Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. Обеспеченность торговыми площадями Расчетнормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291 “Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754”

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения - согласно ;

нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов - согласно .

Приложение № 1
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов () рассчитывается по формуле:

Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров, принимаемый равным 202 кв. м на 1000 человек;

Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров, принимаемый равным 387 кв. м на 1000 человек;

Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров.

4. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

t - год, предшествующий году, в котором производится перерасчет норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

Расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в году t (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

Расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в 2015 году (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

Индекс темпов роста потребительских цен на товары в субъекте Российской Федерации за период с 2015 года до года t (по данным органов статистики);

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в году t (по данным органов статистики);

Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

5. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей).

6. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

,

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

Численность населения муниципального образования в году t (человек) (по данным органов статистики).

7. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

,

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

Численность населения Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

8. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

9. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

10. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов () рассчитывается по формуле:

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

11. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

,

где - среднегодовая численность постоянного населения субъекта Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

12. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

.

Приложение № 2
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью торговых объектов местного значения () рассчитывается по формуле:

Площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории городских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

Радиус зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов, принимаемый равным 0,25 км;

Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов муниципального образования (единиц);

Площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории сельских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов, принимаемый равным 0,5 км;

Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов муниципального образования (единиц).

2. Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования ( (), составляет:

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, до 5000 человек на кв. км - 2 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 5000 до 10000 человек на кв. км - 4 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 10000 до 15000 человек на кв. км - 6 торговых объектов местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, свыше 15000 человек на кв. км - 8 торговых объектов местного значения.

3. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских населенных пунктов муниципального образования (), рассчитывается по формуле:

где - среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в городских населенных пунктах муниципального образования (человек).

4. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки сельских населенных пунктов муниципального образования (), рассчитывается по формуле:

где - среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в сельских населенных пунктах муниципального образования (человек).

5. В настоящем документе:

а) под торговыми объектами местного значения понимаются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента с площадью торгового объекта до 300 кв. м включительно, кроме магазинов и торговых павильонов, размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах);

б) под крупными торговыми центрами (комплексами) понимаются торговые центры (комплексы) с торговой площадью:

более 5000 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения более 500000 человек и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения;

более 3000 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения от 100000 до 500000 человек;

более 1500 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения до 100000 человек.

Приложение № 3
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции () рассчитывается по формуле:

,

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (количество торговых объектов на 10000 человек), принимаемый равным 9;

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов (рассчитывается по , предусмотренной приложением № 1 к методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов);

Фактическая обеспеченность населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов;

Коэффициент региональной коррекции, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом того, что (для городов федерального значения ).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания () рассчитывается по формуле:

,

где - базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания (количество торговых объектов на 1000 человек), принимаемый равным 1.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции () рассчитывается по формуле:

,

где - базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции (количество торговых объектов на 1000 человек), который принимается равным 1,7.

4. Нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами не устанавливаются для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обзор документа

Заново утверждены Правила установления регионами нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методика расчета таких нормативов.

По новым правилам нормативы устанавливаются в отношении стационарных торговых объектов, торговых объектов местного значения, нестационарных торговых объектов (ранее норматив был единым).

Для стационарных и нестационарных объектов они определяются в отношении каждого региона и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов, за исключением городов федерального значения, в отношении которых нормативы устанавливаются в целом.

Для объектов местного значения нормативы определяются в отношении каждого городского округа, поселения, а также в отношении входящего в состав города федерального значения внутригородского муниципального образования.

Прежние правила и методика признаны утратившими силу.

Екатеринбург занял первое место в рейтинге региональных городов по обеспеченности современными торговыми площадями. Согласно новому рейтингу компании "Магазин Магазинов", по итогам 2013г. столица Урала потеснила с лидирующих позиций Воронеж, а Уфа поднялась в рейтинге на пять пунктов. В остальном расстановка сил по отношению к предыдущему опубликованному рейтингу практически не изменилась.

"Рост позиции Екатеринбурга в рейтинге был прогнозируем и произошел благодаря открытию реконструированного ТЦ "Екатерининский" (ныне ТЦ "Глобус"), а также второй очереди ТРЦ "Радуга Парк". Уфа поднялась в рейтинге за счет открытия в городе ТРЦ "Планета", - отмечает руководитель отдела исследований и консалтинга компании "Магазин Магазинов" Андрей Васюткин.

Город Обеспеченность населения площадями в торговых центрах современного уровня, кв. м на 1000 жителей
1 Екатеринбург 383
2 Воронеж 368
3 Самара 348
4 Ростов-на-Дону 330
5 Нижний Новгород 318
6 Волгоград 277
7 Уфа 276
8 Казань 264
9 Челябинск 234
10 Новосибирск 196
11 Красноярск 200
12 Пермь 116
13 Омск 107

В соответствии с заявленными планами девелоперов, в регионах России (за исключением Москвы) на 2014г. запланированы к вводу 43 торговых центра совокупной арендопригодной площадью чуть более 1,7 млн. кв. м - это почти в 1,5 раза больше площади качественных торговых центров, введенных в 2013г.

По оценкам компании "Магазин Магазинов", на конец 2013г. совокупный объем рынка торговой недвижимости России составил 14,8 млн кв. м общей аренднопригодной площади (GLA) в торговых центрах современного уровня. В относительном выражении годовой прирост составил 10%, и это самый низкий уровень ввода качественных торговых площадей с 2008г. В целом объем рынка торговой недвижимости в абсолютном выражении увеличился с 2008 года в 1,9 раз.

Всего в 2013г. в России (за исключением столичного региона) было открыто 37 качественных торговых центров общей площадью 1,2 млн кв. м GLA.

Тройка региональных городов - лидеров по открытию торговых центров в 2013г. включает Санкт-Петербург, Тюмень и Екатеринбург.

В исследовании "Магазина Магазинов" отмечается, что чуть менее половины (47%) всего запланированного к вводу в 2014г. объема площадей также приходится на группу городов с населением менее 1 млн человек. Продолжающееся смещение вектора активности девелоперов в сторону менее крупных городов связано с постепенным насыщением рынков торговой недвижимости миллионников и столиц.

Москва и Санкт-Петербург


Долевое распределение арендуемых площадей в современных ТЦ по группам городов (Фото: Магазин Магазинов)

Стоит отметить, что Москва и Санкт-Петербург не внесены в общий рейтинг городов-миллионников. Составители рейтинга объясняют это тем, что численность населения в российских столицах слишком сильно отличается от остальных городов, что не дает возможности объективного сравнения.

Если же говорить о столице, то, по данным компании Blackwood, показатель по итогам года составляет 343 кв. м/1000 жителей. В Санкт-Петербурге он вырос до 422 кв. м/1000 жителей.

По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, всего к вводу в эксплуатацию в 2014г. в Московском регионе заявлены 23 торговых центра общей площадью 2,04 млн кв. м, аренднопригодной (GLA) - 1,02 млн кв. м. На этапе проектирования находятся еще более 30 объектов.

Однако, по оценкам CBRE, не все проекты будут введены в заявленные сроки, а объем нового предложения по итогам 2014г. может составить порядка 600 тыс. кв. м.

По данным Knight Frank, новые объекты сконцентрированы преимущественно на юге столицы. Таким образом, ЮАО (самый густонаселенный округ Москвы) укрепил свои лидирующие позиции с точки зрения объема предложения и вошел в тройку наиболее обеспеченных качественными торговыми площадями округов. Лидерство по данному показателю за счет низкой численности населения по-прежнему удерживает ЦАО.

В исследовании "Магазина Магазинов" отмечается, что на конец 2013г. лидером по объему совокупного предложения площадей в ТЦ остается Москва (28% от общего российского объема предложения). По итогам года общий объем предложения во всех 13 городах-миллионниках вплотную приблизился к уровню Москвы и составил 27%. Большая же часть совокупного предложения приходится на кластер городов с численностью населения менее 1 млн человек.

По оценкам специалистов на тысячу россиян на данный момент приходится примерно 500 квадратных метров торговой площади при норме 1200 квадратных метров – это самый низкий показатель в Европе после Украины. 5

В ******* области работает 21 200 объектов торговли, из них 17 056 - стационарные. В структуре стационарной сети 157 торговых центров и комплексов, 16 899 магазинов. Общая торговая площадь составляет 2 695,2 тыс. кв. м. Объем торговых площадей увеличился на 187,7 тыс. кв. м.

Обеспеченность торговыми площадями за 2009 год в ******* области увеличилась с 570 до 613 кв. м на 1 тыс. жителей.

В областном центре этот показатель вплотную приблизился к цифре 900–990 квадратных метров торговой площади на тысячу человек.

Таким образом, показатель обеспеченности городов области торговыми площадями значительно ниже, чем в областном центре и составляет 469 метров на тысячу человек.

******* край отстает от соседних регионов по наличию качественных торговых площадей, в 2007 год уровень обеспеченности населения торговыми площадями всех категорий в городе Перми составлял 452,8 кв.м. на 1000 жителей. Это выше социальной нормы в 260 кв.м. на 1000 жителей, но ниже чем в соседних регионах и существенно ниже европейских стандартов – 1000 кв.м. на 1000 жителей.

В 2008 году правительством области запущен проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в ******* крае». По задумке властей он должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей ****** края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект помогает приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню.

      1. Государственное регулирование отрасли

В условиях кризиса стабилизировать ситуацию в торговой отрасли помогло участие Правительства РФ, в том числе представителей Минпромторга России, в диалоге предприятий торговли с банковским сектором.

Министерство промышленности и торговли РФ, как профильное ведомство, комплексно подошло к развитию торговой отрасли в России.

В апреле 2009 г. Правительство РФ утвердило подготовленную Мипромторгом России и другими заинтересованными ведомствами программу мер по развитию торговли, основными мероприятиями которой были определены принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и разработка Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010–2015 гг.

Призванный обеспечить нормативно-правовое регулирование отрасли закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» затрагивает семь основных сфер:

    обеспечение единого экономического пространства на всей территории страны;

    разграничение полномочий между органами власти;

    устранение административных барьеров в торговле;

    коррекция усложнившихся взаимоотношений между отечественными производителями продовольственных товаров и организациями торговли с целью формирования добросовестных, соответствующих рыночным условиям торговых практик;

    развитие современной торговой инфраструктуры в Российской Федерации;

    поддержка малого предпринимательства;

    содействие развитию товарного производства.

Одним из основных направлений развития отрасли является расширение разнообразия форм и форматов торговой деятельности, что позволит поддерживать высокий уровень конкуренции, будет способствовать обеспечению географической и ценовой доступности товаров для населения.

Закон о торговле был одобрен 25 декабря закон Советом Федерации. Документ вступает в силу с 1 февраля 2010 года.

Закон вводит ограничения для отсрочки по оплате поставщикам в зависимости от категории продуктов: 10 дней - для продуктов с десятидневным сроком годности, 30 дней - для продуктов с 30-дневным сроком и 45 дней - для всех остальных продуктов, включая произведенную в России алкогольную продукцию.

Согласно закону, ритейлерам запрещается включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара.

Кроме того, закон содержит антимонопольную поправку, запрещающую рост сетей в регионах, где они заняли свыше 25% розничного рынка, начинает действовать с 1 февраля в субъектах Федерации, а с 1 июля - в муниципальных районах и городских округах.

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank сравнили уровень развития торговой недвижимости в крупных российских и европейских городах с населением от 1 млн человек. Российские города вошли в топ-10 рейтингов по обеспеченности торговыми площадями и объему площадей.

  • Так, Самара заняла 3-ю строчку в европейском рейтинге городов по уровню обеспеченности торговыми площадями (551 кв. м на 1000 жителей), оставив позади Бухарест (532 кв. м), Прагу (521 кв. м), Милан (400 кв. м) и Лондон (224 кв. м). При этом Самара лидирует по данному показателю на российском рынке, опережая Москву (444 кв. м) и Санкт-Петербург (542 кв. м).
  • На первом месте рейтинга по обеспеченности торговыми площадями Варшава (823 кв. м) и Мадрид (726 кв. м). В топ-10 также вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург (539 кв. м) и Нижний Новгород (467 кв. м) (подробнее см. таблицу 1).
  • Москва замыкает первую десятку в рейтинге из 24 городов с показателем 444 кв. м. Однако с учетом строящихся и планируемых к строительству ТЦ обеспеченность торговыми площадями москвичей может вырасти до 609 кв. м на 1000 жителей уже к 2019 г. Таким образом, через 3 года Москва может войти в топ-5 европейских городов по уровню развития торговой инфраструктуры.
  • По объему предложения качественной торговой недвижимости рынок Москвы остается крупнейшим в Европе (GLA - 5,47 млн кв. м). Второе и третье места занимают Париж (GLA – 4,7 млн кв. м) и Санкт-Петербург (GLA– 2,83 млн кв. м) (подробнее см. таблицу 2).
  • Из региональных городов России по показателю объема предложения в «европейскую десятку» вошел Екатеринбург (GLA - 769 764 кв. м).
  • Формирование рынков торговой недвижимости в российских городах в значительной степени зависит от условий кредитования, международной геополитической ситуации и спроса со стороны конечных потребителей, который пока оценивается как слабый (показатель Индекса потребительской уверенности один из самых низких в Европе).
Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости, Knight Frank , отметил: «Уровень развития торговой инфраструктуры говорит не только о дефиците либо избытке торговых центров в городе, но и об инвестиционной привлекательности региона, уровне жизни населения и, в том числе, градостроительной политике местных властей. Очевидно, что Москва обладает значительной емкостью рынка по сравнению с большинством российских городов, что объясняет высокую активность девелоперов даже в кризис. Также мы можем ожидать волны редевелопмента в Самаре и Петербурге и новое строительство в Перми и Красноярске».
Таблица 1. Рейтинг городов по обеспеченности жителей качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 жителей

Обеспеченность жителей качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 жителей

1 Варшава
2 Мадрид
3 Самара
4 Санкт-Петербург 542
5 Екатеринбург 539
6 Бухарест 531
7 Прага 523
8 Нижний Новгород 467
9 Барселона 467
10 Москва 444
11 Париж 443
12 Уфа 415
13 Милан 400
14 Воронеж 395
15 Ростов-на-Дону 368
16 Челябинск 350
17 Берлин 315
18 Омск 312
19 Новосибирск 306
20 Казань 301
21 Волгоград 300
22 Красноярск 231
23 Лондон 224
24 Пермь 168
Источник: Knight Frank Research, 1 полугодие 2016

Таблица 2. Рейтинг городов по объему качественной торговой недвижимости, кв. м
Город
1 Москва 5 472 018
2 Париж 4 700 000
3 Санкт-Петербург 2 832 900
4 Мадрид 2 282 124
5 Лондон 1 928 000
6 Варшава 1 435 923
7 Берлин 1 100 000
8 Бухарест 999 260
9 Екатеринбург 769 764
10 Барселона 755 000
11 Прага 650 000
12 Самара 645 742
13 Нижний Новгород 592 600
14 Милан 537 000
15 Новосибирск 485 148
16 Уфа 464 576
17 Челябинск 417100
18 Ростов-на-Дону 412 548
19 Воронеж 408 271
20 Омск 367 040
21 Казань 365 807
22 Волгоград 304 340
23 Красноярск 246 000
24 Пермь 175 126

Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов

При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.

Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.

В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.

В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе - 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м - по непродовольственным това­ра­м. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах - 220 кв. м.

Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).

Один из последних принятых в СССР документов - Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений », утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях - 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях - 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)

Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.

В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск . Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.

Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.

Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.

В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина - свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.

После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:

норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);

среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);

норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);

максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);

количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).

В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Ro прод и Ro непрод приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров

Наименование товарных групп

Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i -группы (ч)

Среднее число посещений мест продажи i -товарной группы в день (разы)

Норматив потребности в торговой площади для i -товарной группы (кв. м на 1000 человек)

Хлеб и хлебобулочные изделия

Бакалейные товары

Кондитерские изделия

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбопродукты

Молоко и молочные продукты

Гастрономические товары

Винно-водочные изделия, безалкогольные напитки, пиво и мороженое

Овощи и фрукты

Прочие продовольственные товары

Итого по продовольственным товарам:

795,47

Хозтовары и бытовая химия

Галантерея и парфюмерия

Бытовая техника

Компьютерная техника, телевизоры и радиотовары

Канцтовары и игрушки

Печатные изделия

0,001

Прочие непродовольственные товары

Итого по непродовольственным товарам:

542,51

Всего:

Данные расчетов минимальных нормативов потребности в торговой площади скорректированы на максимально возможный коэффициент комплексности покупки, который представляет собой среднее количество предметов, приобретаемых за одно посещение магазинов.

В продовольственной торговле максимально возможное значение коэффициента принимается равным 5,0, в непродовольственной - 1,5. С учетом данных поправок комфортные нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов, усредненные для Российской Федерации, имеют следующие значения:

Ro прод = 795,47/5 = 159 кв. м на 1000 человек;

Ro непрод =542,51/1,5 = 362 кв. м на 1000 человек.

Общий норматив:

Ro = Ro прод + Ro непрод = 521 кв. м на 1000 человек.