт с инопланетянами в ближайшие 50 лет?

Это сложный вопрос, действительно. Я хочу сказать, что если где-то есть сверхразумная инопланетная жизнь, то они наверняка уже изучают нас. И мы просто не обладаем достаточным интеллектом, чтобы обнаружить их присутствие.

Если сделать грубый подсчёт, то мы можем видеть, что любая сверхразумная раса, которая поставила своей целью заселить галактику, может заселить ее очень быстро. Даже если расселение будет происходить на субсветовой скорости, скажем, 10 или 20 процентов от скорости света, то на это потребуется 10, ну максимум, 20 миллионов лет. В астрономических масштабах это, по сути, ничто.

Однажды вы сказали, что хотите умереть на Марсе? Почему?

Хотелось бы внести ясность. Я не стремлюсь умереть на Марсе. Просто все мы когда-нибудь умрём, и если бы пришлось выбирать место для этого, то почему бы и не Марс? Если ты родился на Земле, то почему бы не умереть на Марсе? Это представляется забавным. То есть, будучи поставленным перед таким выбором, я бы сказал — почему нет? Я бы умер на Марсе. Но это не мания. И если уж я умру на Марсе, то я просто не хочу, чтобы это было от удара о поверхность.

Ясно. Вернёмся к земным вопросам. Вы написали в Твиттере, что строите туннель под Вашингтоном. Можете рассказать об этом?

Ну, это секретный план… Я могу, но это должно остаться между нами.

Об этом никто не знает?

Да, именно. И давайте оставим это в тайне. Это может прозвучать глупо или тривиально. Я уже много лет твержу об этом, тем не менее. Я полагаю, что ключ к решению проблемы дорожного движения в крупных городах заключается в развитии системы туннелей. И я говорю не о плоской двумерной сети туннелей, а о многоуровневых решениях. На самом деле сооружения проще простирать в глубину, чем в высоту. Самые глубокие шахты глубже, имеют большую вертикальную характеристику, чем самые высокие здания. То есть сеть туннелей может иметь 20, 30, 40 или 50 уровней. По сути, может быть сколь угодно большое количество уровней. И это открывает возможности для преодоления загруженности улиц любого, даже самого оживлённого города мира. Вопрос лишь в методике бурения, которая позволит делать это быстро, с низкой себестоимостью и с самым высоким уровнем безопасности. То есть, научившись бурить туннели быстро, недорого и безопасно, мы в скором времени полностью разрешим ситуацию с загруженностью автомобильных дорог в городах. Вот почему я придаю такое значение этому вопросу. Вашингтон, округ Колумбия, Лос-Анжелес, по сути, любой большой город в Америке и во всём мире страдает от пробок. Это в высокой степени связано с тем, что здания в этих городах вытянуты в высоту, они трёхмерны, в то время как сеть дорог остается двухмерной, она одноуровневая. А люди, как правило, покидают здания в одно и то же время. И так образуются пробки.

Давайте вернёмся к вашим планам, связанным с Дубаем. В прошлый раз мы с вами виделись в вашем офисе Space X 4 июля 2015 года. Я спросил вас, намерены ли вы выходить на рынок ОАЭ. И вы ответили, что сейчас у вас в приоритете Китай, и что возможно, но не в ближайшем будущем. Прошло почти полтора года, и вот мы видим вас здесь. Вы считаете, что пришло время для Эмиратов?

Ну, я считаю, что в Китае наши дела идут довольно неплохо. После некоторых организационных моментов, связанных с сетью обслуживания и зарядных станций, мы наладили наши дела в Китае… Сейчас момент кажется подходящим для полномасштабного выхода в этот регион, и мы начинаем с Дубая.

По вашему мнению, что станет следующим большим технологическим прорывом?

Новой технологией?

Да, что кардинально изменит наш образ мысли, образ жизни, наше ведение бизнеса?

Ну, ближайшее крупное изменение правил игры с технологической точки зрения будет связано с автономным вождением. Я бы сказал, что это произойдёт гораздо быстрее, чем подозревают большинство людей. Машины с автопилотом — это очень удобно. С другой стороны, в мире живут много людей, которые зарабатывают этим на жизнь. Если… Я думаю, что вождение транспорта в разных формах — это сфера, в которой трудоустроено наибольшее количество народа. Это крупнейший источник рабочих мест. Поэтому нам надо пересмотреть роль этих людей, чем им заниматься, поскольку это будет большим потрясением и произойдёт очень скоро.

Надо прояснить, что я имею в виду, говоря «скоро». Ведь разные люди понимают слово «скоро» по-разному. В мире сейчас существует 2 миллиарда единиц автотранспорта. И эта цифра стремится к 2,5 миллиардов легковых и грузовых автомобилей. В сумме мировые мощности по производству автомобилей составляют 100 миллионов единиц в год. И это логично, поскольку жизненный цикл автомобиля в среднем составляет 20-25 пять лет.

Появление полностью автономного автопилота не приведет сразу же к массовым социальным потрясениям. Потребуется время, чтобы произвести достаточное количество автопилотируемых машин, чтобы вопрос безработицы встал серьёзно. И этот вопрос станет по-настоящему актуальным через 20 лет. Тем не менее, 20 лет — это не такой большой срок, по истечении которого от 12 до 15 процентов трудящихся потеряют работу.

Этой самый большой саммит правительств разных стран. У нас здесь собрались официальные лица из почти 140 государств. Если бы хотели дать три совета представителям правящих кругов, как подготовиться к будущему, в чем бы они заключались?

Первым советом было бы — уделять самое пристальное внимание развитию искусственного интеллекта. Нам надо очень внимательно следить за тем, как мы внедряем искусственный интеллект, и следить, чтобы увлечённые работой ученые не заходили слишком далеко. Поскольку разработчики иногда так погружаются в работу, что забывают контролировать последствия своих действий. То есть, я считаю, что это вопрос общественной безопасности. Правительства должны следить за искусственным интеллектом и убедиться, что он не представляет опасности для населения.

Второй вещью я бы назвал необходимость пересмотреть транспорт как таковой. Есть направление электрификации транспортных средств, возобновляемый транспорт, но опять-таки — эти вещи чуть более долгосрочные. Это ожидается позже, чем машины с автопилотом. Полного перехода на электрические автомобили стоит ожидать через 30-40 лет, не раньше. Это повлечёт за собой кардинальное увеличение потребности в электроэнергии. Сегодня, если говорить о мировых энергетических потребностях, то одна треть — это отопление, одна треть — транспорт и еще одна — электричество. Со временем практически все 100 процентов, подавляющее количество энергии будет существовать в виде электроэнергии. Потребность в электричестве со временем возрастет троекратно. И это большой вопрос. Чем можно обеспечить такой прирост производства электроэнергии?

Ну что же, выглядит довольно просто. Это всё, больше никаких вызовов перед государственным сектором?

Ну, эти вещи взаимосвязаны… Есть угроза массовой безработицы. Это будет большой проблемой нашего общества. В конечном итоге нам придется установить что-то наподобие всеобщего базового дохода. Думаю, что мы будем просто вынуждены пойти на это.

Всеобщий базовый доход?

Всеобщий базовый доход. Я думаю, он будет необходим.

То есть, это значит, что нетрудоустроенные люди будут содержаться государствами во всем мире?

Потому что просто не будет работы для них? Потому что машины и роботы будут выполнять всю работу?

Да, работы, которую роботы не смогли бы делать лучше людей, будет очень и очень немного.

Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли. Это не что-то, чего я желаю, это просто то, что я считаю вероятным. И если я прав в своём предположении, и это действительно произойдёт, то нам надо понять, что мы собираемся с этим делать.

Я делаю вывод, что понадобится какой-то всеобщий базовый доход. Следующее, производство продуктов и услуг будет крайне интенсивным... Автоматизация приведет к избыточности. Практически все станет очень дешёвым. Думаю, в итоге мы придем ко всеобщему базовому доходу, он будет необходим. Но это повлечёт за собой даже большую проблему, проблему смысла в жизни для людей. Ведь очень многие на самом деле не мыслят себя вне своей работы. Но если ты не нужен, если нет потребности в твоем труде, то как быть тогда? В чем смысл? Как не ощутить себя бесполезным? И эту проблему решить очень гораздо сложнее.

И потом, как нам убедиться, что будущее окажется таким, каким мы хотим? У меня есть потенциальное решение…. Хотя мы уже начинаем углубляться в футуристику, фантастику или какие-то высоконаучные материи… Тем не менее, я вижу своего рода слияние биологического разума с искусственным.

Мы ведь уже в определенном смысле киборги. Например, как я уже говорил, взять хотя бы Гугл или другие поисковики, где вы можете моментально получить ответ на любой вопрос. Поэтому у всех нас уже есть цифровая надстройка над нервной системой. Можно сказать, что лимбическая система является первым уровнем. Она отвечает за рефлексы, общие для всех животных. Потом идет кора головного мозга, которая отвечает за мышление и планирование, это второй уровень. А третьим уровнем является ваша цифровая идентичность. И по сути, когда человек умирает, он оставляет после себя этот цифровой призрак в информационном поле. Электронные письма, записи и фото в социальных сетях — они продолжают свое существование. То есть со временем, я думаю, взаимодействие между биологическим и цифровым разумом будет становиться всё теснее. И оно будет настолько плотным, насколько позволит скорость интерфейса обмена данными между мозгом и цифровой надстройкой, особенно скорость в направлении к от биологического уровня к цифровому. Причём особого прогресса сегодня не наблюдается, скорее, наоборот. Раньше мы пользовались клавиатурами, но теперь на телефонах и планшетах мы набираем одним-двумя пальцами. Компьютеры могут обмениваться триллионами бит данных в секунду, но ваш палец поддерживает только десять бит в секунду, ну пусть даже сто бит. Поэтому широкополосный интерфейс, подключаемый к мозгу, в моем понимании, поспособствует достижению симбиоза между человеком и машинным разумом, и возможно это поможет решить проблему контроля и проблему смысла.

Да, это вопросы, граничащие с эзотерикой.

Ничего, это почти вписывается в тему конференции… Вы всегда мыслите нешаблонно. У вас очень амбициозные планы. Вы захотели освоить космос, и вы сделали это. Вы захотели сделать многоразовую ракету, и после многочисленных неудач, сколько там их было — семь, восемь?

Я отношу к таким неудачам четыре серьезные попытки запуска…

Откуда вы берете эти идеи? Ведь многие из них просто выходят за пределы человеческих возможностей.

Ну, я просто начинаю думать — какое же технологическое решение требуется для достижения какой-то определенной цели, и просто пытаюсь достичь максимально возможного прогресса в этом направлении. Например, для космических полётов критически важным пунктом, без которого не будет прогресса, является полная многоразовость их использования. Как для самолётов. Мы понимаем, что если бы самолёты были одноразовыми, практически не нашлось бы желающих ими пользоваться. Ведь «Боинг-747» стоит 250 или 300 миллионов долларов. К тому же вам понадобится два самолёта, чтобы слетать в оба конца. Но платить миллионы за перелёт никто не станет. Но поскольку самолёт можно использовать повторно десятки и сотни тысяч раз, стоимость рейса снижается кардинально. Это справедливо и для ракет. Наша ракета стоит примерно 60 миллионов долларов. То есть при одноразовом использовании стоимость запуска составляет 60 миллионов долларов.

Но если ее использовать тысячу раз, то себестоимость запуска будет 60 тысяч долларов. И если при этом в ракете находится большое количество пассажиров, то стоимость космического перелета на одного человека будет не так уж и сильно отличаться от стоимости авиабилета. И это действительно фундаментальная вещь.

Поскольку гравитационный колодец на Земле довольно глубокий, то сделать многоразовую ракету намного сложнее, чем сделать многоразовый самолёт. Именно по этой причине до сих пор не делали ракет с полной многоразовостью. Но если использовать лучшие материалы, самые продвинутые методы проектирования и сделать всё как следует, то можно добиться полного повторного использования ракеты. Нам повезло, что гравитационный колодец Земли не оказался, скажем, на десять процентов глубже, поскольку уже при таких показателях многоразовость была бы недостижимой.

Для воплощения идей нужна хорошая команда. Как вы выбираете людей, с которыми работаете? На чём основан ваш выбор?

Думаю, в первую очередь я руководствуюсь интуитивным чутьём. Когда провожу собеседование с кем-то, мой основной вопрос всегда один и тот же…

И какой же это вопрос?

Я прошу человека рассказать историю своей жизни. Расскажите о решениях, которые вы принимали, и почему вы сделали такой выбор. И также прошу рассказать о том, какие самые сложные проблемы перед этим человеком стояли, и как он их решал. Это важный вопрос, потому что люди, решающие проблемы, знают и помнят все, вплоть до малейших деталей. А люди, которые лишь делают вид, что решают проблемы, могут знать на поверхностном уровне, но при более глубокой детализации они тушуются.

А что же было тяжелейшим испытанием для вас лично?

Наибольшим испытанием?

Никаких испытаний не было?

Да нет же, была целая куча, просто пытаюсь понять, какое было худшим.

Все зависит от времени. Одна из самых сложных вещей — сохранять корректирующую обратную связь и не давать ей разрушаться со временем, когда люди стремятся говорить вам именно то, что вы хотите слышать. Это очень сложно.

Наше время подходит к концу. У меня будет только один заключительный вопрос. Здесь, на всемирном саммите правительств, присутствуют люди, молодежь со всего мира. Вы бы хотели дать им напутствие? Молодым людям, которые хотят быть похожими на Илона Маска?

Я думаю, им не стоит мечтать походить на меня. Думаю, это звучит лучше, чем есть на самом деле.

О’кей.

Да, это не такое уж и удовольствие.

Правда?

Однозначно. Нет, наверняка, это не худший вариант, но я не уверен, что сам захотел бы быть собой! Но….

Мой совет каждому, кто хочет чего-то добиться… Я считаю физику лучшей основой для выработки аналитического мышления. Я бы порекомендовал постичь сам образ мыслей, присущий физике. Не только уравнения, хотя они важны, но само мышление категориями физики — лучшая база для постижения вещей, не понятных интуитивно.

Одна из наибольших ошибок, которую совершают люди, и я в том числе, — это принимать желаемое за действительное. То есть, когда вы хотите, чтобы что-то было правдой, даже если это неправда. И вы начинаете закрывать глаза на правду из-за этого самообмана. Этой ловушки сложно избежать. И я тоже этим грешу… Поэтому важно придерживаться позиции, что вы в чем-то заблуждаетесь, но стремитесь заблуждаться меньше. И вы должны добиваться критических отзывов, особенно от друзей. Те, кто вас любят, хотят для вас лучшего. И они не хотят вас огорчать. То есть вы должны говорить им, что хотите слышать настоящую правду, и тогда они вам её скажут.

Большое спасибо!

Перевод - Hello Robots , адаптация - Петр и Мазепа.

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX