Что представляет собой хохломская роспись. Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров. Коллективная работа. "Хохломской букет"

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.

Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».

Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.

Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.

Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

Доклад Деревянное золото

Деревянное золото – издавна этим термином начали называть деревянную посуду с хохломской росписью.

Хохлома или хохломская роспись впервые появилась в 17 веке в русском селе с одноименным названием Хохлома в нынешней Нижегородской области. По праву заслуживает роль самобытного русского ремесла.

Особенностью росписи является цветовая гамма, используются лишь несколько цветов, а именно красный, зелёный, золото, в дополнение используют оранжевый и немного голубого, последние 2 цвета встречаются гораздо реже. Яркими сочными цветами расписывают деревянную посуду, сувениры и мебель. Предварительно заготовки покрывают черной краской. Несмотря на темный фон роспись выглядит очень насыщенно и величественно.

К традиционным элементам росписи относятся: красные ягоды рябины и земляники, их элегантно и нежно окутывают золотые ветки, листья и цветы, нередко можно встретить животные мотивы.

Издавна каждая заготовка под роспись изготавливалась мастером вручную этот способ является традиционным. Сейчас осталось немного мастеров, которые проходят весь процесс создания шедевра вручную. Производство в основном поставлено на конвейер, но при этом было сохранено основные этапы изготовления шедевров, такие как грунтовка деревянной заготовки, роспись, покрытие специальным лаком и длительная сушка в печи. Как и в давние времена посуда с этой росписью очень ценится, издавна её преподносили в дар самым близким и дорогим гостям.

Хохлому хоть и называют деревянным золотом, но непосредственно к нему, как к драгоценному металлу она не имеет никого отношения, при росписи не используется золото. А желтоватый отлив дает специальный лак на основе олифы которым покрывается деревянная посуда. Хохлому прозвали деревянным золотом по той причине, что при росписи золотой цвет краски используется гораздо чаще остальных.

Деревянное золото ценят за неописуемую красоту, но также её ценят за долговечное лаковые покрытие, благодаря ему посудой пользуются долгое время в быту, и она не теряет свой привлекательный внешний вид.

Хохломская роспись популярна не только на родине, но и за рубежом. Иностранцы в обязательном порядке увозят ложки, тарелки бокалы с этой знаменитой росписью, иногда можно встретить хохлому в качестве декорирования одежды, дома и даже различных чехлов для смартфонов. Роспись стала неотъемлемой частью русской культуры.

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.

В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».

«Хохломской росписи» - 100 лет

В 2016 году исполняется 100 лет со дня создания Георгием Петровичем Матвеевым школы хохломской росписи в Семенове — в настоящее время это предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» .

Хохломская роспись — это самобытный русский народный промысел, который вот уже более ста лет не перестает удивлять мир своей красотой. С XVII века в деревнях Нижегородского Заволжья занимались хохломской росписью, получившей свое название от торгового села Хохлома .

Уникальность промысла — в его оригинальной технологии закаливания деревянной посуды в печи и получении золотистого цвета без применения драгоценного металла, а также в его орнаменте.

Изначально хохломская посуда изготавливалась только при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской, дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так, в XIX веке хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии, а после Всемирной выставки 1889 г. в Париже и без того высокий экспорт хохломских изделий резко увеличился.

В 1916 году в Семенове Нижегородское земство открыло Школу художественной обработки дерева, которую возглавил талантливый педагог и художник Георгий Петрович Матвеев .

В основе художественной росписи были заложены традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века.

На базе школы была организована кооперативная артель «Кустарь-художник» , впоследствии переросшая в производственное объединение «Хохломская роспись» .

В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственного объединения, в настоящее время это предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись», крупнейшее в России.

С середины 1960-х годов и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы, сплотившей вокруг себя около тысячи как давно признанных, так и совсем еще молодых мастеров старинного искусства.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши.

Затем их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После этого пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Изделия становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево превращается в «золото».

Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичными и безопасными в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международным зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись» .

В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий.

Значительные достижения в развитии промысла и работы коллектива неоднократно удостаивались высокой оценки. В 1981 году за заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства предприятие было награждено орденом «Знак Почета» . В 1999 году, к празднованию 1000-летия русской расписной ложки , на территории предприятия «Хохломская роспись» был открыт памятник «Семёну Ложкарю» . Его автором стала выпускница Нижегородского художественного училища Елена Коржова .

Семён-Ложкарь — это собирательный образ крестьянина-ремесленника, человека труда, с именем Семёна-Ложкаря местная легенда связывает основание города Семёнова — столицы Золотой Хохломы.

Каждый год к международному фестивалю «Золотая Хохлома» семеновские ремесленники изготавливают уникальный символ. Символом фестиваля в разные годы были: ложка длиной более 2,5 метров, гигантская чаша, жар-птица, необычные матрешки, хохломские стол-великан и стул-гигант. Все эти символы можно увидеть в музеях города Семенова.

Символом XIII-го международного фестиваля «Золотая Хохлома-2016» стало панно с изображением птицы.

Один из элементов панно — это скиты XVI-го века , другой — период образования города Семенова в 1779 году, еще один — образование школы художественного мастерства в 1916 году, и, наконец, наша современность — 2016 год.

С первых лет существования и по сей день в городе Семенове чтят народные хохломские традиции, разрабатывают новые виды росписи, совершенствуют формы токарных изделий.
Сохраняя уникальность учебного процесса, особенности методики преподавания, семёновские мастера передают секреты народного ремесла от мастера к ученику, от профессионалов — начинающим художникам.

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок.

Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности.


Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

Хохломские орнаменты

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка - имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник - чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.