Административно правовой статус граждан и их объединений. Административно-правовой статус, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и религиозных организаций. Понятие некоммерческой организации


Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.
Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.
Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Общественные объединения имеют право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
Общественные объединения обязаны:
соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объеди-нения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.
Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличие от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности. Таким образом, адми-нистративная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об общественных объединениях» общественное объединение может не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает права юридического лица (а значит, права выступать от себя лично, опосредуя его членов или участников). Кроме того, без зарегистрированного (а значит, признанного) государством устава невозможно существование общественного объединения, исходя из его определения, данного названным Законом. Отсюда следует, что общественное объединение считается возникшим с момента его регистрации Министерством юстиции РФ. С этого же момента возникает и их административная правосубъектность (способность быть субъектом административно-правовых отношений).

Еще по теме § 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений:

  1. Правовой статус нотариальной палаты и коллегии адвокатов. Сравнительный анализ
  2. § 1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц
  3. § 1. Понятие и содержание административно-правового статуса организаций
  4. § 5. Понятие, виды и правовой статус государственных служащих
  5. §2. Личная безопасность как элемент административно-правового статуса гражданина
  6. § 1. Позитивно-правовые нормы как элемент механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.
Административное право России в вопросах и ответах Конин Николай Михайлович

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

Субъектами - участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, свобода организации в деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разумению.

Общие основы правовой организации и деятельности общественных объединений в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в редакции от 2 февраля 2006 г.), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений - организаций, отделений или филиалов и представительств - иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкретных видов общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений.

Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, правда, должны проходить государственную регистрацию для приобретения прав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общественные объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. и иностранцы) с 18 лет, молодежных - с 14 лет, а детских общественных объединений-с 10 лет. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений являются: общественные организации, общественные движения (в т.ч. их особая и специфическая разновидность - политические общественные объединения), общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. К общероссийским общественным объединениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы и представительства; к межрегиональным - те, которые осуществляют деятельность на территориях менее половины субъектов Федерации; к региональным - те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта Федерации; под местными общественными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

К политическим общественным объединениям относятся политические партии и политические движения, в уставах которых в числе основных целей должны быть закреплены: участие в политической жизни общества (см.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в редакции от 26 апреля 2007 г.) посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности этих органов. Политические партии, всей своей деятельностью призванные содействовать выявлению и выражению политической воли гражданского общества, участвуют в выборах депутатов представительных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и законом.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи (1) Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут

Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна Вячеславовна

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАТЬЯ 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

§ 3.1. Административно-правовой статус медицинского учреждения Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и основных элементов административно-правового статуса медицинского учреждения, необходимо выяснить, что следует понимать под медицинским учреждением.Больницы,

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции

Из книги Долевое строительство: как не дать себя обмануть автора Кайль Александр Николаевич

2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в

Из книги автора

3. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот контроль призван

Из книги автора

Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления 1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и

Из книги автора

Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений 1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству

Из книги автора

Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус) 1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Каждая социальная категория граждан - рабочий, крестьянин, пенсионер - имеет свой строго определенный

Из книги автора

Тема 11 Состав федерации в России и конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов 11.1. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих

Из книги автора

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданинаЧеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –

Из книги автора

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Из книги автора

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.

Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.

Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения имеют право:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

– проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

– учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

– осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

– участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах). Общественные объединения обязаны:

– соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

– ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

– ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

– представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

– допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

– оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная право-способность, а лишь с достижением определенного возраста государство при-знает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.

Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличие от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности.

Таким образом, административная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).

Помните, что "Административно-правовой статус общественных объединений" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в Конституции Рос­сийской Федерации и в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях».

Право граждан на объединение включает в себя: - право создавать на добровольной основе общественные объеди­нения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

Право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепят­ственно выходить из общественных объединений;

Граждане имеют право создавать по своему выбору обществен­ные объединения без предварительного разрешения органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления;

Создаваемые гражданами общественные объединения могут реги­стрироваться и приобретать права без государственной регистра­ции и приобретения прав юридического лица.

Порядок создания общественного объединения включает три этапа:

1) инициатива организаторов;

2) разработка проекта Устава;

3) государственная регистрация Устава.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц.

Статьями 17 и 19 Закона «Об общественных объединениях» уста­новлено, что органы государственной власти и органы местного са­моуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, и вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объе­динений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

В соответствии с действующим законодательством, можно выде­лить следующие виды общественных объединений:

Политические партии;

Массовые движения;



Профессиональные союзы;

Женские, молодежные и ветеранские организации;

Организации инвалидов;

Научные, технические и иные добровольные общества;

Творческие союзы;

Землячества;

Ассоциации.

Согласно ст. 7 Федерального закона «06 общественных объеди­нениях» последние создаются на основе организационно-правовых форм.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация; общественные движения; об­щественный фонд; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности, союзы или ассоциации.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, которое создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объе­динившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее Уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации яв­ляется съезд, конференция или общее собрание.

Общественное движение - это массовое общественное объе­динение, которое состоит из участников, не имеющих членства, пресле­дует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Высшим руководящим органом общественного движения явля­ется также съезд, конференция или общее собрание, а постоянно дей­ствующим руководящим органом общественного движения являет­ся выборный коллегиальный орган, который находится в подчинении высшего руководящего органа.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой общественное объединение, которое не имеет членства. Цель его заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступ­лений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда может формироваться его учредителями, совместно учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем из­брания участниками, на съезде, конференции или общем собрании.

Общественным учреждением является общественное объеди­нение, не имеющее членства, ставящее своей целью оказание конкрет­ного вида услуг, которые отвечают интересам участников и соответ­ствуют уставным целям указанного объединения.

Управление общественным объединением и его имуществом осу­ществляется лицами, назначенными учредителем или учредителями.

Органом общественной самодеятельности является обществен­ное объединение, не имеющее членства, целью которого является со­вместное решение различных социальных проблем, которые возникают у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интере­сы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициа­тиве граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с Уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодея­тельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Орган общественной самодеятельности составляет основу форми­рования местного самоуправления на основе Конституции Российс­кой Федерации (ст. 12).

Союзы или ассоциации. Общественные объединения, независи­мо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы или ассоциации общественных объединений, создаются таковые на ос­нове учредительных договоров или Уставов, которые принимаются со­юзами или ассоциациями, образуя новые общественные объединения.

Принципами создания и деятельности общественных объединений являются:

1. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

2. Деятельность общественных объединений основывается на прин­ципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

3. Общественные объединения свободны в определении своей внут­ренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

4. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Как уже отмечалось ранее, вмешательство органов государствен­ной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объе­динении, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные за­коном.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интере­сов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельнос­ти, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот, а также преимуществ.

Вопросы, которые затрагивают интересы общественных объедине­ний, решаются органами государственной власти и органами местно­го самоуправления, с участием соответствующих общественных объе­динений или по согласованию с ними.

На сотрудников аппаратов общественных объединений, которые работают по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Надзор за соблюдением законов общественными объединени­ями осуществляет прокуратура Российской Федерации, а орган, реги­стрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов обще­ственных объединений их распорядительные документы, вправе на­правлять своих представителей для участия в проводимых обществен­ными объединениями мероприятиях.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Фе­дерации или совершения общественными объединениями действий, которые противоречат их уставным целям, регистрирующий орган может вынести письменное предупреждение с указанием конкретных оснований.

Предупреждение, которое вынесено органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжаловано последними в судебном порядке.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками до­ходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством.

Надзор и контроль за выполнением общественными объеди­нениями существующих норм и стандартов могут осуществляться: экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностные лица, причинившие ущерб общественным объе­динениям вследствие нарушения законов об общественных объедине­ниях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданс­ким и административным законодательствами.

Как и иные субъекты административного права, общественные объе­динения имеют права и несут обязанности.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Участвовать в выработке решений органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, кото­рые предусмотрены законодательством;

Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять изда­тельскую деятельность;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государ­ственной власти, органах местного самоуправления и обществен­ных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные за­конами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Участвовать в избирательных компаниях (в случае государствен­ной регистрации общественного объединения и при наличии в Ус­таве данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

В своей деятельности общественное объединение обязано:

Соблюдать законодательство Российской Федерации, общеприз­нанные принципы и нормы международного права, касающиеся сфер его деятельности, а также нормы, предусмотренные его Уставами и иными учредительными документами;

Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

Ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием дей­ствительного места нахождения постоянно действующего руко­водящего органа, его названия и данных о руководителях обще­ственного объединения в объеме сведений, которые включены в единый государственный реестр юридических лиц;

Представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные от­четы о своей деятельности в объеме сведений, которые представ­ляются в налоговые органы;

Допускать представителей органа, регистрирующего обществен­ные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

Оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью об­щественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации. Необходимо также помнить, что общественные объединения мо­гут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постоль­ку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и только ту, которая соответствует этим целям.

Если нарушение законодательства допущено общественным объе­динением, которое не зарегистрировано в органах юстиции, ответствен­ность несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объе­динений.

При совершении общественными объединениями, в том числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых в уго­ловном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объеди­нений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители пре­ступных сообществ.

Другие члены и участники таких объединений несут ответственность только за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Деятельность общественных объединений может быть приостанов­лена в случае нарушения законодательства по решению суда. Также по решению суда, оно может быть ликвидировано.

Указанные права, обязанности и ответственность общественных объединений регламентированы положениями Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование, которое включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, а также в нормах конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ "О милиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус. См. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом , включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Полная административная дееспособность наступает по достижении гражданином 18 лет, частично - с 14 лет (наприм., получение паспорта), затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности.

Права и обязанности граждан в сфере

государственного управления

Совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РФ "О полиции". Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром внутренних дел, сейчас - постановлением Правительства РФ.

В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по содержанию значительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен нее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г., который установил право граждан Российской Федерации свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. (в ред. от 7 февраля 1992 г. с дополнениями и изменениями), значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и механизмы их реализации и защиты от нарушений.

Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока .

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

Особенности административно-правового статуса

иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г., "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г., правительственные акты.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации. Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения) и административное выдворение за пределы РФ (мера административного наказания), по решению суда.

Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Они подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Более длительный срок задержания допускается только по решению суда.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предприятия, учреждения и организации, как субъекты административного права

Прежде чем приступить к рассмотрению административно-правового статуса предприятий учреждений и организаций (а именно в такой последовательности они закреплены в статье 13 Конституции Республики Беларусь) необходимо уточнить понятие «организация». Так как оно служит обобщающим понятием, а предприятия и учреждения являются разновидностью организаций.

Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять административную может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора и т.д.; или возможно совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления; либо другой назначенный орган, или орган которому коллектив делегировал право по управлению организацией.

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и других.

В гражданском кодексе Республики Беларусь (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятия юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права. Так как, в частности, определяет виды различных организаций.

Юридическим лицом , в целом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для всесторонней и правильной характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности очень важное значение имеет их классификация.

Так, по цели деятельности

- коммерческие

    некоммерческие

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации – это распределяющие не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

По видам собственности организации подразделяются на:

    государственные;

    негосударственные;

По роду деятельности (предназначению) существуют следующие разновидности организаций:

    предприятия;

    учреждения;

    иные организации.

Сюда же можно отнести общественные объединения граждан.

Предприятия и учреждения - это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Правовое положение и организационно-правовые формы предприятий определяются Гражданским Кодексом Республики Беларусь.

В частности, предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Существует множество форм предприятий, определяемых их отраслевой производственно-технологической специализацией:

а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, комбинаты и т.д.

б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.

в) строительные предприятия: строительные управления, кооперативы и др.

г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и т.п.

д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.

е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и т.п.

ж) жилищно-коммунальные предприятия: жилищно-эксплуатационные службы, ремонтно-эксплутационные управления, энергосети и др.

Административно-правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

    нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

    нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

    нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

      запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;

      государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;

Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Учреждения – это организации, которые выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранение и др.

В отличие от предприятий, чье правовое положение в основном закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях» признан утратившим силу. Смотри Закон Республики Беларусь от 30.07.2004 г. № 307-3 «О признании утратившим силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь»), правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления…. К таким актам относятся: Законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», 2002; «О здравоохранении», 1993 г.; «О культуре в Республике Беларусь», 1990 г. и др.

Государственные учреждения наделены достаточной самостоятельностью, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Организации. Ранее мы рассматривали понятие «организация». В самом обобщенном виде это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Что же касается вопросов, связанных с административным правом, то в данном аспекте организации создаются во многих отраслях и сферах государственной деятельности. К ним относятся, например: научно-исследовательские, проектно-технические институты, конструкторские бюро и др.

Термин «организация» используется также для обозначения первичных звеньев общественности и их органов. Применяется он для наименования в отраслях государственного управления наряду с такими понятиями как «предприятие», «учреждение», «объединение», иногда одновременно обозначая одни и те же структурные звенья.

Таким образом, различия между предприятием, учреждением и организацией коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем, деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, свойственных для учреждений и организаций, и наоборот учреждения и организации могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, функционируют экспериментальные и другие производственные подразделения).