Ломо фотографии. Лучшие фотоаппараты для ломографии. Отношение к камере

В Советском Союзе иногда делали прямо таки уникальные вещи, сегодня рассказ об одном из таких изделий, о фотокамере серии ЛОМО 135. Выпускалось два варианта фотоаппарата — 135ВС и 135М.

ЛОМО-135ВС был разработан в 70-е годы XX века и производился на Ленинградском оптико-механическом объединении имени В. И. Ленина, сокращенно «ЛОМО», с 1975 по 1982 год.

Фотоаппарат ЛОМО-135М очень похож на ЛОМО-135ВС и выпускался на этом же заводе с 1981 по 1984 год. Отличия между этими камерами очень незначительные, поэтому есть смысл объединить обзоры этих фотоаппаратов в один.

С 1975 по 1984 годы произведено 175 400 камер, многие из которых ушли на экспорт под брендом COSMIC 135MS.

Чем так примечательны эти фотокамеры? Рассмотрим плюсы и минусы подробнее

Это шкальные фотоаппараты. Камеры не имеют дальномера и какой-либо автоматики. Затвор центральный. Экспозиция выставляется по соответствующим иконкам на основе калькулятора, встроенного в камеру.

Состояние солнца и атмосферы определяют выдержку:
Солнце -1/250, Солнце в дымке — 1/125, легкая облачность — 1/60, облачность — 1/30, дождь 1/15, также имеется выдержка «В» — от руки .
Значения выдержек ни как не привязаны к чувствительности пленки в отличии от правила Sunny 16, в котором наоборот выдержка выставляется исходя из чувтвительности пленки, а диафрагма на основе состояния солнца и атмосферы.


Месторасположение сюжета отвечает за диафрагму, при этом учитывается чувствительность пленки: горы, пляж, открытая местность, в тени .

В чем-то калькулятор экспозиции схож c калькулятором знаменитой и самой массовой фотокамеры СССР «Смена 8М», но все-же он более продвинутый, поскольку помимо состояния солнца еще учитывает и местоположение объекта съемки, внося экспокоррекцию. Также фотоаппарат стремится максимально прикрыть диафрагму, чтобы свести ошибки при фокусировке к минимуму, предлагая довольно длинные выдержки но сильно прикрытые диафрагмы. Фотограф вполне может сдвигать экспо-пару в зависимости от творческих задач.


Фрагмент инструкции к фотоаппарату Ломо 135

В плане определения выдержки и диафрагмы все сделано гениально и очень просто. Для любителей именно так и нужно делать. Неопытный фотограф, используя эти простые иконки, может быстро и просто осознать базовые понятия экспозиции, связь между выдержкой, диафрагмой, ISO и текущим освещением.

Я сфотографировал три пленки по этим иконкам, и как видите получил отличный результат. Пленки ровно проэкспонированы, процент брака минимален.

Объектив

В эти камеры жестко встроен объектив «Индустар-73», выполненный по схеме «Тессар» (4 элемента в трёх группах), фокусное расстояние 40 мм, светосила F2.8 — это типичные характеристики для любительских камер 70-х годов прошлого века. Первые же фотопленки меня приятно порадовали, объектив очень резкий и контрастный практически на всех диафрагмах. Линза — это изюминка данной камеры. Фотографии получаются замечательные! Объектив имеет 10 лепестков диафрагмы и создает почти идеально круглое отверстие, что понравится любителям боке.

Наводка на резкость осуществляется либо по метрической шкале на оправе объектива, либо по упрощенному стрелочному индикатору с иконками в видоискателе (лицевой портрет — 1 м, погрудный портрет двух человек 1.4 м, ростовой портрет группы людей 4 м, здание – бесконечность ).

С наводкой на резкость у меня также не возникло проблем, практически всегда я попадал в фокус. Но тут, наверное, сказывается многолетний фотографически опыт.

Оптический видоискатель мне понравился чуть меньше, нет в нем той яркости и четкости, которой бы хотелось. Сравниваю например со своим Olympus 35DC, и в этом вопросе ЛОМО проигрывает японцу. Но в целом жить можно.

Пружинный механизм

Теперь о главной фишке этого аппарата, о пружинном механизме взвода затвора и перемотки пленки. Сверху камеры имеется большой круглый маховик завода пружинного двигателя. При вращении его против часовой стрелки заводится пружина, благодаря которой можно сделать до 8 кадров со скоростью 3 кадра в секунду! И обратите внимание, это 1975 год! Это же просто супер! Обе мои камеры стабильно выдают 8 кадров с одного полного завода пружины, а камерам уже почти по 40 лет!

Немного о минусах

Есть, конечно, у этой разработки советских инженеров и минусы, ведь любой продукт — это компромисс между ценой и качеством.

Пружинный механизм довольно громко срабатывает в момент спуска затвора, иногда это может привлечь к фотографу излишнее внимание окружающих и помешать сделать важный кадр.

Но тут есть одна хитрость. Для того, чтобы не привлекать к себе внимание в момент съемки громким звуком, вы можете нажать кнопку спуска затвора но не опускать ее, камера сделает снимок, но не перемотает пенку (а именно эта операция самая шумная). Далее отводим камеру в сторону, можно спрятать ее в сумку или карман куртки, или просто опустить руку, и только потом отпускаем кнопку затвора, фотоаппарат с шумом выполнит перемотку пленки и взвод затора, но вы будете уже как бы не при делах 🙂

Вполне возможно, что пружинный механизм — слабое звено в плане надежности. Посмотрим, что покажет эксплуатация.

Опытные мастера рекомендуют не взводить пружинный механизм этого фотоаппарата до упора, на все восемь кадров, а ограничиваться заводом на 3-4 кадра, так пружина прослужит дольше. Также не стоит оставлять заведенным пружинный механизм если фотокамера длительное время не используется.

Маховик завода, расположенный на верхней панели, довольно крупный, сильно выпирает за пределы камеры, что несколько портит компактность аппарата.

Видоискатель не очень крупный и не слишком яркий.

Надписи, нанесенные на металлический корпус краской, не очень стойкие и склонны к стиранию.

Кольцо управления диафрагмой расположено не очень удобно, вокруг линзы объектива. Также форма и конструкция этого кольца не особо эргономичны, можно легко попасть пальцем в объектив и оставить на поверхности линзы жирный отпечаток.

Набор выдержек ограничен диапазоном от 1/15 до 1/250 секунды плюс «В». Хотелось бы еще как минимум 1/500 секунды для съемки на современные пленки высокой чувствительности. Допустим на ярком солнце в горах или на пляже с пленкой ISO 400, мы получим пересвет в одну ступень даже на самой короткой выдержке 1/250 и диафрагме 22.

Но в 70-х и 80-х фотолюбители использовали пленки чувствительностью ГОСТ (ISO) 32, 64, 125 максимум 250, и этого диапазона вполне хватало на все случаи жизни. Более длинные выдержки чем 1/15 секунды без штатива практически не применимы, гарантирован смаз изображения на кадре. Надо заметить, что эти вопросы легко решаются подбором чувствительности пленки и не являются большой проблемой.

Задняя крышка также не идеальна, снимается и устанавливается обратно с определенным усилием, не всегда понимаешь, четко ли ты попал в пазы, примерно как с механической коробкой передач старого Москвича.

К сожалению у камеры нет проушин для нашейного ремня, ЛОМО 135 не повесишь на шею. Зато есть кистевой ремень, но он почему-то сделан с левого края камеры, а кнопка спуска затвора справа, что вызывает некоторое неудобство при фотосъемке одной рукой.

Эргономика и эстетика

Корпус камеры металлический, не лишен определенной эстетики, эдакий металлический кирпичик из 70-х. Камера довольно компактная но при этом увесистая. По понятиям 70-х фотоаппарат миниатюрен, особенно если сравнивать фотокамерами типа «ФЭД», «Зоркий» или «Зенит».

Фотоаппарат приятно держать в руках, есть ощущение хорошей и дорогой вещи из прошлого. Хотя если сравнивать с лучшими образцами японского и немецкого фотоаппаратостроения, то к некоторым мелочам можно придраться, культура производства ниже. Мне показалось, что более ранняя модель 135ВС собрана немного более качественно, видно в 80-е качество сборки стало хромать.

ЛОМО-135 — камера полностью механическая, она не требует элементов питания, что во многих случаях является серьезным плюсом, поскольку старые автоматические камеры 70-х и 80-х требуют ныне не выпускающиеся элементы питания типа РЦ-53, аналоги подобрать сложно, с современными батарейками старые камеры зачастую не точно отрабатывают экспозицию. Например мой Olympus 35DC, выпущенный в 1972 году, с современными батарейками очень сильно привирает при замере освещенности сцены, что сводит на нет пользу автоматики.

У ЛОМО-135 есть горячий башмак, но по какой-то неведомой причине разработчики поместили его на нижнем торце камеры. И если возникнет необходимость фотосъемки со вспышкой, придется держать камеру верх ногами, иначе будет очень неестественное освещение снизу. В этом плане камера похожа на культовый Rollei 35, но конечно же ЛОМО не является клоном Rollei, это абсолютно уникальная разработка.

В кнопке спуска затвора имеется резьба под механический тросик, мелочь, а приятно. При съемке со штатива на выдержке «В» очень даже пригодится. Можно делать ночные снимки города, или попробовать сфотографировать звездное небо.

Снизу камеры есть стандартная резьба под штатив, но почему-то ее совместили с механизмом замка задней крышки отсека с пленкой. Я вижу в этом определенную проблему и не стал бы сильно туго прикручивать штатив к этой камере, можно либо случайно открыть заднюю крышку, либо и не открутить штатив без последствий для замка.

Чем отличается ЛОМО-135ВС от ЛОМО-135М?

  • У ЛОМО-135ВС калькулятор расчета диафрагмы вынесен на маховик завода пружинного двигателя и сделан он немного расхлябано, показания могут самопроизвольно сбиваться, прокручиваться, нужно быть внимательным.
  • У ЛОМО-135М калькулятор экспозиции расположен на объективе камеры.
  • У ЛОМО-135ВС значение чувствительности пленки в калькуляторе ограниченно числом 250 ГОСТ, что равняется примерно 250 ISO. У ЛОМО-135М – максимальное значение 500 ГОСТ (ISO)
  • Немного отличаются оправы объектива, диаметр крышек не совпадает.
  • Дермантин на корпусе камеры немного отличается по фактуре.
  • Есть и внутренние различия, например в более новой версии 135М немного доработан пружинный механизм. Есть сведенья, что он более ремонтопригоден.
  • А так камеры практически идентичны, ЛОМО-135М – это легкая модернизация ЛОМО-135ВС, не более.

Выводы:

  • ЛОМО 135М (ВС) — камера интересная, харизматичная, ей приятно и интересно снимать. Эдакий гаджет из 70-х. Это тот случай, когда надпись «Сделано в СССР» звучит гордо! Проявив первые пленки я воскликнул: «ВАУ!». Мне реально понравились снимки с этой фотокамеры. Фотографии резкие, контрастные, сочные, объемные. В этом плане данный фотоаппарат на две головы выше всех дешевых мыльниц, хлынувших на рынок в 80-е — 90-е годы. Камера компактна и удобна в обращении. Она вызывает массу положительных эмоций при работе с ней.
  • Инженеры Ленинградского оптико-механического объединения выпустили действительно качественный и в чем-то инновационный продукт своего времени. По всей видимости не случайно всемирное фотографическое движение «Ломография» в корне имеет слово«ЛОМО», ведь на счету этого предприятия много культовых камер, таких как«Ленинград»,«Смена 8М», ЛОМО Компакт-Автомат (LC-A), «Любитель», большая часть которых отличались простотой, доступностью и дружелюбностью по отношению к любителям.
  • Да, у 135ВС (М) есть мелкие недостатки. Но у кого их нет? А учитывая цену на вторичке, какие могут быть претензии? Я купил ЛОМО 135ВС за 1500 рублей, ЛОМО 135М за 1900 рублей в идеальном состоянии. Любая импортная камера в хорошем состоянии, сопоставимая по качеству фото, стоит в разы дороже. ЛОМО — это отличный вариант для начала знакомства с миром фотопленки! Объектив 40 мм удобен для большинства видов съемки, им можно сделать и портрет, и пейзаж, им можно фотографировать жанр и стрит.
  • Если честно, то я немного жалею, что у меня не было подобной камеры в детстве и юности, когда я только начинал фотографировать используя ФЭДы и Зениты в середине 80-х годов, ЛОМО-135 упростила бы мне жизнь на стадии освоения азов фотографии.
  • Могу ли я рекомендовать эту камеру любителям пленки? Да, конечно! Камера достойна внимания. Но, как любая старая вещь требует внимательной проверки.

  • Проверьте пружинный механизм. После полного взвода пружины до упора камера должна выдать не менее 8 кадров. Если камера выдает 1-2-3-4 кадра, воздержитесь от ее покупки. Также механизм не должен после одного нажатия выдавать несколько кадров подряд, каждый следующий кадр требует дополнительного нажатия на кнопку спуска затвора.
  • Снимите заднюю крышку, откройте диафрагму до значения 2.8 и проверьте визуально и на слух работу затвора на всех выдержках от «В» до 1/250, глядя в объектив со стороны пленочного отсека на просвет.
  • Проверьте, объектив на наличие грязи, пыли, плесени, царапин сохранности просветления.
  • Проверьте как переключаются диафрагмы от 2.8 до 22.
  • Посмотрите косметическое состояние камеры, оно может о многом рассказать, чем оно лучше, тем больше вероятность, что камера в хорошем состоянии.
  • Оцените работу индикатора наводки на резкость в видоискателе, совпадают ли иконки со значениями из инструкции, хотя бы примерно.

И если все нормально, то смело покупайте! Камера за свои деньги – супер! Если же есть дефекты, то я бы связываться не стал, с ремонтом могут возникнуть проблемы и он будет дороже покупки нормальной камеры.

Кстати, в советское время ЛОМО 135ВС (М) стоила довольно дорого, около 65 рублей, а допустим Смена 8М стоила всего 15 рублей, почувствуйте разницу. Это премиальный компакт советской эпохи.

Галерея снимков, сделанных ЛОМО 135ВС и ЛОМО 135М






















































Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂

Да не хочу я мыльницу! И «зеркалка» мне не нужна. Все эти скучные, «вылизанные» фотографии… Мне бы ломограф с Fisheye и фильтрами, я б тогда!.. Да только где их искать?

На самом деле, купить себе ретро-фотокамеру с какими-нибудь необычными линзами и фильтрами может каждый . Где? За границей. Как? Заказать самому или через посредника. Отдал всего-навсего сотню долларов (а-то и меньше), обзавелся там же какой-нибудь классной и пошел куда глаза глядят, и наснимал такоооого…

Ну что, посмотрим, на что в 21 веке снимают настоящие гуру фотографии?

Ломографы La Sardina: берем цветом!

Вверху - Flash Analogue Camera, внизу — Flash DXL Analogue Camera

Следующая ступень - это когда на вашей камере появляется вспышка . Тут уже открываются новые горизонты и возможности. Но La Sardina на этом не останавливается и предлагает дополнять флэш-эффекты красками: в комплекте у каждого фотоаппарата 4 цветных фильтра . Вам, кстати, что больше по вкусу: , или , в которых бабушка хранит семейные драгоценности?

Diana: ломографы 60-х

Слева направо: Diana Dreamer, Diana F Zebra, Diana F Neptune

Еще больше необычных ломографов? Ок, смотрим следующий бренд. Diana выпускает, эксклюзивные ломо-камеры в стиле сумасшедших 60-х . Гость №1 из прошлого - . Чем отличается от других? Можно делать бесконечные панорамные снимки, отстраивать затвор и диафрагму, плюс — съемный объектив. Пленка - 120 мм.

Убить всех наповал ярким дизайном? Берите (пленка - 120мм). Она тоже умеет делать широкоугольные снимки. Для яркой жизни у нее при себе всегда цветовые фильтры. Очень любит экспериментировать с экспозицией и громко кричать, что хозяин у нее - не зануда. Если Зебра для вас слишком яркая, модель с теми же способностями, но другого цвета - .

Diana Gold и Diana Novella

Для 120 мм у Дианы есть и еще один гость из 60-х: камера . Она славится своей склонностью к атмосферным изображениям с эффектом свечения, шумами и другими романтическими потертостями. Роскошная - аналог Новеллы, но уже со вспышкой. Обе способны выдавать панорамные снимки и на 70% увеличивать привлекательность своего владельца.

Lomography Diana F+ Flash Mini Camera

И наконец, линейка Diana Mini : миниатюрные ломо-камеры , и . 35 мм, вспышка, но главная изюминка - цельные кадры можно превращать в половинки, сочетая на одном снимке кусочки из разных сцен. Фото-винегрет обеспечен! У леопарда в комплекте еще и комплект цветовых фильтров.

Fisheye: динамичная глубина съемки

Lomography Fisheye 2 и Lomography Gold Fisheye 2

Эффект fisheye (фишай) без раздумий можно назвать лучшим способом превратить обычное фото в нечто особенное. «Рыбий глаз» даже самому плоскому и статичному снимку может придать карусельной динамики. Остается только догадываться, как смотрят на этом мир настоящие рыбы. Но пока мы не рыбы - лучше купить ломограф с дополнительными линзами или даже объективом. Пара стильных вариантов - пастельно-синий и гламурный . 180-градусный обзор, пленка 35-мм, встроенная вспышка и горячий башмак - лучший набор для вечеринки!

Вдруг не получится шедевр? Так не бывает

Кто-то скажет, что нормальную фотографию на ломографе никогда не сделаешь. Но что это еще за норма? Какой вам прок от супер-четких снимков, где все стоят по стойке смирно и натянуто улыбаются? Никаких эмоций, никаких воспоминаний, тоска. Пора вдохнуть в фотографию жизнь! Добавьте шумов, бликов и потертостей (hello Instagram!), заставьте снимки наползать друг на друга, используйте необычные эффекты. Одним слово… Ломография! Вот что вам нужно.

Современная цифровая фотография позволяет даже не особенно искушенным в тонкостях профессионального фотографического процесса любителям делать снимки высокого уровня исполнения. Четкие, глубокие, яркие, динамичные, с выраженными планами, с потрясающими цветами. Фотографирование стало заведомо успешным, а результат нажатия клавиши – заведомо предсказуемым. Кому-то нравятся именно такие фото, а кто-то нет-нет да и взгрустнет по тем золотым романтическим временам, когда процесс получения снимков не сводился к выбору сцены и бездумному нажимаю кнопки, а был сродни работе художника, долгому магического ритуалу, в результате которого всякий раз создавался свой неповторимый фотографический шедевр.

Фотографирование на пленку и перенос полученного изображения с пленки на бумагу – это многоэтапный процесс, который затягивал, завораживал и обещал немало открытий, сюрпризов, а порой даже своеобразных творческих откровений.

Несмотря на буйный расцвет цифровой фотографии, сегодня среди современных фотографов-творцов наберется немало таких, кто уверен, что настоящий фотошедевр можно получить только с помощью пленочной камеры, да и то не любой, а только специальной. Той, которая способна зафиксировать мгновенье в его первозданной красоте или порадовать абсолютно неожиданным кадром, мало вяжущимся с той сценой, которая была захвачена в визир.

Камеры для ломографии. Каждому художнику свои кисти

Ломография признает ценность не отдельно взятого удачного кадра, а всех фотоснимков в их многообразии, и абсолютно неважно, что на них и как запечатлено. Целью ломографии является документирование мгновений жизни Земли, а потому совершенно не имеет значения, что снимать и как снимать. Ценен результат, который при съемке пленочной камерой вслепую, от бедра, на вытянутой руке с большой долей вероятности будет непредсказуемым и точно неповторимым.

Итак, ломография – это вполне состоявшееся направление в художественной фотографии, позволяющее даже человеку со скромными задатками художника почувствовать себя настоящим творцом. Люди, увлеченные ломографией, охотятся за оригинальными снимками, которые чаще всего встречаются именно среди фото-брака.


Это художественное направление возникло в начале 80-х годов XX века, когда на Ленинградском объединении «ЛОМО» были запущены в серию камеры «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»). Инструмент получил огромную популярность среди творческой части населения тогда еще Советского союза и расходился по просторам огромной страны огромными тиражами.

Камера «ЛОМО Компакт-Автомат» - это эталонный фотоаппарат для ломографии. Увлечение это получило огромную популярность по всему свету, и сегодня камеры для ломографии купить можно без особенного труда не только в России. Такие фотоаппараты выпускаются как именитыми европейскими, так и малоизвестными азиатскими производителями. Разнообразие дизайнерских изысков в этой товарной группе просто поражает. Современные камеры для ломографии могут выглядеть как угодно. Это может быть по виду винтажный фотоаппарат в деталях повторяющий пленочную камеру начала прошлого вида, или футуристичный агрегат с многочисленными объективами и потрясающим дизайном.


Камера для ломографии может быть абсолютно любой, однако фотографы-ломографы принципиально не пользуются современными обычными фотоаппаратами, от которых просто ломятся полки супермаркетов. Дело в том, что камера – это еще и устройство распознавания типа «свой-чужой». Поэтому обычно для ломографии выбираются специальные камеры, которые изначально проектировались с учетом специфики применения.

Вторая жизнь старой-доброй фотопленки

Самые интересные ломо-снимки энтузиасты получают именно с помощью пленочных камер. Проблемой является то, что фотопленки перестали быть общедоступным товаром: повсеместно, как это было раньше, они больше не продаются. Еще сложнее купить специальные ломографические пленки. И уж точно придется основательно побегать, чтобы найти в продаже расходные материалы для черно-белой ломографии. Однако влюбленных в свое дело людей трудно остановить в их движении к поставленной цели, и магазин «Baza Record Shop» готов поддержать их в их беззаветном стремлении к прекрасному.


Все для ломографии – в «Baza Record Shop»

Заниматься любимым делом в удовольствие можно только тогда, когда под рукой есть все необходимое. Магазин «Baza Record Shop» предлагает поклонникам искусства ломографии все необходимое для этого интересного увлечения. В наличии и на заказ имеются специальные камеры и необходимые расходные материалы. В настоящее время в магазине можно купить качественную цветную и чёрно-белую фотопленку общего назначения, а также фотопленки для специальных камер.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

Итак, что же такое ломография? Это вид пленочной фотографии, подразумевающий фотографирование с нарушением резкости, правдоподобности цветопередачи, равномерности плотности кадра. Проще говоря, это жизнь, запечатленная в своем собственном неповторимом виде. Такое направление фотоискусства появилось благодаря «ЛОМО-компакту», камере, с которой все и началось.

Тридцать лет назад Игорю Корницкому, заместителю министра оборонной промышленности, находившемуся с делегацией в немецком городе Кельне для обмена индустриальным опытом, попала в руки маленькая японская камера Cosina CX-2. Корницкий, обращавший пристальное внимание на советское фотоаппаратостроение, передал ее своему товарищу и директору завода «ЛОМО» в Петербурге Михаилу Панфилову.

В первую очередь японская камера была досконально изучена. «Уже на этом этапе, - вспоминает Михаил Холомянский, ведущий конструктор творческой бригады, работавшей над созданием фотоаппарата, - стало ясно, что полностью воспроизвести ее не получится. Мы пошли по пути создания своей, во многом оригинальной, конструкции». Таким образом, после многочисленных преобразований на свет появился наш ответ японской Cosina CX-2 - «ЛОМО-Компакт - Автомат» (LOMO LC-A).

В 1984 году началось массовое производство LOMO LC-A. Изготавливалось по 1 100 камер в месяц, работало над ними около 1 200 человек. Однако в скором времени «Компакт-Автомат» через советский рынок «просочился» и в другие коммунистические страны: в Польшу, Чехословакию, на Кубу. Кстати сказать, с начала запуска производства LOMO LC-A было выпущено примерно 1,5 миллиона этих фотоаппаратов.

В 1991 году, попав из пражского магазинчика подержанных камер прямо в руки студентов венской Академии искусств Маттиаса Фигля и Вольфганга Штранцингера, LOMO LC-A стал основоположником всемирного ломодвижения. Вернувшись из изъезженной вдоль и поперек Праги на родину и отпечатав снимки, друзья были поражены результатами своих спонтанных фоторабот - кадры получились неожиданно очень креативными и оригинальными, сохранив при этом милые памятные моменты.

Все хотели достать такую же потрясающую камеру, поэтому студенты стали довольно часто наведываться в Россию с целью приобрести LOMO LC-A для друзей и родственников.

В 1992 году поклонники этого фотоаппарата объединились в Международное ломографическое общество, штаб-квартира которого и по сей день находится в Вене.

В течение лета были написаны десять золотых правил ломографии, приведенные ниже, а 5 ноября 1992 года их напечатали в «Венской газете» (Wiener Zeitung). Вскоре после этого муниципальный совет города предоставил обществу пустующий дом в 7-ом районе на Брайтегассе (Breitegasse). Именно здесь состоялась самая первая ломографическая выставка, на которой было продано 700 фотоаппаратов LOMO LC-A и родилась одна из наиболее характерных черт Международного ломографического общества - ломостена.

В 1994 году завод «ЛОМО» планировал остановить выпуск своего фотобестселлера в связи с падением спроса на отечественную фототехнику, однако дело спасла первая московская ломографическая выставка, проводившаяся одновременно и в Нью-Йорке. Да и венские друзья постарались: убедили заводских начальников и тогдашнего вице-мэра города Владимира Путина в необходимости продолжения производства LC-A.

Развитие фототехники для ломографии

В 1998 году Ломографическое общество представляет миру странную пластиковую камеру ActionSampler, снимающую на пленку по четыре последовательных изображения, и она мгновенно становится хитом. Объективы в ней работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырех мини-кадров по схеме 2 × 2 на одном стандартном кадре пленки, что позволяет запечатлеть действие в движении.

В 2000 году появляется SuperSampler - камера с четырьмя только панорамными объективами, расположенными в одну линию. Благодаря тому, что они срабатывают по очереди, на фотографии получается ряд из фотополос.

В 2005 году запускают в производство Fisheye Camera - небольшой фотоаппарат, оснащенный широкоугольным объективом «рыбий глаз» с углом охвата изображения 180°. Сейчас существует и Fisheye-2 - усовершенствованная камера Fisheye с алюминиевым корпусом и дополнительным видоискателем.

В общем, не так важна дата выпуска, как сама модель, поэтому перечислим все то, что было выпущено.

Frogeye Underwater - камера для съемки под водой с водонепроницаемым корпусом, оснащенная вспышкой.
Holga - среднеформатная ломокамера.
«Горизонт-компакт» - удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120°.
Horizon Perfekt - панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.
Lomolitos Single Use - одноразовая камера, заряженная пленкой на 24 кадра.
Oktomat - камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.
Pop 9 - фотоаппарат с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно.
ActionSampler Flash - камера с четырьмя объективами и четырехсегментной вспышкой.
Colorsplash - фотоаппарат с интегрированной вспышкой со сменными разноцветными (до 12 цветов) светофильтрами для подсвечивания объекта съемки и возможностью установки длительной выдержки.
Spinner 360° - камера, получившая в 2010 году премию European Consumers Choice Awards.
Sprocket Rocket - первая камера, целиком и полностью посвященная перфорации на пленке.

Стоит отметить, что каждый фотоаппарат выпускается в нескольких цветовых вариантах, а многие модели, выпущенные специально к какому-либо мероприятию (например, для Золотой недели в Японии), имеют уникальные расцветки - анималистические и прочие.

В 2009 году ломография отметила свое 25-летие, отпраздновав эту знаменательную дату выпуском ограниченных серий LC-А+, таких как No Nukes, разработанная южно-корейскими дизайнерами.

Десять заповедей ломографа

Именно эти забавные правила являются основополагающими для каждого любителя ломографии.

Всегда держи при себе камеру.
Снимай в любое время дня и ночи.
Ломография - часть твоей жизни.
Снимай от бедра.
Подходи к объекту съемки как можно ближе.
Не думай.
Будь быстрым.
Ты не знаешь заранее, что получится.
Да и после съемки тоже не знаешь.
А теперь забудь все правила и снимай.


Кстати сказать, ломография - прообраз Instagram, мобильного приложения для обмена фотографиями, в котором можно видоизменять снимки при помощи ломофильтров. Поэтому, если вы пользуетесь такой программой, можете с уверенностью считать себя ломографом.

В заключение нельзя не отметить скорость, с которой ломодвижение распространилось по всему миру. Ломографы - уже не просто «ленивые» фотолюбители-студенты из Вены, которым не хватало времени, желания и возможностей на создание классических снимков по правилам, это сотни тысяч людей во всем мире, объединенные общими интересами, это субкультура фотомира, которая и по сей день привлекает к себе массу новых сторонников, фиксирующих мир таким, какой он есть, - удивительным, необычным и солнечным в любую погоду!