Подводные лодки америки. Американская апл, которую стоит бояться. Подводные лодки ВМС Китая

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании . В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

Когда говорят о потенциале наших вооружённых сил, надо исходить из того, как он соотносится с потенциалом вероятного противника. Иначе разговор теряет смысл.
А особую роль здесь играет военно-морской флот и атомные подводные лодки.

Не так давно американский президент Дональд Трамп заявил, что подводный флот США может уничтожить Россию. Действительно ли субмарины под звездно-полосатым флагом настолько грозное оружие или глава Белого дома блефует?

Равных нет

На данный момент военно-морской флот США – лидер как по количеству, так и по боевым возможностям подводных лодок и располагает 74 субмаринами 4-х классов. Три класса многоцелевых подлодок – «Вирджиния», «Сивулф» и «Лос-Анжелес» – отвечают за обнаружение и уничтожение вражеских судов, а также поддержку операций морского десанта. Подлодки класса «Огайо» относятся к оружию стратегического сдерживания и предназначены для нанесения ракетных ударов по важнейшим военно-промышленным объектам противника.

Главной ударной силой подводного флота США являются 15 лодок класса «Вирджиния» – более продвинутая и экономичная альтернатива «Сивулф». Они выполняют те же оперативные задачи что и лодки класса «Лос-Анжелес», однако имеют дополнительные преимущества, к примеру, способность эффективно работать в прибрежных водах, что используется для сбора разведданных и проведения спецопераций. Важно отметить, что все американские подлодки имеют атомные двигатели, что заметно повышает их автономность (у российского ВМФ почти половина субмарин – дизель-электрические).

Сегодня американские субмарины способны самостоятельно производить пресную воду и кислород, а запасов еды им обычно хватает на 90-100 дней плавания. Комментируя спуск на воду подлодки «Гавайи» (класса «Вирджиния»), министр ВМС США Дональд Винтер отметил, что «дальность плавания, маневренность и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Вне конкуренции

Примерно треть американских подводных лодок постоянно находится в море: либо ведут патрулирование, либо проводят учение. В случае необходимости все они могут приступить к выполнению боевой задачи в любой части мирового океана, что безусловно является преимуществом на фоне конкурентов. Западные военные аналитики считают, что в отличие от американских подлодок большая часть из находящихся на плаву российских субмарин будет дислоцироваться ближе к родным берегам.

Американские подлодки обладают более высоким ядерным потенциалом, чем российские: 24 межконтинентальные ракеты «Трайдент» установленные на «Огайо» против 16 МБР «Булава» на «Бореях». Кроме того, дальность полета «Трайдент» на пару тысяч километров дальше, чем у «Булавы», при этом мощность американской ракеты примерно в 1,7 раз выше российской. Впрочем, как заметил заместитель директора Центра международной безопасности при Атлантическом совете Магнус Норденман, в последнее время подводный флот США и НАТО не фокусировался на противолодочных операциях, что заметно ухудшило навыки в этой области. Но если преимущество американских субмарин перед российскими не столь критично, то китайский подводный флот конкурировать с американским пока еще не может. Эксперты уверены, если американское командование задействует подводные суда, к примеру, в спорной акватории Южно-китайского моря, то перевес США здесь будет более чем очевиден.

Главный научный сотрудник японского Института международных отношений Тетсуо Котани отмечает, что американская подводная лодка с управляемыми ракетами может ускользнуть от китайских гидролокаторов и спокойно приблизиться к берегам Поднебесной. Достаточно будет одного 170-метрового «Мичигана», несущего 154 крылатые ракеты, чтобы уничтожить взлетно-посадочные полосы ближайших китайских аэродромов. Идеальное оружие Оборонная промышленность США находится в процессе постоянного перевооружения своего подводного флота.

В частности, Пентагон разрабатывает новые технологии по отслеживанию и поражению подлодок противника с использованием беспилотных подводных аппаратов. Инженеры планируют оснастить их наиболее сложными и чувствительными сенсорными системами, у которых нет аналогов. Министерство обороны США намерено вложить свыше 8 млрд. долларов в модернизацию субмарин, в первую очередь, в IV и V серии подводных лодок класса «Вирджиния», каждую из которых предполагают вооружить 40 «Томагавками», а также оснастить современной электроникой. Разрабатываемые подлодки будут обеспечены атомным двигателем с ядерным реактором, срок службы которого рассчитан на 30 лет. Новый почти бесшумный двигатель (уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием) позволит двигаться лодке даже по относительному мелководью. Модернизированные «Вирджинии», согласно концепции Пентагона, должны стать идеальными «шпионами» и «убийцами».

Подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Эта субмарина отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50 581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру Flasher не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Подлодки типа Gato (в переводе с английского - «кошачья акула») являются самыми многочисленными субмаринами военно-морского флота США времён Второй мировой: в войне приняли участие все 73 построенные лодки. К этому типу принадлежит и самая удачливая американская субмарина «Flasher» (SS-249), имеющая тоннаж потопленных судов 100 231 брт (по подсчётам Комитета по оценке армии и флота, JANAC).

Технические характеристики

Подводные лодки типа Gato имели конструкцию, состоявшую из двух корпусов. Внутренний корпус обладал высокой прочностью, а лёгкий внешний дополнялся надстройкой и палубой, имевшей позади и впереди мостика усиленную конструкцию с расчётом на установку пушек.

Внутренний корпус лодки диаметром в 4,9 м и толщиной стенки в 14,3 мм в горизонтальной плоскости разделялся водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, каждый из которых делился на верхнюю и нижнюю секции. Девятым отсеком считалась боевая рубка, закреплённая поверх корпуса и сообщавшаяся с ним через входной люк.

Между корпусами располагались балластные цистерны, предназначенные для обеспечения погружения и всплытия подлодки и объединённые в четыре группы, имевшие различное назначение.

Цистерны обеспечивали погружение лодки на глубину до 90 м. Интересной особенностью цистерн главного балласта являлась возможность их продувки от внешнего источника - спасательного судна.


«Flasher» в надводном положении у Атлантического побережья США, 4 ноября 1943 года.
navsource.org

Экипаж и его размещение

В состав штатного экипажа субмарины входили 6 офицеров (капитан, старший помощник, лейтенант и 3 младших офицера), 5 старших унтер-офицеров и 49 матросов. Максимальная возможная численность экипажа достигала 85 человек. Офицеры проживали в четырёх каютах, расположенных в верхней секции носового аккумуляторного отсека (капитан, старший помощник и лейтенант - в одноместных каютах, младшие офицеры в трёхместной каюте), старшие унтер-офицеры - там же в пятиместной каюте. Спальные места матросов располагались в трёх отсеках: 10 (по другим данным 14) мест - в носовом торпедном отсеке, 36 - в кормовом аккумуляторном отделении, 15 - в кормовом торпедном отделении. В нормальных условиях на лодке имелся избыток спальных мест (несбыточная мечта для подводников других флотов!), и лишь при максимальной численности экипажа койки занимали в две смены. Такие условия проживания были обусловлены длительным сроком патрулирования, которое должны были вести субмарины (по проекту - до 75 суток).

Кондиционирование и регенерация воздуха в отсеках

Одной из главных проблем обеспечения жизнедеятельности подлодки является поддержание на её борту состава воздуха, пригодного для дыхания. Для этого необходимо:

  • поддержание уровня кислорода (при падении его уровня ниже минимально допустимого наступает удушье);
  • поддержание уровня двуокиси углерода (при превышении допустимого уровня воздух становится непригодным для дыхания);
  • контроль влажности и температуры воздуха для снижения расхода кислорода и замедления выделения углекислого газа.

* - применяется для расчётов на длительное пребывание лодок под водой

На подлодках времён Второй мировой войны применялась раздельная система регенерации, состоявшая из баллонов с кислородом и средствами очистки воздуха от двуокиси углерода, к последним относились регенерационные патроны, использовавшие электрические машинки для прососа воздуха. Кроме того, применялась система, принцип действия которой основывался на способности регенерационных установок поглощать двуокись углерода и пары из воздуха, одновременно выделяя кислород. В отличие от раздельной системы, обеспечивавшей нахождение под водой малых подлодок до 48 часов, а больших до 72 часов, регенерационные установки не потребляли энергии, работали бесшумно и могли обеспечить пребывание корабля под водой на срок до 15 суток.

На подлодках типа Gato для очистки воздуха от двуокиси углерода использовались 37 контейнеров с углекислотным абсорбентом, которые равномерно распределялись по жилым помещениям. При достижении четырёхпроцентного уровня концентрации СО2 контейнер предписывалось вскрыть и рассыпать абсорбент равномерным слоем по четырём койкам, что должно было ускорить поглощение вредного газа.

Для поддержания концентрации кислорода на уровне 17% в отсеках имелось 11 кислородных баллонов: по два в торпедных отсеках и по одному во всех остальных, включая боевую рубку.


«Flasher» в Пёрл-Харборе, апрель 1945 года. Хорошо видна эмблема лодки и спаренная 20-мм зенитная установка.
navsource.org

Энергетическая установка

Дизель-электрическая установка подлодки Flasher состояла из четырёх дизелей General Motors мощностью 5400 л.с. и электродвигателей General Electric мощностью 2740 л.с. Максимальная скорость лодки в надводном положении составляла 20,25 узла, в подводном положении - 8,75 узла. Максимальная дальность плавания в надводном положении составляла 11 800 миль при скорости 10 узлов, в подводном положении - 100 миль при скорости 3 узла.

Вооружение

Основным вооружением субмарины являлись десять торпедных аппаратов калибра 533 мм: шесть носовых и четыре кормовых. Боекомплект состоял из 24 торпед: 10 в аппаратах, 10 запасных торпед в носовом торпедном отсеке, 4 торпеды в кормовом торпедном отсеке. В ходе войны американцы использовали два типа торпед: парогазовую Мk14 и электрическую Мk18, созданную на базе трофейной немецкой торпеды G7.

Формально Мk14 обладала лучшими техническими характеристиками по сравнению с Мk18, но оставляла за собой след на воде и, несмотря на многочисленные переделки, имела невысокую надёжность. Так, в ходе испытаний 1943 года из десяти торпед, сброшенных с высоты 27 м на стальную плиту, на семи не сработали взрыватели. Эксплуатация выявила ряд недостатков и у Мk18:

  • воспламенение водорода, выделяемого аккумуляторами;
  • замедление хода торпед при снижении температуры аккумуляторных батарей в холодной забортной воде;
  • слабое хвостовое оперение.

После доработки торпеды Мk18 стали самыми удачными в американском флоте: за годы Второй мировой войны ими было потоплено 65% от общего числа уничтоженных кораблей противника.

Для управления торпедной стрельбой использовался прибор вычисления курса Torpedo Data Computer Mk.III, позволявший вычислять угол упреждения для любого из десяти торпедных аппаратов в отдельности или для всех сразу.


127-мм орудие с подлодки «Flasher» в экспозиции парка Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).
navsource.org

Артиллерийское вооружение лодки по проекту состояло из одного 76-мм орудия, расположенного на палубе перед рубкой, а также двух 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, которые во время погружения убирались внутрь. Во время войны 76-мм орудие заменили на 127-мм, а пулемёты - на 40-мм орудие Bofors и спаренную 20-мм установку Oerlikon.

Средства визуального и радиотехнического обнаружения

Подводные лодки типа Gato оснащались двумя перископами (малозаметным боевым Type 2 и универсальным Type 3), а также радиолокационными станциями контроля воздушной среды SD (к концу войны заменены на SV) и водного пространства - SJ (с 1944 года заменялись на ST). Интересно, что все американские РЛС кроме SD могли использоваться лодкой, погрузившейся на перископную глубину. Наличие РЛС существенно улучшало возможности субмарин по поиску вражеских конвоев, а также усиливало их безопасность в надводном положении, что было немаловажно во время длительных переходов.

Субмарины типа Gato не обладали выдающимися техническими характеристиками, однако нанесли ощутимый урон японскому военному и гражданскому флоту: в десятке лидеров среди американских субмарин по потопленному тоннажу восемь подлодок этого класса.

История службы

Подлодка «Flasher» (SS-249) была заложена 30 сентября 1942 года на судостроительной верфи Electric Boat Co. в Гротоне, штат Коннектикут, спущена на воду 20 июня 1943 года и вошла в строй 25 сентября 1943 года. Первым её командиром стал лейтенант-коммандер Рубен Торнтон Уитакер.


Почтовая открытка в честь спуска на воду подлодки «Flasher».
navsource.org

За время Второй мировой войны лодка совершила шесть полноценных боевых походов, проведя в море 326 дней, в том числе около 210–240 дней непосредственно в зоне активных боевых действий.

Результаты боевых походов подлодки «Flasher»

Поход

Итого

Продолжительность похода, дней

Потопленные боевые корабли

Водоизмещение потопленных кораблей, т

Потопленные транспорты

Тоннаж потопленных транспортов, брт

Потопленные танкеры

Тоннаж потопленных танкеров, брт

Повреждённые суда

Тоннаж повреждённых судов, брт

нет данных

* - в том числе 34 дня в зоне активных боевых действий

В условиях военного времени сроки боевой подготовки субмарины были весьма сжатыми. Уже в двадцатых числах ноября 1943 года лодка начала переход из Нью-Лондона в зону боевых действий. 15 декабря она прибыла в Пёрл-Харбор, а 6 января 1944 года вышла в свой первый боевой поход.


Боевой флаг подлодки «Flasher».
navsource.org

Первый поход (6 января – 29 февраля 1944 года)

Целью первого боевого похода лодки являлось патрулирование акватории в районе островов Миндоро и Лусон, входящих в состав Филиппинского архипелага. Свой боевой счёт «Flasher» открыл уже 18 января, торпедировав в 140 милях к западу-юго-западу от острова Минамитори судно «Yoshida Maru» тоннажем 2921 брт, использовавшееся японцами в качестве канонерской лодки.

5 февраля, прибыв в район боевого патрулирования, субмарина в 60 милях к западу от Миндоро потопила японской армейский транспорт «Taishin Maru» тоннажем 1723 брт.

14 февраля подлодка одержала двойную победу, торпедировав у острова Лусон армейский транспорт «Minryo Maru» и танкер «Hokuan Maru» (тоннаж - 2193 и 3712 брт соответственно). После окончания патрулирования «Flasher» прибыл на ремонт в австралийский порт Фримантл, который и стал его базой во всех следующих походах.

Второй поход (4 апреля – 28 мая 1944 года)

Целью второго похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море вдоль побережья Французского Индокитая. Интересно, что жертвами подлодки в её втором походе стали суда, ходившие под флагом формально нейтрального Французского государства, более известного как Вишистская Франция. Первой жертвой подлодки стал французский сухогруз «Song Giang Go» тоннажем 1065 брт, который «Flasher» торпедировал 29 апреля в пяти милях от мыса Варелла (судно затонуло на следующий день).

Уничтожив сухогруз, субмарина продолжила движение вдоль побережья и 30 апреля в районе острова Хайнань потопила французскую канонерскую лодку «Tahure», после чего взяла курс на Филиппины. 3 мая в 300 милях к востоку от мыса Варелла она потопила японский транспорт «Teisen Maru» тоннажем 5050 брт, а четырьмя днями позже близ острова Минданао повредила транспорт «Aobasan Maru» тоннажем 8811 брт. Трудно сказать, почему во время второго похода американцы дважды не добили торпедированные суда. Возможно, это произошло из-за нехватки боевого опыта либо в результате действий вражеской противолодочной обороны.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана во время Второй мировой войны.
navsource.org

Третий поход (19 июня – 7 августа 1944 года)

Во время третьего боевого похода «Flasher» вёл патрулирование Южно-Китайского моря в составе «волчьей стаи» совместно с лодками «Angler» (SS-240) и «Crevalle» (SS-291). На первом этапе «Flasher» действовал в одиночку: 28 июня он обнаружил конвой из тринадцати судов к юго-востоку от Сингапура, а 29 июня атаковал его в надводном положении. Американцам удалось потопить транспорт «Niho Maru» тоннажем 6079 брт и повредить танкер «Notoro». Следующей жертвой подлодки стал транспорт «Koto Maru» тоннажем 9557 брт, потопленный в двенадцати милях к северу от мыса Варелла.

Одну из двух своих самых известных атак «Flasher» провёл 19 июля 1944 года, торпедировав японский крейсер «Oi» водоизмещением более 5000 т. Несмотря на известность этого боя, у историков нет единого мнения о месте его проведения. По одним данным, это произошло в 280 милях от мыса Варелла, по другим - в 570 милях от Гонконга на подходе к Маниле. Атаки на крейсер производились в комфортных условиях, так как из-за проблем с машинами «Oi» двигался со скоростью всего 12 узлов. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил четыре торпеды, две из которых попали в левый борт крейсера. Взрывы привели к возгоранию топлива и затоплению водой носовых машинных отделений, корабль получил крен на левый борт и потерял ход.

Сопровождавший крейсер эсминец «Shikinami» попытался атаковать «Flasher», но безрезультатно: субмарина не только не получила повреждений, но и впервые в своей истории решилась на повторную атаку. Спустя два часа после первой атаки подлодка с дистанции 3 км выпустила по крейсеру ещё четыре торпеды. По американским данным, одна из них взорвалась в районе носового машинного отделения левого борта, по японским - все торпеды прошли мимо, а взрыв, оторвавший нос крейсера, произошёл внутри него. Так или иначе, «Oi» затонул спустя два часа, а честь его потопления, бесспорно, принадлежит подлодке «Flasher».


Японский крейсер «Oi».
navsource.org

Совместную атаку субмарины «волчьей стаи» провели в ночь с 25 на 26 июля против японского конвоя к востоку от острова Лусон. Жертвами подлодки Flasher стали танкер «Otorisan Maru» (по другим данным - «Otorijama Maru») тоннажем 5280 брт и транспорт «Tosan Maru» (по другим данным - «Tozan Maru») тоннажем 8666 брт. В своём третьем походе лодка действовала столь активно, что уже 7 августа была вынуждена досрочно вернуться во Фримантл, израсходовав все торпеды.

Четвёртый поход (30 августа – 20 октября 1944 года)

На первом этапе четвёртого боевого похода «Flasher» совместно с подлодками «Hawkbill» (SS-366) и «Becuna» (SS/AGSS-319) спасал американских пилотов, сбитых во время воздушных налётов на Филиппины. Впрочем, это не помешало ему потопить 18 сентября в Манильской бухте японский вспомогательный крейсер «Saigon Maru» водоизмещением 5350 т.

В конце сентября – начале октября лодка действовала в районе острова Лусон, где 27 сентября потопила транспорт «Ural Maru» (тоннаж - 6374 брт) и повредила танкер «Tachibana Maru», а 4 октября потопила транспорт «Taibin Maru» (тоннаж - 6886 брт). После прибытия лодки во Фримантл на ней произошла смена командования: 31 октября капитаном стал лейтенант-коммандер Джордж Уильям Грайдер, ранее служивший старшим помощником на субмарине «Hawkbill».

Пятый поход (15 ноября 1944 – 2 января 1945 года)

Под командованием Грайдера «Flasher», вошедший вместе с «Hawkbill» и «Becuna» в состав новой «волчьей стаи», совершил свой самый удачный поход. Целью похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море к западу от острова Лусон и у побережья Французского Индокитая.

Первой жертвой «стаи» стал конвой из нескольких японских танкеров и эскортных кораблей, обнаруженный подлодкой «Hawkbill» и атакованный подлодкой «Flasher» 4 декабря 1944 года примерно в 275 милях к юго-западу от Манилы. В ходе первой атаки «Flasher» с дистанции 1650 ярдов выпустил четыре торпеды по эсминцу «Kishinami». Судя по рапорту о пятом боевом походе подлодки «Flasher» от 3 января 1945 года, было отмечено два попадания в район машинного отделения японского корабля. По японским данным, вместе с эсминцем погиб его командир и 90 членов экипажа. После удара по эсминцу «Flasher» выпустил две торпеды из кормовых аппаратов по танкеру «Hakko Maru» (в рапорте отмечен сильный пожар на японском судне). Попытки кораблей эскорта обнаружить и атаковать американскую лодку оказались безрезультатными. Переждав, «Flasher» всплыл вечером того же дня и добил горящий танкер торпедой.

Ещё более удачной стала атака, проведённая 22 декабря в 250 милях от побережья Вьетнама. Днём ранее субмарина обнаружила конвой из пяти японских танкеров, шедший в сопровождении эсминца и трёх патрульных кораблей, и после долгого преследования атаковала его из надводного положения в 11 милях к юго-западу от мыса Ба Ланг Ан. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил из носовых аппаратов по три торпеды по головному и второму танкерам, судя по рапорту, добившись двух попаданий в каждый из них. В ходе второй атаки лодка выпустила из кормовых аппаратов четыре торпеды по третьему танкеру, который взорвался и затонул. Проведя атаку, «Flasher» благополучно уклонился от встречи с японским эсминцем: по американским данным, лодка не была обнаружена противником. Жертвами атаки стали танкеры «Omurosan Maru» (9204 брт), «Otowasan Maru» (9204 брт) и «Arita Maru» (10238 брт). 2 января лодка вернулась во Фримантл. В рапорте от 3 января 1945 года боевой дух её экипажа оценивался как «очень высокий» , чистота корабля - как «исключительная» , техническое состояние - как «очень хорошее, за исключением главного двигателя №3» .


Танкер «Otowasan Maru».
navsource.org

Шестой поход (29 января – 3 апреля 1945 года)

Наименее результативным стал шестой и, как оказалось, последний боевой поход лодки, чему в немалой степени способствовало снижение активности японского торгового судоходства, а значит и уменьшение количества потенциальных целей. В ходе патрулирования Южно-Китайского моря «Flasher» 21 февраля расстрелял из палубной артиллерии японское транспортное судно (название, тип и водоизмещение неизвестно), а 25 февраля вблизи острова Хайнань торпедировал транспорт «Koho Maru» (тоннаж - 850 брт). По завершении патрулирования лодка отправилась не во Фримантл, а в Пёрл-Харбор, откуда 7 апреля была отправлена к западному побережью США для капитального ремонта.

Загадка седьмого похода

По одним данным, вернуться в строй до конца войны «Flasher» уже не успел. По другим - 15 августа 1945 года лодка вышла в море, но, достигнув острова Гуам, получила приказ прекратить свой седьмой поход в связи с окончанием войны.


«Flasher» готовится к седьмому боевому походу, 24 июля 1945 года.
navsource.org

По данным, изложенным в официальной истории лодки, 16 марта 1946 года она была списана и включена в состав Атлантического Резервного флота. 1 июня 1959 года её исключили из морского регистра, а 31 мая 1963 года продали на слом.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана после Второй мировой войны.
navsource.org

Американцы посчитали невозможным просто разрезать на металл заслуженный корабль, удостоенный трёх благодарностей президента и награждённый шестью звёздами. Боевая рубка и палубная орудийная установка были отделены от подлодки и установлены в качестве мемориала в парке Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).


Рубка подлодки «Flasher». Фотография 1991 года.
navsource.org

В отличие от систершипов, подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Она отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру «Flasher» не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Источники и литература:

  1. Журнал «Морская коллекция», №6 за 2009 год
  2. U.S.S. FLASHER (SS249) – Report of Fifth War Patrol
  3. navsource.org
  4. pacific.valka.cz

В конце 1930-х в мире ощущалось приближение войны. И в этот раз Америка, безусловно, не могла остаться в стороне. Потому рассмотрим все типы американских подводных лодок, которыми обладали США накануне и в годы войны.


Подводная лодка R-6 (SS-83).


Типы R и «Barracuda» (тип R – 17 шт.; тип Barracuda – 3 шт.: Barracuda, Bass, Bonita)

Два наиболее старых и неудачных типа американских подлодок, они находились в боевом строю до середины 1942 года. Их использовали для патрулирования у Восточного побережья и охраны Панамского канала, а после переклассифицировали в учебные единицы.



Спуск на воду ПЛ S-5. Portsmouth Navy Yard 10.11.1919.


Тип S (тип S – 36 шт.)

Лодки типа S были самыми старыми из американских подводных лодок, принявших непосредственное участие во Второй мировой войне. Они были призваны в «первую линию» не от хорошей жизни, а потому, что не хватало боевых лодок, чтобы закрыть все районы, куда направлялись лодки на патрулирование. В принципе, это были второстепенные направления – Алеутские и Соломоновы острова.

Конструктивно тип S представлял собой развитие типа R периода Первой мировой, чуть увеличенного аналога (900т, 5000 миль дальности) германской подлодки типа VIIA. Лодки разрабатывались для Атлантики с соответствующим радиусом действия.





Американская лодка типа «S» (S-20) в Панамском канале. Фото 1920-х годов.



ПЛ S-1 с бортовым гидросамолетом.


В 1920-е годы морские теоретики многих стран мира размышляли о целесообразности размещения на подводных лодках легких разведывательных аэропланов. Не миновала эта волна и американских подводников. В 1923г. подводная лодка S-1 (SS-105, 1918г. постройки) была оборудована цилиндрическим палубным ангаром. На лодке базировался специальный сборной биплан Martin MS-1. Испытания не выявили каких-либо преимуществ подлодки с гидросамолетом, дальнейшие эксперименты в этом направлении прекратили.


«Argonaut» (Argonaut – 1шт.)

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее – враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным оборудованием U-117. На вновь проектируемой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Argonaut», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.


Подводная лодка «Argonaut».


Для лодки разработали специальный образец мины Mk-10 mod.II, на палубе разместили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164т, лодка оставалась самой крупной в американском флоте до появления атомных субмарин. Вооружение – 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед (для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, – «Tench» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин).



«Argonaut» представляла собой развитие типа «Baracuda» и строилась специально для действий в Тихом океане. Она задумывалась как океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль при генеральном сражении должен был идти впереди линейных сил и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость. Вообще SS-166 получилась самой тихоходной среди всех американских подводных лодок предвоенного периода – 14/8 узлов (вместо 21 планируемого). Чтобы закончить о подводном минзаге, можно отметить, что он выполнил неудачный боевой поход и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её использовали в транспортных операциях. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: V-4, А-1, SM-1, APS-1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года.

Погибла лодка в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Akizuki», «Hamakaze» и «Yukikaze» из состава охранения конвоя, когда попробовала атаковать транспорты. Вероятно, медвежью услугу оказали малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10.01.1943.



ПЛ «Argonaut», окрашенная в светло-серые цвета мирного времени (Standard Navy Gray). В районе мостика едва различима довоенная надпись V4.


Тип «Narwhal» (тип Narwhal – 2 шт.: Narwhal, Nautilus)

Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине SS-167 «Narwhal», вошедшей в строй 15.05.1930. Она лишилась минных труб, зато было добавлено 2 ТА, торпедный запас увеличился до 24 ед., скорость возросла на 3 узла. Всего у американцев было 9 подводных крейсеров, и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Две лодки типа «Narwhal» представляли собой лишь незначительно усовершенствованные модели по сравнению с 4 предшествующими лодками типа V. Как и остальные V-лодки, они были большими, медленными и трудноуправляемыми, хотя имели и несколько улучшенные эксплуатационные качества (17 узлов) при немного возросшем водоизмещении (2915т). Как и у предшествующих лодок, их дизели никогда не достигали объявленной мощности, и корпуса измучили экипажи постоянными протеканиями.





ПЛ «Nautilus» (V-6) с нетрадиционным силуетом – приподнятой палубой в средней части корабля. При своем водоизмещении около 3000т лодка была наибольшей субмариной США вплоть до появления одноименной ядерной лодки в 1954 году.


В годы войны «Narwhal» и «Nauyilus» использовались для самых разных задач. Лодки прошли довооружение, на них добавили по 4 торпедных аппарата. Два дополнительных аппарата разместили в носу, а два – в районе миделя (они были ориентированы назад для стрельбы в корму).

«Narwhal» выполнил 5 боевых патрулирований, потопив 6 вражеских судов. SS-168 «Nautilus» за 5 патрулирований потопил 5 судов. После этого «Nautilus» совместно с S-166 «Argonaut» перевозил морскую пехоту на Макин, а вместе с «Narwhal» высаживал десантную партию на Атту. После этого обе лодки использовались исключительно в специальных транспортных операциях по перевозке грузов филиппинским партизанам. В начале 1945г. обе лодки были выведены в резерв. Всего за годы войны «Narwhal» совершил 15 боевых походов, «Nautilus» – 14.


«Dolphin» (Dolphin – 1 шт.)

Признав очевидную неудачу в проектировании последних 6 подводных лодок, ВМФ США предприняли попытку координально пересмотреть свои установки на проектирование. Первоначально SS-159 «Dolphin» проектировался как очередная лодка типа V (V7), но по мере ухода от «родительского» проекта индекс лодки сменили на D1. При водоизмещении 1560т он был почти вдвое меньше «Narwhal», но нес то же вооружение при примерно таких же скоростных показателях. Меньший по размеру «Dolphin» был гораздо более маневренным и легко управлялся.

Идея проекта в целом была продуктивной, но, к сожалению, на уровне технологий 1930-х годов в США построить лодку средних размеров, не пожертвовав чем-либо существенным в проекте, было невозможно. При создании «Dolphin» конструкторы прежде всего почти вдвое уменьшили радиус действия (9000 миль), пришлось немного ослабить корпус, что уменьшило возможную глубину погружения.




В конце 1930-х годов ПЛ «Dolphin» была окрашена в черный цвет. В годы войны лодка выполнила 3 боевых патрулирования, а после использовалась как учебная. В конце второго боевого похода к берегам Японии на лодке обнаружили серьезную утечку соляра. Во время возвращения ее командир «Маш» Мортон разработал план, как при встрече с противником спасти команду, а потом взорвать лодку вместе с японцами. План этот назвали «deathtrap» (смертельная ловушка), но, к счастью, до его реализации дело не дошло.


Будучи примерно тех же размеров, что и основные лодки военных лет «Gato», «Dolphin» в боевых действиях себя никак не проявил, и после трех безрезультатных походов был переведен в учебные лодки.



ПЛ CI «Cachalot» (SS-170) в немодернизированном виде (как она была спущена на воду).


Тип «Cachalot» (тип Cachalot – 2шт.: Cachalot, Cuttlefish) Лодки SS-170 «Cachalot» (V8, CI) и SS-171 «Cuttlefish» (V9, C2) стали дальнейшей попыткой выпуска малых легких подводных лодок для использования в Тихом океане. При 1170 тонн водоизмещения они оказались меньше, чем лодки класса «Dolphin», и отличались от предшественника во многих параметрах. Конструктивные особенности лодок сделали их более скоростными, правда, за счет радиуса действия. И в конечном итоге по боевым параметрам новые лодки оказались почти эквивалентными предшествующему классу «Dolphin». Очевидно, что их дальность в 12000 миль не позволяла лодке выйти из Перл-Харбора, провести патрулирование у берегов Японии и вернуться назад.

Отличительной особенностью типа С стало широкое использование сварки, особенно в конструкциях прочного корпуса и топливных емкостей. Утечки, особенно из топливных танков, были существенно выше, чем у лодок предыдущих типов. (Например, за 30 дней учебных походов в 1941г. в общей сложности «Narwhal» потеряла 20 тысяч галлонов топлива из-за утечек). Причем, что было еще хуже потерь, за лодкой тянулся заметный след нефтяной пленки, позволявший легко обнаруживать субмарину противолодочной авиации. Хотя, в общем, применение сварки на типе С можно считать вполне целесообразным: она позволила существенно снизить вес при увеличении прочности. А проблему с герметизацией со временем удалось решить.


Учебная ПЛ SS-171 «Cuttlefish». Фото 15.11.1943.





Учебная ПЛ SS-170 «Cachalot». Фото 31.05.1944. При модернизации в бортах добавлены отверстия, чтобы увеличить скорость погружения.


Вторым важным нововведением стала установка на лодках TDC (Torpedo Data Computer). Это был механический аналоговый контроллер, автоматически устанавливающий угол цели, опережение и глубину погружения торпед по данным, переданным с мостика на гироскопы торпед. В этих двух нововведениях американский флот на несколько лет опередил все остальные флоты мира.

Лодки типа С оказались малыми для реального использования в Тихом океане. Совершив три почти безрезультатных боевых похода (один поврежденный танкер) подлодки С были переведены в учебные.


Тип Р (тип Р – 10 шт.: Perch, Permit, Pickerel, Pike, Plunger, Pollack, Pompano, Porpoise, Shark, Tarpon) С началом проектирования в 1933г. лодок типа Р американский подводный флот начал развитие новой линии подводных лодок, которая совершенствуясь от серии к серии (если не брать в расчет двух небольших лодок М) привела сначала к военной серии «Gato» и завершилась в 1951г. лодками типа «Tang». По сравнению с типом С прирост водоизмещения составил 140т, что в итоге привело к водоизмещению 1310т. Они были на 8м длиннее, что составило 92м длины. Скорость возросла до 19 узлов при радиусе 10000 миль.

Подводные лодки этого типа использовались в течение всей войны. С Перл-Харбора и до начала 1944г. их посылали на боевые операции. Четыре из десяти лодок Р были потеряны в ходе боев. Все пережившие войну лодки совершили примерно по 8 боевых походов каждая, и только SS-178 «Permit» выходила на боевое патрулирование 14 раз.



ПЛ SS-172 «Porpoise». Фото 20.07.1944.




Лодка «Stingray» представляет типичную модификацию лодок «Salmon»/«Sargo» 1942 года. Внешние отличия: вырезана площадка на рубке, добавлен SD или S J радар, две дополнительные торпедные трубы на носу.


Тип «Salmon»/«Sargo» (тип Salmon – 4 шт.: Salmon, Seal, Snapper, Stingray; тип Sargo -10 шт.: Sargo, Saury, Sculp in, Seadragon, Sealion, Searaven, Seawolf, Spearfish, Squalus/Sailfish, Sturgeon)

После вполне успешного типа Р американский флот принял решение о коррекции кораблестроительной программы в условиях кризиса. Дополнительно к 6 лодкам типа «Salmon» сразу же были дозаказаны 10 лодок типа «Sargo». Тип «Salmon» представлял собой улучшенный вариант лодок типа Р. Новые лодки были длиннее (94м) и больше (1450т). При этом конструкторам удалось увеличить их скорость хода на 1 узел как на поверхности, так и под водой (20/9 узлов). Удвоенная емкость батарей вдвое увеличила подводную дальность до 85 миль. Для увеличения наступательной мощи лодки «Salmon» оснащались парой дополнительных торпедных аппаратов (на родительском типе Р в последующем тоже установили два торпедных аппарата вне прочного корпуса). Запас торпед составлял 24 торпеды. При модернизации на SS-186 «Stingray» установили 2 внешних торпедных аппарата, доведя общее число аппаратов до 10 – число, которое Локвуд и его сторонники считали минимально необходимым для современной ПЛ.

Вполне удачный во многих отношениях тип «Salmon», однако, страдал одной роковой конструкторской недоработкой. Вентиляционный люк, через который осуществлялась подача воздуха к работающим дизелям, закрывался недостаточно надежно. Инциденты с этой автоматикой случались на SS-185 «Snapper» и SS-187 «Sturgeon», но должным образом сработала индикация на центральном посту. А вот «Squalus» затонул (история его описана выше), погибло 23 человека. Этот дефект был, в принципе, легко устраним, но репутация подлодок типа «Salmon» была подорвана. Несмотря на свою непопулярность в среде моряков, лодки этого типа активно использовались в годы войны. Как и лодки типа Р, большинство из них совершило не более 8 боевых походов. Исключение представляет лодка «Stingray», выполнившая 16 боевых походов – лидер среди субмарин США.


ПЛ «Sculpin», которая уже упоминалась в истории о гибели лодки «Squalus». Снимок 1.05.1943., до гибели лодки еще 6,5 месяцев.





ПЛ SS-182 «Salmon». Фото 1938г.


Тип «Tambor» (тип Tambor – 12 шт.: Gar, Grampus, Grayback, Grayling, Grenadier, Gudgeon, Tambor, Toutog, Thresher, Triton, Trout, Tuna)

Лодки типа T стали следующим логическим шагом в эволюции американских субмарин. 12 лодок типа «Tambor» имели увеличенную ударную силу (10 торпедных аппаратов), хотя и сохранили особенности конструкции лодок типа «Salmon». Таким образом, они представляли собой давно ожидаемые флотом лодки. Субмарины были достаточно дальнодействующими, чтобы достичь берегов Японии, и достаточно сильными, чтобы нанести на таком удалении противнику весомый урон. Оборудованные TDC, эти лодки могли успешно взаимодействовать с надводными силами. Но… Принимая на вооружение эти лодки, руководство подводными силами вынуждено было согласиться и на производство двух явно неудачных, не укладывающихся в стратегическую концепцию применения, малых подводных лодок М. В декабре 1941- го об этой уступке немало пожалели, поскольку лодок с большим радиусом действия явно не хватало.





ПЛ «Gar» выходит из Перл-Харбора 31.05.1944. в свое 12 боевое патрулирование. Лодка вооружена 5"/25са1 орудием.



ПЛ SS-201 «Triton» сфотографирована на выходе из Датч- Харбора в мае 1942 года.


«Tambor» стали последними подводными лодками, принятыми на вооружение до начала войны. С началом боевых действий они представляли основную ударную силу, пока с конца 1942г. их не стали теснить новые субмарины типа «Gato». Тем не менее лодки Т продолжали служить в первой линии до конца 1944г., после чего были переведены в учебные центры и на второстепенные направления. Из 12 лодок типа Т погибло 7. Лодка SS-199 «Toutog» лидирует по числу потопленных кораблей и судов.


Тип М (тип М – 2 шт.: Mackerel, Martin) В известной книге Д.Инрайта говорится: «Обучение в море проводилось на борту американских подлодок – «Mackerel» (SS-204) или «Marlin» (SS-205). Это были новые малые подводные лодки ВМС США с самым современным оборудованием. Их радиус действия не позволял использовать лодки в боевых походах в Тихом океане, но зато они вполне подходили для обучения и тренировок. Учения проводились в проливе Лонг-Айленд. Эсминцы, базирующиеся в Ньюпорте, служили «целями».


Типы «Gato», «Balao» и «Tanch» (тип Gato – 54 шт.: Albacore, Amberjack, Angler, Barb, Bashaw, Blackfish, Bluefish, Bluegill, Bonefish, Bream, Cavalla, Cero, Cobia, Cock, Cod, Corvina, Croaker, Dace, Dorado, Drum, Finback, Flasher, Flier, Flounder, Flying Fish, Gabilan, Gato, Greenling, Grouper, Growler, Grunion, Guardfish, Gunnel, Gurnard, Haddo, Haddock, Hake, Halibut, Harder, Herring, Hoe, Jack, Kingfish, Lapon, Mingo, Muskallunge, Paddle, Pargo, Peto, Pogy, Pompon, Puffer, Rasher, Raton, Ray, Redfin, Robalo, Rock, Runner, Sawfish, Scamp, Scorpion, Shad, Silversides, Snook, Steelhead, Sunfish, Tinosa, Trigger, Tullibee, Tunny, Wahoo, Whale

тип Balao – 120 шт.: Archerfish, Aspro, Atule, Balao, Bang, Barbero, Batfish, Baya, Becuna, Bergall, Besugo, Billfish, Blackfin, Blenny, Blower, Blueback, Boardfish, Bowfin, Brill, Bugara, Bumper, Burrfisli, Caberon, Cabrilla, Caiman, Capelin, Capitaine, Carbonero, Carp, Catfish, Charr, Chivo, Chopper, Chub, Clamagore, Cobbler, Cochino, Corporal, Crevalle, Cubera, Cusk, Dentuda, Devilfish, Diodon, Dogfish, Dragonet, Entemedor, Greenfislt, Guavina, Guitarro, Hackleback, Halfbeak, Hammerhead, Hardhead, Hawkbill, Icefish, Jallao, Kraken, Lamprey, Lancetfish, Ling, Lionfish, Lizardfish, Loggerfish, Macabi, Manta, Mapiro, Menhaden, Mero, Moray, Pampanito, Parche, Perch, Picuda, Pintado, Pipefish, Piper, Piranha, Plaice, Pomfret, Queenfish, Quillback, Redfish, Roncador, Rouquil, Rozorback, Sabolo, Sablefish, Sandlance, Scabbardfish, Seacat, Seadevil, Seadog, Seafox, Seahorse, Sealion, Sea Owl, Sea Peacher, Sea Robin, Segundo, Sennet, Skate, Spadefisli, Cutlass, Diablo, Irex, Medregal, Odax, Pomodon, Quillback, requin, Runner, Sea Leopard, Sirago, Spinax, Tench, Thornback, Tirante, Того, Torsk, Trutta)



ПЛ SS-212 «Gato», давшая название целому типу. Фото 29.11.1944.







ПЛ «Barb» 20 июня 1942 года. Лодки, построенные Electric Boat Co., отличались формой и расположением отверстий в легком корпусе.



ПЛ «Scabbardfish» – типичная лодка типа «Gato» поздних серий выпуска. Выход в первый боевой поход 30.05.1944.



Лодка SS-249 «Flasher», лидер no потопленному тоннажу в американском подводном флоте. Фото 4.11.1943.




Первой лодкой типа «Gato» стала подлодка SS-228 «Drum», принятая в состав ВМФ 1.11.1941, но в момент нападения на Перл-Хар- бор только «Gato» считалась боеготовой. Она стала первой из 73 подводных лодок этого типа, заказанных в 1940г. и ставших основными лодками США в разразившейся войне. После нападения на Перл-Харбор было заказано еще 132 лодки близкого типа «Balao».

«Gato» стала увеличенной версией предпоследней серии «Tambor». Эти лодки были на 350т больше (1825т) и на 1,2м длиннее (92м). Большая часть избыточного веса приходилась на усовершенствованные дизели и аккумуляторные батареи. Остальные изменения коснулись вопросов обитаемости (например, были увеличены танки для пресной воды).

Тип «Balao» был очень близок к «Gato» и иногда не рассматривался как отдельный тип. Основных отличий было два: во-первых, ряд корпусных элементов сделали более технологичными для серийного производства, во-вторых, силовые элементы корпуса перепроектировали под более значительное давление, что позволяло лодке погружаться на 100 футов глубже, итого – 400 футов. Эти лодки были очень популярны и не раз доказывали свою высокую живучесть.

«Gato» вынесли на себе всю тяжесть войны с 1942г. и до ее конца. Из 73 принятых в состав ВМФ лодок одна (SS-248 «Dorado») потоплена в Карибском море американским самолетом по пути к Панамскому каналу и 18 были потеряны в Тихом океане в результате противодействия противника. Наиболее известными лодками, имена которых прославились в годы войны, были ПЛ типа «Gato» – SS-249 «Flasher» (лодка, лидирующая по потопленному тоннажу), SS-220 «Barb», SS-215 «Growler», SS-236 «Silversides», SS-237 «Trigger», SS-238 «Wahoo» и многие другие, которым не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в группу лидеров.



На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.


Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.


Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.


Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны


Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.


Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B.



Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.

Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.

Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США - стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в . Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.

Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.

Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.

Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.

Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок - «Трафальгардами».

Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976-1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.

Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.

Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.

Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.

Стоит отметить, что представленные нами графики - далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.