Знакомство с городецкой росписью подготовительной группе. Знакомство с городецкой росписью. Технология выполнения городецких изделий

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

Люба Черноусова

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Цель : учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи : бутонов и листьев.

Задачи :

Образовательные : Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям.

Сочетать в окраске бутонов два близких цвета : розовый с красным и голубой с синим.

Развивающие : Развивать умения детей в смешивании цвета.

Воспитательные : Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Предварительная работа : беседа о народных промыслах, рассматривание альбома «Городецкая роспись » , чтение стихов.

I. Этап. Организационный момент

Приход почтальона, у него письмо от поваров, где они просят разрисовать разделочные доски .

II. Этап. Знакомство с техникой «Городецкая роспись »

Просмотр презентации «Весёлый Городец »

III. Этап. Знакомство с техникой рисования , этапами работы.


IV. Этап. Практическая работа

Самостоятельная деятельность детей. В процессе работы воспитатель дает советы детям, оказывает незначительную помощь.










V. Этап. Подведение итогов занятия

Выставка готовых работ.


Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.

«Купавка». Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Цель: - Знакомство с особенностями городецкой росписи Задачи: - учить рисовать городецкие купавки голубого и розового цвета, чередуя их.

Программное содержание: Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи. Развивать.

Цель: формировать интерес к "Малой Родине", культуре родного края задачи:рассказать о культуре родного края,развивать интерес к людям.

Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я само-стоятельно расписала деревянную дощечку (в выпиливании дощечки мне помог.

Возникла городецкая роспись в начале 19 века в Нижегородской губернии в городе Городец. Вначале месные мастера украшали резные прялки. Они.

БДОУ г. Омска «Детский сад №204 комбинированного вида»

Конспект НОД Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Городецкая роспись»

подготовительная группа

Воспитатель I-ой

Возьная Н.П.

Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством - городецкой росписи.

Задачи:

Образовательная: расширять и закреплять представления детей о композиции узора городецкой росписи.

Развивающая: учить детей составлять из двух элементов городецкой росписи бутонов и листьев, сочетать в окраске два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим, рисовать концом кисти и всем ворсом, изображать узор в указанной последовательности - от цента к краям.

Воспитательная: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев. Чувство отзывчивости и желание помочь. Обогащать словарный запас детей городецкой росписи, название элементов городецкой росписи: кулавки, розаны, бутоны.

Оборудование демонстрационное: изделие городецких мастеров, образцы выполнения городецких элементов, аудиозапись.

Раздаточная: гуашь, палитры, мягкие кисти, тонированные заготовки раздаточной доски под цвет дерева.

Ход занятий:

А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Правильно, в музее.

Я приглашаю вас в мини-музей «Декоративно-прикладного искусства».

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора «смотрит» вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки - «глазки». Красные - на розовых бутонах, синие - на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовывать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

Воспитатель: Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев - все мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини-музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Многие предметы вам уже знакомы.

Ребята, послушайте стихотворение:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

Ребята, знаете ли вы что-нибудь про Городецкую роспись?

Дети: Да! Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветия, листьями создает веселое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки.

Воспитатель: Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю сыграть в игру «Ты катись веселый бубен».

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать народными умельцами-мастерами?

Дети: Очень хотим!

Воспитатель: Давайте скажем волшебные словами: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот вы и стали мастерами. Садитесь на свои места. Все готово для вашего творчества. Начинаем расписывать досточку.

Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? В белую краску добавить немного красной. А как получить голубой цвет? В белую краску добавить немного синей.

Дети смешивают краски, чтобы получить розовый и голубой цвета.

Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (с центрального бутона). Теперь у нас все готово.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям - пока высохнет краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки и дужки». Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно это работа.

Молодцы ребята, все постарались. Эти досточки возьмите домой, они украсят вашу кухню.

Знакомство с городецкой росписью. Рисование элементов. Старшая группа.

Задачи: Познакомить детей с городецкой росписью в сравнении с дымковской и коми; выявить характерные особенности; познакомить с названиями элементов: розан, купавка, листья. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал: Городецкие изделия: панно, тарелка, поднос, дымковская барыня, коми-кружка.

У детей: гуашь красная, зелёная, белая, кисти мягкие № 3, листы 16*8 см тонированные светло-коричневым или светло-жёлтым цветом.

Предшествующая работа: знакомство с дымковскими игрушками, коми - орнаментом.

Аппликации «Укрась тарелку цветочным узором».

Ход занятия:

Перед детьми выставлены городецкие изделия, дымковская барыня, коми-кружка.

- Ребята, какие узоры в этих изделиях вам знакомы?

- А как ты догадался, что эта кружка украшена коми орнаментом?

- А как ты догадался, что это дымковская барыня?

- Сегодня я расскажу вам про узоры, которыми украшены панно, тарелка и поднос.Прислала мне их моя знакомая Мария Фёдоровна, она сама их нарисовала, она художница-мастерица.

- Живёт Марья Фёдоровна в городе ГОРОДЕЦ, где изготавливают эти изделия.

А теперь подумайте: как они могут называться если:

коми орнамент придумал коми-народ, ( кружку и

дымковские узоры – в городе Дымково барыню убираю)

тогда узоры из города Городец будут называться.............? (Городецкие)

- Какие узоры вы видите в городецких изделиях? Дети показывают.(цветы, лошадки, птицы, листочки)

- Городецкие узоры имеют свои названия: конечно же, лошадка - это лошадка, птица - это птица, листочки - это листочки, а вот цветы - большие называются РОЗАНЫ , маленькие - КУПАВКИ .

- Ребята, а вы хотите их нарисовать?

Показ и объяснение рисования:

- В рисовании надо соблюдать правила, с которыми я вас познакомлю:

1. И розаны и купавки рисуются на кругах, только розаны – на больших, а купавки – на маленьких.

2. Круги бывают розовые или голубые, сегодня мы будем рисовать на розовых. Есть ли у нас розовый цвет? Как его получить?( показываю по таблице смешения цветов)

Готовлю на палитре розовый цвет.

3. Мы нарисуем один розан и две купавки. Сколько больших кругов надо нарисовать? Конечно, один, потому что большой розан – один.

- А маленьких? Два, потому что купавки – две .

4. Посередине рисую большой круг для розана, а справа и слева – маленькие.

5. Это ещё не цветы, а просто розовые круги, их надо украсить, а пока они сохнут, можно нарисовать листья.(рисую примакиванием листья)

6. Из каких цветов мы получили розовый цвет? Вот этими цветами и надо украсить круги, чтобы превратить их в розаны и купавки. (Посередине большого круга красным цветом ставлю точку, по кругу примакиванием рисую лепестки, а между лепестками ставлю белые точки – РОЗАН. У маленьких кругов красным цветом точки ближе к розану и лучики от них – КУПАВКА )

Физминутка:

Вспоминаем последовательность работы:

1) Готовим краску

2) Рисуем круги

3) Пока круги сохнут, рисуем листья

4) Красным и белым цветом превращаем круги в розан и купавки.

Оценка: Сегодня мы попробовали рисовать какие узоры? (ГОРОДЕЦКИЕ)

Как называются большие цветы в городецких узорах? (РОЗАНЫ)

А маленькие цветы? (КУПАВКИ)

Кто хочет показать свою работу?

Спрашиваю, что было рисовать трудно, понравилось ли и что понравилось?

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

«Знакомство детей с Городецкой росписью»

Тема : «Знакомство детей с Городецкой росписью».

Вид НОД - рисование.

Возрастная группа - старшая группа, 6-й год жизни.

Программное содержание :

Образовательные задачи : познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи : развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Методы и приемы :

Наглядные - Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.

Словесные - Рассказ о городецкой росписи, прослушивание русской народной мелодии, чтение стихотворения «Город-сказка-Городец», объяснение воспитателя.

Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие (игровые) - пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа : Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Оборудование:

Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Длительность - 25 минут.

Ход НОД :

Вводная часть:

В начале занятия дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.

Основная часть:

Воспитатель : я расскажу вам об истории промысла.

Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться, рада

Съездить в город Городец.

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.

Воспитатель: Понравилась вам наша выставка?

Дети : Да!

Воспитатель : Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка?

Дети занимают свои места за столами, которые расставлены так, чтобы видна была выставка. Рассматривание иллюстраций.

Повторение детьми названий (Городец, Городецкая роспись, оживка, подмалевок, бутон, розан, купавка, листья, ромашка).

Воспитатель : Так чем вам понравилась выставка?

Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.

Воспитатель : Из какого материала все эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель : Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид.

Воспитатель : Какие краски используют мастера?

Дети : розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.

Воспитатель : Вот, посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.

Рассматривание образца воспитателя.

Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули. Постучали.

Покрутили ( выполнить упражнение для рук).

Повертели.

И открыли (подуть).

Воспитатель: Присаживайтесь, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.

Показ воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:

1. Смешивание красок для получения нужного цвета.

2. Рисования основы – круга .

3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.

4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.

Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?

Дети : Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.

Воспитатель : Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик»

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, воду лей

На листок, на цветок

Кап-кап-кап.

На дорожку, на лужок

Кап-кап-кап.

Тучка в небе синяя

Самая красивая.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя

о время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети : На выставке мастеров городецкой росписи.

Воспитатель : Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.

Воспитатель : Чему мы научились?

Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель : Что вам понравилось на занятии?

Дети : Всё!

Воспитатель : Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые закладки мы с вами расписали! Вам нравится?

Дети: Да!

Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.

Воспитатель : А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети : Пети, Коли, Ани! Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.

Воспитатель : Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Выставка работ.