Автономная некоммерческая организация на усн доходы расходы. Некоммерческие организации: можно ли перейти на УСН. Упрощенное налогообложение в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения. Но есть особенности, которые свойственны только НКО. Это , , а также . Подробно – в этой рекомендации.

Условия применения упрощенки в НКО

Некоммерческим организациям дают более мягкие условия для применения упрощенки. НКО может применять спецрежим на общих основаниях и на тех же условиях . Но два ограничения для них не действуют.

Ограничения по доле участия в 25 процентов нет . НКО может применять упрощенку, даже когда доля участия в ней другой организации более 25 процентов. Об этом прямо сказано в абзаце 3 подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Стоимость собственных основных средств может превышать 100 млн руб. Это касается только тех объектов, которые в предпринимательской деятельности не используют. То есть основных средств, которые НКО не амортизирует. По амортизируемому имуществу ограничение в 100 млн руб. учитывать нужно.

Такой вывод следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 27 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/40169.

Как учитывать доходы и расходы в НКО

Такие правила установлены разделом VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352.


Вернуться назад на

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

1. уплаты налога на прибыль организаций,

2. налога на имущество организаций,

3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

А) при выборе объекта налогообложения «Доходы» - 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» - 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% - минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);

2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей.

Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);

2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);

3. организация не имеет филиалов;

4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей;

5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

Упрощенная система налогообложения в НКО. Складывается впечатление, что у всех разное мнение на этот счет. Начнем с того, что для начала надо разделить его, на несколько главных вопросов, и каждый имеет свой ответ.

Законно ли применение УСН в НКО.

Ответ да, законно. Любая форма НКО имеет право применять Упрощенную систему налогообложения (УСН). Как УСН 6% (доходы), так и УСН 15% (доходы, за вычетом расходов). НКО является юридическим лицом, подчиняется налоговому кодексу и применяет стандартные правила при ведении учета на УСН.

Есть конечно и исключения: Инвестиционным фондам и Адвокатским образованиям (Адвокатский кабинет, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро), напрямую запрещено применение УСН согласно Налоговому кодексу статье 346.12.

Только вот в чем загвоздка, 90% "обычных" бухгалтеров не знают эти правила, т.к. в коммерческих организациях они почти никогда не возникают. Вот именно из-за этого НКО на УСН, сталкиваются с проблемами применяя УСН, а знать их надо.

Вот теперь перейдем к главному вопросу.

Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Начнем с развенчания мифов, которые приписывают УСН вообще и УСН в НКО в частности. И потом подробно разберем каждый из ответов.


  • Перейдя на УСН вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

  • Если в некоммерческой организации нет выручки, УСН не сдается нулевая!

  • В НКО, в большинстве случаев УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:

  • Количество предоставляемых отчетов в течение года, уменьшается с 41 до 34.

  • Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

  • Заработные платы более 50т.р. в месяц, при выполнении условий статьи НК ст. 427 НК РФ п.1 пп 7,8

  • Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

Важно. Многие переходят на УСН, т.к. панически боятся НДС. Сразу замечу, что некоммерческие взносы и пожертвования не облагаются НДС и НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ. Раздел расчета налога у этих декларациях будут пустыми. И главное, есть альтернатива. Согласно 145 статье НК, если ваша выручка была менее 2млн рублей, за последние три месяца, вы имеете право, добровольно отказаться от обязанностей плательщика НДС. Т.е. фактически будете сдавать только декларацию по налогу на прибыль, а ваша выручка, так же как и на УСН, не облагается НДС. Тоже считаете доходы, за вычетом расходов, и никакого минимального налога от выручки в размере 1%. А так как цель НКО не получение прибыли, можете всегда работать в убыток, без уплаты налогов в бюджет вообще.

Практический совет: чтобы не раздражать автоматические выборки ИФНС, старайтесь начислить несколько рублей налога на прибыль к уплате, и все таки не показывать убытки.

Какой форме НКО, УСН действительно необходима.Когда УСН действительно выгодна.

Перечислю ситуации, когда УСН есть смысл применять.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000р ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в "заморозку" понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с фнс и фондами, по вопросам все ли отчеты отправленные почтой дошли. Даже если сдавать отчеты в живую, это не гарантия их принятия. В окне ставят штамп получено, если в отчете была допущена ошибка, его позже проверяти не примут. Вы об этом скорее всего узнаете в виде штрафа.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности приносящей доход с выручкой более 2 млн в месяц. При этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и уплатив от выручки 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% расходов или более 50т.р. Некоммерческая организация, применяя УСН 15%, в определенных видах деятельности получает льготу по страховым взносам за сотрудников.Основные направления это деятельность в области науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соц.обслуживания, благотворительной деятельности. Даже если возникает деятельность приносящая доход, экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%. Важно сказать, что 70% НКО работаю без зарплат. Основаные для этого причины, это отдельная статья "Зарплаты в НКО".

Переход на УСН для НКО.

Действующие НКО могут подать заявление в ИФНС на применение УСН с октября по декабрь. И на следующий год, будут применять УСН.

С новыми НКО есть особенность. Обычно заявление на применение УСН подаётся в составе пакета документов на регистрацию организации. Но Минюст это заявление почти всегда не принимает. Необходимо подать отдельно в свою ФНС заявление на применение УСН, в течение 30 дней с даты регистрации в ФНС. Важно, не с даты получения документов в Минюсте, а именно с даты регистрации в ФНС. Т.к. получить в Минюсте документы может получиться только на 20-30 день. В итоге замешкаться и не успеть.

Фактически, необходимо следить за ЕГРЮЛ. Как только там появились, изготавливайте печать и подавайте заявление на УСН, еще до получения оригиналов уставных документов в Минюсте.


Переход на ОСНО с УСН в любое время.

Бывае так, что НКО применяет УСН 6% и не ведет деятельность приносящей доход. Но в течении года по незнанию, неожиданно или случайно, в организацию поступает выручка и надо заплатить с нее 6% о которых не думали. Опишу классическую ошибку.

Некоммерческую организацию просят выполнить социальный проект. Руководство не вникает в суть и заполняет все необходимые документы для получения денег, формируя смету на целевое финансирование, т.е. без налогов. Но после получения денег увидев основание платежа или после выполнения проекта, когда плательщик требует акт оказанных услуг, понимает. НКО оказало платную социальную услугу, и с нее надо еще заплатить 6%, но в смете этих денег небыло, изменить смету у гос.заказчика невозможно, не отчитаться и провалить проект нельзя. Получается, что проект выполнен без прибыли, а налоги 6% надо заплатить сверху из собственных средств, кошмар.

Но шанс изменить ситуацию есть. Можно нарушить условие применения УСН и "сбросить" НКО на ОСНО в текущем квартале. Самый простой способ, открыть филиал.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ
  3. С этого квартала у Вас ОСНО
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю.
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС

Условий применения УСН несколько, можете посмотреть их все в налоговом кодексе п. 3 ст.346.12 НК. При нарушении любого из них, вы теряете право на УСН в текущем квартале. Думаю принцип понятен.

Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Выбытие ОС

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Продажа ОС

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

01, 10, 50, 51, 52

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств

Выручка от реализации товаров, оказания услуг

Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям

Отражаются расходы, связанные с предпринимательством

Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве

Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП

Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве

Формирование результатов от предпринимательства

Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров

Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты

Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90

Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Покупка-реализация ценных бумаг

Приобретение ценных бумаг.

С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:

Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная)

Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг

Проданы ценные бумаги

Списана учетная стоимость ценных бумаг

Формирование результатов от операций с ценными бумагами

Выявлена прибыль (убыток)

Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности)

С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций» .

Итоги

Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.

"Российский налоговый курьер", N 12, 2003

Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников - организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

Благотворительные и другие фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

Профсоюзы

Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

Ассоциации коммерческих организаций

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

  1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  5. российские и иностранные граждане.

Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций - членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

Политическая партия

Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".

Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

Бюджетное учреждение

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

Другие ограничения для перехода на УСН

Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

С.Б.Пахалуева

Советник налоговой службы РФ

Управление

налогообложения малого бизнеса