Преференции по 44 фз статья. Аналитика аналитические обзоры. Исключения из правил

В целях наибольшего благоприятствования деятельности организаций и предприятий определенного типа, государство иногда предоставляет им ряд специальных преимуществ или льгот - преференций. Такие преимущества могут предусматриваться не только в сфере производства или налогообложения, но и при проведении закупок для госнужд. Хотя в законе о контрактной системе (ФЗ-44) само определение преференций не используется, он содержит ряд норм, благодаря которым некоторым участникам закупочных процедур положено отдавать предпочтение при заключении контрактов. ФЗ-44 устанавливает преференции для следующих категорий участников размещения заказа:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям (СОНКО) (ст. 29);
  • малым предприятиям (СМП) (ст.

Школа закупок

Материалы по теме Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ Ограничения устанавливаются на допуск: При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран - членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%. Пример. В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта - 800 тыс.


руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей. Материалы по теме Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Преференции по 44-фз: что это такое

Но контракт с ним будет заключен по цене 76,5 рубля. Исключения из правил Приказ МЭР 155 не применяется в следующих случаях:

  1. Закупка содержит товары, как включенные в перечень, так и отсутствующие в нем. К примеру, поставка огурцов (код 01.13.32.000 включен в приказ) и баклажанов (код 01.13.33.000 не включен).

Преференции в документации не устанавливаются.

  • Процедура определения поставщика признана не состоявшейся по причине того, что подана только одна заявка, только одна признана соответствующей требованиям, в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение и др. согласно ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83, ч. 8 ст. 89, ст.
  • Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-фз

    Внимание

    Товарные списки часто менялись, относительно некоторых категории товаров принимались отдельные решения. В 2014 году с началом санкционной войны Минэкономразвития издало приказ о целом списке товаров, которые должны при госзакупках иметь 15% преференцию, если они произведены в Таможенном союзе. В 2015 году Минэкономразвития распространило 15% преференции на IT-товары, выставляемые на тендеры для органов государственной власти.

    Относился этот приказ к микросхемам, ноутбукам, разнообразным «вычислительным машинам» и комплектующим. Отдельными решениями осуществлялась поддержка отечественных производителей лекарственных препаратов. Меры по снижению доли импортных товаров и услуг на российском рынке были приняты также в рамках стратегии импортозамещения.

    Преференции по закону 44-фз

    Теперь на конкурсах все российские товары и услуги будут считаться на 15% дешевле той цены, которая указана в заявке. В случае прохождения заявки, контракт подписывается по ее изначальной цене, без учета 15% дисконта. Если в конкурсе победит поставщик импортного товара, то контракт будет подписан по цене ниже заявочной на 15%.

    Эти преференции распространяются также на поставщиков из стран ЕАЭС. Чем регламентируются госзакупки? Поддержка отечественным производителям – в виде законов, приказов отдельных министерств или постановлений правительства – оказывается уже достаточно давно. На сегодняшний день сфера госзакупок регламентируется двумя федеральными законами: ФЗ-44 (закон о закупках госорганами) и ФЗ-223 (закон о закупках госкорпораций и компаний с госучастием).

    Форма преференций для отдельных групп товаров и услуг в виде 15% дисконта от цены заявки существовала уже давно.

    Каковы условия предоставления преференции по 44-фз?

    Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки - юридическое или физическое лицо. Какие документы требуется представить в заявке Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии).
    В составе заявки должны быть приложены:

    • При участии в торгах учреждений УИС- требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
    • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст.

    Преференции для российских товаров

    А после эти «издержки» госкорпорации возмещают с помощью госбюджета, поставляя товары для государственных нужд. Например, «Роснефть» становится единственным поставщиком топлива для МВД, при этом уже являясь единственным поставщиком для МЧС и Следственного комитета РФ. Сообщается, что цены на литр бензина в контракте с МЧС оказались в среднем выше рыночных на 10 руб.

    Говорить о какой либо конкуренции и снижении цен в такой системе госзакупок не приходится. Кроме того, по данным замглавы МЭР Евгения Елина, за минувший год было создано 800 новых госучреждений – ГУПов и МУПов, которые начинают участвовать в таких сферах, которые для государства совершенно излишни (например, озеленение улиц или оказание бытовых услуг), при этом «куска хлеба» лишается малый бизнес. И это обстоятельство, по мнению Елина, развитию здоровой конкуренции тоже никак не способствует.

    • Тендер

    Автор: Черданцева Татьяна 26 июля 2017 Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции. Что это такое, какие правила устанавливает приказ МЭР № 155 от 25.03.2014 и как рассчитывают преференции, рассмотрим в статье.

    Инфо

    Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014 Преференция в госзакупках - это предоставление ценового преимущества участникам, которые предлагают к поставке товар, произведенный в России и некоторых избранных государствах. Это делают, чтобы поддержать определенные сектора экономики и производства этих стран. Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

    В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.

    Преференции российскому производителю по 44 ap

    Национальный режим по 223-ФЗ Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке. В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

    Преференции российскому производителю по 44-фз

    В примере победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт с ним будет заключен по цене 100 рублей. Если проводится аукцион, преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель определяется обычным путем - это будет тот, кто предложил наименьшую стоимость. Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах - членах ЕАЭС), контракт заключается по цене, сниженной на 15% от той, что указана в его предложении. Если же побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта не снижается. Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров, потому что он предложил наименьшую стоимость.

    Преференции российскому производителю по 44-фз 15

    На фоне текущего кризиса, госзакупки являются локомотивом развития малого и среднего предпринимательства и важнейшим средством поддержки экономики. Насколько эффективны госзакупки? В закупках, которые осуществляют госорганы (ФЗ-44), среднее число участников конкурса равно трем. Закупки у одного поставщика осуществляются в 20% от общего количества.

    Согласно докладу МЭР об итогах госзакупок в прошлом году, объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком превысил 1 трлн руб. Половина расходов в этом случае пришлась на строительство Керченского моста, универсальные услуги связи, строительство атомных ледоколов, создание ракетного комплекса для ВКС. В 44% случаев заключения контрактов с единственным поставщиком решение принималось по распоряжению президента РФ.

    Совершенно иная картина наблюдается в закупках госкорпораций и компаний с госучастием.

    В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.

    Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

    • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
    • порядок определения поставщиков (исполнителей);
    • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
    • порядок контроля выполнения договорных условий;
    • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

    Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

    К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

    Это могут быть как физические, так и юридические лица.

    Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

    • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
    • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
    • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
    • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

    Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

    Порядок предоставления преференций

    Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.

    В частности:

    • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
    • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
    • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
    • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

    Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:

    • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
    • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

    Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

    Как воспользоваться льготами

    Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

    Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

    Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

    • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
    • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
    • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

    Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.

    Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

    Преференция в госзакупках - это предоставление ценового преимущества участникам, которые предлагают к поставке товар, произведенный в России и некоторых избранных государствах. Это делают, чтобы поддержать определенные сектора экономики и производства этих стран. Для каких стран предусмотрен льготный режим, какие правила устанавливает приказ МЭР № 155 от 25.03.2014 и как рассчитывают преференции, рассмотрим в статье.

    Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014

    Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции.

    Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.

    Условия допуска определяет Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014. Перечень продукции, на которую распространяется действие преференций, включает, в том числе:

    155 Приказ Минэкономразвития в 2019 году не утратил силу, не отменен и продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Минфину.

    Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014

    Как применяется

    Согласно Приказу МЭР № 155 от 25.03.2014, при закупке из перечня к участию в процедуре определения поставщика допускаются все . Но те из них, которые содержат предложение о поставке отечественного товара или производства стран евразийского союза, получают ценовое преимущество, по сравнению с предлагающими иностранную продукцию.

    В зависимости от способа закупки различен и механизм применения преимуществ.

    Если проводится , и , то преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке по критерию « ». , которая содержит предложение о поставке продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15 % коэффициента. При этом контракт заключается по предложенной участником стоимости.

    В примере победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт с ним будет заключен по цене 100 рублей.

    Если проводится , преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель определяется обычным путем — это будет тот, кто предложил наименьшую стоимость. Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах — членах ЕАЭС), контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от той, что указана в его предложении. Если же побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта не снижается.

    Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров, потому что он предложил наименьшую стоимость. Но контракт с ним будет заключен по цене 76,5 рубля.

    С 01.07.2018 в заявке участники закупок указывают наименование страны происхождения товара, только если закупка подпадает под условия допуска.

    Если в закупке установлены преференции и в заявке нет документа, который подтверждает происхождение продукции из стран ЕАЭС, она приравнивается к заявкам, в которых к поставке предлагается иностранная продукция.

    Исключения из правил

    Приказ МЭР 155 не применяется в следующих случаях:

    1. Закупка содержит товары, как включенные в перечень, так и отсутствующие в нем. К примеру, поставка огурцов (код 01.13.32.000 включен в приказ) и баклажанов (код 01.13.33.000 не включен). Преференции в документации не устанавливаются.
    2. Процедура признана не состоявшейся по причине того, что подана только одна заявка, только одна признана соответствующей требованиям, в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение и др., согласно ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1-3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83, ч. 8 ст. 89, ст. 92 44-ФЗ.
    3. Отсутствуют заявки с товарами, произведенными на территории государств Евразийского союза.
    4. При проведении аукциона победитель предлагает продукцию как из ЕАЭС, так и иностранного происхождения, при этом стоимость произведенной в государствах Евразийского союза более 50 % всей предложенной. Цена контракта такому участнику не снижается. И наоборот, цена контракта должна быть снижена, если в заявке победителя аукциона стоимость из государств — членов ЕАЭС составляет менее 50 % стоимости всех предложенных.
    5. При проведении конкурса, запроса предложений и котировок победитель предлагает продукцию как из ЕАЭС, так и иностранного происхождения. При этом стоимость произведенной в евразийском союзе — менее 50 % от всего предложения. Цена остальным участникам с иностранным предложением при проведении оценки не снижается.

    Преимущества по Закону N 44-ФЗ предоставляют организациям инвалидов, учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС), субъектам малого предпринимательства (СМП), социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), а также участникам, предложившим товары из ЕАЭС. Преимущества нужно предоставить только при конкурентных закупках. Если покупаете у единственного поставщика, их устанавливать не надо. Чтобы предоставить преференции, увеличьте цену участника при заключении контракта или уменьшите ее для оценки заявок.

    При закупках у СМП и СОНКО нужно ограничить участие в этой закупке или обязать привлечь СМП и СОНКО на субподряд. Все преференции вы обязаны указать в плане-графике, извещении и документации о закупке. В противном случае вас оштрафуют на 3 тыс. руб.

    Какие преференции предусмотрены при закупках по Закону N 44-ФЗ

    Преференции зависят от того, каким участникам они предоставляются.

    Так, если вы заключаете контракт с организацией инвалидов или учреждением (предприятиям) УИС, нужно увеличить предложенную ими цену на величину до 15% (ч. 4 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ).

    На закупки у СМП и СОНКО вы должны потратить минимум 15% своего СГОЗ (ч. 4 ст. 27, ч. 1, 3, 5 ).

    А при закупке товаров из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии вы должны снизить цену товара на 15%, чтобы повысить рейтинг заявки участника на конкурс, котировку или .

    Если вы закупаете эти же товары путем электронного аукциона и они не из ЕАЭС, то вам нужно снизить цену победителя на 15%.

    На это указано в ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4 - 7 Приказа N 155.

    Как предоставить преимущества организациям инвалидов при закупках

    Преимущества организациям инвалидов вы обязаны предоставить, если закупаете товар из Перечня N 341. Это относится только к конкурентным закупкам. Если покупаете у единственного поставщика, преимуществ устанавливать не нужно.

    Особо обратите внимание на то, как формировать объект закупки. Включать в один лот можно только товар из Перечня N 341 (п. 5(1) Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

    Чтобы предоставить преимущества, укажите информацию о них в плане-графике, извещении и документации. Оцените заявку организации, которая претендует на преференции, и заключите контракт.

    Как указать информацию о преимуществах в плане-графике

    Укажите в столбце 25 плана-графика, что при закупке вы предоставляете преимущества инвалидам. Достаточно просто указать «да».

    В электронной версии плана-графика в ЕИС нужно поставить отметку в подблоке «Преимущества, предоставляемые участникам закупки в соответствии со ст. ст. 28 и ».

    Обратите внимание, что если НМЦК конкурса или аукциона более 20 млн руб., то в плане-графике (графа 20) установите обеспечение заявки не более 2% (ч. 17 Закона N 44-ФЗ ).

    Как включить сведения о преимуществах в извещение и документацию

    Вам нужно указать в извещении и (или) документации (ч. 2 ст. 28, ):

    • на сколько процентов вы поднимете цену, если победит организация инвалидов.

    Такой позиции придерживаются Минэкономразвития России и Минфин России. Вы можете установить меньше 15%, но приготовьтесь отстаивать это в контрольном органе или судах по такое и поддерживает. Например, заказчик установил 1%, и контрольный орган признал это допустимым (Решение Краснодарского УФАС России от 31.07.2018 по делу N ЭА-1245/2018);

    Пример формулировки преимуществ для инвалидов в документации

    Преимущества предоставляются организациям инвалидов в размере 15% от предложенной цены, но не выше . Преимущества предоставляются следующим организациям ():

    • общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
    • организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
    • требование о том, что участник должен предоставить в заявке заявление в свободной форме о его соответствии (п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

    Пример формулировки требования и формы заявления

    Для подтверждения права на преимущества в соответствии участник должен представить заявление в произвольной форме о своем соответствии критериям, установленным в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Заявление можно предоставить по форме:

    (для организаций инвалидов)

    Заявление

    о соответствии критериям, установленным

    ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ

    ___________________________________________________________________ (полное наименование участника закупки)

    в лице

    __________________________________________________________должность, Ф.И.О. руководителя, уполномоченного лица)

    Заявляем о нашем соответствии критериям, установленным , а именно (выбрать п. 1 или п. 2) о том, что являемся:

    • общероссийской общественной организацией инвалидов, состоящей не менее чем на 80% из инвалидов и (или) их законных представителей;

    • организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

    Если вы не укажете информацию в извещении и документации о закупках, вам грозит штраф 3 тыс. руб. (Решение Краснодарского УФАС России от 22.11.2016 по делу N ЭА-1793/2016).

    Как рассмотреть заявки организаций инвалидов

    Прежде всего убедитесь, что организация общероссийская.

    Проверьте регионы ее деятельности и ее учредителей по выписке из ЕГРЮЛ или уставным документам.

    Если вам предоставила заявку региональная (местная) организация, то не спешите ее отклонять. Она может оказаться структурным подразделением всероссийской организации инвалидов.

    Чтобы это проверить, посмотрите в уставе или выписке из ЕГРЮЛ, кто учредитель. Это должна быть всероссийская организация инвалидов. Также посмотрите устав всероссийской организации - учредителя. В нем должно быть установлено право создавать свои региональные (местные) отделения или представительства.

    Такая структура, например, у Всероссийского общества слепых, Всероссийского объединения инвалидов, Всероссийского общества глухих и т.п. (Решение Сахалинского УФАС России от 05.06.2018 по делу N 195/18, Решение Новосибирского УФАС России от 01.03.2017 по делу N 08-01-4).

    Если участник не является общероссийской организацией или не соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, заявку нужно отклонить. В противном случае каждому члену комиссии грозит штраф до 30 тыс. руб. (Письмо ФАС России от 28.03.2018 N ИА/21098/18).

    Как заключить контракт с организацией инвалидов

    Если победителем стала организация инвалидов, то при заключении контракта вы должны по ее требованию увеличить цену на размер преимущества, но не более НМЦК (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4, 5 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

    Пример расчета цены контракта с учетом преимуществ

    Заказчик при закупке офисной мебели в извещении о установил: НМЦК - 400 тыс. руб., преимущество для организаций инвалидов - 15% к предложенной цене контракта, но не более НМЦК.

    Цена контракта, предложенная победителем - организацией инвалидов, - 370 тыс. руб.

    При увеличении на 15% получается 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%), что больше НМЦК.

    Контракт можно заключить по цене, равной НМЦК - 400 тыс. руб.

    Победитель должен предоставить вам требование об увеличении цены до заключения контракта. Форма при этом значения не имеет.

    В остальном вы заключаете контракт так же, как и с обычным участником.

    Если победитель уклонился, то заключите контракт со вторым участником в таком же порядке (п. п. 6, 7 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

    Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС

    Предоставьте преимущества учреждениям и предприятиям УИС, если закупаете товар из Перечня N 649.

    При сравнении товаров, которые вы закупаете, с товаром из Перечня руководствуйтесь прежде всего наименованием, а не кодом ОКПД2 (Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878). Например, в Перечне код 10.51.52.120 - это сметана, а в Классификаторе - это код ацидофилина. Установить преимущество нужно при закупке сметаны.

    Обратите внимание: хотя вы и не обязаны формировать закупку только из товаров в этом перечне, лучше все же закупать их отдельно от других товаров. Иначе вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3549, Решение Карельского УФАС России от 20.01.2017, Решение Челябинского УФАС России от 09.08.2016 по делу N 156СО-ВП/2016, Постановление Мордовского УФАС России от 22.10.2015 по делу N 370).

    Чтобы предоставить преимущество:

    • включите в извещение и документацию, что учреждениям (предприятиям) УИС предоставлено преимущество до 15% к предложенной цене, но не более НМЦК.

    Также укажите, что участник, который претендует на преимущество, должен в заявке предоставить требование в произвольной форме (п. 2 Постановления N 649);

    • рассмотрите заявки.

    К организациям УИС относятся: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации (ст. ст. 5, 19 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС, посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах;

    • при заключении контракта с такой организацией увеличьте предложенную ею цену на 15%, но не более чем НМЦК. Если победитель уклонился, а второй участник - тоже предприятие УИС, то заключите контракт с учетом преимуществ (п. п. 3, 4 Постановления N 649).

    Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

    Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

    Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

    Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

    • поддержка российских производителей;
    • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
    • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
    • развитие российской экономики в целом;
    • поддержание обороноспособности страны;
    • обеспечение национальной безопасности.

    Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

    • запреты;
    • ограничения;
    • условия допуска (преференции).

    Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

    По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

    • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
    • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
    • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),

    Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

    Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

    Ограничения устанавливаются на допуск:

    • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
    • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
    • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
    • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

    При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

    В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.

    Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

    Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

    Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

    Национальный режим по 223-ФЗ

    Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

    В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

    В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

    В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.