Кодекс профессиональной этики за и против. Профессиональные кодексы этики юриста. Правило профессиональной этики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии. кодекс этика профессиональный государственный управление

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Чтобы более четко определить значение термина "кодекс этики", необходимо сначала пояснить значение слов "кодекс" и "этика". "Кодекс" можно трактовать по-разному: "законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты". В сочетании со словом "этика" значение данного термина сужается до одного определения - "стандарт, или норма". Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

"Этика" определяется как "идеалы, мораль, принципы нравственности, совести", а также как "правила и нормы, руководящие поведением людей данной профессии". Но на самом деле понятие этики гораздо шире.

Чтобы приблизить понятие этики к практике, можно представить безупречного работника как человека, которому чуждо незаконное поведение и который постоянно ставит благо руководства страной и общества выше личной выгоды. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, "основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения" .

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм . Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.

Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества.

Происхождение и история

Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что "легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно". В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением" .

Одним из старейших кодексов этики является "Афинская клятва", упоминаемая Чандлером:

Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам .

Кодексы этики в государственном управлении - явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления .

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Ад-министрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные "Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти", которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Теоретические основы

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к "проповедничеству", расплывчатости, возвышенности и банальности [З].

По мысли Льюис, "кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения" .

Кодексы этики могут отражать как "дух демократии", так и "дух бюрократии", хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США

Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.

Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

Служить интересам общества.

Ставить интересы общества выше собственных.

Уважать конституцию и закон.

Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.

Проявлять личную честность.

Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.

Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.

Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.

Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:

1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.

2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.

3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.

4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.

5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.

6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках - членах ассоциации.

7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.

9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.

10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.

11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.

12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением" .

Различия использования

Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин "законы нравственности". Как отмечает Д. Плант, "в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований - как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения" . Однако, несмотря на разнообразие определений понятия "кодекс этики", в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия этики и этикета, категорий и специфики этики. Исследование профессиональных этических кодексов. Характеристика основных путей совершенствования профессионального этического уровня сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Понятие об этикете. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Медицинская этика. Специфика медицинской этики в Советский период.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Становление экологической этики как прикладной науки. Направления экологической этики. Их оценка с позиции религиозной этики (на примере православного учения). Биоцентризм о проблемах экологической этики и подход к решению вопросов в православии.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Особенности древнегреческой этики: светская, рационалистическая, индивидуалистическая. Проблема блага, отношения к наслаждениям и приобретения добродетелей. Иерархия ценностей в христианской религии. Интерпретация нравственной жизни в христианстве.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Общее понятие этики в сфере бизнеса, история его становления. Особенности формирования репутации фирмы. Принципы деловой этики по мнению американских исследователей. Критерии формирования этики в бизнесе. 12 принципов этики в бизнесе для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

Профессиональные кодексы этики

Кодексы корпоративной этики

Понятие, содержание и предмет профессиональной этики. Кодексы этики

Моральные и деловые качества людей становятся объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные качества #8209; профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;

2) морально-психологические качества #8209; целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные качества #8209; доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, порядочность, щедрость, мужество, справедливость.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Особенности профессиональной этики представлены на рис. 2.

Рис. 2. Основные особенности профессиональной этики

Предметом профессиональной этики выступают:

#8209; качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

#8209; нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (маркетолог – клиент, рекламопроизводитель #8209; рекламодатель и т. д.);

#8209; взаимоотношения коллектива организации с обществом;

#8209; взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

#8209; цели и методы профессионального обучения и воспитания.

#8209; определение целей и мотивов трудовой деятельности;

#8209; выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

#8209; оценку результатов труда и их общественную значимость.

Несмотря на наличие универсальных принципов деловой этики, трудовая этика имеет отчетливую профессионально-ориентированную спецификацию.

1) этические принципы (императивы), преобладающие во внешней для организации среде;

2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации;

3) коллективы сотрудников организации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;

4) индивидуальные мотивы сотрудников организации, идеалы добра и чувство долга.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов #8209; профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Корпоративные кодексы регулируют отношения в области взаимоотношений с сотрудниками, затрагивают основополагающие ценности, принципы и ориентации компании.

В японской системе управления фирма не может существовать без четко прописанных норм корпоративной этики, без миссии и ясного понимания работником роли своей компании на рынке и в обществе, без понимания им своей роли в компании.

#8209; Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994);

#8209; кодекс предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм.

http://helpiks.org/9-15215.html

Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы охарактеризуйте их ключевые положения

2.5. Классификация этических кодексов

Развитию корпоративной культуры способствует включение в кодекс идеологической части о миссии и ценностях компании. При этом кодекс может быть значительного объема, иметь сложное специфическое содержание и адресоваться всем работникам компании.

Структурно кодекс может содержать такие разделы:

♦ послание руководителя организации;

♦ основная миссия организации, ее цели;

♦ каким должен быть работник организации;

♦ традиции и ритуалы организации;

♦ конкурсы профессионального мастерства;

♦ взаимоотношения с другими организациями;

общественная жизнь организации;

♦ отношения между руководителями и подчиненными;

♦ отношения между руководителями;

♦ отношение к женщинам – работницам организации;

♦ отношение к молодежи, работающей в организации;

♦ отношение организации к пенсионерам;

♦ требования к деловому костюму работников организации.

Профессиональные кодексы выполняют следующие функции:

управленческая – регламентация поведения в сложных этических ситуациях;

развития корпоративной культуры.

В кодексе предусматриваются пути повышения эффективности деятельности работников:

♦ регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;

♦ определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, а также неприемлемых форм поведения.

Классификация кодексов. В настоящее время сложились три типа этических кодексов:

1) регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются на специальных симпозиумах;

2) относительно краткие хартии, декларации, создаются в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;

3) подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.

http://velib.com/read_book/barysheva_anna/professionalnaja_ehtika_i_ehtiket/glava_2_osobennosti_professionalnojj_ehtiki/25_klassifikacija_ehticheskikh_kodeksov/

Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура. Профессионально-этические кодексы в России.

Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Объектом профессионально – этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:

· адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики;

· обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации;

· содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности;

· унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей;

· систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

· содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;

· обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы;

· обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

· обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);

· обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы;

· содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

· обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

Профессионально – этический кодекс благодаря выполняемым им функция может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.

В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:

Этические традиции благотворительности;

Ценности современного российского общества;

Этические нормативы специалистов зарубежных стран;

Специфические ценности современной российской социальной работы;

Личные ценности и идеалы специалистов.

Профессионально – этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

· вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;

· базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;

· быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;

· быть доступным для усвоения и выполнения.

Профессионально – этический кодекс имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих разделов:

http://mylektsii.ru/5-116299.html

Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т. п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внемо- ральный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

Основа профессиональной этики в сфере сервиса - нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат следующие нормы, требования и принципы.

  • 1. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
  • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
  • 5. Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах,странах.
  • 7. Рекомендуется разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т. е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
  • 11. Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
  • 12. При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
  • 13. Требование целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т. п.
  • 14. Рекомендуется стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.
  • 15. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
  • 16. Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
  • 17. Не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента .

Такой вид этики занимается решением следующих проблем:

  • первый связан с необходимостью конкретизации универсальных моральных норм применительно к условиям профессиональной деятельности;
  • она рассматривает требования, существующие внутри профессии и связывающие их носителей особыми, деловыми отношениями;
  • она рассуждает о соответствии ценностей профессии и интересов самого общества и в этом ракурсе выходит на проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.
  • Профессиональная этика отличается следующими характеристиками:
  • она выражена в виде требований, обращенных к представителям дайной профессии. Отсюда вытекает ее нормативный образ, закрепленный в виде красиво сформулированных кодексов-деклараций. Как правило, они представляют собой небольшие по объему документы, содержащие в себе призыв соответствовать высокому призванию профессии;
  • документы по профессиональной этике наполнены убеждением в том, что ценности, ею исповедуемые, совершенно очевидны и следуют из простого анализа деятельности наиболее ярких представителей данного рода деятельности;
  • авторитетом этики считается само профессиональное сообщество, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители, которым будет оказано столь высокое доверие. Из данного контекста становится очевидно, что и расследование, и санкции - также дело самого сообщества. Его суд и приговор - это решение коллегии профессионалов в отношении тех, кто неправильно понял свое высокое предназначение, употребил свой статус во вред сообществу и тем самым сам себя вычеркнул из него.

Профессиональная этика стремится решить следующие задачи: не потерять статус профессии, доказать общественную значимость, ответить на вызовы быстро меняющихся условий, укрепить собственную сплоченность, выработать общие стандарты совместной деятельности и защитить себя от притязаний других сфер профессиональной компетенции.

Данный вид этической теории и практики обладает некоторыми недостатками. С первого же взгляда можно отметить ее закрытый, узкий характер, упование лишь на собственный авторитет при осуществлении моральной оценки, что оборачивается необоснованными амбициями при решении острых конфликтных ситуаций. Профессиональная среда - стихия принципиально консервативная; традиции и устои играют в ней огромную роль. Кроме того, моральное сознание не может согласиться с тем, что главной ценностью любой социальной практики считается профессионализм. Если уж в сфере конкретной деятельности возникла необходимость обсуждать появившиеся моральные проблемы, это означает, что обычных представлений о профессиональном долге не достаточно для ее нормального функционирования .

Нормы профессиональной этики сформулированы в корпоративных кодексах. Корпоративная этика закрепляется в специальных кодексах. Профессионально-этические кодексы направлены на регулирование отношений среди сотрудников. Такие кодексы регламентируют поведение сотрудника, повышают статус работников в обществе, формируют среди клиентов доверительное к ним отношение. В каком-то смысле принятия такого кодекса является имитацией обряда посвящение индивидуума в профессию.

Этические кодексы указывают работникам, как нужно себя вести соблюдая этические нормы, и помогают применять моральные принципы в трудовой деятельности. Корпоративные кодексы не являются кодексами в обычном смысле по причине того, что нельзя заставить при помощи приказов поступать этично или не этично. Каждый кодекс должен быть оценен с моральной точки зрения.

Корпоративные кодексы различаются по своей форме. В задачи некоторых кодексов входит информирование сервисных работников о законных требованиях, которые им ранее были не знакомы, но которые они должны знать. В других излагаются конкретные требования, которые запрещают такие злоупотребления как взяточничество и нелегальные взносы. Некоторые организации разрабатывают такие корпоративные кодексы, в которых описываются правила поведения в данной организации. Например, одна компания считает недопустимым принимать от клиентов подарки, а другие допускает принятие подарков в виде небольшой суммы денег.

Некоторые организации могут запрещать делать подарки клиентам. Ограничивать размер вносимых взносов в фонды политических партий, приобретение акций компании, с которыми они сотрудничают т. к. это может вызвать столкновение интересов.

Корпоративные кодексы выполняют ряд важных функций и помогают решить специфические проблемы характерные для определенной профессии и с которыми могут столкнуться работники. Когда в компании точно установлено, что позволительно делать работнику или нет, то тот точно знает, какие поступки недопустимы в этой компании. Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

Одной из важнейших задач корпоративного кодекса является установление приоритетов в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

Существуют и три другие важные функции корпоративного кодекса:

  • 1) репутационная;
  • 2) управленческая;
  • 3) развитие корпоративной культуры.

Суть репутационной функции состоит в том, чтобы формировать доверительное отношение к компании со стороны клиентов, поставщиков и т. д. Корпоративный кодекс в этом случае играет роль пиара, т. е. повышает привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса в сфере сервиса.

Суть управленческой функции состоит в том, чтобы регламентировать поведение сотрудников в конфликтных ситуациях, когда сложно принять правильное решение соответствующее этическим нормам. Существует несколько путей, коими повышается эффективность деятельности сотрудников:

  • 1) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;
  • 2) определения порядка принятия решений в конфликтных ситуациях, когда соответствующих этическим нормам;
  • 3) указания на неправильное поведение с этической точки зрения.

Корпоративная этика является важной основой корпоративной

культуры, кодекс корпоративной этики является гарантом развития корпоративной культуры. Кодекс ориентирует всех сотрудников компании на этические ценности, а также ориентировать сотрудников на общие корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную сплоченность.

Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации .

Кодексы профессиональной этики

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, врачей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. В частности, более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая ("Бусидо Сосинсю"). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни.

Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий.

Об этом прямо указывается в некоторых актах.

В ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г., указано, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Все эти кодексы содержат нравственно-этические нормы, регулирующие ту или иную профессиональную деятельность. Их также называют: "Кодекс профессиональной этики", "Этический кодекс", "Кодекс чести", "Декларация этических норм", "Хартия профессиональных принципов", "Деонтологический кодекс" и т.п.

В профессиональной деятельности существует множество различных нюансов, которые действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием.

В связи с этим возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила.

Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката.

Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

Правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет определенные пределы, не позволяющие активно вмешиваться в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В связи с этим принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества.

Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Представители некоторых профессий (например, врач, судья) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью.

Кодекс врачебной этики гласит: "Врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное.

В связи с этим задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю.

Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы.

Общество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль, так как не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе этих правил.

Многие профессии обладают большой социальной значимостью, что накладывает на представителей этих профессий повышенную ответственность перед обществом. В связи с этим этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений.

Статья 4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещает следующие действия, представляющие собой злоупотребления положением врача:

  • - использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью искажения истины;
  • - применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований;
  • - отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются;
  • - навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов;
  • - заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его труда в личных целях;
  • - вступление с пациентом в интимную связь;
  • - способствование самоубийству пациента;
  • - применение медицинских средств с целью наказания пациента.

Таким образом, причины принятия этических кодексов следующие (рис. 1.1):

необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения;

упорядочивание общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества;

чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения представителей некоторых профессий в силу своего правового статуса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?

Должностные инструкции регулируются специальными инструкциями, правилами, уставами. Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности, это и будет относится к морали. Моральный кодекс в обществе существует в усной форме и всё зависит от людей соблюдать или не соблюдать.

2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Аргументируйте свою точку зрения.

В последние годы происходит усложнение социальной структуры общества, которое приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни, к ним мы и относим добро и зло, истину и справедливость. Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей.

3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?

Нет, мораль не может выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания, т.к. она не является универсальным критерием (мораль у каждого своя!), поскольку является субъективной и потому оценивать объективные или иные субъективные формы общественного сознания не может.

4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

Основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности является в первую очередь успешная социализация. Нравственно зрелая личность осознаёт ответственность за свои поступки, стремится к созиданию.

5. Как вы понимаете смысл известного изречения «Не суди, да не судим будешь» применительно к морально-этическим ситуациям?

Применительно к морально-этическим ситуациям данное изречение говорит о том, что каждый человек как личность не должен осуждать поступки другого человека, а в первую очередь оценивать свои поступки.

6. В чём, на ваш взгляд, заключается сила общественного мнения?

Сила общественного мнения заключается в том, что в социуме общественное мнение выступает своеобразным контролёром и как социальный контролёр, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

ЗАДАНИЯ

1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарями обществоведческих терминов.

Мораль – это нравственность, особая форма общественного сознания, вид общественных отношений, таких как моральные отношения. Регулируется с помощью норм, установленных в обществе и наиболее общими понятиями морали являются категории добро и зло.

2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.

В современном обществе существует множество кодексов профессиональной этики. Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. Примеры профессиональных кодексов: - Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине, кредо журналиста, авиационный кодекс, бусидо, кодекс вооруженных сил и др.

3. Из параграфа вы узнали, что в Древних Афинах городская полиция состояла из рабов, так как свободные граждане считали зазорным для себя применять насилие к другим свободным гражданам. В наши дни в России в течение ряда лет наблюдалась иная картина. Работники МВД часто подавали заявления об уходе со службы по охране общественного порядка, ссылаясь на низкие оклады, ненормированный рабочий день, бытовую неустроенность, а также учитывая риск для жизни при регулярных столкновениях с нарушителями общественного порядка и закона. Используя материалы СМИ, покажите, что делается сейчас для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в глазах граждан России и вместе с тем ликвидировать все возможные случаи сговора сотрудников полиции с преступниками, пособничества или участия в криминальных группировках и коррупции.

Для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в обществе правительством РФ намечены два вектор: 1. Повышение зарплаты; 2. Решение жилищных вопросов. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, за счет социального положения людей, занятых этим видом деятельности, и различных социальных благ, гарантируемых им государством. Даже рядовых сотрудников полиции относят к членам среднего слоя общества и многие поступившие на службу улучшают свое материальное положение, получают социальные гарантии и стабильность в жизни. Имидж полицейского прочно связан и с образом подлинного стража порядка, представлениями о его интеллектуальности, инициативности, бесстрашия, справедливости, а также выносливостью, тренированностью, силой.

4. Нужны ли, на ваш взгляд, уже сегодня особые нравственные нормы, регулирующие поведение пользователей Интернета?

На сегодняшний день необходимы нравственные нормы, которые регулировали бы поведение пользователей Интернета, т.к. многие оскорбления, нецензурная брань, игры, нарушающие психику и многое другое, а порой и доступное для глаз детей прослеживается в сети Интернет.

5. Ознакомьтесь с материалами Третьего гуманистического манифеста, опубликованного в 2003 г. и подписанного известными учёными и общественными деятелями, среди которых 21 лауреат Нобелевской премии. Этот манифест включает шесть основных тезисов-убеждений:

Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа;

Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён;

Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом;

Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам;

Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой;

Работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.

Согласны ли вы с каждым из выдвинутых положений? Какого взгляда на происхождение моральных ценностей придерживаются авторы манифеста?

Я согласна с каждым из выдвинутых положений манифеста. Авторы манифеста придерживаются гуманного происхождения моральных ценностей.