Народные промыслы описание. Десятка самых известных народных промыслов россии. Художественная роспись в России

Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 - начале 18 веков в селе Хохлома. Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне. На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это "рассыпается" по золотому ковру.

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи - цветы, а точнее - целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию.

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам. Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает. Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос - уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.


Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами. Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность. Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России. Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне. В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка - это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок "одевается" в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: "гжель", "хохлома", "палех", "жостово".

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты. Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика - это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели - большие цветы, листья, травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей. Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити. Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле.

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки - все это плели из бересты. Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева. Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Народные ремесла и промыслы России.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Виды народных промыслов России. Их характеристика

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Художественная обработка дерева.

Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву - это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

Богородская резьба.

Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское село Богородское.

Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы.

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка – смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Художественные изделия из бересты.

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.

Декорирование берестяных изделий.

Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры - круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности Инструменты для тиснения - набор штампиков - чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.

В зависимости от размера и вида изделия бересту нарезают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший наружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кладут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХVIII-ХIХ вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются основные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные пермогорской росписью, получившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.

Хохломская роспись по дереву.

Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка.

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» - тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Народная керамика.

Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

Терракота - это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась отдельно.

Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».

Орнамент, украшающий гжельские изделия - растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое.

Скопинская керамика. Город Скопин Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но известность Скопину создали выполняемые местными гончарами сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно украшались скульптурными изображениями фантастических зверей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках.

Сложные, богато разработанные формы мастера выполняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельствует о неистощимой фантазии мастеров. Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет, обилие скульптурных украшений и причудливость форм сообщают искусству Скопина выразительность и яркое своеобразие.

Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявляются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми.

Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность.

Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна.

Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом се непреходящая ценность и уникальность.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. потомственный гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля; крестьянки, охотники представлены с поразительной остротой характера; животные - кони, коровы и т.д. - наделены индивидуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по расцветке.

Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской.

Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифологией.

Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение.

Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.

Кружевоплетение.

Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью.

Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.

Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листьями и фронтальными шести, восьми - и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры.

Михайловское кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г. Михайлове Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов - «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому. В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы. Д.А.Смирновой. В ее работах впервые появляются изображения человеческих фигур. Д.А.Смирнова с мастерицами промысла стремится сохранить красоту цветных узоров как уникальное явление русского народного искусства.

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства.

Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.

Вышивка не требовала сложного оборудования - игла, нитки, холст - вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.

Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. В любой союзной и автономной республике, крае, области, районе встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Процесс формирования современных строчевышивальных промыслов неоднозначный. В каждой местности он связан с укладом жизни, развитием общей культурной традиции, степенью взаимовлияния культур соседних народов. В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.

Золотное шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка в Торжке, мастерицы которого сумели донести свое искусство золотного шитья до наших дней. Здесь используют трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др. Для достижения большого эффекта рельефности узора при его выполнении под настил подкладывали кусочки картона, бересты или кожи.

Неповторим современный торжокский золотошвейный промысел Тверской области, на котором, сохраняя традиционные приемы, выполняют нарядные изделия - пояса, сумочки, шапочки, жилеты, папки для торжественных случаев.

В золотной вышивке использовали самые разнообразные узоры - от простых полос, петелек, звездочек до сложных композиций растительного орнамента. Как и раньше, золотную вышивку дополняют нашивками блесток и включением самых разнообразных разреженных швов, которые особенно часто применяют при оформлении дополнений к костюму - шарфов, платков, нагрудных украшений.

Своеобразная вышивка получила развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь с всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка - так называемые владимирские швы.

Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.

Роспись

Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.

Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Самые известные русские народные художественные промыслы, это:

  • Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже - в конце XIX века.
  • Художественные народные промыслы - Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому помыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
  • Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент - конь с красивой вытянутой шеей.

Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости. Это Жостовская и Федоскинская и и многое другое.

Гончарный промысел

Как известно, русичи были преимущественно людьми оседлыми и работящими. В обиходе активно использовалась разнообразная глиняная посуда. Поэтому популярным в те времена был такой русский народный промысел - гончарное дело.

Мало кто знает, что изначально этим занимались исключительно женщины. И только значительно позже этот промысел полностью перешел в сильные руки мужчин.

Как правило, занимались этим ремеслом в местах природного скопления глины. Как правило, возле них образовывались деревни и поселения. Секреты гончарного дела передавались из поколения в поколение.

Самыми известными в России округами, которые славились своими мастерами, изготавливающими чудесные изделия из глины стали Новгород, Смоленск, Рязань, Гжель, Вологда и многие-многие другие. Обычно, это были районы, находящиеся вблизи рек и озер.

Из глины делалась не только посуда. Широкое распространения получили различные игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. Яркий тому пример - народные промыслы Гжель. Изначально здесь изготавливались различная керамическая посуда. Сейчас в любой сувенирной лавке России можно найти керамическое изделие с фирменным неповторимым голубым узором.

В Нижегородской области гончарный промысел возник еще в XVI веке. Одним из его центров стало село Богородское. До сих пор там проходит фестиваль мастеров и поклонников этого ремесла.

В центральной части России были широко известны и применялись глиняные изразцы. Такое искусство требовало особого мастерства и выдержки. Глиняными обналичниками украшались дома богатых бояр, а также многие церкви и соборы.

Ткачество и кружевоплетение

Это практически такое же традиционное искусство для России, как и роспись или резьба по дереву. Однако, этот старинный русский народный промысел нес в себе магические функции. Ведь одежда у славян - это не только способ защиты от холода и непогоды, но и хороший способ лишний раз уберечься от любого сглаза, порчей или болезней.

Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении уже многих веков он практически не изменился. В то же время это и визитная карточка каждого народа, проживающего на территории России. В них же заложена информация о его развитии, о важных событиях и героях.

Самыми известными стали такие изделия народных промыслов:

  • Предметы царского обихода. В средние века это мастерство очень ценилось и часто в домах богатых бояр и князей можно было увидеть вышитые посольские скатерти, узорные ткани и специальные льняные полотна. Наибольшую известность приобрели мастера Кадашевской слободы и Хамовников Московской области. Также ценились изделия из Черкасово и Брейтово Ярославской области.
  • Пуховые платки . Это изделия, также как матрешка или хохлома, являются визитной карточкой России. Наибольшую известность приобрели Оренбургские пуховые платки. Впервые о них стало известно еще на заре XVIII века. Они делаются из мягкого и теплого козьего пуха, а также шелковых, хлопчато-бумажных и прочих нитей, взятых за основу. Также известны полушерстяные и шерстяные павлово-посадские набивные платки.
  • Кружевоплетение . Впервые этот народный промысел получил распространение в XVII веке. В ручную кружево изготавливается с помощью деревянных палочек-коклюшек. При этом они имеют специальные выемки для нитей. Именно с помощью этих палочек мастерицы плетут нужные узоры. Исконными центрами кружевоплетения на Руси были Вологда, Михайловский район в Рязани, Советский район в Кировской области и Елецкий район в Липецкой области.

Как и многие народные промыслы России, ткачество и кружевоплетение в советский период и сегодня практически не развивается. Осталось довольно мало мастеров, которые могли бы полностью воссоздать технику и узоры по старинным обычаям.

Кузнечное дело

Русь всегда славилась крепкими и здоровыми людьми. Не зря кузнечное дело стало одним из самых почетных и почитаемых ремесел у наших предков. Именно об этих сильных и выносливых людях ходили легенды и составлялись былины, как о гордости народа и его героях.

Железо было известно еще нашим прямым предкам - славянам. И уже в XI веке этот русский народный промысел получил наибольшее распространение. Даже самые крупные княжества располагались именно возле залежей руды и глины.

Обычно кузнецы самостоятельно добывали и обрабатывали металл. При этом сама техника ковки практически не изменялась вплоть до XIX века. Сначала кусок металла разогревался с помощью кузнечного горна, а затем с помощью молота уплотнялся металл и удалялся весь шлак.

Ремесленники изготавливали не только мечи. Они давали людям замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое-многое другое.

Основными центрами кузнечного дела в России стали город Златоуст, который ценился и почитался нашими царями, как оружейная столица, Павловский острог, Сибирь, город Белев и многие-многие другие. Иименно эти места прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы России.

Резьба по дереву и кости

Еще одно древнее, но не до конца забытое ремесло. У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. Именно для этого и существовали различные народно-прикладные промыслы. Особенно ценились изделия из натуральных материалов: камень, кость или дерево.

Кроме того что из них делали различные предметы быта, художественные поделки и проч., с помощью резьбы украшались фасады зданий, делались скульптуры и т. д.

Особую популярность получили такие народные промыслы:

  • Шемогодская прорезная береста. Это искусство берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли.
  • Варнавинская резьба по кости. Это искусство народных промыслов нижегородских мастеров. Возникла она на основе особой выполняемой по дереву. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Ведь каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
  • Этот неординарный художественный промысел стал широко известен в XIX веке. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Кроме этих народных промыслов, Россия богата мастерами, которые могут не просто наносить узоры на камень, кость или дерево. Они как-бы дополняют естественный рисунок материала собственной работой. Именно поэтому эти изделия становятся такими необычными и неповторимыми.

Народные промыслы: игрушки

Главное для любой семьи - это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки: из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.

Русские народные промыслы детям:

Перечислять все известные и старинные династии, которые посвятили свое мастерство детям, можно бесконечно. И у каждой игрушки был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.

Стеклодувное производство

Это одно из самых тяжелых и интересных занятий одновременно. В России стеклодувный промысел появился не так давно - в XVIII веке. Его основателем стал князь Меньшиков. И, несмотря на то что изначально на производство были приглашены иностранцы, впоследствии занятие превратилось в наш национальный русский народный промысел.

Центром стеклодувного производства стал город Клин. Именно там сейчас можно попасть на сказочную выставку елочных игрушек и украшений. Почему именно этот подмосковный городок? Этот край богат залежами ценнейшего для стеклодувов песка - кварцевого, без которого невозможно производство.

Еще одно место, известное на всю страну, это Гусь-Хрустальный. Этот городок обязан своим названием старинной стеклодувной фабрике, основанной в XVIII веке и принадлежащей известным русским предпринимателям Мальцовым.

Сейчас на этом чудесном заводе производят самые разнообразные изделия из этого хрупкого материала. Это фужеры и бокалы, вазы и штофы, а также интересные сувениры и даже предметы интерьера.

Современные выставки народных промыслов

Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров - продолжать развиваться. Популярность - это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.

Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.

Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.

Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:

  • Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
  • Этномир - мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.

Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в посещают мастера из Ярославля, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы - хохлома, игрушки и гжель.

Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.

Ножевой промысел

Художественная обработка металла была распространена практически по всей территории России. И в разных районах появились целые центры производства ножей, посуды, разнообразных столовых приборов.

Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».

Русские ножи и были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.

Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.

Ювелирное дело на Руси

Это один из самых ценных и востребованных народных промыслов нашего народа. До сих пор изделия древних русских мастеров поражают ум и воображения посетителей и экспертов многочисленных музеев и выставок. Ювелирное дело примечательно тем, что в его основе лежат многие художественные ремесла и народные промыслы. Это ковка, резьба, роспись и многое-многое другое.

Ювелирные украшения сопровождали русского человека от рождения до самой смерти. Даже на младенца одевали какие-либо бусы, а девочкам прокалывали уши в возрасте 6-8 лет. Мальчикам, как правило, полагалась одна серьга. Помимо этих украшений, в народе были популярны разнообразнейшие браслеты, перстни и драгоценные кольца, застежки и прочее. Самым распространенным материалам на Руси было золото, серебро и жемчуг. Позже, в период развития активных торговых отношений, появились рубины, изумруды, сапфиры и гранаты.

Несмотря на то, что российскими княжескими домами довольно часто приглашались именно иностранные мастера, на Руси было множество собственных героев. Это Гаврила Овдокимов, который делал крышку раки для погибшего цесаревича Дмитрия, московские мастера Иван Попов, Третьяк Пестриков и Афанасий Степанов.

Центрами ювелирного ремесла стали центральные регионы, породившие народные промыслы - гжель, художественная ковка и роспись и т.д., Нижний Новгород, Великий Устюг и многие другие.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом - это знаменитая Гжель - народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия - синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Хохлома
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы - яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрешка - деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек - наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха - древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение - утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка - символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Палехская миниатюра
Палех - центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.


Ювелирная техника скань - это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла - филигранная скань - известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов - кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань - кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

Каслинское литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья - это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.