Проблемы и принципы социальной диагностики. Социальная диагностика: цели, этапы проведения. Основные принципы социальной диагностики

я.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Соц диагностика изуч не столько личность, сколько ее социальное окружение.

Структура социальной диагностики включает:

Изучение социально-психических и возрастных особенностей людей

Определение их способностей и интересов

Изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности

Выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов, кейсы, игровые методы, картографирование, библиографич методы.

Этапы:

Составляется гипотеза

Проверяется (анкеты, опросы, наблюдение,)

Постановка диагноза

Прогноз

Общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
построение выводов, на основе которых делается заключение.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования.

  • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации).

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии).

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи.

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм).

7. Заключение.» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Карта личности (форма с34па)

В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов

В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую « Карту личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», « Социально-педагогический паспорт личности и т.п.

Социальный педагог должен помнить три вещи:

Чем больше пунктов заполнено в карте личности тем лучше и полнее будет картина личности. Но при этом необходимо понимать целесообразность заполнение тех или иных пунктов формы, а следовательно и проведении диагностических исследований.

При заполнении максимально уменьшить субъективный фактор, по возможно каждый пункт в форме подтверждать результатом диагностических тестов или другими материалами. Например " Социально-бытовые условия" заполнять на основе Акта обследования семьи, "Мышление" - на основе психологической диагностики.

Карта личности - документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. В том числе при сборе, обработке и хранении информации.

Карта личности

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов).

2. Психологическая атмосфера в семье: данные о родителях, другие члены семьи, тип семьи, характер взаимоотношений родителей с ребенком, организация режима труда и отдыхаю

3. Особенности учебной деятельности: успеваемость учащегося, отношение к учению, интеллектуальные возможности учащегося, мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

8. Уровень самооценки личности.

9. Особенности поведения.

Методика диагностики микросреды. Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:

Выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;

Построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

Обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

Определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

2.1. Социальная диагностика

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников, работающих с семьёй, показывает, что, зачастую, члены семьи не отдают себе отчёта об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увлечён работой и не интересуется профессиональными успехами другого и т.п.). Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).
В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
Что же такое социальная диагностика?
С учётом всего вышесказанного можно предложить следующее определение. Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации (30.С.16). Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние (40).
Разумеется, в реальной работе жёстко выдержать подобные последовательность и разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке. Однако, для того, чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса.
Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе.
Стадия осмысления
Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия - одна из наиболее “болезненных” для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.
Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек или группа с необходимостью должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки.
Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия.
В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а так же содержание его статусно-ролевых характеристик.
Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта (ЗЗ.С.214).
Именно указанная выше необходимость признать собственные ошибки и просчёты и собственную ответственность за возникновение конкретной проблемы или группы проблем, делают названную стадию социальной диагностики весьма болезненной для человека. Разумеется, острота восприятия во многом зависит от его индивидуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее, было бы ошибкой предполагать, что человек способен совершенно без ущерба для своего психического и психологического состояния признавать несовершенство собственных решений и действий.
Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем.
Стадия разработки альтернативных целей
В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя следующие элементы (22,40).
Во-первых, - определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные, объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т.п.
При этом, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.
Вторым необходимым элементом рассматриваемой стадии социальной диагностики является расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека или группы, активизация их творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь “рассмотреть” в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. При этом, необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать не только какие-либо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы ранее, на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы или комплекса проблем, с которыми сталкивается субъект. Например, решение упоминаемой выше проблемы поиска новой работы, зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.
Наконец, третьим элементом настоящей стадии социальной диагностики является построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Как элемент социальной диагностики, идеал не предполагает своеобразного “отлёта” от реальности. В рассматриваемом случае, это перспектива, отодвинутая во времени и определённое обоснование всей дальнейшей деятельности субъекта.
Как и на предыдущих стадиях разработки альтернативных целей, построение подобного идеала предполагает совместную деятельность социального работника и клиента. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный и в принципе достижимый.
Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.
Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние
Будучи завершающим стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих процедур.
Во-первых, рационализация целей субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и чёткая последовательность.
Во-вторых, определение социальных партнёров и союзников субъекта, т.е. выявление тех людей, групп и организаций, на помощь и поддержку которых может рассчитывать субъект, в процессе деятельности по реализации ранее намеченных целей. Чем шире круг возможных партнёров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения субъектом собственных целей. Вместе с тем, не следует стремиться к искусственному расширению этого круга.
В-третьих, определение тактических приёмов достижения субъектом поставленных целей. В этом случае, социальный работник и клиент в ходе совместных усилий должны определить наиболее эффективные и результативные пути и способы деятельности последнего в ходе реализации ранее намеченной программы. Причём, эти пути и способы деятельности должны лежать в “поле” возможностей и способностей субъекта, его социальных партнёров и союзников.
В-четвёртых, поиск и определение материальных средств реализации поставленных целей. Это могут быть финансовые средства, организационные, технические, технологические и др. Все они должны быть доступны субъекту и освоены им. Только в этом случае последующее использование выбранных материальных средств деятельности позволит человеку, группе или организации добиться поставленных целей.
И, наконец, в-пятых, разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. На данном этапе завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему, во-первых, преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и, во-вторых, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.
При этом, важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению. Кроме того, не менее важно определить и степень реализуемости разработанной выше программы.
Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (40.С.286).
Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника (40.С.290).
1. Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.
2. Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза.
3. Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и “чуждое его природе”. Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию.
4. Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить такие важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы.
Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.
Что касается методов социальной диагностики, то необходимо заметить, что каждая социальная проблема, а тем более, комплекс проблем, требуют собственных методов постановки социального диагноза. Тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространённых и эффективных методов социальной диагностики.
1. Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
2. Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.
3. Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в “поле” межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.
4. Специаотные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.
Последующее развитие социальной работы как вида профессиональной деятельности и сферы теоретического анализа позволяет предположить, что система методов постановки социального диагноза будет развиваться и совершенствоваться.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.


Другие материалы:

Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является еди...

Проблемы и направления социальной политики в России в ходе экономических реформ
В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь.возрастает. В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, ...

Вывод
Социальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психолог...

Цели и этапы проведения социальной диагностики.

Суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Исходя из этого, целями диагностики состояния социального объекта являются:

Установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

Прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты,

Выработка социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Необходимо дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Поэтому на локальном (личностном) уровне социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

Как процедуре социальной технологии - социальной диагностике присущи все основополагающие требования процесса технологизации. В технологии социальной диагностики выделяют ряд этапов:

1- предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик;

2- измерение и анализ показателей;

3- построение выводов, заключение по диагнозу.

Важнейшим элементом осуществления социальной диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения.

Задачей общей диагностики является определение самых важных проблем "исследуемого социального явления, а специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются уже более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, социальный диагноз, или научное заключение о состоянии исследуемого объекта.

Таким образом, при осуществлении социальной диагностики необходимо последовательно пройти несколько этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение, т.е. диагноз.

Основные принципы социальной диагностики.

Социальная диагностика основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства решения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

1. принцип объективности, который следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, независимость исследователя от влияния внешних факторов: желаний и предпочтений начальства, интеллектуальной моды и т.д. Во-вторых, социальный работник должен избегать влияния на результаты своего анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Такое искажающее воздействие может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

2. принцип причинной обусловленности. Все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, и каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами.

3. принцип комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.

4. принцип верификации (научной обоснованности и подтверждаемости) социальной информации, то есть установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Существуют также специфические социально-этических требования - принципы диагностики - при работе с клиентом.

1. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

2. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

3. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

4. Принцип системности. Все, социальные проблемы определяет не одна причина, а несколько, часто даже система, сеть причин. В связи с этим, для того, чтобы определить источник жизненного затруднения клиента, и увидеть способы его разрешения, необходимо проводить анализ его микро­социальной среды, его семейных взаимоотношений; характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья и т.д.

5. Принцип клиентоцентризма. Рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента, индивидуального или группового.

Все принципы проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

  • Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной диа гностики как базовой технологии социальной работы. Технология соци­альной диагностики представляет собой специфический вид человечес­кой деятельности, который связан в основном с определением факти ческого состояния социального объекта с целью последующего коррек тирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. Рассматриваются методы и способы социальной диагностики.

    Цель: познакомить студентов с особенностями социально-диагнос­тической деятельности, основными ее этапами и методами постановки социального диагноза, порядком проведения анализа собранных данных и выделения ключевой проблемы.

  • Социальные объекты, явления и процессы функционируют и развиваются лишь на основе постоянных изменений, кото­рые затрагивают не только их структуру, но и качественную специфику. А это, как известно, вынуждает постоянно коррек­тировать их цели, стратегии и технологии, которые устарева­ют (так как были выработаны ранее) и теряют свою былую эффективность. Возникающее диалектическое противоречие обусловливает необходимость постоянного диагностирова­ния социальных объектов, явлений и процессов. При этом нужно прежде всего получить ответы на следующие вопро­сы: Что представляют собой социальные объекты и явления и ли процессы в настоящее время? Как они изменились? Ка­ковы тенденции их будущих и возможных изменений?

    Термин «диагностика» (от греч. аЧадпозИков - способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, как: 1) учение о методах и принципах распознавания болез­ней и постановки диагноза; 2) процесс постановки диагноза. В этом случае диагноз - определение существа и особеннос­тей болезней на основе всестороннего исследования больно­го. Что же касается понятия «социальная диагностика», то оно означает процедуру определения и распознавания объекта социального исследования. Этот специфический вид челове­ческой деятельности связан в основном с определением фак­тического состояния социального объекта с целью последу­ющего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. В широком значении понятие «социальная диагностика» фактически совпадает с понятиями «исследование», «социальная характеристика» и «типологиза-ция», а в узком специальном значении это один из видов реп­родуктивного социального познания.

    По объекту, на который направлена диагностика, ее клас­сифицируют на медицинскую, техническую, психологическую, социальную, экономическую и управленческую. В диагности­ческой практике чаще всего применяют социальную, эконо­мическую и управленческую диагностику.

    По предмету диагностики, т. е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностики:

      состояний - ориентирована на стационарные характе­ристики объекта;

      ситуаций - осмысливает некоторую совокупность собы­тий;

      проблем - сосредоточена на противоречиях и способах их Разрешения;

      Процессов, или процессуальная, - осмысление и оцен­ка закономерностей и динамики развития социальных про­цессов.

      В практике управления довольно часто используют диагностику ситуаций. По сути, она сводится к типологизации проблемных ситуаций, выделению их существенных призна­ков и оценке перспектив их развития.

      По степени формализации можно выделить формали­зованную диагностику, дающую строгие количественные оценки явлений и процессов, и качественную, которая ори­ентирована на получение общего впечатления об объекте диагноза и его качественных характеристиках.

      Для успешного решения социальных проблем необходи­мо, чтобы своевременно и в полном объеме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы, так и возможные пути и способы их решения. Это происходит в случае, если спе­циалист (социальный работник) владеет навыками деятельнос­ти, которую можно определить как социальная диагностика.

      Широкое распространение термин «социальная диагнос­тика» получил в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. Станов­ление диагностической школы социальной работы связано с именем М. Ричмонд. В 1917 г. вышла в свет ее книга «Соци­альные диагнозы», в которой развивается оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологичес­кие проблемы клиента.

      Дальнейшее развитие диагностических подходов свя­зано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет по­нятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается и начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступает в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволяет увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценоч­ную проблематику.

      Модель диагностической школы окончательно складыва­ется в 30 - 50-е годы XX в., когда активно разрабатываются ее теоретические принципы. В дальнейшем ее развитие находит отражение в работах Ф. Холлис и Дж. Вудс в 1970-1980 гг., в которых сформулированы два основополагающих принципа диагностического подхода в социальной работе: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его про­блемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса есть диа­гноз и лечение.

      Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Социальная диагностика как технология социальной работы - это комплек­сный процесс исследования социального явления с целью вы­явления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тен­денции дальнейшего развития. Цель диагностики - установле­ние достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомен­даций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

      Успех деятельности социального работника во многом за­висит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере при­обретает особую значимость, так как дает возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять це­ленаправленные меры социальной защиты различных групп населения.

      Необходимость овладения навыками социальной диагнос­тики обусловлена рядом причин.

      Во-первых, субъект, будь то отдельный человек (группа или организация) не всегда имеет четкие и адекватные представ­ления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников показывает, что часто члены семьи не отдают себе отчета об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увле­чен работой и мало уделяет внимания семье и т.п.). Процесс со­циальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения.

      Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение пробле­мы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внут­ренним, сущностным содержанием. Например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребенка к новому окружению, может внешне проявляться в резком снижении успеваемости в школе, негативных проявлениях в поведении, замкнутости и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы может не толь­ко осложнить процесс ее решения, но и создать новые, более сложные и тяжелые затруднения как для ребенка, так и для его родителей.

      В-третьих, в процессе социальной диагностики появляет­ся возможность не только вскрыть определенные проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функциони­рования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы имеют для субъекта первосте­пенное значение и почему.

      Для успешного осуществления работы по социальной диа­гностике какой-либо проблемы или группы проблем необхо­димо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру, включает в себя следующие стадии (этапы):

      Осмысление, т. е. анализ сложившейся ситуации, ее при­чин и характерных особенностей;

      разработка альтернативных целей, приемлемых для кон­кретного субъекта;

      поиск способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.

      В практике социальной работы бывает достаточно сложно точно выдержать подобную последовательность и разграни­чение стадий. Часто приходится решать эти задачи либо од­новременно, либо в очень короткое время. Однако эти три составляющие процесса социальной диагностики методоло­гически важны, так как анализ каждой из стадий позволяет выделить характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие трудности, которые должен преодо­леть социальный работник.

      Стадия осмысления - одна из наиболее сложных и для клиента, и для социального работника. Она определяется те­ми задачами, которые должны быть решены на данном этапе социальной диагностики.

      Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и со­циального работника необходимо произвести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственные проблемы, че­ловек или группа должны признать собственные ошибки, про­счеты, завышенные требования, критерии или оценки.

      Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществленные на их основе действия.

      В-третьих, следует произвести анализ той системы соци­альных связей и отношений, в которые включен субъект, а так­же содержание его статусно-ролевых характеристик.

      Завершением стадии осмысления становится вывод 0 причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта. Разу­меется, острота восприятия во многом зависит от его индиви­

      дуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее было бы ошибкой предполагать, что человек способен совер­шенно без ущерба для своего психического и психологическо­го состояния признавать несовершенство собственных реше­ний и действий.

      Стадия разработки альтернативных целей. В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке пе­ред собой такой системы целей, которая максимально соответ­ствует его возможностям, способностям, социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии, включающей в себя следующие элементы.

      Определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные объективные об­стоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им решений. Напри­мер, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и трудоустройства, необходимо учитывать не только желания и устремления клиента, но и его уровень образования, ква­лификацию, востребованность данной работы на рынке труда и т.п. При этом социальному работнику необходимо совмес тно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный анализ сложившейся ситуации.

      Расширение социальной свободы субъекта, активи зации его творческих и социальных сил. Задача социальног работника состоит в том, чтобы «суметь рассмотреть» в кл: енте активное, творческое начало, помочь ему найти новы возможности для приложения своих творческих сил с макс мальной результативностью. Например, поиск новой работ зачастую осложняется тем, что клиент не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, ко­торые для него привычны и комфортны.

      3. Построение нового идеала, стремление к которому поз­волит субъекту максимально эффективно выстроить всю сис­тему последующей жизнедеятельности. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспек­тивный и в принципе достижимый.

      Таким образом, стадия разработки альтернативных целей дает возможность найти пути и способы деятельности для ре­шения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, и поставить перед ним новые цели, раскрыть те его способности и возможности, которые позволят их реализовать.

      Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние. Будучи завер­шающей стадией процесса социальной диагностики, она пред­полагает перевод сформированного ранее идеала в конкрет­ные цели субъекта, которые могут быть достигнуты им в про­цессе последующей жизнедеятельности.

      На данной стадии происходит рационализация целей субъ­екта и определение тактических приемов и материальных ресурсов их достижения. Если на предыдущей стадии социаль­ной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и четкая последовательность действий, должны быть определены наиболее эффективные пути и способы достиже­ния поставленных целей, лежащие в «поле» возможностей и способностей клиента.

      Также происходит определение социальных партнеров и союзников субъекта, т. е. выявляются те люди, группы и ор­ганизации, на помощь и поддержку которых может рассчиты­вать субъект. Чем шире круг возможных партнеров и союзни­

      ков, тем более вероятным становится факт достижения целей.; субъектом.

      Кроме того, осуществляется разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состоя­ние. На данной завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту* конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения, выстроить новую, более эффе* тивную систему последующей жизнедеятельности. При этом важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т. е. необходимо ему и его окруже-1 нию.

      Таким образом, процесс социальной диагностики позволя­ет выявить и с определенной степенью достоверности устано-1 вить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полН ноценному социальному и личностному функционированию: человека, группы или организации, а также основные причины I возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный; диагноз, т. е. четко обозначенный и названный перечень про­блем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависим мости и иерархии.

      Последовательная реализация основных стадий социаль- ; ной диагностики основывается на строго определенных прин­ципах, соблюдение которых гарантирует получение достовер-; ных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работ­ника.

      Принцип объективности, который следует рассматрЯ вать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должев зависеть от влияния внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный рабов I ник должен противостоять влиянию внутренних факторов нИ

      результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание, аберрация - отклонение от истины, собственного жизненного, семейного опыта). Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социаль­ных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

      Принцип верификации социальной информации, т. е. ус­тановления ее достоверности, возможности проверки при по­мощи других процедур или других источников данных.

      Принцип системности в диагностике (или комплексный подход) позволяет установить, что социальные проблемы явля­ются поликаузальными, т. е. их зарождение и развитие опреде­ляется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разре­шения жизненного затруднения клиента, необходимо проана­лизировать его микросоциальную среду, его семейные взаимо­отношения; необходимо иметь представление об интеллекту­альном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, кото­рый способен произвести углубленную диагностику, он должен. Последовательное соблюдение данного принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

      Принцип конфиденциальности не допускает разглаше­ния результатов социального диагноза без персонального со­гласия лица, которое является объектом исследования. Если ЭТо Дети, то на разглашение результатов обследования обяза- ел ьно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

      Принцип клиентоцентризма - рассмотрение всех сто­рон социальной действительности, всех связей и опосредо- Ва ний социальной ситуации с точки зрения интересов и прав

      индивидуального или группового клиента. Социальные ин титуты защищают интересы государства и общества, их о дельных учреждений или организаций. Социальный работни защищает интересы клиента (разумеется, если это не входи в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит сво деятельность.

      Последовательная реализация перечисленных принцип позволяет организовать социальную диагностику как едину целостную систему и избежать субъективных отклонений и и кажений действительности.

      Социальная диагностика - интегративная технологи включающая в себя совокупность методов. В зависимост от специфики диагностируемой проблемы или явления мог использоваться различные методы социальной диагностик классифицируемые по различным основаниям.

      В зависимости от предмета социальной диагностики (пр чины или текущее состояние социальной проблемы) можн выделить:

      историко-генетические методы, которые призваны оп­ределить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных ста­диях жизни клиента (биографический метод, глубинное интер­вью, анализ документов и иных продуктов деятельности, ге- нограмма семьи и др.);

      структурно-функциональные методы, которые пред­полагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяю­щих различные его элементы, т. е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет (анкетирование, тестирование, анализ статистических данных и др.).

      В зависимости от этапа социальной диагностики исполЦ зуются методы:

      сбора информации, включающие широкий спектр об щенаучных, социологических, психологических и др. методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа

      обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование и др.).

      В зависимости от науки или области практической де­ятельности выделяют методы:

      общенаучные, представляющие собой процедуры иссле­дования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение и др.);

      социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса, социально-статистические методы и др.);

      психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отноше­ний (различные модификации тестирования, психологический эксперимент, проективные методики и др.);

      специальные, направленные непосредственно на выра­ботку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или ком­плексом проблем, являющихся объектом социально-диагнос­тической деятельности в каждом конкретном случае (состав­ление социального паспорта семьи, класса, школы, района; составление социальных портретов, социограммы супруже­ства и др.).

      Рассмотрим наиболее распространенные в практике соци­альной работы конкретные методы социальной диагностики.

      Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существуют два основных класса оп­росных методов: интервью и анкетный опрос.

      Интервью - проводимая по определенному плану бесе- Да " предполагающая прямой контакт интервьюера с респон­дентом. Существует два типа интервью: свободное и фор­

      мализированное. Они отличаются степенью активности ис­следователя и интервьюируемого. Эффективность интервью; зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают! о запланированном разговоре), и к исследователю, который! должен предусмотреть для себя схему, определяющую, ка­кую информацию, в каком объеме и от кого он может и дол­жен получить.

      Анкетирование - метод сбора информации путем формали­зованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосре­довано анкетой (вопросником) - совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявле­ний личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

      Путем анкетирования и интервьюирования может осу­ществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

      Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации. Основное требование, которому должен соответство­вать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и на­выков. Причем имеются в виду знания не только по обсуж­даемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы не­обходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

      Основные технологические условия, обеспечивающие ус­пех беседы:

      Умение заинтересовать собеседника предлагаемой теч мой беседы;

      создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

      искусное использование методов убеждения и внуше­ния.

      Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредствен­ной регистрации исследователем событий и условий на местах. Существуют различные разновидности наблюдения: включен­ное и невключенное, формализованное и неформализованное. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности и т.п.).

      Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристи­ку изучаемого явления. В отличие от других методов, тести­рование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпре­тации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

      Тест-опросник имеет тщательно продуманные и прове­ренные вопросы, по ответам на которые можно судить о соци­ально-психологических качествах испытуемого.

      Тест-задание - оценка психологии и поведения человека н а базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специаль­ные задания, по которым можно судить о наличии степени Развития или отсутствии у него изучаемого качества, состоя­ния, проблем.

      Достоинство тестов состоит в том, что они могут приме­няться к категориям населения, различающимся по возрасту, к Ультуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостатком

      является то, что испытуемый может сознательно влиять на ре­зультаты, зная механизм теста.

      В этих случаях целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проек ции, согласно которому неосознаваемые собственные качес­тва, особенно недостатки, человек склонен приписывать дру­гим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уров­ня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

      Например, известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован (обусловлен) эмоциональной атмо сферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотноше ний, не осознаваемый членами семьи.

      Проективная методика «Человек под дождем» ориентирована на диа­гностику силы «Эго» человека, его способности преодолевать неблаго­приятные ситуации, противостоять им. Испытуемому предлагается нари­совать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем.

      Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести допол­нительное интервью после завершения процедуры тестирования.

      В социальной работе с семьей и детьми широкое распространение получил тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфма­на, который позволяет получить информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тре­вогу у ребенка, показывает, как он воспринимает членов семьи и свое место среди них.

      Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок яв­ляется творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ре­бенком своей семьи, но и позволяющей ему анализировать, переосмыс­ливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но и направлен в будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных се­мейных отношений.

      Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы осле рисования. Во время рисования следует записывать все спонтан­ные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фикси-повать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на писунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

      В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными считаются качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание ри­сунка или его отдельных частей, затушевывание элементов рисунка. Со­держательными характеристиками рисунка являются изображаемая де­ятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

      При интерпретации КРС основное внимание обращается на анализ аспектов:

      структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари­сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на ри­сунке);

      особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел членов семьи);

      процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

    • Биографический метод- способ исследования, диагнос­тики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести вза­имосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте ее личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев раз­вития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

      Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех ее Эт апах. Для сравнения используются нормативные эталоны, Ста -ндарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема в °зникает в случае отклонения от существующего стандарта.

      В ходе проведения диагностики важно выделить такие срав­нения, которые помогут определить потенциальные результа­ты (стандарты будущего), на которых будут базироваться стра­тегические пути решения социальных проблем.

      В процессе диагностики требуется определить степень важ­ности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе кото­рого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты реше­ния исследуемых социальных проблем по определенному ран­гу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая груп­пировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

      Метод деления целей (древа целей) исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень на­столько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

      Выше перечисленные методы не исчерпывают всего мно­гообразия методических способов и приемов осуществле­ния социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

    • Темы для семинарских занятий

      Сущность и содержание социальной диагностики.

      Основные этапы становления диагностической школы социаль­ной работы.

      Методы социальной диагностики.

      Методы, структура и функции социально-диагностической де­ятельности.

      Темы для написания докладов и рефератов

      Сущность и виды социальной диагностики.

      Сущность и содержание дихотомии.

      3 Классификация основных видов социальной диагностики и их ха-оактеристика.

      р 4. Методы социальной диагностики и их характеристика.

      Метод анализа и синтеза.

      Метод измерений.

      Метод моделирования.

      Метод экспертных оценок.

      Структура социально-диагностической деятельности. Список литературы

      1. Бернлер Г., Юнссон Н. Теория социально-психологической работы. -М 1992.

      " 2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд.,

      испр и доп. - М., 2003.

      3. ПейнМ. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие /

      Под ред. Д. Камплинга. - М., 2007.

      Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. акаде­мика РАН В.И. Жукова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2008.

      Технологии социальной работы с различными группами населе­ния: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М., 2009.

      Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содер­жание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005.