Порядок прекращения членства в СРО и образец уведомления (заявления). Выход из сро и смена сро Исключение строительных организаций из сро

С 2017 года проводятся активные проверки саморегулируемых организаций. В результате них обнаруживаются нарушения, из-за которых СРО исключают из реестра. Что делать участникам объединений в этом случае? Расскажем в этой статье.

Последствия исключения из реестра

Последствия исключения достаточно серьезны:

  • Невозможность продолжать свою деятельность далее.
  • Заключенные договоры на исполнение услуг аннулируются.
  • Нельзя заключать новые соглашения.
  • Утрата компвзноса.

В статье 450.1 ГК РФ указано, что получатель услуг может отказаться от условий договора в случае, если у поставщика услуг нет лицензии на выполняемую деятельность.

То есть последствия исключения из реестра больно ударяют по работе участника. Последний больше не сможет продолжать свою деятельность. Как исправить положение дел? Перед участниками стоят эти задачи:

  • Вступление в новую СРО для продолжения работы.
  • Возврат компенсационного фонда.

И если вторую задачу решить можно просто, то возвращение средств – это настоящая проблема.

Схема возврата средств

Схема возврата фонда отличается этим алгоритмом:

  1. Сведения об участнике исключаются из государственного реестра СРО.
  2. СРО, утратившая статус, направляет средства фонда в объединение.
  3. Участникам, которые состояли в исключенной из реестра СРО, должны вступить в иную организацию.
  4. Когда участники вступят в новую организацию, они могут обратиться в объединение с просьбой перевести средства фонда.
  5. Средства фонда направляются в новую СРО.

При принятии мер по возврату средств нужно учесть эти особенности:

  • Иногда СРО, исключенные из реестра, полностью или частично утратили средства фонда. Следовательно, и перевести их нельзя.
  • Средства можно перевести только в объеме, соответствующем объему взноса. К примеру, размер фонда составляет 300 000 рублей. Взнос в новую СРО составляет 100 000 рублей. Средства будут переведены только в объеме 100 000 рублей.
  • Для получения средств недостаточно направить в Национальное объединение заявление. К нему нужно приложить дополнительные бумаги, которые подтверждают вступление в новую СРО. Это копия протокола о принятии в состав организации.
  • Средства будут переведены только в том случае, если утратившая статус СРО направила в Национальное объединение хотя бы часть фонда.
  • Если в объединение пока не поступили средства от СРО, на заявление участников о переводе денег поступит отказ. Заявку придется подавать повторно.
  • Заявку о переводе рекомендуется составлять по форме, утвержденной Национальным объединением.
  • Выйти из действующей организации и перейти в новую СРО немедленно нельзя. Перед вступлением в новое объединение нужно подождать 12 месяцев. Соответствующее правило оговорено в части 6 статьи 55.7 ГК РФ.

Из приведенных особенностей можно сделать определенный вывод, в частности, получение взносов участниками зависит от действий учредителей СРО, исключенной из реестра.

Какие документы нужны для получения средств

Для получения своего взноса требуется направить заявление в Национальное объединение. К нему прилагаются эти документы:

  • Выписка протокола решения о том, что лицо было принято в новую СРО. В документе должен быть указан размер компенсационного взноса, установленный организацией.
  • Бумага, устанавливающая сумму взноса в СРО или копия платежного поручения, подтверждающего выплату взноса участником.
  • Справка из СРО о том, что под средства компенсационного фонда создан счет. Требуется указать его реквизиты.

Исключенные из организации участники должны направить в объединение информацию о предполагаемой дате перевода средств компенсационного фонда.

ВАЖНО! Если участник самостоятельно уплатил взнос, Национальное объединение должно будет возместить эти расходы. Средства переводятся на счет компании.

Некоторые противоречия

В предлагаемом участникам порядке есть некоторые противоречия. В частности, для получения своих средств компания должна вступить в новую СРО. Однако для вступления в организацию необходимо заплатить компенсационный взнос. То есть компании все равно придется оплачивать взнос самостоятельно. Но позже можно добиться возмещения расходов.

Также нужно учесть еще одну трудность. Часто участник направляет заявление в объединение и получает отказ по следующим причинам:

  • Исключенная из реестра СРО не перевела средства в объединение.
  • Сведения о компании не внесены в реестр новой СРО.

Большинство исключенных организаций не переводит компфонд в объединение в полном объеме. Как правило, в этом случае на них подают в суд. Однако судебные разбирательства длятся очень долго.

Как исправить сложившуюся ситуацию

Итак, Минстрой прописал алгоритм действий при исключении СРО из реестра. Однако этот алгоритм не является работающим. Можно ли что-то сделать в этой ситуации? Все зависит от конкретного положения дел. Если компания состояла в СРО с сомнительной репутацией, взнос, скорее всего, вернуть не получится. Однако все равно следует исполнять эти рекомендации:

  • Нужно постоянно отслеживать текущую ситуацию. Рассмотрим случай. Компания подала заявление в Национальное объединение, но ей отказали по причине того, что СРО не перевела средства компфонда. В этом случае нужно отслеживать перевод средств организацией. Заявление следует направить второй раз сразу после устранения причины отказа.
  • Если СРО не желает переводить средства, участнику следует подать исковое заявление в суд. Ответчиком по делу будет организация, третьим лицом – Национальное объединение.

К СВЕДЕНИЮ! Для предупреждения рассмотренных проблем следует внимательно подходить к выбору саморегулирующей организации.

Возможные подводные камни

Иногда бывшие участники организации сталкиваются с сомнительными схемами. К примеру, СРО компании исключили из реестра. Руководителю приходит письмо от организации о том, что было принято решение о переводе всех участников в новую СРО. В письме указывается, что вступительного взноса уплачивать не нужно. Перевод осуществляется в автоматическом порядке. Однако бесплатный перевод невозможен. Он не является законным по следующим основаниям:

  • Переход возможен только на основании заявления соискателя.
  • Компенсационный взнос может выплачивать только сам соискатель. Выплата не может производиться в рассрочку или третьими лицами.

То есть только сама компания может проявить инициативу по вступлению в СРО. Ловушка этой схемы заключается в следующих пунктах:

  • Участников и в самом деле переводят в другую организацию. Однако им придется терпеть постоянные проверки и поборы.
  • Выйти из организации будет сложно. Даже если компания сможет выйти из СРО, ей придется ждать год, прежде чем она вступит в новое объединение.

То есть согласие на такое сомнительное предложение обозначает постоянные расходы на поборы и блокировку своей деятельности на год при выходе из СРО.






Название: Исключение лица из СРО в строительстве и прекращение действия допуска СРО. Часть 1
Детальное описание:

В статье говорится о неоднозначности формулировки об исключении лица из членства в СРО в строительстве.
Наибольший интерес представляет порядок принудительного прекращения членства в , т.е. исключения лица из СРО.
С точки зрения автора настоящей статьи, в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ законодатель применил неудачную формулировку, записав, что "саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов в случае: ..." Возникают сразу два вопроса: во-первых, является ли имеющийся в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ перечень оснований для исключения из членов СРО в строительстве исчерпывающим, во-вторых, исключение лица из членов организации в названных случаях - это право или обязанность СРО?
Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к нормам п. 4 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случая, когда некоммерческое партнерство приобрело статус СРО. Если же некоммерческим партнерством приобретен статус СРО, то, по мысли законодателя, основания и порядок исключения из членов партнерства не могут быть установлены учредительными документами, а должны устанавливаться законом. Так, в соответствии со ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях исключение лица из членов СРО может применяться исключительно как мера дисциплинарного воздействия в случаях, когда это рекомендовано дисциплинарным органом СРО и подтверждено решением постоянно действующего коллегиального органа.
Возвращаясь к перечню оснований исключения из членов СРО в строительстве, установленному ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ, следует признать, что ввиду сказанного ранее данный перечень надо расценивать как исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию за счет включения во внутренние документы СРО в строительстве иных положений. Чтобы понять, насколько оправданно такое ограничение, рассмотрим установленный законодателем перечень. В него вошли:

  • 1) несоблюдение членом СРО в строительстве требований технических регламентов, повлекшее причинение вреда;
  • 2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом СРО в строительстве требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесение в установленный срок взноса в компенсационный фонд;
  • 5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица - члена СРО в строительстве свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, выданного данной СРО.

Исключить члена СРО в строительстве (прекратить допуск СРО в строительстве) по иным основаниям нельзя. Однако члены СРО - помимо соблюдения технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и правил саморегулирования и выполнения финансовых обязательств перед СРО в строительстве - должны нести иные обязанности члена некоммерческой организации, например участвовать в ее деятельности. Если член партнерства саботирует участие в общих собраниях, чем ставит под вопрос возможность принятия партнерством решений, необходимых для выполнения им своих функций, такого члена логично было бы исключить из организации. В СРО, однако, это не допускается, поэтому саморегулируемой организации придется изыскивать иные способы воздействия на таких членов.




После вступления в силу Федерального закона №372 от 03.07.2016 многие строительные компании столкнулись с ситуацией при которой их организация оказывается в числе исключенных из СРО или вообще пропадает из реестра членов размещенном на сайте саморегулируемой организации. Зачастую над такими компаниями нависает угроза потери контракта, отказа в возмещении НДС и окончания строительной деятельности. Разбираем как выйти из этой ситуации.

3 карточек 08.09.2016 17:44:36

Моя компания состояла в строительном СРО. Получили уведомление об исключении.

Список оснований для исключения организации из членов СРО указан в действующем законодательстве, а также в нормативных документах саморегулируемой организаций. К сожалению, некоторые недобросовестные участники саморегулирования в преддверии 01.11.2016 (даты к которой нужно будет разместить средства компенсационного фонда на счетах в уполномоченных Правительством банка) пытаются "сэкономить", т.е. уменьшить нормативный размер КФ с целью соответствовать требованиям законодательства.

В результате могут пострадать не только члены СРО, исключение которых обосновано и законно, но и добропорядочные компании, исполняющие все требования законодательства.

Выполнение строительных работ, получение допуска к которым необходимо по законодательству, без членства в СРО запрещено. Также как и для участия в конкурсных процедурах заказчик всегда требует наличия действующего свидетельства о допуске.

Для возобновления строительных работ вам как можно быстрее необходимо вступить в другую саморегулируемую организацию. Только в этот раз к выбору партнера следует подойти более тщательно. Также необходимо помнить что законодательство теперь обязывает строительные организации вступать в СРО по месту своей регистрации. Например,

В силу этого же закона минимальный взнос в компенсационный фонд возмещения вреда теперь составляет 100 000 рублей (и дает право заключать договоры до 60 000 000), поэтому затраты на возобновление строительной деятельности, в сравнении с издержками из-за ее приостановления, будут весьма не существенными.

А как быть с уплаченным компенсационным фондом в предыдущее СРО? Можно ли его вернуть?

Однозначного ответа на этот вопрос без должного изучения всей ситуации дать нельзя. В случае если исключение произошло с нарушением законодательства, то необходимо обращаться в суд и отстаивать свое право на возврат ранее уплаченного компенсационного фонда.

Членам и кандидатам на вступление в Ассоциацию предоставляется право воспользоваться бесплатными дополнительными возможностями, одной из которых является правовая консультация членов СРО.

  • 1. Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:
  • 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;
  • 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;
  • 3) смерти индивидуального предпринимателя - члена саморегулируемой организации или ликвидации юридического лица - члена саморегулируемой организации.
  • 1.1. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
  • (часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 2. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:
  • 1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;
  • 2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
  • 5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса;
  • 6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
  • (п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ)
  • 3. Решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.
  • 4. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
  • ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 5. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Комментарий_

  • 1.1. Комментируемая статья регулирует прекращение членства в СРО в градостроительной сфере по любым основаниям: как виновным, так и невиновным, как по инициативе СРО, так и по инициативе самого члена СРО.
  • 2. Случаи исключения из СРО, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК, в части, относящейся к нарушению технических регламентов, отличаются тем, что в первом случае имеется в виду любое однократное несоблюдение членом СРО требований технических регламентов, повлекшее последствия в виде причинения вреда, а во втором случае речь идет о нарушении технических регламентов, не повлекшем причинения вреда, но при этом неоднократном в течении года или грубом. Закон не конкретизирует понятие грубого нарушения применительно к техническим регламентам, так же как и применительно к документам СРО, нарушение требований которых влечет исключение из СРО согласно ч. 2 комментируемой статьи.

Что касается неоднократности нарушений в течение года, то для исключения лица из СРО необходимо, чтобы первое его нарушение в течение года было надлежащим образом зафиксировано и в связи с ним должны быть применены меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 55.15 ГрК. Представляется, что норма п. 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК не подразумевает, что для исключения из СРО необходимо, чтобы дважды в течение года были нарушены требования одного и того же из перечисленных документов или требования документов одного и того же вида (например, повторное в течение года нарушение требований именно и только технических регламентов). В действительности каждое из двух нарушений может касаться требований любого из перечисленных документов (например, если первое нарушение касалось требований технических регламентов, а второе - правил саморегулирования, то исключение из СРО возможно). По-видимому, как и в иных отраслях законодательства (в частности, согласно нормам гл. 11 ГК), под годом в данном случае следует понимать не календарный год, а годичный период, в данном случае исчисляемый с момента совершения первого нарушения и истекающий в соответствующие дату и месяц следующего календарного года.

3. Одним из оснований для исключения из СРО является неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов. Рассматривать признак неоднократности и исчислять годичный срок следует так же, как и в случае п. 2 ч. 2 комментируемой статьи. Исходя из буквального содержания нормы, исключение по этому основанию возможно только из тех СРО, в которых установлено внесение членских взносов несколькими периодическими платежами в течение года (например, ежемесячно, ежеквартально). Если же обязанность по уплате взносов возникает у членов СРО не чаще чем раз в год (т.е. с промежутком в год или более), то данная норма будет фактически неприменима.

При этом исключение из СРО по этому основанию не препятствует СРО также и взыскать с члена СРО, в том числе бывшего, не уплаченные членские взносы за период его членства в СРО. Это подтверждается судебной практикой. В то же время спорным в судебной практике является вопрос о том, вправе ли СРО взыскать членские взносы за полный год, если лицо пробыло в СРО только часть года.

С одной стороны, имеется ряд судебных актов, в которых указывается, что, если данный вопрос прямо не урегулирован в уставе партнерства, имеющего статус СРО, то неуплаченные взносы могут быть взысканы только за часть года (например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 № 06АП-1085/2012 по делу № А04-9707/2011). При этом суды ссылались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 4 октября 2011 г. № 7073/11 по делу № А41-27185/10. Согласно этой правовой позиции обязанность по уплате членского взноса должна быть поставлена в зависимость от периода нахождения участника в некоммерческом партнерстве с учетом даты получения партнерством заявления общества о своем выходе из состава членов партнерства; применение аналогии закона (норм об ассоциациях и союзах), обязывающих уплачивать членские взносы за весь год, неуместно.

С другой стороны, следует отметить, что Президиум ВАС обосновал этот вывод тем, что, в отличие от партнерства, которое вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО), ассоциации и союзы такую деятельность вести не могут (абз. 2 п. 1 ст. 11 ФЗ о НКО), и бремя финансирования ассоциаций и союзов возложено на участников исключительно за счет внесения членских взносов, чего нет в некоммерческих партнерствах. Учитывалось и то, что после выхода из партнерства бывший его член утрачивает возможность получать от партнерства встречное предоставление. Однако рассмотренное Президиумом ВАС дело касалось членских взносов в партнерстве, не имевшем статуса СРО. СРО же, как и ассоциации и союзы, также не имеют права вести предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО, ч. 1 ст. 14 ФЗ о СРО), поэтому их статус ближе к статусу ассоциаций и союзов, чем некоммерческих партнерств, не являющихся СРО. Поэтому по другому аналогичному делу арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что членские взносы с члена СРО могут быть взысканы за полный год, даже если его членство в СРО прекратилось раньше (Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 по делу № А40-75476/11-48-621).

Эта неопределенность актуальна и для случаев, когда член СРО требует взыскать со СРО излишне уплаченные, по его мнению, членские взносы за часть года после прекращения его членства в партнерстве, поскольку такие споры фактически касаются тех же правоотношений. По вопросу о возможности возврата уплаченных членских взносов также см. ч. 4 комментируемой статьи.

  • 4. Исходя из буквального содержания п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, неисполнение членом СРО обязанности по внесению взноса в компенсационный фонд дает СРО право только исключить из СРО этого члена СРО, но не взыскать с него взнос в компенсационный фонд. Это подтверждается судебной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 18.07.2013 по делу № А35-10322/2012).
  • 5. Норма п. 5 ч. 2 комментируемой статьи не относится к случаю, когда член СРО фактически выполняет хотя бы один вид работ, на который у него нет свидетельства о допуске. В таком случае ГрК последствий не предусматривает, а ответственность наступает по нормам ст. 9.5.1 КоАП; в исключительных случаях возможна и принудительная ликвидация согласно п. 2 ст. 61 ГК.

Действительный смысл п. 5 ч. 2 комментируемой статьи в другом - имеется в виду случай, когда у члена СРО вообще нет ни одного действующего свидетельства этой СРО о допуске. Как правило, это возможно, если действие свидетельства о допуске прекращено в отношении всех ранее указанных в нем видов работ, что возможно как по инициативе СРО, так и по инициативе члена СРО.

6. Новым для ГрК является такое основание исключения из СРО, как неоднократное в течение одного года привлечение члена СРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Исчисление годичного срока должно осуществляться так же, как указано выше применительно к неоднократному нарушению технических регламентов и документов СРО, но с учетом того, что в данном случае годичный срок начинает течь не с момента совершения членом СРО нарушения миграционного законодательства, а именно с момента привлечения к ответственности за это нарушение.

Следует отметить, что норма сформулирована максимально широко и подразумевает привлечение к ответственности за любое нарушение миграционного законодательства, а не только незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1,2,4 ст. 18.15 КоАП) или неуведомление об этом уполномоченных государственных органов (ч. 3, 5 ст. 18.15 КоАП). Это могут быть и неисполнение обязанностей по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП), и иные нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ч. 1,3, 5, 6 ст. 18.9 КоАП), совершенные членом СРО как принимающей стороной, а также любое иное нарушение норм гл. 18 КоАП, которое может совершить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В отдельных случаях лично член СРО, имеющий статус индивидуального предпринимателя, может быть даже субъектом уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства по ст. 322.1 УК «Организация незаконной миграции».

Более того, поскольку закон не ограничивает правоспособность членов СРО деятельностью в градостроительной сфере, с учетом буквального текста нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи следует сделать вывод о том, что она охватывает даже нарушения, никак не связанные с выполнением работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и вообще не связанные с инженерными изысканиями, проектированием или строительством. В подобной ситуации исключение нарушителя из числа членов СРО не будет соответствовать целям саморегулирования и СРО в градостроительной сфере, сформулированным в ст. 55.1 ГрК. С учетом этого надо признать, что диспозиция нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи сформулирована излишне широко.

7. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает общее правило о невозможности возврата лицу, прекратившему членство в СРО, уплаченных вступительного взноса, членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО. Применительно к компенсационному фонду исключение из этого правила установлено ч. 3 ст. 55.16 ГрК, ч. 4 ст. 3.2 ФЗ о введении в действие ГрК. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 55.16 ГрК.

В судебной практике дополнительно отмечалось, что фактическое невыполнение членом СРО работ, указанных в свидетельстве о допуске к отдельным видам работ, которые влияют на безопасность объектов строительства, не является основанием для возврата ему взноса в компенсационный фонд при выходе из состава членов СРО (Определение ВАС РФ от 19.09.2012 N° ВАС-12267/12 по делу № А56-1294/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 по тому же делу). При этом суды отметили, что правовое значение для определения права на возврат взноса в компенсационный фонд имеет факт включения соответствующих видов работ в свидетельство о допуске, а не реальное осуществление строительной организацией этих работ.

Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ.

Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными.

В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  • Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  • Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  • Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  • Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  • Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  • Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  • Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  • Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.
  • С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

    Последствия для компаний

    После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке.

    Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства.

    Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

    Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

    Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться.

    В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации.

    В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

    К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

    Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

    Выбор новой организации

    Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

    СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена.

    Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления.

    Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

    Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

    Что делать, если вашу СРО исключили из государственного реестра?

    В настоящее время на практике участились случаи, когда СРО исключают из государственного реестра. На момент написания настоящей статьи НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) исключило из государственного реестра более 50 строительных СРО, НОПРИЗ (Национальное объединение проектировщиков) исключило из государственного реестра 26 проектно-изыскательских СРО.

    Что такое исключение СРО из государственного реестра? Это лишение СРО специального статуса, процедура аналогична отзыву лицензии у банка.

    Внесение информации о строительной (проектной) организации в реестр членов СРО является юридически значимым действием и с даты включения в реестр СРО у организации возникает право на осуществление строительства (проектирования).

    При лишении СРО статуса прекращают действие и выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования). То есть с даты исключения СРО из государственного реестра (не путать с ликвидацией организации и исключением сведений из ЕГРЮЛ) автоматически аннулируются выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования).

    Когда СРО лишают статуса , строительная (проектная) организация сталкивается с необходимость решения двух вопросов:

  • что делать с действующими договорами подряда на строительство (проектирование), ведь выданная выписка из реестра членов СРО теперь недействительна?
  • что будет с уплаченными ранее средствами компенсационного фонда ?
  • Ответить на первый вопрос не сложно: необходимо срочно вступать в новую СРО (в противном случае вы рискуете сорвать контракт). О том, как выбрать СРО смотрите здесь.

    Ответ на второй вопрос нашёл отражение в законе. Часть 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ говорит, что исключенная из государственного реестра СРО обязана в недельный срок (с даты исключения СРО из реестра) перечислить средства компенсационных фондов на соответствующие специальные счета НОСТРОЙ, либо НОПРИЗ.

    В свою очередь часть 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривает право организаций (бывших членов СРО), в случае если они вступили в новые СРО, обращаться в НОСТРОЙ (строительство), либо НОПРИЗ (проектирование) о перечислении средств компенсационных фондов, на счета новых СРО, в которые они вступили.

    Зачисленные на счета НОСТРОЙ (НОПРИЗ) средства компенсационных фондов исключенных СРО, перечисляются в новые СРО в ранее уплаченном размере на основании соответствующих заявлений членов СРО в соответствии с Приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций».

    На практике ситуация осложняется тем, что СРО исключают из государственного реестра как раз по причине отсутствия (недостаточности) средств компенсационных фондов .

    Установленный законом недельный срок, СРО также не соблюдают . Средства компенсационных фондов приходится забирать через суд.

    В результате всех этих процедур компенсационные фонды поступают на счета НОСТРОЙ и НОПРИЗ отдельными частями и не в полном объеме.

    На сайте НОСТРОЙ (строительство) есть специальный раздел, посвященный информации об исключенных СРО. На данной странице есть исчерпывающая информация относительно поступивших в НОСТРОЙ средствах компенсационных фондов от исключенных СРО. Там также имеется форма заявления о переводе средств. Аналогичный раздел есть на сайте НОПРИЗ.

    Единственный момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание – это механизм, в соответствии с которым распределяются средства компенсационных фондов. Механизм очень прост – кто первый успел подать заявление, тот и получит свои средства в первую очередь .

    Допустим, если СРО, в которой вы состояли, перевела на счёт НОСТРОЙ 10 миллионов рублей, а совокупный объем требований по заявлениям составляет 15 миллионов рублей, то будут удовлетворены требования только по первым заявлениям на общий объём 10 миллионов рублей, по остальным заявлениям на объём 5 миллионов рублей НОСТРОЙ напишет отказ. Однако, если в течение нескольких дней поступят новые средства, требования вновь будут удовлетворяться в соответствующих объемах.

    Полагаем, что перед отправкой заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ) самым верным будет для начала уточнить о наличии переведенных средств компенсационных фондов .

    В случае если средства есть на счетах НОСТРОЙ (НОПРИЗ) заявление о переводе средств необходимо немедленно направлять в их адрес .

    Если информации о поступлении денежных средств нет, то заявление отправлять не имеет смыла, лучше продолжить мониторинг сайта НОСТРОЙ (НОПРИЗ) на предмет поступления средств.

    Для информации! Некоторые организации, чтобы не пропустить поступление средств, ежедневно отправляют такие заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), тем самым в разы повышают свои шансы на перечисление средств компенсационных фондов.

    Для информации! В настоящее время появилась судебная практика, в соответствии с которой бывшие члены исключенных СРО взыскивают средства компенсационных фондов с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

    Суды мотивируют свои решения тем, что ситуация, при которой СРО не переводит средства компенсационных фондов — это проблема НОСТРОЙ (НОПРИЗ).

    Организация не может быть виноватой, что СРО не переводит средства, а НОСТРОЙ (НОПРИЗ) их не истребовал.

    По вопросу составления заявление о переводе средств компенсационных фондов в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), а также по иным вопросам, связанным с СРО вы можете обратиться к нашим юристам.