Наиболее крупные порты мира. Самые оживлённые морские порты мира. Южная Корея, Пусан

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.

Порт − место причала морских и речных судов. Слово образовано от латинского «portus», что означает «гавань, пристань». Они бывают разными: пассажирскими, торговыми, рыбными и т.д. Однако, все наделены рядом схожих сооружений для обслуживания судов: причалами, вокзалами, складами и терминалами. Порты здорово облегчают быт человека, строительство городов и развитие их инфраструктуры. Рассмотрим 10 самых больших из них.

В конце статьи мы приготовили сюрприз 🎁 – увлекательный тест для проверки твоей внимательности 😃

10 − Порт Пусан, Южная Корея

Порт Пусан − наиболее крупный среди схожих по функционалу объектов Республики Корея. Он может принимать суда весом 50 000 т и длиной 330 м, обладает защитой от сильных ветров с Запада и Севера. Оснащен системой радиолокационной проводки судов и играет большую роль в международной торговле. В год его грузоподъемность составляет 313,3 млн т.

Интересно!

Каждый год в порту Пусана проводятся спектакли, световые и лазерные шоу, фестивали огней.

9 − Порт Далянь, Китай

Морской порт Далянь, также называемый Дайрен и Дальним − один из крупнейших в КНР. Находится в Желтом море и располагает 52 причалами, общая протяженность которых − 16 км. Это позволяет Дайрен принимать одновременно по 50 судов массой до 30 000 т. Грузооборот объекта в год составляет 320,8 млн т.

Через Далянь на территорию Китая поступают различные грузы: зерно, нефть, металлы и промышленное оборудование.

Интересно!

Порт Дальний основали русские во времена аренды площади у КНР, позже его оккупировала Япония и назвала Дайрен. На сегодня он всецело принадлежит Китаю.

8 − Порт Порт-Хедленд, Австралия

Порт Порт-Хедленд находится в северо-западной части Австралии и является грузовым, основу его деятельности составляет вывоз железной руды. Грузооборот объекта в год −372,2 млн т. В качестве грузоподъемников используют портальные краны силой в 31 т и 120 т.

Сегодня в городе Порт-Хедленд проживает около 14 000 человек, популярен и среди туристов. Расположенность на океанском побережье и статус самого крупного порта Австралии подогревают интерес к населенному пункту.

Порт города Нинбо располагается в восточной части провинции Чжэцзян в КНР. С китайского его название переводится как «спокойные волны», является олицетворением пригодности этой местности для судоходства. Удачное географическое расположение позволило ему участвовать в международной торговле еще 2000 лет назад.

Грузоподъемность порта Нинбо составляет 399,2 млн т в год. Ввиду того, что в нем происходило постоянное сосредоточение людей разных культур и вероисповеданий, здесь ранее, чем во многих других точках Китая появились католические и православные церкви, мусульманские мечети. В черте города они очень органично смотрятся между собой и в сочетании с буддийскими храмами. На сегодня в городе проживает 7,8 млн жителей.

6 − Порт Роттердама, Нидерланды

Самый крупный порт в Европе находится в Южной Голландии, в городе Роттердам. Имеет сообщение с Бельгией, Германией, Францией и Нидерландами − внутренние регионы всех этих стран соединяются с портом Роттердама. Имеет выход к Северному морю. Его протяженность − 40 км, площадь − 105 км².

Основная часть грузоперевозок, приходящаяся на этот объект, представляет собой нефть и нефтепродукты. В период второй половины 20-го века порт Роттердама был самым загруженным в мире на протяжении 24 лет, на сегодня его грузооборот в год составляет 440,5 млн т.

5 − Порт Циндао, Китай

Порт Циндао располагается на Шаньдунском полуострове в КНР. На берегу залива Цзяочжоу находится большая часть строений объекта. Они сообщаются с Желтым морем через маленький канал, ширина которого составляет 3 км. Залив получает питание за счет 13 рек, впадающих в него и которые разделяют его на три основные части. Благодаря им осуществляется импорт зерна, экспорт нефтяных и сельскохозяйственных продуктов.

Грузооборот в Циндао более, чем в 2 раза превышает этот показатель у самого крупного порта США − Сент-Джон-те-Баптист и составляет 450,1 млн т в год.

Порт Гуанчжоу расположен в устье реки Чжуцзян в КНР и на сегодня является самым большим объектом такого типа в Южном Китае. Находится во взаимодействии с 300 портами 80 стран всего мира. В его распоряжении 4600 причалов, на сегодня порт Гуанчжоу принимает суда с водоизмещением до 100 000 т. Относится к универсальным: работает со многими видами грузов − жидкими, сухими, также объект сотрудничает как с морскими, так и речными судами.

Ранее на территории сооружения Гуанчжоу располагался порт Хуанпу, но реформирование привело к тому, что он стал частью нового огромного объекта. В год его грузооборот составляет 472,8 млн т − эта нагрузка почти в 3,5 раза больше, чем та, которую испытывает самый крупный в Германии порт, находящийся в Гамбурге.

3 − Порт Тяньцзиня, Китай

Порт Тяньцзиня расположен в устье реки Хайхэ в северной части КНР. Взаимодействует с 400 портами в 180 странах мира. С каждым годом его грузооборот растет: в период с 2004 по 2011 ему удалось увеличится в 2 раза, на сегодня этот показатель составляет 477,3 млн т, что в 7,5 раз больше, чем грузооборот крупнейшего нефтеналивного порта на Балтике в России. Юй Жуминь − председатель корпорации, управляющей этим объектом, отмечает, что стремительный рост порта Тяньцзиня стал возможным благодаря развитию экономики Китая.

Интересно!

Город, в котором расположен порт Тяньцзиня, находится в 170 км от Пекина − столицы КНР. В нем живет 14,5 млн жителей, занятых в рыболовстве, машиностроении, нефтехимической и металлургической промышленностях. Также город Тяньцзинь располагает собственными запасами нефти, объем которых оценивается в 1 млрд т.

2 − Порт Сингапура, Сингапур

Определение самых больших портов в мире позволяет правильно организовывать логистику. Уровень загруженности различных портов играет важную роль при обработке и анализе имеющихся данных. Объем загрузки контейнеров – это одна из самых важных характеристик, которая должна учитываться при определении оптимального направления транспортировки товаров.

Морской порт Шанхая является самым крупным в мире, что обуславливается удобным расположением. Порт располагается между южной и северной сторонами Китая и обладает прямым выходом к морю. Показатель 2012 года является одним из лучших: за год удалось обслужить 32 с половиной миллионов двадцатифутовых контейнеров.

Шанхай – это основной ВМБ и самый крупный порт Китая, расположенный на реке Хуанпу на расстоянии 50 километров от побережья Восточно-Китайского моря. Портовые сооружения занимают 60 километров побережья реки, причем протяженность причального фронта превышает 40 километров и включает в себя более 100 причалов. Общий оборот морских грузовых перевозок в Шанхае превышает 100 000 000 тонн.

В порт традиционно ввозят следующие грузы:

  • зерно;
  • уголь;
  • промышленное оборудование;
  • зерно.

Из порта чаще всего вывозят генеральные грузы.

Комплекс включает в себя:

  • специальный узел для погрузки – разгрузки морских грузов;
  • контейнерный терминал, который принимает и обрабатывает контейнеры;
  • специальная пристань для транспортировки угля;
  • причалы;
  • складские помещения общей площадью 260 000 квадратных метров;
  • открытые грузовые площадки площадью 100 000 квадратных метров;
  • судостроительные и судоремонтные предприятия.

Можно догадаться, что порт Шанхая не просто так оказался самым важным в мире.

Данный портовый комплекс занимает второе место по крупности. При этом оборот контейнеров в год может превышать 30 миллионов.

Порт в Сингапуре традиционно называют «ворота Европы», ведь именно он позволяет соединять азиатские и европейские страны. В большинстве случаев именно через этот транспортный объект проходят все образцы техники, реализуемые в Европе. Каждый день сотрудники порта обрабатывают около 80 тысяч контейнеров, причем большие судна всегда ожидают специального разрешения для заплыва на территорию.

Высокие технологии морского порта включают в себя 11 радаров для контроля за суднами, больше тысячи инновационных и надежных видеокамер. Только современные технологии позволяют успешно обслуживать все контейнеровозы и грузовые судна.

Данный портовый комплекс располагается на юго-восточном побережье Китая и обладает 14 причалами. Годовой оборот составляет около 23 000 000 TEU. Ежегодно сотрудники порта обслуживают около 7500 грузовых судов, а также 15 000 небольших лодок, кораблей. Такие показатели, как и в остальных случаях, оказываются достойными.

Данный портовый комплекс может принять до 23 000 000 двадцатифутовых контейнеров в год.

Порт включает в себя:

  • 141 причал;
  • 27 верфей;
  • 18 пассажирских терминалов;
  • площадь крытого склада – 360 тысяч квадратных метров;
  • площадь контейнерной площадки – 60 000 квадратных метров.

Подобные цифры свидетельствуют о высоком уровне функциональности порта Шэньчжень, который в большинстве случаев импортирует рассыпные руды, зерновые культуры, химическую и нефтяную продукцию, металлопрокат, сжиженный газ.

В Южной Кореи порт Пусан способен принимать грузовые судна, способные транспортировать до 50 000 тонн груза. Портовый комплекс находится на побережье Корейского пролива в естественной гавани. Протяженность причального фронта превышает десять километров.

Портовый комплекс располагается на пересечении северных и западных направлений. Кроме того, Нинбо успешно используют для внутреннего судоходства по реке Янцзы. Порт включает в себя несколько подразделений, которые успешно взаимодействуют друг с другом.

Данный портовый комплекс может обслуживать более 12 000 000 контейнеров, грузоподъемность которых составляет до 20 футов.

Терминалы портового комплекса могут успешно обрабатывать до 14,5 миллионов контейнеров.

Данный порт успешно обслуживает до 13,4 миллионов контейнеров в год.

Именно этот портовый комплекс готов ворваться на десятое место самых крупных портов с годовым объемом транспортировки в 12,3 миллионов.

Все грузовые порты в мире, которые обслуживают большое число суден и контейнеров, должны соответствовать высоким требованиям надежности, функциональности и современности. Войти в ТОП-10 самых больших портов мира и надежно сохранять позиции не так-то просто, но самые лучшие предприятия успешно справляются с поставленной задачей.

Видео: Топ 10 самых больших портов мира

Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.

Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.

Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.

Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.

Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.

В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.

Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.

Порт

Страна

Ед. изм.**

Изм. 2008-2015

Изм. %

Сингапур

Сингапур

Гуанчжоу

Роттердам

Нидерланды

Порт-Хедленд

Австралия

Тянцзинь

Юж. Корея

Юж. Корея

Циньхуандао

Порт Южной Луизианы

Порт-Келанг

Малайзия

Антверпен

Сямынь (Амой)

Шэньчжэнь

Юж. Корея

Австралия

Ньюкастл

Австралия

Юж. Корея

Итаки (Сан-Луис)

Бразилия

Ванкувер

Германия

Бразилия

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Новороссийск (данные НМТП)

Бразилия

Хей-Пойнт

Австралия

Иокогама

Бразилия

Гладстон

Австралия

Ричардс-Бей

Китакюсю

Амстердам

Нидерланды

Сайгон (Хошимин)

Альхесирас

Усть-Луга (нет у ААРА)

Новый Орлеан

Корпус-Кристи

Лаем Чабанг

Германия

Новороссийск (данные ААРА)

Эль-Джубайль

Сауд. Аравия

Салданья-Бей

Валенсия

Юж. Корея

Бендер-Аббас

Восточный (нет в ТОП-100 ААРА)

Сауд. Аравия

Вишакхапатнам

Джавахарлал Неру Порт

Батон-Руж

Приморск

Филиппины

Констанца

Читтагонг

Бангладеш

Лос-Анджелес

Сауд. Аравия

Мобил (Алабама)

Вирджиния

Санкт-Петербург

Лейк-Чарльз

Ченнаи (Мадрас)

Юж. Корея

Калькутта

Пакистан

Александрия

Сан-Себастьян

Бразилия

Танджунг Приок (Джакарта)

Индонезия

Порт Плакеминз

Барселона

Малайзия

Бендер-Хомейни

Норвегия

Порт Паранагуа

Бразилия

*2009 г.

** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны

Порты из ТОП-100 расположены в:

США – 13 портов;

Китай – 10 портов;

Япония – 7 портов;

Южная Корея – 6 портов;

Бразилия – 6 портов;

Индия – 6 портов;

Россия – 5 портов;

Австралия – 5 портов;

Малайзия – 3 порта;

Франция – 3 порта;

Испания – 3 порта;

Саудовская Аравия – 3 порта;

Турция – 3 порта;

В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.

Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.

Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.

Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.

(картинка кликабельна)

Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.