Как называется птица с головой человека. Женщины-птицы в славянской мифологии. Характер и магические способности

Мало кто сегодня знает, кто такая птица Сирин. В славянской мифологии, помимо хитрой бабы Яги, злого Кощея Бессмертного и коварного Соловья Разбойника, упоминаются существа, образы которых наравне с человеческими чертами имеют признаки животных и птиц. Девы-птицы - так их называют. Одна из этих дев, сказочная птица Сирин, мало известна широкому кругу людей, хотя её изображения на предметах быта, одежде и украшениях славян встречаются довольно часто. Кто она? Опасна ли встреча с ней? И - самое главное - как выглядит Сирин?

Мифические девы-птицы

В мифах славян довольно часто можно встретить описание необычных птиц с головами прекрасных дев. Они являют себя не всякому человеку. Известно о трёх таких девах - это Гамаюн, Алконост и Сирин. Две из них издревле ассоциировались у славян со светом и добром, а вот птица Сирин несла на своих крыльях тоску и печаль, чем предупреждала людей, к которым явилась, о скорой кончине. Как ни странно, этих сказочных существ часто изображали вместе. Существуют гипотезы, что таким образом люди старались уравновесить негативное влияние существа, известного как птица Сирин. Значение таких рисунков уже достаточно хорошо изучено. Но об этом мы расскажем чуть позже. А сейчас поближе познакомимся с этим мифическим существом.

Кто такая Сирин?

Доподлинно неизвестно, почему именно Сирин отвели роль предвестницы бед и несчастий, ведь, согласно историческим данным, рождена она была в подобии рая - древнеславянском дохристианском Ирии. О прародителях ее ничего не известно, но историки предполагают, что матерью и отцом девы-птицы были представители божественного пантеона.

Как говорилось выше, из трёх сестёр зло предвещала только птица Сирин. Значение появления этого существа во многих сказках сводится именно к негативным последствиям. Однако изображение девы на предметах, напротив, обеспечивало охрану их владельцам, особенно если ими были женщины.

Место, где жили мифические девы-птицы

В некоторых литературных источниках упоминается место обитания этого существа. Славянская птица Сирин, по уверениям древних писателей, обитала в индийских землях, близ рая. Согласно другим сказаниям местом её обитания было сказочное Лукоморье, где рос известный по пушкинским сказкам дуб-великан. Именно на его ветвях и свили свои гнёзда девы-птицы.

Если же подходить к вопросу мест обитания мифических существ серьёзно, то точных географических координат не скажет ни один учёный. Дело в том, что со временем претерпели изменения не только детали ландшафта, но и языки, на которых были написаны первоисточники о птице Сирин. Безусловно, смысл происходящего в древних легендах и сегодня понятен всем, но вот насчет географической принадлежности того же Лукоморья у учёных возникает много споров.

Птица Сирин и Сирены - одно и то же?

Сравнительно недавно историки выдвинули гипотезу о происхождении славянской птицы Сирин. Согласно ей, этот персонаж был заимствован из мифов Древней Греции. Как мы все помним, существуют достаточно много историй о греческих мореплавателях, гибнущих от пения Сирен - прекрасных дев-змей. Птица Сирин у славян тоже обладала прекрасным голосом. Все, кто слышал её пение, не могли спокойно жить и вскоре покидали мир живых. Могут ли эти, казалось бы, разные существа являться аналогами друг друга? Такого историки не исключают.

Отрицающие это предположение учёные изначально делали ставки на то, что между Древней Грецией и Русью не могло быть контактов, а это значит, что знать о сказочных существах в культуре этих стран было невозможно. В этом случае хотелось бы вспомнить о финикийских купцах, которые торговали как с Грецией, так и с государствами на всей территории Европы (с Древней Русью в частности). Именно торговцы Финикии могли стать тем промежуточным звеном, через которое сведения о поющих девах могло попасть в мифы славян.

Безусловно, описание Сирен и птицы Сирин слишком разные. Но никто не будет спорить, что вряд ли славяне могли описывать любое существо, вредящее населению Древней Руси, как обитателя океана. Напомним, что славяне хоть и не испытывали недостатка в воде, практически никогда в качестве среды обитания мифических существ не упоминали океанские глубины. Куда ближе им был омут в местной речке, замшелое болото или тёмный непроходимый лес.

Население Греции, напротив, обитало на многочисленных островах, разбросанных по Средиземному морю, поэтому о морских и океанских глубинах они знали не понаслышке. Лесов и болот в их местности практически нет. А теперь вспомните хоть одно существо, упоминаемое в мифах Греции, которое обитало бы в болоте или непроходимой тёмной чаще. Таких нет!

Все эти факторы и позволили судить исследователям мифов о том, что птица Сирин и морская Сирена могут быть одним и тем же существом. Кто первым рассказал о ней историю - древнегреческий или древнеславянский сказитель, - к сожалению, вряд ли удастся установить достоверно.

Описание девы-птицы

Как же выглядела мифическое существо, известное как райская птица Сирин? Согласно литературным описаниям, дева эта была прекрасна лицом. Тело её от плеч имело форму совы, а именно сыча. Перья были соответственно окрашены: серо-коричневые у основания и с тёмным тонким ободком по краю.

Согласно древним описаниям, все девы-птицы были гологрудыми, однако в большинстве случаев Сирин и её сёстры изображались несколько иначе. Несмотря на то, что по пояс эти существа являлись человеком, обнажённой у них была только шея и зона декольте. Грудь же их покрывали перья или подобие одежд. Голову птицы Сирин на многих изображениях украшает венец, а в некоторых случаях - сияющий нимб, говорящий о её райском происхождении.

О чём поёт Сирин

Птица Сирин, как говорилось выше, обладала прекрасным чарующим голосом. О чём же пела эта мифическая дева? Из некоторых легенд можно узнать, что основной темой её песнопений был утерянный рай и описание его прелестей. Сладкоголосая дева описывала это место настолько заманчиво, что слушающие её люди забывали о реальной жизни и всей душой стремились попасть в загробный мир.

Из мифов о птице Сирин также известно, что она могла показать человеку то, что он пожелает. Расплата, правда, была слишком велика: кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни. Из этого можно сделать вывод, что это существо посылалось человеку как искушение. Если герой легенды выстоит перед ним, то останется при своём, если нет - беды не миновать. Далее приведём один пример из литературного наследия славян о деве-птице.

Легенда о птице Сирин и любопытном дровосеке

Одного дровосека буря застала в лесу. Сам он не испугался, так как многое уже в жизни повидал. В самый разгар ненастья увидел он, что буря треплет дитя девы птицы Сирин. Сжалился над необычным ребёнком дровосек, и спас его от гибели. Дева с телом птицы решила отблагодарить дровосека за его добро. Она стала петь ему о том, что в награду даст ему власть над людьми, удивительные способности, или покажет то, что другие никогда не увидят - красоты рая.

Дровосек пожелал увидеть то, что ярче и могущественнее солнца. Сирин взмахнула своим пёстрым крылом, и мужчина тотчас очутился в пещере, заполненной горящими свечами. Чьей-то невидимой рукой свечи гасились одна за другой. На вопрос дровосека, кто же гасит пламя, птица Сирин ответила, что лучше ему этого не знать. Но мужчина настоял на своём. В тот же миг тьма окружила его плотным туманом. Дровосек понял, что он ослеп.

С той поры стал он чувствовать приближение смерти. Люди из его деревни часто обращались к нему за советом перед тем, как отправляться в путешествие, на охоту или иной промысел. Если его спрашивали, откуда он знает о том, что кто-то вскоре умрёт, дровосек отвечал, что видел того, кто гасит свечи.

Эта легенда в очередной раз свидетельствует о том, что мифическая дева-птица действительно имела способность искушать человека, предлагая ему различные блага или возможности.

Где изображалась дева с телом птицы Сирин?

Изображение птицы Сирин во времена Древней Руси встречались нечасто. Её можно было увидеть разве что на картинках в книгах того времени. Зато к концу 20 века мифическое существо можно было наблюдать на лубочных картинках и предметах обихода. Схематическое изображение Сирин было на посуде, рушниках, вышитых гладью или крестиком, оконных наличниках и сундуках.

Сирин нередко изображалась с другими девами-птицами, в частности, с Алконост. Как правило, оба сказочных существа располагались по разные стороны дерева, символизирующего жизненное начало. Эту же тему можно лицезреть и на картине известного художника В. М. Васнецова. При этом главная героиня нашей статьи выглядит далеко не как птица счастья. Сирин, в отличие от Алконост, на картине художника изображена печальной и подавленной.

Изображение птицы Сирин - оберег или предупреждение?

Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка», являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли.

В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала 1 века н. э. на себя взяла Обида - тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин.

Сёстры Сирин: Гамаюн и Алкност

Почти точные копии птицы Сирин - девы Алконост и Гамаюн - тоже обладали незаурядными способностями, но практически никогда не ассоциировались у славян с чем-то негативным. Алконост, несмотря на чёрное оперение, символизировала солнце и тепло. Нередко две из трёх сестёр изображались вместе в обрамлении листьев и зелёных ветвей. Как говорилось выше, растительные орнаменты символизировали начало жизненного цикла. Из некоторых легенд известно, что именно от двух мифических птиц и пошла жизнь на земле.

Сирин и другие девы-птицы: миф или реальность?

Существует ли вероятность того, что девы-птицы существовали на самом деле, а не являются вымыслом доверчивых и богатых на фантазии древних людей? Говорить об этом пока рано, так как никаких свидетельств их реального существования в настоящий момент нет. Несмотря на обилие информации о том, что находятся останки необычных полудев, нижняя часть тела у которых больше напоминает птицу, достоверных научных данных по этому вопросу до сих пор ни один исследовательский институт не опубликовывал. Тем не менее многие склонны верить в то, что птицы Сирин, Алконост и Гамаюн существовали на самом деле. Так это или нет - возможно, мы узнаем в скором будущем. Или же это останется тайной навеки.

Славянская мифология - ключ к пониманию Души русского народа, его истории и культуры.
Образы славянской мифологии отражают мировоззрение древнего народа. Славяне не знали религии , а только Веру . Язычниками же называли людей, имевших иную Веру. Свою же называли Веда (знание), или просто Вера (а тех, кто ее придерживался, верцами). Вера была издревле Православная (Славили Правь, мир Богов и светлых Предков). Явь, Навь и Правь - три части Мира. Позднее государевы люди перекувыркали многие понятия и «поработали» с документами, изменив изначальные смыслы. Ох как трудно современному исследователю разобраться в документах. Что подлинно, что поддельно? Что является наследием, что изменой, что мифами народными, что государственными? Ничто на Земле не проходит бесследно… Укрыто в недрах, сохранено многое, в том числе и знания, записанные в кощунах (деревянные таблички), в сантиях (таблицы из золота, серебра, платины).
Предкам славян Веды стали известны благодаря еще одной удивительной птице, птице Гамаюн. О ее рождении рассказывается в мифах, которые прочно живут словами и образами во многих русских сказках.
Во время сотворчества Сварога и Лады было создано много миров, звезд, земель (все планеты назывались землями), а также Богов. Это - Макошь (богиня судьбы), Рожаницы, Барма, небесная корова Земун (приняла образ коровы, так как покровительствовала им), небесная коза Седунь, звезда Седава (Полярная), Полярную называют и Тара , камень Алатырь , змей Юша (сила гравитации) и еще бесконечное множество сил.
От удара Сварога тяжелым молотом по Алатырю-камню рассыпались искры по небу, и родились из них силы светлые и его небесное воинство. В вихре огненном родился Семаргл-огнебог. Из молока и масла небесной коровы Земун и козы Седунь и сделал Сварог Землю.
Однажды осмотрел Сварог поднебесье и не увидел свою любимую Землю - вместе с она ушла в бездну первичного вселенского Океана. Тогда призвал Сварог уточку Рода велел ей из Океана достать Землю. Первый раз нырнула уточка, целый день ее не и когда вернулась, оказалось, что не донырнула до Земли. Второй раз нырнула, на Океане волны разгулялись, не было уточки два дня, а когда вынырнула, то оказалось, что и на этот раз не достала. Добавил ей Сварог своей силы, нырнула уточка, а на Океане уже буря разыгралась, и лишь через три дня вынырнула она, держа в клюве несколько крупинок Земли, в том числе камень Алатырь. Из этих крупиночек Земля.
После возрождения Земли вырос посреди Океана-Моря остров Буян . На острове Буяне много разных деревьев. Приплывала на тот остров уточка Рода, приплывала да яички свои откладывала, золотые да железные. Вылуплялись из тех яиц птицы. Не простые птицы, птицы волшебные.
Полюбили птицы Яблоню, на которой растут молодильные яблочки. На самой вершине Яблони идит птица Гамаюн. Гамаюн - Птица вещая. Она вещает, раскрывает будущее. Именно она «пропела» золотую книгу Вед чудесным голосом, способным зачаровывать того, кто его слушает. Она глашатай Богов. Считалось, что Гамаюн пророчит счастье и может предсказывать будущее тем, кто умеет слышать тайное; верили, что она знает все на свете. Изображали ее с женским лицом и грудью. Она выступала и как олицетворение грозы, бури. Ей приписывали способность управлять погодой, вызывать сильный ветер.
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась, расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхнулась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн-птица вещая, со восточной сторонушки, бурю крылами поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей. Сине море она перепархивала, сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря, во
зеленом садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли».
«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».
«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось?
Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?Ничего не скрою, что ведаю…»
На восточных ветвях Чудо-Яблони сидит другая птица, так же как и Гамаюн, вылупившаяся из золотого яйца. Птица Зари Алконост. Еще ее называют - Прекрасная Дева Зари. Заря - это раннее утро, когда солнце еще не появилось над горизонтом, но небосвод уже светлеет. В это время начинает летать птица Алконост. У нее чудесный голос. Поет она песни радости. Ее пение прекрасно и безвредно. Алконост изображали по-разному. Как птицу с головой женщины и как женщину, но с крыльями за спиной. Такая женщина с прекрасным лицом держит в руках цветок лотоса. Она прилетала к человеку в моменты жизненных затруднений. Предсказывала. Давала ценные советы.
Свои яйца Алконост несет на морском берегу, погружает их в глубину вод, делает море спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. И делает она это в середине декабря, за неделю до дня зимнего солнцестояния, после которого славяне праздновали Коляду. Ей приписывается способность, так же как и птице Гамаюн - управлять ветрами и погодою.
В давние времена, когда люди лечились При-Родой, самым целебным считалось (так оно есть и теперь) встретить утреннюю Зарю, искупаться в утренней росе. На Руси существовала Зоревая медицина. Чтобы иметь здоровое тело и здоровую душу, нужно почаще встречать Зарю. Из Зоревой медицины до нас дошли заговоры. Во многих заговорах упоминается и птица Зари Алконост. Про нее говорили, что «она зашивает раны кровавые и расстилает свою розовую фату над всем миром, пробуждая его ото сна».
На западных ветвях сидит сладкоголосая птица Печали Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Родилась из железного яйца. Она вестница властелина подземного царства Кащея. Сирин темная птица, олицетворение темной силы.
Кто послушает ее песню, забывает обо всем на свете и умирает.
Сирин - воплощение несчастной души. Она поет красивым голосом, но нужно уметь различать это коварное пение, чтобы не потерять себя.
Встреча с птицей Сирин - проверка и испытание. Если человек крепок духом, он и послушает, и дальше пойдет дорогою своею. А слабый - заслушается, себя потеряет и сгинет.
Удивительное мироощущение древних славян спокойно размещает такую, казалось бы, опасную птицу на одном дереве с вещей птицей Гамаюн и птицей Радости Алконост . Признание правомерности ее сосуществования с другими наравне - проявление глубокого уважения ко всем творениям Рода.
Глубинное осознание законов бытия сформировало у древних славян мировоззрение, лишенное агрессии, направленной на внешнюю экспансию. Но позволило создать такое чувство Родной Земли, защищать которую русские могли даже голыми руками.
Воинам сопутствовала не только птица Сва-Слава , но и другие, знакомые из сказочного фольклора птицы.
Самый, пожалуй, известный Финист Ясный Сокол. В Финиста Ясна Сокола обращался Бог Велес. Велес - сын волшебной коровы Земун. Бог мудрости, богатства, покровитель животного мира. Его имя значит Великий Властитель.
В русских былинах и сказках о нем писали под именами Василий Буслаев, Ставр Годинович. Одним из его имен было Гвидон. А женою его была Азовка, Азовушка (Царевна Лебедь). Именно историю знакомства Велеса и его жены Азовки описал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о Царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди». Сохранились древние сказания с точно таким же сюжетом. Кстати, имя Салтан еще в XVII, XVIII веках встречалось на южных территориях России. А в грамоте царя Всея Руси Ивана Васильевича, дарованной Строгановым, хан Кучум назван «Сибирским Салтаном».
Бог Велес, поскольку был покровителем животного царства, мог превращаться в быка, волка, щуку и сокола.
В сокола превращался и Бог Огня - Семаргл . Только он уже назывался Сокол Рарог. Считалось, что он рожден от удара молнии. Принимая активное участие в битвах, Сокол Рарог являлся защитником и семейного очага.
Сокол - родовой , обрядовый знак (тотем) знаменитого князя Рюрика и его славных потомков Олега и Игоря, а также Великого Святослава. Знаменитый «Рюриковский трезубец» - атакующий сокол. Сокол - смелая птица с острым зрением и молниеносной реакцией. Сокол с древних времен был любимой птицей для охоты. Он бьет добычу и в воздухе, и на земле. От него спастись невозможно. Соколиная охота возрождается в наше время.
Лучших летчиков на Руси называют соколами, зоркий глаз - соколиный. А любимого - Соколом Ясным. Молодого парня - соколиком.
Священная птица до сих пор присутствует не только в народных сказках, но также в вышивках и орнаментах, гербах и эмблемах национальных партий и движений.Само имя Сокол состоит из двух частей Со и Кол (Коло). Коло - круг, образ Солнца.

Зачастую мифические птицы противостоят злым разрушающим силам, но есть среди них и такие, которые сами несут смерть. Космологическое значение птиц заключается в том, что они живут на вершине мирового древа, являясь зримым воплощением союза земли и неба. Сегодня образы мифических птиц можно встретить в старинных загадках, сказках и заговорах.

Во главе птичьего царства стоит мы стратим - птица. Она живет на океане - море и держит под правым крылом весь белый свет. Когда встрепенется стратим - птица (а случается это во втором часу после полуночи), запоют все петухи на земле. Поэтому считается, что стратим - мать всех птиц. К тому же, стратим - птица - светлая птица бога ветров стрибога, а потому повелевает всеми ветрами. Изображалась эта удивительная птица с небольшой головой на тонкой шее, крючковатым клювом, длинным узким телом и поднятым вверх крылом.
В славянской мифологии встречаются сразу три птицы - девы. Это алконост, гамаюн и сирин. Алконост - это чудесная птица с лицом прекрасной девы. Ее образ восходит к древнегреческому мифу об алкионе, бросившейся в воды моря вслед за утонувшим супругом и превращенной богами в зимородка. По легенде, алконост несет яйца на краю моря, а затем погружает их в морскую глубину, успокаивая море на 7 дней. Затем птица забирает яйца и высиживает птенцов на берегу. Пение алконоста отличается такой дивной красотой, что, услышав его, человек может забыть обо всем на свете. Считается, что утром на яблочный спас в яблоневый сад прилетает птица сирин, которая плачет и грустит. После полудня ее сменяет птица алконост, которая смеется и радуется.
Предшественницами русской птицы сирин были древнегреческие сирены, очаровывавшие своим волшебным пением моряков и несущие гибель кораблям. В славянской мифологии сирин описывается как райская птица, которая иногда появляется на земле и поет вещие песни, пророчествуя о грядущем райском блаженстве. Однако слушать пение сирин небезопасно: заслушавшись, можно лишиться рассудка. Поэтому в некоторых легендах сирин считается темной птицей, посланницей подземного царства.
Гамаюн - вещая птица, вестница богов. Она поет божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто умеет слышать тайные пророчества. Полет этой птицы смертоносную бурю приносит. Птице гамаюн известно все о происхождении неба и земли, богов и людей, зверей и птиц.
Старинные легенды и предания многих стран рассказывают о мифической гриф - птице. Голова и крылья у ней орлиные, а туловище и ноги - львиные. Перья у гриф - птицы острые, словно стрелы, клюв и когти словно сделаны из железа. Величиной эта птица - с огромную гору. Смертоносной считается птица скопа. Ее когти содержат яд, который безжалостная хищница выпускает в свою жертву.
Сказочная и мифическая жар-птица - воплощение небесного огня, солнца, грома и молнии. Питается она золотыми яблоками, дарующими молодость, красоту и бессмертие. Когда жар-птица поет, из ее клюва рассыпаются жемчужины. Это волшебное пение исцеляет больных и дарует зрение слепым. Каждой осенью жар-птица умирает, а весной возрождается вновь.
Дальней родственницей жар-птицы можно считать знаменитую птицу феникс, чей образ встречается в мифологии разных стран. По внешнему облику феникс напоминает орла, но отличается ярко - красным или золотисто - красным оперением. Феникс обладает способностью сгорать и возрождаться из пепла, а потому символизирует вечное обновление.
Список мифических птиц народов мира:
Алконост, ангх, арабу, Аэлла, басилевс, бубри, василиск, Гагана, гамаюн, гарпии, гаруда, грифоны, джатаю, жар-птица, карура, Катрей, кетцалькоатль, ливерпульская птица, майастра, мартлет, матаришван, маюра, нехбет, психофоры, птица зимбабве, птица рух, пэн, сампати, симург, сирин, сквадер, стимфалийские птицы, трёхглавый орёл, Турул, урартское крылатое божество, феникс, финист, цзинвэй, чжэнь - няо, чончон Ezomir.





Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!1) Тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». 1896
Первый раз о волшебных птицах я услышал еще в детстве из песни Высоцкого и удивился тому, что ничего я про этих птиц не знаю, - по крайней мере про тех, что назывались в песне. Любопытство – вот что толкает нас к поискам; но поскольку источника знаний современного человека - интернета, тогда не было, мне пришлось искать ответ на возникшие вопросы в библиотеке. И выяснил, что волшебных птиц в русских сказках пять – уже упомянутые Владимиром Семеновичем: Сирин, Алконост, Гамаюн и встречавшиеся мне, да, думаю, и вам ранее Жарптица и Финист Ясный сокол.
Теперь о каждой из них по подробнее:
СИРИН – птица печали, вестник властелина подземного мира. Пение её пленительно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду. У Сирина тело птицы, а голова – прекрасной женщины. Эта птица тоже служительница и исполнительница воли вышних Богов – наделена ими даром предвидения, даром утешения в печали и горе. Часто путешествует вместе с Алконостом; тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе.
АЛКОНОСТ – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с человеческим лицом (полуженщина-полуптица), с большими радужными, разноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помогает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и тревогах. Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исчезает мгновенно.

ГАМАЮН - Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов. Может предсказывать будущее. К птице Гамаюн приходят люди за советом, так как ведома вещей птице мудрость всех времён, всех народов.

ЖАР-ПТИЦА - Волшебная, светозарная солнечная птица. Исходящий от её оперения свет озаряет всю округу: «Чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится…». Сияние её перьев так же слепит глаза, как свет солнца или блеск молнии. В одной сказке о Жар-птице написано: «На ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны».

ФИНИСТ – бессмертная птица счастья и вечной молодости. В русских сказках это Финист-ясный сокол – образ возрождения и обновления человека. Днём сказочный Финист превращается в птицу, ночью – в прекрасного царевича. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости.
Ну и на последок текст той самой песни Владимира Семеновича Высоцкого в которой я про волшебных птиц услышал в первый раз:
В. Высоцкий “Купола»
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!

Птицы у славян обладают антропоморфными чертами

Первые мифологические предания о птицах сконцентрированы вокруг идеи полета.

В славянской мифологии, как и во многих других, герой преданий так или иначе стремится вознестись к небесам. В этом ему помогает ковер-самолет, сапоги, искусственные крылья и многое другое.

Все это является попыткой приблизиться к мечте множества народов – вознестись вверх, почувствовать свободу подобно птицам.

Однако наравне с этим, птица в славянской мифологии также является олицетворением мудрости, своеобразным «советчиком».

Его роль исполняет сокол или ворон. Птица Гамаюн является глашатаем, вестником богов, ей отведена роль «переводчика» божьей воли.

Настолько разношерстый образ птицы не мог остаться без своей «ложки дегтя».

Есть среди мифологических образов и откровенно отрицательные, в той или иной мере. Так, к примеру, Стратим-птица разрушительна по своей природе, поскольку ведает всеми бурями и ненастьями на земле и море.

Первые упоминания об Алконосте и Сирине

Птица Алконост, как и её вечная спутница Сирин, это два неотъемлемых образа рая - Ирия. Обе птицы благие по своей природе, но встреча с любой из них не сулила ничего хорошего обычному человеку.

Примечательно, Алконост, как и Сирин, восходят к греческой мифологии и являются прямой отсылкой к Сфинксу и Алкионе.

Этот наглядный пример показывает то, какое влияние оказала греческая культура на формирование славянской.

Алконост как вестник радости

По легенде, Алкиона, дочь Эола, прогневила Зевса тем, что взяла имена владык пантеона для себя и собственного супруга.

Она была обращена в зимородка. Согласно поверьям, в канун зимнего солнцестояния море затихает на 14 дней, этот период Алкиона в образе птицы высиживает яйца в собственном гнезде, которое качается на морских волнах.

Что произошло с ее супругом неизвестно. В любом случае, именно легенда об Алкионе является центральной в формировании образа птицы Алконоста.

«Держащая в своих прекрасных руках райский цветок и свиток о воздаянии в раю за дела благие»

Именно такое описание Алконоста можно встретить чаще всего. Птица обладает женским торсом, головой, руками.

Примечательно, в сказаниях подчеркнут тот факт, что птица Алконост владеет также вторичными половыми признаками, а именно женской грудью.

Она является вестником радости, блаженства и удовольствия, ожидающего всех истинно верующих за вратами рая.

Среда обитания и особенности

В славянской мифологии птица Алконост оплакивает погибших после крупных сражений, чаруя всех собственным голосом.

Она отнюдь не зла, наоборот, нрав её кроткий, как у ягненка.

Вместе с тем, птица несет опасность любому человеку, поскольку ее пение заставляет услышавшего забыть обо всем на свете и просто слушать, порой на протяжении вечности.

Наиболее раннее изображение птицы Алконоста встречается в миниатюре XII века.

Там мифическое существо изображено с бурым, сероватым оперением, красивым лицом, нежными руками молодой девушки и подтянутой грудью.

Белым оперением, а также короной, Алконоста наделил художник Васнецов, который рассматривал этот образ как центральный в славянской мифологии.

По легенде Алконост проживает в Ирие, однако отдельные предания утверждают, что место птицы на острове Буяне или же у бассейна реки Евфрат.

Примечательно, образ сфинкса, сформированные уже при греках, часто встречался в мифологии цивилизации шумер, которая зарождалась на берегах «зеленого» Евфрата.

Размножение

Птица Алконост несет яйца посередине зимы прямо в волны морские. Там они лежат 7 дней, все это время на море царит полный штиль, дабы не мешать развитию потомства.

В назначенный срок яйца всплывают, после чего птице остается только их высидеть на берегу.

Что происходит с птицами в старости и умирает ли Алконост, неизвестно.

Действительно ли существовала уникальная птица Рух, обладающая размахом крыльев в тридцать шагов? И если да, то где она обитала? Различные источники уверяют, что громадная птица наделена огромной силой и способна уносить ввысь многотонных слонов и мифических африканских единорогов.

Как выглядит птица Рух

В одних источниках утверждается, что внешность Рух устрашающая – когти огромных размеров, похожие на громадные острые крюки, тело – грифона, но такое огромное, как гора, а голова похожа на льва, где вместо клюва – огромные клыки. Другие легенды говорят о том, что голова у птицы похожа на орлиную и клюв ее – как целый корабль. Единственного мнения о внешности птицы не существует, но все легенды сходятся в том, что мифическое существо обладало поистине громадными размерами.

Птица описывается как создание жестокое, злобное и агрессивное. Считалось, что если Рух заметит корабль на морских просторах, то обязательно уничтожит судно и команду. Размеры и мощь птицы настолько велики, что уничтожить пернатого монстра не удавалось никому даже в мифических рассказах. При встрече с монстром нужно было прятаться или бежать во весь опор, что в большинстве случаев оказывалось бесполезной затеей.

Где обитает птица Рух

Где могли жить и почему ученые до сих пор не нашли доказательств существования легендарной Рух? Неужели кости вымерших птиц истлели и поэтому не могут служить доказательством их реального существования?

Все ответы на эти вопросы можно найти в легендах. В Китае считалось, что родина Рух – Мадагаскар и птицы обитают на чудесном острове, полном еды и питья. На Ближнем Востоке ареалом обитания сказочных монстров считался Китай. Многочисленные раскопки, проведенные археологами не нашли ни одного фактического подтверждения того, что птицы населяли нашу планету.

В легендах редкие появления птицы взорам путешественников и отсутствие физических доказательств объясняются тем, что создания живут не совсем в нашей реальности, а скрываются в так называемых «пограничных территориях». Это место описывается как необычное, наполненное самыми невероятными существами. Никто не может достоверно описать, где оно и как туда попасть. Но многие источники говорят о том, что в местах перехода происходят аномальные явления. Божественная птица способна свободно преодолевать невидимую грань между мирами, обретать реальное тело и являться редким свидетелям.

Могут ли современники встретить мифическую птицу?

Ученые отрицают такую возможность, считая, что прообразом легендарного создания были птицы–гиганты эпиорнис, обитавшие на Мадагаскаре и вымершие три века назад. Научный мир убежден, что нелетающего гиганта принимали за птенцов мифической птицы Рух.

В мифологии птица считается бессмертной, и многие убеждены, что многочисленные свидетельства мореплавателей и путешественников относятся к одной и той же особи, которая время от времени покидает свой мир в поисках развлечений и видов для созерцания красоты нашего мира.

Возможно, мы тоже имеем возможность стать свидетелями чудесного появления удивительного создания, ведь если она бессмертна и действительно обитает в призрачных мирах, то существует вероятность, что современники или будущие поколения смогут своими глазами увидеть мифическую птицу и убедиться в ее существовании.

Истории известно множество мифических существ мира, которые живут только в воображении людей. Некоторые из них абсолютно точно вымышлены, некоторые напоминают реальных животных. Разнообразие мифических существ сложно описать - если собрать их в одной книге только по названиям, получится том более, чем на 1000 страниц. В каждой стране создания разные - в зависимости от территории проживания отличаются и предания. В некоторых легендах преобладают добрые мифические существа, в некоторых - красивые, но опасные.

Разновидности мифических существ

Каждое создание обладает настолько разными, а порой и противоречивыми характеристиками, что отнести его к какому-либо виду крайне сложно. Но специалисты в области мифологии сумели объединить все многообразие существ в один список, который включает 6 основных категорий.

К первой группе относят гуманоидных созданий, т. е. тех, кто похож на человека. Они имеют классические характеристики людей - прямохождение, аналогичное строение тела, способности к ручному труду, использование интеллекта в сложных жизненных ситуациях. От людей такие существа обычно отличаются силой, ростом и магическими способностями.

  1. Великаны отличаются своими исполинскими размерами. В легендах их описывают, как огромных, грозных, озлобленных существ. С людьми обычно отношения плохие - враждебные. Интеллект снижен, характер вспыльчивый. Основные виды великанов - орки, циклопы, пещерные люди.
  2. Карлики являются противопоставлением великанам. Их рост обычно около 1 м или ниже в зависимости от вида. К примеру, хоббиты достигают более 1 м, а феи могут быть совсем крошечными и помещаться в ладошку ребенка. К карликам относят боггартов и лепреконов.
  3. Отдельным пунктом стоит выделить сотворенных человеком существ. К ним относятся големы и гомункулы. Издавна алхимики работают над их созданием, и в мифологии рассказывается об успешных попытках, которые официально не подтверждены.

Это только первая часть из всех многочисленных существ, когда-либо описанных в мифологии. Естественно, что гуманоидов насчитывается гораздо больше, нежели перечислено в списке, здесь только самые известные. Создания, схожие с людьми наибольшим образом, достойны отдельного описания.

Подтип людей - наиболее обширный. В него входят разные существа, которые наиболее похожи по анатомии на человека. Из крупных созданий - йети, орки и тролли.

  1. Йети, или как его еще называют - снежный человек, появился в мифологии относительно недавно. Его рост превышает 2-3 м, а все тело покрывает густой волосяной покров, белого или серого цвета. К людям снежный человек старается не выходить, избегает их. Есть очевидцы, которые утверждают - они встречали снежного человека. Но наука пока что не подтвердила его существование - это автоматически делает его мифическим. Йети очень популярны в культуре народов севера - там выпускается много сувенирной продукции с его изображением.
  2. Орки - это мифические человекоподобные создания родом из Европы, имеют небольшое сходство с троллями и гоблинами. Орки обычно изображаются, как небольшого роста существа, с безобразными чертами лица. Тело неравномерно покрыто шерстью, руки и ноги непропорционально большие по отношению к туловищу. Упоминались орки в легендариуме Толкиена, где представлены в виде жестокого народа, который служил темным силам. Их особенностью была абсолютная непереносимость света, т. к. созданы они были в полной темноте.
  3. Тролли - огромные существа, родиной которых является Швейцария. Они живут на скалах, в лесах или в пещерах. Легенды описывают троллей как огромных, уродливых созданий, которые запугивают людей, если те зашли на их территорию. Тролли, по преданиям, могли похищать человеческих женщин и детей, и поедать их среди скал. Защититься от монстров можно только с помощью христианской символики - крестов, святой воды и колоколов. При виде этих вещей тролли обращаются в бегство. Так сказано в энциклопедиях монахов.

Образ птицы в мифологии различных народов практически всегда является неотъемлемой частью творца, Бога, если угодно.

Так, на плечах у Одина вольготно примостились Хугин и Мунин, ведавшие запретным знанием и рассказывающие верховному правителю асов события как из прошлого, так и из будущего.

Птицы в славянской мифологии и вовсе занимают центральное место.

Верховное божество Род, давшее начало миру, является людям в образе серой утки (селезня), демонстрируя единство суши и воды. Ей же приписывают насест двух яиц: Явь и Навь, добра и зла, двух половинок всего сущего.

Мечты о полете

Птицы у славян обладают антропоморфными чертами

Первые мифологические предания о птицах сконцентрированы вокруг идеи полета.

В славянской мифологии, как и во многих других, герой преданий так или иначе стремится вознестись к небесам. В этом ему помогает ковер-самолет, сапоги, искусственные крылья и многое другое.

Все это является попыткой приблизиться к мечте множества народов – вознестись вверх, почувствовать свободу подобно птицам.

Однако наравне с этим, птица в славянской мифологии также является олицетворением мудрости, своеобразным «советчиком».

Его роль исполняет сокол или ворон. Птица Гамаюн является глашатаем, вестником богов, ей отведена роль «переводчика» божьей воли.

Настолько разношерстый образ птицы не мог остаться без своей «ложки дегтя».

Есть среди мифологических образов и откровенно отрицательные, в той или иной мере. Так, к примеру, Стратим-птица разрушительна по своей природе, поскольку ведает всеми бурями и ненастьями на земле и море.

Первые упоминания об Алконосте и Сирине

Птица Алконост, как и её вечная спутница Сирин, это два неотъемлемых образа рая — Ирия. Обе птицы благие по своей природе, но встреча с любой из них не сулила ничего хорошего обычному человеку.

Примечательно, Алконост, как и Сирин, восходят к и являются прямой отсылкой к Сфинксу и Алкионе.

Этот наглядный пример показывает то, какое влияние оказала греческая культура на формирование славянской.

Алконост как вестник радости

По легенде, Алкиона, дочь Эола, прогневила Зевса тем, что взяла имена владык пантеона для себя и собственного супруга.

Она была обращена в зимородка. Согласно поверьям, в канун зимнего солнцестояния море затихает на 14 дней, этот период Алкиона в образе птицы высиживает яйца в собственном гнезде, которое качается на морских волнах.

Что произошло с ее супругом неизвестно. В любом случае, именно легенда об Алкионе является центральной в формировании образа птицы Алконоста.

«Держащая в своих прекрасных руках райский цветок и свиток о воздаянии в раю за дела благие»

Именно такое описание Алконоста можно встретить чаще всего. Птица обладает женским торсом, головой, руками.

Примечательно, в сказаниях подчеркнут тот факт, что птица Алконост владеет также вторичными половыми признаками, а именно женской грудью.

Она является вестником радости, блаженства и удовольствия, ожидающего всех истинно верующих за вратами рая.

Среда обитания и особенности

В славянской мифологии птица Алконост оплакивает погибших после крупных сражений, чаруя всех собственным голосом.

Она отнюдь не зла, наоборот, нрав её кроткий, как у ягненка.

Вместе с тем, птица несет опасность любому человеку, поскольку ее пение заставляет услышавшего забыть обо всем на свете и просто слушать, порой на протяжении вечности.

Наиболее раннее изображение птицы Алконоста встречается в миниатюре XII века.

Там мифическое существо изображено с бурым, сероватым оперением, красивым лицом, нежными руками молодой девушки и подтянутой грудью.

Белым оперением, а также короной, Алконоста наделил художник Васнецов, который рассматривал этот образ как центральный в славянской мифологии.

По легенде Алконост проживает в Ирие, однако отдельные предания утверждают, что место птицы на острове Буяне или же у бассейна реки Евфрат.

Примечательно, образ сфинкса, сформированные уже при греках, часто встречался в мифологии цивилизации шумер, которая зарождалась на берегах «зеленого» Евфрата.

Размножение

Птица Алконост несет яйца посередине зимы прямо в волны морские. Там они лежат 7 дней, все это время на море царит полный штиль, дабы не мешать развитию потомства.

В назначенный срок яйца всплывают, после чего птице остается только их высидеть на берегу.

Что происходит с птицами в старости и умирает ли Алконост, неизвестно.

Сирин как вестник грусти

Сирин является вечной спутницей Алконоста и также способна зачаровать любого слушателя своим мелодичным голосом.

Она необычайно красива, но способна свести человека с ума, заставить навечно увязнуть в мечтах о будущем, наступление которого провозглашает Алконост.

Птица, согласно поверьям, прилетает в яблочные сады на спас, и до полудня поет с невыразимой грустью, пока ее не сменит Алконост. Поэтому Сирина считают темной птицей.

Внешние отличия от Алконоста

Сирин изображен с более темным оперением, символизирующим его «злое» начало

Сирин выглядит несколько иначе, нежели Алконост, хотя их легко можно перепутать.

Голова этой птицы непокрыта, но иногда вокруг нее изображен нимб, олицетворяющий божественность существа.

Также у Сирина нет женских рук, а обиталище его — райские сады.

Иногда птица спускается на землю для того, чтобы огласить людям слова вещие, да вот только далеко не всегда этого вестника встречают хлебом-солью.

Сирина часто можно встретить на гравюрах XV-XVI веков, где он представлен в неожиданном амплуа, а именно в качестве противника людей, отгоняющих птицу выстрелами из пушек.

Примечательно, славяне почитали культ силы, мужества и братства. Сам факт того, что в настолько «строгой» мифологии есть место нескольким прекрасным образам, кажется чуждым.

Так, к примеру, Елена Премудрая наравне с мыслью также отменно владела булатной сталью. Возможно именно поэтому Сирина славяне не просто страшились, а тщательно отгоняли, поскольку его пение «чуждо» сильному народу.

Однако, в отличие от большинства мифологических образов, у Сирина нет яркого оппонента, он является самобытным образом.

Аналогия с женщиной

Интересно, но большинство птиц в , в той или иной мере, имеют женское альтер-эго.

Так, к примеру, Царица-лебедь умела оборачиваться прекрасной птицей, Алконост и Сирин вовсе обладали женским торсом. Птица Гамаюн несколько отличалась от «собратьев», поскольку черты её лица строгие, правильные, она – воплощение мудрости, а потому в её лике нет место празднеству или блаженству.

Вполне возможно, что славяне считали женщину своеобразным воплощением первоначальной силы Рода, то есть способной привнести в мир новую жизнь.

Птица в славянской мифологии занимает если не центральное, то приближенное к нему место. Она является неизменным спутником главного героя, как помогая, так и препятствия его продвижению.

«Отчего люди не летают так, как птицы?»

Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост

Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Сирин


Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!

Стратим


Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

…Которая птица всем птицам мати?
А Стратим -птица всем птицам мати.
А живет она на Океане-море,
А вьет гнездо на белом камене;
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим -птицы
И на ее на детушек на маленьких,
Стратим -птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися,
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червленые корабли
С товарами драгоценными!
«Голубиная книга»

Феникс


(возможно от греч. «пурпурный, багряный») - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа - возрождается из пепла.

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» — так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна — Феникса, то можно рассказать такую легенду.

Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.

Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».

Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.


Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица , скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи — Васнецов, Врубель, Бакст.

ТАЙНЫ ЖАР-ПТИЦЫ
В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица , ptak Ohnivak (чех. и словак.) — сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица , не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Жар-птица

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса– огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время, как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Ивана Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Огненное перо жар птицы

По всем известной сказке Иван-дурак нашел перо жар птицы в лесу на пне, когда ночью проходил мимо. Это перо светится в темноте, горит, будто огнем светится. Сначала Иван даже решил, что это огонь горит во тьме ночной, но, подойдя поближе, они увидел перо неземной красоты.

По некоторым описаниям это перо золотое, как и все оперение жар птицы, некоторые говорят о красном, оранжевой, желтом и даже малиновом окрасе перьев жар птицы. Кто-то упоминает, что жар птица светится серебром и золотом, а крылья ее огненные, что еще раз доказывает связь жар птицы с фениксом. В книжках жар птицы и ее перья рисуют обычно красными и оранжевыми.

Свойства пера жар птицы

Перо жар птицы может осветить любое, самое темное помещение так, что ночью там будет светло, как не бывает самым ясным днем. Если вы помните сказку, именно так слуга царя заметил, что у Ивана дурака появилось перо жар птицы, мигов доложив об этом своему господину.

По легендам со временем перо жар птицы перестает светиться и гореть огнем,затвердевая и превращаясь в золото. Найдя несколько таких перьев, можно неплохо разбогатеть, знать бы еще, где искать.

Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Перо жар птицы еще долгое время, пока не станет золотым, сохраняет свойства оперения жар птицы. И кроме того, что оно ярко светится, оно дает тепло. По всей видимости, не такое, чтобы им можно было обжечься, так как Иван-дурак брал его голыми руками, но достаточное, чтобы можно было согреться от него. Этакая неплохая грелка.

Как-то мне случайно попалась статья, в которой ссылаясь на славянскую легенду, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и холодом сердец своих себя губят, отправили они на землю волшебный огонь любви в виде птицы — Жар-птицы.

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.
Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. ВедьЖар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча — обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит — не выносит она его, и убить ее просто… Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота…

Такая вот красивая легенда. Жаль, что мне так и не удалось найти оригинал.

Сказание о Жар-Птице

Хотите — верьте, хотите — проверьте.
Хотите — слушайте, хотите — услышьте.
Но дело было, былью поросло,
и то, чего не было – небылицами.

Только в одном тридевятом царстве,
небесном государстве
жили-были, красны девицы –
все такие они рукодельницы,
своей статью светлой пригожие,
красотою души погожие.
Только с людями, кто из них знался,
птицей райской представлялся,
птицей огненной обжигающей,
светом мир души озаряющей.
Звали их потому всех Жар-птицами,
изгоняющими все нечистое,
оттого-то всем людям не просто так
песни райских птиц теперь услыхать.
Но ждет каждого птица огненна,
что рукой не взять, не дотронуться,
там, где леший даже не хаживал,
Древо есть одно Жизни верное,
сидит птица там распрекрасная,
жаром пышит и дивным голосом
дарит путнику покой сладостный
и сжигает все, что неладно в нем.
Самому дойти к Древу вряд ли смочь,
не пускают люд силы темные,
стерегут от глаз стражи строгие
по указу свыше небесному.
С давних пор туда провожатые
находились, что знамо-ведали
обойти как чащи темные
и кручины гор непролазные.
Но достойных лишь и удачливых
привести моглось к Древу вечному,
чтоб при встрече с той птицей-девицей
перестал огонь обжигать ее.

Вот и весь сказ дивний тот.
Кто послушен был, пировать – за то.
по добру, по здорову, да во Славу
поживать, да при том не кручиниться!!!

Легенда Крыма о Жар-птице

Давным-давно мир, радость и благоденствие царили в нашем крае. Приезжали гости заморские с диковинными дарами, привечали их местные жители, водили смотреть на диво дивное – Жар-Птицу.

Была птица та красоты необыкновенной: каждое перышко на ней горело и переливалось, и светилась она в ночи, как ясно солнышко. Прилетала Жар-птица каждую ночь, чтобы полакомиться молодильными яблочками, которые росли в то время на нашей плодородной земле. Наевшись, начинала петь небесным голосом песни ангельские. Гости слушали целительное пение и восхищались таким богатым краем и его добрыми жителями.

Шел год за годом, и как-то с одним кораблем приплыла из-за моря Жадность. Заходила она в избы к людям, шептала на ушко злые умыслы.

Стали соседи ссорится друг с другом, выискивали себе гостей побогаче, чтобы доставались им лучшие и самые богатые дары. Мысли чёрные опутали головы, зависть лютая поселилась в добрых сердцах. Стали люди жадными, злыми да негостеприимными, стали злословить и часто ногами топать от гнева.

И затвердела земля, пошла каменьями, иссушилась без людской любви.

Засохли от этого яблоньки с наливными яблочками, некому стало ухаживать за ними. Да и не растут никогда волшебные яблони на земле, где брат брату руки не подаст и где раздор царит между людьми.

Перестала прилетать дивная Жар-Птица за любимым лакомством. Упало последнее наливное яблочко с ветки, зернышки попали в земные трещинки, да и не проросли вновь.

Так и лежат они там до сих пор, ждут, когда почва снова станет мягкой и заботливой. А земля лучше будет, только если на ней люди добрые и хорошие станут жить.

Как снова начнут люди в любви друг с другом сосуществовать, перестанут завидовать и козни злые чинить, так и земля и природа ответят им тем же. И прорастут тогда зернышки молодильной яблони, и снова станет прилетать к нам Жар-Птица. И вновь заморские гости пожалуют с дарами посмотреть на диво дивное, послушать песни ангельские, будут хвалить наш чудный процветающий край.