Положение о создании службы охраны труда. Положение о службе охраны труда на предприятии. О порядке ознакомления

Modern textile factory manager using tablet computer


На каждом предприятии описываемое положение играет ключевое значение. Работодатель в условном учреждении обязан проследить за оформлением данного акта в соответствии с профильным законодательством (включая положение о комиссии по охране труда). Деятельность данного предприятия при этом не имеет значения — документ является обязательным для каждого структурного подразделения. Далее будет рассказано об особенностях его составления.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Цель его обязательного утверждения — безопасность производственного персонала и каждого сотрудника — . В каждом случае работник должен самостоятельно ознакомиться с описываемой инструкцией, а обеспечение такого ознакомления лежит на руководителе организации. Именно директор предприятия несет формальную ответственность не только за разработку, но и за процедуру ознакомления. Данный акт является своеобразной должностной инструкцией для локального органа охраны труда.

Как разработать положение о службе охраны труда?

Основной элемент данного положения — это сфера деятельности предприятия. Оно не может быть одинаковым в образовательном учреждении и локальном промышленном предприятии.

На 2018 год Правительством разработаны общие методические рекомендации (12/85.11), которых и следует придерживаться. Изначально уточняется специфика работы, после чего в указанных рекомендациях (в оглавлении) выбирается соответствующая отрасль. Для каждой отдельной отрасли разрабатываются отдельные нормы.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда?

Обязанность разрабатывать систему условий возлагается на лицо, какое отвечают за общую охрану труда локального предприятия. Указанный специалист назначается работодателем, после чего он может самостоятельно заниматься формированием подконтрольной ему службы и разрабатывать описываемое положение. Помимо этого работодатель может назначить и любого стороннего сотрудника организации, обладающего специальными профильными знаниями.

Выполнение и учет подобных функций ложатся, как правило, на специалиста, имеющего соответствующее образование.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Для любого предприятия, еще до утверждения описываемого положения о локальной службе охраны, изначально потребуется подготовить некоторые нормативные акты. К таковым на практике относятся:


  • Устав профильного государственного министерства в обязательно утвержденной форме;
  • Акт аттестации рабочих мест установленным нормативам;
  • Основной приказ о формировании органа.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

В Российской Федерации для предприятий разного уровня типовой образец будет выглядеть по разному — школа и промышленное предприятие функционируют по совершенно иным правилам работы, поэтому и работники осуществляют здесь свою деятельность по совершенно разным документальным основам.

Диспозитивные основы для всех случаев описываются в профильном Постановлении № 1/29 . Именно этими данными и следует руководствоваться при составлении описываемого документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Что касается промышленной безопасности, в этом случае все более конкретно. Управление каждым предприятием, вплоть до его ликвидации, предполагает действие типового акта, в соответствии с которым работники службы будут исполнять свои формальные обязанности.

В сегменте промышленной безопасности основное значение выделено именно безопасности сотрудников в работе с производственными агрегатами. Соответственно, основное назначение службы — отслеживание соблюдения императивов по охране труда на предприятии.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

Как и любой локальный документ, описываемый акт не вводится в использование до издания профильного приказа со стороны работодателя организации. Поэтому до этого времени в действии находится ранее изданный акт, какому и следует соответствовать. Сразу после разработки нового документа, уполномоченный работник предоставляет его для ознакомления работодателю. Если ссылки на документацию указаны верно, а общая структура отвечает указанным ранее рекомендациям, то работодатель выносит профильный приказ.

Расскажем, как избежать ошибок при подготовке Положения об организации работы по охране труда, на какие моменты нужно обратить внимание. Скачайте готовый образец.

Читайте в статье:

Положение об организации работы по охране труда

В 217 статье ТК РФ работодателю предписано включить в штатное расписание должность специалиста по ОТ или создать соответствующую службу. Служба формируется только в том случае, если работодатель примет такое решение, и это – его право.

СОТ может быть создана при 50 или большем количестве штатных сотрудников, если специалист по ОТ не может одновременно проводить работу во всех подразделениях компании. Решение принимает руководитель предприятия, который отвечает за организацию охраны труда в целом. Он несет как административную, так и уголовную ответственность за все несчастные случаи с работниками .

Ответственным за разработку Положения является руководитель СОТ. Для этого он обладает знаниями и умениями, которые указаны в квалификационном уровне № 7 в . Документ должен быть согласован с юрисконсультом, поскольку речь идет о структурном подразделении предприятия. Сведения о его создании должны быть отражены не только в приказе, но и в Уставе организации.

Что должно содержать Положение о службе охраны труда на предприятии

Данный документ устанавливает права и обязанности сотрудников СОТ. В первую очередь, речь идет о её руководителе. Поскольку профстандарта "Руководитель службы охраны труда" нет, наименования должностей специалистов, осуществляющих работы в области ОТ, должны соответствовать требованиям, установленным ЕКС ().

В Положении следует расписать, какими конкретно вопросами занимается каждый специалист по ОТ, какую отчетность сдает, какие структурные подразделения курирует. Как пример, можно рассматривать типовой документ РЖД.

Также должна быть зафиксирована персональная ответственность сотрудников СОТ за результат. Если работники не будут выполнять свои задачи, руководитель организации вправе привлечь начальника службы и сотрудников к дисциплинарной ответственности. Все их обязанности перечислены в профстандарте В Положении не нужно указывать обязанности, которые не относятся к охране труда, например, обеспечение пожарной безопасности или работу по гражданской обороне.

Вопрос о численности работников службы ОТ Трудовой кодекс РФ в статье 217 отдает полностью на усмотрение работодателя. При этом должны учитываться многие факторы – , численность подразделений, отдаленность и т.д. В настоящее время не существует законодательно установленного эталона численности. года можно применять только как рекомендацию, не более.

Образец положения по охране труда в организации 2019

Образец разработан экспертами справочной Системы «Охрана труда». Вы можете скачать его ниже.

Структура документа включает несколько взаимосвязанных разделов. Как правило, в первом излагаются общие вопросы. Управление охраной труда в организации выполняет ее руководитель. Он делегирует свои полномочия службе ОТ, а руководителям подразделений оставляет роль технических исполнителей.

Сотрудники СОТ должны быть примером четкого соблюдения требований законодательства, производственной дисциплины, санитарии, правил внутреннего трудового распорядка, деловой этики. Они обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, колдоговорами, локальными документами организации . Запрещено требовать от руководителей структурных подразделений исполнения отмененных, а также незарегистрированных в Минюсте ПОТ или ГОСТ добровольного применения.

Во втором разделе необходимо указать основные задачи и функции службы. Их удобно извлечь из профстандарта № 524н. Не следует писать в задачи невыполнимые цели. должны обеспечивать возможность посещения любого помещения предприятия в любое время.

Сотрудники службы вправе требовать отстранения от работы лиц, не отвечающих требованиям к допуску для выполнения работ. Такими основаниями являются несдача экзамена или . Также они имеют право ходатайствовать об остановке работ, угрожающих жизни и здоровью работников, о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей, в том числе руководителей и специалистов.

В третьем разделе уделите внимание организационным вопросам: оснащению техникой, средствами связи, плакатами, уголками, и т.п. В четвертом разделе укажите, каким образом происходит административный и общественный контроль за ОТ.

1. Общие положения

1.1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает Службу охраны труда.
1.2. Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
1.3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем Службы.
1.4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
1.5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

2. Основные задачи службы охраны труда

2.1. Основными задачами Службы являются:
2.2. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2.3. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
2.4. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
2.5. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:
3.2. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
3.3. Организация, методическое руководство при проведении специальной оценки условий труда и контроль за ее проведением.
3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
3.6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
3.9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
3.10. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмоопасности, материалов специальной оценке условий труда и др.), в соответствии с установленными сроками.
3.11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
3.12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом.
3.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
3.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации в соответствии с постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003.
3.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
3.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
3.18. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
3.19. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
3.20. Осуществление контроля за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением специальной оценке условий труда;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
3.21. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

4. Права работников службы охраны труда

4.1. Работники Службы имеют право:
4.2. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
4.3. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.4. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.5. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
4.7. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
4.8. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
4.9. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. Организация работы службы охраны труда

5.1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
5.2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.
5.3. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
5.4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
5.5. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

6. Формирование службы охраны труда

6.1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.
6.2. В организации с численностью более 50 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
6.3. В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

7. Контроль и ответственность

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
7.2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Источник - https://www.trudohrana.ru/

Служба охраны труда выполняет одну из самых важных функций на предприятии, следит за тем, чтобы все работники предприятия были максимально защищены и не подвергали себя и других производственным рискам. Не все юридические лица обязаны иметь сотрудников отслеживающих нормы охраны трудовой деятельности на фирме. Однако их наличие влечет за собой обязанность по составлению положения, ориентируемого на цели обеспечения безопасности конкретного предприятия.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает определенные предприятия вводить штатного подчиненного, который будет обеспечивать контроль за безопасностью труда. Это может быть один человек – инженер или специалист, а может быть целый отдел. Количество работников определяется общим объемом сотрудников на предприятии. При численности менее полуста работающих введение должности считается нецелесообразным и остается на усмотрение работодателя. Если количество рабочих единиц на предприятии превышает полсотни, то единица вводится в обязательном порядке.


Как разработать положение о службе охраны труда?

Для первоначальной разработки положения о службе охраны труда следует проанализировать типовой Перечень Минздравсоцразвития. Целью изучения является последующий выбор необходимых пунктов из всего предложенного типового списка. Каждое предприятие, опираясь на свою специфику должно выбирать ориентированные на его пункты. Следует заметить, что вопрос о самовольном формировании пунктов на сегодняшний день является спорным моментом. Минздравсоцразвитие не запрещает дополнять список своими пунктами. В то же время Министерство финансов запрещает самовольное внесение параграфов в содержание документа. Хотя такие указания и противоречат друг другу, позволяя работодателю оформить документ на свое усмотрение, но все лучшим вариантом будет следовать всем законодательным нормам в отношении данного вопроса.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда

Разработка документа весьма ответственное мероприятие. Обычно его оформлением и дальнейшим согласованием занимаются специалисты с определенными навыками и знаниями.
Разрабатывать документ могут:
Сам руководитель предприятия;
Сотрудники кадрового отдела;
Инженер по обеспечению безопасности производственной среды или специалист этого отдела;
Другие ответственные сотрудники.
Ответственным за разработку назначается один специалист, но фактическое участие в разработке принимают практически все отделы. Следует не забывать приглашать к рассмотрению главного бухгалтера учреждения.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Комплекс мероприятий по данного вопроса переносится в содержание документа с учетом законодательной базы РФ и отдельных нормативных актов предприятия.
Для самостоятельной разработки системы по обеспечению соответствия производственных норм государственным стандартам следует учитывать:

  • ТК РФ в части ст.217;
  • ГОСТ 12.0.230-2007;
  • Постановление Минтруда №14 с инструкцией по организации работ СОТ;
  • Типовой перечень от Минздравсоцразвития.

Кроме представленный правовых актов следует руководствоваться также и локальными нормами, которые были приняты в учреждении ранее.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

Типовое положение о службе охраны труда содержит следующие разделы:

  • Разделы общего плана, описывающие цели и задачи документа;
  • Пункт, освещающий деятельность предприятия;
  • Конкретные указания по распределению обязанностей;
  • Пункты, освещающие проведение инструктажей для обеспечения безопасности;
  • Отдельно стоит описать, как будет производиться контроль предписаний и управление документом;
  • Какие мероприятия будут регулярно проводиться для улучшения производственных особенностей рабочих мест.

В конце положения о службе безопасности и охраны труда на предприятии следует обозначить перечень приложений, на которые даны ссылки в самом тексте документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Разработка текста документа осуществляется путем изложения требований к безопасной реализации рабочих функций, расследованию и ликвидации возникших негативных условий. Текст должен быть максимально понятным и не иметь двусмысленных выражений, во избежание неправильной его трактовки.


Соответствующий документ должен описывать права и обязанности сторон. Также стоит не забывать о целях документа. Основной задачей при разработке является соблюдение требований норм промышленной безопасности. Вне зависимости от типа инструкции назначается ответственный за ведение и контроль мероприятий.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

В приказе по утверждению разработанного положения необходимо указать цель создания документа. Предваряя указания, по исполнению написанного, следует аргументировать необходимость принятия подготовленной бумаги.
Основной целью приказа является утверждение представленного проекта и назначение ответственного за контролем исполнения.
Приказ утверждается директором учреждения, и доводиться до сведения всех подразделений.

При реализации своих трудовых обязанностей каждый трудящийся должен быть уверен в сохранности своего здоровья. С этой целью законодательством разработаны нормы, в соответствии с которыми должны функционировать каждая организация.

    Обеспечение охраны труда на предприятии - с чего начать в 2018 году

    Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение таких условий трудовой деятельности, которые будут для работников…

    Охрана труда и техника безопасности на производстве

    Охрана труда на предприятии является важным аспектом трудовой деятельности. Ее нормативы регламентируют определенные рамки рабочего…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии

    Организация безопасной трудовой деятельности является одной из основных обязанностей работодателя. Законодательство предписывает в данном вопросе…

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе охраны труда

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

3. Служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда. органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля,

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

II. Основные задачи службы охраны труда

1. Основными задачами Службы являются:

1.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

1.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

1.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

1.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

1.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

III. Функции службы охраны труда

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и- работу с вредными или опасными условиями труда.

10. Организация расследования несчастных случаев на производстве.

11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) .

17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

19. Организация совещаний по охране труда.

20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

23. Осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от II марта 1999 г. N 279;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических.освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевые продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

IV. Права работников службы охраны труда

1. Работники Службы имеют право:

1.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

1.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма -приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

1.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а" также нарушающих требования законодательства об охране труда.

1.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к. ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

1.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

1.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

1.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

1.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование службы охраны труда

1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

VII. Контроль и ответственность

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.