Общие (основные) функции управления. Основные управленческие функции Управленческие функции основаны на


Введение

Заключение

Введение


На сегодняшний день происходят сложные изменения в обществе, в политике, в экономике, во всех сферах нашей жизни. Направить эти изменения в нужное русло поможет постижения искусства менеджмента. В данной работе будут рассмотрены функции управления и совершенствование их применения.

Русинов Ф.М. и М.Л. Разу определяли функцию управления как определенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми.

Максимцова М.М. относила функции управления к обособленному виду деятельности. Которые необходимы для осуществления целей функционирования и достигается путем принятия решений.

М. Мескон считает, что функция управления это особый однотипный вид управленческой деятельности выделенный по определенному признаку.

Виханский О.С. и Наумов А.И. в своем учебном пособии определили функции управления как сравнительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении.

Актуальность данной работы, на мой взгляд заключается в следующем:

.Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации.

2.Функции управления играют важную роль в системе производственных отношений на всех этапах управления. Они являются определяющими при формировании структуры управления.

.Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.

Целью данного курсового проекта является раскрытие сущности функций управления и совершенствование их применения.

1.1 Сущность и содержание функций управления


Функции управления - это определенный вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать процесс работы, мотивировать и контролировать ее выполнение. Это и есть функции управления.

Каждая функция менеджмента представляет собой область действия определенного процесса управления, а система управления видом деятельности - это совокупность функций, связанных общим управленческим циклом.

Функция - достаточно распространенное слово, имеющее множество значений. Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Управление необходимо рассматривать как цикличный процесс, состоящий из определенных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция рассматривается как необходимая сфера процесса управления, имеющего конечную результативность, т. е достижение четко поставленной цели.

§организация

§координация

§мотивация

§нормирование

§планирование

§регулирование

§контроль

Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением этих функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность управления.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Другими словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый цельный процесс.


1.2 Классификация функций управления


Любой вид человеческой деятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых участниками этой деятельности. А управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом или ее подразделения. Понятие "функция" тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание в совокупности с технологией ее выполнения. Они образуют функции и аппарата управления.

Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций.

Специализированные функции включают в себя управление:

Производством;

2.Экономикой и финансами;

Персоналом;

Маркетингом;

.Технической политикой и инновациями.

Специализированные функции в большей степени, чем общие зависят от характера деятельности организации - предпринимательская или бюджетная. Внутри бюджетной сферы есть различия в функциях, например образовательных, медицинских учреждений.

Основными функциями управления организацией являются:

·Планирование

·Организация

·Мотивация

·Контроль

·Координация

·Регулирование

·Нормирование

Рассмотрим подробнее сущность каждой из функций управления.

Функция планирования . Осуществляя ее, руководитель формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимосвязь руководителей разных служб организации. Следовательно, планы не должны носить инструктивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Наиболее важным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требовании.

Началом выполнения функции планирования является установка целей. Она включает следующие этапы:

Выбор цели;

2.Поиск и определение альтернатив для принятия решений;

.Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;

.Исполнение плана.

При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения.

При исполнении функции планирования осуществляется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных.)

Надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для этого служат различного рода отчеты (производственные, статистические.), при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерские отчеты. Качество планирования в большей степени зависит от опыта сотрудников, их глубоких знаний и интуиции. Система планов снижают риски, но не являются гарантией достижения цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами. Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей. Организация включает четыре подфункции:

·формирование субъекта и объекта управления;

·организационное воздействие субъекта на объект управления;

·повышение адаптивности организации и структуры к изменениям внешней среды.

А. Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: "Организовать предприятие - значит обеспечить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом".

Сущностью организационной работы является установление и поддержание определенного порядка в деятельности. Организация в сфере управления - это работа с персоналом, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть согласованны путем вертикального разделения труда.

Функция мотивации - влияние в форме побудительных мотивов к эффективному труду, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Мотивация сотрудников является одной из важнейших функций государственного управления. Она требует специальных умений, настойчивости и понимания человеческой природы. Ведь в основе поведения каждого человека лежат определенные мотивы; внутренние стремления, ценности, которые обусловливают направленность их активности и ее формы. Их понимание способствует объяснению поведения каждого человека и возможностей воздействия на нее.

Мотивация в организационной свези - это процесс побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации.

Упрощенная модель процесса мотивации представляется состоящей из трех элементов: Потребности, Целенаправленное поведение, Удовлетворение потребностей.

Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника.

Для направления стремлений работника на достижение поставленных целей часто употребляется термин "стимулирование труда", под которым понимается широкий арсенал методов для выполнения принятых решений и намеченных работ.

Функция контроля выражается в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета и анализа результатов производственной деятельности каждой отрасли и доведения их до руководителей, с целью подготовки управленческих решений. Данная функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета. Контроль характеризуется проверкой соответствия процесса функционирования объекта и субъекта управления целям и другим критериям. В процессе контроля выявляются: соответствие целей и результатов, итогов и планов, а также результаты воздействия, ход исполнения конкретных решений, выявление причин и виновников их невыполнения, масштабы отклонений. Основная функция заключительного управления - сохранение, поддержание и совершенствования благоприятного режима функционирования управленческой системы. Именно на этой стадии выявляются проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных усилий.

Контроль - одна из основных функций обеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера. Функцию контроля приходится выполнять ежедневно.

Осуществление функции контроля - это постоянное сравнение того, что есть и с тем, что должно быть. И контролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть.

Контроль за результатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполнения поставленных задач организации является предпосылкой целенаправленного контроля.

Функция координации - направлена на достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных между ними. Устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действие руководителей. Именно благодаря ей обеспечивается динамизм системы производства, создается гармония взаимосвязей производственных подразделений, осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением технико-экономических задач . Объектом функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы. Таким образом, координация деятельности означает синхронизацию прилагаемых усилий, их объединение в единое целое, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достигнуть поставленные цели. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления целесообразных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.

Функция регулирования обеспечивает поддержание динамического баланс системы в ходе обеспечения ее жизнедеятельности. Она способствует приспособлению системы к постоянно изменяющимся ситуациям. Регулирование призвано придать деятельности нормальный и ровный ход.

Необходимость в регулировании системы заключается не только в связи с негативными явлениями. Чаще всего это связано с потребностью природного динамичного развития организации, с появлением новых задач управления, с переходом системы в новое состояние под влиянием внутренних и внешних факторов. Процесс регулирования представляет собой заключительную стадию принятия управленческого решения.

Регулирования - это вид деятельности, который представляет собой влияние руководителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достижения целей организации.

Реагировать на воздействие внешней среды может только динамически устойчивое предприятие. Своевременно предупредить влияние внутренних факторов, устранить их последствия помогает функция регулирования.

Все остальные функции (планирование, организация, мотивация, контроль) не достигнут своей цели, если не будет эффективно осуществляться функция регулирования.

Обычно, принятые управленческие решения определяют то, что должны делать работники в организации, какая работа должна быть выполнена и кто будет ее выполнять. Поэтому принятие решения является началом реализации функции регулирования.

Функция регулирования имеет также и стимулирующее назначения. Если интересы работника совпадают с работой, то это увеличивает эффективность ее выполнения. Поэтому от стимулирующего воздействия на работника будет зависеть его поведение.

В результате правильного действия функции регулирования организация способна устранять различные неопределенности в системе, способна сохранять "динамическое равновесие" по отношению к различным воздействиям.

Следовательно, целью регулирования является сохранение устойчивости организации путем поддержания необходимого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации их возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления.

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

В организации, в подразделениях создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции, нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формирующие правила поведения. В этом смысле, нормирование относится к функции организации системы.

В связи с этим, функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления и реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы.

функция управление муниципальный менеджмент

2.1 Краткая характеристика муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани"


Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Администрация) создано в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Уставом муниципального образования города Казани, решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 N 6-2 "Об учреждении органа Исполнительного комитета г. Казани - муниципального учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".

Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

Учредителем Администрации является муниципальное образование города Казани в лице Представительного органа муниципального образования города Казани - Казанской городской Думы (далее - Казанская городская Дума).

В состав муниципального района входят 2 района города Казани, это Вахитовский район и Приволжский район.

Полное наименование Администрации: муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани". Сокращенное наименование: МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани".

Предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Казани на территории Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования города Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования города Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Для достижения главной цели в Администрации ставится ряд задач. Основными задачами являются:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

проведение единой районной политики и исполнение правовых актов в целях комплексного развития района;

укрепление экономических основ и стабильности района;

обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения, достижение тем самым политической и социальной стабильности в районе;

Организационная структура управления администрации Вахитовского и Приволжского районов является линейно-функциональной. Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

В структуру администрации города входят:

·глава администрации города;

·заместители главы администрации города;

·руководитель аппарата администрации города;

·территориальные органы - администрации районов города, создаваемые в целях обеспечения управления внутригородскими районами.

·функциональные органы администрации города: департаменты, комитеты, управления - юридические лица.

Организационная культура должна включать нормы и ценности, которые разделяют члены организации, что, в свою очередь, будет способствовать стабильности в функционировании и развитии организации. Влияет на поведение членов организации, их трудовую активность, уровень мотивации и поэтому, существующая организационная культура в некотором смысле помогает руководящему составу организации в управлении.

Персонал Администрации составляют муниципальные служащие, которыми являются граждане, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета, которые объединены в структурные подразделения и на которых направлено управленческое воздействие.

Приведу сведения о динамике половозрастного состава работников государственного (муниципального) учреждения за 2012 - 2014 годы, чел.


Состав работников201220132014Мужчины - всего 756983в том числе в возрасте: до 25 лет246от 25 до 35 лет262212от 35 до 50 лет353543старше 50 лет121625Женщины - всего 404654в том числе в возрасте: до 25 лет357от 25 до 35 лет111412от 35 до 50 лет171617старше 50 лет91118

Из данной таблице можно сделать вывод о том, что наибольшее количество работников, работают в Администрации в возрасте от 35 до 50 лет. Минимальное количество работников в возрасте старше 50 лет.

Также приведу данные для определения показателей движения персонала государственного (муниципального) учреждения за 2011-2013 годы, чел.


Показатели 201120122013Наличие на начало года162138154Поступило743Выбыло536Наличие на конец года160153141

На начало 2013 года численность состава сотрудников составляла 154 человек, это на 2% больше, чем численность работников на начало 2012 года. К концу 2013 года численность сотрудников сократилась чуть более 4 % и составила 141 человек

Хотела бы привести сведения о численности и заработной плате Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани за 3 года.


№ п/пПериодЧисленность работников всего, человекфонд начисления заработной платы работников - тыс. руб12011г. 160 20 23122012г. 153 24 14332013г. 141 26 07741кв. 2014г. 137 27 538

2.2 Применение функций управления в организации


Управление представляет собой цикличный круговорот осуществления функций и принятых решений. Это неизменный процесс целенаправленных действий. Планы не всегда воплощаются в жизнь так, как они изначально были разработаны; люди не всегда точно и правильно выполняют задачи; внешняя среда меняется, и организация должна адаптироваться к ней.

Определение того, достигла ли организация своих задач, когда следует начинать процесс адаптации, достигается с помощью контроля. Другими словами, руководители с помощью контроля проверяют, как действительность, соответствует тому, что должно быть.

Под контролем понимают процесс, направленный на обнаружение количественных и качественных отклонений от запланированных показателей.

В Администрации Вахитовского и Приволжского районов функцию контроля выполняют Глава Администрации, Первый заместитель Администрации, Руководитель аппарата Администрации, а также все руководители отделов.

Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это присущая часть его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. А предметом контроля является количество и качество продукции, соблюдение норм и правил, сроки выполнения работ.

Существует несколько видов контроля, которые неоднократно используются в Администрации. Это - предварительный контроль, текущий и заключительный.

Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например, анализируются деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливается минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной сфере. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям.

Задачей текущего контроля является своевременно выявить и поправить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров. Его объектом являются подчиненные, а субъектом - их начальники. Например, руководитель отдела обнаружил ошибки в работе подчиненных и сообщил им, что их работа неудовлетворительна. В результате подчиненные исправили ошибки и усилили свое внимание к выполнению задания. Таким образом, контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющиеся факторы.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее. Он показывает, каких результатов добились сотрудники, показывает упущения и недостатки в работе.

Чтобы контроль был эффективен, руководители отделов доносят до сведения своим сотрудникам, как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.

Хотела бы рассмотреть, как функция мотивации находит свое применения и как она реализуется в Администрации Вахитовского и Приволжского районов. Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. В данном случае, мотивация рассматривается как мотивация к труду.

Существует несколько способов наградить сотрудников за труд:

  1. Материальное вознаграждение за более интенсивный труд его качество.
  2. Повышение в должности, звании.
  3. Поощрение свободным временем или предоставление возможности работнику самостоятельно планировать свой рабочий день.
  4. Общественное и личное признание заслуг работника посредством наград, благодарностей, грамот, прессы, похвалы, доверие, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу.

Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению эффективности труда. В основном потребности людей удовлетворяются деньгами. Для этого в Администрации используют материальные стимулы, такие как повышенная заработанная плата, премии. Также используют такие стимулы как, поощрения, награждения и благодарность. Например, в Администрации сотрудник, который взял дополнительную работу сотрудника, который находится в отпуске, поощряется выходным днем. Или, руководители отделов, выбирают сотрудника, который в этом месяце проявил трудовую активность, награждается грамотой и поощрением в виде конфет или торта. Таким образом, у сотрудников появляется не только материальный стимул, но и моральный. Они хотят выделиться, быть лучше и показать свою значимость.

Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.

Планирование предполагает озадаченность тем, что может произойти в будущем, и подготовку мер с целью предотвратить те нежелательные события, которых можно избежать.

Планирование - это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неясность.

В принятии таких решений состоит процесс планирования. В узком смысле - планированием является составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Сущность планирования заключается в определении главных целей деятельности организации и направленно на определение намеченных конечных результатов.

Что касается рассматриваемой мною Администраци, то на данный момент основной задачей деятельности является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, благоприятное развитие района и укрепление экономических основ и стабильности района.

Я считаю, что в Администрации отсутствует долгосрочное планирование, которое является непременным условием стратегического планирования. Краткосрочные планы составляются период в 1-2 года, не более. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства.


3.1 Совершенствование применения функций управления


Успех деятельности любой организации во многом зависит от ее персонала: от квалификации, дисциплины, качества выполнения поставленных задач. А для того, чтобы побудить работников к достижению стоящих перед компанией целей и задач, служит система мотивации персонала.

В управлении персоналом мотивация рассматривается как процессы активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному труду. Существенную роль в системе материального стимулирования играет регулярное премиальное вознаграждение, выплачиваемое за результаты деятельности.

Рассмотрим, каким требованиям должна отвечать система материального стимулирования персонала, для того чтобы быть эффективной.

Прежде всего, она должна побуждать сотрудников Администрации на достижение конкретных целей деятельности, то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника.

В большинстве показатели премирования определены только для организации в целом и не ориентируются на отдельные структурные подразделения и должностных лиц. Таким образом, невозможно оценить вклад отдельного подразделения или сотрудника.

Совершенствование функции мотивации, на мой взгляд, будет являться решающим фактором, повлиявшим на экономические результаты деятельности организации. Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы. Как уже упоминалось, материальные - это заработная плата. Нужно в корне пересмотреть существующую систему организации оплаты труда.

Я считаю, что в целях повышения эффективности мотивации персонала руководители должны пересмотреть структуру выплат персоналу. Например, должностной оклад, премия за личные результаты работы, премия по результатам работы подразделения.

Также я думаю, следует обратить внимание на поддержание корпоративного духа, на совместное проведение праздников, мероприятий, совместные поездки для отдыха в свободное от работы время.

Если система материального стимулирования разработана хорошо, то эффект от ее внедрения будет положительным. Для того чтобы функция мотивации была эффективной, материальное стимулирования персонала должно удовлетворять следующим требованиям: побуждать сотрудников Администрации на достижение нужных ему результатов (конкретных целей деятельности), то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника; обеспечивать привлечение на работу высококвалифицированных сотрудников.

Контроль является эффективным, если он нацелен на достижение определенных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

В Администрации используют две формы контроля: финансовый и административный.

Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом организации достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого отдела Администрации финансовой отчет по важнейшим экономическим показателям деятельности.

Административный контроль осуществляется в соответствие с результатами показателей, запланированным в текущем бюджете;. Рассмотренные выше функции планирования и организации помогают в осуществлении предварительного контроля. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Так как правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в правильном направлении. В качестве форм осуществления предварительного контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка и т.п. В Администрации предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Я считаю, что конечная цель контроля состоит в том, чтобы решить задачи, которые стоят перед организацией. Чтобы контроль был эффективным, он должен быть интегрирован с другими функциями управления. Контроль будет эффективным только тогда, когда организация достигает желаемых целей и в состоянии определить новые цели.

Я считаю, что необходимо использовать новые технологии контроля. Это единственный способ осуществить централизацию управления организацией. Например, создание компьютерной системы контроля. Это позволит выявить финансовые и информационные потоки в организации, которые в свою очередь определят ее оптимальную структуру.

Руководители отделов Администрации еженедельно предоставляют Руководителю аппарата отчеты о деятельности своих отделов и результатах их работы.

Руководители отделов получают от Руководителя аппарата следующие виды управленческих решений: приказы и рекомендации.

Заключительный контроль осуществляется непосредственно после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми. Здесь происходит сравнение запланированного размера прибыли с полученным, запланированный уровень производительности труда, текучести кадров, объем продаж, издержки и т.д.

В Администрации заключительный контроль выполняет две основные функции: руководители проводит анализ фактически полученных и требовавшихся результатов и оценивает, насколько реально были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации.

Как уже было сказано ранее, в Администрации хорошо поставлен процесс краткосрочного, оперативного планирования, но не существует долгосрочного и стратегического. Это говорит о том, что в Администрации нет четко выраженной стратегии дальнейшего развития, нет стратегического видения, отсутствует миссия.

Формулировка миссии является важной частью, ведь миссия - это общая цель, выработка которой означает определение направления движения организации.

Миссия организации дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства использует в своей деятельности, какова ее философия.

Хорошо сформулированная миссия должна прояснять, во-первых, то, чем является данное предприятие и каким оно стремится быть, а во-вторых, показать отличие организации от других ей подобных.

Таким образом, в результате рассмотрения основных функций управления в Администрации можно сделать вывод о том, что наиболее "хромающими" из них являются мотивация, контроль и планирование, чему я и уделила особое внимание в третьей части данной работы, попытавшись дать рекомендации по устранению существующих недостатков.

Заключение


Подводя итоги вышесказанному, можно сделать ряд выводов. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления, они являются определяющими и при формировании структуры управления организации, поэтому функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в его формировании.

Функции управления являются одним из основных компонентов, составляющих содержания управления. Каждая функция управления представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Автором классификации функций управления с точки зрения самого управления был Анри Файоль. Главными критерием классификации он выбрал фактор времени и функций в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль.

Функции управления имеют специфический характер они неделимо связаны и объединены в единый цельный процесс.

Функции управления влияют на эффективность организации. Они играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления и являются определяющими при формировании структуры управления, без проявления функций невозможно нормальное функционирование организации.

Список использованной литературы


1.Бинкин Б.А., Черняк В.И. Эффективность управления: наука и практика. - М.: Наука, 2012.

2.Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Эксперспектива", 2010.

.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник - 2-е изд. доп. - М.: МГУ, 2011.

.Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2014.

.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Финансы, учет, аудит, 2013.

.Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством: Учебник для инженерно-экономических вузов. - М.: Экономика, 2010.

.Коротков Э.М. Концепции менеджмента. - М.: Дека, 2014.

.Левина С.Ш. Менеджмент: Учебное пособие. - Пенза: ПГАСА, 2012.

.Максимцова М.М. Менеджмент: Учебник для вузов/под ред. . - М:, ЮНИТИ, 2011.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Дело, 2014.

.Мильнер Б.З. Организационные структуры управления производством, - М.: Экономика, 2010.

.Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.

.Попов Г.Ч., Ю.И. Краснопояс. Организация управления общественным производством: Учебник. - 2-е изд. - М.: МГУ, 2014.

.Попов Г.Ч. Проблемы теории управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2014.

.Попов Г.Ч. Эффективное управление. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2012.

.Разу М.Л., Русинова Ф.М. Менеджмент/под ред., - М.: ФБК - Пресс, 2011.

.Смирнов С.В. Организация управления предприятием. С.-П.: Экономпресс, 2013.

.Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка/под ред. Н.П. Тихомирова - М.: Издательство "Экзамен", 2013.

.Справочник проектировщика АСУП - М.: Экономика, 2014.

.Справочник директора предприятия. - М.: Инфа - М, 2010.

Один из главных законов эффективности деятельности человека — необходимость разделения и специализации труда, поскольку они определяют причину появления в менеджменте категории «функция».

Появление функций управления связывают с горизонтальным разделением управленческого труда, а также с профессиональной специализацией работников управления.

Функция является содержанием управленческой деятельности, для которого характерны 2 основные признака:

  1. Временная логическая последовательность исполнения управленческих работ, объективно вытекающая из сущности соответствующей деятельности.
  2. Специфика объекта управления, определяющая его характер и отраслевую принадлежность.

Функции управления представляют собой специализированное во временной логической последовательности выполнение управленческих работ. Последовательность во времени закрепляется в первом типе функций, которые называются общими.

Общие и конкретные функции управления

Разделение на общие (универсальные, базовые) и конкретные функции управления обусловлено появлением процессного подхода в сфере построения технологии управления.

Процессный подход первоначально предложили приверженцы школы административного управления, попытавшиеся определить функции менеджмента. Последователи данного направления рассматривали управленческие функции независимо друг от друга. Процессный подход рассматривал функции управления в качестве взаимосвязанных функций.

Состав функций управления

Пять функций управления были выделены Анри Файолем, который определял управление в качестве предсказания, планирования, организации, распоряжения, координации и контролирования.

При обзоре современной литературы можно выделить несколько похожих функций:

  1. планирование,
  2. организация и распорядительство,
  3. мотивация,
  4. руководство и контроль,
  5. координация и регулирование,
  6. коммуникация,
  7. исследование, оценка и принятие решений.

Чаще всего процесс управления представляется состоящим из основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Данные функции управления объединяются посредством связующих процессов коммуникации и принятия решения. При этом руководство рассматривают в качестве самостоятельной деятельности, предполагающей возможность влияния на отдельных сотрудников и коллектив таким образом, чтобы они осуществляли работу в направлении достижения целей.

Планирование и организация как функции управления

Планирование в качестве функции управления характеризует выработку и принятие определенного постановления (в письменной или устной форме), в котором перед объектом управления ставится определенная задача или цель. Планирование считается обеспечением единого направления усилий всех членов организации для достижения ее общих целей. Данная функция начинает процесс управления, поэтому от ее качества зависит успех операций.

Организация в качестве функции подразумевает определенную совокупность специализированных управленческих работ, которые нацелены на объединение людей для осуществления совместной деятельности. Функция организации реализации принятых решений включает обеспечение выполнения решений с организационной стороны, то есть создание управленческие отношения, которые способны обеспечивать наиболее эффективные связи всех элементов управляемой системы.

Мотивация и контроль

Мотивирующая функция состоит в выполнении работы персоналом предприятия в зависимости от делегированных ему прав и обязанностей, при этом они должны соответствовать принятым управленческим решениям. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности.

С помощью функции контроля можно предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль представляет собой характеристику управления, позволяющую определить проблемы и скорректировать деятельность компании до момента преобразования этих проблем в кризис.

Любое предприятие должно обладать способностью своевременной фиксации своих ошибок, исправляя их до того, как они смогут повредить достижению целей. При этом контроль способствует борьбе с неопределенными ситуациями внутреннего и внешнего характера (изменения в законодательстве, социальных ценностях, появление новых конкурентов и др.).

В настоящее время любая производственная деятельность на предприятии основана на специализации и разделении труда. Не является исключением и управленческая деятельность. Она специализируется в виде функций управления.

Функция управления - это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.

Основные функции управления были сформулированы еще в 1916 г. А. Файолем в работе «Основные черты промышленной администрации». В ней он показал, что управлять - это значит прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и контролировать.

В современной науке управления выделяют следующие основные функции управления:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • контроль;
  • мотивация.

Рассмотрим специфику каждой из них подробнее.

Планирование

А. Файоль полагал, что планирование является основной формой управления. Он писал: «Самая лучшая программа не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает - подготавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах» . Следовательно, планирование - это предварительное принятие решений до начала действий.

Планирование заключается в предвидении целей организации, ресурсов, необходимых для их достижения, и результатов деятельности.

Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса:

  • Что должна представлять собой организация?
  • Где организация находится в настоящее время?
  • Куда она собирается двигаться?
  • Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Таким образом, планирование включает в себя:

  • 1. Постановку целей организации и конкретизацию их в виде задач.
  • 2. Определение источника и способов распределения необходимых для решения задач ресурсов.
  • 3. Разработку структуры управления организацией.
  • 4. Создание координационных механизмов для согласования действий исполнителей.

Американский теоретик менеджмента Р. Акофф, в 1980-е гг. разработавший методологию интерактивного планирования, выделял несколько подходов к планированию, сложившихся в практике управления:

1. Реактивный подход.

Суть данного подхода заключается в выявлении проблем, возникающих в низовых звеньях организации, и планировании решения этих проблем. Планы подразделений, представляющие способы устранения недостатков и угроз, передаются на более высокий уровень управления, и так до самого высокого уровня, на котором и создается корпоративный план. Данный подход, таким образом, является тактическим и нс ведет к кардинальным переменам в организации, способствуя, скорее, консервации существующего положения.

Еще один недостаток реактивного планирования Р. Акофф видит в том, что такое планирование осуществляется различными частями организации независимо друг от друга и тем самым игнорируется тот факт, что организация представляет собой систему. Многие недостатки организации проявляются как результат взаимодействий ее частей, а не действий каждой части по отдельности.

2. Преактивный подход.

Такое планирование является стратегически ориентированным. Оно заключает в себе два аспекта: предвидение и подготовку. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне управления (предвидение), а тактические вопросы, связанные с реализацией общего плана, находятся в ведении руководителей среднего и низшего звена (подготовка). Последние формируют программы действий, которые направляются на вышестоящий уровень, где осуществляется их корректировка и согласование с общей программой развития организации.

Основные управленческие функции

Яблокова Любовь Васильевна

Старший воспитатель

государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 ВО района г. Санкт-Петербурга

1 Кноринг В.И. Искусство управления: М.: Издательство « БЕК», 1997.

1 Пособие Темпус. http/tempus.novsu.ru/mog/resourse/vigw.php?id=1408

Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля .

1 Термин «организация» имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова - коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей. Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Успех ее функционирования зависит от сложных, переменных факторов внешней среды.

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей для всех цели или целей.

2 Важнейшей задачей планирования является прогнозирование или, как часто его называют американские специалисты, стратегическое планирование. Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Вот что говорят об этом классики: «Предвидеть - значит управлять» (Б. Паскаль); «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (О. Конт). Прогнозирования является важнейшим инструментом принятия стратегических решений.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурны изменения, руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно это постоянная неопределенность будущего . В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать чтобы они согласовывались с реальностью.

3 Мотивация - процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Каждый член группы, получивший конкретное задание будет реагировать на него самым различным способом, иногда и непредсказуемым. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных — награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что людивсегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.
Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Если руководитель не знает потребностей, его попытка обеспечить мотивацию деятельности человека обречена на провал. При этом важно понимать, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание, и приоритеты могут меняться.

4 Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределённости. Достигло ли управляющее воздействие поставленной цели? Нуждаются ли управленческие решения в корректировке? На эти вопросы дает ответ контроль, который осуществляется в системе управления с помощью обратных связей.

Функция контроля - один из основных рычагов воздействия.

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей, или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.
Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и справить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание будут поставлены под угрозу.
Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации знает не только о том, что в организации существует проблема, но и об источнике этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления треть фазы, а именно стадии, на которой предпринимаются действия , если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Ваш преподаватель, например, через систему тестов, которая является способом контроля для определения ваших успехов в обучении по сравнению с установленными нормами, увидел, что ваша группа может усвоить больше материала, чем первоначально было определено. В результате он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего объема материала.
Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принят" решений часто называют связующими процессами .

Список используемой литературы

1 Волмянская О.А.,Волмянский Э.И. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха/Пер. с английского. Минск, ООО «Новое знание», 1998.

2 Кноринг В.И. Искусство управления: М.: Издательство « БЕК», 1997.

3 Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольный образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Ростов-н/Д, Издательство «Учитель»,2002.

4 Панова Н.В. Коучинг руководящих кадров: учебное пособие. СПБ, СПБ ИВЭСЭП, 2011.

5 Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.Москва, ТЦ «Сфера», 2005.

6 Майер А.А. Управление инновационными процессами ва ДОУ: Методическое пособие. Москва, ТЦ «Сфера», 2008

7 Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М, ТЦ «Сфера»,2006

8 Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М., «Аркти»,2003.

Использованные Интернет-ресурсы

1. Пособие Темпус. http/tempus.novsu.ru/mog/resourse/vigw.php?id=1408

2. www.km spb. narod.ru; mon.gov.ru

Функция (лат. fundio- исполнение, осуществление). Сущность любого явления выражается в его функциях, т.е. тех задачах, для решения которых оно предназначено. Содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, выполняемых в рамках данной функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.

Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства.

Функции управления деятельностью фирмы, а соответственно и методы их реализации, не являются неизменными, они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие и углубление каждой функции управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, но и под влиянием требований развития других функций. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.

Впервые функции менеджмента были сформулированы в книге А. Файоля "Общий и промышленный менеджмент", вышедшей в 1916 г. А. Файоль рассматривал менеджмент как последовательный ряд операций или функций, которые разделены на шесть групп:

  • 1. Технические операции - производство, изготовление, переработка.
  • 2. Коммерческие операции - купля, продажа, обмен.
  • 3. Финансовые операции - привлечение капитала и управление им.
  • 4. Операции по охране - охрана имущества и личности.
  • 5. Учетные операции - баланс, затраты, статистика.
  • 6. Административные операции - предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль.

Администрирование - лишь одна из шести операций-функций, с помощью которых управление обязано обеспечить нормальный ход производства. А.Файоль считал, что администрирование занимает особое место в менеджменте.

Рассмотрим административные функции подробнее.

Предвидение - изучение будущего, определение программы действий, оно охватывает предыдущие пять операций. А. Файоль здесь обращал внимание на то, что для разработки эффективной программы действий руководитель должен обладать: умением управлять людьми, активностью, моральным мужеством, достаточной стойкостью, необходимой компетентностью в данной области деятельности.

Организация - обеспечение предприятия материалами, капиталами, персоналом. Здесь выделяются два аспекта - материальный и социальный т. е. обеспеченный всеми необходимыми материальными ресурсами персонал должен в социальном плане быть способным выполнить задание.

Распорядительство - приводит в действие персонал предприятия, после создания социального организма. Это задача распорядительства. Цель распорядительства - получить наибольшую пользу от работающих. Во всех областях производственной деятельности распорядительство является важнейшим элементом работы, требующей определенных качеств.

Согласование имеет своей целью каждому элементу социального организма дать возможность выполнить свою часть работы во взаимодействии с другими элементами, т.е. связать и объединить все действия и все усилия.

Контроль - необходимо следить, чтобы все происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям. Требуется отмечать недостатки и ошибки с тем, чтобы можно было их исправить и не допускать повторения в будущем. Контролер должен быть: компетентным, обладать чувством обязанности, иметь независимое положение относительно контролируемого объекта, быть рассудительным и тактичным.

Контроль должен быть действенным, т.е. проводиться своевременно и иметь практические последствия, если же на нарушения не обращается внимания, то такой контроль будет неэффективным.

Таким образом, пять вышеперечисленных функций явились основой административной доктрины А. Файоля и базой для всех последующих авторов по проблемам процесса управления. М. Мескон считает, что "процесс управления является общей суммой всех процессов" .

Обзор литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок.

М. Мескон выделяет четыре первичных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходим обмен информацией, т.е. эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость.

Функция планирования, по М. Мескону, предлагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, якобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три следующих вопроса: где мы находимся в настоящее время? куда мы хотим двигаться? и как мы собираемся сделать это?

Функция организации предполагает формирование структуры организации, вначале распределение и координация работ сотрудников, а затем проектирование структуры организации в целом.

Функция мотивации представляет собой процесс, при помощи которого руководство побуждает сотрудников действовать так, как было запланировано и организовано.

Функция контроля представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает: достигает ли организация своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет нанесен серьезный ущерб. Контроль дает возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они невыполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает цикл, который и делает управлению процессом взаимосвязанных функций.

И. Н. Герчикова подходит к содержанию и развитию функций управления применительно к деятельности ТНК. Каждая из функций направлена на решение специфических и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.

Каждая из функций управления обуславливается влиянием объективных требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемым общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.

И. Н. Герчикова выделяет три функции управления: внутрифирменное планирование, маркетинг и контроль. Интерес представляет функция маркетинга, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить деятельность фирмы исходя из всестороннего, глубокого изучения и тщательного учета рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту, чтобы стало реально возможным получение наивысших результатов: максимальной и устойчивой прибыли.

Для более глубокого понимания сути этой функции управления необходимо подчеркнуть, что важнейшая неотъемлемая черта маркетинга - это определенный образ мышления, подход к принятию конструкторских, производственно-сбытовых решений с позиций наиболее полного удовлетворения требования потребителей, рыночного спроса. Отсюда маркетинг - не только принципы, функции, методы, структуры организации, но и обязательное маркетинговое мышление. Без этого невозможно достижение высокого качества конкурентоспособности продукции, закрепления позиций на рынках. Поэтому маркетинг как теория, образ мышления, философия предпринимательской деятельности требует научного изучения и реалистического подхода к использованию в практике управления.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов. В зависимости от типов организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях, могут либо отсутствовать, либо осуществляться минимально. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить определенное количество групп. О. С. Виханский, А. И. Наумов предполагают пять групп функциональных процессов, которые, по их мнению, охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциями являются; производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

Производственная функция предполагает, что соответствующие службы, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Функция маркетинга призвана посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

Финансовая функция состоит в осуществлении управления процессом движения финансовых средств в организации.

Функция управления персоналом связана с использованием возможностей работников для достижения целей организации.

Функция учета и анализа хозяйственной деятельности предполагает управление процессом обработки и анализа информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

Некоторые авторы выделяют также пять общих функций менеджмента: планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Интерес здесь представляет функция организовывания, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. В плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

Вторая, не менее важная задача функции организовывания - создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное - это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем.

Центральной функцией процесса управления авторы считают координацию, обеспечивающую его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.

B. Р. Веснин также выделяет пять функций менеджмента - планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

C. У. Олейники др. выделяют 4 функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

Несколько иной подход к функциям менеджмента представлен у С. Г. Попова . При выполнении любой управленческой функции осуществляется синтез (объединение) работников для выполнения поставленных задач, координация их деятельности. Вот этот элемент синтеза в управленческой деятельности и отличает функции управления от функций исполнительских. Функции управления производством представляют собой относительно самостоятельный вид синтезирующей деятельности, обусловленный наличием разделения труда в управлении производством. Относительность этой самостоятельности заключается в том, что любые управленческие решения и действия подчинены конечной цели управления.

Функции менеджмента здесь делятся на функции общего и специализированного управления.

Функции общего управления призваны обеспечить основной порядок функционирования производства, а также взаимодействие данного предприятия с внешними организациями и учреждениями. Эти функции выполняются органами управления производством, наделенными правами линейного распорядительства.

Функции специализированного управления делятся на три группы: технологические, обеспечивающие, координирующие.

Технологические функции предусматривают разработку рациональных систем производства продукции, технологии ее создания, переработки, хранения и транспортировки.

Обеспечивающие функции предусматривают выполнение требований технологии производства путем обеспечения его всем необходимым. Сюда относится инженерное, материально-техническое, культурно-бытовое и хозяйственное обслуживание.

Координирующие функции обеспечивают прогнозирование развития предприятия; производственно-экономическое и оперативно-техническое планирование; организацию производственных процессов и труда людей; контроль и регулирование хода производства.

Отдельно рассматривается функция маркетинга. Она включает в себя изучение конъюнктуры рынков сбыта (спроса, конкуренции, потребителей), выработку товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной стратегий поведения на рынках сбыта. Маркетинг позволяет связать интересы производителей и потребителей продукции. Так как потребителями являются все, то маркетинг позволяет определиться с выпуском только таких товаров, какие необходимы обществу.

Своеобразный подход к функциям управления производством представлен у В. В. Глухова. Он предлагает деление функций по следующим направлениям. По признаку управляемого объекта - предприятие, цех, участок, бригада, агрегат (рабочий); по признаку деятельности - экономическая, организационная, социальная; по признаку однородности - общие, специфические; по содержанию труда- научные исследования, подготовка производства, оперативное управление, снабжение и сбыт, технико-экономическое планирование и анализ, бухгалтерский учет, управление кадрами, планирование и учет труда и заработной платы, планирование и учет финансов; по характеру задач - планирование, организация, регулирование, контроль, учет и анализ, стимулирование.

Изложенные функции внутрифирменного менеджмента позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какая-либо единая схема, единое содержание функций. Однако, несмотря на это, все девять вариантов функций имеют много общего. Характерной особенностью всех вариантов является то, что такие функции, как планирование, организация и контроль встречаются практически везде. Функция мотивация имеет широкое распространение, в ряде случаев она носит несколько другое название. Особняком стоят функции, предложенные С. Г. Поповым, хотя за специфическими названиями стоит обычное содержание .