Кто и каким инструментом занимается заготовкой леса. Промышленное использование лесов. Структура лесной промышленности такова

В изготовлении мебели и других древесных конструкций предшествуют стадии заготовки древесины. В них включаются подготовка участка леса под вырубку, непосредственно вырубка, транспортировка и хранение. В последующем дерево проходит этапы распиловки, сушки и специальной обработки, после чего отгружается потребителю.

Цикл производства древесных материалов состоит из взаимосвязанных мероприятий по вырубке насаждений и их переработке. Сохранность древесины во время промежуточных стадий влияет на и его отгрузочную цену.

Заготовка древесины ручным способом:

Вырубка деревьев

Этот этап проводится непосредственно на делянках или лесосеках. Ему предшествуют подготовительные работы, при которых стволы, подлежащие вырубке, маркируются. Разметка деревьев производится лишь при их соответствии критериям заготовки, включающим оценку возраста и габаритов.

При предварительной подготовке лесосеки укладывают дорогу, по которой будут вывозиться поваленные стволы деревьев, и строят временные жилища для лесорубов. Постройки часто готовятся из подручных материалов – стволов деревьев подходящих размеров. Ствол поваленного дерева носит название хлыста.

Раскряжевка

Она может производиться непосредственно после сруба дерева или перед роспуском хлыста на продольные полосы (доски). Раскряжевка представляет собой поперечные распилы древесных стволов, после которых остаются бревна заданной длины. Раскряжевку обычно проводят вручную, используя бензопилы.

При раскряжевке необходимо не только соблюдать осторожность, но и проявлять навыки работы с тяжелыми древесными бревнами. Поспешность в работе может стать причиной порчи бензопилы или травмы.

Раскряжевку следует начинать с наиболее толстого и тяжелого конца бревна, а очень длинные хлысты нужно предварительно распилить надвое – это облегчит дальнейшую работу.

Трелевка

Поваленные хлысты после обрезки сучьев подвергают трелевке – транспортировке на временные склады, откуда они отгружаются далее по цепочке. Не следует путать трелевку и транспортировку, которая может производиться практически на неограниченные расстояния. Трелевка осуществляется лишь в пределах ограниченных участков вырубки и прилегающей территории.

При трелевке обычно используют тракторы, оборудованные системой грейферного захвата. Способность фиксировать по несколько бревен за раз позволяет работать с высокой производительностью и выделять для трелевки минимальное количество работников. Вместо тракторов иногда применяются подвесные дороги, если делянка находится выше места складирования.

Процесс трелевки бревен специально оборудованным трактором

Стабилизация

Для промежуточной обработки дерева могут применять процесс стабилизации – глубинной пропитки различными реагентами. Подобная обработка улучшает сохранность материала во время хранения, поэтому данный процесс еще называют консервацией. Обработку проводят натуральными маслами (чаще всего льняным), лаками, красками, синтетическими полимерными соединениями и смолами.

Во время пропитки применяются следующие методы:

  • холодная пропитка – замачивание заготовок дерева небольшой толщины в пропиточном растворе;
  • горячая пропитка – выдержка более толстых досок и брусьев в горячей смеси. Уменьшение вязкости при повышении температуры увеличивает склонность раствора к проникновению вглубь материала;
  • вакуумная пропитка – насыщению дерева раствором предшествует создание глубокого вакуума в герметичной камере, способствующего удалению воздуха из материала. После выдержки древесины определенное время, которое отличается для досок различной толщины, плотности и сорта дерева, в камеру подают пропиточный агент. Он более эффективно заполняет поры, поскольку втягивается в них сохранившимися остатками вакуума;
  • пропитка под давлением – может комбинироваться с вакуумной пропиткой и заключается в нагнетании высокого давления над пропиточным раствором. Это улучшает проникновение жидкости вглубь материала и способствует его более быстрому насыщению.

Самостоятельно в домашних условиях возможно воспроизвести лишь методы горячей и холодной пропитки. Перед их применением дерево должно быть хорошо высушено. Для этого нужно использовать не естественную сушку, а с подогревом, что уменьшает влажность конечного материала.

Транспортировка древесины

Перевозка хлыстов к месту дальнейшей обработки и складирования может производиться водным, железнодорожным или автомобильным транспортом.

  • Водный транспорт является наиболее дешевым и медленным способом транспортировки большого количества древесины. Его применяют лишь при наличии поблизости крупных судоходных магистралей, поэтому наиболее значимые лесозаготовки обычно находятся рядом с большими пресноводными артериями.
  • Железнодорожный транспорт относится к самым быстрым и производительным способам перевозки большого количества дерева. Повышенная цена на энергоносители и невозможность использования линий электропередач в удаленных районах делают подобный способ транспортировки более затратным, чем водный. Дополнительным бонусом при использовании данного вида транспорта является сеть железных дорог, которая гораздо более развита, чем речная судоходная система.
  • Автотранспорт – применяется лишь для ограниченных партий лесозаготовок (преимущественно для ценных пород дерева). Чаще всего перевозку хлыстов на грузовых автомобилях производят уже конечному потребителю, не заинтересованному в дальнейшей обработке дерева. Высокая стоимость транспортировки существенно удорожает стоимость кубометра материала.

Как перевозят древесину

Водным транспортом Железнодорожным транспортом Атотранспортом

Особенности хранения древесины

От способа хранения пиломатериала зависит большинство эксплуатационных качеств. Набухание дерева, происходящее при неправильном хранении, приводит к короблению (деформации) древесины, а усушка вызывает .

  • материал укладывается штабелями – это позволяет компактно хранить большие запасы досок и предотвращает их прогибы;
  • над штабелем следует размещать навес либо накрывать его полимерной пленкой. Это препятствует набуханию, вызванному поглощением влаги, и быстрому износу инструментов при зимней распиловке обмерзшей древесины;
  • от пола до досок необходимо оставлять расстояние, которое будет способствовать вентиляции. Такие же расстояния должны оставаться между уложенными слоями. Для этого необходимо сооружать штабель путем укладывания досок поперек друг другу или вдоль, оставляя на их концах небольшие деревянные упоры.

Правильная заготовка и хранение являются залогом получения качественного материала для строительного и декоративного применения. Не следует глубоко вникать в детали хранения небольших партий дерева, однако соблюдать основные правила необходимо.

Пропитка (стабилизация) пиломатериала помогает улучшить обрабатываемость и , а также продлить срок его службы. Стоит отметь, что сейчас процесс получения древесины может быть значительно упрощен, благодаря использованию специализированной техники.

Как происходит автоматизированная заготовка можно посмотреть на видео:

Совокупностью различных производственных процессов по заготовке леса с конечным результатом, то есть получением лесоматериалов, называют технологическим процессом лесозаготовки.

В России процесс транспортировки древесины, заготовленной при лесозаготовке, широкого применения не приняло. Это потому, что сортиментная древесина в большом количестве в России не применяется, предпочитают закупать товары из китая, в которых используется более дешевая древесина.

Применяются в основном несколько существующих технологий лесозаготовок. Отличительные черты между ними это различные методики, или способы, трелевки. Способ первый: деревья валят, обрезают сучья, хлысты грузят с помощью спецтехники и вывозят, после пакетируются в пачки. Последние, с лесозаготовки, увозят к дороге, где происходит их погрузка на машины.

Второй способ – это перевозка древесины, которая получена при заготовке леса, то есть при «хлыстовой технологии». Деревья трелюют к дороге, по которой возят лес. Сучья обрезаются.

Третий – это заготавливают лес сортиментами. Валят лес, обрезают сучья и в конце деревья разделяют на хлысты определённого размера.

Процесс лесозаготовки даже при разных методиках выполняется последовательно: валка деревьев, срезание сучьев, удаление коры, трелевка, распиловка, сортировка, штабелировка и последнее по необходимости погрузка и перевозка.

Во время лесозаготовки участок работы делят на три части: участок валки леса, часть леса между валкой и дорогой, а также лесозаготовительный пункт.

При лесозаготовке учитывается, деревья каких пород валят на данном участке. Зная свойства пород, им находят разное применение. Лиственные породы с крепкой древесиной используются шире, чем хвойные. Например, дуб. Древесину дуба используют в производстве мебели, добывают из коры и отходов лесозаготовки дубильные вещества, которые поставляют кожевенной промышленности. Из древесины бука изготавливают мебель, фанеру, паркет. Ивовая древесина употребляется в плетении мебели, кора используется в фармацевтике, медицине. Древесина и отходы тополя для изготовления стружки, спичек и драни. Дрань — важное сырьё в изготовлении целлюлозы и бумаги.

Хвойные породы деревьев, которые добывают на лесозаготовках, имеют некоторые недостатки. Это колкость их и смолистость. Поэтому хвойные породы используют в основном для столярных работ. А общий недостаток у всех пород, используемых на лесозаготовках – большая чувствительность к влаге, разбухание. Учитывая это и то, что большая часть древесины вывозится водным путем, дерево сушат на солнце. Но такая сушка очень долгая, поэтому её производят в специальных сушильных камерах

Компания занимается заготовкой и перевозкой древесины.Согласно лесного кодекса и Правил заполнения сопроводительного документа мы обязаны обеспечить автотранспорт перевозящий древесину сопроводительным документом.Обязаны ли мы:
1. ставить печать ООО на указанный документ.
2. Хранить указанный документ.
3. является ли сопроводительный документ - документом учета древесины.Также еще вопрос. Мы перевозим лесоматериалы на пункт приема древесины из арендованных лесосек - принимаем лес по актам приема- древесины и заносим в журналы. Это лес привезен с нижнего склада и подлежит приему по специальным актам и журналам.Если мы купили лес у других собственников по договорам купли-продажи нужно ли его заносить в указанный журналы учета принятой древесины, отгруженной и переработанной древесины и учета актов. По факту этот лес уже прошел регистрацию на других пунктах приема древесины. Как быть нам.Еще у нас есть пилорамма на которой распиливается лес, но она не оформлена как пункт приема древесины. В регистрации отказывают, так как у нас нет актов ввода в эксплуатацию зданий от 1983 года. Как нам быть в таком случае.

Ответ

Ставить печать организации на сопроводительном документе на транспортировку древесины не обязательно.

Во-первых, Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утв. Постановлением Правительства РФ от , не возлагают на лицо, заполняющее данный документ ставит печать. Однако необходимо указывать подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.

Во-вторых, с 07.04.2015 года вступил в силу , который отменил обязанность использовать круглую печать хозяйственными обществами - см. « ».

Относительно учета древесины, то в Правилах учета, утв. Постановление Правительства РФ от не обозначены документы, относящиеся к документам учета древесины. Однако следует учитывать, что порядок регулирования отношений в сфере оборота древесины на территории субъектов РФ регулируется также региональным законодательством, которое может содержать уточняющие положения.

<…>

«Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины

1. Настоящие Правила устанавливают порядок заполнения , утвержденной (далее - сопроводительный документ).

2. Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

3. Сопроводительный документ заполняется с соблюдением следующих требований:

а) в пункте 1 указывается номер сопроводительного документа;

б) в пункте 2 указывается дата оформления сопроводительного документа;

в) в пункте 3 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

г) в пункте 4 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузоотправителями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

д) в пункте 5 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортировку древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

е) в пункте 6 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузополучателями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

ж) в пункте 7 указывается номер декларации о сделках с древесиной, транспортировка которой осуществляется в соответствии с сопроводительным документом, в случае если совершались сделки с указанной древесиной (заполняется начиная с 1 июля 2015 года);

з) в пункте 8 указывается номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (заполняется при транспортировке древесины автомобильным транспортом);

и) в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или с лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отгрузки древесины;

к) в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии);

л) в пункте 11 указываются видовой (породный) и сортиментный состав, объем древесины по сортиментам. При транспортировке маркируемой древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) указывается их количество (штук) по сортиментам;

м) в пункте 12 указываются фамилия, имя, отчество, должность, подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.*

4. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Белоруссия и Республики Казахстан - членов Таможенного союза, которые осуществляют транспортировку древесины по территории Таможенного союза, в пунктах 3-6 сопроводительного документа вместо сведений об идентификационном номере налогоплательщика указываются:

учетный номер плательщика - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Белоруссия;

регистрационный номер налогоплательщика, или бизнес-идентификационный номер, или индивидуальный идентификационный номер - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Казахстан».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.